Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ онлайн.
Приветствую Вас на странице с тренировочными тестами для подготовки к ЕГЭ. Вопросы тестирования состоят только из реальных экзаменационных заданий, а также заданий из банка ФИПИ с той лишь разницей, что часть из них была переформатирована под образец демонстрационного варианта ЕГЭ по химии на 2017 год.
Существенным преимуществом тестирования на моем сайте от других ресурсов является то, что здесь вы можете проверить не только тестовую часть КИМов ЕГЭ с выбором ответов, но также и сложную. Проверка сложной части осуществляется по принципу сравнения элементов ответа своих решений с теми, что будут предложены при проверке. Ваша задача будет честно сравнить решения сложной части, которые вы записали на бумаге, с тем, что вам предложит тест в процессе проверки. Вы должны будете либо поставить галочки напротив «да, у меня так», либо же напротив «нет, у меня по-другому». Так как вы проверяете сами себя, будьте честными, и тогда на самом экзамене ЕГЭ обойдется без сюрпризов и неожиданностей.
Ниже вы можете выбрать номер теста, который хотите пройти.
Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Задана следующая схема превращений веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.
Установите соответствие между уравнением реакции и свойством элемента азота, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Запишите в Поле “ОТВЕТ” выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между названием вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Из предложенного перечня выберите два вещества, которые являются структурными изомерами бутена-1.
Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных веществ.
Из предложенного перечня выберите два вещества, при взаимодействии которых с раствором перманганата калия будет наблюдаться изменение окраски раствора.
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует формальдегид.
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми реагирует метиламин.
Установите соответствие между названием вещества и продуктом, который преимущественно образуется при взаимодействии этого вещества с бромом: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между реагирующими веществами и углеродсодержащим продуктом, который образуется при взаимодействии этих веществ: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Из предложенного перечня типов реакций выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие щелочных металлов с водой.
Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных типов реакций.
Из предложенного перечня внешних воздействий выберите два воздействия, которые приводят к уменьшению скорости реакции этилена с водородом.
Запишите в Поле “ОТВЕТ” номера выбранных внешних воздействий.
Установите соответствие между формулой соли и продуктами электролиза водного раствора этой соли, которые выделились на инертных электродах: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между названием соли и отношением этой соли к гидролизу: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между уравнением химической реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления в системе: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между формулами веществ и реагентом, с помощью которого можно различить их водные растворы: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между веществом и областью его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Вычислите массу нитрата калия (в граммах), которую следует растворить в 150 г раствора с массовой долей этой соли 10% для получения раствора с массовой долей 12%.
В результате реакции, термохимическое уравнение которой 2H2(г) + O2(г) = 2H2O(г) + 484 кДж, выделилось 1452 кДж теплоты. Вычислите массу образовавшейся при этом воды (в граммах).
Вычислите массу кислорода (в граммах), необходимого для полного сжигания 6,72 л (н.у.) сероводорода.
Запишите решение заданий 30-34 на листок, после решения всех заданий, которые вы смогли решить (включая 30-34) нажмите “завершить экзамен”
Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
Определите окислитель и восстановитель.
Железо растворили в горячей концентрированной серной кислоте. Полученную соль обработали избытком раствора гидроксида натрия. Выпавший бурый осадок отфильтровали и прокалили. Полученное вещество нагрели с железом.
Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.
Определите массовые доли (в %) сульфата железа (II) и сульфида алюминия в смеси, если при обработке 25 г этой смеси водой выделился газ, который полностью прореагировал с 960 г 5%-ного раствора сульфата меди (II).
В ответ запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
При сжигании образца некоторого органического соединения массой 14,8 г получено 35,2 г углекислого газа и 18,0 г воды. Известно, что относительная плотность паров этого вещества по водороду равна 37. В ходе исследования химических свойств этого вещества установлено, что при взаимодействии этого вещества с оксидом меди(II) образуется кетон.
На основании данных условия задания:
Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.
Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии содержат одинаковое число спаренных электронов на внешнем энергетическом уровне:
1) Ca 2) F 3) Al 4) S 5) Na
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, принадлежащих к главной подгруппе одной группы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Расположите выбранные элементы в порядке возрастания атомного радиуса.
1) Na 2) Ag 3) K 4) Au 5) Cs
Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, которые способны проявлять степени окисления +1, +3 и +5 в сложных веществах:
1) N 2) Al 3) Cl 4) Si 5) C
Из предложенного перечня веществ выберите два с таким же типом химической связи, как у кремния.
1) Cl2 2) SiC 3) SiCl4 4) H2 5) Fe
Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.
Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) соли слабой кислоты; Б) амфотерного гидроксида; В) основного оксида.
Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
В пробирку с концентрированной холодной азотной кислотой внесли порошок вещества Х, в результате чего он растворился с выделением окрашенного газа и образованием бесцветного раствора. В пробирку с горячей концентрированной азотной кислотой внесли порошок вещества Y, который при растворении дал окрашенный раствор. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в описанные реакции.
1) серебро 2) железо 3) карбонат цинка 4) оксид магния 5) сульфат алюминия
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
В заданной схеме превращений
веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:
1) карбонат свинца 2) нитрат свинца 3) магний 4) медь 5) оксид цинка
Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые являются гомологами.
1) н-бутан 2) циклопропан 3) циклопентен 4) этен 5) пропан
Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.
Из приведенного списка соединений выберите все такие, из которых в одну стадию не может быть получен дивинил.
Из предложенного перечня соединений, выберите два вещества, с которыми может вступать в реакцию аминоуксусная кислота.
1) сульфат натрия 2) бензол 3) метан 4) метанол 5) глицин
Установите соответствие между дигалогеналканом и продуктом его взаимодействия со спиртовым раствором щелочи: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между названием спирта и основным продуктом его внутримолекулярной дегидратации: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
1) (NH4)2CO3 2) H2 3) Cu(OH)2 4) CuO 5) CH2O
Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию
4KClO3 = KCl + 3KClO4
1) каталитическая 2) некаталитическая 3) сопропорционирования 4) диспропорционирования 5) соединения 6) нейтрализации
Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.
Из предложенных пар реагентов выберите все, реакция между которыми протекает быстрее при одинаковых условиях, чем между 10%-ным раствором соляной кислоты и железом:
1) литий и 10%-ный раствор соляной кислоты 2) растворы сульфита калия и бромида натрия 3) железо и сера 4) алюминий и 10%-ный раствор бромоводородной кислоты 5) натрий и кремний
Запишите в поле ответа номера выбранных пар реагентов.
Установите соответствие между формулой частицы и окислительно-восстановительной функцией, которую может проявлять в ней азот: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между веществом и продуктами, образующимися на инертных электродах при электролизе его водного раствора: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). p H («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.
Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).
1) фенол 2) хлоруксусная кислота 3) гидроксид калия 4) фторид натрия
Запишите номера веществ в порядке убывания значения рН их водных растворов.
Установите соответствие между уравнением обратимой реакции и направлением смещения химического равновесия при увеличении давления: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь угарного газа с хлором и нагрели. В результате протекания обратимой реакции
СO(г) + Cl2(г) ⇆ COCl2(г)
в системе установилось равновесие. При этом исходная концентрация хлора была равна 0,6 моль/л, а равновесные концентрации угарного газа и фосгена (СОCl2) – 0,2 моль/л и 0,1 моль/л соответственно. Определите исходную концентрацию угарного газа (Х) и равновесную концентрацию хлора (Y).
Установите соответствие между формулами двух веществ и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Установите соответствие между кратким описанием и соответствующим ему процессом нефтепереработки: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.
Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.
Какую массу соли надо добавить к 150 г 14%-ного раствора нитрата бария для получения раствора с массовой долей растворенного вещества 15%. Запишите число с точностью до сотых.
Реакция серы с фтором происходит согласно термохимическому уравнению
Рассчитайте тепловой эффект реакции Q, если при образовании 50 г фторида серы (VI) выделяется 413 кДж энергии. Ответ округлите до целых.
При нагревании навески фосфора массой 204,6 мг с навеской технического магния массой 264 мг, содержащего 10% инертных примесей, был получен твердый продукт. Вычислите массовую долю примесей в нем. Ответ округлите до десятых.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.
Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:
раствор серной кислоты, гидроксид меди (II), дихромат калия, диоксид кремния, сульфид натрия, сульфат железа (II). Допустимо использование водных растворов веществ.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с изменением цвета раствора. Выделение осадка или газа в ходе этой реакции не наблюдается. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, сопровождающаяся образованием голубого раствора. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
Через водный раствор сульфата железа (III) пропустили избыток сероводорода. Полученный осадок отфильтровали и растворили в концентрированной азотной кислоте. Выделившийся газ поглотили водным раствором гидроксида бария, после чего к полученному раствору добавили раствор нитрата аммония и нагрели. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
При сжигании навески неизвестного вещества массой 3,5 г образовалось 4,48 л углекислого (н.у.) газа и 2,7 г воды. Определите молекулярную формулу вещества и его структуру, если известно, что оно не реагирует с аммиачным раствором оксидом серебра и способно полимеризоваться. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение реакции искомого соединения с избытком водорода в присутствии катализатора (используйте структурные формулы органических веществ).
К 47 г насыщенного раствора сульфата меди (II) добавили 5,6 г железного порошка. После окончания реакции к раствору добавили 117 г раствора сульфида натрия, в котором массовая доля протонов из соли равна 4,87%. Определите массовую долю сульфида натрия в конечном растворе, если известно, что в 100 г воды растворяется 20,5 г сульфата меди (II). ( Считайте, что в условиях задачи при протекании реакции между сульфатом меди (II) и железом никакие соли в осадок не выпадают.) В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).
Ответы к первой части варианта №1
K2Cr2O7 + 6FeSO4 + 7H2SO4 = K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 3Fe2(SO4)3 + 7H2O
Железо в степени окисления +2 (или сульфат железа(II)) является восстановителем.
Хром в степени окисления +6 (или дихромат калия) – окислителем.
Задание 30
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ + SO42- = Cu2+ + SO42- + 2H2O
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Задание 31
1) Бензойная кислота является производным бензола, содержащим ориентант II-го рода (мета-ориентант) − карбоксильную группу. Производные бензола с ориентантами II-го рода имеют более низкую активность, чем сам бензол, и реакции замещения в их случае происходят по мета-положению по отношению к заместителю:
Задание 33
n(CO2) = V(CO2)/Vm(CO2) = 4,48/22,4 = 0,2 моль; n(C) = n(CO2) = 0,2 моль; m(C) = n(C) · M(C) = 0,2 · 12 = 2,4 г; n(H2O) = n(H2O)/M(H2O) = 2,7/18 = 0,15 моль; n(H) = 2n(H2O) = 2 · 0,15 = 0,3 моль; m(H) = n(H)*M(H) = 0,3 · 1 = 0,3 г.
Проверим, есть ли в искомом соединении кислород: m(O) = m(в-ва) − m(C) − m(H) = 3,5 г – 2,4 г – 0,3 г = 0,8 г, т.е. m(O) ≠ 0, значит кислород в соединении есть. n(O) = m(O)/M(O) = 0,8/16 = 0,05 моль
Пусть простейшая формула искомого соединения CxHyOz, тогда: x : y : z = n(C) : n(H) : n(O) = 0,2 : 0,3 : 0,05 = 4 : 6 : 1.
т.е. простейшая формула искомого вещества C4H6O
Истинная формула может отличаться от простейшей в целое число раз, т.е. ее можно записать как (C4H6O)k или C4kH6kOk, где k – некоторое целое положительное число. Задача на определение формулы в ЕГЭ считается решенной, если найдено хотя бы одно решение, удовлетворяющее условиям задачи. Поэтому будем искать решение, перебирая варианты, начиная с самого первого возможного значения k, т.е. единицы.
В случае, если k=1, истинная формула совпадает с простейшей, т.е. C4H6O.
Поскольку сказано, что искомое соединение способно полимеризоваться и не вступает в реакцию серебряного зеркала, можно предположить, что его структура будет иметь вид:
Тогда уравнение его взаимодействия с избытком водорода будет записываться следующим образом:
Задание 34
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
FeSO4 + Na2S = Na2SO4 + FeS
Рассчитаем массовую долю сульфата меди в стандартном насыщенном растворе, полученном растворением 20,5 г CuSO4 в 100 г воды: ωст.(CuSO4) = mст.(CuSO4)/mст.(р-ра CuSO4) = mст.(CuSO4)/(mст.(H2O) + mст.(CuSO4)) = 20,5 г/(20,5 г + 100 г) = 0,1701 или 17,01 %
Концентрация насыщенного раствора для любой соли при одной и той же температуре величина постоянная, поэтому концентрация раствора массой 47 г из задачи совпадает с концентрацией раствора, полученного смешением 100 г воды с 20,5 г сульфата меди.
Тогда: mисх.(CuSO4) = mисх.(р-ра CuSO4) ⋅ ωст.(CuSO4)/100% = 47 г · 0,1701 = 8 г; n(CuSO4) = n(CuSO4)/M(CuSO4) = 8/160 = 0,05 моль; n(Fe) = m(Fe)/M(Fe) = 5,6/56 = 0,1 моль; nреаг.(Fe) = n(CuSO4) = 0,05 моль; mреаг.(Fe) = nреаг.(Fe) · M(Fe) = 0,05 · 56 = 2,8 г; n(Cu) = nреаг.(Fe) = 0,05 моль; m(Cu) = n(Cu) · M(Cu) = 0,05 · 64 = 3,2 г;
Определим массу, приходящуюся на протоны от соли: m(р+ из Na2S) = mисх.(р-ра Na2S) · w(р+ из Na2S)/100% = 117 · 0,0487 = 5,7 г;
Далее вычислим количество протонов и самой соли: n(р+ из Na2S) = m(р+ из Na2S)/M(р+) = 5,7/1 = 5,7 моль; n(р+)/n(Na2S) = N(р+)/N(Na2S) = 38/1 nисх.(Na2S) = n(р+)/38 = 5,7/38 = 0,15 моль
Далее вычислим количество и массу оставшегося сульфида натрия: nреаг.(Na2S) = n(FeSO4) = 0,05 моль; nост.(Na2S) = 0,15 – 0,05 = 0,1 моль; mост.(Na2S) = 78 · 0,1 = 7,8 г; n(FeS) = n(FeSO4) = 0,05 моль; m(FeS) = n(FeS) · M(FeS) = 0,05 · 88 = 4,4 г;
Вычислим массу конечного раствора: m(р-ра конечн.) = m(р-ра CuSO4) + mреаг.(Fe) – m(Cu) + mисх.(р-ра Na2S) – m(FeS) = 47 г + 2,8 г – 3,2 г + 117 г – 4,4 г = 159,2 г;
Определим массовую долю сульфида натрия в конечном растворе: ωконечн.(Na2S) = 100% · mост.(Na2S)/m(р-ра конечн.) = 100% · 7,8 г/159,2 г = 4,9 %.