План урока самопознания
Школа- гимназия №8
Тема: Вера в себя
умение правильно использовать время, свои способности, возможности
Педагог Доровских В. П.
Школа- гимназия №8 Дата №__5
Ценность : праведное поведение
Качества : умение правильно использовать время, свои способности, возможности
Класс 6 Кол-во уч-ся
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
«Рисование с натуры из бытовых предметов»
Студентка группы ПНК- 3.1.
Схема технологической карты урока
«Рисование натюрморта с натуры из бытовых предметов»
урок открытия новых знаний и знакомство с новыми способами изображения
Планируемые предметные результаты:
1. Различать и называть цветовые гаммы, применять их в творческой деятельности.
2. Применять основные средства выразительности в живописи, применять их в рисунке с натуры.
3. Изображать пропорциональные соотношения, композиционное построение, перспективные взаимоотношения.
4. Научиться передавать объемное изображение, формы предмета с помощью светотени.
обучение навыкам рисования натюрморта с натуры из бытовых предметов.
-уметь определять общую форму и конструкцию предметов;
-умение выполнять рисунок натюрморта в технике акварель.
развивать композиционные умения в процессе выполнения линейного рисунка;
-развивать мелкую моторику;
-планировать свои действия;
развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов;
-развивать пропорциональные соотношения;
-уметь передавать объем предметов путем высветления или затемнения краски.
воспитывать интерес к данному жанру- натюрморт;
-воспитывать эстетический вкус, эстетическое начало;
-воспитывать тактичность в результате анализа;
Планируемые метапредметные результаты:
-анализировать результаты собственной художественной деятельности;
-планировать и осуществлять самостоятельную художественную деятельность.
-различать и изображать формы предметного мира;
-понимать ценность искусства, роль художника в понимании мира.
-осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь.
Планируемые личностные результаты:
предметы для постановки (груша, кофейник), картины художников (Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Ильи Репина)
Приложение 1. « Лесные фиалки и незабудки»
Приложение 3. « Яблоки и листья»
Тема: «Создание интерактивных презентаций»
Цель урока: формирование у учащихся навыков создания интерактивных мультимедийных презентаций.
Тип урока: комбинированный урок.
Целью урока является – обобщить и систематизировать знания по теме «Создание интерактивных презентаций», Я уверена, что работа на уроке доставит вам удовольствие, вы приобретёте знания и практические навыки необходимые для дальнейшего образования в школе и высших учебных заведениях.
ПОВТОРИМ ПРОЙДЕННЫЙ МАТЕРИАЛ
II. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос по теме прошлого урока (Приложение 1, слайд 1-3):
Посмотрите на слайды, разгадайте ребусы и определите общую тему, по которой они подобраны.
(Учащиеся разгадывают ребусы и определяют общую тему, по которой они подобраны (Приложение 1, слайд 3-8)) (Устройство компьютера).
Какой принцип лежит в основе устройства компьютера? (Магистрально-модульный)
Что такое модули? Перечислите.
Я приготовила для вас наглядные экспонаты. Назовите их. (учитель с помощью документ – камеры показывает внутренние устройства компьютера, учащиеся отгадывают) Молодцы!
А теперь практическое задание. 1-й ученик – «Собрать материнскую плату из основных внутренних модулей и магистралей» (На рабочем столе учителя под документ-камерой. 2-й ученик «Разобрать».
Хорошо. С внутренней частью системного блока мы разобрались. Ответьте, какие внешние устройства необходимы, чтобы компьютер корректно функционировал? (переферийные устройства) Устройства ввода и вывода.
Выполним интерактивное задание.(с использованием интерактивной доски)
http://interaktiveboard.ru/load/3-1-0-355 для интерактивной доски
Объяснение нового материала (Приложение 1, слайд 9)
Открыли тетради, записали число
Нам уже известно, что при демонстрации презентации слайды появляются последовательно, но чаще всего у пользователя возникает желание самому определять порядок демонстрации слайдов. Это может обеспечить интерактивная презентация, в которой пользователь сам управляет порядком появления слайдов.
Часто такие презентации сопровождаются музыкальными и видео фрагментами. Однако при переносе этих презентаций на внешние носители и другие компьютеры, путь к медиафайлам нарушается, и треки не воспроизводятся. Чтобы избежать этого существует два способа: 1-ый – собрать все файлы в одну папку.
2-ой – сохранить презентацию в новом формате. Формате демонстрации, чтобы это сделать необходимо во время сохранения презентации изменить тип файла с «Презентация » на «Демонстрация ». При этом медиафайлы монтируются вместе со слайдами и при этом изменяется ярлычок файла. Запишите со слайда. Посмотрите пример. ( ПОКАЗАТЬ ПРИМЕР НА ПРИЛОЖЕНИИ 2.)
Следующий этап урока – выполнение лабораторной работы.
Как вы думаете, на какую тему вы будете создавать интерактивную презентацию?
Правильно. « Устройство компьютера»
Прочитайте описание лабораторной работы.
(Демонстрация презентации «Устройство компьютера», в которой присутствуют гиперссылки и управляющие кнопки (Приложение 2).
ИНСТРУКТАЖ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
IV. Практическая работа
Ребята, вы получаете ТЕКСТ лабораторной работы с заданием. Ваша цель создать интерактивную презентацию, согласно сценария, сопроводить её звуковыми файлами. При выполнении работы воспользуйтесь своим домашним заданием, которое скинули на перед уроком: подобранные иллюстрации устройств компьютера и описание устройств.
Взяли тетради , ручки, дневники и сели за компьютеры
Учащиеся получают листы с практической работой и отправляются за компьютеры создавать презентацию (Приложение 3). Главный критерий выставления оценок: Точное выполнение всех пунктов лабораторной работы.
V. Физминутка (Приложение 1, слайд 12-13)
Через 15 минут после начала практической работы учащиеся выполняют упражнения для глаз.
VI. Итог урока
Показ созданных презентаций (1-2 шт.) сохранить в папку на для выставления оценок.
Я проверю лабораторные работы. Выставлю оценки.
. Домашнее задание. Разработать презентацию на тему, «История развития вычислительной техники»
Девочки – Четыре этапа развития вычислительной техники (От абака до компьютера)
Мальчики – пятый этап «Развитие компьютеров от транзистора до процессора», содержащие общий слайд (домашнюю страницу), гиперссылки на каждый этап развития и управляющие кнопки, обеспечивающие возврат. ( Приложение 1, слайд 14).
Ребята, продолжите предложение.
Обратная связь: (при наличии программы управления компьютерным классом, например )
Откройте программу .
Вставьте большую красную звезду, если вам было легко выполнять задания и отвечать на вопросы.
Большой желтый смайл, если было интересно и полезно.
Большой синий флаг, если ты испытывал затруднения.
Спасибо, за урок! Вы хорошо потрудились, я получила удовольствие от общения с вами и увидела хорошие знания по теме «Создание интерактивных презентаций». Уверена, что знания, полученные вами на уроке будут полезны в будущем.
Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Н. Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 173 с.
Электронные физминутки для глаз http://zreni.ru/526-elektronnye-fizminutki-dlya-glaz-chast-2-galkina-inna-anatolevna.html
СПИРТЫ Тема урока : Разработала: Лысякова К. С, учитель химии
Содержание 1. Спирты 2. Классификация спиртов 3. Изомерия спиртов 5 . Типы реакций 6 . Окисление 4 . Физические и химические свойства спиртов
СПИРТЫ C x H y (OH) n Спиртами называются органические вещест-ва, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп, связанных с углеводородным радикалом.
Классификация спиртов 2 По количеству гидроксильных групп 3 По характеру атома водорода, с которым связанна гидроксильная группа 1 По характеру углеродного радикала
CH 3 -CH 2 -CH 2 -OH Предельные Классификация спиртов По характеру углеродного радикала CH 2 -OH Ароматические CH 2 – CH-CH 2 -OH Непредельные Title Add your text СПИРТЫ
Циклоалконолы Алкенолы Фенолы Алкинолы R ( OH ) x Алканолы По характеру углеводородного радикала, с которым связана гидроксильная группа классификация спиртов совпадает с классификацией углеводородов.
CH 3 -CH 2 -CH 2 I OH Одноатомные (Этиловый спирт) Классификация спиртов по количеству гидроксильных групп CH 2 – CH-CH 2 -OH I I I OH OH OH Трехатомные (Глицерин) CH 2 – CH-CH 2 -OH I I OH OH Двухатомные (Этиленгликоль) Title Add your text СПИРТЫ
CH 3 -CH 2 -CH 2 I OH Первичные (бутанол – 1) Классификация спиртов по характеру атома с которым связана гидроксильная группа CH 3 I CH 3 -C- С H 3 I OH Третичные (2-метилпропанол-2) CH 3 – CH 2 -CH-OH 3 I OH Вторичные (бутанол – 2) Title Add your text СПИРТЫ
Метиловый спирт CH 3 – OH – метан ол Этиловый спирт C 2 H 5 – OH – этан ол Пропиловый спирт СН 3 -СН 2 -СН 2 -ОН – пропан ол Алканолы образуют гомологический ряд общей формулы C n H 2n+1 OH ( n= 1,2,3,: N) . Названия алканолов по систематичес-кой номенклатуре строятся из названий соответствующих ал- канов путём добавления суффикса «ол» Бутиловый спирт СН 3 -СН 2 -СН 2 -СН 2 -ОН – б утан ол
CH3 – OH – метанол C2H5 – OH – этанол
Изомерия спиртов изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи изомерия углеродного скелета. Алканы Для алканолов характерны два вида изомерии:
Изомерия положения гидроксильной группы в углеродной цепи CH 3 -CH 2 -CH 2 -OH пропанол н -пропиловый спирт CH 3 -CH-CH l OH пропанол-2 (изопропиловый спирт)
CH 3 -CH 2 -CH 2 -CH 2 -OH бутанол-1 ( н -бутиловый спирт) CH 3 -CH-CH 2 -OH l CH 3 2- метилпропанол-1 (изобутиловый спирт) Первым из спиртов, для которого характерны оба вида изомерии, является бутанол Изомерия углеродного скелета
Физические свойства спиртов Алканолы являются бесцветными жидкостями или кристаллическими веществами с характерным запахом. Первые члены гомологического ряда имеют приятный запах, для бутанолов и пентанолов запах становится неприятным и раздражающим. Высшие алканолы имеют приятный ароматный запах.
Температура кипения Метиловый (метанол) Этиловый(этанол) Пропиловый (пропанол) Бутиловый (бутанол-1) Амиловый (пентанол-1) 64,7 78,3 97,2 117,7 137,8 Температура кипения спиртов Название спирта Формула Температура кипения СН 3 ОН С 2 Н 5 ОН С 3 Н 7 ОН С 4 Н 9 ОН С 5 Н 11 ОН
Высокая температура кипения спиртов объясняется значительным межмолекулярным взаимодействием – ассоциацией молекул, возможность которой объясняется полярностью связи О–Н и неподелёнными электронными парами атомов кислорода. Такое взаимодействие называют водородной связью
Химические свойства спиртов Реакционная способность спиртов обусловлена наличием в их молекулах полярных связей, способных разрываться по гетеролитическому механизму . Спирты проявляют слабые кислотно – основные свойства
Типы реакций Реакции окисления Реакция замещения атомов водорода группы ОН Реакция замещения атомов водорода ОН группы Реакция дегидратации (отщепления молекулы воды) Для алканолов характерно 4 типа реакций:
Реакция замещения –ОН группы Наибольшее практическое значение из реакций второго типа имеют реакции замещения гидроксильной группы на галогены. Данная реакция может осуществляться при действии на алканолы различных галогеноводородных кислот
Реакция дегидратации Для алканолов характерно два типа реакции дегидратации: – внутримолекулярная и – межмолекулярная При внутримолекулярной дегидратации обра- зуются алкены, при межмолекулярной – простые эфиры.
Внутримолекулярная дегидратация алканолов может осуществляться при нагревании их с избытком концентрированной H 2 SO 4 при темпе- ратуре 150-200 º С или при пропускании спиртов над нагретыми твёрдыми катализаторами.
Дегидратация вторичных спиртов При дегидратации вторичных спиртов возможно протекание различных перегруппировок, приводящих к получению изомерной смеси алкенов.
При более слабом нагревании этилового спирта с серной кислотой образуется диэтиловый эфир. Это летучая, легко воспламеняющаяся жидкость. Диэтиловый эфир относится к классу простых эфиров – органических веществ, молекулы которых состоят из двух углеводородных радикалов, соединённых посредством атома кислорода. Общая формула R – O – R
Реакции окисления Окисление спиртов проис-ходит и под действием силь-ных окислителей. Характер получаемых при этом продук-тов определяется степенью замещённости спиртов, а так-же природой применяемого окислителя
Кислородсодержащие органические вещества, как и углеводороды, горят на воздухе или в кислороде с образованием паров воды и углекислого газа. Горение спиртов – сильно экзотермическая реакция, поэтому они могут быть использованы в качестве высококалорийного топлива. C n H 2n+1 OH+O 2 nCO 2 +(n+1)H 2 O+ Q
Окисление первичных спиртов до карбоновых кислот протекает при действии HNO 3 или перманганата калия в щелочной среде. Окисление вторичных спиртов приводит к образованию соответствующих кетонов.
Окисление спиртов оксидом меди приводит к образованию альдегидов
Третичные спирты могут окисляться только в жёстких условиях, при действии сильных окислителей. Реакции сопровождаются разрывом С – С связей у α -углеродных атомов и образованием смеси карбонильных соединений
Метанол и этанол CO+2H 2 СН 3 ОН 250-350 0 C, 5-30M Па ZnO+ZnCr 2 O 4 С O 2 +3H 2 CH 3 OH+H 2 O t 0 кат Метанол получают гидрированием оксида углерода ( II ) СО. В настоящее время разработан способ получения метанола частичным восстановлением углекислого газа. При этом используется более дешёвое углеродсодержащее сырьё, но требуется большой объём водорода.
Применение отдельных представителей Применение этанола
Наиболее распространённым методом получения этанола является ферментативное расщепление моносахаридов. С 6 H 10 O 5 ) n +nH 2 O C 6 H 12 O 6 зимаза 2С 2 Н 5 OH+2CO 2
Мировое производство мета-нола составляет около 10 мил-лионов тонн в год, этанола производится примерно на порядок больше. Метанол и этанол применяются в качестве растворителей и сырья в орга-ническом синтезе. Кроме того этанол используют в пищевой промышленности и в медицине.
Запомни Водородная связь – это связь между атомом водорода одной молекулы и атомами с большой электоотрицательностью ( О, F , N , Cl ) другой моле-кулы. Реакция этерификации – взаимодействие спир-тов с органическими и неорганическими кислотами с образованием сложных эфиров.
Спасибо за внимание !
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итоговая практико-значимая работа
«Разработка и проведение урока с использованием презентации»
Выполнил слушатель курсов
технологий в преподавании биологии
в средней школе в рамках ФГОС»
учитель биологии высшей категории
МБОУ СОШ №24
Мецих Ольга Ивановна
К.б.н., доцент Зыков И. Е.
Ст. преподаватель Фёдорова Л. В.
Приложение 4. Презентация к уроку
данной работы определяется тем, что при преподавании биологии с использованием ИТ, одной из наиболее распространенных и удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций. Такая форма сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь. Практически каждый учитель, имеющий практические навыки владения информационными технологиями, использует их в своей повседневной работе.
данной работы является углубление знаний и практическое освоение методики подготовки и приемов использования учебных презентаций при проведении уроков для повышения качества обучения учащихся по биологии, развития их творческих способностей.
Практическая значимость работы состоит в том, что приобретенные знания и умения, а также разработанные практические материалы позволят в дальнейшем в рамках ФГОС более активно и эффективно использовать ИТ для повышения качества знаний учащихся по биологии, развития их творческих способностей.
1. Требования, предъявляемые к учебной презентации к уроку
2. Методика подготовки к уроку с применением презентации
Можно предложить следующий порядок работы при подготовке к уроку с ипользованием компьютерной презентации и планирования урока в виде технологической карты:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его тип.
2. Формулировка цели и задач урока (содержательные и деятельностные).
3. Формулировка планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных).
4. Обозначение этапов урока в соответствии с их целями и типом урока.
5. Структуирование содержания учебного материала по этапам.
6. Разработка (создание) презентации или поиск (подбор) готовой презентации из своей коллекции либо в сети Интернет и их переработка (адаптация) к планируемому уроку.
7. Выбор форм организации учебной деятельности учащихся на уроке.
8. Разработка содержания деятельности учителя и учащихся по этапам.
9. Определение планируемых результатов каждого этапа (формируемые УУД).
10. Привязка слайдов презентации к соответствующим этапам урока и действиям учителя и учащихся (номера слайдов вносятся в таблицу технологической карты), определение порядка предъявления и способа смены слайдов.
Следует отметить, что приведенная выше последовательность разработки урока является, в известной степени, условной. Обычно при разработке содержания деятельности учителя и учащихся на этапах урока приходится неоднократно возвращаться к корректировке содержание презентации.
На практике может сложиться ситуация, когда применение компьютерной презентации на уроке окажется невозможным, например, при банальном отказе компьютера или проектора. Поэтому, при подготовке к уроку с применением презентации, учитель должен всегда иметь ввиду это обстоятельство и подготовить необходимые иллюстрации, таблицы, схемы в бумажном варианте, а также быть готовым использовать для этой цели классную доску. На случай невозможности использования презентации на уроке можно так же рекомендовать подготовить раздаточный материал на бумажной основе с нужными иллюстрационными материалами, в т.ч. путем распечатки необходимых слайдов подготовленной презентации. Печать данных слайдов производится в режиме «Раздаточные материалы».
Подготовка к уроку с применением компьютерной презентации предполагает обязательную тренировку с выполнением хронометража времени. Такой хронометраж поможет исключить ситуацию с нехваткой времени на уроке. В ходе тренировки с хронометражом производится корректировка презентации и объема материалов и заданий, выносимых на данный урок.
Что касается рекомендаций по порядку разработки презентации к уроку, то часть из них вытекает из требований к учебной презентации, приведенных в первом параграфе данной работы, а другая часть, не затрагивающая технологических нюансов, приводится далее, в третьем параграфе.
В рамках данной работы автором разработана технологическая карта урока (Приложение 1), карточки-задания для учащихся (Приложение 2), технологические карточки для учащихся (Приложение 3) и презентация для проведения урока в 5 классе в рамках ФГОС по теме «Общая характеристика грибов». Урок разработан в соответствии с рабочей программой основного общего образования по курсу биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова, ориентированной на применение одноименного учебника издательства «Дрофа».
3. Рекомендации по проведению уроков с применением
Прежде всего, необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классной доской, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием и т.п.
Как правило, весь урок не должен быть полностью «завязан» на презентации, необходим обязательный учет требований СанПиНов. Есть уроки, на которых достаточно показа нескольких плакатов с таблицами, рисунками, схемами или портретами. Тогда целесообразно использовать презентацию в виде простой последовательности слайдов. В других случаях презентация может быть составлена в виде вопросов, схем, эффектной анимации и даже веселых человечков. Тогда весь урок проводится в виде фронтальной беседы, где виртуозными вопросами учителя учащиеся как бы подводятся к тому, что будет на следующем слайде. Слайды появляются как выводы из фронтальной беседы. Логично появляется новая для учеников информация, которая также усваивается в ходе беседы. Учащиеся ничего не записывают, т.к. в конце урока (не вначале!) все необходимые слайды в распечатанном виде (в виде раздаточного материала), или всю презентацию в электронном варианте, учитель передает ученикам.
Презентация не должна заменять практическую деятельность учеников. Нужно помнить, что лучше запоминается то, что делаешь своими руками, а не видишь на экране. Поэтому демонстрировать опыты лучше на практике, руками. В презентациях нужно показать то, что невозможно осуществить на практике.
На школьном уроке целью презентации может быть:
– актуализация знаний;
– сопровождение объяснения учителем нового материала;
– первичное закрепление знаний;
– обобщение и систематизация знаний;
– контроль уровня знаний учащихся.
чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды. Вопросы могут быть представлены в виде простого текста, либо как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Текст вопросов озвучиваются учителем. После одного или нескольких ответов на поставленный вопрос целесообразно показать на слайде правильный ответ, что позволяет учащимся реализовать самооценку своих знаний.
Вспоминая изученный материал, можно привести слайды из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. Предлагается учащимся, отвечающим на вопрос, использовать эти слайды. Можно привести слайды с некоторым видеорядом, где сознательно допущены ошибки. Учащимся предлагается в интерактивном режиме исправить ошибки с соответствующим обоснованием. Вариант такого приема имеется в презентации, прилагаемой к данной работе на DVD диске.
актуализации новых знаний в презентации приводится видеоряд изображений, на основании которого учащиеся делают вывод о теме урока, получают представление о содержании и формулируют задачи урока.
сопровождение объяснения учителем нового материала можно предложить следующие рекомендации по содержанию и использованию презентации.
Слайды не следует перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно следует убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.
Известно, что материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркий демонстрационный опыт, показанный однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.
На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может остаться только название опыта, название объекта, модель которого демонстрируется или проектор может быть на время отключен (закрыт объектив крышкой), чтобы полностью сфокусировать внимание только на эксперименте.
В случае организации на уроке самостоятельного изучения учащимися материала темы с использованием учебника, в т.ч. при групповой работе, в презентацию целесообразно включать слайды, которыми учащиеся смогут воспользоваться при изложении изученного материала классу. Для этого в ходе работы над текстом учащимся нужно представить возможность ознакомиться с этими слайдами. На этих слайдах следует использовать исключительно рисунки из учебника.
обычно проходит в виде беседы или при выполнении заданий (упражнений).
В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов, уместно после ответов на вопросы учащимися, также вывести в обобщенном виде правильные ответы и выводы. Можно предложить на этапе закрепления использовать слайды презентации, использовавшейся при объяснении нового материала, для самостоятельного комментария учащимися.
Задания на этапе закрепления предпочтительнее предъявлять в виде индивидуальных карточек, а на слайде презентации показать правильные ответы.
Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный урок. Презентация, используемая на уроке обобщения может не отличаться стройной логикой, а представлять из себя отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. Такая презентация может включать в себя слайды, взятые из презентаций, использованных на уже проведенных уроках по изучаемой теме. Компоновка этих слайдов должна обеспечить проведение сравнения, анализа, систематизации и формулирования итоговых выводов по теме. Здесь более уместно включить в презентацию видеофрагменты, изображения и материалы позволяющие реализовать не репродуктивную, а развивающую функцию ИТ.
Заслуживают интерес также следующие варианты организации деятельности учащихся с презентациями на уроке:
1. Ученики получают готовую презентацию и готовят сообщение по теме с использованием полной презентации или ее части.
2. Ученики получают презентацию, в которой слайды перемешаны. Предлагается изучить материал и расположить слайды в нужном порядке.
3. Ученики получают презентацию и вопрос, затрагивающий лишь небольшую часть темы. Предлагается, изучив презентацию, убрать все лишние слайды, а с помощью оставшихся ответить на вопрос.
4. Ученики получают задание по теме и набор рисунков, причем в этом наборе могут быть лишние и ненужные рисунки. Предлагается создать презентацию по заданной теме с использованием необходимых рисунков из предложенных или добавлением своих. В каждый слайд кроме рисунка необходимо вставить небольшой текстовой фрагмент.
Одним из целесообразных и важных направлений использования презентаций на уроках, на мой взгляд, является создание презентаций самими учащимися для сопровождения представления учащимися перед классом своих докладов, ученических проектов, а также сопровождения уроков, проводимых старшеклас-сниками с учениками младшей и средней ступени.
Доклады и рефераты, которые сдают учащиеся, как правило, не звучат на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же по таким докладам можно включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и учащиеся с удовольствием просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию.
Еще одна явная польза от такого рода домашних заданий. Учитель, начавший работу по созданию презентаций к своим урокам, обязательно столкнется с нехваткой интересных изображений, видеофрагментов и т.д. Поэтому является существенным создание банка изображений, анимации, видеофрагментов по предмету. Сбор такого банка – процесс довольно трудоемкий, но является основополагающим в систематической работе по созданию и применению электронных презентаций. Учащиеся здесь – первые помощники.
Современный урок с применением компьютерной презентации строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. В то же время, подготовка к уроку с применением компьютерной презентации – это довольно трудоемкий процесс, требующий достаточно большого времени и владения в необходимом объеме технологией создания презентации с использованием прикладной программы Microsoft PowerPoint. При этом к учебной, как и к другим видам презентаций, предъявляются определенные требования, рассмотренные в данной работе выше. Необходимы также определенные знания и навыки в качестве пользователя персонального компьютера для демонстрации презентации в ходе урока. Только при названных условиях возможна реализация всех преимуществ применения компьютерной презентации на уроках:
1. Повышается привлекательность урока, его эстетическая форма: качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране, что повышает интерес учащихся к обучению;
2. Обеспечивается высокий уровень наглядности на уроке;
3. Увеличивается плотность урока, т.е. более рационально используется время, в результате повышается производительность урока;
4. Повышается уровень интерактивности обучения;
5. Позволяет реализовать технологию дифференцированного обучения за счет структуирования учебного материала и обеспечения перехода к нужной информации (для сильных, слабых и дополнительного материала) с помощью гиперссылок;
6. Преподаватель создающий или использующий презентацию к уроку, должен обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что так же положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
2. Дмитрий Лазарев. Презентация: Лучше один раз увидеть! — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — с. 142
3. Брыксина О. Ф., Овчинникова О. А. Среда Microsoft PowerPoint как инструментальное средство педагога. Самара; СИПКРО, 2004. — 40 с.
4. Рекомендации по созданию и оценке педагогической эффективности учебно-образовательных презентаций MicrosoftPowerPoint –
5. Требования к презентацииНПФК. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
6. Ушинский К. Д. Родное слово//Избр. пед. соч. в 2 т. – М.: Учпедгиз, 1954. Т.2. – 437 с.
7. Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения –
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. : ил. – (Стандарты второго поколения).
9. Программа основного общего образования по курсу биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, Г. Г. Швецова //Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие / Сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2014,- 382.
10. Учебник. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник / В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2014.-141,
с.
Новые методические разработки
Фильтры отменитьКоллекция методических материалов по теме “Осень-раскрасавица”Комплекс образовательных ресурсов «You are What You Eat»Комплекс интерактивных методических материалов по теме «Дружба – великая сила»Коллекция методических материалов для школьных событийКомплекс тренажёров по теме “Действия с рациональными числами”Комплекс интерактивных книжекКомплекс серии “Гимнастика для ума”