Балашева Наталья Петровна
Учитель начальных классов
ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 1920
г. Москва
Провела Малышева Екатерина Леонидовна Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа село Ныр Тужинского района Кировской области
Профессия (от латинского professio) род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником существования
Многими профессиями овладел человек
Он научился строить дома
Лечить людей и животных
Для облегчения жизни изобрел разные машины
Приборы для изучения природы
Исчезли многие профессии, но появилось множество новых
В наши дни главным помощником человека стал компьютер
Современные автоматические устройства облегчают труд человека, опасные работы выполняют механизмы
В любое время очень ценятся мастера своего дела, прекрасные специалисты
Соедини названия профессии человека и орудие его труда строитель учитель пожарный астроном маляр указка телескоп мастерок кисть шланг
Он встает, когда вы спите, Чтоб муку просеять в сите, Докрасна натопит печь, Чтобы хлеб к утру испечь. Назови профессию человека
Его работа в глубине На самом дне. В акваланге, в маске, в ластах Тот, кто плавает прекрасно Назови профессию человека
Как называется эта профессия?
Люди какой профессии используют этот предмет?
Кем ты хочешь стать когда вырастешь?
Спасибо за внимание!
Все профессии нужны, все профессии важны! Внеурочная деятельность «В мире слов» Руководитель: Ларичева О. В.
УЧИТЕЛЬНИЦА Нравится всезнайке Оле Быть учительницей в школе – Мелом на доске писать Букву «А» и цифру «5». И указывать указкой: «Это сом! А это ласка! Это рыба! Это зверь! Это парта! Это дверь!» «Динь-динь-динь!» – звенит звонок, Вот и кончился урок. И должны ученики Тряпкой мел стереть с доски.
художник На холсте художник Петя Нарисует всё на свете. Опускает в краску кисть И на холст её хлобысть! Хорошенечко размажет, «Хороша картина!» скажет. Будут люди много дней Думать, что же здесь на ней. Кисть помыл художник наш И взялся за карандаш. Поточил, порисовал. Получился самосвал!
строитель Для строителя привычно Строить новый дом кирпичный. Экскаватором Степан Вырыл в поле котлован, В землю вбил большие сваи, А теперь цемент мешает, Ровно кирпичи кладет Ветер щелки не найдет. Кирпичи с земли Степану Поднимать сподручно краном. Вот и новый дом готов, Запускать пока котов!
дрессировщица Укротительница Надя Носит хлыст не драки ради. Только скажет: «Алле оп!» Тут же слон на тумбу хлоп! Хоботом потешно машет И на задних лапках пляшет. Ей и льву в большую пасть Голову не страшно класть. Позабыв про сон и игры, Прыгают сквозь кольца тигры. После представленья Надя Всех покормит и погладит.
уборщица У уборщицы Карлотты Очень важная работа: Подмести, пропылесосить, Всё поднять, что на пол бросят, Вымыть окна, стены, пол, Протереть от пыли стол. Мусор вынести в мешочках, Напоить цветы в горшочках, Проследить, чтоб тут и там Всё стояло по местам.
фермер Деревенский фермер Вова Знает, как доить корову, Траву на лугу косить, Пойло для свиней месить, Справиться с козой рогатой, Огород вскопать лопатой, Грядки прополоть, взрыхлить И из леечки полить. Просыпаясь до рассвета, Вова трудится всё лето, Чтобы на зиму запас Для него был и для нас.
врач Любит делать доктор Лола Всем прививки и уколы, И, велев «А-а!» пропеть, Горло палочкой смотреть, Ставить градусник под мышку, Слушать трубочкой одышку, И в особую тетрадь Все подробности писать, И мальчишкам, и девчонкам Мазать ссадины зеленкой, Руки-ноги бинтовать И рецепты штамповать.
спортсмен Нравится спортсмену Ване Побеждать в соревнованьях! Может молот он метать, Бегать, прыгать, приседать, Плавать, шпагами сражаться, Подтянуться и отжаться, Быстро вёслами грести И на пьедестал взойти Выше всех, чтоб сразу дали Кубки все и все медали!
Салон красоты Нравится работать Соне Парикмахером в салоне – Причесать, постричь, завить, Лаком для волос облить. Косметологу же Асе Нравится ресницы красить, Пудрить лоб и пудрить нос, Красить губы ярче роз, Щечки бледные румянить, Веки затенять тенями, И на пальчиках руки Красить лаком ноготки.
