ру 11 а и ру

Реле указательные РУ-1 применяется для сигнализации аварийного состояния в цепях постоянного и переменого тока в устройствах автоматики.

Реле по виду включающей катушки изготавливались (в настоящее время РУ-1 не производятся) с катушками напряжения и тока типоисполнений: РУ-1-20-1

УЗ(Т3), РУ-1-02-1

УЗ(Т3),РУ-1-11-1

УЗ(Т3). Реле обеспечивает работу при напряжения на зажимах цепи контактов в пределах рабочего напряжения соответствующей цепи контактов. Допускается работа реле с катушками напряжения при 1,1 Uном, с катушками тока 3Iном

Реле РУ-1 представляет собой реле блинкерного типа с электромагнитным приводом и ручным возвратом. Реле РУ-1 состоит из размещенных в пластмассовой оболочке двухобмоточного П-образного электромагнита с поворотным якорем, узла индикации состояния реле, контактного блока и выводов для присоединения внешних проводов винтовыми зажимами. В исходное положение реле устанавливается нажатием кнопки указателя срабатывания (блинкер, флажок). При этом окно индикации имеет серебристо-белый цвет, замыкающие контакты разомкнуты, а размыкающие замкнуты.

При подаче на обмотку реле РУ-1 питающего напряжения (тока) указатель срабатывания, двигаясь до упора под воздействием возвратной пружины, изменяет цвет окна индикации на красный, являющийся индикатором срабатывания реле. При этом замыкающие контакты реле замыкаются, а размыкающие — размыкаются. При снятии питания с обмотки реле указатель срабатывания и контакты остаются в том же положении.

Расшифровка РУ-1, маркировка

РУ-1 X Y Z ХЗРУ — реле указательное;1 — номер разработки;     Х — количество замыкающих контактов (0; 1; 2);     Y — количество размыкающих контактов (0; 1; 2);     Z — вариант присоединения внешних проводников: 1 — заднее; 2 — переднее;Х3 — климатическое исполнение (У, Т) и категория размещения

по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543-70.

Золото: 0 гр. Серебро: 0,16 гр. Платина: 0 гр. МПГ: 0 гр.

Технические характеристики реле РЭУ-11


РУ 11 А И РУ

Более современный аналог РУ-1 — РЭУ-11.

бг У3 в корпусе под винт Н.уп.:без упаковки н/внутренняя окись Н.уп.:бг Н.уп.:без упаковки н/внутренняя окись Н.уп.:У3 в корпусе под винт, б/пасп Н.уп.:б/уп Н.уп.:без пасп,без упак. Н.уп.:без пасп,без упак. Н.уп.:198* Н.уп.:внутренняя окись без упаковки Н.уп.:внутренняя окись без упаковки Н.уп.:б/уп б/пасп внутренняя окись Н.уп.:без упаковки Н.уп.:б/упаков. Н.уп.:198* Н.уп.: 2б/уп н/внутренняя окись Н.уп.:б/уп Н.уп.:доп. инф.: Реле У3 в корпусе под винт, б/пасп Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК без упаковки н/внутренняя окись Н.уп.:

доп. инф.: Реле У3 в корпусе под винт Н.уп.:

доп. инф.: Реле Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК б/уп Н.уп.:

доп. инф.: Реле ВП без пасп,без упак. Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК внутренняя окись без упаковки Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК б/уп б/пасп внутренняя окись Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК без упаковки Н.уп.:

доп. инф.: Реле б/упаков. Н.уп.:

доп. инф.: Реле б/уп Н.уп.:

доп. инф.: Реле ОТК Н.уп.: 2

доп. инф.: Реле ОТК б/уп н/внутренняя окись Н.уп.:

доп. инф.: з/уп

упак.: 24 доп. инф.: Микросхемы отечественные

Реле указательные серии РЭУ11Б, РЭУ11 (далее реле) предназначены для сигнализации аварийного состояния в цепах постоянного тока напряжением до220 В, переменного тока напряжением до 380 В частоты 50 Гц и напряжением до 440 В частоты 60Гц и применяются в устройствах защиты, автоматики и управления, в том числе сейсмостойких, в качестве комплектующих изделий.

