школьный Урок проект эффективная коммуникационная технология

Управление образования и молодежной политики

администрация Лысковского муниципального района

г. Лысково Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №5 г. Лысково Нижегородской области

методическая разработка занятия с активом

«25 лет вместе – нам всё интересно!»

/посвященная 25-летию Союза Пионерских Организаций Нижегородской области/

МБОУ средней школы№5

Лобачева Анна Сергеевна

Стаж работы – 6 лет

Актуальность данной игровой программы в том, что детям предоставляется возможность узнать что-то новое из истории детского движения, чего они еще не знали.

Форма проведения: игровая программа

Цель и задачи:

Познакомить ребят с историей детского движения

Сплочение детского коллектива

Развитие коммуникативных и творческих способностей детей

Возраст участников, условия осуществления:

Занятие рассчитано для ребят в возрасте 11-13 лет

Помещение для проведения занятия: классная комната

Материально – техническое обеспечение

Оборудование: доска, столы, стулья (по количеству участников), ручки, маркеры, клеенка для изготовления игрового поля, компьютер, проектор, бейджи.

Упражнение «Карлсон сказал»

Настрой на занятие

Изготовление игрового поля

Проведение игры «Ретсивт»

Подведение итогов. Анализ.

Организационный этап (10 минут)

– Добрый день, дорогие друзья ! Я рада вас видеть на нашем занятии и мне очень приятно находиться среди таких ярких и дружелюбных людей, как вы. Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам небного взбодриться.

(Участники группы садятся или встают по кругу.)

– Мы будем выполнять различные движения, действия (поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами: «Карлсон сказал». Например, если я говорю: «Карлсон сказал: поднимите правую руку», то вы сделаете это, если же я скажу: «Поднимите правую руку» – то это действие совершать не надо. Сделавшие ошибку, покидают круг.

(проигрываем несколько раз)

Основной этап (30 минут)

– Как вы знаете, 2016 год – год русского кино. Но так, же для нас значим этот год тем, что 15 января 2016 года исполнилось 25 лет Союзу пионерских организаций Нижегородской области, а так же, 25 лет областному конкурсу вожатского мастерства «Вожатый года».

– Сейчас я хочу, узнать знаете ли вы историю детского движения. Все внимание на экран (в это время на экране презентация). Приложение №1

Молодцы. Продолжаем дальше.

У меня есть несколько предметов, попробуем использовать их с пользой (кубик, клеёнка, ваши квадраты)

Что можно сделать из квадратов?

(Раздаю шаблоны. Участники вырезают круг.)

С чем у вас ассоциируются эти три цвета: красный , жёлты, зелёный?

Предлагаю придумать игру, используя эти три цвета.

Красный цвет – СТОЙ! (стоят на месте)

ЖЕЛТЫЙ – ЖДИ! (хлопают в ладоши)

А ЗЕЛЁНЫЙ – ПРОХОДИ! (топают ногами)

(проигрываем 2-3 раза)

Теперь предлагаю вам приклеить круги на наше поле.

(Участники приклеивают круги на поле хаотично.)

Какую игру это вам напоминает наше поле?

Дети отвечают: (ТВИСТЕР)

А это будет ретсивт по – нашему.

У любой игры есть свои правила. Наша не исключение.

Правила нашей игры.

У меня в руках вы видите кубик с этими цветами, подкидывая кубик, выпадает цвет. И вы располагаетесь на поле в соответствии с выпавшей позицией, например красный цвет левая нога, правая рука, но перед тем как занять исходную позицию вам необходимо ответить на вопрос.

Каждый цвет означает тему:

Красный – история детского движения (приложение 2)

Желтый – 25 лет Союз пионерских Нижегородской области (приложение 3)

Зеленый – районный Союз детских общественных объединений «Росток» (приложение 4)

Вы мучаетесь вопросом, ЗАЧЕМ НА НАШЕМ ПОЛЕ СИНИЙ ЦВЕТ? Все очень просто, За каждый не правильный ответ вы занимаете туже позицию, только на синем цвете.

Ну что же, начнем!

Кидает кубик для первого участника (и так для каждого участника).

(Игра проходит минут 5-7)

Заключительный этап (5 минут)

– Сегодня мы с вами при помощи викторины и познавательно-развлекательной игры «Ретсивт» узнали много нового интересного и полезного о истории детского движения. А также, научились из под ручных материалов сделать полезную игру. И теперь давайте подведем итог:

Красный – возьму на заметку

Желтый – сыграю с друзья

Зеленый – спасибо

Нашу встречу мне бы хотелось завершить такими словами:

1. В каком году была организована Всесоюзная пионерская организация? (19 мая 1922)

3. Как называлась первая газета пионеров Советского Союза, в каком году вышел ее первый номер? «Пионерская правда»  6 марта 1925 г вышел первый номер.

4. В каком году, где был открыт и как назывался всесоюзный пионерский лагерь? «Артек» Лагерь был открыт 16 июня 1925 года.

5. О чем символизируют три конца красного пионерского галстука? Три конца пионерского галстука символизируют неразрывную связь трех поколений: комсомольцев, пионеров и коммунистов.

6. Как называлась клятва юных пионеров? Пионерская клятва

1. Дата создания общественной организации СПО Нижегородской области? (15 января 1991г)

2. Символы, атрибуты и традиции СПО Нижегородской области?

Пионер  – слово – символ. Пионер – это тот, кто бескорыстно помогает людям, родной Природе, Отечеству, кто стремится делать добрые дела, кто открывает хорошее в людях, себя для людей и людей для себя.

“Цветик – семицветик” – эмблема организации. Семь цветов радуги. Семь лепестков и цветов “Семицветика” означают единство и дружбу всех, кто входит в Союз, невзирая на возраст, национальность, вероисповедание, разные интересы.

Знамя – символ объединения. У “Союза пионерских организаций” – Красное знамя с “Цветиком – Семицветиком” в центре полотнища.

Красный галстук –  символ храбрости, великодушия, мужества, дружбы трёх поколений.

Пионерский салют – символ приветствия. Готовность к творчеству, труду, помощи тем, кто в ней нуждается.

Игрушка “Утенок” – символ Союза. ” У нас всё получится”.

Барабан, горн – атрибуты “Союза пионерских организаций”.

3. Назовите несколько традиционных дел Союза пионерских организаций Нижегородской области (участие в международном фестивале “Детство без границ”;19 мая – день рождение пионерских и детских организаций; областной конкурс старших вожатых и вожатских отрядов Нижегородской области “Вожатый года”;)

4. Что означает эмблема СПО НО Цветик – семицветик?

5. Кто является председателем СПО НО? (Амосов Вячеслав Александрович)

6. Девиз СПО НО: «За Родину, Добро и Справедливость! Будь готов! Всегда готов!»

1. В каком году был основан РСДОО «Росток»? 1993 год

2. Какого цвета галстук у членов Союза «Росток»? зеленый галстук с красной каемкой

3. В каком году создан вожатский отряд «Надежда»? 1982 году

4. Кто был первым вожатым в Лысковоском районе? Нина Вагзина

5. Кто является председателем РСДОО «Росток»? Ефимова Ирина Вячеславовна

«Хочу быть лидером!», выпуск 1, Нижний Новгород 2000г.

«Хочу быть лидером!», выпуск 2, Нижний Новгород 2003г

«Время жить в России», выпуск 8 , Нижний Новгород 2015г.

Лебедев Д. Н. Штрихи к портрету пионера 90-х годов и его организации. – Орел, 1994.

Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Социокинетика: Лидерство в детском движении: время и ценности. М., 2004.

Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Социокинетика. Стратегия и тактика детского движения нового века. – М., 2003.

Трухачева Т. В., Кирпичник А. Г. Детское движение, словарь – справочник. – М., 2005.

Сценарий Учебы детского актива “Школа лидерских технологий””

методист МОУ ДО ДТДиМ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Мероприятие “Учеба детского актива “Школа лидерских технологий” призвано формировать у подростков понятие «лидер», развивать навыки самостоятельного, ответственного поведения, формировать навыки и умения работать в команде и развивать творческий потенциал обучающихся.

Сценарий Учебы «Школа лидерских технологий»

Разработала и провела:

Пашицына В. В. – методист МОУ ДОД «ГДТДиМ»

Дата проведения: 10 декабря 2014 года

Место проведения: МОУ ДОД «ГДТДиМ»

Участники: обучающиеся 8-10 классов ОУ города

Цель: создание психолого -педагогических условий, при которых подросток сможет раскрыться, найти путь к самопознанию, саморазвитию, самореализации.

формировать у подростков понятие «лидер»;

развивать навыки самостоятельного, ответственного поведения;

формировать навыки и умения работать в команде;

Педагог: Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать на занятии, тема которого «Школа лидерских технологий», но прежде чем мы с вами приступим к определению лидерства, нам нужно с вами познакомиться, а сделаем мы это с помощью игры «Я хочу знать».

Все становятся в круг. Начинает игру ведущий: “Я хочу знать, как тебя зовут?” и бросает мяч тому, у кого он спрашивает. Ребенок ловит мяч и говорит: “Саша” и возвращает мяч ведущему. Затем ребенок продолжает: «Я хочу знать, как тебя зовут» и бросает мяч другому ребенку. Нужно дать каждому ребенку возможность поучаствовать в игре. Когда все дети познакомятся, ведущий снова берет мяч и говорит: “Я хочу знать, сколько тебе лет” и бросает мяч ребенку, который отвечает и возвращает мяч ведущему. Следующему ребенку задает вопрос: «Я хочу знать, в какой ты учишься школе».

После того, как дети хорошо поймут правила игры, они могут начать играть друг с другом, задавая подобные вопросы и отвечая на них. Если дети теряются, какой вопрос задать друг другу, ведущий сам продолжает играть с детьми. Вопросы могут быть самыми разными, но направлены на то, чтобы поближе познакомиться, побольше узнать друг о друге.