повар Повар Вася очень ловко Чистит ножиком морковку, Сыр на крупной тёрке трет: Взад-вперед да взад-вперед. Суп мешает поварешкой И толкушкой мнет картошку, Режет ножиком укроп: Вжик-вжик-вжик и в миску оп! Получилось вкусно чтобы, Лично с блюд снимает пробы. Все посолит, поперчит И горчицей погорчит.
столяр У Семена-столяра Дело спорилось с утра: Он строгал, пилил, сверлил, Гвоздик молотком забил, А шуруп блестящий верткий Быстро завернул отверткой. Так он смастерил буфет, Стол, комод и табурет. А потом их шлифовал, Ярким лаком покрывал И приделывал к ним ручки, Ножки и другие штучки.
музыканты Дирижер оркестра Паша Палочкой особой машет, Чтобы каждый инструмент Песню в нужный спел момент – Арфа, дудочка, баян, Контрабас и барабан, Ксилофон, рояль, гитара, Скрипка и певица Лара: «Тра-ля-ля! Тра-ля-ля! Тра-ля-ля и вуаля!» Им похлопаем в ладоши – Ах, какой концерт хороший!
гимназия
№ 23 города Краснодара
Урок
окружающего мира в 1 классе
«Начальная школа
века»
обучающая – формирование
представлений первоклассников о
различных профессиях;
развивающая – формирование
общеучебных умений, эрудиции ребенка,
его общей культуры;
воспитывающая – воспитание
уважения к людям различных профессий,
результатам их труда.
– уточнение и
обогащение знаний о профессиях;
– воспитание уважения к людям различных
профессий, результатам их труда;
– развитие познавательного интереса,
умения выделять существенные и
несущественные признаки объекта, умения
сравнивать, обобщать;
– развитие речи учащихся, умения делать
выводы на основе полученной информации.
Для эффективного использования учебной
презентации на интерактивной доске
– отключена смена слайдов № 1-8 по щелчку,
чтобы исключить случайные движения
детей, которые могут повлиять на ход
презентации;
– на слайдах № 1-8 на элементы с опросами,
слова-действия, предметы настроен эффект
анимации «триггер» для осуществления
интерактивности;
– на слайде № 3 для запуска видеоролика
из мультфильма нужно нажать на гиперссылку
;
а для запуска музыкальных фрагментов
нужно нажать на гиперссылку
,
для того, чтобы остановить музыку – на
клавиатуре нажать клавишу .
I.
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинаем наш урок.
II.
Проверка выполнения домашнего задания.
Учащиеся показывают и комментируют
свои рисунки по теме «Правила поведения
на дорогах».
–
Кто из этих людей следит за соблюдением
правил дорожного движения, поможет
взрослому и ребёнку в случае необходимости?
(Милиционер.)
– Думаю, остальных людей вы тоже узнали,
кто это? (Продавец, строитель, водитель,
врач.)
– Расскажите, где вы встречали их, чем
они занимаются.
– Милиционер, продавец, строитель,
водитель, врач – как можно назвать одним
словом? (Профессии.)
– Как вы думаете, а какие профессии
«спрятались»? Дети высказывают свои
предположения.
Игра
«Отгадай профессию по описанию»
– Отгадайте загадку и узнаете, кто за
синей шторкой:
Дайте этому продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Ждёт вас вкусная еда. ( Повар)
Отгадав
загадку, дети на доске нажимают на
цветной элемент, он растворяется,
открывая рисунок.
– Кто
за жёлтой шторкой?
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
И, конечно, непременно
Подстрижёт вас современно. ( Парикмахер)
– Кто
за зелёной шторкой?
Охранять границу – важно!
И его туда зовут.
С верным псом они отважно
Службу РОДИНЕ несут. ( Пограничник)
– Кто
за розовой шторкой?
Если вдруг беда случится,
Где-то что-то загорится,
Он, туда поедет срочно.
Он погасит, – это точно. ( Пожарный)
Сообщение темы и целей урока.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на
нашем уроке? (О профессиях.)
– Сегодня на уроке мы побываем в мире
профессий. И попробуем ответить
на вопрос:
Какая профессия самая важная?
IV.
Работа по теме урока.
Игра
«Отгадай профессию по действию»
–
Отгадайте, люди, каких профессий выполняют
такую работу. На доске дети нажимают
на слово, оно подъезжает к рисунку, а
лишние слова вылетают за край экрана.
(Учит – учитель, строит – строитель,
убирает – уборщица, продаёт – продавец.)
– Какая из этих профессий самая важная?
Объясните свой ответ.
Дети отвечают, а учитель направляет
рассуждения с помощью дополнительного
вопроса «Что случилось бы, если бы
учителя не учили детей? Строители не
строили бы дома, разные здания?» и т.д.
Игра
«Отгадай сказочную профессию»
– У сказочных персонажей, героев
мультфильмов тоже бывают профессии.
Какой герой между Котом Матроскиным и
Шариком? Кто он по профессии? Посмотрите
отрывок из мультфильма, проверьте свою
догадку. ( Почтальон Печкин)
Для запуска видеоролика из мультфильма
нужно нажать на гиперссылку
– О каком сказочном герое напоминает
первый музыкальный фрагмент? (Доктор
Айболит)
Для
запуска музыкального фрагмента нужно
нажать на гиперссылку
,
для того, чтобы остановить музыку – на
клавиатуре нажать клавишу .
– О каком сказочном герое напоминает
второй музыкальный фрагмент? (Бременские
музыканты)
Выполнение физических упражнений под
музыку из кинофильма «Бременские
музыканты»
– Для того, чтобы люди разных профессий
хорошо выполняли свою работу, им нужны
предметы-помощники: инструменты или
орудия труда. Какие вы знаете инструменты,
орудия труда? Дети отвечают кратко,
называя инструменты по цепочке.
Слайд 4 – 6
Игра
«Отгадай профессию по инструментам,
орудиям труда»
– Посмотрите и подумайте, людям, каких
профессий нужны такие предметы-помощники:
инструменты или орудия труда? (Слайд
3- врачу, доктору; 4- художнику; 5-портнихе,
швее.)
Отгадав
профессию, дети на доске нажимают на
цветной элемент с вопросом, он растворяется,
открывая рисунок.
После того, как дети называют профессию,
учитель обязательно спрашивает: «Можем
ли мы обойтись без труда врача (художника,
портнихи)? Почему? Важная ли эта профессия?»
Игра
в лото «Поиграем в профессии»
Учитель раздаёт на каждую парту большую
карту с изображениями профессий,
показывает детям маленькие карточки с
набором орудий труда, а дети отгадывают,
человеку, какой профессии они принадлежат.
– Как называется профессия человека,
изображённого в центре? (Садовник,
цветовод, озеленитель.)
– Важная ли эта профессия? Почему? Уверена,
вы не раз любовались вместе со взрослыми
работой садовников, цветоводов,
озеленителей на улицах нашего города.
– Подумайте, какие предметы лишние, не
нужны в работе садовнику?
Дети
на доске нажимают на лишние предметы,
рисунки растворяются; если ошибочно
нажали необходимый садовнику предмет
– он временно увеличивается, но остаётся
на месте.
Выполнение имитационных физических
упражнений под чтение учителем стихов
о профессиях.
Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает
причёску.
Парикмахер непременно подстрижёт
вас современно.
Лётчик знает своё дело, в небе
водит самолёт.
Над землёй летит он смело, совершая
перелёт.
Плывёт моряк на корабле, он не
тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной, ведь море
– дом его родной.
Каждый день он в море ходит, и для нас
он рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом – рыбака
работа в этом.
Как играет музыкант, как прекрасны
скрипки звуки!
У него большой талант, золотые руки!
В микроскоп учёный смотрит,
видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки – весь в работе,
весь в науке.
Игра
«Разложи по порядку»
– Отгадать ещё одну профессию сможете,
если расставите буквы в порядке
возрастания: от самой маленькой буквы
до самой большой. ( Космонавт.) Дети
на доске нажимают на буквы в порядке
возрастания, буквы становятся на свои
места в слове.
– Знаете ли вы, ребята, имя первого
космонавта, совершившего полёт вокруг
Земли?
Это Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля
1961 года совершил этот первый полёт.
– Знаете ли вы, ребята, почему эту профессию
можно назвать важной, нужной людям?
Космонавты изучают космическое
пространство, уточняют прогноз погоды,
помогают морским штурманам определить
местонахождение кораблей в океане,
обеспечивают радио- и телевизионную
связь, проводят научные опыты.
Работа
с выставкой книг
–
Больше узнать о разных профессиях вам
помогут книги. На выставка книг – только
некоторые из них. Взять эти книги вы
можете в школьной библиотеке.
(Все
работы хороши: стихи и рассказы.
Издательство «Дрофа», 2006.
Маяковский
В. В. Кем быть. Издательство «РОСМЭН»,
2004.
Навроцкий
А. Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы.
Издательство «Малыш», 1998.
Русанов
А. В. Хочу быть токарем. Для детей младшего
школьного возраста. Новосибирское
книжное издательство, 2001.)
Слайд 9 – 21
– В одной из этих книг вы сможете прочесть
стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут
ремёсла». Читает учитель или читающие
дети.
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блузка рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень
неважно он пахнет, ребята!
Беседа
по содержанию стихотворения
– На уроке мы говорили, что у каждой
профессии есть название, определённые
действия, орудия труда. А из этого
стихотворения что узнали? (У каждого
дела есть свой запах.)
– Чем пахнет в булочной? Почему?
– Почему куртка шофёра пахнет бензином?
– Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?
– К этому стихотворению отлично подходит
пословица: Маленькое дело лучше большого
безделья. Сделайте вывод, каким должен
быть человек?
– Как каждый ребёнок и взрослый должен
относиться к чужому труду? Мы должны
уважать людей всех профессий, ценить
их труд.
V.
Итог урока.
– Понравился вам урок? Что вы узнали
нового, интересного?
– Как ответим на вопрос: Какая же профессия
самая важная?
Слайд 22 Все профессии важны!
–
Представители различных профессий
занимаются разными делами: умственным
трудом-учёные, политики, бухгалтеры,
программисты – изучают новое, открывают
ранее неизвестное, создают законы;
физическим трудом – водители,
пекари, строители, фермеры – водят
машины, пекут хлеб, шьют одежду; работают
с другими людьми – врачи, учителя,
продавцы. Есть люди таких профессий,
которые всегда приходят другим на
помощь – милиционеры, пожарные и
спасатели.
Военные защищают нашу Родину, а спортсмены
– спортивную честь нашей страны. Когда
вы подрастёте, каждый из вас станет
приносить пользу людям, будет заниматься
каким-то важным делом. Все работы
хороши и важны, выбирай на вкус!
VI.
Домашнее задание.
Подготовьте
рисунок или рассказ о профессии своих
родителей, близких; или своей будущей
профессии.
На данном уроке окружающего мира у
первоклассников формируются социальные
представления места человека в обществе,
правил поведения. Урок построен с учётом
возрастных особенностей младших
школьников.
Целью представленного урока, кроме
дидактических, является повысить
познавательную активность учащихся,
способствовать их развитию. Использование
мультимедийного сопровождения урока,
работа в парах, работа с выставкой книг,
использование дидактических интерактивных
игр.
Мультимедийное сопровождение данного
урока помогает учителю решить важные
педагогические задачи: развивать
наглядно-образное мышление, эстетический
вкус, формировать информационную
культуру ученика и культуру учебной
деятельности. Благодаря использованию
средств мультимедиа, учащимся открыт
доступ к большому объёму информации,
представленному в занимательной форме.
Дидактическая игра – очень важный
метод обучения младших школьников,
т.к. она позволяет уточнить и
систематизировать знания детей,
развивает основные компоненты учебной
деятельности – умения действовать по
правилу, подчинять свои действия
действиям других участников игры.
Использование игр «Отгадай профессию
по описанию», «Отгадай профессию по
действию», «Отгадай сказочную профессию»,
«Отгадай профессию по инструментам,
орудиям труда», лото «Поиграем в
профессии», «Что лишнее?», «Разложи по
порядку» позволяет повысить познавательную
активность, развивать мышление и речь
школьников.
Для проявления детьми живого
познавательного интереса в процессе
всего урока используется уже имеющийся
у них опыт, те знания, которые они
получили в процессе жизни. Постановка
проблемного вопроса: «Какая профессия
самая важная?» позволяет детям быть
исследователями на протяжении урока.
Дети спорят, доказывают свои мнения.
В процессе наблюдения, исследования
учащиеся логично приходят к выводу в
конце урока: «Все профессии важны!»
Хочется надеяться, что материалы или
идеи некоторых заданий пригодятся
учителям, работающим по разным УМК.
компьютер; мультимедийный проектор;
интерактивная доска; презентация Power
Point; дидактическая игра «Играем в
профессии» (выпуски 1-3)
– литература
(выставка книг к уроку)
Все
работы хороши: стихи и рассказы.
Издательство «Дрофа», 2006.
Маяковский
В. В. Кем быть. Издательство «РОСМЭН»,
2004.
Навроцкий
А. Г. О кузнецах и кузницах. Рассказы.
Издательство «Малыш», 1998.
Русанов
А. В. Хочу быть токарем. Для детей младшего
школьного возраста. Новосибирское
книжное издательство, 2001.
Агеева
И. Д. Новые загадки про слова для всех
детских праздников. М.: Сфера, 2003.
Волина
В. Загадки от А до Я. С.-П.: Дидактика
Плюс, 1997.
Наглядный
материал «Профессии». Издательство
«Книголюб», 2000.