Реле имеет два стабильных состояния — взведенное и сработанное. В каждом из состояний обеспечивается его однозначное визуальное определение.

Условия эксплуатации реле РЭУ-11

Высота над уровнем моря до 4300м. Диапазон рабочих температур от -50 до +55°С. Окружающая среда взрывобезопасная, не содержащая пыли в количестве, нарушающем работу реле, а также агрессивных газов и паров в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию. Вибрация мест крепления реле в диапазоне частот от 1 до 100Гц при ускорении не более 1g, в диапазоне от 5 до 15Гц при максимальном ускорении 3g.

Расшифровка РЭУ-11, РЭУ-11Б, маркировка.

РЭУ-11-ХХ-Х-40 Х3РЭУ – реле электромагнитное указательное;11 –серий номер;Х – количество замыкающий контактов (от нуля до трех);Х – число размыкающих контактных пластин (от нуля до двух);Х – способ и вид подсоединения внешних устройств (1 – винтовое переднее, 2 – пайка, 5 – заднее винтовое);40 – степень защиты;Х3 – климатическое исполнение.

РЭУ 11Б-Х-Х-ХХ-Х 40 Х3РЭУ — реле электромагнитное указательное;11Б — с наибольшим количеством контактов — четыре, в том числе два самовозвратом, которые могут быть различной коммутационной мощности;Х — количество замыкающих контактов без самовозврата (с ручным возвратом);Х — количество размыкающих контактов без самовозврата (с ручным возвратом);ХХ — наличие, вид и коммутационная характеристика контактов с самовозвратом, установленных на выводах 7-8 и 9-10 (И, А, Б -замыкающие, В -размыкающие); если использован один контакт, он соответствует знаку 5;Х — вид и способ присоединения внешних проводников (1-винт, переднее; 2-пайка; 5-винт, заднее);40 — степень защиты (IP-40);Х3 — климатическое исполнение (У- умеренный; Т- тропический; 3-категория размещения по ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89 ).


РУ 11 А И РУ

Устройство и принцип работы указательного реле РЭУ-11

Реле РЭУ-11 состоит из пластмассового корпуса 1, двух-обмоточного электромагнита 2 с возвратной пружиной 3, поворотным якорем 4, фиксатором 5, направляющей 6, кнопки 7, крышки 8 индикатора, пружинной скобы 9, неподвижных контактов 10 без самовозврата, перестраиваемых контактных модулей, состоящих из крышки 11 и подвижных контактов 12, переключаемых кнопкой, выводов 13, зажимов 14 для присоединения проводов, закрытых крышкой 15, контакта с самовозвратом — геркона 16.


РУ 11 А И РУ

Две половины корпуса реле РЭУ-11 скреплены винтом с гайкой, контактные модули и крышка индикатора крепятся к корпусу пружинной скобой, крышки зажимов крепятся к корпусу винтом. На корпусе у основания имеются выступы с пазами для выступающего крепления реле, а у передней стенки — выступы с пазами для размещения гайки при утопленном креплении реле. В исходное положение реле РЭУ-11 устанавливается нажатием кнопки указателя срабатывания, которая своими выступами переключает контакты, поворачивает фиксатор до положения, когда его фиксирующий выступ входит в зацепление с якорем электромагнита. При этом окно индикации реле РЭУ-11 имеет серебристо-белый цвет. При подаче на обмотку управления заранее выставленной величины напряжения или силы тока срабатывания якорь притягивается к электромагниту, освобождая фиксатор, кнопка перемещается под действием пружины, переключая контакты, пластины кнопки индикации входят в пазы между призмами крышки индикатора, засвечивая окна индикации в красный цвет. Потоки рассеяния электромагнита, воздействуя на геркон, замыкают его контакты. При снятии питания с обмотки указатель срабатывания и контакты без самовозврата остаются в том же положении, а геркон размыкается, являясь повторителем входного сигнала.

Общие технические характеристики РЭУ-11

Контактная система реле РЭУ-11 в зависимости от исполнения может состоять из следующих сочетаний замыкающих и размыкающих контактов:

Исполнения в зависимости от напряжения:

Исполнения в зависимости от силы тока:

Мощность в зависимости от рода тока:

Схемы электрические принципиальные РЭУ-11


РУ 11 А И РУ

а – с двумя замыкающими контактами без  самовозврата;б – с двумя замыкающими контактами без самовозврата и одним замыкающим контактом с самовозвратом;в – с одним замыкающим контактом и одним размыкающим контактом без самовозврата;г – с одним замыкающим контактом и одним размыкающим контактом без самовозврата и одним замыкающим контактом с самовозвратом;д – с двумя размыкающими контактами без самовозврата;е – с двумя размыкающими контактами без самовозврата и одним замыкающим контактом с самовозвратом.

Схема электрическая принципиальная реле РЭУ-11Б

Схема электрическая принципиальная реле РЭУ11Б исполнений -20АИ; -20БИ; -20АА; -20БА; -20ББ

Сочетания контактов без самовозврата для реле РЭУ-11Б


РУ 11 А И РУ

Сочетания контактов с самовозвратом для реле РЭУ-11Б


РУ 11 А И РУ

Габаритные и присоединительные размеры реле РЭУ-11, РЭУ-11Б


РУ 11 А И РУ

Исполнение РЭУ-11 для утопленного крепления с задним присоединением монтажных проводов винтовыми зажимами


РУ 11 А И РУ

Исполнение РЭУ-11 для выступающего крепления с передним присоединением монтажных проводов винтовыми зажимами


РУ 11 А И РУ

Исполнение РЭУ-11 для выступающего или утопленного крепления с передним или задним присоединением монтажных проводов пайкой: I – разметка панели для утопленного крепления

Доброго дня. Сегодня мы закачиваем серию публикаций, посвященных теме советских авиационных радиостанций военного времени. С предыдущей частью обзора, где было рассказано про используемые модификации радиостанции РСБ (для бомбардировочной авиации), можно ознакомиться здесь (Ссылка на статью). Сейчас же речь пойдет про серию радиостанций РСИ, которые применялись на истребителях и штурмовиках. Всего можно отметить четыре основных варианта данной радиостанции, три из которых содержали в себе несколько модификаций. Это собственно РСИ, а также РСИ-3, РСИ-4 и РСИ-6. В основном модификации внутри одного семейства отличались применением различных типов приемников и передатчиков. Впоследствии, помимо общей классификации, мы более подробно остановимся и на отдельных образцах данных радиостанций. В рамках текущей статьи мы отметим основные особенности, характеристики, состав и назначение всей представленной линейки. Также будут приведены отдельные схемы их установки на конкретных самолетах военного времени. Теперь более подробно.

Радиостанция семейства РСИ-3.

1 из 4

Комплект радиостанции РСИ-3.

У летчика находился шлемофон и ларингофон (типа ЛА-2). Общий вес комплекта радиостанции достигал 15,2 кг. Что касается питания, то следует отметить то, что от бортовой сети с напряжением 26 В работал только передатчик. При этом первичным источником питания являлся электрогенератор типа ГС-10-350. Максимальная потребляемая мощность составляла 120 Вт. Приемник же оснащался собственным источником питания, в состав которого входили две батареи типа БАС-60 и щелочной аккумулятор типа 2-НКН-10. Он работал на пяти фиксированных частотах согласно паспорта радиостанции. Их переключение осуществлялось соответствующей ручкой на передней панели. Имелась возможность плавной подстройки в пределах одной фиксированной частоты. Использовался наружный жесткий тип антенны. Место установки, вид антенной мачты, а также ее высота зависели от конкретной марки истребителя. К примеру на скриншотах ниже приведены схемы их размещения на самолетах типа И-16 и И-153.

1 из 2

Размещение антенны радиостанции на истребителях типа И-16.

Размещение других элементов радиостанции также отличалось в зависимости от модели самолета. Стоит отметить одну важную эксплуатационную особенность. Умформер и передатчик располагались вне кабины пилота- в одном из внутрифюзеляжных отсеков. Летчик не имел дистанционного управления передатчиком. В связи с этим он работал на предварительной настроенной частоте. Сменить ее во время полета не представлялось возможным. Ниже мы приведем схему размещения радиооборудования на примере истребителя И-16, а также общую схему соединения отдельных элементов самой радиостанции.

Схема радиооборудования на истребителе И-16 с двигателем М-63.

Радиостанция семейства РСИ-4.

Основной радиостанцией истребительного типа в военные годы была РСИ-4. По разным данным всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров в различных модификациях. Она представляла собой коротковолновую симплексную телефонную радиостанцию, которая предназначалась для осуществления связи с наземными радиостанциями или c другими самолетами. Р СИ-4 в различных модификациях устанавливалась на истребителях типа И-16, И-15, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-3, Як-7, Як-9, Пе-3 и других, а также на штурмовиках типа Ил-2 и Ил-10.

Общий комплект радиостанции РСИ-4.

В основной состав комплекта входили следующие узлы:

  • Передатчик РСИ-3 (или РСИ-3М или РСИ-3М1);
  • Приемник РСИ-4 (или РСИ-4А или РСИ-4Д);

В отличии от радиостанции РСИ-3, питание здесь осуществлялось только от бортовой сети с напряжением в 26 В. Потребляемая мощность при работе на прием составляла примерно 80 Вт, а при работе на передачу около 210 Вт. Общий вес радиостанции составлял примерно 13,42 кг. Управление передатчиком и приемником было непосредственным. Что же касается рабочих частот, то их диапазон у передатчика составлял от 5 до 3,43 Мгц, а диапазон волн приемника от 6 до 3,75 Мгц. Стоит отметить что рабочая частота передатчика также фиксировалась и выставлялась еще до вылета. Нормальная работа оборудования обеспечивалась при полете на высотах до 11000 метров. В режиме передачи РСИ-4 могла функционировать до 30 мин (но желательно было применение в цикличном режиме), а в режиме приема- в течении всего времени полета. Дальность приема радиосигналов зависела от совокупности различных факторов. С однотипными самолетными радиостанциями она могла достигать 30 км. С наземными радиостанциями типа 11-АК и РАФ она достигала 100 км, а со станциями типа РСБ-Ф около 50 км. Дальнейшим развитием передатчика РСИ-3 стали модификации РСИ-3М и РСИ-3М1. Габариты и органы управления у них остались такими же, изменения же были внесены непосредственно в конструкцию. Принципиальные схемы передатчика РСИ-3 и приемника РСИ-4 приведены на скриншотах ниже.

Принципиальная схема передатчика РСИ-3.

В результате дальность радиосвязи у первой модификации была увеличена до 90 км, а у второй до 110 км. Также были увеличены и границы высотности. Что же касается передатчика, то можно отметить модификации РСИ-4А и РСИ-4Д. К примеру вторая отличалась наличием дистанционного управления. Некоторые изменения вносились и в принципиальную схему. В качестве конкретных примеров ниже мы приведем схемы размещения радиооборудования на истребителях Ла-5ФН, Ла-7, Як-9 и штурмовике Ил-2.

Схема установки радиостанции РСИ-4 на истребителе Ла-7.

Более подробно опишем установку радиостанции РСИ-4 на примере истребителя Як-9. Приемник находился в вырезе правой панели приборной доски и крепился на двух кронштейнах. Передатчик и умформеры были расположены в специальном отсеке за бронеспинкой пилота. Передатчик крепился на специальных замках-защелках, а умформеры были закреплены на гнездах. Примерно там же находились две розетки питания умформеров от бортовой сети. Микротелефонный щиток устанавливался в нижней части приборной доски. Соединительные кабели, закрепленные хомутами и скобами, проходили по правому борту кабины. Антенна Г-образного типа была натянута между мачтой и верхней частью киля.

Радиостанция семейства РСИ-6.

Дальнейшим развитием радиостанции РСИ-4 стала РСИ-6. Ее назначение было аналогичным. Применялась она на таких самолетах как Ла-7, Як-3, Ил-10, а также на некоторых послевоенных машинах. В комплект радиостанции входили:

Приемник радиостанции мог работать в течении всего времени полета, а передатчик работал в цикличном режиме. К примеру 5 минут работы и 10 минут перерыва. Радиостанция могла работать на высотах до 12000 метров. Масса оборудования составляла примерно 18,6 кг (без учета шлемофона и антенны). Дальность двухсторонней связи между самолетами с однотипными радиостанциями составляла около 50 км, а дальность связи с наземными радиостанциями типа РАФ около 120 км. Питание радиостанции осуществлялось от бортовой сети с напряжением в 26 В. Потребляемая мощность на прием составляла около 80 Вт, а на передачу около 200 Вт. Диапазон рабочих частот приемника РСИ-6МУ составлял от 3,75 до 5 Мгц. Передатчик также работал на этих частотах. В полете он работал на фиксированной волне. Дальнейшим развитием этого приемника стала модификация РСИ-6М. Основным ее отличием стало исключение умформера РУ-11А. Принципиальные схемы этих приемников приведены на скриншотах ниже.

Принципиальная схема приемника РСИ-6МУ.

Также стоит отметить что развитием этой радиостанции стало применение модификаций передатчика РСИ-6К и приемника РСИ-6М1. В качестве примера приведем схему установки радиостанции на штурмовике типа Ил-10. Передатчик РСИ-6 устанавливался на нем начиная с машины № 1897625, а приемник РСИ-6МУ начиная с самолета № 1890113. Что касается передатчика, то он находился по правому борту в задней части фюзеляжа и крепился на специальный кронштейн. Там же устанавливались и элементы амортизации. Приемник располагался под передатчиком и крепился к тому же кронштейну. У его основания разместили умформер РУ-45А. Умформер РУ-11А расположили на защитном кожухе тяг управления в задней кабине стрелка. Щиток дистанционного управления приемником был смонтирован на правом борту кабины пилота. Монтаж составных элементов радиостанции был выполнен экранированными кабелями. На штурмовике применялась антенна Т-образной формы, один конец которой находился на мачте, а второй- на киле самолета. Монтажная и соединительная схема радиооборудования приведены на скриншотах ниже.

Схема соединений элементов радиостанции РСИ-6 и радиополукомпаса на Ил-10.

На этом цикл статей по советским авиационным радиостанциям военного времени завершен. В дальнейшем мы продолжим рассмотрение прочих изделий подобного назначения. В частности отметим различные зарубежные радиостанции (в том числе трофейные), которые также применялись в СССР во время Великой Отечественной войны.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, ttps://trizna.ru, https://wwii.space/, https://waralbum.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.warmech.ru/, https://trcvr.ru/, http://oldradioxx.ru/, http://www.russianarms.ru/, https://aviarestorer.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга под редакцией Г. К. Холоманова. Самолет И-16 с двигателем М-63. Описание конструкции, книга Военного издательства НКО СССР. Радиостанция РСИ-3 обр. 1940 года. Инструкция и описание, книга В. Г. Феррейн и М. В. Красноглядова. Самолет Як-9. Временное техническое описание, книга под редакцией Д. П. Солоухина. Самолет Ил-10 с двигателем АМ-42. Техническое описание, книга под редакцией Б. М. Каневского. Самолет Ла-7. Описание конструкции.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).

Про урокцифры:  ВОЖАТЫЙ КАРТИНКИ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *