Цель урока: расширить представление о простых и составных числах, применять полученные знания при решении сложных, не стандартных и олимпиадных задач. Доказывать свойства.
Учебник: “Математика. Арифметика. Геометрия 5 класс” Е.А. Бунимович. 2019 г.
На этом уроке ты узнаешь, какие профессии связаны с разработкой видеоигр, и чем занимаются специалисты игровых студий.
В разработке видеоигр и геймификации неигровых проектов участвует множество профессионалов разных специальностей. Попробуй найти для себя самое интересное направление, пройдя все тренажеры. Получи призы: сертификат и промокод на эксклюзивный стикерпак ВКонтакте. И не забудь поделиться результатами с друзьями. Поехали!
Заякина Александра
Конспект урока математики в 4 классе «Нумерация. Счет предметов»
Урок математики в 4 классе
Тема: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.
Дата: 02.09.2021
Цели: повторить сведения об образовании трехзначных чисел и их разрядном составе; развивать умения находить в натуральном ряду, используя понятия «предыдущие числа», «следующие числа», сравнивать их; учить рассуждать и логически мыслить.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть числа в порядке их следования при счете, числа, последующие, и предыдущие для данных; работать по плану; анализировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать результаты своей работы и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Оборудование: учебник, школьно-учебные принадлежности, раздаточные индивидуальные карточки.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока : урок повторения, урок изучения нового материала.
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемы
4. Формулирование темы и цели урока.
5. Физминутка
6. Изучение нового материала
7. Закрепление изученного
8. Рефлексия
Прозвенел звонок
Начался урок.
Посмотрите, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
1.Устная работа: Таблица сложения и вычитания на: 3, 4, 5, 6.
4+1,5+1,3-1,4-1,5-1
2.Работа с пословицами о числе7.
«Семеро одного не ждут».
«Семь раз отмерь – один отрежь».
«Семь бед – один ответ».
«Лук от семи недуг».
Какое число повторяется ?
Обобщение ответов.
С каким числом познакомимся на уроке?
1.Рассказ учителя о истории числа 7.
Число 7 играло большую роль в древней мифологии ( семь римских богов, семь чудес света в Древней Греции) и сохранило эту роль в литературе.
Вопрос: В каких сказках можно встретить 7 героев?
1.Образование числа 7.
Назовите число предыдущее, как получить число 7 из числа 6.
2.Работа с числовым отрезком.
Упражнения для развития навыков письма.
1,2 выше голова
3,4 руки шире
5,6 тихо сесть.
1. Письмо цифры 7.
-Чтоб семерку написать,
Уголок рисуй опять.
Сверху вниз от уголка
Линию ведет рука.
До конца ее тяни,
Посредине прочеркни,
Эту цифру – цифру семь –
2.Письмо цифры 7 по образцу в учебнике..
3. Работа с разрезным геометрическим материалом.
4.Работа в учебнике с.54. Отработка состава числа 7 с помощью костяшек домино (Подробный разбор)
5.Работа с равенствами 6+1=7, 4+3=7 аналогична.
6.Самостоятельная работа по карточкам с последующей взаимопроверкой
– Записать в окошечки числа, соответствующие рисунку, и поставить между ними знаки или =.
1.Расскажите все, что вы узнали о числе 7?
– Какие задания вам понравились больше?
– Какие задания были непонятны? Как ты думаешь, в чем причина?
– Что больше всего понравилось на уроке?
-Что нового узнал?
Дети хором говорят слова:
Дети проверяют готовность к уроку
Ответы детей.
Работа с пословицами и поговорками.
Объясняют значение. Числа 7.
Число 7.
Формулируют тему урока.
-Узнать подробнее все о числе 7, научиться писать цифру 7, выполнить различные задания.
«Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Образуют число 7.
Число 7.
Работа у доски.
Пишут цифру 7 по образцу.
Работа с разрезным материалом.
Выполняют задания по учебнику.
Слушают ответы учащихся
Личностные УУД:
самооценка готовности к уроку
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.
Предметные УУД: знания о составе изученных чисел.
Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, анализировать свою работу, находить ошибки
Личностные УУД: умение
определять цель, проблему, тему урока.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД (умение следовать инструкции).
Коммуникативные УУД: использует речь для регуляции своего действия, владение правильной речью
Познавательные УУД (умение ориентироваться в учебнике, воспринимать информацию, опираясь на наглядность).
Конспект НОД на тему «Знакомство детей с числом и цифрой 10»
Цель: познакомить детей с числом и цифрой 10.
Задачи: воспитывать чувство коллективизма.
Развивать логическое мышление.
Слуховое и зрительное восприятие.
Закреплять представление о порядковом счете,
Ориентироваться на листе бумаги, называть геометрические фигуры,
дни недели.
Познакомить с числом и цифрой 10.
Демонстрационный материал: стрелки, задание с 5 карточками, плакат с
геометрическими фигурами, числа от 1до 10, рисунок Красная Шапочка,
поднос.
Раздаточный материал: Наборное полотно, с изображением 10 корзин на
нижней полоске, счетный материал (грибы, по 10 на каждого ребенка),
геометрические фигуры на каждого ребенка, числовые карточки.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята. Я сегодня зашла в детский сад в группу и увидела
конверт.
Дети: давайте посмотрим, что в конверте.
Послушайте загадку: Я нашёл в дупле у белки
Девять штук орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка!
Все орешки посчитай – ка!
В : -Ребята, давайте посчитаем сколько орехов у белочки?
-А что еще заготавливает белка в зиму?(грибы).
Посчитайте, сколько на нижней полоске изображено корзин? Выложите на нижнюю
полоску столько же грибов. Сколько грибов выложили? Получилось поровну? Обозначьте
числом количество грибов. Молдцы!(Разговор о числе). Да у нас появилась новая
цифра?
Воспитатель: да, у нас появилась новая цифра. Число10 записывается цифрой
10. это цифра 1 она стоит с лева, и 0 стоит справа. А в числовом ряду, она где
будет стоять?
Дети: после цифры 9.
Воспитатель: Как называется это число?
Дети: 10
-Что еще есть в конверте?
Здесь цифры 3, 7, 4.
(называем где мы можем встретить эти числа)
3 – в сказках « Три медведя», «Три поросенка».
7 – дни недели, сказка « Белоснежка и семь гномов».
4- времена года ( зима, весна. лето. осень),
возраст детей.
Дети: здесь в конверте еще есть рисунок.
Воспитател: посмотрите внимательно и скажите с какой сказки нарисована
эта девочка? На кого она похоже?
Дети: на Красную шапочку.
-Красная шапочка собралась в гости к бабушке.
А вы знаете, что волк тоже отправился к бабушке в гости, и может случится
беда.
Воспитатель: что нам, дети делать? Как нам помочь бабушке? Дети: давайте
отправимся в сказку.
Воспитатель: это так необычно.
Дети: давайте все вместе скажем волшебные слова: «По дорожке мы пойдем,
в сказку мы попадем». (выложена дорожка)
Воспитатель: ну вот мы и в сказке.
Дети: волк нас хочет задержать и сделал нам вот этот завал из камней, нам
его нужно разобрать.
Воспитатель: эти камни с заданием.
Дети: давайте выполним задание.
Воспитатель: 1. Назовите дни надели по порядку.
2..По каким дням мы ходим в детский сад?
3.По каким дням мы отдыхаем?
4.Назовите первый день недели.
По ориентирам отправляемся дальше и выполняем задание.
Дети: что за игру нам волк предложил?
Воспитатель: игра «Что за геометрическая фигура?».( Воспитатель
показывает построенный из геометрических фигур домик.Дети называют
геометрические фигуры). Давайте построим дом из геом. Фигур.
Физкультминутка
2 хлопка над головой
2 хлопка перед собой
2 руки за спину спрячем
И на 2х ногах поскачем.
-В: Ребята, еще задание от волка. Нужно выстроить числовую цепочку.(Дети
берут по карточке с изображением цифр, по сигналу «Ну-ка цифры станьте в
ряд», выстраивают числовую цепочку.
– Ребята, молодцы. Красная шапочка пришла к бабушке, им ничего не
угрожает и за это она благодарит вас.
Воспитатель:А теперь нам пора в детский сад.
Воспитатель: что мы узнали нового?
-что было всего трудней для вас сегодня?
– какое доброе дело мы сегодня сделали?
ТЕМА: «Число 7. Цифра 7»
Цель:
Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.
Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей. Повторить порядковый счет;
Развивать математические представления детей;
Воспитывать желание узнавать новый материал.
Материалы к занятию:
Демонстрационный – числовой отрезок; опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домино», «вагончики»; грибы, кубики, картинки: белочка, 6 орешков.
Раздаточный – кружочки из цветной бумаги: жёлтые, красные – по 7 штук каждого цвета; кубики LEGO двух цветов; полоски цветной бумаги.
Ход занятия:
I. Знакомство с числом 7 и цифрой 7.
1) «Весёлые задачи». В задании повторяется состав числа 6. Воспитатель читает стихи, а дети на основе предметных действий самостоятельно отвечают на поставленные вопросы.
а) Я нашёл в дупле у белки пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит, мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка! Все орешки сосчитай-ка!
Один ребёнок выкладывает на фланелеграфе орешки, проговаривая свои действия вслух. Остальные – у себя на столах выкладывают кружки разного цвета: О О О О О + О 5 + 1 = 6
б) Два кубика у Маши, четыре – у Наташи.
Вы кубики все эти скорей сосчитайте, дети.
На демонстрационной лесенке один ребёнок выставляет кубики разного цвета, комментируя свои действия. Остальные дети выкладывают кубики LEGO двух цветов у себя на столе: 2 + 4 = 6
в) Три больших, три маленьких, маленьких, удаленьких –
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят?
У детей – разноцветные кружки, на демонстрационной доске – картинки с большими и маленькими грибами: 3 + 3 = 6
Обобщение:
– Как можно получить число 6? (5 + 1 или 1 + 5, 2 + 4 или 4 + 2, 3 + 3.)
2) Образование числа 7.
Ёж спросил ежа-соседа: Собираю их в лесу:
-Ты откуда, непоседа? Шесть принёс, одно несу.
-Запасаюсь я к зиме. Призадумался сосед:
Видишь, яблоки на мне? Это сколько будет всех?
Можно инсценировать эту занимательную задачу, а можно организовать работу аналогично работе над предыдущими задачами: один ребёнок выкладывает картинки на фланелеграфе, а остальные работают с геометрическим материалом.
-Дети, давайте поможем ежам сосчитать все яблоки. Кто помнит, сколько яблок ёж уже принёс? (6 яблок.) Положите у себя на столах столько же красных кружков.
-Сколько яблок он ещё несёт? (Одно.)
-Что мы должны сделать? (Прибавить ещё одно яблоко.)
О О О О О О + О 6 + 1
– Сколько яблок получилось, когда к 6 яблокам прибавили ещё 1 яблоко? (Получилось 7 яблок.)
– Как получили 7 яблок? (Было 6 яблок. Ёж принёс ещё 1 яблоко. К 6 яблокам прибавили одно яблоко – получили 7 яблок.)
3) Знакомство с цифрой 7. Воспитатель показывает новый значок для обозначения числа 7:
– На что похожа цифра 7?
Вот семёрка-кочерга, Семь – точно острая коса,
У неё одна нога. Коси, коса, пока, остра.
(С. Маршак) (Г. Виеру)
Очень похожи, Что сказать о цифре 7?
Семёрки на клюшки Ты ведь знаешь дни недели.
Для хоккеиста Посчитай – ка их живей!
И для старушки. Если в счёте не собьёшься-
Ровно семь получишь дней.
Дети называют дни недели в правильной последовательности. Воспитатель выкладывает 7 полосок цветной бумаги – по количеству цветов радуги: понедельник – красная, вторник – оранжевая и т. д.
– Какой седьмой день недели?
– Чем он отличается от всех остальных?
– Кто знает, какой седьмой месяц года?
– У кого из вас день рождения в этом месяце?
II. Физкультминутка: « Ёжик». Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены в низ. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки:
Утром по лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Кончики пальцев детей соединяются – они «срывают» ягоды.
III. Закрепление представлений о числе7 и цифре 7. На демонстрационной доске таблички для закрепления состава числа 7. Например:
а) – сколько надо прибавить к 6, чтобы получилось 7? (6+1=7)
– как получить 7, если есть уже 5? (5+2=7)
– из каких ещё чисел можно составить число 7? (4+3=7)
б) – рассмотрите кости домино. Выберите из них, те, где 7 точек.
– из каких двух чисел можно составить число 7? (6 и 1, 5 и 2, 4 и 3)
6 + 1 5 +2 4 + 3
1 + 6 2 + 5 3 + 4
IV. Итог занятия.
– Спасибо, дети! Вы хорошо поработали!
– Что нового вы узнали сегодня? Что больше всего понравилось?
– С каким новым числом мы сегодня познакомились?
Математика.
Тема урока: Число и цифра 7.
Цели:
- Познакомиться с числом 7,
- изучить состав числа 7,
- познакомиться с написанием числа 7,
- закрепить взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар,
- закрепить навыки сложения и вычитания на числовом отрезке,
- отработать умение устанавливать закономерности,
- закрепление навыка сложения и вычитания в пределах 6.
- развивать мыслительные операции, речь, творческие способности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 7 в натуральном ряду; считать различные объекты(предметы) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта;
Тип урока: изучение нового
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами вспомним состав чисел от 1 до 6, познакомимся с образованием следующего числа. А помогут нам в этом сказочные герои.
– Предположите, как называется сказка, если в её названии есть число 7? («Волк и 7 козлят», «7 подземных королей», «Белоснежка и 7 гномов» )
– Сказка, сказка, появись! Сказка, сказка, покажись!
2. Актуализация знаний.
Задания от персонажей сказки “Белоснежка и 7 гномов”( показ иллюстрации)
- Профессор
– Математический диктант с блок-сигналами (один на доске)
3 уменьшить на 1
Сумма чисел 2 и 2
Число, следующее за числом 5
Разность чисел 6 и 3
Первое слагаемое 2, второе 3, найди сумму
Уменьшаемое 3, вычитаемое 2, найди разность
(Ответы:2, 4, 6, 3, 5, 1)
2. Скромник
– Расположите цифры в порядке возрастания и прочитайте девиз нашего урока:
5 3 1 6 2 4
раз отмерь семь отрежь раз один
(“Семь раз отмерь, один раз отрежь”)
- Как понимаете эти слова?
- Помните эту поговорку, когда выполняете различные задания – не спешите, думайте.
3. Чихун
Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа.
5 1 2 3 4 ?
6 ? 6
4. Весельчак
– Отгадайте загадки в стихах.
К двум пушистеньким зайчишкам
Прибежали три братишки.
Всем пора давно бы знать,
Что их будет ровно… (5)
Внуку Коле добрый дед
Дал вчера 5 штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
5. Простак
Решите логические задачи
- Веревку разрезали в 3 местах. Сколько частей получилось?
- 5 картофелин сварились за 30 минут. За сколько сварилась одна картофелина?
- Из-под калитки видно 10 лапок. Сколько цыплят спряталось?
6. Засоня.
Просьба гномов такова – они хотят сделать Белоснежке сюрприз – купить красивую диадему, а в нашей волшебной стране все стоит … Сколько золотых? Конечно же 7!
3. Постановка проблемы.
- Вот монеты, помогите набрать на подарок.
– Не хватает монет.
– А сколько есть?(6)
4. Открытие нового знания.
– Сколько нужно добавить? (1)
– Как получить число 7?(К шести прибавить 1)
6 + 1 = 7
7. Ворчун
– Попробуйте сформулировать тему урока и его цель.
Число и цифра 7. Состав числа 7. Знать состав числа 7, уметь писать цифру 7
4. Работа над темой урока
– Чего бывает только семь?( Семь дней в неделе, семь нот, семь цветов радуги.)
– Посмотрите на цифру 7 – этой цифрой обозначается число 7
– Вот семерка – кочерга, у нее одна нога.
– Написание цифры 7.
– Посмотрите, как пишется цифра 7.
– Сколько элементов в цифре?
– Надо ли отрывать руку при написании цифры 7? Напишите на ладошке, в воздухе.
– Как думаете, сколько у вас в тетради должно быть цифр 7? (7)
– Одна уже есть – образец. Сколько надо еще написать? (6)
5. Физкультминутка.
Отгадайте загадку.
Братьев этих ровно 7,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, в воскресенье
Целый день я отдыхал.
6. Первичное закрепление.
1)Откройте учебник на странице 55. Проверим, как вы запомнили состав числа 7.
- Что изображено? (числовые отрезки)
- Что общего у всех отрезков?(целое – 7)
- Назовите целое, части. Покажите соотношение между целым и его частями – составьте все возможные равенства.
6+1=7 5+2=7 4+3=7
1+6=7 2+5=7 3+4=7
7–6=1 7–2=5 7–4=3
7–1=6 7–5=2 7–3=4
- Что общего у всех равенств? (целое – 7)
2) Работа над последовательностью числового ряда
– Попрыгаем с гномиками по пенёчкам
– Развесим фонарики
3) Самостоятельная работа
Страница 55 № 3.
Решить примеры и ответить на вопрос.
- Прочитайте вопрос. (Как связаны между собой примеры?)
(Ответы каждого примера совпадает с первым числом в записи следующего примера – круговые примеры)
– Оцените работу товарища.
А сейчас мы будем учиться писать цифру 7.
Цифру 7 начинаем писать немного ниже середины верхней линии, ведем в правый верхний угол, а затем прямую линию на середину нижней строки. По середине проводим черту.
- Обведи цифру 7 и допиши до конца строки. Подчеркни самую красивую цифру.
- Обведи и допиши недостающие цифры во второй строке.
7. Рефлексия деятельности на уроке.
- Какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7, запомнить состав числа 7)
- Работа в парах. Вставьте числа в «окошечки».
… + … = 7
… + … = 7
.. + … = 7
- Чему научились на уроке?
- Как вы сегодня поработали?
8. Подведение итогов урока.
- Вспомните, чем интересно число 7.
- Назовите 7 добрых дел, которые вы можете совершить сами.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему “Число и цифра 7” »
Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием чисел 8 и 9; научить писать цифру 8.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место чисел 8 и 9 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т. д.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета; слушать собеседника и вести диалог; слушать учителя и выполнять его требования; работать в паре и оценивать товарища.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Логическая разминка
— Найдите закономерность и нарисуйте недостающую фигуру.
— Что меняется? (Форма самолета, форма и цвет крыльев, количество иллюминаторов.)
— Самолета какой формы не хватает в третьей строке? (Прямоугольной.)
— Какие будут крылья по форме и по цвету? (Прямоугольные, белые.)
— Сколько будет иллюминаторов? (1.)
2. Индивидуальная работа
(Два ученика у доски вписывают цифры в круги. Проверка.)
3. Устный счет
— Ответьте на вопросы. Положите перед собой карточки с ответами.
• Сколько цветов в радуге? (7.)
• Сколько лап у жука? (6.)
• Сколько лап у курицы? (2)
• Каким по счету днем недели является среда? (3.)
• 5 руб. разменяли монетами по 1 руб. Сколько монет получили? (5.)
— Поставьте эти числа в порядке возрастания. (2, 3, 5, 6, 7.)
— Покажите, какое из чисел меньше 5 на 2. (3.)
— Какое из чисел состоит из 2 и 3? (5.)
— Какое число нужно прибавить к 3, чтобы получилось 5? (2)
— Вычислите, вставьте ответы в окошки.
4. Фронтальная работа
— Какие знаки и числа пропущены?
— Сколько было? (5.)
— Сколько стало? (6.)
— Стало больше или меньше? (Больше.)
— Какой знак нужно поставить, чтобы стало больше? (Плюс.)
— На сколько стало больше? (На 1.)
— Какая запись получится? (5 + 7 = 6.)
(Остальные примеры разбираются аналогично.)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске числовая лесенка.)
— Посмотрите на столбик, изображающий число 5. Какое число идет при счете перед числом 5?
(Учащиеся показывают ответ с помощью карточек с цифрами.)
— Сравните число 5 с предыдущим числом.
— Сравните число 5 со всеми числами, которые идут при счете перед ним.
— Как можно получить число, следующее при счете за числом 5? (5 да 1 — это 6.)
— Как это записать? (5 + 1 = 6.)
— Как можно получить число, следующее за числом 6? (6 да 1 — это 7.)
— Какое число идет при счете сразу за числом 7? (8.)
— Покажите соответствующую цифру.
— На что похожа цифра 8? (Ответы детей.)
Паучок на свете жил,
С цифрой 8 он дружил.
На нее он был похож,
Удивительно пригож!
Цифру паучок любил,
Каждый день ей говорил:
— Ты похожа на очки
И на толстые круги.
— Как можно получить число 8? (8 — это 7 и еще 1.)
— Как это записать? (7 + 1 = 8.)
— Какое число идет при счете сразу после числа 8? (9.)
— Найдите и покажите цифру 9.
— На что похожа цифра 9? (Ответы детей.)
Я подруг своих важней,
Я их больше и главней.
Цифру 9 уважать
Все должны и почитать.
Цифра 9 спит в кроватке,
Снится сон девятке сладкий,
Девять звездочек в нем светят,
Нет чудесней их на свете.
— Как можно получить число 9? (9 – это 8 и еще 1.)
— Как это записать? (8 + 1 = 9.)
(Учитель добавляет к числовой лесенке столбик, изображающий число 9.)
— Назовите тему сегодняшнего урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунок на с. 56. К какому произведению эта иллюстрация? (“Приключения Тома Сойера” М. Твена.)
— Кто уже догадался, какое задание мы будем выполнять по иллюстрации? (Объяснять записи по рисунку.)
— Прочитайте и объясните первую запись. (7 + 1 = 8— Том уже покрасил 7 досок забора и докрашивает еще 1. Всего он покрасит 8 досок.)
— Прочитайте и объясните вторую запись. (8 + 1 = 9 — Том уже начал красить 8досок забора, осталась еще 1. Всего нужно покрасить 9 досок.)
— Прочитайте выражение со знаком “минус” и объясните. (8—1 = 7 — уже покрашены 8 досок, но одна доска покрашена не полностью. Семь досок полностью покрашены. Нужно покрасить 9 досок, 1 доска еще не покрашена. Покрашены 8 досок.)
— Посмотрите на следующее задание. Сформулируйте его. (Нужно поставить знаки >, < или =.)
— Поставьте знаки самостоятельно. (7 < 8, 8 < 9, 7 + 1 = 8, 9 – 1 = 8.)
— Сделайте вывод: как мы получили числа 8 и 9?
V. Физкультминутка
Антилопе каждый день
Поразмяться все не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору,
Головой своей качает —
Повороты выполняет.
Е. Гайтерова
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Посмотрите на записи, приведенные ниже. Объясните, что они означают. (2 + 3 — красных точек 2 и синих 3, всего 5 точек. Всего 5 точек, из них 2 красные. Синих точек 3.)
(По аналогии разбираются остальные записи.)
2. Работа в тетради с печатной основой
— Откройте тетрадь на с. 22. Прочитай первое задание. Выполните его самостоятельно.
(Проверка.)
— Что вы делали? (Соединяли рисунок с записью, дополняли записи недостающими числами.)
— Какая запись подходит к первому рисунку? Объясните, что она означает. (7 — 1 = 6 — было 7 шаров, 1 лопнул. Осталось 6 шаров.)
— Какая запись подходит ко второму рисунку? Что она означает? (6 + 1 = 7 — было 6 круглых шаров и 1 овальный. Всего было 7 шаров.)
— Что нужно сделать в следующем задании? (Дорисовать круги.)
— Дорисуйте круги самостоятельно.
(Проверка.)
А сейчас будем учиться писать цифру 8.
У восьмерки два кружка.
Нарисуй снеговика:
На одном кружке другой —
Цифра 8 пред тобой!
Два колечка нарисуй:
То побольше, что внизу.
Плавно их соедини.
Вот и все. Теперь взгляни.
— Посмотрите, откуда начинаем писать цифру 8. Обведите цифру по стрелочке.
— Обведите и допишите цифру 8 до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.
— Обведите цифры во второй строке. Напишите пропущенные цифры.
3. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки с помидорами. Придумайте записи по этим рисункам и объясните их. (2 + 3 = 5 — 2 помидора еще зеленые, 3 уже красные. Всего 5 помидоров. 5 — 1 = 4 — было 5 черешен, 1 ягоду сорвали. Осталось 4 черешни.)
(Самостоятельное выполнение задания на полях.)
VII. Рефлексия
(“Проверь себя” (учебник, с. 57).)
— Поставьте знаки >, < или =.
— Прочитайте неравенства.
— Прочитайте равенства.
— Оцените свою работу на уроке с помощью “Светофора”.
VIII. Подведение итогов урока
— Какую тему мы сегодня изучали?
— Что такое равенство?
— Что такое неравенство?
Домашнее задание (по желанию)
1. Взять две баранки, два ореха или два кольца и придумать историю о том, как из этих предметов родилась цифра 8.
2. Нарисовать портрет цифры 8 из двух колес (двух колец, двух лепешек и т. д.).
Дополнительный материал
Быстро ходит Осьминог —
У него же восемь ног!
Быстро нить плетет Паук —
У него же восемь рук!
Кто бы мне приделать смог
Восемь рук И восемь ног!
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Тема: «Число 7. Письмо цифры 7»
УМК «Школа России»
Составила
учитель начальных классов
Степаненко В. И.
г. Лахденпохья
2016/2017
Тема: «Число 7. Письмо цифры 7»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель:
– сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой луч;
– научиться с помощью сложения получать число 7, зная предыдущее 6;
– научиться писать цифру 7.
УУД:
Регулятивные – Научиться принимать задачу по рисунку в учебнике и сохранять ее до конца урока. Выполнять учебные действия из учебника, в тетради как под руководством учителя, так и самостоятельно. Познавательные – ориентироваться в материале учебника; осуществлять поиск информации как самостоятельно, так и совместно с учителем, учиться простым рассуждениям.
Коммуникативные – использовать простую речь; вести диалог с одноклассниками и с учителем при коллективном обсуждении, отвечать на вопросы учителя.
Личностные: – осознавать значение предмета «Математика», проявлять положительное отношение к предмету, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, рабочая тетрадь по математике 1 класс, числовой луч.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
II. Актуализация знаний.
2 слайд. У вас на парте лежит у каждого числовой луч, возьмите простой карандаш, и внимательно выполняйте задание.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– Обведи в кружок самое большое число ( 10 )
– Найдите самое маленькое и зачеркните его ( 1 )
– В треугольник возьмите число, которое указывает сколько углов в треугольнике ( 3 )
– Одной чертой подчеркните число, которое стоит справа от числа 3 ( 4 )
– Двумя черточками подчеркните число, которое стоит слева от числа 3 ( 2 )
– В квадрат возьмите число 9
– Поставьте точку под числом, которое стоит между числами 4 и 6 ( 5 )
– Число, которое стоит слева от 9, подчеркните тремя черточками ( 8 )
– Подчеркните волнистой линией то число с которым работали вчера ( 6 )
III. Самоопределение к деятельности.
Постановка проблемы. Сообщение темы и цели урока.
– Посмотрите внимательно на числовой луч и скажите, какое число осталось без задания?
– Кто может определить тему урока?
Тема урока «Число 7. Письмо цифры 7.
– Чему вы должны будете научиться? (Узнать всё о числе 7, научиться писать цифру 7).
– Рассмотрите рисунки снизу страница 54, где мы можем встретиться с числом 7? (домино, на часах.)
Открытие нового знания.
Проблема: Как из 6 получить 7?
– Подумайте! (6 + 1 = 7)
IV. Работа по теме урока.
3 слайд. 1. Рассмотрите верхнюю картинку на стр. 54 .
– Кто на ней изображён? (Рыбак ловит рыбу на озере)
– Как вы думаете, какое будет задание? (Объяснить записи по рисунку, поставить недостающие числа.)
– Объясните записи слева.
5+1= 6 – рыбак уже поймал 5 рыб, ещё 1 рыба у него на крючке. Всего у рыбака 6 рыб.
6+1=7 – у рыбака 6 рыб, ещё 1 рыбу утащил кот. Сколько рыб было у рыбака?
– Чем отличаются равенства справа от равенств слева? (Они со знаком «минус».)
– Объясните их.
6 – 1 = 5 – у рыбака 6 рыб, 1 из них ещё на крючке. На траве лежат 5 рыб.
7 – 1 = 6 – рыбак поймал 7 рыб, 1 утащил кот. Осталось 6 рыб.
4 слайд. 2. – Чем отличаются поезда? (цветом и количеством вагонов)
– Сколько вагонов в первом поезде? (6)
– Сколько вагонов во втором поезде? (7)
– Как получили 7 вагонов?
– Кто запишет мне это выражение?
– Это равенство или неравенство? Почему?
– В каком поезде вагонов больше и на сколько?
– В каком поезде вагонов меньше и на сколько?
– Возьмите простые карандаши и заполните пропуски в примерах ( по цепочке)
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала
5 слайд. 1. – Рассмотрите рисунки на 55 странице.
– Какие записи подходят к рисунку слева, справа?
– Сравните отрезки. (Они равны)
– Почему? (В них укладываются по шесть мерок)
6 слайд. 2. Работа с геометрическим материалом.
– Как называются изображённые линии? (Отрезки.)
– Как вы узнали, что это отрезки?
– Как вы думаете, есть ли среди отрезков, изображённых на рисунке, отрезки, имеющие одинаковую длину? Как это проверить? (Необходимо измерить длины отрезков при помощи мерки.)
7 слайд. 3. Посчитайте треугольники и квадраты. Работа в парах.
– Помочь может только дружная пара.
– Назовите правила дружной работы в паре:
Выскажи своё мнение
Выслушай мнение соседа
Придите к единому мнению
Действуйте!
– О готовности скажут руки: вот так!
– А сейчас проверим, как вы справились с этим заданием (Треугольников – 7, квадратов – 4).
8 слайд. VII. Работа в тетради с печатной основой
– Откройте тетрадь на 21 странице. Сейчас будем учиться писать цифру 7.
– Рассмотрите внимательно цифру 7.
– Сколько элементов в написании цифры? (3) (Волнистая, наклонная прямая палочка и маленькая горизонтальная палочка)
– Откуда начинаем писать? (Начинаем писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводя ее до верхнего правого угла клетки. Из верхнего правого угла проводим наклонную палочку к середине нижней стороны клетки. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно по середине).
– Пробуем в воздухе
9 слайд. Начинаем работу в тетрадке, обведите цифру 7 и допишите до конца строки, соблюдая закономерность.
– Сравните каждую цифру с образцом и те, которые получились правильно «зажгите огоньком». (Под цифрой красным карандашом поставить точку).
– Обведите и напишите недостающие цифры во второй строке.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
10 слайд. – В названии каких сказок встречается цифра 7. («Белоснежка и семь гномов», «Семеро храбрецов» авторы Братья Гримм, русская народная сказка «Волк и семеро козлят», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»))
– Как называется эта сказка? («Цветик-семицветик»)
– Кто автор? (Валентин Катаев)
– Вспомните, что загадала девочка Женя на последний лепесток? (Здоровья своему другу.)
– Я тоже загадаю очень хорошее желание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели.
Желаю, чтобы вы, ребята, были здоровыми и счастливыми.
И цветик-семицветик загадает своё желание. Он хочет, чтобы вы запомнили написание цифры 7 и выучили состав числа 7.
– Спасибо за работу!
– Урок окончен.
11 слайд. Домашнее задание (раскраска)
Открытый урок математики в 1 классе
«В гостях у сказки»
Тема: «Числа от 1 до 10. Закрепление изученного»
Цель:
Закрепление и обобщение полученных знаний ,нумерации чисел первого десятка.
Задачи:
-Закрепить знания учащихся по нумерации и составу чисел
в пределах 10;
-Совершенствовать навыки решения простых и составных задач.
-Совершенствовать вычислительные навыки.
-Способствовать развитию логического мышления, умению рассуждать, анализировать.
-Формировать у учащихся отношения делового сотрудничества.
– Поддерживать интерес к математике и устному народному творчеству
Оборудование:
проектор, экран, числовые вееры, карточки с заданиями, магнитная доска.
Ход урока.
1.Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.К нам пришли гости, поздороваемся и подарим им свои улыбки.
2.Вводная беседа.
– Начнём с загадки, отгадав её, вы узнаете, где сегодня пройдёт наш урок.
Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей…
( СКАЗКА)
– Где мы сейчас с вами окажемся?
-Правильно, мы побываем в сказочном Математическом царстве.
– Каким вы хотите видеть наш урок? (Весёлым, интересным,увлекательным).
Итак, начнём.
3. Актуализация знаний.
Жили-были в Математическом царстве Иван-Царевич и Василиса Премудрая.Но вот однажды случилась беда.Пропала Василиса.Иван-Царевич догадался,что похитили злые силы его невесту.
А кто похитил Василису ,мы узнаем ,выполнив задание .
а)Игра «Лесное лото».
Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
К О Щ Е Й
-Что значит в порядке уменьшения?
Для этого сосчитаем от 10 до 1.
– Кто же похитил Василису? К О Щ Е Й
Отправимся вместе с Иваном-Царевичем в гости к Кощею.А Кощей в нашей сказке очень умный и начитанный.Он приготовил Ивану-Царевичу и его верному спутнику –Серому Волку много испытаний и сложных заданий.
б) Минутка чистописания.
Сначала Кощей хочет проверить,знаем ли мы сказки.
Запишите числа,которые являются ответами на вопросы.
-Сколько раз обращался старик с просьбами к золотой рыбке?-5
-Сколько героев встретил на своём пути Колобок?-4
-Сколько сказочных героев тянуло репку?-6
Расположите эти цифры в разном порядке всеми возможными способами.
546,564,456,465,654,645.
в) Математический диктант
А теперь запишем ответы на следующие вопросы:
– Какое число при счёте следует за числом 8? 9
– Какое число при счёте идёт перед числом 5? 4
– Увеличь 7 на 3. 10
– Уменьши 9 на 7. 2
– Найди сумму чисел 6 и 2. 8
– Найди разность чисел 8 и 5. 3
– На сколько 10 больше 4? На 6
– На сколько 3 меньше 9? На 6
Г) Задание «Три дороженьки».
-Молодцы, ребята! Мы помогли Ивану – Царевичу справиться с Кощеем.
Идёт Иван-Царевич дальше. А тут для него новое испытание- камень придорожный с надписью:«Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький». Призадумался добрый молодец, по какой дороге идти – не знает.
Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу. А как мы это сделаем? Возьмите карточки и впишите ответы в окошко. Можно работать в паре, помогайте друг другу, чтобы Иван-Царевич побыстрее нашёл правильный путь.
9 -3 6 + 2 7+3
Проверка
-Покажите ту карточку, которая соответствует правильному пути.
-Так по какой дорожке надо идти ? (по средней)
– Почему?
-Потому что ответ 8, а если пойдёт налево, то ответ получится 6. Сравним числа 8 и 6; 8 больше 6,пойдёт направо – 10, а 8 меньше 10.
Вывод: прямая дорожка верная, потому что ответ не самый большой и не самый маленький: 8 больше 6, но меньше 10.
4.Физминутка
Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился Иван-Царевич в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку.
Иван-Царевич, вот герой!Смело он вступает в бой,Волшебным он взмахнет мечом —И Змей-Горыныч нипочем.Сделал выпад раз и два —Отлетела голова.Еще выпад — три-четыре —Отлетели остальные.
Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?
5. Повторение
а)Игра «Вперед за волшебным клубочком».
Клубочек поможет нам идти дальше,но для этого надо правильно выполнить цепочку вычислений:
6+2+2-1-2-2-1+2+2
б) Задание «Избушка на курьих ножках».
Работа в группах.Повторение состава чисел.
Идёт Иван-Царевич дальше, глядит перед ним избушка на курьих ножках. Только подойти к ней он не может. Высокие ели преграждают путь. Баба Яга у окошка сидит да на царевича покрикивает: «Правильно напишешь состав чисел – пропустят тебя ёлки, а нет – так голова с плеч».
Вы поработаете в группах по 4-5 человек.
Перед вами ели, которые загородили путь. Впишите на ветках ели пары чисел, так, чтобы у первого ряда получилось 8, у второго – 9, у третьего – 10.
Один человек из группы называет пары чисел.
Молодцы, хорошо справились! Но Баба Яга не отпускает Ивана-Царевича, а велит ему войти к ней в избушку и решить уравнения. Только тогда отпустит его.А не справится – голова с плеч. Опять требуется наша помощь.
X+6=8 x-3=4 9-x=5
Отпустила Баба Яга Ивана-Царевича, а сама посылает к нему Змея Горыныча о трёх головах и думает: «Уж с ним -то Иван ни за что не справится!»
в) «Бой на Калиновом мосту».Сражение со Змеем Горынычем.
Змей Горыныч огнём дышит, каждая голова своё задание задаёт, очень трудное. Достал Иван-Царевич меч-кладенец и отправился на бой. А мы возьмём цветной карандаш и карточки белого цвета. Каждому ряду задание от первой головы: первому ряду раскрасить примеры с ответом 5, второму – 6, третьему -7.
Работаем в паре.
2 + 3 7 – 1 4 + 3
9 – 2 8 – 3 4 + 2
3 + 3 5 + 2 7 – 2
Проверка. Один ученик читает.
А теперь задание от второй головы. Нужно решить задачу, с которой Змей Горыныч никак не может справиться.
У Змея Горыныча 4 сундука с золотом, а у Кощея на 2 сундука больше.
Сколько сундуков с золотом у них вместе?
А третья голова хочет проверить, умеем ли мы решать неравенства.
6 9 8-2 5+1
7 4 9-3 9-4
3 3 7-6 8-6
Вот мы и справились со Змеем Горынычем. С нашей помощью освободил
Иван-Царевич Василису, вернулись наши герои в свою сказку, в математическое царство. Благодарят нас за помощь. И говорят:
Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности и сможете помочь ещё многим героям.
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу.
– Какое у вас настроение?
-Задание какого сказочного героя было для вас самым трудным?
– А самым интересным?
-В какой сказке бы хотели бы побывать и стать её героем?
-Спасибо за урок.Ворота в математическое царство всегда открыты для любознательных,добрых,старательных учеников.
Конспект урока математики в 1 классе. Число 7, цифра 7
Автор: Титяева Валентина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Марицкая СОШ Льговского района Курской области
Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.
Тема урока: Число 7, цифра 7.
Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.
Задачи:
Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру, повторить числовую последовательность в пределах 1-7;
– складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающие: воспитывать активность, интерес к уроку, уважение друг к другу, дисциплину.
Формы работы:
– фронтальная
– коллективная
– самостоятельная
– дифференцированная
Методы:
– наглядный
– диалог
– беседа
– практическая работа
– самостоятельная работа
Тип урока: Открытие нового
Оборудование: дидактический материал, цифра 7, картинки с изображением корабликов.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой. Организация начала урока.
– Стали ровненько, все улыбнулись. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и поддержать его поможет нам наш урок, ведь на нем будет много солнечных теплых минуток.
– Какими качествами должен обладать ученик, чтобы узнать новое? (Быть активным, старательным, внимательным.)
– Я жду от вас такой работы.
2. Актуализация опорных знаний.
– Начинаем урок с математической разминки.
-Увеличь число 2 на 3;
– Уменьши 6 на 4;
-Запиши только ответы: 2+2
6-3
-Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получить 4;
– От какого числа отняли 1, если получили 5?
– В нашем доме 6 окон, а в соседнем доме на 2 окна меньше. Сколько окон в соседнем доме?
– В комнате было 3 картины. К ним добавили ещё 2 картины. Сколько картин стало в комнате?
– Молодцы, все эти знания пригодятся нам на уроке.
3. Постановка проблемы.
-Ребята, посмотрите на доску и скажите, в правильном ли порядке расположены числа?
(На доске выложены числа: 0,1,2,3,4,5,6)
-Давайте хором прочитаем их в прямом порядке!
-А теперь давайте прочтем в обратном порядке!
-А сейчас поиграем в игру «Кто самый внимательный?». (меняются местами числа: 0, 1, 3, 2, 4, 5, 6)
– Какие числа поменялись местами? Самый внимательный выйдет и вернёт их на место.
-Давайте попробуем еще раз (1,0,2,3,4,6,5)
-И снова самый внимательный восстанавливает числовой ряд.
– Внимание, что появилось у нас новое?.(0, 1, 2,3,4,5, 6,?)
-Какой вопрос мы можем здесь поставить?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Выслушиваются ответы детей и учитель подводит итог :
-Тема нашего урока – число и цифра 7.
-А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!
На доске листы с незаконченными предложениями:
Сегодня на уроке мы познакомимся…
Мы научимся писать…
4. Открытие новых знаний.
– Чтобы успешно справиться с заданием, нам необходимо выполнить несколько задач:
-Давайте заселим домик новыми жильцами
7
-Определите место положение числа 7 на числовом луче. (Числовой луч на доске)
Работа с учебником
Откройте учебники на с.54 и выполним задание (учитель читает)
-К 6 прибавить 1 получится?
– Из 7 вычесть 1 получится?
-Кто изображен на картинке в учебнике?
-Сколько у него было рыбок?
-Что случилось с уловом?
(Решение примеров в учебнике)
Работа в парах.
-А сейчас поработаем в парах. Работать надо дружно, не ссорясь.(На столах лежат листочки)
-Вам необходимо найти рисунки, где изображено 7 предметов, поставить галочку на этом рисунке.
-Проверим вашу работу.
– Посмотрите еще раз на страницу в учебнике. Сколько вагонов в каждом поезде?
– В каком из них больше вагонов и на сколько?
(Решение примеров в учебнике)
5.Продолжение работы по теме урока.
1.Знакомство с цифрой 7.
– Как мы различаем понятие число и цифра?
– Мы с вами узнали новое число-7, узнали, как оно образуется, скажите при помощи чего мы будем обозначать число 7 на письме?(При помощи цифры 7)
(Учитель вывешивает карточку с цифрой)
-Давайте оживим нашу цифру. На что она похожа? (ответы детей)
-А где в жизни мы встречаем цифру 7? (ответы детей)
Прежде чем приступить к письму, вспомните, как вы должны сидеть за партой при письме. (ответы детей)
-Приступим к письму.
Потренируйтесь в написании (напишите цифру в воздухе, напишите цифру на зеркальце)
– Откройте тетради на с.21, найдите образец написания цифры, обведите её, начиная с красной точки.
– Обведите цифры в клетчатом поле и продолжите ряд старательно и аккуратно.
(Дети записывают цифру в тетрадях.
Обведите в кружок самую красивую цифру, которая у вас получилась.
-Молодцы, вы старались и у вас получились аккуратные семерки!
6. Физминутка
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Что это ?)
Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась,
(Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась, (Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела, (Присели.)
На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась. (Присели.)
7. Первичное закрепление
-Давайте снова вернемся к нашему учебнику.
Обратите внимание на страницу 55. Определите из предложенных примеров какие подходят к рисунку слева, а какие к рисунку справа (ответы детей).
– Перед вами два отрезка, сравните какой отрезок больше.
-Как вы это поняли? (ответы детей).
-Следующее задание. На полях учебника вашему вниманию предложены числа, назовите их по порядку начиная с самого большого (ответы детей).
8. Итог урока.
– Вспомните, какой была тема нашего урока.
– Достигли ли мы поставленных целей?
– Что нам в этом помогло?
– Какой цифрой мы обозначаем число 7 на письме?
9. Итоговая рефлексия.
Сейчас я каждом раздам листочки с изображением цветного кораблика, но вот флаг этого кораблика не раскрашен, это сделать должны вы. Для этого вам могут понадобиться карандаши трех цветов: зеленого, желтого и красного. Если тебе понравился урок и ты успешно справился со всеми заданиями, то раскрась флажок зеленым цветом. Если на уроке тебе было немного трудно, но ты справился с трудностями и смог прийти к правильному ответу, то твой флажок должен быть желтого цвета, а если было трудно справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя, то раскрась флажок красным цветом.
-Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились на уроке и на следующем уроке, я верю, вы будете еще успешнее.
Ход урока
Теорема
Если число a составное, то его наименьший простой делитель p удовлетворяет неравенству p2 ≤ a. Поскольку число p является делителем числа a, то число a можно представить в виде a = pb для некоторого натурального b. Если b = 1, то a = p – простое число вопреки условию.
Значит b > 1 и согласно теореме 12 число b имеет наименьший простой делитель q, тогда q≤b по теореме 11. Так как a⋮b и b⋮q, то a⋮q согласно теореме 10.1. Поскольку p – наименьший простой делитель числа k, а q – простой делитель числа k, то p ≤ q и значит p ≤ b. Умножая последнее неравенство на p, получим pp ≤ pb = a, т.е. p2 ≤ a.
Задача 1.Число разложили на простые множители и получили такое произведение: 23*34*52.
а) чему равно данное число?б) делится ли это число на 10? На 100? На 1000?в) делится ли это число на 18? На 70?г) убедитесь на этом примере в правильности данной теоремы.
Задача 2.Найдите данное число и выпишите все его делители:
а) 2*5*13б) 22*32в) 2*52*7г) 22*3*52.
Задача 3.Разложение числа на простые множители – это его “паспорт”. Из него можно узнать много полезных сведений о данном числе, например найти все его делители. Найдите все делители числа а, если:
а) а = 2*5*13б) а = 32*11*17в) а = 32*5*72
Задача 4.Представьте число 30 в виде суммы простых чисел всеми возможными способами. (суммы, отличающиеся только порядком слагаемых, считайте одинаковыми).
Задача 5.Представьте все четные числа от 12 до 20 в виде разности двух простых чисел.
Числа близнецы
Задача 6.
Простые числа, разность которых равна 2, называют числами близнецами. Сколько пар чисел близнецов в ряду чисел:
а) от 200 до 300б) от 400 до 500в) проверьте, есть ли числа близнецы от 900 до 1000?
Задача 7.Числа тройняшки. Найдите все возможные варианты трех простых чисел, такие что второе больше первого на 2, а третье больше первого на 4.
Исследовательские задачи
Задача 8.Составьте все возможные трехзначные числа из цифр 1, 2, 5 и 7 (без повторения цифр). Какие из них являются простыми, а какие – составными?
Задача 9.Назовите, все двузначные числа, меньше 30, разложение на простые множители которых содержит только два различных множителя. “Сконструируйте” несколько трехзначных чисел, обладающих таким же свойством. Сколько делителей имеет каждое из них?
Задача 10.1. Как известно простое число имеет два делителя. А сколько делителей имеет квадрат простого числа? Куб простого числа? Четвертая степень простого числа? Выясните это на конкретных примерах.
2. Как вы думаете, сколько делителей имеет пятая степень простого числа? Шестая степень? Десятая степень?
3. Перечислите все делители числа 3125; 64.Если 3125 = 55, 64 = 26.
НОД и НОК
Задача 11.Найдите НОД и НОК чисел:
а) 11 и 13б) 23*33*5 и 2*32*52.в) 2*32*5*72, 22*3*52 и 2*32*5*7
Задача 12.Разложите числа на простые множители и найдите НОД и НОК этих чисел.
а) 1386 и 330б) 420, 450 и 2209в) 550, 1155 и 12100.
Совершенные числа
Среди составных чисел выделяют совершенные числа, которые равны сумме всех своих делителей, отличных от самого числа. Число 6 имеет делители 1, 2 и 3 и их сумма равна 6.Число 28 имеет делители 1, 2, 4, 7 и 14 и их сумма равна 28.
Число 496 имеет делители 1, 2, 4, 8, 16, 31, 62, 124 и 248 и их сумма равна 496.
8128, 33550336, 8 589 869 056, 137 438 691 328, 2 305 843 008 139 952 128…
Совершенные числа изучались еще Евклидом. На февраль 2013 года было известно 48 совершенных чисел. На 2019 год известно 51 совершенное число. Видно что все эти числа четные. До сих пор не известно, существуют ли нечетные совершенные числа.
Олимпиадные задачи
Задача 13.Ребята пришли с рыбалки с уловом. Все вместе они поймали 121 рыбку, причем количество рыбок у каждого оказалось одинаковым. Сколько ребят ходило на рыбалку?
Задача 14.Найдите наибольшее число, все цифры которого различны, а их произведение равно 360.
Задача 15.Даны три последовательных натуральных числа, из которых первое четное. Доказать, что их произведение кратно 24.
Задача 16.Доказать, что если р – простое число, и р > 3, то число р2 – 1 делится на 24.
Задача 17.Доказать, что произведение любых последовательных натуральных чисел делится на 30; на 120.
Задача 18.Доказать, что разность трехзначных чисел, из которых одно написано теми же цифрами, что и другое, но в обратном порядке, делится на 9 и 11.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Урок о разработке игр подготовлен компанией VK при поддержке проектов ее экосистемы – международного бренда MY.GAMES в лице пензенской студии разработки мобильных игр BIT.GAMES, образовательной платформы Учи.ру и облачной платформы VK Cloud Solutions.
VK реализует образовательные проекты и инициативы для школьников, студентов, учителей и профессионалов индустрии. Благодаря проектам VK Образования школьники могут выбрать свой путь в ИТ, а студенты освоить востребованную специальность в этой сфере еще во время учебы.
Посмотри видеолекцию
`
Видеоигры – это развлечение или работа?
Эксперт из MY.GAMES (входит в экосистему VK) Антон Городецкий расскажет, какие видеоигры сегодня популярны, и почему игровой рынок — один из самых быстроразвивающихся в мире.
Игра — практически всегда имитация реальной деятельности. Строительство, управление персонажами, машинами, самолётами — всё это существует и в жизни. Однако в играх сложные процессы можно сделать доступными и интересными для игроков, чтобы они могли узнавать новое или даже создавать собственные миры.
Скачать видео
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности к уроку.) (Слайд 1-3)
II. Актуализация знаний
Устный счет
– Сосчитайте мишек. (Слайд 4)
– Сколько мишек вы насчитали? (10.)
– Число 10 называют десятком. Для отправки в магазины на фабрике мишек сложили в коробки по 10 штук в каждую. Сколько десятков мишек в каждой коробке? (1 десяток.)
– В двух коробках? (2 десятка.)
– Сколько это мишек? (20.)
– Сосчитайте мишек в коробках. (10, 20, 30, 40,. 100.)
– Как по-другому можно назвать число 100? (1 сотня.)
— В каждый из близлежащих городов отправили по 1 сотне мишек. Сколько мишек отправили в 2 города? (2сотни, или 200.)
— В 3 города? (3 сотни, или 300.)
— Сосчитайте сотнями, сколько мишек отправили в 10 городов. (100, 200, 300, 400,. 1000.)
— В городах мишек развезли по магазинам. В «Детский мир» привезли 4 коробки и еще 2 мишки. А в магазин «Капитошка» — 2 коробки и еще 4 мишки. Сколько мишек привезли в каждый магазин? (42 и 24.)
— Сколько десятков и сколько единиц в каждом из этих чисел? (42—4десятка и 2единицы, 24—2десятка и 4единицы.)
— Какие разряды есть в этих числах? (Разряд десятков и разряд единиц.)
III. Самоопределение к деятельности
— Откройте учебник. Рассмотрите условные обозначения на с. 2. Что мы будем делать на уроке математики? (Вставлять пропущенные числа и знаки в равенства и неравенства, работать в парах, выполнять задания повышенной сложности, проверять себя, оценивать свои успехи.)
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. Чему мы должны научиться?
— Что мы уже умеем делать? (Представлять числа в виде разрядных слагаемых, применять алгоритмы письменных вычислений и т. д.)
— Почему же авторы учебника написали, что мы этому научимся? (Мы будем учиться решать более трудные примеры.)
— Прочитайте тему сегодняшнего урока на с. 4, рассмотрите рисунки и подумайте, чему мы будем учиться сегодня на уроке. (Слайд 6)
(На этом и на последующих уроках, чтобы помочь учащимся сформулировать задачи урока, учитель может записывать на доске слова-помощники или вывешивать соответствующий плакат.)
НАУЧИТЬСЯ
ПОВТОРИТЬ.
УЗНАТЬ.
ВСПОМНИТЬ.
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться читать трехзначные числа и определять в них разряды, повторить счет чисел до 100, вспомнить способы решения изученных видов задач.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику (Слайд 7,8)
— Найдите значок «Начало урока». Прочитайте текст рядом с красной чертой.
— Как вы поняли, что такое числовой ряд? (Числа, записанные в том порядке, в котором они называются при счете. Первое число — 1. Каждое следующее больше на 1.)
— Что такое десяток? (10 единиц.)
— Что такое сотня? (10 десятков.)
— Что такое тысяча? (10 сотен.)
№ 1 (с. 4).
— Прочитайте.
— Кто может записать это число? (Желающий ученик записывает на доске.)
— Кто записал бы так же?
— У кого другой вариант записи? Докажите.
№2 (с. 4).(Коллективное выполнение по цепочке.)
— Что значит «предшествует числу» и «за числом следует»?. Как вы это понимаете?
( Продолжение работы по цепочке: первый ученик называет число, второй — предыдущее число, третий — следующее И т. д. Класс проверяет. В случае ошибки учащиеся один раз хлопают в ладоши.)
№ 3 (с. 4).
— Как называются единицы первого разряда? (Единицы.)
— Второго разряда? (Десятки.)
— Третьего разряда? (Сотни.) (Чтение чисел, записанных в таблице.)
— Что показывает ноль в записи числа? (Отсутствие единиц данного разряда.)
— Какой разряд отсутствует в каждом числе? (206 — десятки, 840— единицы, 400— десятки и единицы, 590— единицы.)
2. Выполнение заданий на индивидуальных карточках (Слайд 9)
№ 1
— Прочитайте числа.
— Назовите самое маленькое число. (719.)
– Назовите самое большое число. (779.)
— Как вы определили? (Сравнивать начинаем с сотен. Сотен везде 7. Сравниваем десятки. Меньше всего десятков в числе 719, а больше всего — в числе 779.)
— Запишите числа в порядке увеличения.
— Прочитайте, в каком порядке вы записали числа. (719, 729, 739, 749, 759, 769, 779.)
— По какому правилу записаны числа? (Каждое следующее число на 1 десяток больше предыдущего.)
— Какие три числа вы запишете дальше? (789, 799, 809.)
№2
— Заполните таблицу. Как удобнее прибавить число 3? (+1, + 2.)
— Сколько сотен, десятков и единиц в каждом числе?
V. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо, (Махи руками на себя.)
Закачалось деревцо. (Наклоны.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику (Слайд 11,12)
№4 (с. 5). (Фронтальная работа с объяснением способа решения.)
Решение
999 + 1 = 1000, так как запись «+ 1» означает, что нужно назвать следующее число, за числом 999 идет число 1000.
900 – 1 = 899, так как запись «- 1» означает, что нужно назвать предыдущее число. Перед числом 900 стоит число 899.
570 + 30-330
570 + 30 = 600
600 – 330 = 600 – 300 – 30 = 300 – 30 = 270
И т. д.
№5 (с. 5).
— Прочитайте.
— Как вы понимаете задачу?
— Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или сделать схематический чертеж? (Сделать схематический чертеж.)
9 м
19 чел.
Решение: 19 – 9 = 10 (д.). Ответ: в классе 10 девочек.
— Что значит «составить задачи, обратные данной»?
— Составьте и решите задачи, обратные данной.
Решение: 9 + 10 = 19 (чел.).
Решение: 19 – 10 = 9 (м.).
№8 (с. 5). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Два ученика, шивших задачу разными способами, записывают решение на доске и объясняют способ решения.)
Решение
Первый способ: 180 – (52 + 28) = 10 (с).
Второй способ: 180 – 52 – 28 = 10 (с).
Ответ: ученику осталось прочитать 10 страниц.
— Кто из ребят решил задачу верно? (Оба способа верны.)
№7 (с. 5). (Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
№10 (с. 5). (Самостоятельное выполнение.) Решение: С = Б + 400 г, М = С + 300 г, М = Б + 700 г. Ответ: мишка тяжелее белочки на 700 г.
VII. Рефлексия
1. Работа по учебнику
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (с. 5).
Самопроверка по образцу.)
Ответы: 396 < 936, 529 < 592, 748 < 848.
2. Тест (Слайд 13,14)
) Число, которое при счёте идё т за числом 569:
а) 669 б) 579 в) 570
2) Число, в котором 6 сот. и 9 ед. :
а) 609 б) 906 в) 690
3) Укажи верное неравенство:
а) 713> 731 б) 371< 317 в) 137 <173
4) Какое число надо прибавить к числу 300, чтобы получить 370?
а) 70 б) 7 в) 700
5) Укажи значение х, которое получится при решении уравнения х+46=846
а) х=80 б) х=800 в) х= 8
— Оцените свою работу на уроке. (Слайд 15,16)
VIII. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— С какими заданиями вы легко справились?
— Над чем вам нужно еще поработать?
Домашнее задание
Учебник: № 6, 9 (с. 5).