Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж №1»
Конспект внеурочного занятия
«Развитие слуховой памяти»
Выполнила студентка 32 группы:
Название курса внеурочной деятельности: «Юным умникам и умницам»
Направленность внеурочной деятельности
– знать определение и виды памяти;
– уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученную информацию.
– воспитывать уважительное отношение к другому мнению;
– формировать адекватную самооценку.
развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих заданий.
интеллектуальная игра «Крестики-нолики»
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Владимир Владимирович Набоков (1899–1977)
Муза, с возгласом, со вздохом шумным,
у меня забилась на руках.
В звёздном небе, тихом и безумном,
снежный поднимающийся прах
очертанья принимал, как если
долго вглядываться в облака:
образы гранитные воскресли,
смуглый купол плыл издалека.
Через Млечный Путь бледно-туманный
перекинулись из темноты
в темноту – о, муза, как нежданно! –
явственные невские мосты.
И, задев в седом и синем мраке
исполинским куполом луну,
скрипнувшую как сугроб, Исакий
медленно пронёсся в вышину.
Словно ангел на носу фрегата,
бронзовым протянутым перстом
рассекая звёзды, плыл куда-то
Всадник, в изумленье неземном.
И по тверди поднимался тучей,
тускло озарённой изнутри,
дом; и вереницею текучей
статуи, колонны, фонари
таяли в просторах ночи синей,
и, неспешно догоняя их,
к Господу несли свой чистый иней
призраки деревьев неживых.
Так проплыл мой город непорочный,
дивно оторвавшись от земли.
И опять в гармонии полночной
только звёзды тихие текли.
И тогда моя полуживая
маленькая муза, трепеща,
высунулась робко из-за края
нашего широкого плаща.
Назовите стихотворный размер этого текста.
Рифмовка в этом стихотворении
«Мой город» в стихотворении – это
Выпишите из строк 13–20 архаизм в той форме, в которой он употреблён в стихотворении.
В каком значении употреблено слово «твердь» в строке 21?
Напишите фамилию автора стихотворения (одно слово), написанного почти за сто лет до набоковского тем же размером. Герой этого стихотворения слышит разговор звёзд.
Выпишите из стихотворения слово со значением «череда, цепочка» в той форме, в которой оно встретилось в тексте.
С сугробом в стихотворении сравнивается
С фигурой ангела в стихотворении сравнивается
С тучей в стихотворении сравнивается
Как называется явление, наблюдаемое на границах строф (строки 4–5, 24–25)?
О каком соборе идёт речь в стихотворении?
Укажите правильный ответ.
Какая фраза точнее других отражает смысл названия?
Творчество невозможно вне родины.
Лирический герой покидает родной город.
Смысл творчества – в создании образа; воспоминание о родном городе и превращение его в образ даёт стимул к творчеству.
Лирический герой исходит вдохновением.
Какие ДВА определения не являются эпитетами?
Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в 3-12 строках стихотворения.
Найдите в стихотворении синоним к слову небо.
Ответ запишите в начальной форме.
Напишите имя героя произведения, которого автор, посвятивший свое произведение тому же городу, что и Вл. Набоков, называет «безумец бедный».
1. Напишите ответ в строке (без учета регистра)
Прочитайте текст с пропущенными словами.
В русском языке есть слово
со значением «жидкость, содержащаяся в клетках, тканях и полостях растительных и животных организмов». Этому слову исторически родственно название растения из семейства бобовых
, из которого делают кашу и суп. В честь этого растения получил родовое прозвище известный римский оратор
.
В это же этимологическое гнездо входят прилагательное
, обозначающее обилие
, глагол
, обозначающий медленное движение жидкости малыми объёмами (возвратный глагол без приставки). Слово
, обозначающее канун Рождества, тоже исторически родственно приведённым выше словам.
Запишите отгаданные слова 1-6 в начальной форме.
1 сок, 2 соя, 3 Цицерон, 4 сочный, 5 сочиться, 6 сочельник
7. Установите соответствие между объектами двух столбцов
В таблице ниже приведены корпусные данные о сочетаемости прилагательных, образованных от существительных апельсин, банан, лимон (в таблице эти существительные обозначены буквами А, Б, В, их порядок может быть другим).
От этих существительных прилагательные могут быть образованы с помощью суффиксов Х и Y.
8. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Какие суффиксы зашифрованы буквами X и Y?
9. Внимательно прочитайте следующие сочетания:
Одно из сочетаний является лишним, укажите его.
под сопровождение камерного оркестра
под столом из красного дерева
под облаком из белой ваты
под нависшей пеленой бархата
10. Прочитайте текст и выполните задания.
Слышав же мужь той рече: «Благослови мя, честный отче, се убо приидохъ помолитися Всемилостивому Спасу и Пречистой его Богоматери и твоей святыни поклонитися».
Преподобный же рече: «Откуду, чадо, шествуеши долготу пути своего? Коего града и коей веси? И коея потребы ищеши во святѣй обители сей?».
Найдите в тексте слово, в котором с исторической точки зрения можно выделить две приставки.
11. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Заполните пропуски, записав ВСЕ слова в начальной форме.
В тексте встречается существительное (а)____________ (укажите слово в начальной форме в современной орфографии), которое исторически родственно глаголу (б)____________, известному по фразеологизму «(б) в (в)____________». К этому же этимологическому гнезду относится слово (г) с приставкой не-, которое в современном русском языке чаще всего является определением к слову остров.
12. Выберите один из нескольких вариантов
Выберите верный перевод фразы «Коего града и коей веси?»
Из какого города и какого селения?
Из какого города и какого сословия?
Какой город над всей?
Сколько виноград весил?
13. Соотнесите пословицы и их обобщённые смысловые соответствия.
Выделены одним цветом по смыслу (в картинке)
14. В рассказе М. М. Зощенко «Калоши и мороженое» говорится о том, как дети продали чужие калоши, чтобы купить мороженое, и были за это наказаны родителями. В рассказе есть такие строки:
И вот, дети, с тех пор прошло много лет. Первые два года мы с Лёлей действительно ни разу не ели мороженого. А потом стали его есть и всякий раз, кушая, невольно вспоминали о том, что было с нами.
И даже теперь, дети, когда я стал совсем взрослый и даже немножко старый, даже и теперь иной раз, кушая мороженое, я ощущаю в горле какое-то сжатие и какую-то неловкость. И при этом всякий раз, по детской своей привычке думаю: «Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?
Найдите в тексте и напишите слова (А) и (Б), исторически родственными которым являются слова, данные ниже. Слову (А) родственны слова 1), 2), 3), а слову (Б) – 4), 5), 6). Заполните все пропуски словами в начальной форме.
1) — такой бывает воздух в обычный зимний день,
2) — зябнуть (слово без приставки, 8 букв),
3) — крайне противный; скверный.
4) — целебное растение; то же, что лакрица,
5) — разновидность закуски, может быть холодным и тёплым,
6) — омоним к слову «зарубежный дипломатический представитель высшего ранга».
15. Перед вами график, на котором отражена определённая закономерность.
Известно, что с помощью данного графика можно определённым образом зашифровать буквы, слова и словосочетания. Слово «мама» в этой системе будет соответствовать шести, слово «дом» – пяти, словосочетание «дом мамы» – одиннадцати.
Выберите из приведённых ниже слов обозначающих названия букв, три, обладающие наибольшим числовым значением в данной системе:
16. В каждом из следующих предложений пропущены омонимы. Впишите в начальной форме омонимы, пропущенные в каждом предложении, в соответствующие им поля ответа.
Для каждого предложения напишите только одно слово в начальной форме. В задании омонимы представлены разными словоформами.
1. учителя разобрать тему «Сложноподчинённое » было встречено восторженно.
2. Я вложил души в работу над проектом о русского языка.
3. Это __________ пришло к нам из северновеликорусского __________.
4. У меня не поворачивается назвать хантыйский неблагозвучным.
5. __________ _________ как главного члена предложения в корне неверно.
6. В названии выдуманной организации «__________ меча и орала» есть __________.
22. Однажды на уроке учитель попросил записать в тетрадь фразеологизмы и составить с ними текст. Школьник В. отвлёкся и записал в тетрадь некоторые словосочетания, а затем составил с ними текст. Укажите фразеологизмы, которые диктовал учитель.
Скрипя сердцем, Василий перековал мечи, наорал на коня, из-за чего сыр и бор загорелись, после чего он наконец стал дышать на лад, но глаз поющего в пустыне всё ещё внимательно следил за ним.
Мечи и орала
Сырой бор горит
Закрыть глаза на обман
Глаз да глаз нужен
Перековать мечи на орала
Дышать на ладан
Глас вопиющего в пустыне
23. Даны числительные на румынском языке и их русские переводы.
Trei – три
Cinci – пять
Cincisprezece – пятнадцать
Saptesprezece – семнадцать
Treizeci – тридцать
Patruzeci – со
Переведите на русский язык:
24. Впишите в пропуски подходящее по смыслу слово
Переведите на румынский язык:
Visited 79 086 times, 404 visit(s) today