Примерные вопросы: «Я хочу знать, в каком ты учишься классе», «Я хочу знать, есть ли в нашей группе твоя (твой) подруга (друг)», «Я хочу знать, любишь ли ты петь», «Я хочу знать, кем ты хочешь стать в будущем» и т.д.

Проходит игра на знакомство «Я хочу знать»

Деление участников на команды.

Педагог: Для более продуктивной работы вам необходимо разделиться на 2 команды. Мы это сделаем с помощью методики «Паззл». Я сейчас раздам вам фрагменты фотографии популярных российских исполнителей. Те, кто соберут свою фотографию, и будут составлять группу.

Собирают фотографии, рассаживаются по командам.

А сейчас предлагаю вам придумать название команды и девиз. На это вам отводится 2 минуты.

Погружение в тематику Учебы

Педагог: Позвольте зачитать вам два четверостишья:

Мы мерцаем своими талантами

Но чтоб были дела все успешными

Нужен тот, кто нас ввысь вознесет

Кто нас всех соберет и поможет

Конечно, все вы догадались, что в них речь идет о лидере. А что для вас означает понятие «лидер»? Какого человека мы можем назвать лидером? Какими качествами обязательно должен обладать лидер?

Задание: Сейчас каждый из вас напишет в течение 1 минуты несколько качеств, которые, по вашему мнению, характеризуют личность лидера.

Теперь у себя в группах вы обсудите и выберете 7 самых главных качеств, характеризующих лидера, и представите свое мнение остальным участникам.

Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные качества:

– умение взаимодействовать с командой.

Этому человеку не свойственно быть пессимистом, он всегда знает выход из любой ситуации. Он идет первым и ведет за собой остальных, преодолевая все преграды, которые встречаются на его пути.

В переводе с английского языка «»() – вести, руководить.

«Словарь иностранных слов» дает такое толкование этому понятию:

ЛИДЕР – тот, кто идет первым, занимает ведущее положение в какой-либо работе.

ЛИДЕР – ведущий, руководитель, идущий впереди; человек, пользующийся авторитетом и уважением.

ЛИДЕР — тип руководителя, который: умеет общаться с людьми;способен оценить потенциал каждого человека и заинтересовать его в полном использовании этого потенциала.

ЛИДЕР — член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Акцентуация практической значимости для обучающихся

Задание: напишите все пространства для самореализации детей-лидеров в образовательном учреждении.

Деловая игра «Лидер»

Педагог: Сегодня мы попробуем с вами открыть дверь в понятие «Лидерство».

Для этого в течение мероприятия вам нужно получить несколько ключей от этой двери. Ключи символизируют основные качества современного лидера: умение взаимодействовать с командой, активность, ответственность, организованность, инициативность.

Сейчас вам предстоит поочередно выполнить ряд заданий, за каждое из которых вы получите по ключу. В условиях школы вы можете организовать подобное мероприятие в форме игры по станциям.

Итак, первый ключ, который вам необходимо получить называется «Умение взаимодействовать с командой».

Ключ «Умение взаимодействовать с командой»

Лидер умеет создать команду. Понятие лидерства держится на трех китах:

ЛИДЕР- КОМАНДА- ДЕЛО, что составляет единое трио.

От лидера зависит главное — создание хорошей команды.

Задание: Командный конкурс «Живой кроссворд»

Конкурс на сообразительность и командное взаимодействие.

Ведущий приглашает по 7 человек в каждую команду.  Каждой команде выдается набор табличек с буквами (Я, А, Р, Ы, Ш, Н, Б). Каждому участнику каждой команды достается своя табличка с буквой. Ведущий загадывает слово, которое участникам необходимо выстроить из этих букв, встав в определенном порядке.

Каждая буква закреплена за конкретным человеком. Меняться табличками с буквами нельзя.

Не обязательно, чтобы все буквы участвовали в создании слова. Те, кто не участвуют в слове, отводят таблички с буквой за спину.

Участникам команд во время выполнения заданий нельзя общаться друг с другом с помощью слов.

Когда участники команды считают, что задание выполнено и слово собрано, они поднимают таблички вверх над головой.

Команды  выполняют задания одновременно. Какая команда чаще выполняла задание первой — та и побеждает.

1. Обращение к девочке подростку в царской России (Барышня)

2. Сауна по-русски (Баня)

3. Чем играют в боулинг (Шар)

4. Водится в водоемах (Рыба)

5. Внимание, сложный вопрос! Бар наоборот (Раб)

Лидер должен уметь брать на себя ответственность, потому что он, ведя за собой группу, отвечает не только за себя, но и за каждого участника группы, и за реализацию того дела, которое выполняет группа.

Цель: Осознание своего места в коллективе, анализ стратегий поведения лидера, ведомого.

Проведение: Упражнение выполняется в командах. Участники становятся в колонны, при этом необходимо держаться друг за друга, то есть положить руки на плечи или талию человеку, стоящему впереди. После этого все, кроме первых, закрывают глаза. Важные правила: упражнение выполняется молча; глаза открыты только у первых участников. Когда все готовы, «гусеницы» начинают движение. Через одну минуту ведущий дает команду о смене первого участника. Колонна останавливается, и тот, кто был впереди гусеницы, переходит в конец, а тот, кто становится первым, открывает глаза и продолжает вести «гусеницу». Таким образом смена ведущего происходит до тех пор, пока все не побывают в роли первого участника.

В конце упражнения проводится рефлексия.

В рефлексии нужно обратить внимание на следующие моменты:

1. В какой позиции было комфортно, а в какой дискомфортно: в начале «гусеницы», в середине, в конце.

2. Какие стратегии использовали участники, находясь в разных позициях.

3. Комфортно ли было выполнять упражнение молча и с закрытыми глазами.

Помещение, где проводится упражнение, должно быть достаточно просторным. В пустом пространстве расставляются в хаотичном порядке, как препятствия, несколько стульев. Участники разбиваются на тройки, становятся в шеренгу друг за другом, держась за талию впереди стоящего. У нас получилось несколько “паровозиков”. Последний – паровоз, двое других – вагончики. Глаза открыты только у последнего участника. Он едет и управляет движением паровоза, следит за тем, чтобы поезд не врезался в препятствие. Делает он это, поворачивая за талию среднего участника: влево-поезд поворачивает налево, вправо – направо. Участник, стоящий посередине, не проявляя своей инициативы, только передает паровозу указания последнего. А первый следит за руководством среднего и следует по указанному маршруту. Дать возможность побывать каждому участнику во всех трех позициях.

Лидер должен быть не только хорошо подготовленной и высокообразованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия.

Упражнение «Оратор на 15 секунд»

Цель: Развитие креативности, умения ярко представить себя за максимально короткое время.

Проведение: Каждому участнику предоставляется по 15 секунд на импровизированной сцене. За это время необходимо себя представить, заявить о себе так, чтобы все запомнили. Можно петь, танцевать, показать акробатический номер, что-нибудь рассказать, красиво помолчать. В то время, когда участник себя представляет, все внимательно слушают, а по истечении 15 секунд начинают аплодировать. Ведущий следит за временем, и только по его команде, через 15 секунд, группа аплодирует, даже если человек еще не закончил свое представление или наоборот, успел за 5 – 10 секунд. В конце упражнения проводится рефлексия.

В рефлексии обратить внимание на следующие моменты:

1. Как участники себя чувствовали на сцене, приятны ли были аплодисменты.

2. Легко ли было о себе заявить.

3. Что чувствовали, когда их прерывали по истечении 15 секунд или, наоборот, оставалось время.

4. Какие выступления запомнилось больше всего.

Лидер должен стремиться стать профессионалом в любой деятельности, которой ему приходится заниматься. Он должен уметь видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям, и способствовать решению существующих проблем, проявляя инициативу в их решении.

Задание: Определить молодежные проблемы, которые существуют в школе с помощью метода «Мозговой штурм».

Постараться найти причины их возникновения и возможные пути их решения с помощью методики «Паутина проблем»

Цель: Анализ имеющейся проблемы. Поиск путей выхода из проблемной ситуации.

Необходимые материалы: Листы ватмана, наборы маркеров на каждую команду.

Проведение: Команда выбирает проблему, с которой она будет работать в дальнейшем.

Данная проблема выписывается в центре ватмана. Затем необходимо спросить «почему». Почему данная проблема существует? Все найденные причины выписываются вокруг проблемы и соединяются с ней стрелочками. По поводу каждой причины необходимо опять спросить «почему». Смысл заключается в том, чтобы на каждую появляющуюся на листе надпись задавался вопрос «почему». Продолжать цепочку причин необходимо до тех пор, пока не появятся такие причины, с которыми ребята могут справиться сами. Задание выполняется в течение 30-40 минут. По истечении времени каждая команда представляет свою «паутину проблемы» и предлагает пути решения данной проблемы, рассмотрев ее с разных ракурсов.

Для лидера очень важно владеть технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой планов деятельности, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

Задание: Вспомните и назовите основные этапы подготовки любого дела в классе, в школе. Чтобы вам легче было выполнять это задание, давайте представим, что вашей инициативной группе заместитель директора по воспитательной работе поручила организовать и провести новогоднюю дискотеку для старшеклассников.

Получение задания, определение цели и задач проводимого дела;

Обеспечение работы (условия, средства, исполнители);

Планирование работы (творческой группы, инициативной группы, совета дела) и распределение обязанностей;

Оперативное руководство подготовкой, координация действий;

Анализ и подведение итогов проделанной работы.

Педагог: Ребята, вы сегодня очень плодотворно поработали. В течение всего мероприятия вы доказывали, что вы на самом деле являетесь лидерами своих учебных заведений. Вы активны, инициативны, общительны, обладаете большим потенциалом творчества, готовы вести за собой окружающих на участие в значимых делах. Вы заработали ключи к двери «Лидерство» и без труда открыли ее.

Надеемся, что в своих школах вы поможете открыть эту «дверь» активистам органов ученического самоуправления, проведя эту деловую игру для них на Учебе актива.

В заключении сегодняшнего мероприятия, мне хотелось бы узнать ваше мнение о нем. Представьте, что Учеба актива – это посещение ресторана, а я – его директор, и прошу вас ответить на несколько вопросов:

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/430416-scenarij-ucheby-detskogo-aktiva-shkola-liders

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Администрация Московского района города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Московского района»

(МБУ ДО «ЦДТ Московского района»)

Коминтерна ул., д. 20 А, г. Нижний Новгород, 603014

л/с 0040754771 в УФК МФ РФ в г. Н.Новгороде

ОКПО 57843379, ОГРН 1025202838650, КПП 525901001

Занятие школы актива «Технология эффективного общения»

детского и молодежного общественного движения

Московского района «Бумеранг» в рамках проведения школы актива «Аист»

: Григорьев Никита Андреевичпедагог-организатор,руководитель РДОО «Апельсин»МБОУ «Школа № 118 с углубленнымизучением отдельных предметов»

повышение коммуникативной компетенции обучающихся

— раскрытие понятия «общение»;

— познакомить с основными видами общения;

— формирование основных навыков эффективного общения;

— определить личные качества, важные для общения;

: Актив детского объединения

: памятки по упражнениям

Расположите себя мысленно на ступеньку лестницы. Самая первая – полный профан, верхняя – асс коммуникации. Думаю, немногие из вас поставили  себя на самую верхнюю ступеньку.

Да в наш век современных средств связи и коммуникаций остро стоит проблема умения общаться, как у детей, так и у взрослых.  Игры и упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну “лычку”! Теперь он у меня сержант.

Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась – сил совсем нет.

А: Вот я и говорю, может быть теперь ему отпуск дадут.

Б: Да, отпуск – это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.

Можно выделить следующие виды слушания:

Умение молчать и не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. В процессе слушания может быть выражены понимание, одобрение, поддержка. Ответы минимальные: наклон головы, реплики: «ДА, да», «понимаю», «приятно это слышать»

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

Объективная обратная связь с говорящим. Используется с целью помочь говорящему выразить свои проблемы. Используют приемы:

: Обращение к говорящему за уточнением.

В процессе общения внимание фокусируется на сообщение, а не на личности говорящего.

: значит сформулировать ту же мысль, но иначе. Используются фразы:

– Как я понял вас.

При перефразирование нас интересует смысл и идеи, а не чувство собеседника. Если его понимают не правильно, то вносится своевременно изменения в сообщение.

. Акцент делается не на содержание сообщения, а на отражение чувств говорящего и его эмоциональное состояние. Мы показываем говорящему, что понимаем его состояние.

Резюмирующие ответы обобщают идеи и чувства говорящего. В резюме используют формулировки собеседника и добавляют свое видение. Фразы:

Когда мы проговариваем или кто-то нашу фразу проговорил, мы на проблему начинаем смотреть иначе. В человеческом контакте мы пытаемся выглядеть умными. Не надо этого делать.

Внимательно слушайте, повторяйте в диалоге его фразы, пусть он повторит свою проблему, дайте возможность собеседнику почувствовать себя комфортно.

У собеседника начнут рождаться свои выводы, решения, свой путь поиска.

Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для раздражений.

Слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза и все время поддакивайте.

Задавайте вопросы и постоянно уточняйте. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.

Всегда выслушивайте собеседника до конца. Слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, — это не только знак внимания к нему,  но и наша профессиональная обязанность.

Чтобы люди лучше чувствовали и понимали друг друга, не менее важны и другие способы общения: мимика, жесты, позы и т. п. У вас на столах представлена таблица значений некоторых из них.

Используя технику слушания  вы,  разбившись в группах на пары, подробно  расскажите друг другу, как у вас прошел день ( с утра и до сегодняшнего момента).

(На это 6 минут)

Что вы чувствовали во время разговора, какие трудности испытывали?

Упражнение формирует способность слушать и слышать друг друга, лучше понимать другого человека и воспринимать то, что он говорит.

Возьмите интервью друг у друга по памятке.

Памятка для интервью

А сейчас в пункте И. Ф. О. вы уточните профессию, или род занятия . Это может быть вымысел, ваша мечта, даже самая невероятная ( президент, космонавт и т.д.)

Когда вы отработали в парах интервью, в группе вы представляете друг друга, выступая в роли  телеведущего, который должен познакомить зрителей со своим героем.

Какие чувства, ощущение вы испытывали  в роли героя передачи и в роли телеведущего. В какой роли комфортнее и почему?  Обсудите и обобщите мнение всей группы и делегируйте одного для озвучивания.

Притча: «Как важно правильно слушать».

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

А теперь попробуйте выразить свое отношение друг другу в парах и в группе при помощи невербальных методов (жесты, позы и т.д.)

На этом наше занятие подошло к концу. Вместе с вами мы выяснили, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Сделали выводы о том, как же важно научиться общаться с друг другом и как сделать это правильно, ведь результат нашего общения может зависеть от каждой незначительной на первый взгляд мелочи.

Подведение итогов занятия. В результате были отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков. Полученные в процессе занятия навыки используются подростками в повседневной жизни. Используемая для диагностики методика «Лестница коммуникативного мастерства» показала положительную динамику изменения самооценки подростков. Многие ребята стали более открытыми в общении, достаточно легко идут на контакт, сами активно пытаются завязать новые знакомства, и большинству это удается. Те, кто в начале занятия были зажаты, боялись проявить себя, в конце стали смелее проявлять свою индивидуальность.

Учеба актива старшеклассников “Мы – команда”

Занятие для активистов органов ученического самоуправления в образовательной организации, направленное на выработку умений работы в команде и ее сплочение

Учеба актива старшеклассников «Мы – команда»

Цель:создание условий дляформирования коммуникативной компетенции старшеклассников

формировать представления обучающихся об идеальной команде, ее признаках;

раскрыть личностный потенциал участников;

обучить активистов ОУС упражнениям и играм, способствующим укреплению дружеских взаимоотношений в классном коллективе.

Участники: подростки 13-16 лет, обучающиеся общеобразовательных учреждений города.

Оборудование и материалы:

Воздушные шары (по количеству команд);

Веревка 6-8 м;

Электронная папка с материалами Учёбы для участников.

Ведущая:Добрый день! Рада приветствовать вас в Городском Дворце творчества детей и молодежи. Тема нашей Учебы: «Мы – команда».

Для начала предлагаю участникам познакомиться друг с другом.

Упражнение «Бегущие огоньки»

Цель – подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку.

Давайте представим, что мы – единая гирлянда, в которой есть бегущие огоньки, нужно зажечь свой огонек, для этого необходимо сказать свое имя по кругу.

Теперь познакомимся еще ближе с помощью клубочка.

Первый участник держит в руках клубочек, называет свое имя, школу, класс и свое увлечение. Затем он передает клубок другому члену группы, тот повторяет имя предшествующего участника, называет свое и называет свое увлечение. В итоге все члены группы оказываются связанными одной нитью.

Ведущая:Сейчас вы все оказались в одной связке. Можно вас считать командой? (Ответы детей).

А класс, в котором вы обучаетесь, можно назвать командой? (Ответы детей).

Тогда в свете всего вышесказанного давайте попробуем сформулировать основные признаки команды.

Основные признаки команды:

Личные неформальные взаимоотношения

Взаимодополняющий (по профессиональным и психологическим характеристикам) состав группы

Участие всех членов команды в выработке решений

Чётко выраженный лидер

Какова же идеальная команда?

Командой называют группу людей, объединенных общей целью, работающих над единой задачей.

Бывают команды, постоянно работающие вместе, и команды временные, созданные для выполнения какой-то конкретной задачи.

Задание:приведите примеры постоянных и временных команд в вашем ОУ, классе.

Пять принципов работы в команде:

ощущение общности и доверия вместо одиночества и отчуждения

сотрудничество вместо конкуренции

работа на общий результат вместо индивидуализма

творчество вместо стереотипных действий

конструктивная самореализация вместо “борьбы за выживание”

Основная цель руководителя ОУС в классе, в ОУ при помощи педагогов – создать такую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника команды (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед.

Создать такие условия в команде помогаюткомандообразующие мероприятия.

Их цель – поддерживать командный дух, способствовать сплочению коллектива, закреплять на практике знания, необходимые для успешной работы в команде, поднимать эмоциональный фон участников команды.

Они являются мощным инструментом для формирования команды и поддержания корпоративной культуры.

Программа командообразующего мероприятия может сочетать самые разные элементы, что часто позволяет совместить корпоративный отдых и командообразование.

Задание:приведите примеры мероприятий, проводимых в вашем классе, которые можно отнести к категории командообразующих.

Представленные на сегодняшней Учебе игры и упражнения позволят добиться поставленных целей по формированию сплоченной команды, доверительных отношений в ней.

Начнем нашу работу с упражнения «Времена года».

Упражнение «Времена года»

Цель – активизация участников группы, повышение сплоченности группы, разделение учащихся на группы (по дням рождения).

Инструкция: Задача без слов объединиться по группам, по времени года своего рождения. Итак, должно получиться 4 группы: те, кто родился летом, весной, осенью и зимой. Использовать только невербальные способы.

Таким образом, мы разделились с вами на 4 команды, в которых вам предстоит работать до конца мероприятия.

Сейчас предлагаю вам создать имидж своей команды, используя подручные средства и материалы.

Имидж команды — это тот образ себя, который она формирует у других. То есть, имидж команды — это ее миф, предполагающий наличие определенного символизма, в котором будет “зашифрована” информация о команде.

Обучающиеся выполняют задания.

Идеальная команда – единое целое. Существует ряд специальных приемов, с помощью которых можно целенаправленно формировать энергию единства.

Задание:придумать ритуалы, девизы, слоганы, кричалки, отличающие данную команду.

Давайте договоримся, что в процессе дальнейшей работы команды будут использовать эти приемы энергии единства. Например, после победы по итогам игры или удачно выполненного упражнения.

Упражнения и игры на командообразование.

«Ковчег» Игра развивает чувство сплоченности и ближе знакомит участников. Используется в разминочных целях.

Нужен большой лист бумаги, например газета, который расстилают на полу. Команда участников должна простоять на бумаге 5 секунд, не касаясь земли за ее пределами и не произнося ни слова. Перед началом участникам можно пообсуждать стратегию размещения людей. Потом площадь бумаги уменьшают вдвое и все повторяется. Потом предлагают уменьшить площадь так, чтобы задача казалась невыполнимой. И снова пытаются устоять.

Цель – создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Все в кругу. По команде нужно молча, не переговариваясь друг с другом, встать определенным образом, как услышите, так, чтобы получилась фигура (треугольник, квадрат, круг).

Цель – развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности группы.

Инструкция:Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

Цель – выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива.

(Фраза «У меня отличное настроение!» вывешена на доске.)

Инструкция: Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться, кто – то будет пробелом, точкой и восклицательным знаком.

Итак, мы – буквы алфавита. Будем печатать предложение – У меня отличное настроение! Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название, а знаки, когда очередь дойдет до них, хлопают один раз в ладоши.

Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет, и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что, не договариваясь начинают последовательно произносить числа но кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

В этом упражнении запрещено разговаривать и обмениваться друг с другом знаками. Задача участников — скооперироваться и создать из своих тел огромные буквы.

Отставьте в сторону столы и стулья, чтобы освободить место.

Участники получают задание — они должны своими телами изобра­зить буквы, которые вместе составят слово из трех-четырех букв. Слово предлагает ведущий группы.

Не разговаривая и не обмениваясь знаками, все игроки образуют бук­вы предложенного слова — одну за другой, так чтобы слово можно было прочесть постепенно.

Когда группа справится с этим заданием, предложите ей сложить еще несколько слов, причем это надо делать как можно быстрее. Засекайте время, необходимое участникам для выполнения каждого задания.

«Работа в команде»

Это упражнение одновременно является ритуалом, игрой и экспериментом. Здесь должны быть задействованы все основополагающие качества для успешной работы в команде. Помимо коммуникации, взаи­мопонимания и взаимодействия от участников потребуется творческая энергия и интуиция.

Вам потребуется несколько воздушных шариков, которые надо пред­варительно надуть, а также достаточно большое помещение, чтобы участники могли свободно двигаться.

Попросите участников разбиться на группы по три или четыре чело­века.

Тройки равномерно распределяются по помещению, так чтобы не ме­шать друг другу двигаться, и берутся за руки. Каждая команда полу­чает воздушный шар.

Теперь их задача состоит в том, чтобы удерживать шар в воздухе, не помогая себе при этом руками (можно задействовать лишь плечи или локти). Дайте командам немного потренироваться. Пусть во время тре­нировки они попытаются удерживать шар в воздухе при помощи раз­ных частей тела.

После тренировки начинается сама игра: Вы называете ту часть тела, при помощи которой участники должны удерживать шар. Через 15-20 секунд вы называете другую часть тела (голову, колени, локти, нос, левое плечо, правая нога и т. д.).

Напоминайте игрокам, чтобы они удерживали шар в воздухе и в перерывах между Вашими командами. Когда Вы собираетесь закончить игру, дайте такую коман­ду: «А теперь удержите шар, не используя при этом никакие части тела!» Пока игроки сообразят, что это можно сделать, только дуя на шар, у всех он наверняка упадет и игра сама собой завершится.

«Квадрат» Простая на первый взгляд игра, которая оценивает эффективность взаимодействия участников. Поэтому ее лучше оставлять напоследок. Для игры потребуется веревка длиной 6-8 метров на 20-25 человек. Задача проста – за 5 минут выложить на земле квадрат с завязанными глазами и молча. Гораздо интереснее играть, если никто не подглядывает. Участники минут 10-15 обсуждают, как они будут это делать. Потом все становятся в круг, завязывают глаза и замолкают. Ведущий дает заранее определенному человеку веревку и далее наблюдает за действом, стараясь не смеяться. Участники сигнализируют ведущему о том, что они закончили выкладывать квадрат на земле, когда все присядут и коснутся квадрата. Только после этого по сигналу ведущего можно снимать повязки с глаз и смотреть, что получилось. Квадрат должен обладать достаточно прямыми углами, без разрывов и разница длины сторон не должна превышать 20 см. Это оговаривается заранее. Обычно дается одна-две попытки. С задачей справляются только 25% команд. Произнесенные звуки или попытка подсмотреть начинают игру заново.

Поскольку собравшиеся здесь ребята малознакомы, и времени, которое вы провели вместе недостаточно для создания команды и ее сплочения, мы не можем сейчас оценить эффективность командообразующих игр и упражнений, в которых вы сегодня участвовали, но будем надеяться, что они помогли вам познакомиться поближе и в некоторой степени подружиться. А в ваших классных коллективах, при условии их постоянного использования, они помогут вам сформировать и сплотить ту идеальную команду, о которой мы сегодня говорили.

А в конце нашей встречи хотелось бы узнать мнение о сегодняшней Учебе актива старшеклассников «Мы – команда». Прошу вас оставить свои отзывы о ней.

К. Фопель, Создание команды. Психологические игры и упражнения Перевод с немецкого. Москва «Генезис» 2003

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/120969-ucheba-aktiva-starsheklassnikov-mykomanda

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

Срок реализации программы: 1 год

Спичкова Наталья Викторовна

с. Верхнее Талызино, 2020г.

Неоценима роль лидера в жизни нашего общества. Сам процесс воспитания  лидера  довольно трудоемкий и сложный.

Лидер (от англ. leader— ведущий, первый, идущий впереди)— человек в какой-либо группе, пользующийся большим, признанным авторитетом,  способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он старается сделать все для достижения общей цели, положительно  влияет на активность окружающих, понимает интересы большинства членов сообщества, и именно с ним хочется посоветоваться в трудную минуту, а так же поделиться своей радостью. Он может и понять, и посочувствовать; всегда готов прийти на помощь, от лидера во многом зависит настроение и успех общего дела.

Детское общественное объединение можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть лидером, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат.

При совместной деятельности в коллективе особенно важно формировать культ лидера-созидателя, который действует в интересах дела, коллектива и всех его членов.

Многие кураторы детских объединений, наблюдая за неопытными и нерациональными действиями детей по организации коллективной и групповой деятельности, берут управленческие функции на себя, приучая тем самым своих воспитанников к иждивенчеству и пассивности. При планировании внеурочной работы учащиеся вносят лишь отдельные предложения, в заранее подготовленный план мероприятий школы, в связи, с чем дети не считают его своим и не проявляют активности при его реализации

Для того, чтобы сформировать у учащихся активную гражданскую и жизненную позицию, которая обеспечивает социальную адаптацию, полноценное развитие личности школьника – активиста необходимо создание базы для обучения детского актива. Это необходимо  для того, чтобы научить детей правильно вести диалоги, формировать навыки культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли, умения отстаивать свои убеждения.

Также необходимо отметить кризисные явления в жизни общества, которые порождают у некоторой части детей, стремление замкнуться в кругу  узколичных эгоистических интересов. Активность детей повышается лишь тогда, когда ребята вовлекаются в детское общественное объединение  и деятельность на уровне самоуправления.

В основу работы с активистами положены уроки лидерства с лучшими традициями и новыми технологиями воспитательной работы, предложенными московским профессором педагогики Щурковой Н. Е. Они  призваны восполнять дефицит общения детей во внеурочное время, учить работать всей группой, как командой, помогать ощутить себя единым коллективом.

Формирование позиции лидера — это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей с целью  превращения  их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально-значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.        Нам известно, что для того, чтобы направлять группу, необходим лидер.

Данная программа направлена на учебу ребят, избранных в Совет дела детского общественного объединения «ЮНИОР».

развитие лидерских качеств у детей в рамках действия органов самоуправления детского общественного объединения.

Программа рассчитана на один учебный год. Состоит из 9 занятий, каждое из которых рассчитано на 2 часа.

Участниками программы явдяются  дети  11-15 лет, заинтересованные  в активном и творческом проявлении своей личности. Программа способствует развитию личности ребенка, формированию у него навыков цивилизованного общения, проявлению и совершенствованию таких лидерских качеств, как  организованность, активность, самостоятельность, самообладание, инициативность, наблюдательность.

Программа дает детям знания и умения, направленные на познание другого человека, группы в целом, а также эффективное взаимодействие с ними, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций. Она помогает в саморазвитии через формирование ценностного отношения к себе и другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму.

Программа обучения актива детского общественного объединения «ЮНИОР» построена на разноплановой деятельности, взято несколько направлений. Основную роль в реализации программы играют КТД, которые основаны на заинтересованности каждого члена актива.

Программа обучения включает в себя подвижную, естественно отвечающую данному возрасту практику (творческие мастерские). В каждом из направлений есть традиционные дела, которые ребята сами должны выбирать, организовывать, быть инициаторами проводимых дел.

Программа осуществляется во взаимодействии с педагогами дополнительного образования. Теоретические занятия сочетаются с практической деятельностью. Такая организация обучения актива дает положительные результаты и способствует реальному видению проблем и путей их решения. Получив дополнительные знания, ребята могут результативнее организовывать свою деятельность. Обучение проводится по плану.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Игры на знакомство, на выявление лидерских качеств, на внимательность по отношению друг к другу; деловая игра, психологические игры, тренинги, творчески мастерские, тесты, мастер-класс.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИАГНОСТИКА)

Методики диагностики лидерских, коммуникационных и организационных качеств личности

Старшая вожатая, психолог школы.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

Комната детских инициатив, компьютерный класс, библиотека, спортивный зал.

Компьютер, ноутбук, Интернет,  принтер, проектор, экран, акустические колонки, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

Про урокцифры:  ПРИВАТНОСТЬ СЕТИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *