рабочий лист по теме новгородская республика 6 класс и Урок истории по теме новгородская республика методическая разработка по истории 6 класс по теме

– история России

– Новгородская республика

– сформировать у учащихся представление об особенностях управления в Новгороде, влиянии природно-климатических условий на хозяйственное развитие.

Планируемые образовательные результаты

– смогут дать характеристику географического положения Новгородской республики;

– смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода;

– смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты;

– смогут рассказать о системе управления в Новгороде;

– назовут характерные черты культуры Новгородской земли;

– примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

– самостоятельно оценят достигнутые результаты.

– научатся находить информацию на исторической карте, в тексте, историческом источнике;

– сформулируют и проаргументируют мнение по проблеме;

– научатся самостоятельно вести отбор информации и её преобразование;

– примут участие в обсуждении;

-принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

– продолжить развитие способности к саморазвитию;

– смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси.

Словарь урока: артель, «Иваново сто», республика, посадник, тысяцкий, владыка.

Ресурсы урока: историческая карта «Феодальная раздробленность», компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1 этап. Орг. момент (1 мин.)

– самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности)

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)

Посмотрите, пожалуйста внимательно на слайд (№ 1). Вашему вниманию представлены экспонаты выставки, учителя ИЗО школы № 38 г. Орла, Проваленовой О. А. Эти прекрасные картины сделаны из бересты. Был ли этот материал известен на Руси? А где наиболее широко его использовали? Где находят большинство берестяных грамот?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Анализируют информацию, высказывают свои предположения. (ответ: материал был известен и популярен на Руси. Из него делали предметы быта и использовали для письма. Большое количество берестяных грамот найдено в Новгороде.)

мы будем говорить не только о Новгороде, но и о Новгородской республике, особенностях её развития.

«Новгородская республика». ( Слайд № 2)

А вы знаете значение всех слов? Какое понятие приводит к затруднению?

Почему в Новгороде сложилась республиканская система? (Слайд № 3)

Делают записи в тетради.

Участвуют в формулировании проблемы урока.

3 этап. Актуализация знаний (3 мин.)

-Что такое феодальная раздробленность?

-О каком княжестве мы говорили на прошлом уроке? Кто управлял им?

-Какие памятники архитектуры на территории этого княжества вы знаете?

-Какие княжества образовались на территории Руси?

– вспоминают нужную информацию. ( Владимиро-Суздальское княжество, им управлял князь; Покрова на Нерли, Успенский собор; 15 княжеств)

Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

В результате урока вы сможете:

– охарактеризовать географическое положение Новгородской земли;

– назвать занятия жителей и категории населения Новгорода;

– рассказать о политическом устройстве;

– назвать особенности культуры и архитектурные памятники 12 века.

Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы?

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

Учебник, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д.

5 этап. « Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний.

Работа с исторической картой с. 105, учебник п.1, с. 117. Рабочий лист № 1.

Для взаимопроверки (слайд №4)

Покажите на карте территорию Новгородской земли, город Новгород, озеро Ильмень, р. Волхов.

Перечислите племена, проживающие по-соседству?

Какой вывод мы можем сделать?

2) Занятия новгородцев.

Давайте предположим, чем занималось население?

Для того, чтобы точно сказать о занятиях новгородцев обратимся к рабочему листу № 2. Работа с текстом учебника с. 117-118 п.2, РТ №1. Самопроверка. ( Слайд № 5)

Какими видами деятельности занимались новгородцы? Чем это было обусловлено?

Мы решили поставленную задачу?

3) Основные категории населения Новгорода.

Теперь мы знаем, чем занимались жители города и всей республики. А мы можем предположить какие социальные слои проживали в городе?

Составьте схему «Категории населения Новгорода». Учебник с. 118- 119, п.3.

Проверка схемы (1-2 пары у доски).

– Что такое артель?

– Чем занималось, и кто входил в «Иваново сто»?

– Если бы вы были новгородцем, к какой категории хотели бы принадлежать? Почему?

4) Политические особенности Новгородской земли.

Какие вы знаете формы правления? (кто может стоять во главе государства, княжества). А кто же управлял Новгородской землей? Заполните в рабочем листе № 3 таблицу с помощью учебника с. 119-120 п.4. А теперь, давайте посмотрим на слайд № 6 (Управление в Новгородской республике), параллельно самопроверка таблицы.

Чем же отличалось управление Новгородом?

Давайте, сами сформулируем, чем характеризуется республиканская форма правления?

А какие современные республики вы знаете?

5) Культура Новгородской земли.

В начале урока мы говорили, что в Новгороде находят большое количество берестяных грамот. О чем это свидетельствует?

Учебник с. 120-121. Составление кластера «Особенности новгородской культуры».

Сравнение с образцом. ( Слайд № 7)

Какие направления культуры развивались? Почему?

Какие архитектурные памятники 12 века можно увидеть в Новгородской земле?

– Работают с разными источниками информации (учебник, рабочие тетради из УМК, специальные рабочие листы, объяснение учителя, карты, схемы и др.)

– Осуществляют взаимопроверку, полученных результатов.

(работа у доски)

Это самое крупное княжество, Новгород находился на пересечении торговых путей и т.д.

Работа с текстом берестяных грамот. Ответы на поставленные вопросы.

Перечисляют: охота, рыболовство, торговля, ремесло, ростовщичество.

Природными условиями и географическим положением.

Делают предположения (купцы, ремесленники, крестьяне).

Работа в парах. Составление схемы.

Артель- объединение людей для совместной работы. Входили купцы, защита и поддержка купцов.

Высказывают свои мнения.

Заполняют таблицу. Самопроверка. Записи в тетради схемы.

Наличие выборных должностей, верховная власть принадлежала вече. Власть принадлежит выборным лицам. Выписывают определение «республика» в тетрадь с. 123.

Люди были грамотные, умели писать, читать. Развитие культуры.

Работа в парах, составление кластера.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (3 мин.)

. Расскажите от имени немецкого купца о его поездке в Новгород.

7 этап. Рефлексия и оценивание (3 мин)

-Какую проблему мы ставили в начале урока?

-Удалось ли нам решить поставленную проблему? Все ли удалось выполнить?

Представьте, что есть возможность отправиться в прошлое. Кто из вас хотел бы отправиться в Новгородскую республику 12 в.? Почему?

Оценивание учителем, взаимооценка.

– Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, делают выводы.

Предлагают свои размышления

8 этап. Домашнее задание (1 мин)

Домашнее задание предполагает

– инвариантная часть (§ 14, вопросы № 1,4,6),

– вариативная часть (Используя Интернет, подготовьте экскурсию для одноклассников по храмам Новгорода; РТ № 7 Эссе по картине А. М. Васнецова «Новгородское вече.»).

: комбинированный с элементами игровой технологии

Формы и методы:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

наглядный, словесный, частично –поисковый.

письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией.

выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств

Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:

Материалы и оборудование:

Город древний, город славный,

Страж границы православной,

Здесь исток души славян

И свободы россиян.

Карта “Феодальная раздробленность Руси XII-XIII в.”

В центре – таблица (Приложение 1).

На оборотных сторонах – итоги диктанта шифра, слово НОВГОРОД

Карточки для игры «Торговля» (Приложение 2)

Справа новые термины и понятия: (по ходу урока отмечаем карандашом, дома записывают в словарь) Государственная раздробленность, Вече, Посадник, Тысяцкий, Совет господ, Республика, Монархия, Архиепископ

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять  листочки для диктанта – шифра.  Вам предстоит выполнить сразу два задания: 1)ответить мне на 8 вопросов .         ( Напоминаю – да – 1, нет – 0) и 2)записать в каждом вопросе первую букву, на которую вопрос начинается

– Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен.

– Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности

– Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью

– Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году

– Отдельным княжеством легче и удобнее управлять

– Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств

– Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны

– Даже в условиях государственной раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси

– Внимание, какое слово мы получили?

– Правильно, сегодня мы продолжим свое знакомство с центрами самостоятельного развития на Руси, нам предстоит сравнить два центра Владимиро-Суздальское княжество и Новгородскую вечевую республику.

Но сначала мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку.

На доске запись

111 010 11

«5» – 8 + ответов

«4» – 7-6 + ответов

«3» – 5-4 + ответа

– Спасибо, передайте листочки с последней парты на первую.

– Кто мне скажет, что мы повторили с помощью диктанта?

– Правильно, последствия государственной раздробленности.

– Что такое феодальная раздробленность? —

-Какую дату принято считать окончательной  датой  начала феодальной раздробленности? (1132г. – смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха)

Вернемся к получившемуся слову. Это слово  НОВГОРОД. Слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына – Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года.

Тема урока «Новгородская республика» (запись в тетради).

Обратите внимание на название параграфа «Новгородская республика» Не княжество, а республика! Почему?  Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: Почему Новгородское княжество называют республикой? Оказывает ли географическое положение влияние на развитие княжества?

Используя метод мозгового штурма, предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была достаточно полной.

(Учащиеся отвечают, а учитель записывает схему)

Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом учебника и карточками. Каждая группа получает задания. Результаты фиксируют в таблицу.

– работает с картой и учебником §14. Сравнивает географическое положение Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества, природные условия.

– работает с текстом учебника, картой и делает вывод об основных занятиях новгородцев и жителей Владимиро-Суздальского княжества.

– работает с документами (различные тексты распределяются внутри группы) определяет роль и положение князя в Новгороде, сравнивает с князем Владимиро-Суздальской земли.

Через 5-8 мин. подводятся итоги исследований. Заполняется таблица

Выслушиваются результаты работы групп.

Ответ 1 группы. Работа с картой. Первичное закрепление при помощи презентации

Ответ 2 группы.

Первичное закрепление материала. Игра «Торговля»

Работает один у доски, остальные по карточкам

Набор слов на доске и у каждого ученика на столе:  пушнина, мед, воск, хлеб, ткани, вино, предметы роскоши, выделанные кожи, гончарные и кузнечные изделия, строевой лес. Итог:

Ответ 3 группы.

Далее учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 109 и по учебнику и по документам, ознакомиться с управлением в Новгороде.

Учащиеся читают учебник, I группа рассказывает о функциях вече, о совете господ, II группа посаднике, тысяцком; III группа о роли духовенства. В результате обсуждения один из учащихся отображает управление Новгородской республикой в виде схемы на доске, остальные фиксируют в тетради.

Политическая раздробленность Руси способствовала экономическому и политическому развитию Руси, появлению многовариативности системы управления

5. Первичное закрепление нового знания. Работа сИстория России. 6 класс. Повторение и контроль знаний. Электронный тренажер. Распечатанные задания лежат у каждого учащегося на столе. После выполнения всеми идет взаимоконтроль по образцу.   Один из учащихся выполняет у доски.

Выберите из словосочетаний те, которые характеризуют Новгородское государство

Главой новгородского войска был ___________, но его власть была ______________, его приглашало _________(главный орган государственной власти города) и заключало с ним – ______- договор. Так же избирались из _______ – ______________ (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из _________ – ________________, который контролировал налоги и возглавлял народное _____________ ______________, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским _________________, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь _____________ Новгород был боярской аристократической ______________.

бояр, республикой, князь, княжеством, ополчение, купцов, ряд, тысяцкий, вече, митрополит, не наследственной, посадник, архиепископ)

7. Обсуждение домашнего задания

Прочитайте п. 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура.

2) по желанию: а) написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца»

б)индивидуальные сообщения по теме «Культура Древней Руси».

Сравнительная таблица Владимиро – Суздальского и Новгородского княжеств.

Договорная грамота Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославовичем.

тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.

Гнев твой, князь, на посадниках и всех новгородцев отложить и никому не мстить.

На Руси тебе, князь, ездить в третью зиму, а летом ездить на Озвало зверей ловить.

В Ладогу, князь, посылать медовара.

В немецком дворе торговать через нашу братию. На всем этом целуй, князь, ко всему Новгороду.

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

Управление Новгорода Великого

Вопросы, подлежавшие обсуждению веча, предлагались ему со степени князем или высшими сановниками, степенным посадником либо тысяцким. Вече ведало всю область законодательства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства, а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединенным с наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имущества и изгнанием. Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгоняло его, выбирало и судило главных городских сановников, разбирало их споры с князем, решало вопрос о войне и мире и т.п.

На вече по самому его составу не могло быть ни правильного обсуждения вопроса, ни правильного голосования. Решение составлялось на глаз, лучше сказать на слух, скорее по силе криков, чем по большинству голосов. Когда вече разделялось на партии, приговор вырабатывался насильственным способом, посредством драки: осилившая сторона и признавалась большинством.

Вопросы и задания к документу

1. Что такое вече? Кто участвовал в вече?

2. Какие вопросы обсуждались на новгородском вече?

З. Как принимались решения? Согласны ли вы с подобным путем принятия решений? Свой ответ поясните.

Посадник и тысяцкий

Посадник и тысяцкий правила с помощью целого штата подчиненных им низших агентов, называвшихся приставами, биричамиподвойскими, половниками, изветниками, которые исполняли разные судебные и административно-полицейские распоряжения, объявляли решение веча, призывали к суду, извещали суд о совершенном преступлении, производила обыски и т. п.

1. Какими органами управления осуществлялась исполнительная власть в Новгороде? Как они формировались?

2. Какие вопросы находились в ведении исполнительных органов власти?

Ключевский В. О. Курс русской истории. М., 1987

1. Охарактеризуйте состав и основные функции Совета господ. Каково его политическое значение?

По договорным грамотам князь мог участвовать в торговле города с заморскими купцами только через новгородских посредников; он не мог затворять немецкого торгового двора, ни ставить к нему своих приставов.

Князь должен был стоять около Новгорода, служа ему, а не во главе его, правя им. Он для Новгорода или наемник, или враг; в случае вражды к нему, как к враждебной державе, посылали с веча на городище ультиматум, грамоту, “исписавше всю вину его”, с заключением: . . .поеди от нас, а мы собе князя промыслим”.

1. Какие функции в управлении Новгородом выполнял князь? Определите его место в системе управления Новгородской землей.

2. В чем состояло отличие полномочий княжеской власти в Новгородской земле от положения князя в Северо-Восточной Руси?

3. Какие ограничения на свободу княжеской власти налагал договор (ряд)?

4. Подумайте, почему новгородцы не отказались окончательно от княжеской власти?

1). не бережет смердов;

2). Бежал с поля битвы впереди всех.

Без посадника тебе, князь, суда не судить. Во всей земле новгородской ни тебе, князь, ни твоих боярам сил не держать, не покупать и в подарок не брать.

На каких условиях приглашали новгородцы князя?

О чем говорит тот факт, что договор заключался с тверским князем?

Кто в Новгороде имел настоящую власть?

Про урокцифры:  НА КАРТИНКЕ УЧЕНИК НА УРОКЕ И УЧЕНИКИ ЗА ПАРТОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *