Основная идея и цель урока заключаются в формировании у ребенка представлений о мире киберугроз, масштабе наносимого ими ущерба отдельным пользователям, компаниям и целым странам. А также показывает, как специалисты по информационной безопасности помогают исследовать такие кибератаки.
Урок выполняет просветительскую задачу, способствует развитию цифровых навыков и помогает раннему профессиональному самоопределению ребенка. Кроме того, школьник познакомится с некоторыми правилами цифровой безопасности, которые сможет применить в жизни.
Урок разработан для школьников с 1–11 классы. Родители могут помочь своему ребенку в прохождении урока в домашних условиях. Для этого мы разработали рекомендации для родителей для самостоятельного прохождения урока.
После выполнения заданий тренажера ваш ребенок может получить сертификат о прохождении урока!
<!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –>
<!– –> <!– –> <!– –> | <!– –>
«Исследование кибератак» 5-11 класс Тренажер предлагает ученикам почувствовать себя в роли кибердетектива (специалиста информационной безопасности). Задания тренажера объединяет увлекательная визуальная новелла-комикс, сюжет которой строится вокруг исследования кибератаки, совершенной в финансовой сфере. Сюжет истории основан на реальных событиях, которые происходили в разных странах мира.
Задания тренажера построены таким образом, что ученик не сможет выполнить неверное действие. Кроме того, герои «Урока Цифры» указывают на то, в чём состоит ошибка. Задание 1. «Найди вирус» Ученикам нужно вместе с Мидора Кума найти вирус среди внутренних файлов компьютера банкомата. Поиск нужного файла происходит при помощи терминала (программа, которая позволяет общаться с операционной системой при помощи специальных команд). Про эти команды ученики узнают из чата, который находится на экране. Также в этом чате происходит объяснение новых терминов и процессов. Выполнение команд происходит линейным образом и не предполагает каких-либо вариаций. Терминал представлен в натуралистичном варианте, где необходимо вводить команды (как в реальной жизни). Подробнее про команды ученики узнают из чата.
Задание 2. «Найди зацепку» В этом задании ученикам нужно помочь Скобцу проанализировать код найденной вредоносной программы/файла, чтобы найти зацепки. Механика задания построена на сопоставлении примера, представленного в чате (справа), с исходником (слева). Номер строки/блока, в которой ученик находит совпадение с примером, указывается в ответ. Для выполнения данного задания в рамках «Урока цифры», ученикам не требуется уметь программировать. Для 5-11 классов задание приближено к реальности. На экране ученики видят программный код. Обратите внимание, что код, представленный в задании, является симуляцией и не имеет ничего общего с реальным вредоносным программным кодом. Остался только один файл, который имеет подозрительное содержание.
Задание 3. «Проверь настройки компьютера» Экран тренажера – рабочий стол сотрудника банка. В этом уровне ученикам нужно помочь Мидори Кума настроить компьютер, чтобы исправить найденные недочеты. Для этого понадобится сделать ряд действий, которые представлены в чек-листе. Нужно выбрать критичные настройки безопасности и произвести по ним действия. Каждая иконка на рабочем столе представляет условную программу или раздел с настройками. Ученик кликает по каждой иконке и включает/выключает необходимые тумблеры/кнопки. В чате на экране ученик увидит необходимые подсказки. Задание в чек-листе можно выполнить в любом порядке. Различие между классами заключается в количестве пунктов в чек-листе, которые необходимо сделать. Чем старше класс, тем больше таких пунктов. Задание 4. «Найди фишинговое письмо» В этом задании ученикам нужно найти фишинговое письмо в электронной почте сотрудника банка. Мидори Кума подсказывает школьникам основные признаки фишингового письма при помощи чата. В качестве ответа ученик помечает сомнительное письмо, как опасное. Как определить такое письмо? Оно может содержать:
<!– –> | <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –>
<!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> |
Основная идея и цель урока заключаются в формировании у школьников представлений о мире киберугроз, масштабе наносимого ими ущерба отдельным пользователям, компаниям и целым странам. А также показывает, как специалисты по информационной безопасности помогают исследовать такие кибератаки.
Урок выполняет просветительскую задачу, способствует развитию цифровых навыков и помогает профориентировать школьников. Несмотря на технологическую направленность, урок можно провести на любом учебном предмете и в любом классе.
Как спланировать и провести урок
Мы предлагаем методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки. Существуют три версии урока:
- стандартный (класс с компьютерами и Интернетом),
- без Интернета (класс без компьютеров и Интернета),
- дистанционный (удаленная коммуникация).
Каждая версия урока содержит свой набор методических материалов.
Стандартный
- видеолекция по теме урока;
- онлайн-тренажер для учеников 1–11 классов;
- методические рекомендации по проведению урока.
Без Интернета
- видеолекция по теме урока;
- презентация для проведения урока без Интернета;
- методические рекомендации для проведения урока без Интернета.
Дистанционный
- презентация для проведения урока онлайн;
- онлайн-тренажер для учеников 1–11 классов;
- методические рекомендации для проведения урока онлайн.
«Урок цифры» предлагает погрузиться в увлекательную визуальную новеллу-комикс, сюжет которой строится вокруг исследования кибератаки, совершенной на банк. Сюжет истории основан на реальных событиях, которые происходили в разных странах мира!
Главный герой — кибердетектив Мидори Кума помогает исследовать случившийся инцидент. Попутно он рассказывает про работу специалистов по информационной безопасности, учит отличать фишинговые письма от обычных, объясняет, почему важно обновлять программное обеспечение.
Урок можно пройти самостоятельно. Сначала посмотри видеолекцию, потом перейди к выполнению тренажера.
После выполнения тренажера можно получить сертификат о прохождении урока!
Посмотри видеолекцию
`
Как исследовать кибератаки?
Эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности Дмитрий Галов расскажет, как специалистам по информационной безопасности удается обнаруживать кибератаки, исследовать их и понять, кто за ними стоит. Будет интересно? Конечно, скорее включай видеолекцию!
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих исследователей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Хочешь узнать больше о кибербезопасности, научиться распознавать фишинговые сайты, создавать по-настоящему надежные пароли, защитить все свои аккаунты и данные от кражи и многое другое? Погружайся в мир безопасности с «Лабораторией Касперского».
Для «Урока цифры», всероссийского образовательного проекта, «Лаборатория Касперского» разработала обучающие материалы и тренажёры на тему «Исследование кибератак». Цель занятий — познакомить школьников с работой специалистов в области информационной безопасности и рассказать об основах безопасного поведения в интернете. Уроки от «Лаборатории Касперского» будут проходить в российских школах с 17 января по 6 февраля 2022 года.
Интерактивные уроки представляют собой комикс,
сюжет которого строится вокруг исследования кибератаки в финансовом секторе. С
помощью тренажёров, разработанных вместе с экспертами «Лаборатории
Касперского», школьники познакомятся с некоторыми терминами из области
информационной безопасности, узнают о том, какой ущерб могут нанести
вредоносные программы, почему необходимо обновлять операционную систему и
приложения, научатся распознавать фишинговые письма. Задания различаются для
учеников младших, средних и старших классов. Подробности доступны на сайте Урокцифры.рф.
«Нацпрограмма
“Цифровая экономика” уделяет большое внимание вопросам кибербезопасности и
кибергигиены. Начинать изучение основ информационной безопасности необходимо уже в том возрасте, когда
человек впервые выходит в cеть. Это особенно актуально для школьников, которые
должны уметь распознавать злоумышленников в интернете. Старшеклассники, которые
после серии “Уроков цифры” заинтересуются информационной безопасностью и
захотят развиваться в IT, могут продолжить обучение на бесплатных IT-курсах, стартующих в следующем году по
всей России», —
уточнила Татьяна Трубникова,
директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
«Новый
2022-й год
открывает “Урок цифры” по теме “Исследование кибератак”. Урок нашего партнёра
«Лаборатории Касперского» затрагивает самые острые темы безопасного поведения в
сети, поэтому тренажёры пользуются колоссальной популярностью. Уверена, что
после прохождения урока ребята смогут сами рассказать своим родителям, бабушкам
и дедушкам о способах защиты в интернет-пространстве. Такая коммуникация
формирует на ином, более качественном уровне отношения в семье в условиях,
когда цифровизация затрагивает и современное детство. Также школьники смогут
примерить на себя профессию специалиста информационной безопасности — она
держится в топе самых востребованных специальностей последние несколько лет», —
комментирует Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для
цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».
«По данным нашего опроса*, больше трети
школьников (37%) хотели бы работать в сфере информационных технологий. Проект
“Урок цифры” — это отличная возможность рассказать детям о тех возможностях,
которые открываются для них в IT в целом и в информационной безопасности в частности,
— отмечает Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского»
по детской онлайн-безопасности. — При этом мы не забываем о том, что важно
обучать детей основам кибергигиены, чтобы они могли пользоваться современными
технологиями и быть уверенными в собственной цифровой безопасности».
Об «Уроке цифры»
«Урок цифры» — это всероссийский
образовательный проект, позволяющий учащимся получать знания от ведущих
технологических компаний и развивать навыки и компетенции цифровой экономики.
Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой
экономики». Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы
в виде увлекательных онлайн-игр для трёх возрастных групп — учащихся младшей,
средней и старшей школы. В любое время на сайте проекта доступны уроки по
большим данным, сетям и облачным технологиям, персональным помощникам и
безопасному поведению в интернете.
Инициаторы «Урока цифры» — АНО «Цифровая
экономика» и компании, которые являются лидерами цифровой трансформации, при
поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства цифрового
развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Задачами проекта
являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация:
уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с
компьютерными технологиями и программированием. Партнёрами проекта в 2021/22
учебном году выступают «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд
Сбербанка «Вклад в будущее», компании Яндекс, «1С», VK, Росатом. В прошлом
учебном году в «Уроке цифры» приняли участие больше половины российских
школьников. За три года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным
на сайте проекта, почти 45 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в
2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке
Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из более чем ста стран прошли
тренажёры от ведущих российских компаний цифровой экономики; дети, родители и
учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, почти 11 миллионов
раз.
* Опрос проведён компанией OMI (Online Market
Intelligence) по заказу «Лаборатории Касперского» в январе 2021 года. В России
в нём приняли участие 505 человек.
Во всероссийской обучающей программе «Урок цифры» 2021-2022 стартовал третий обучающий урок сезона. В этот раз ребята будут изучать тему «Исследование кибератак».
- «Урок цифры-2022» по кибербезопасности
- Где найти ответы к «Уроку цифры 2022» по теме кибербезопасности
«Урок цифры-2022» по кибербезопасности
«С 17 января по 6 февраля 2022 года попробуй себя в роли кибердетектива, который помогает исследовать необычный киберинцидент. Узнай, как необновленное программное обеспечение и невнимательность к письмам в электронной почте становятся лазейкой для хакерской атаки. К сегодняшнему дню уже более 376 тысяч прохождений. Пора и тебе присоединится и испытать свои силы».
«Урок цифры» предлагает погрузиться в увлекательную визуальную новеллу-комикс, сюжет которой строится вокруг исследования кибератаки, совершенной на банк. Сюжет истории основан на реальных событиях, которые происходили в разных странах мира. Главный герой — кибердетектив Мидори Кума помогает исследовать случившийся инцидент. Попутно он рассказывает про работу специалистов по информационной безопасности, учит отличать фишинговые письма от обычных, объясняет, почему важно обновлять программное обеспечение.
Где найти ответы к «Уроку цифры 2022» по теме кибербезопасности
Всероссийские интерактивные уроки представляют собой комикс, сюжет которого строится вокруг исследования кибератаки в финансовом секторе. С помощью специальных тренажёров, разработанных вместе с экспертами «Лаборатории Касперского», российские школьники познакомятся с некоторыми терминами из области информационной безопасности, узнают о том, какой ущерб могут нанести вредоносные программы, почему необходимо обновлять операционную систему и приложения, научатся распознавать фишинговые письма. Задания различаются для учеников младших, средних и старших классов. Подробности доступны на сайте https://урокцифры.рф
Многие родители задаются вопросом: зачем это моему ребенку, и когда можно узнать ответы? Основная идея и цель урока заключаются в формировании у ребенка представлений о мире киберугроз, масштабе наносимого ими ущерба отдельным пользователям, компаниям и целым странам. А также показывает, как специалисты по информационной безопасности помогают исследовать такие кибератаки.
Урок выполняет просветительскую задачу, способствует развитию цифровых навыков и помогает раннему профессиональному самоопределению ребенка. Кроме того, школьник познакомится с некоторыми правилами цифровой безопасности, которые сможет применить в жизни.
Урок разработан для школьников 1–11 классов. Родители могут помочь своему ребенку в прохождении урока в домашних условиях. Создатели разработали рекомендации родителям для самостоятельного прохождения урока.
После выполнения заданий тренажера ваш ребенок может получить сертификат о прохождении урока!