презентация и квест в лагере презентация путешествие по родному краю

на участие в городском смотре-конкурсе смен
лагерей

с дневным пребыванием детей

Краснооктябрьский район, г. Волгоград

Начальник лагеря                           (Вержевская
Вера Николаевна)

«Средняя школа № 98
Краснооктябрьского района Волгограда»

Конкурс сценариев праздников

«Мы и наш лагерь»

Головкина Марина  Алексеевна,

учитель начальных классов

МОУ СШ № 98,

Дрябина  Елена  Анатольевна,

формирование 
у детей  любви  к природе,  потребности  в общении с ней, бережного  отношения 
к  природным богатствам.

способствовать формированию знаний о природе,

содействовать сплочению детского  коллектива; развитию
мышления, внимания, наблюдательности,

воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к
природе

: расширить и углубить представления детей
в различных областях знаний по окружающему миру, познакомиться в процессе игры
с чем-то новым и интересным.
Личностные: принимать базовые ценности « игра», «команда»,
прививать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и
самоконтроль результата.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план
выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе
образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом,
оценка своего задания, коррекция.
Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде
текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников,
ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с
другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать
других, аргументировать свое мнение.

воспитанники
лагеря с дневным пребыванием.

Возраст
воспитанников  – 6,5  – 17 лет.

: школьный
двор, спортивная площадка, 1 и 2 этаж МОУ СШ № 98

Надпись с названием игры, мобильные 
декорации с изображением деревьев, животных леса,

названия этапов игры, написанные на
цветных листах А4,

маршрутные листы для каждого отряда,

на каждом этапе игры оборудование для
выполнения заданий:

1 – части поговорок (2 половины),
которые надо соединить между собой, вопросы у ведущего к игре «кто где живёт?»,
вопросы экологического теста с тремя вариантами ответов.

2 –  карточки с зашифрованными
словами, черновики для работы, листы А3, цветные карандаши, шаблоны листьев для
вырезания, ножницы, клей-карандаш.

3 – 4   обруча (по 2 на команду), 2
мяча, 4 большие фишки, кегли (по 4шт на команду)

4 – Загадки, написанные на
листочках, прикреплённые к веткам дерева. Карточки с изображением грибов –
подберёзовик, подосиновик, опята, лисички, белый гриб, мухомор, бледная
поганка, шампиньон. Корзинка.

5 – загадки о лесных
обитателях, карточки с изображением диких и домашних животных.

6 – 4 пакета разного цвета (жёлтый,
красный, зелёный, чёрный), предметы, изображающие отходы: газета, тетрадь,
журнал, картонная коробка, пластиковая бутылка, пластиковый стаканчик,
контейнер для еды, баночка из-под жидкого мыла, стеклянная банка из-под кофе с
пластиковой крышкой, стеклянный стакан, стеклянная фигурка животного,
стеклянный флакончик от духов, огрызок яблока, чёрствый хлеб с плесенью,
карамелька без фантика. Цветные карандаши, альбомные листы.

7 – музыкальные произведения для
исполнения песен детьми:

«Танец  маленьких утят»
слова

«В траве сидел кузнечик» слова,

слова
«Облака, белогривые  лошадки» слова слова
«Два весёлых гуся» слова слова

8 – текст истории «Воскресного
путешествия» и ответы с ошибками в поведении

Музыкальная колонка для сопровождения
спортивных конкурсов,

Ноутбук, колонка, проектор, экран для
работы в «музыкальном уголке».

Проведению мероприятия
предшествовала большая работа по подбору материала для выполнения заданий  на
этапах игры, для  музыкального сопровождения конкурсов. Вместе с воспитателями
старшие ребята готовили оформление. Помощниками-ведущими на каждом этапе были
воспитанники лагеря старшего возраста (по 2 человека на каждом этапе). Для
того, чтобы понять, сколько времени необходимо ребятам для выполнения
конкурсных заданий и сколько времени займёт вся игра, старшие воспитанники лагеря
попробовали сначала сами выполнить все задания квеста. В ходе тренировки в
задания были внесены изменения и дополнения, опытным путём определили, что на
каждом этапе отряд должен находиться не более 10 минут. Вся квест-игра
продолжалась 1час 40 минут. Но уставших и скучающих ребят не было. Все весело и
с пользой  провели время. Квест – игра понравилась и участникам, и
организаторам.

Здравствуйте, дорогие друзья! На
календаре жаркое лето. В городе жарко и всем нам, конечно, хочется укрыться от
этой жары. Мы с большим удовольствием отправляемся в парки, скверы,  лес. Но
всегда ли  помним, что это МЫ приходим В ГОСТИ К ПРИРОДЕ, умеем ли вести себя
так, чтобы и природа была тоже рада встрече с нами, чтобы Царство Природы с
радостью принимало нас как дорогих гостей.

Мы сегодня участвуем в увлекательной 
квест-игре «Тропой  Берендея». Каждый отряд не
только покажет свои знания и умения, но и узнает для себя что-то новое, мы в
этом уверены. Вас ждут загадки, игры, песни и танцы, полезные конкурсы и
соревнования. Все они так или иначе связаны с Царством Природы.

Но чтобы начать игру нам надо
представиться. Каждый отряд должен сказать своё название и девиз.

Каждая команда получает маршрутный
лист. Ваша задача пройти все этапы, указанные в маршрутном листе, выполнить все
задания,  набрать как можно больше очков и получить «волшебные буквы», чтобы
собрать важное для природы слово-понятие. ( Вручение маршрутных листов
командирам отрядов)

После выполнения заданий мы снова
встретимся на этой площадке  и  узнаем, кто же оказался самым лучшим знатоком
природы. На каждом этапе игры вы будете получать не только баллы за выполнение
задания, но и букву, для составления важного для природы понятия. Максимальное
количество баллов за выполнение заданий на каждом этапе – 5 баллов. Для их получения
вам надо быть дружными, внимательными и не терять времени даром, чтобы успеть  всё
 выполнить. Удачной всем игры!

(Отряды расходятся на
этапы игры в соответствии с маршрутными листами под песню «Вместе весело
шагать».)

Этап №
1. « Знатоки природы

Здравствуйте, ребята! Приветствую
знатоков природы! Я уверена, что вы много знаете об окружающей вас живой
природе, о её живых обитателях. Мы с вами попытаемся показать свои знания и
получить новую полезную информацию.  В любом соревновании важна разминка.
Предлагаю её сделать – поиграем в игру. Сегодня в нашем лагере был сильный
ветер, и части поговорок, в которых упоминаются качества животных, рассыпались.
Перед вами половинки  высказываний. Вам надо их верно соединить и попытаться 
объяснить, в какой ситуации так говорят.

Молодцы! Вы хорошо справились с
разминкой.  Но каждое живое существо должно иметь свой дом. Вы знаете, кто где
живёт? Давайте проверим ваши знания. Я буду называть животного, а вы
должны вспомнить, как называется его дом.

Игра «Кто где живёт?»

У вас всё
замечательно получается! Вы настоящие знатоки природы. А теперь самое сложное
задание:

Вопросы экологического  теста

Предлагаю вам ответить на вопросы экологического теста. Необходимо из
трёх предложенных  вариантов ответа выбрать один правильный. Попробуйте
объяснить, почему именно этот ответ считаете верным. ( Если в отряде много
маленьких детей дошкольники и первоклассники, то читать вопросы и варианты
ответов должен или ведущий или воспитатель. Если ребята хорошо читают, то
читает командир отряда.)

1. Зачем зайцу большие уши?

а) чтобы лучше слышать;

б) для торможения на повороте;

чтобы не перегреться (в жару уши отводят
1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок
прячет?

а) от страха;

б) разыскивает пищу;

освобождается от паразитов (засунет
в горячий песок и ждёт, сколько сможет, пока погибнут или сбегут все паразиты).

3. Почему дрожит мышка?

а) боится кошки;

б) проветривает шкурку;

греется (при
дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

4. Зачем белке хвост?

а) чтобы греться;

б) для красоты;

в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой
звук  от фортепианного концерта до крика зайца).

Игра «Летает – не летает» (если
осталось время)

2 называет животных. Если
животное летает – дети  встают на носочки и машут руками. Если животное не
летает – дети опускают руки и приседают. Ведущий пытается запутать ребят,
выполняя неверные движения. Кто ошибся, тот выходит из игры.
Побеждает самый внимательный. ( Слон, муха, паук, страус, пчела, пингвин,
воробей, волк, стрекоза и др.)

Максимальное количество баллов за
выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий получают букву «Я»

Этап № 2.

1: Здравствуйте, ребята! Вы,
конечно, знаете, что в  лесу растёт много разных деревьев и трав. Можете
назвать, какие  растения мы можем встретить  в наших лесах? Предлагаю вам
разгадать названия растений и исключить лишнее.

Игра «Что лишнее?»

УДБ, НЁКЛ, АНИБЯР, АМК  (дуб, клён,
рябина, мак  – лишнее  слово мак)

АЗЁРБЕ, АСОНС, АКШАК, ПАИЛ,  (берёза,
сосна, кашка, липа –  лишнее  слово кашка )

1: Молодцы, ребята! Вы быстро
смогли справиться с заданием. Названия растений определили. Вот только деревья
в лесу растут не так быстро. Для того, чтобы дерево выросло, должен пройти не
один год. Поэтому нам надо бережно относиться к растениям леса. Чтобы сохранить
деревья, мы собираем макулатуру. Надо помнить, что  60 кг макулатуры сохраняет
от вырубки 1 дерево.

2: Предлагаю вам «вырастить»
волшебное дерево вашего отряда. Наш лес сказочный. Значит и дерево будет
необычным. Вам надо будет разделить обязанности для «выращивания» дерева
отряда. Надо решить, кто будет рисовать и раскрашивать ствол, кто будет
вырезать листочки, кто будет выбирать цвета и раскрашивать вырезанные листики,
а кто будет клеить листочки на волшебное дерево. На работу вам отводится 5
минут. А потом мы посмотрим, у какого отряда получится самое красивое дерево.

Максимальное количество баллов за
выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий получают букву «И»

Этап №3. « Спортивная полянка»

Приветствую вас, ребята, на
«Спортивной полянке». Здесь вам надо будет проявить свою сноровку, постараться
дружно выполнять задания.

Все участники отряда  должны разделиться
на 2 команды. Соревнуются команды между собой. Каждое спортивное задание
выполняется 2 раза: сначала  – для тренировки, затем – соревнуясь. Оценивается
дружное выполнение заданий, взаимовыручка  участников соревнования.
(Выполняются соревновательные задания под весёлую детскую музыку)

«Переправа по болоту

В лесах встречаются болотистые места.
Представьте, что мы должны перейти это болотце. Но передвигаться можно только
по «кочкам». Роль кочки выполнят обручи.

Команды  выстраиваются в
колонну по одному, каждая напротив своей фишки, стоящей на расстоянии 10 м от
линии старта. У первого игрока 2 обруча. По сигналу игрок кладёт первый обруч
перед собой, становится внутрь его, затем второй обруч кладёт перед собой так,
чтобы можно было  перепрыгнуть в него. Надо  прыгать  из обруча в обруч, перекладывая
его. Так первый игрок, дойдя до противоположной стороны, огибает фишку,
возвращается передвигаясь из обруча в обруч, отдаёт обручи  следующему игроку,
становится в конец колонны.  Игра заканчивается тогда, когда все игроки
выполнили задание.

Вы, наверное, видели, как дружно
работают муравьи, как они помогают друг другу строить и ремонтировать
муравейник, как дружно делают запасы. Представьте, что вы – дружные муравьи. Ваша
задача передать из рук в руки мяч слева направо и обратно, не уронив мяча. ( Команды 
становятся в шеренгу лицом друг  к другу. Мяч передают из рук в руки.
Необходимо быстро, но аккуратно передавать мяч. Как только мяч вернулся к
капитану, его надо поднять вверх. Так  команда показывает, что завершила
выполнение задания.)  Начали! А теперь быстрее! Молодцы!

(1 раз выполняем медленно, второй раз
на скорость – кто быстрее)

Есть в природе интересное насекомое:
туловище – одно, голова – одна, а ног – много. Кто знает, кто это? Конечно,
сороконожка. Вот вы сейчас и будете изображать сороконожку.

Все участники становятся друг
за другом,  обнимают за пояс впередистоящего и передвигаются, не расцепляясь
«змейкой» огибая кегли. Двигаться надо дружно. ( Подсказка: начинать движение
надо с одной ноги. Лучше, если кто-то будет считать вслух.)  Выигрывает
команда, которая первая дойдёт от старта  до  финиша,  не расцепившись во время
движения.

Максимальное количество баллов за
выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий получают букву «О»

Этап №4. « Грибная поляна».

Здравствуйте, ребята!  Мы с вами
встретились на волшебной поляне. Здесь есть необычное дерево. На нём кроме
листьев растут загадки.  Давайте попробуем их отгадать.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за
версту,

Не спорю, не
белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В берёзовой роще. (подберёзовик)

Нет грибов,
дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети.

На пеньках растём в лесу,

Как веснушки на носу.   (опята)

Очень дружные сестрички.

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом.     (лисички)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек.

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай

А теперь я открою вам секрет: на
нашей полянке спрятались грибы. Ваша задача – найти эти грибы, собрать их в
корзинку, сказать, как они называются и отделить съедобные от несъедобных.

Карточки с грибами разложить в
две кучки: съедобные и несъедобные.     Проверяется
выполнение задания: показать карточку, назвать гриб и озвучить: съедобный он
или нет. (Дети должны найти 10 карточек – подберёзовик, подосиновик,
опята, лисички, 2 белых гриба, 2 мухомора, бледная поганка, шампиньон. Несъедобные
– мухоморы, бледная поганка).      Ведущий 1: Собирая
грибы в лесу, мы должны помнить о том, что грибы надо аккуратно срезать, чтобы
не повредить грибницу. А несъедобные для человека грибы нельзя топтать или
сбивать палками. Ими лечатся многие лесные жители.

Этап № 5.

Здравствуйте, ребята!  Знаете ли вы лесных жителей? Сейчас мы это проверим!
Отгадайте загадки.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для  лета,

Для зимы – другого
цвета.

Пушистый хвост – краса,

3. В яме спит зимою
длинной,

Но чуть солнце станет
греть,

В путь за мёдом и
малиной

Вот иголки и булавки

Выползают из-под
лавки.  (Ежик).

По полю рыщет,

Телят,
ягнят он ищет (Волк).

Перед
вами карточки с изображением животных. Разделите их на 2 части. Объясните своё
решение. ( Дикие и домашние животные)

Ведущий 1 и 2: Предлагаем
поиграть в игру. Мы сейчас узнаем, какие вы внимательные и наблюдательные, как
хорошо умеете понимать друг друга.

Игра «Пойми меня» на тему «Лесные жители»

Ведущий 
шёпотом называет игроку  лесного жителя (медведь, заяц, лиса, волк, белка, лось
(олень), ёжик, муравей и др.)   Один игрок команды молча пытается изобразить
заданного животного,  другие угадывают. На демонстрацию 1 слова отводится 30
секунд. Если отряд за это время смог назвать слово, то с заданием справились.

Максимальное количество баллов за
выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий получают букву «Э»

Этап  №6. « Чистота в доме»

Здравствуйте,
ребята! Мы все наводим в доме чистоту. Ведь в чистом доме  приятно находиться.
Природа – это дом для растительного и животного мира.  Природа сама заботится о
переработке останков животных и растений. А человек, приходя в гости к природе,
часто оставляет после себя много мусора, с которым сама природа часто не в
силах справиться.

Но
люди поняли, что отходам можно дать вторую жизнь. Их надо только правильно
перерабатывать, используя сортировку мусора. Из переработанной бумаги снова
можно сделать бумагу и напечатать газеты и книги. Пластик и стекло тоже
обретают вторую жизнь. Пищевые отходы становятся хорошим удобрением для
растений. На улицах городов стали появляться мусорные контейнеры разных цветов.
В них складывают соответствующий мусор. Чтобы система раздельного сбора мусора
приносила ожидаемые  результаты, необходимо активное участие каждого, кто
выбрасывает мусор.  Мы  тоже сегодня попробуем это сделать.

Задание: Перед вами 4 пакета разного цвета.

1. Жёлтый – бумажные
предметы.

2. Красный – пластик.

3. 3еленый  – стекло.

4. Чёрный – пищевые
отходы.

Предметы, изображающие
мусор, разложены по площадке. (газета, тетрадь, журнал, картонная коробка,
пластиковая бутылка, пластиковый стаканчик, контейнер для еды, баночка из-под
жидкого мыла, стеклянная банка из-под кофе с пластиковой крышкой, стеклянный
стакан, стеклянная фигурка животного, стеклянный флакончик от духов, огрызок
яблока, чёрствый хлеб с плесенью, карамелька без фантика.)

По команде вы должны
разложить мусор по пакетам нужного цвета. Время выполнения задания 1 минута. 
Складывать мусор в пакеты надо аккуратно. ( Участники выполняют задание в
одноразовых  полиэтиленовых перчатках, которые тоже потом складывают в пакет
нужного цвета)

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились
с заданием. А теперь мы предлагаем вам самим придумать и нарисовать знаки,
которые можно будет разместить в местах пребывания людей. Они  будут напоминать
о необходимости  уборки мусора за собой. ( Ребята обсуждают и выполняют задание)

Максимальное количество баллов за
выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий получают букву «Г»

.  «Музыкальный уголок»

Здравствуйте, ребята! Рады
приветствовать вас в нашем «Музыкальном уголке»! Здесь мы с вами будем петь и
танцевать. А все наши музыкальные произведения будут связаны с животным миром.

(Ведущий включает караоке детских песен – ребята отгадывают,
подпевают и танцуют вместе с ведущими на данном этапе игры)
Музыкальные произведения:

«Танец  маленьких утят»
слова Ю. Энтин, муз. В.Томас
«В траве сидел кузнечик» слова
«Песня мамонтёнка» слова
«Чёрный кот» слова
«Песня Красной Шапочки»  слова Ю. Ким,

«Два весёлых гуся» слова
«Оранжевая песня» слова

Максимальное количество баллов за
выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий получают букву «Л»

Здравствуйте,
ребята! Мы с вами часто выходим на прогулку в парк, сквер и даже в лес. Но
всегда ли мы правильно ведём себя в гостях у природы? Давайте проверим, знакомы
ли нам эти правила поведения.

Говорят, что на
ошибках учатся. Но лучше учиться на чужих ошибках, чем совершать самим. Предлагаем
вам прослушать одну историю, которая произошла с ребятами и решить, правильно
ли вели себя дети. Постараемся найти все ошибки, которые они совершили.

(Ведущие
 поочереди читают по 2 абзаца текста и выясняют у отряда, всё ли правильно
делали участники истории)

Мы долго готовились к поездке в лес всем классом. В последний
момент заболела учительница.  Но мы всё же 
решили сами поехать в лес в воскресенье. Дорогу  мы знали.  Запаслись
продуктами, взяли компас, не забыли и про музыкальную колонку, чтобы было
веселее путешествовать. Электричка довезла нас до нужной станции в пригороде.

Весёлой музыкой мы оповестили лес о своём прибытии! Погода 
стояла жаркая, сухая, но в лесу жара не чувствовалась. Знакомая дорога привела
нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики,
сыроежки и те, которые мы не знали. Кто- то срезал крепкие ножки грибов, кто
– то выкручивал их, а кто – то и вырывал их с корнем.  Незнакомые
нам грибы мы сбивали палками.

Устав, мы организовали привал. Быстро наломали веток с
соседних деревьев и кустарников, разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили
продуктами, которые взяли с собой, и пошли дальше. Перед уходом из рощи Миша выбросил
банки и полиэтиленовые пакеты и упаковки в овражек, сказав: «Микробы их всё
равно разрушат!»  Горящие угли костра весело подмигивали нам на
прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые маленькие яички и
положили их обратно. Солнце поднималось всё выше, становилось всё  жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мама его
бросила, девочки взяли его с собой – в школе пригодится. Мы
уже сильно устали. В лесу нам встречалось много муравейников. Костя решил
показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он набрал палочек и начал
ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием
обсасывали «муравьиные»  палочки.

Постепенно начали набегать тучи. Стало  темнее. Затем  засверкали
молнии, загремел гром. Начался сильный ливень. Но нам было уже не страшно
– мы успели добежать до высокого одиноко стоящего дерева на опушке и
спрятаться под ним.

Весёлые и довольные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг на
дорогу перед нами  выползла какая-то змея. « Это гадюка!» – закричал Серёжа и ударил
её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых
пятнышка. « Это не гадюка, это уж», – тихо сказала Маша. « Всё равно – гадина!» –
ответил Серёжа.

С охапками луговых и лесных цветов и ёжиком в рюкзаке мы подошли к
станции. Через час электричка подошла к городу. Весело прошёл день!

. Но мы всё
же  решили сами поехать в лес в воскресенье. ( Нельзя
одним, без взрослых, посещать лес. Это опасно.)

Веселой музыкой мы
оповестили лес (Нельзя нарушать тишину и спокойствие обитателей леса)

Горящие угли костра
весело подмигивали нам на прощанье

(Костёр необходимо
потушить, залить угли водой или засыпать песком(землёй). Проверить, что все
угли  погасли. Непотушенные  угли могут начать лесной пожар.)

Нашли гнездо. Подержали
теплые  яички. ( Нельзя трогать яички в гнезде или
птенчиков.)

Взяли ёжика с собой (Нельзя забирать животных
из леса к себе домой. )

С охапками луговых и
лесных цветов (Не надо рвать луговые и лесные цветы охапками. Цветы
завянут в дороге. А в природе они доставят радость другим людям и пользу
птицам, зверям и насекомым.  Многие из растений  занесены в Красную книгу.)

Максимальное
количество баллов за выполнение заданий – 5. Дети после выполнения заданий
получают букву «К»

На каждом этапе игры
вместе с маршрутным листом, в котором отмечается  набранное отрядом количество
баллов, ребята получают букву, для составления слова – понятия важного для
природы. После прохождения всех этапов игры, необходимо сложить из букв слово
(ЭКОЛОГИЯ) и объяснить его значение.

Вот и
закончились наши испытания. Все вы молодцы! Хорошо справились с заданиями! Вы
показали свои знания и получили новые. Но мы всегда должны помнить, что все мы 
гости в царстве природы. А значит, должны выполнять правила поведения в гостях.
А теперь предлагаю пообещать  вести себя в лесу так, чтобы лес тоже был рад
встрече с вами!
Готовы принять такую клятву?

КЛЯТВА ГОСТЕЙ ЦАРСТВА
ПРИРОДЫ

Мы, гости Царства
Природы,  клянёмся вести себя в лесу так, как ведут себя вежливые гости.

Зелёных деревьев не
ломать, цветов без надобности не рвать.

Нор звериных, птичьего
гнезда разорять не будем никогда!

Громко музыку не
включать и не кричать, чтобы птицам рядом с нами захотелось петь.

Не сорить, не мусорить
в лесу. И поддерживать лесную красоту!

Костры жечь только на
кострищах и не портить травянистые жилища

При отъезде всё за
собой убрать, чтоб захотелось придти сюда опять.

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина
Л. П. « Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «окружающий мир» 1 – 4
класс», Издательство «ВАКО», Москва, 2004г;

Лавриненко Т. А. « Задания развивающего
характера (пособие для учителей начальных классов)», АОА «Издательство «Лицей»,
Саратов, 2001г

Мищенкова Л. В. « Развивающие занятия,
игры и упражнения для детей 6 – 8 лет», издательство «Академия развития»,
Ярославль, 2007;

Технология организации КВЕСТА в детском оздоровительном лагере

ЩЕК И Н А С ВЕТЛА Н А
С ТА Н ИСЛА ВОВНА
К А Н . П Е Д . Н АУ К ,
Д О Ц Е Н Т К АФ Е Д Р Ы П Е Д А Г О Г И К И
С А ФУ И М Е Н И М . В . Л О М О Н О С О В А

Квест (англ. quest)

– это интеллектуальный вид игровых развлечений,
представляющий собой интерактивную историю с
главным героем;
– важнейшими элементами игры в жанре квеста
являются собственно повествование и исследование
мира;
– ключевую роль в игровом процессе играют решение
головоломок и задач, требующих от игрока
умственных и физических усилий;
– аналогом квеста является всем известная
телепередача «Форт Боярд» (фр. Fort Boyard) популярное приключенческое телешоу, действие
которого разворачивается в Бискайском заливе, у
берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

Новейшая история квестов уходит корнями в первые компьютерные игры, где игроку предлагается
пройти путь с последовательностью заданий-головоломок, что бы выполнить важные игровые
действия и дойти до конца. ( Примеры таких игр: Братья Колобки, Петька и Василий Иванович, 9
принцев Амбера, Сибирь 2 и др.)
Выглядит это примерно так:
Или так:
Суть, как видите одна и та же — перемещаясь от задания к заданию, игроку или команде игроков
предстоит дойти до конца квеста. Вариант концовки только один. Эстетика этих компьютерных
квестов в их интересном игровом мире и изяществе головоломок: можно не спеша, размеренно, с
любой скоростью решать головоломки и получать удовольствие. Как кроссворд, только с эффектом
погружения.

В истории квестов стоить отметить и широкое их применение в компьютерных играх следующего поколения, так называемых RPGиграх. Где игра предстала перед игроками целой сетью разнообразных квестов, а не одним квестом, как это было ранее.
(Примеры таких игр: Morrowind и др)
RPG — (англ. Computer Role-Playing Game, обозначается аббревиатурой CRPG или RPG) — жанр компьютерных игр, основанный на
элементах игрового процесса традиционных настольных ролевых игр. В ролевой игре игрок управляет персонажем, который
описан набором численных характеристик, списком способностей и умений; примерами таких характеристик могут быть
показатели силы, ловкости, интеллекта, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка и т. п.
RPG – это все тот же квест, только нелинейный и, как говорят, с открытым миром. Это значит, что ты, как главный герой, в любой
момент можешь на время сойти с основного сюжетного путешествия по головоломкам, и, осмотревшись, найти вокруг себя пару
десяток мелких квестов.
Схема мира RPG-игры
выглядит так:
Есть основной сюжет, изображенный в красно-черном цвете. У этого сюжета есть несколько вариантов концовок, которые могут
случиться в зависимости от выбора игрока на том или ином этапе. Иногда это псевдовыбор и концовка все равно одна.
Синие кружочки – это побочные квестовые ветки, которые прямо не влияют на основную, лишь помогают прокачаться персонажу.
Зеленые ареалы рядом с ними – это квестовые локации, куда NPC отправляют игрока проходить испытание с побочных квестов. Как
правило, у одного побочного NPC есть несколько заданий, которые он выдает игроку последовательно (иногда параллельно).
NPC — (от англ. Non-Player Character) — персонаж в ролевых играх, которым управляет не игрок, а компьютер или игротехник.

Квесты в реальности

Они пришли из мира компьютерных игр и быстро набрали популярность,
превратившись в оригинальный способ проведения досуга.
Игрокам по-прежнему нужно разгадывать загадки, выполнять разнообразные
миссии, взламывать замки, откуда-то выбираться. С одним отличием: все
происходит в реальности, с осязаемыми предметами и живыми людьми.
Первые реалистичные приключения появились в 2007 году, быстро
распространившись в Японии, Гонконге, Китае, захватив параллельно и Европу.
В России с этим жанром познакомились в 2012 году, старт был дан в
Екатеринбурге квестами «Палата №6» и «Начало». Через 2 года московская
компания «Клаустрофобия» разработала первую серию таких развлечений. В 2015
появились специальные квесты для детей.
Сегодня они востребованы независимо от возраста, ведь это:
вариант нестандартного празднования дня рождения;
способ организовать семейный отдых, встречу друзей, т.д.;
неординарная форма проведения корпоратива;
совершенствование командных навыков (тимбилдинг);
необычное, запоминающееся свидание — сюрприз для второй половинки.
Реалити-испытание можно проходить одному, вдвоем или в компании. Все
зависит от сюжета и локации. Придется забыть о гаждетах, взяв с собой лишь
смекалку и интуицию.

Разновидности реальных квестов

Эскейп-рум – классика жанра. Главная задача – выбраться из запертой комнаты за строго отведенное
время. Это может быть абстрактная комната или помещение-тюрьма, подземелье и т.д. Иногда
требуется разгадать ее тайну или найти в ней некий могущественный предмет. Придется включать
воображение (что это?), смекалку, искать нестандартные решения.
Перформанс. В отличие от предыдущего варианта, в нем участвуют актеры, создающие особую
атмосферу. Они могут помогать игрокам или усложнять задачу.
Экшн-игра. Подойдет любителям не только интеллектуальных, но и физических нагрузок. Здесь
придется убегать от охранников, взбираться по канату, преодолевать препятствия.
Фэнтези. Городской квест, действие которого не ограничивается комнатой. Головоломки придется
решать, передвигаясь по улицам.
Реалити-испытание. Ролевая игра (живой квест), выстраиваемая на взаимодействии персонажей.
Каждый игрок получает роль, перевоплощаясь в своего героя. В новом образе придется решать
определенные задачи на пути к общей цели (например, искать убийцу или сокровища, спасаться от
бедствия). Исход во многом непредсказуем и зависит от действий каждого.
Морфеус, основанный на работе воображения. Участникам завязывают глаза, вынуждая их
использовать для выполнения заданий только слух, осязание, обоняние.

Что же такое “Квест-рум”?

Существует несколько видов квестов в
реальности, но, когда, упоминают “Квест-рум”,
чаще всего подразумевают именно так
называемый “Эскейп-рум”.
“Эскейп-рум” – это квест завязанный на
помещении, в которое попадает команда из
определённого количества игроков.
За установленное организатором время
(обычно от 40 до 60 минут) команда должна
выбраться из стилизованной под антураж
квеста комнаты или нескольких комнат. Для
того, чтобы выбраться, им необходимо решать
различного рода головоломки и задачи.
Успех в решении позволяет команде
продвигаться по этапам квеста и в конце
концов приведёт игроков к заветному выходу.

ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ

У всех наверно возник вопрос: “Что если не уложиться в заданное время?” А ничего страшного не случится.
Организаторы будут помогать на разных этапах прохождения, если команда не укладывается в рамки
времени. Если игроки “застрянут” на последнем этапе, организатор естественно откроет дверь.
Единственное, что вкус победы игроки не ощутят, но масса положительных эмоций и впечатлений им
гарантирована в любом случае.
Несколько пунктов, которые стоит помнить при походе в “ Эскейп-рум”:
· В “Эскейп-руме” основной целью ставится нахождение выхода;
· От действий команды зависит исход всего действа. Предстоит столкнуться с головоломками, приготовьтесь
включать интуицию;
· Всё будет происходить в замкнутом пространстве;
· Квест не представляет собой серьёзное испытание и применять в нём физическую силу не придётся;
· Действуйте командой и это приведёт вас к победе;
· Организатор обговорит все правила до начала квеста.

Типы квестов

Квест-комнаты. Там реквизит встроен в стены и частично разложен на предметах мебели и
на полу. Участники переходят из одного помещения в другое и решают цепь головоломок
Выездные квесты. Организаторы привозят в лагерь много реквизита и проводят
интересную тематическую игру с сюжетом. Реквизит сложный и дорогой (часто сделан на
заказ или закуплен на специальных сайтах).
Банкетный квест. Все сидят за столами, актеры показывают фрагменты спектакля,
ассистенты разносят реквизит. Гости — активные участники происходящего.
Квест-бродилка. Можно ходить по музею, городу, парку, усадьбе, базе отдыха. Бежать.
Ехать на специальном автобусе, велосипеде или даже на джипе по сложному маршруту за
пределами города. У участников есть карта, есть цель, есть цепочка сложных испытаний. В
качестве артефактов — музейные экспонаты, памятники, таблички на домах, лепнина,
статуи, рисунки на кованых воротах и оградах, граффити и даже рекламные баннеры.
Бумажный квест. Смысл в том, что все задания участники получают в виде писем, записок,
свитков, смс. Такую игру можно провести, используя самые обычные бытовые предметы:
книги, воздушные шары, кухонную утварь, коробки, шахматы, сувениры, мебель, бытовые
приборы, игрушки и т.д.

Квест. Виды квестов

Если коротко описывать особо подходящие для детского лагеря разновидности квестов, то
сделать это можно следующими восьмью картинками:

Квест в детском лагере – это мероприятие, имеющее в основе своей игровой «механики» систему «загадок» и «ключей», которые

приводят
игрока к одной или нескольким логически выстроенным развязкам
Квест может иметь свой собственный сюжет, может проводиться как в строго ограниченном,
так и в условно неограниченном пространстве, может иметь возможность взаимодействия
игроков между собой или с непосредственными героями сюжета и может служить средством
освоения игроком (ребенком) знаний и умений, предлагаемых педагогической целью смены.
Квест, как форма, никак не ограничен догмами по принципу организации пространства,
построения сюжета, использования реквизита, взаимодействия игроков и т.д.
Квест, как отдельная форма имеет только одну существенную деталь – это система «загадок» и
«ключей», на которых и строится ее Величество Игра.
Кто сказал, что квест нельзя провести ведущему со сцены в актовом зале? Или вожатому в
пределах жилого корпуса? Никаких ограничений для организатора нет, главное, что понимание
«квеста» как отдельной игровой формы помогает его организаторам в условиях ограниченного
времени подготовить и реализовать его как мероприятие. Вся соль в понимании как раз
кроется в волшебных «загадках» и «ключах». Остановимся подробнее на них.

Главная ценность квеста как формы

1. эмоциональная особенность игры. Что испытывают люди, впервые попав в
квест-рум? Растерянность. Они не знают, предоставленные самим себе, с чего им
начать и какие действия помогут им закончить квест успешно, а какие нет.
Только попытки, деятельность приводят к результату. Причем в определенный
момент вам может не помочь логическое мышление, а поможет ассоциативное или
ваш эмоциональный интеллект. Или дивергентное, когда результат достигается не
одним решением, а множеством различных (в квест-румах как раз все
последовательно и прямолинейно, если оглянуться на игру после ее прохождения).
2. его возможности. Кроме того, что сам по себе квест заставляет мозг работать,
соображать, подключать все резервы, он является средством усвоения ребенком
информации.
Что в ней будет? Можно заключить в квест несколько параграфов учебника по
истории и зашифровать ключевые даты. Причем ключевые исторические
личности буду присутствовать в образах героев квеста.
Вполне можно собрать ребенка в поход, устроив ему квест по сбору вещей.
Главное, не забыть все это заключить в систему «загадок» и «ключей». Иначе
получится довольно скучная игра по станциям. Плохо организованный квест
хорошей игрой по станциям не станет.

Чем отличается квест от других форм, к примеру концертной программы или сюжетно-ролевой игры?

Именно и только системой «загадка-ключ». На ней все и построено.
Загадки могут быть и в конкурсно-игровой программе. Но там оценивается количество или скорость отгаданных загадок, а не
тот результат, к которому они привели. Потому что разгадка загадок будет конкурсом.
Даже в плейлисте танцевально-развлекательной программы при желании можно зашифровать послание. Только главный элемент
в этой программе все же танцы и развлечения. А главный элемент квеста – система «ключей», зашифрованных в загадках.
Пример:
Сюжет – двое ребят поссорились, играя в старинную игру, и из игры в реальный мир вырвались ее герои (идея была взята из
фильма «Джуманджи»).
Задача вожатых – отыскать разбежавшихся героев и вернуть их обратно до полуночи.
Вся соль была в том, что в каждом герое был зашифрован код – тип личности. Ребенок «тревожный», «гиперактивный»,
«демонстративный» и пр. И герои никак не соглашались пойти в отведенное им место, пока вожатые-игроки не разгадают их
код и не выстроят свое поведение в соответствие с ним.
Подсказку к коду давалась через поведение героев: кто-то забирался на лестницы, сидел на ветках, убегал; кто-то стоял и
хныкал, боясь пройти через темный мост. Авторы сценария собрали детские страхи и, интерпретируя их в сюжете игры,
ждали, пока вожатые разгадают код, догадаются о том, какую модель поведения им выстроить. Это была разгадка, ключом
были знания, которые вожатые получали на Школе Подготовки Вожатых, интерпретации детских страхов –
подсказками.
Цель организаторов квеста – оценить подготовку вожатых и дать понять, что даже такие сложные психологические
темы можно преподнести в игровой форме, вполне доступно.

Загадка может иметь вид текста, цифрового кода,
картинки, пантомимы, QR-кода, поведения героя в
контексте сюжета – чем угодно!
Поле для творчества неограниченно.
Иначе это не было бы творчеством
Но игровая «механика» — принцип проведения
квеста как игровой формы остается неизменным:
«загадка-ключ».

Зачем нам нужны квесты? (их функции)

Любая форма мероприятий, которые берутся на «вооружение» на смене есть не что иное, как
рабочий инструмент педагога. Проведем аналогию со строительством дома. Цель ясна –
построить дом для каких-либо нужд. Молоток в этом деле – вещь нужная, но забивать им
шурупы и саморезы –гиблое дело.
Формы мероприятий, которые мы используем на смене, конечно намного более универсальны,
нежели молоток при строительстве дома. Однако открывать смену, когда дети только приехали,
незнакомы и не адаптированы к новым для них условиям сюжетно-ролевой игрой, задача
поистине невыполнимая. У каждой формы есть свои, неизменные, функции, которые они
выполняют.
1. Содействие реализации педагогической цели смены. То есть создание такой среды, которая
помогает формированию у ребенка нравственных качеств, различных видов мышления,
морально-ценностных ориентиров, коммуникативных навыков и пр. (конкретно исходя из цели
смены). Эта функция носит первоочередной характер. А иначе, зачем нам вообще эти
мероприятия?
2. Развитие сюжета смены – поддержание эмоциональной атмосферы, стройности и
последовательности сюжетной линии в понимании ребенка. Именно развитие, а не завязка, хотя
тот, кому реально удастся «завести» сюжет с помощью квеста – истинный Мастер и Творец.
3. Командообразование – способствование формированию временного детского коллектива,
профилактика конфликтных ситуаций. Дополнительная, но важная функция, думаю что это не
требует разъяснений.

Сюжет и механика

Нельзя просто давать детям одну головоломку за другой. Нужно
придумать или позаимствовать в литературе или кинематографе
готовый сюжет и главных героев, определить цель, продумать
препятствия на пути к этой цели. И вот для преодоления этих
препятствий и понадобятся все эти задания (механика игры).
Например, сказка «Колобок». Для счастливого финала Колобку нужно
собрать какие-нибудь подсказки от каждого персонажа. Просто так
Заяц, Волк и Медведь ничего не дают. Нужно на каждом этапе игры
разгадать их задания, получить букву, из букв сложить слово-пароль.
Услышав это слово, Лиса извинится за свои хищные мысли и отнесет
Колобка назад к бабке и деду.

Где прятать подсказки и задания

• мебель (в ответе загадки должно быть: стол, кресло, комод, окно и т.д.)
• предметы интерьера (вазы, коробки, шкатулки, сундуки, картины и т.д.)
• магниты и сувениры из разных стран, на которых написано название города
• многотомные собрания сочинений (угадать номер тома и забрать там подсказку)
• почтовый ящик (безумно азартно спуститься на первый этаж и открыть ключиком свой ящик, когда речь идет о
последней подсказке про подарки)
• чемоданы и портфели с кодовыми замками
• бутылка (пусть даже плавает в ванне, чем не море)
• воздушные шары (их нужно лопнуть, естественно)
• ледяные фигуры (в новогоднем квесте можно заморозить воду в резиновых перчатках и шарах, получился целый
таз ледяных глыб разной формы. Ради добычи подсказки дети размораживали все это под краном в раковине)
• коробка с песком, в которой нужно найти мелкие предметы
• конфеты в обертках
• печенья с подсказками / предсказаниями
• банки для хранения сыпучих продуктов
• горшки с живыми растениями
• посуда на праздничном столе (к нижней части тарелок можно прикрепить подсказку)

Задания для квеста

1.
2.
3.
Составление слова из отдельных букв: буквы можно находить по
одной, потом из них составить финальное слово и найти подарки;
напишите буквы на одноразовых стаканчиках; слово можно составить
из букв, написанных маркером на воздушных шариках; пластмассовые
буквы закопайте в песок, дети любят раскопки (можно использовать
магнитную азбуку); заморозьте буквы в формочках для льда; напишите
буквы на рыбках с магнитиками (готовая детская игра «Рыбалка»),
пусть ловят и составляют слово
Пазлы: составить карту поиска подарков из кусочков; составить
портреты известных личностей из 4 фрагментов (лица разрезаем
полосками, как для составления фоторобота); на разрезанной картинке
можно написать загадку (отгадка — очередное место с подсказкой:
диван, ваза и т.д.); на кусочках пазла может быть код замка или номер
телефона, по которому ваши помощники дадут подсказку; обычные
пазлы на 30-50 фрагментов можно складывать двум командам на
скорость (борьба за дополнительный приз или подсказку)
Внимательный счет: посчитать стопки монет, чтобы угадать номер
телефона, считать можно одинаковые предметы на картине в вашей
комнате, ступени в доме, окна в здании напротив, книги на полке,
разделить бедую и красную фасоль на кучки и посчитать, на сколько
больше бобов одного цвета, чем другого («Квест для принцесс»),
сколько мягких игрушек в корзине, сложить все цифры, которыми
пишут дату рождения именинника (02.09.2009 = 22), посчитать
количество букв в имени и фамилии именинника и т.д. Все эти числа
могут понадобиться для угадывания пароля к замку, например. Или
угаданное число будет написано на видном месте на предмете мебели
с очередной подсказкой.

4. Q R-коды: Это, конечно, не задание для квеста, а один из способов добычи
информации, но детям обычно нравится. Через специальное приложение в
смартфоне вы можете зашифровать любую картинку или записку с
подсказками. Куда крепить распечатанный
QR-код? На внутреннюю
поверхность дверцы шкафа, под тарелку, на сувенир или игрушку, вложить в
книгу и т.д.
5. Головоломки, шарады, кроссворды: Особенно много такого добра в старых
советских книгах и календарях школьника. Для тех, кто хочет найти что-то
действительно интересное, рекомендую сходить в библиотеку. С шарадами и
кроссвордами удобно подбирать интеллектуальную нагрузку по возрасту. В
одной и той же тематике можно придумать задания квеста для подростков,
взрослых и детей от 6 до 10 лет.
6. Зеркальный текст: составляем нужную фразу, которую сложно прочесть без
зеркала. Поиску самого зеркала тоже можно уделить внимание, загадав его с
помощью предыдущей головоломки. Чтобы усложнить задание, напечатайте
текст необычным витиеватым шрифтом, иначе игроки легко перевернут буквы
без всякого зеркала.
7. Анаграммы: просто только на первый взгляд, так как даже взрослые иногда
долго составляют из букв одного слова другое слово. Если квест командный,
засекайте время и поощряйте самых смекалистых дополнительными очками,
призами или подсказками. Составленное слово может стать паролем к
очередной головоломке.
8. Что спрятано на картинке: Таких загадок на внимательность разной
сложности в интернете очень много. Слева пример головоломки для малышей,
справа — для подростков: «Сколько тут животных?»

9. Обозначаем смайликами название сказки (фильма, песни): достаточно
сложно, но весело. Смайликов не так много, поэтому нужно призвать на помощь
всю фантазию. Все картинки можно не давать, дети устанут. Зашифруйте так ту
книжку со сказкой, в которой лежит очередная подсказка. А на картинке
примерно такое: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях», «Принцесса на горошине», «Царевналягушка», «Муму» (возможно), «Звездный дождь», «Снегурочка», «Заячья
избушка», «Иван Царевич и змей», «Каша из топора», «Горшочек каши»,
«Мальчик-с-пальчик», «Волк и семеро козлят», «Рапунцель», «Петушок и
бобовое зернышко».
10. Невидимые чернила: записки, написанные молоком и лимонным соком.
Сейчас в продаже есть ручки с невидимыми чернилами и специальным
фонариком. Пишем детям буквы и послания на зеркалах, мебели, в обычных
письмах. Можно на каждом участнике нарисовать по одной букве перед началом
квеста, потом соберете финальное слово.
11. Шифры: пляшущие человечки (спасибо Шерлоку Холмсу), азбука Морзе,
числовой шифр (каждой букве присвоен номер), семафорная и флажков азбука,
самодельные шифры (разные картинки усов, игрушек, еды, косметики — всем
изображениям присваивается буква). Семафорную азбуку можно показывать
(один член команды показывает всем остальным зашифрованное слово).
Длинные фразы детям расшифровывать сложно. Максимум 3 слова по 3-5 букв.
Этого достаточно, чтобы сообщить место очередной подсказки.

12. Лабиринты: лабиринт может быть нарисованным. Что-то
запутанное надо распутать по линиям или пройти по «коридорам»
без тупиков. Можно раздать распечатанный лабиринт каждому
участнику квеста. Кто первый — тот и открывает кодовый замок и
достает подарки, иначе будут горячие споры)). Можно сделать
веревочный лабиринт. Веревки разного цвета раскладываются на
полу в помещении или натягиваются между деревьями. Каждый
выбирает свой цвет и идет по линии. К концу одной из веревок
привязана подсказка. Еще можно между веревками, натянутыми на
разной высоте между деревьями, добираться до цели (подарка,
ключа, очередного свитка).
13. Раскопки: закопать в таз с песком много мелких игрушек от
киндер-сюрпризов. Повторяющиеся фигурки нужно было отложить,
одна уникальная была подсказкой. Вместо песка можно порыться в
манке, рисе, соли и гречке.
14. Головоломки со спичками: Чаще для этой цели используют
большие каминные спички или счетные палочки. Есть совсем
простые задачки, есть такие, над которыми и взрослые ломают
голову.

Квест-советы

15. Головоломки с пуговицами: вместо пуговиц могут быть любые
фигурки, что нужно по теме квеста. Суть в том, что четырьмя
линиями нужно разделить фигурки так, чтобы в каждой ячейке
было по одной. Задание на скорость, самый быстрый получает
дополнительные очки, подсказки или привилегии.
16. Классические ребусы
17. Акростих: читаем стихотворение. Внимательно)). В интернете
можно поискать акростихи на мужские и женские имена, названия
времен года и т.д. Слово может стать подсказкой
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всего бываю боле,
Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями — не быть я создана.
18. Зашифрованное стихотворение

19. Найти лишний или отсутствующий предмет / число
20. Перевертыши: Даем детям картинку с попугаем и спрашиваем: «Кто украл
попугая?» Чтобы ответить, нужно просто перевернуть картинку и посмотреть на
нее свежим взглядом. Индеец, конечно – таких картинок много в интернете)).
21. Активные испытания: дети любят квесты, но 2 часа головоломок — это
издевательство. Бегать не нужно, но подвигаться нужно обязательно. Вот
несколько идей: построить шалаш из стульев, подушек и пледов по схеме,
сделать воздушный шар с корзиной (шарик с гелием, нитки, одноразовый
стаканчик), собрать канапе по рецепту из нарезанных продуктов,
нащупать с завязанными глазами нужный предмет в корзине, посадить
растение в отдельный горшочек, сделать большой командный рисунок
(карту или флаг выдуманной страны), определить с завязанными глазами
разные фрукты, показать движениями предмет или явление природы (игра
«Крокодил», короче), станцевать танец папуасов и сделать бусы из макарон,
провести эстафету (смотрите картинку, там «клювиками» таскали орехи и
конфеты в другую комнату)
22. Химические опыты. Можно с помощью готовых наборов наворотить много
интересного. Где зашипело, тот стаканчик укажет на номер нужного тома книги
с подсказкой.
23. Соединяем картинки , получаем цифры

Про урокцифры:  Уроки русского языка с цифрами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *