приемы рефлексии урокаметодическая разработка на тему


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

Рефлексия – это особое качество, заложенное в человеческой природе. Благодаря ей мы способны оценивать и переосмысливать собственные поступки.

Для чего же нужна рефлексия на занятии?

Многие путают рефлексию с итогом занятия.

Недостаточно в конце занятия, спросить у детей: «Понравилось вам занятие?» Все могут ответить: «Да»

ольга капустина Рефлексия на учебном занятии

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ПЕДАГОГАМ ДОПОЛИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ

автор-составитель Капустина О. Л.,

методист БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток»

Педагоги, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу занятия, как рефлексия. Слышали, что это такое, знают, что рефлексия – это самооценка. Но на практике зачастую этот этап занятия представлен в виде банальных «смайликов», листочков разного цвета и прочих картинок, которые обучающиеся дружно «лепят на доску» в конце занятия. Иногда педагог просто ограничивается вопросом: «Вам понравилось занятие?» Все обучающиеся дружно кричат: «Да!» – и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку занятия поставили? Поставили! В календарно-тематическом плане этап назван красивым словом «рефлексия»? Имеется такое! И никаких претензий.

Приёмы проведения рефлексии:

подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали –

т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

(авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

подведение итогов урока. ( Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

оценить свою активность и качество работы.

оценка содержания урока.

Я доволен своей работой на уроке — красный цвет.

Я хорошо работал, но умею еще лучше – зеленый.

Работа не получилась, не доволен собой – синий цвет.

оценить содержание этапов урока.

: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию.

понравилось выполнять                              – было трудно

– не очень понравилось                                – не очень было трудно

– не понравилось вообще                              – не трудно

развитие оценочной деятельности одноклассников.

Какую поставили бы оценку?

выявление самооценки детей.

Детям предлагается расшифровать оценку учителя (письменно, устно). Оценка дана в виде значка. Почему я получил такую оценку?

развитие умений критериального оценивания.

выявление причин для преодоления имеющихся трудностей, параметров полученных знаний, умений, навыков.

самоанализ, качественная и количественная оценка уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

“Каким было общение на уроке?»

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Что меня удивило?

Что на ваш взгляд удалось?

Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Сегодня на уроке я:

– было интересно

Чему вы научились на занятии?

Какие задания вам понравились больше всего?

Что нового вы узнали на уроке?

Что вы считаете нужным запомнить?

Над чем ещё надо поработать?

Своей работой на уроке я:

– не совсем доволен,

– я выбрал эти задания на уроке, потому что:

Публикация «Консультация для педагогов „Что такое рефлексия“» размещена в разделах

Но это не тот ответ. Поэтому важно и полезно в конце занятия использовать рефлексию. Рефлексия помогает педагогу контролировать детей и увидеть, что было понятно, а над чем надо еще поработать. В структуре занятия, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом. Рефлексия проводится в конце занятия.

Занятие для ребенка – это часть его жизни, и в то же время это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, оценивать свои мысли и поступки.

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какой вклад он может внести, может ли он оценить свой труд и труд сверстников, то обучение становится намного интереснее и легче как для ребенка, так и для педагога.

Рефлексия выполняет такие функции как:

-формирование логичного мышления;

-улучшение контроля над собственными мыслями и поступками;

-понимание собственных преимуществ и недостатков;

-формирование умения видеть взаимосвязь поступков и последствий;

-поиск решения сложных задач;

-нахождение скрытых талантов и способностей.

Важнейшая функция рефлексии – самопознание.

Она помогает сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

1. Индивидуальная – формирование реальной самооценки.

За что ты можешь оценить свою работу.

2. Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. Рефлексия бывает:

. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ребенок просто выставляет оценку с помощью символов: карточек, жетонов.

Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени.

По цели рефлексия бывает:

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории понравилось, не понравилось, интересно, скучно, было весело, грустно.

Данный вид рефлексии помогает оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

Как проводить рефлексию?

Хочу поделиться опытом проведения некоторых видов рефлексии. Подбирая рефлексию для занятия необходимо учитывать возраст и индивидуальные особенности детей.

Приведу несколько примеров из своей практики.

Предлагаю детям бабочки зеленого, желтого, красного цветов.

-Ребята, если вам очень понравилось занятие и было вам интересно,то выберите зеленую бабочку.

-Если было непонятно, скучно выберите желтую бабочку.

А если было трудно, ничего не понравилось то выберите красную бабочку.


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

Как сделать бабочки с машущими крылышками смотрите мастер – класс в моих публикациях номер 23

Рефлексия: «Закончи предложение»

-Мне все понравилось.

Даю детям карточки с 5 ступеньками. Предлагаю нарисовать человечка на ту ступеньку, которая отражает его мысли.

1 ступенька – скверно, не понравилось;

2 ступенька – плоховато, непонятно;

3ступенька – хорошо;

4 ступенька – уверен (на) в своих знаниях и умениях;

5 ступенька – комфортно, очень все понятно, интересно, все понравилось.


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

Каждый листочек имеет свой определенный цвет:

– Зеленый — все сделал правильно.

-Желтый — были трудности.

– Красный — много ошибок, сложно, не понравилось занятие.

Предлагаю ребенку украсить свое дерево соответствующими листочками.


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

Подобным же образом можно украшать поляну цветами .

На полянке появились цветы.

– Голубые – все очень понравилось, много нового узнал.

– Желтые – скучно, неинтересно.

-Красные – очень трудно, ничего не понравилось, утомительно.


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

-Солнышко – все понял, занятие интересное, очень доволен.

– Солнышко и тучка – занятие интересное, но я не все понял, были затруднения.

-Туча сердитая с дождем – было скучно, неинтересно, непонятно, еле дождался конца занятия.


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

– Ребята, давайте соберем цветок из разных лепестков.

– Голубой – все очень понятно, интересно, много нового я узнал.

-Фиолетовый – скучновато, ничего непонятно, для меня сложно.

– Красный – совсем ничего не понравилось, сложно и неитересно.


ПРИЕМЫ РЕФЛЕКСИИ УРОКАМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ

Рефлексия настроения позволяет устанавливать эмоциональный контакт. Отражает внутреннее состояние ребенка, является средством самопознания.

Рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Рефлексия создает условия для мотивации на дальнейшую самостоятельную деятельность.

Вы можете придумать свою рефлексию. Дерзайте, фантазируйте!

Рефлексия в конце урока

высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Школьникам предлагается небольшая  наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

4. « Три лица».

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

5. « Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

ыполнил ли я то, что задумал?

олучилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

сё ли получилось так, как я задумывал?

то было сделано хорошо?

то было сделано плохо?

то было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

то мог бы сказать мне

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о  с к а з а л а  м а м а:

ч т о   с  к  а з а л а   у ч и т е л ь н и ц а:

к а к  о ц е н и л и  п р о е к т  д р у з ь я:

В  ч ё м  я  с  н и м и   с о г л а с е н,  в  ч ё м  –  н е т ?

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

12. Работа с сигнальными карточками.

Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

13. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

14. « Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

15. « Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

16. « Одним словом». Закончите одним словом:

17. Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать луч

Анализ урока учащимися

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная –                      работа в парах –

По карточкам –                             самостоятельная работа –

Работа в группах –                        коллективная работа –

Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) –

Публикация «Рефлексия на учебном занятии» размещена в разделах

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает педагогу контролировать процесс обучения, уже в ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть «держать руку на пульсе». Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других обучающихся.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия – это самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Применительно к занятиям, рефлексия – это этап занятия, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

В кратком психологическом словаре понятие рефлексии дается так : рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

С точки зрения педагогики содержание понятия «рефлексия» рассматривается, зачастую, в связи с изучением учебной деятельности обучающихся. В. В. Давыдов называет рефлексией «умение обучающихся выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные способы учебной деятельности, особое умение оценивать возможности своего действия с точки зрения планов и программ самой учебной деятельности». Н. Ф. Талызина определяет рефлексию как «умение человека осознавать то, что он делает, и аргументировать, обосновывать свою деятельность». Как говорил А. В. Хуторской: «Рефлексия – процесс и результат осознания совокупности происходящих во время урока деятельностей. Предметом рефлексии может быть, как собственная деятельность субъекта рефлексии, так и любая другая деятельность на уроке, в том числе и в их взаимосвязях. От самоанализа рефлексия отличается именно тем, что анализируется не только своя деятельность, но и весь спектр значимых деятельностей.»1 В. И. Слободчиков трактует рефлексию в обучении более широко – как мыследеятельностный или чувственно переживаемый процесс осознания субъектом своей учебной деятельности. И. Н. Семенов и С. Ю. Степанов называют рефлексией «переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром». Центральное место при этом отводится рефлексии как самосознанию личности в проблемной ситуации и как осмыслению принципов осуществляемой деятельности, как механизму

«не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «Я» его различных подструктур, но и как интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Для чего нужна рефлексия?

Если обучающийся понимает:

– ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

– какие цели должны быть достигнуты именно на этом занятии;

– какой вклад в общее дело он может внести;

– может ли он адекватно оценивать свой труд и работу присутствующих ребят, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для обучающегося, так и для педагога.

Методика организации рефлексии обучающегося на занятии

включает в себя следующие этапы:

1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности. То есть выполняемая по учебному предмету деятельность — математическая, физическая, художественная или иная — должна быть завершена или прекращена. Если решалась задача и возникла непреодолимая трудность, то решение приостанавливается и все внимание обращается к «разбору предыдущего полета».

2. Восстановление последовательности выполненных действий. Устно или письменно описывается все, что сделано, в том числе и то, что на первый взгляд обучающемуся не кажется важным.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам и т. п. Параметры для анализа рефлексивного материала выбираются из предложенных педагогом или определяются обучающимся на основе своих целей.

4. Выявление и формулирование результатов рефлексии. Таких результатов может быть выявлено несколько видов:

– предметная продукция деятельности — идеи, предположения, закономерности, ответы на вопросы и т. п. ;

– способы, которые использовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;

– гипотезы по отношению к будущей деятельности, например, по качеству и количеству – то-то возрастет так-то.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

На определенном этапе деятельности, например, после получения образовательного продукта или в результате возникшего противоречия опять проводится рефлексия, выявляются новые результаты, выдвигаются новые гипотезы и так далее. Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей — предметной и рефлексивной.

Выделяют следующие виды рефлексии :

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

– рефлексия деятельности;

– рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с группой в начале занятия и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств – разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, (например, зеленый цвет будет обозначать гармоничное, комфортное состояние обучающихся на занятии, а желтый – спокойное и ровное, красный – тревожное). Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории «понравилось/не понравилось», «интересно/скучно», «было весело/грустно».

Данный вид рефлексии помогает педагогу оценить общее настроение группы. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных «тучек» будет больше, значит, занятие показалось скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

2. Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает обучающимся осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Примеры организации работы:

«Лесенка успеха». Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

«Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т. д.

«Вагончики». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас – 4 вагончика. Предложите своим обучающимся посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

Благодаря таким приемам перед педагогом всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приемы:

– прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

– достаточно известный прием «синквейна», который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. В конце занятия обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – 1 – 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, или действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Учебное занятие – это часть жизни обучающегося и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс развития рефлексивных способностей будет успешным, если формирование и развитие рефлексивной деятельности обучающихся будет проводиться системно. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог находится в постоянном поиске.

Вернемся к рефлексивным вопросам и зададим их себе:

– Что я делаю?

– С какой целью?

– Каковы результаты моей деятельности?

– Как я этого достиг?

– Можно ли сделать лучше?

– Что я буду делать дальше?

Пока педагог задает себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только обучающегося, но и педагога.

Список информационных источников:

1. Варламова, Е. П. Рефлексивная диагностика в системе образования / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 28 – 44.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский // Собрание сочинений. – В 6 т. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 4. – 433 с.

3. Хуторской, А. В. Современная дидактика / А. В. Хуторской// Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2001. – 544 с. : – (Серия «Учебник нового века»).

Про урокцифры:  ЧТО ТАКОЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС В ЦИФРАХ И НАХОЖДЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *