презентация математика в нашей жизни время урока математики 1 курс

Учитель: Юдин Дмитрий Николаевич

Тема проекта: «Математика вокруг нас»

Класс: 1 класс

Дата проведения: 20.10.2021

УМК «Школа России»

Дети часто забывают то, что проходили на уроке математике. Проект направлен на более углубленное усвоение знаний и умений, уметь применять знания в практике. Важно донести до детей любовь к математике. Доказать то, что математика является в нашей жизни главным элементом. В наше время математика  нужна в различных профессиях.

Не развитое воображения у детей, о числах в пределах от 1 до 10.

Числа от 1 до 10

: обобщение математических знаний по теме «Нумерация чисел первого десятка».

повторить прямой и обратный счёт, понятие предыдущего и последующего числа, правила прибавления и вычитания единицы;

развивать смекалку, сообразительность, память, внимание, воображение;

: умение взаимодействовать с товарищами.

если мы будем изучать и наблюдать за тем, где встречаются числа, мы узнаем, как используются числа в нашей жизни.

Словесный, практический, наглядный.

Этапы реализации проекта:

1. Сообщение темы проекта

2. Задача над которой будут работать первоклассники

2 этап. Планирование и организация деятельности.

1. Обсуждение названия проекта

2. Направления работы

– найти предметы, на что похожи числа;

– загадки и количество предметов;

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы)

Учитель объясняет, как будет проходить работа в группах. Дети работают.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

компьютер, презентация, интерактивная доска.

На большом листе наклеено число, количество предметов  этого числа, загадка, на что похожа, написание цифры.

1. Орг. момент.

– Прозвенел уже звонок,Сядьте тихо и неслышно,И скорей начнём урок. Будем мы писать, трудиться,Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться,Так как мы ученики.

– Хочу узнать, с каким настроением вы будете работать. Хлопните 3 раза в ладошки, если вы будете работать на все 100 и у вас отличное настроение. Топните 3 раза ногами, если у вас плохое настроение, и вы будете работать на 0.

2. Мотивация к учебной деятельности

– Ребята, у нас сейчас урок математики. Мы изучили все цифры, поэтому устроим небольшой математический праздник цифр и чисел первого десятка. На уроке вам необходима смекалка, внимательность и находчивость. Что надо знать, ребята, чтобы ответить на вопрос, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лапок у кота, сколько времени на часах? Надо знать цифры и уметь считать!

– Молодцы! Поэтому мы не будем много разговаривать, мы с вами сегодня будем работать небольшими группами, где нам нужно будет составить героев нашего города «Цифромания», в котором жителями будут наши цифры.

– Но вначале немного послушайте небольшую история наших цифр. Первобытные люди не знали счёта и письма. Они показывали числа на пальцах. Когда не было бумаги, люди делали записи  в виде зарубок на палках, костях, скалах, откладывали камушки и ракушки, завязывали узелки на верёвках. Потом научились рисовать значки-иероглифы (показ на слайде или рисунке). Затем появились первые римские цифры – это сочетание палочек, галочек и крестиков. Посмотрите, как записаны числа первого десятка римскими цифрами (показ на слайде или рисунке).  Для письма длинных записей это было очень неудобно. Посмотрите, как записана дата сегодняшнего дня  римскими цифрами, а вот как записана эта же дата арабскими цифрами.

– В школе мы изучаем арабские цифры. Они пришли к нам из Древней Индии. Поэтому их можно называть также индийскими. Теперь весь мир пользуется этими цифрами.

– Кто мне скажет, о чём сегодня мы будем говорить на уроке математике.

4. Повторение изученного.

– Ну чтобы приступить к работе, нам нужно с вами вспомнить то, что мы уже изучили. Давайте повторим счёта чисел первого десятка (Считают до 10 и обратно)

– А теперь другое задание. Число, о котором будет идти речь в задании, нужно будет назвать по поднятой руке.

– Это число, последующее  за числом  6

– Это число,  предыдущее числу  7

– У этого числа соседи 7 и 9

– Какое  число на 1 больше 2?

– Какое  число на 1 меньше 5?

– Какие соседи у числа 8?  ( 7  и 9 )

– Молодцы! Задание выполнили верно. Теперь нужно вспомнить наши цифры. Смотрим на экран. ( Смотрят и называют)

– Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

– А вот это – цифра два.

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

– А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков–

Состоит из двух крючков.

– Цифра новая – четыре.

Стол стоит  у нас в квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

– А вот это – цифра пять!

До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчиком скажи.

– Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

– Семь – точно острая коса.

Коси, коса, пока остра.

– У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

– Девять, как и шесть,

Только хвост не вверх,

– За девятью идёт десятка.

Ты это знаешь?  Молодец!

Сочти все пальцы по порядку –

И счёту нашему конец.

– Умнички! Вот мы и вспомнили наши цифры.

– Теперь перейдём к нашей работе.

6. Фиксирование затруднения

– Нам с вами, как я уже сказал, нужно создать город «Цифроманию», в котором будут жить цифры. Каждая группа будет делать свою цифру. Давайте подумаем и решим, что нам нужно будет расположить на этом листке. ( Сама цифра, загадка, на что похожа, количество предметов, написать)

– Молодцы! Чтобы всё это сделать на листке, вам нужен материал. Где же мы его возьмём?!

– Материал для нашего города «Цифромания», мне утром принесла королева этого города, Математика. Я этот материал разложил на столе. Вам нужно будет подойти к столу и взять всё то, что необходимо для вашей цифры. Только идти должен кто-то один из группы.

7. Выявление места и причины затруднения.

– Самое трудное это будет то, что нужно расположить материал так, чтобы наша цифра попала в город, ведь если будет наша цифра выглядеть по другому, то её не пустят в город «Цифромания».

– Давайте посмотрим, как мы должны расположить материал.

8. Реализация проекта

– Вот мы с вами и пришли к тому, как должна получиться наша цифра. Перед уроком я поделил вас на группы. Этой группой, по моей команде вы должны приступить к работе. Напомню правила работы в группе. Не толкаемся, не спорим, не ругаемся, делаем всё вместе, не кричим.

– Для того чтобы приступить к сложной и ответственной работе, нам с вами нужно чуть-чуть отдохнуть. Давайте встанем из-за парт и будем повторять движения, которые нам будут говорить.

– Отдохнули, теперь можно и поработать. Итак! По моей команде начинаем работать! 1, 2, 3, начали!

Дети работаю в группах.

10. Первичное закрепление.

– Итак! У нас получился город «Цифромания».

– Давайте назовём цифры, которые живут в городе.

– После этой трудной работы я хочу подвести итог. Точнее поставить точку на этом. Я прочитаю вам вывод нашего урока в стихотворением. Вы внимательно слушаете и запоминаете.

– Запомните всё, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

Без счёта не будет на улице света.

Без счёта не может подняться ракета.

Без счёта письмо не найдёт адресата.

И в прятки сыграть не сумеют ребята!

– Как только человек рождается, в его жизни уже появляются первые цифры: рост, вес. Математика нужна всем людям на земле. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Математика нужна в повседневной жизни: например, при кройке шитья, приготовления пищи или при денежных вопросах. Математика – наука точная!

– У вас на столе лежит листочек. Нарисуйте на нём свое настроение. Если у вас отличное настроение и вам понравилось работать на уроке, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если у вас было хорошее настроение и было сложно на уроке, то нарисуйте смайлик без улыбки. Если у вас плохое настроение и вам было скучно на уроке, то нарисуйте грустный смайлик. Покажите свои смайлики.

– Спасибо за урок!

Проект «Математика в нашей жизни»

1 «б» класс ГОУ СОШ № 255

Учитель: Приезжева К. И.

Основные сроки реализации проекта:

Основная идея проекта: формирование  потребности изучать математику и применять знания в современной жизни.

математика, литературное чтение, ИЗО, технология.

Краткая аннотация проекта

Данный проект  призван показать привлекательность математики, её жизненную необходимость для человека.

Цель исследовательской работы изучить, где математика встречается в жизни и убедиться в ее необходимости. Узнать, нужна ли математика человеку в обычной жизни?

1. Исследовать значение математики в современной жизни;

2. Развивать умение наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать вывод;

3. Развивать навык исследовательской деятельности;

4. Развивать коммуникативные умения работать в группе;

5. Формировать знания умения и навыки  творческой деятельности в совместной работе с родителями;

математика очень важна в повседневной деятельности человека.

повседневная жизнь человека.

План проведения проекта

В современной жизни, когда даже обычный человек всё больше зависит от применения науки и техники в повседневной жизни, роль математики очень важна. Даже самые простые расчеты человек делает бессознательно, не задумываясь о том, что применяет математику. Список применения математики бесконечен – чтение времени на часах, денежные расчеты, получения оценки в школе, расчет пробега автомобиля, приготовление по рецепту на кухне и так далее. Занятия математикой развивает человека как личность, делает целеустремленным, активным, самостоятельным, трудолюбивым, упорным и терпеливым.

2. Выявление проблемы:

Зачем нужна математика в обычной жизни? Что может дать математика каждой отдельной личности?

Основная часть проекта

Начинаем большой математический проект “Математика в обычной жизни” , состоящий из 5 этапов.

1 этап. « Математика всюду!»

Где только не встретишь разные числа: на трамваях, телефонах, страницах книг и т.д. Наблюдаем вокруг и на альбомном листе делали рисунки, где встречали числа.

Срок 1 четверть.  Затем  представление своих работ и выставка.

2 этап  «Пословицы и поговорки в числах»

Задание: вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. На альбомном листе с одной стороны сделать иллюстрацию к пословице, с другой стороны написать саму пословицу или поговорку.  Срок 1 четверть

Представление своих работ. Показ рисунка,  остальные участники узнают пословицу по рисунку.  Выставка работ.

Презентация к мероприятию:  Числа в загадках, пословицах и поговорках.ppt

3 этап «Римские цифры»

Задание: написать на альбомном листе как можно больше чисел по правилам римской нумерации с помощью цифр I V X L. Срок 1 четверть

Представление своих работ. Выставка.

Задание: Выбрать любую достопримечательность нашего города (здание, мост, памятник и т.д), изобразить объект (фото, картинка, рисунок) и ниже написать связанные с ним числа (ширина, высота, масса, количество окон и т.д).

Представление своих работ.  Рассказ о выбранном объекте с использованием чисел. Выставка.

5 этап. Обобщение. Подведение итогов. Интерактивная  итоговая игра «В мире чисел»

Презентация к игре:   Интерактивная  игра  по математике В мире чисел.ppt

Математика очень важна в повседневной деятельности человека. Современный стиль жизни в отсутствии математики маловероятен. Ибо, если мы не очень хорошо разбираемся в языке цифр, нам будет трудно достичь важных решений в выполнении повседневных задач. Будь то поход в магазин, на природу, или пересмотр дома в рамках бюджета, – знание математики является ключом, и, следовательно, необходимо. Поэтому с самого детства надо полюбить ее, и она окажет большую помощь на протяжении всей жизни.

Ломоносов, великий ученый, который достиг успеха как на почве естественных наук так и в области гуманитарных дисциплин, говорил: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

Так что это не только расчеты и формулы, это прежде всего логика и упорядоченность! Это набор правил и функций, которые делают ваше мышление последовательным и логичным. Это отражается на вашем умении рассуждать, формулировать мысли, удерживать в голове сложные концепции и выстраивать витиеватые взаимосвязи.

В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.

В ходе работы над проектом были использованы различные источники информации: учебники, справочники, энциклопедии (в том числе электронные), методические рекомендации. Активно использовались компьютерные, цифровые технологии: при подготовке сообщений, презентации. В осуществлении проекта приняли участие все ученики класса, каждый на своем уровне знаний, умений и возможностей. Родители были вовлечены в процесс и помогали на разных этапах. Таким образом, участие в проекте для детей было очень полезным.

В процессе работы использовались методы личностно ориентированных, информационно-коммуникативных технологий:

       Метод ситуации индивидуального и коллективного выбора;

       Метод создания ситуации успеха;

       Метод педагогической поддержки;

       Игровые приемы (загадки, викторины, кроссворды);

       Самооценка, рефлексия после каждого этапа;

       Поощрение самостоятельности, активности, аккуратности;

       Интегрирование знаний из разных областей (окружающий мир, изобразительное искусство, трудовое обучение, информатика, литература, музыка).

Работа над темой данного проекта будет продолжена во 2 классе.

– “Математика в профессиях”. Изучить отрасли деятельности человека и профессии, где встречается математика. ( Математика в раскрое одежды; Математика в торговле; Математика в строительстве; Математика в кулинарии; математика в медицине)

– Математика в древнем мире; Исследование возникновения слова “”. Изучить высказывания великих людей о математике,

Математика в моих увлечениях»

– «Математика в искусстве»

– «Измерения»  (что меряют, чем меряют); Единицы измерения в Древней Руси; Единицы измерения в других странах;

– « Числа в спорте»;

Нужна ли математика человеку?

Покупка продуктов В магазине нам обязательно пригодится математика. Чтобы купить продукты, мы должны посчитать деньги. Вы стоите на кассе и оплачиваете товар. Продуктов в корзине на 120 рублей, а денег у вас 150 рублей. Сколько рублей сдачи вам должен дать кассир?

Например, наш режим дня – это распределение времени труда и отдыха. Чтобы следить за временем, нужно знать математику. Режим дня Мне нужно быть на работе в 09.40. Я трачу на дорогу 1ч. Когда мне выезжать?

Каждый день мама готовит пищу. Чтобы приготовить пищу, нужно обратиться к математике. Надо знать сколько граммов продуктов потребуется. Приготовление пищи Из трёх яблок можно выжать 1 стакан сока. Сколько яблок понадобится, чтобы все ученики 1 «Б» получили по стакану яблочного сока?

Приобретение одежды Самое приятное- это покупка красивых вещей. Вот мы приходим в магазин и тут нам тоже нужна математика. Нам нужно знать свой рост и размер.

В гости к Косте пришли Ваня и Владик. Для приготовления чая для друзей Костя заварил 8 листиков шиповника, а листьев мяты – на 2 раза больше. Сколько всего листьев заварил Костя?

Расшифруйте анаграммы и найдите лишнее слово. Мамус Нышаумемое Егамоесла Норазсть Ретозок Чивымоетае

Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК” Например: Рог, руль, толь, рот,

Ремонт дома Если мы соберемся делать дома ремонт, то тут нам точно не обойтись без математики. Нам нужно знать сколько метров обоев нужно купить.

Проект
«Математика вокруг нас»

Ученика 1 класса
МКОУСОШ №43
Лукьянова Дениса
Мир цифр

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете.

Цифра 1
Стоит единичка,
Похожа на спичку.
Она просто черточка
С маленькой челочкой.

Пословицы с цифрой 1 (один)

Первый блин – комом.

С одного удара дуб не свалишь.

По воде скользит едва,
Словно лебедь, цифра два.
Шею выгнула дугой,
Гонит волны за собой.

Поговорка с цифрой 2:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь

Два крючочка, посмотри,
Получилась цифра три.
Но на эти два крючка
Не насадишь червячка.

Загадка про цифру 3:

Задачка про цифру 4:

Чтоб одеть тепло сыночков,
Не хватает двух носочков.
Сколько же в семье сынков,
Если в доме шесть носков?

Вилку как-то уронили,
Один зубчик отломили.
Вилка эта в целом мире
Называется “четыре”.

Цифра пять – с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.

Загадка про цифру 5:

Что за вишенка, дружок,
Кверху загнут стебелек?
Ты ее попробуй съесть,
Эта вишня – цифра шесть.

про цифру 6:

Если на голову встанет, ровно на три больше станет

Я такую кочергу
Сунуть в печку не смогу.
Про нее известно всем,
Что она зовется “семь”.

Семь ребят по лесенке заиграли песенки.

Вилась веревочка, вилась,
В две петельки заплелась.
“Что за цифра? ” – маму спросим.
Мама нам ответит: “Восемь”.

Стишок про Цифру 8:

Быстро ходит Осьминог.
– У него же восемь ног!
Быстро нить плетет Паук.
– У него же восемь рук!
Кто бы мне приделать смог
Восемь рук
И восемь ног!

Ветер сильный дул и дул,
Вишенку перевернул.
Цифра шесть, скажи на милость,
В цифру девять превратилась.

Нолик – круглый, 
Как Земля. 
Все считают от нуля. 
Арифметика проста: 
Если ноль – ладонь пуста. 
Пишем “0”, 
И ясно всем: 
Здесь чего-то нет совсем!

Загадка про цифру 0:

Не похож я на пятак,
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик.

Разгадай ребус
Найди все цифры, из которых сделан человечек
Вот такие замечательные цифры

Что нам стоит дом построить

МАОУ Новоселезневская СОШ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Из года в год, начиная с первого класса, мы изучаем в школе математику. Учителя твердят, что это один из основных предметов. Экзамен по математике обязательный для получения аттестата. Но, наверное, нет учителя, которого ученики не спрашивали, зачем им нужна математика, пригодятся ли полученные знания в жизни.

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Поскольку моим любимым предметом в школе является математика, в прошлом году я решила выяснить, как часто люди в жизни сталкиваются с математическими задачами в быту и повседневной жизни. Я провела исследование по теме “Математика в быту и повседневной жизни” и хотела узнать, так ли важна эта тема в жизни взрослых. Они сами утверждают, что им очень часто приходится решать задачи с математическим содержанием в повседневной жизни. ( Приложение 1) Выполняя исследование, я выясняла, в каких сферах жизни человеку необходимы математические знания. Во время анкетирования учащихся кроме покупки продуктов, семейного бюджета были названы строительство и ремонт. ( Приложение 2)

Я заметила, что с каждым днём в нашем селе увеличивается число новых домов. Люди строят дома по новым проектам и производят реконструкцию старых. Наша семья живет в частном доме. Мои родители уже несколько лет занимаются строительством и ремонтом: реконструкция и ремонт дома, ремонт каких-либо подсобных помещений во дворе, строительство бани и т.д. Очень часто от них можно услышать известную всем фразу «Что нам стоит дом построить?». Однажды я задумалась о том, какой смысл имеет эта фраза, в частности в каком смысле (прямом или переносном) применяется слово «стоит».

Так возникла тема моей исследовательской работы «Что нам стоит дом построить».

Актуальность моей темы заключается в том, что математика помогает находить нужные решения при расчётах, развивает мышление и логику. Ремонт помещения, строительство построек был, есть и будет необходим всегда, поэтому необходимо научиться расчитывать его с наименьшим количеством затраченных средств.

Возникает проблемный вопрос: для чего при планировании строительства и ремонта может пригодиться знание математики?

Цель моей работы: доказать неразрывную историческую

взаимосвязь математики как науки с жизнедеятельностью человека в области строительства.

Для достижения цели мною поставлены следующие задачи:

– познакомиться с информационными источниками,

– определить роль математики в строительстве,

– рассмотреть практическое применение математических знаний,

– найти разнообразные задачи, связанные со строительством и ремонтом.

В рамках данной работы мною была выдвинута гипотеза: без математики в строительстве не обойтись.

Объект исследования:математика, строительство.

Предмет исследования: математические задачи и формулы, связанные со строительством и ремонтом

Методы и приёмы: изучение и анализ литературы и ресурсов сети интернет, наблюдение, практическая работа.

1. Роль математики в строительстве

Математика – самая древняя наука, играющая важнейшую роль в жизни и деятельности человека на всех исторических этапах, т.к. людям всегда нужно было что-либо считать и чертить, измерять и вычислять, прогнозировать и проектировать, создавать новое.

Область применения математических законов не знает границ, они используются во многих отраслях науки и производства. В данном материале я рассматриваю использование математики с точки зрения нужд строительного дела.

Математика и строительство в древности

Жизненные потребности заставили человека измерять уже в древности расстояния, а также площадь. Человек хотел знать измерения своего земельного участка, жилища и т. д. Из этой потребности возникла наука «геометрия» («гео» – земля, «метрио» – мерить). « Измерялись площади земельных участков, емкость сосудов и амбаров, объем вынутой при земельных работах земли. Из сохранившихся клинописных записей вавилонян известно, что единицы измерения площади и объема, были при своем возникновении связаны с материальными потребностями общества. Оказывается, иероглиф понятия «площадь» тождественен с иероглифом «количество зерна» (нужного для посева на ней), иероглиф понятия «объем» – с иероглифом «куча земли» (вынутой при выполнении оросительных работ). Русская мера объема «ведро» также указывает на конкретный практический характер происхождения пространственных мер.

Зарождение геометрических знаний, связанных с измерением площадей, теряется в глубине тысячелетий. Имеются вполне достоверные сведения о значительном развитии измерений в Египте более чем за две тысячи лет до нашей эры. Узкая плодородная полоса земли между пустыней и рекой Нилом ежегодно подвергалась затоплению, и каждый раз разлив смывал границы участков, принадлежавших отдельным лицам. После спада воды требовалось с возможно большей точностью восстановить эти границы, ибо каждый из участков ценился весьма высоко. Это заставило египтян заниматься вопросами измерения, то есть землемерием. В строительстве очень важно было знать площадь участка, отведенного под застройку. Для этого древние египтяне использовали особый треугольник, у которого были фиксированные длины сторон. Занимались измерениями особые специалисты, их называли «натягивателями веревки» – гарпетонаптами. Они брали длинную веревку, делили ее узелками (расстояние между ними равно одному локтю фараона) на 12 равных частей, концы ее связывали и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. Получался прямоугольный треугольник (сейчас его называют египетским треугольником), площадь которого принимали за эталон, если пользовались одной и той же веревкой. Угол между сторонами, равными 3 и 4, был прямым, поэтому этот метод использовали для построения прямых углов. Но египетские строители не осознавали, что их метод нуждался в каком-либо обосновании.

Египтяне правильно вычисляли площади некоторых прямолинейных фигур, таких, как прямоугольник, квадрат, треугольник и трапеция. Около 4 000 лет назад египтяне определяли площадь прямоугольника, теми же приемами, как и мы, т.е. умножали длину на ширину. Единицей измерения площади издревле использовали квадрат.

Таким образом, уже древним египтянам были известны многие математические знания, которые они с большим успехом использовали в строительстве, например вычисление площадей и пропорций зданий, а также углов наклона стен пирамид и насыпей, по которым на эти стены доставлялись необходимые материалы. Математическое мышление египтян с древних времен способствовало созданию таких шедевров в строительстве, которые до сих пор считаются чудесами света.

1.2. Математика и современное строительство

В своё время известный философ Иммануил Кант сказал: « В каждой науке ровно столько истины, сколько в ней математики». В современном строительстве роль этой науки непрерывно возрастает. Строительные задачи отличаются по степени сложности расчётов. Например, расчёты на прочность определяют степень выносливости несущих конструкций и относятся к сложнейшим вычислениям. Кроме того, неотъемлемой частью математических знаний, используемых в строительстве, являются нахождение части от числа, пропорции, проценты, площади фигур, объёмы многогранников.

До начала какого-либо строительства составляется смета, в которой просчитываются затраты на строительные материалы, виды работ и количество рабочей силы. Это доказывает, что точек соприкосновения математики со строительством достаточно много.

Важно отметить и обратную историческую взаимосвязь: потребности зарождающегося строительства и, возникшей вслед за ним архитектуры, явились одним из стимулов, благодаря которым возникла и сделала первые шаги математика. Это, в частности, нашло отражение в названии одного из старейших разделов математики – геометрии, что означает землемерие.

Действительно, с задач измерения расстояний, площадей земельных участков, нахождения закономерностей между линейными размерами и площадями различных фигур и начиналась геометрия – важный и самый наглядный раздел математики.

Таким образом, можно говорить об исторической взаимосвязи математики и строительства, а так же об огромной актуальности математических знаний в современном строительстве.

2. Задачи, связанные со строительством и ремонтом

Вот строительство большое

Прежде, чем его начать,

Нужно все еще подробно

Начертить и рассчитать.

Каждая семья, так или иначе, обязательно сталкивается с проблемой строительства или ремонта. Изучив литературу и интернет-источники я подобрала задачи на различные темы, связанные со строительством и ремонтом. Это задачи на нахождение площади, объема, периметра, цены и стоимости и другие.

Задача 1. Постройка дома начинается с котлована. Требуется выкопать котлован размером 10х11 метров и глубиной 2 метра. Сколько нужно вывезти машин грунта, если грузоподъёмность одной машины 10м³?
Решение:
1) 10 · 11 · 2= 220(м³) – объем котлована.
2) 220: 10=22 (машины)

Ответ: 22 машины потребуется.

Ответ: 22 фундаментных блока стоят 26400 рублей.

Задача 3. Вычислите объем бетона, который потребуется, чтобы залить пол в подвале, если его толщина 10 см.
Решение:

1000 · 1100 · 10 = 11000000(см3) = 11(м3)

Ответ: 11 м3 бетона потребуется, чтобы залить пол в подвале.

Задача 4. Вычислите оптимальное количество плит, чтобы перекрыть подвал. Длина плиты 5,5м, имеются плиты шириной 1,2м, 1м и 1,5м. Сколько нужно заплатить за кран, если один подъем крана стоит 200 рублей?
Решение:
2 плиты шириной 1м и 12 плит шириной 1,5м
14 · 200= 2800 (руб.) – нужно заплатить за кран

Ответ: понадобится 2 плиты шириной 1м и 12 плит шириной 1,5м,
2800 рублей нужно заплатить за кран.

Задача 5. Один каменщик выкладывает за 6 рабочих дней 13 м3 кирпича, а двое учеников на 1 м3 меньше. Найти производительность одного ученика. За какое время 5 учеников построят дом, если нужно выложить 75 кубов?

1) (13-1):2= 6(м3) –1 ученик за 6 дней.
2) 6 : 6=1(м3) – производительность 1 ученика.
3) 1 · 5= 5(м3) – 5 учеников за 1 день.
4) 75 : 5 = 15 (дней)

Ответ: за 15 дней 5 учеников построят дом.

Задача 6. Поместятся ли комнаты с такими площадями в дом размером 10х11м, если хозяин хочет иметь кабинет площадью 9м², его сын комнату площадью 12м², хозяйка кухню площадью 10м², дочь комнату площадью 12м², зал площадью 25м², ванная и туалет 10м², спальня площадью 16м².
Решение:
1) 10 · 11= 110 (м2) – площадь дома.
2) 9+12+10+12+25+10+16 = 94(м2)

Задача 7. Какой площади должна быть котельная, если ее минимальный объем 12 м³, а высота комнаты 3м?
Решение:

12 : 3=4(м2)

Ответ: 4 м2 должна быть площадь котельной.

Задача 8. Вычислите площадь стен дома снаружи. Высота дома 3м. Размер дома 10х11м. Сколько нужно облицовочного кирпича, если для того, чтобы выложить 1м² требуется 52 кирпича? В одном поддоне 400 штук кирпича. Сколько стоит кирпич, если один поддон стоит 4000 рублей?
Решение:
1) (10 + 11) · 2= 42 (м) – периметр дома.
2) 42 · 3 = 126 (м2) – площадь стен.
3) 126 · 52 = 6552 (шт.) – кирпича потребуется.
4) 4000 : 400 = 10(руб.) – стоит 1 кирпич.
5) 6552 · 10= 65520(руб.) – стоит кирпич.

Ответ: 126 м2, 65520 рублей.

Задача 9. Нужно приготовить 10 м³ цементного раствора. Сколько нужно килограмм цемента, если на 1 м³ раствора уходит 4 мешка цемента по 50 кг?
Решение:
10 · 4 · 50 =2000(кг)

Ответ: 2000 кг цемента потребуется.

Задача 10. Вычислите площадь огорода, если дом имеет размеры 10м х 11м, баня – 4м х 5м, гараж – 6м х 4м. Площадь всего участка 10 соток.
Решение:
1) 10 · 11= 110 (м2) – площадь дома.
2) 4 · 5 = 20 (м2) – площадь бани.
3) 6 · 4 = 24 (м2) – площадь гаража.
4) 10 соток = 1000 м2 – площадь участка.
5) 1000-110-20-24 = 846 (м2) – площадь огорода.

Ответ: площадь огорода примерно 8 соток.

Итак, в данной работе представлено 10 задач, связанных со строительством и ремонтом. Эти задачи помогли мне убедиться в том, что темы: «Действия с десятичными дробями», «Периметр», «Площадь», «Объем», изученные нами на уроках математики, используются постоянно.

Ученики 9 и 11 классов проходят государственную итоговую аттестацию, т.е. сдают экзамены. Моя мама работает учителем математики. Из любопытства я иногда просматриваю у нее пособия, по которым выпускники готовятся к экзаменам. Я обнаружила, что в тренировочных вариантах содержатся задачи прикладного характера. В прошлом году, делая подборку таких задач, я заметила, что среди них много задач так или иначе связанных с ремонтом, строительством и обустройством территории. Изучив сборники и интернет-ресурсы для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, я сделала подборку таких задач (Приложение 3) и оформила их в виде брошюры.

Мне стало интересно, во сколько она мне обошлась, и я сделала расчеты ее себестоимости (Приложение 4). По затратам на бумагу и краску она обошлась мне в 5 рублей 50 копеек.

3. Практическая часть

Когда семья сталкивается с проблемой строительства или ремонта, возникает ряд вопросов: какой выбрать дизайн, сколько и где надо закупить необходимого материала, где это можно сделать дешевле и т.д.

Мои родители, как и многие другие, чаще отдают предпочтение строительству «своими руками». Поэтому мне часто приходится слышать их разговоры о том, сколько нужно закупить какого-либо материала и сколько за него нужно заплатить. В этом году родители строили баню, и я нередко помогала маме выполнять расчеты.

В этой части своей работы я приведу примеры практического применения формул математики в строительстве.

Вычисление объема. В жизни нередко приходится вычислять объем каких-либо помещений (дом, комната, баня и т.д.), которые, как правило, имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Например, вычислить объем бетона, который потребуется, чтобы залить пол в подвале, гараже, бане – площадь пола умножить на его толщину (высоту). При покупке печи для бани в специализированном магазине, продавец спрашивает объем бани, для которой она приобретается, потом предлагает те модели печей, которые подходят для данного объема. Чтобы построить дом или баню из бруса необходимо рассчитать, какое его количество необходимо купить: зная размеры бруса (четырехугольной балки), вычисляется объем одной балки, а затем, зная размеры строения, вычисляется общий объем бруса (в м3) путем умножения объема одной балки на их количество.

Вычисление периметра. Чтобы вычислить количество вагонки, необходимое для обшивки стен в бане, необходимо вычислить периметр соответствующего помещения (сумму длин стен) и разделить на ширину вагонки (одной доски). Этот способ применим в том случае, когда вагонка располагается вертикально.

Количество вагонки можно рассчитать и иначе: вычисляется площадь стены (или сумма площадей стен) и делится на площадь одной доски.

Самым непонятным для меня было вычисление длины листа кровельного материала для крыши. Я понимала, что длина листа больше длины основания , но как определить, на сколько, я поняла не сразу. Мама сказала, что она для этого применяет теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Длина листа =+ для двухскатной крыши (рис.1), =++ для односкатной крыши (рис.2), где – длина листа по ширине здания, и –длина свеса.

Длина вычисляется по формуле 2=2+2(теорема Пифагора), где – высота подъема крыши, а- ширина здания (фронтона).

При решении всех этих задач приходится выполнять действия с десятичными дробями и результаты вычислений округлять (чаще с избытком). В любой из приведенных задач вычисление количества строительного материала – это только начало расчетов, т.к. далее, зная цену за единицу товара, необходимо вычислить стоимость необходимых строительных материалов.

Про урокцифры:  СООБЩЕСТВО ИНТЕРАКТИВНЫХ УРОКОВ МУЗЫКИ И ПОДДЕРЖКИ УЧИТЕЛЕЙ PEDSOVET SU

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *