понятие методы и метод диагностирования тест по математике

Формирование финансовой грамотности

Формирование способности учащихся использовать имеющиеся у них знания и умения при решении финансовых жизненных вопросов – именно в этом суть формирования функциональной грамотности.

Какой из предложенных ниже комментариев раскрывает (конкретизирует) данный тезис?

ФГОС основного общего и среднего общего образования содержат положения, фиксирующие в качестве требований формирование финансовой грамотности у учащихся

Формирование финансовой грамотности может реализовываться в рамках изучения обществознания, математики и даже литературы

Развитию финансовой грамотности способствуют задания на освоение моделей разумного финансового поведения, расчеты семейного бюджета, процентов по вкладам и т. д.

К темам, посвященным финансовой грамотности, можно обращаться при изучении экономической сферы, социальной сферы, правовых вопросов и т. д.

У девятиклассников ввели предмет «Основы финансовой грамотности». Ученик, только начавший изучать предмет, задал учителю вопрос: «Вы нам сказали, что мы будем знакомиться и с вопросами ведения семейного бюджета, и с проблемами кредитования, и с каким-то инвестированием. Я не собираюсь брать кредиты, не понимаю, что такое инвестирование и зачем мне оно нужно. Предлагаю поговорить только немного о семейном бюджете и побольше — о финансовых мошенниках. Это самый важный и интересный вопрос. Давайте сразу поговорим о фишинге и скриминге».

Какие ответы (реплики) учителя будут способствовать тому, чтобы не оттолкнуть ученика и включить его в познавательную деятельность в рамках предлагаемой программы?

Выберите все верные ответы:

Советую не отвлекаться на посторонние рассуждения и внимательно слушать меня!

Это интересные вопросы, но они выходят за рамки нашей программы, поэтому изучи их самостоятельно.

Если тебе интересны эти формы мошенничества – подготовь доклад, расскажешь о них всему классу.

Чтобы понять, как «работает» и фишинг, и скриминг, надо сначала изучить более простые вопросы. Например, ты можешь объяснить, что такое семейный бюджет?

Давайте составим лист со списком вопросов, которые интересуют вас больше всего, и постараемся за этот год на них ответить.

Учитель предложил ребятам следующее задание:

В понедельник некоторый товар поступил в продажу по цене 1000 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена товара в течение недели остается неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 15% от предыдущей цены. В соответствии с принятыми в магазине правилами предусматриваются три снижения цены товара. Сколько рублей будет стоить товар на двенадцатый день после поступления в продажу? При выполнении задания можно использовать калькулятор.

Выберите суждения, которые верно оценивают данное задание:

Задание скорее напоминает задачу из курса математики

Задание предполагает возможность разных ответов

Задание предполагает разные пути и способы решения

Задание требует осуществления арифметических действий

Задание не имеет алгоритма решения

Учитель решил доработать задание, сделав из него задание по финансовой грамотности:

«В понедельник некоторый товар поступил в продажу по цене 1000 р. В соответствии с принятыми в магазине правилами цена товара в течение недели остается неизменной, а в первый день каждой следующей недели снижается на 15% от предыдущей цены. В соответствии с принятыми в магазине правилами предусматриваются три снижения цены товара. Сколько рублей будет стоить товар на двенадцатый день после поступления в продажу? При выполнении задания можно использовать калькулятор».

Учитель придумал героя, который хочет приобрести рюкзак и думает, когда это сделать выгоднее. Начальная цена рюкзака — 1000 рублей.

Как следует задать вопрос к заданию, чтобы оно работало на формирование финансовой грамотности?

Сколько будет стоить товар, если он поступил в продажу в среду?

Когда произойдет второе снижение цены товара?

Сколько будет стоить товар на 15-й день после поступления в продажу?

Когда выгоднее приобрести товар: на 10 или 15 день?

Прочитайте ситуацию и вопросы к ней:

Семья собирается покупать автомобиль в кредит и оформлять полис ОСАГО (далее указываются характеристики автомобиля, условия оформления кредита и условия предоставления страхового полиса ОСАГО). 1. Сколько средств семья потратит, оплатив ОСАГО на приобретённый автомобиль? 2. Как изменится ежемесячный платеж, если кредит взять не на 5, а на 8 лет?

Направлены ли сформулированные вопросы на формирование финансовой грамотности?

Только первый вопрос направлен на формирование финансовой грамотности

Только второй вопрос направлен на формирование финансовой грамотности

Оба вопроса направлены на формирование финансовой грамотности

Ни один из вопросов не направлен на формирование финансовой грамотности

В заданиях по финансовой грамотности часто используются источники информации, с которыми работает школьник (фрагменты статей, документов, счета, чеки).

Какие из суждений ниже соответствуют современному подходу к использованию разных источников социальной информации?

Анализ и оценка информации, представленные в разных источниках — важные умения, которые необходимо формировать

Основная задача использования разных источников, содержащих финансовую информацию, — запоминание значительного массива информации учащимися

Финансовая информация, содержащаяся в разных источниках, может быть актуальна для учеников и способствовать их интересу к финансовым вопросам

Работу с разными источниками, содержащими финансовую информацию, целесообразно выполнять не на уроке, где всегда не хватает времени, а при выполнении домашнего задания

Финансовая информация может носить противоречивый характер, что побуждает учащихся ставить вопросы и искать альтернативные ответы на них

В ходе индивидуального проектирования в области финансовой грамотности десятиклассники обсуждали с учителем разные темы для проекта и предлагали разные варианты проектных выходов. В памятке для учащихся было указано, что проектная работа предполагает не только изучение теории вопроса, но и предложения по решению практической финансовой задачи. Учитель составил таблицу с предложениями десятиклассников.

Какие из предложенных проектов соответствуют требованиям к индивидуальному проекту в области финансовой грамотности?

«Что такое семейный бюджет», реферат

«Как накопить на мечту», смета личного бюджета на год

«Дом, который стоит построить», буклет с характеристиками дома для индивидуальной постройки с учетом климатических условий региона

«Инвестирование: понятие и виды», презентация

«Покупки через интернет: что значит быть осторожным», сайт для пользователей

Пятиклассники разбирали следующую ситуацию:«Перед праздником 8 марта Лиза с Таней пошли в магазин за подарками для своих мам. Девочки решили разойтись по отделам и встретиться через час. Встретившись, подруги стали рассматривать подарки, которые купила каждая из них. Лиза, оглядывая приобретения подруги, заинтересовалась домашними тапочками и полотенцем, свёрнутым как вафельный рожок:— Я очень хочу купить маме такие же домашние тапочки. Только у меня нет больше денег. Я поторопилась: купила дедушке зефир к чаю, а брату — цветные карандаши».

Ученикам дали задание:С каким финансовым затруднением столкнулась Лиза? С чем это затруднение было связано? Дайте развёрнутый ответ.

Инструкция по оцениванию:Если дан ответ на оба вопроса — 2 баллаЕсли дан ответ на 1 вопрос — 1 баллПри неверном ответе — 0 баллов.

Перед вами ответ одного из учеников:Лиза потратила все деньги на подарок маме. Денег на другие подарки ей не хватило.

Оцените выполнение задания:

Ответ полный — 2 балла

Дан ответ только на первый вопрос – 1 балл

Дан ответ только на второй вопрос – 1 балл

Ответ неверный – 0 баллов

Пятиклассники плохо справились с этим заданием. Многие из них не смогли дать полный ответ на поставленные вопросы.

С каким затруднением могли столкнуться учащиеся при выполнении данного задания?

Выберите один верный ответ:

Учащихся смутила некоторая обыденность предложенной ситуации

Учащимся было сложно удерживать в поле внимания оба вопроса

Учащимся было сложно произвести финансовые расчеты

Учащиеся не сталкивались с подобной ситуацией в жизни

Что из действий учителя поможет устранить выявленный образовательный дефицит?

Учитель проведет консультацию с учениками, рассмотрев особый формат предложенного вопроса (наличие двух вопросов, каждый из которых требует развернутого ответа)

Учитель попросит обучающихся выучить наизусть «Правила покупок в магазинах», которые они записали в тетрадях

Учитель предложит учащемуся, который успешно справился с выполнением данного задания, объяснить, какие шаги он осуществил, выполняя задание, и как он структурировал ответ

Учитель предложит школьникам выполнить данное задание дома совместно с родителями и записать правильные ответы

Учитель оформит информационный стенд «Правила покупок в магазинах» для учащихся и их родителей

“Формирование математической грамотности.

Башарина Наталия Владимировна,

учитель математики  МОУ гимназии №9 г. Комсомольск – на- Амуре

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться дальше, без помощи учителя».

Существует единая система оценки качества образования – это ВПР, PISA, НИКО, ГИА, олимпиады. Н ОКО позволяет оценить не только предметные результаты, но и уровень сформированности УУД, уровень сформированности функциональной грамотности, одной из составляющих которой является математическая грамотность.

Проблема математической грамотности на сегодняшний день приобрела глобальный характер. Это явление обусловлено тем, что продвижение развития общества, науки и техники требует от человечества данного вида грамотности. Так, систематически оценивается математическая грамотность учащихся десятков стран в рамках международной программы по оценке качества обучения школьников.

Международным информационным агентством «Россия сегодня» 7 апреля 2021 года проведена онлайн -конференция «Как изменилось качество образования в России». Участниками мероприятия стали министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев, директор Федерального института оценки качества образования Сергей Станченко.

были представлены результаты общероссийского исследования по модели PISA, проводившегося осенью 2020 года.

По результатам оценки читательской грамотности, Россия поднялась с 26-го на 24-е место. Показатель математической грамотности продемонстрировал еще более существенный рост – с 33-го на 27-е место.

Математическая грамотность – это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Составляющими компонентами математической грамотности является математическое мышление, использование математических понятий, процедур, знаний и инструментов, которыми описываются, объясняются и предсказываются явления.

Математически грамотный человек должен  понимать роль математики в окружающей реальности; уметь высказывать математически обоснованные суждения; применять математику для решения жизненных проблем и задач.

Пути повышения математической грамотности.

В  5-6 классах начинается усвоение базисных основ математики, на этом этапе учат учащихся находить и извлекать математическую информацию в различном контексте, применять математические знания для решения разного рода проблем. Поэтому на данном этапе обучения на первом плане  должно  стоять  развитие математической грамотности учащихся. В дальнейшем это будет способствовать   глубокому и сознательному пониманию математики, как части общечеловеческой культуры.

От  школьников  очень  можно услышать вопрос, а  зачем им  изучать математику, где она пригодится им в жизни?    Ответить на этот вопрос,  помогут задачи прикладного характера,  они  показывают  ученикам,  как связана их будущая профессия с математикой, знание каких формул пригодится в повседневной жизни.

Задания для учащихся по формированию функциональной грамотности.

Задания для 5-6 классов.

Прочитайте внимательно текст и выполните задание. На плане  изображено домохозяйство по адресу: с. Авдеево, 3-й Поперечный пер., д. 13 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму.

Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева — гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2).

Вопрос 1.  Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1 м × 1 м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой. Хозяйка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом? В таблице представлены фирмы, где можно приобрести понравившуюся тротуарную литку. Выбрать выгодную покупку.

Вопрос 2.  Хозяйка решила покрасить пол в гараже. Для покраски 1м пола требуется 140 г краски. Краска продается в банках по 1,5 кг. Сколько  банок краски нужно купить для покраски поля в гараже?

Вопрос 3. В сарае хозяйка держит кур, они свободно гуляют по территории участка, на котором построен дом. Она решила огородить огород, чтобы куры не портили посевы. Нужно купить сетку – рабица. 1м. сетки стоит 45 рублей. Во сколько обойдется покупка сетки.

Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели – среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?

Примеры заданий (связь с другими предметами):

1. Мама-слониха имеет массу 600 кг. Найдите массу слонёнка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.

1. Рабочий купил компьютер за 11400 р. в кредит. При покупке он внёс 2/5 части от стоимости компьютера. Остальные деньги рабочий вносил в течение 10 месяцев. Сколько денег рабочий выплачивал ежемесячно?

1. В московском Кремле находятся Царь-колокол и Царь-пушка. Вес колокола 200 тонн, вес пушки 20% веса колокола. Сколько тонн весит Царь-пушка?

Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека.

К ним отнесены:

Можно применять полученные знания и умения на уроках к решению проблем, возникающих в повседневной практике

Проблемная ситуация (работа в группах) (9 класс)

Составьте геометрическую прогрессию:

1. Ежедневно каждый болеющий гриппом может заразить четырех окружающих.

Какой вывод мы можем сделать?

2. Дима на перемене съел булочку, не помыв руки. Во время еды в кишечник попало 30 дизентерийных палочек. Через каждые 20 минут происходит деление бактерий (они удваиваются).

3. Каждый курильщик выкуривает в среднем 8 сигарет в сутки. После выкуривания одной сигареты в легких оседает 0,0002 грамма никотина и табачного дегтя. С каждой последующей сигаретой это количество увеличивается в два раза.

Задания из международного исследования PISA:

1. Какое время в Берлине, если в Сиднее 19:00?

Решение. Из найденной Марком информации ясно, что сиднейское время на 9  часов опережает берлинское. Когда в Сиднее 19:00, в Берлине 10:00.

2. Длина шага P — расстояние от конца пятки следа одной ноги до конца пятки следа другой ноги. Для походки мужчин зависимость между n и P приближенно выражается формулой n/P = 140, где n —  число шагов в минуту, P— длина шага в метрах.

Используя данную формулу, определите, чему равна длина шага Сергея, если он делает 70  шагов в минуту.

Решение. Из данной формулы получаем: n/P = 140         P

По условию Сергей делает 70  шагов в минуту, значит, n= 70. Длина его шага (в метрах) равна P = 70/140 =0,5.

С математической грамотностью тесно связана читательская грамотность, что прослеживается во время работы над текстовыми задачами. Понимание и запоминание прочитанного, умение выделить главные слова для краткой записи, составить чертёж, перевести данные на язык математики, передать суть задачи в форме краткой записи – это ряд умений, которые формируются из урока в урок с 1 класса. Поэтому ещё один подход к развитию математической грамотности осуществляется через формирование умения работать с задачей. Текстовые задачи и задания на составления математической модели включаю в каждый урок. Анализ проходит по следующему алгоритму:

1)выяснение, о чём задача,

2)выделение главных слов  (понятий, величин) для краткой записи,

3) заполнение краткой записи числовыми значениями и знаками вопроса,

4) выделение главного вопроса,

5) установка ассоциативных связей с математическим учебным материалом,

6) работа над математической моделью,

7) решение математической модели (нахождение значения числового выражения, решение уравнения, неравенства или их систем, заполнение таблиц, построение графиков и т.д.),

8) интерпретация результата, соотнесение с главным вопросом задачи,

9) проверка результата, его реальность.

Также для работы в этом направлении необходимо решать с использованием приобретенных математических знаний, умений, вычислительных и измерительных навыков.

Так, например, при изучении темы «Абсолютная и относительная погрешности» на уроке алгебры в 8 классе даю практическое задание: ответить на вопросы по записи на упаковке от товара.

На упаковке «Пшеничная крупа», вес нетто: 900г±3%.

Определить: а) относительную погрешность (3%), б) абсолютную погрешность (27г.), в) верхнюю границу веса (927 г.), г) нижнюю границу веса (873 г.),  д) записать двойным неравенством оценку возможного веса (873 г ≤ m ≤ 927 г), е) определить, будет ли соответствовать заявленному весу пачка крупы весом в 895 г.?

Вывод. На сегодняшний день у учителя математики есть широкие возможности развития математической грамотности.  Использование проблемных ситуаций, практических заданий, занимательных задач, интернет-тестирование позволяет ориентировать процесс обучения на формирование математической грамотности.

Однако важно правильно привязывать практические задания к темам, не подменять изучение теоретического материала частными практическими случаями, учить устанавливать ассоциации практических ситуаций с математическими законами, понятиями, взаимосвязями.

1. оf.fipi.ru Федеральный институт педагогических измерений. Банк открытых заданий.

3. Особенности математического образования в условиях реализации новых государственных стандартов в 2020-2021 учебном году. Федченко Л. Я., Полищук И. В.

4. Асмолов А. Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2019.

5. Калинкина Е. Н. Сборник заданий по развитию функциональной математической грамотности обучающихся 5-9 классов.- Новокуйбышевск, 2019.

6. Сергеева Т. Ф. Математика на каждый день.6-8 классы: пособие для общеобразовательных организ./ Т. Ф. Сергеева.- М.: Просвещение, 2020.-112 с.

Про урокцифры:  ВСЕ О МАТЕМАТИКЕ ПРОЕКТ № 6 ДЛЯ ДЕТЕЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *