«Право и жизнь»
Баранова Е. Н., Дзюба Г. А.
Пригородная средняя школа
– познакомить учащихся с понятием «Право»;
– расширить кругозор учащихся по правовой тематике;
– способствовать осознанному выбору жизненных позиций учащихся;
Форма проведения: устный правовой журнал.
Оборудование: плакат, высказывание философа Сенеки, карточки с названиями страниц, магниты.
Ход классного часа
– что такое право? Виды права.
– построения здания «Правовой культуры»
2. Страница «Трудовое право»
– беседа с представителями различных профессий.
3. Страница «Уголовное право»
– беседа с правоохранительными органами.
4. Страница «Викторина»
1 страница. Правовая культура
Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность, что–то делать, осуществлять . Право человека- это то, что соответствует природе человека и что разрешено законом. Система право состоит из многих отраслей: государственное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, финансовое право, административное и уголовное право.
«Здание» правовой культуры
взгляды и убеждения.
С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитание личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс, он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.
Правовая культура человека – это основанное на политических и нравственных убеждениях единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважение к закону, активная правоохранительная деятельность, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважение к нему.
«Здание» правовой культуры строится постепенно. Сначала закладывается фундамент. Под влиянием окружающей жизни и в результате воспитания у нас появляются представления о том, что можно делать, а чего нельзя, о добре и зле, о простых, но таких необходимых правилах взаимоотношений между людьми.
Право существует для того, чтобы мы успешно трудились, счастливее жили, были защищены от произвола и насилия, чтобы мы ощущали себя гражданами страны, обладающими всеми правилами и свободами, обязанностями. Оно адресовано всем нам, и, следовательно, чем полнее и глубже наши правовые знания, тем богаче наша правовая культура, тем больше у нас возможностей занять активную жизненную позицию.
2 страница. Трудовое право.
Встреча за круглым столом с представителями учебных и трудовых коллективов, которые рассказывают учащимся о правах и обязанностях учащихся и рабочих.
3 страница. Уголовное право.
Встреча за круглым столом с представителями правоохранительных органов (ИДН, учитель право)
4 страница. Викторина.
Учащиеся на стикерах пишут свои мнения и пожелания о данном мероприятии. Наклеивают на крышу «здания» правовой культуры.
Классный час «Я и мои права»
Цели и задачиобобщить знания учащихся об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей детей;
– воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам;
– акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.
Эпиграф к уроку:
Как хорошо, что есть права!
Конвенция нас строго защищает.
И в ней важны нам все права,
Они великой силой обладают.
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров. У вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
II. Актуализация опорных знаний.
Что означают слова «права» и «обязанности»?
– система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Право – это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Что такое обязанность? Это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).
Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
В Конституции записаны права всех граждан.
-Давайте вспомним наши права:
Запомните: «Права предоставляются, а обязанности выполняются!»
III. Сообщение темы и целей занятия.
«Мои права и обязанности»
У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 7 минут.
1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;
2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;
3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;
5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7. Каждый ребёнок имеет право на дом;
8. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
9. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
10. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
11. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
12. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;
13. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
Проверка!У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
делай, пожалуйста, музыку потише! Еще не все ребята сделали уроки! Ты всем мешаешь!
Я имею право на отдых и досуг! Я хочу отдыхать с громкой музыкой.
– Кто здесь прав?
Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
-Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.
Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
-Разъясните Иванову его права и обязанности.
IV. Итог занятия.
1. Что такое право?2. Какие права есть у ребят?3. Достаточно ли прав у детей? 4. Какую роль играют права в жизни человека? 5. Можешь и ты добиться, чтобы твои права уважали? 6. Какие черты характера помогают человеку добиться уважения своих прав?7. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?8. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?
– Ребята, каждый человек на свете должен знать свои права. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
«Путешествие в страну прав и обязанностей»
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.
Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов “Вовка в тридевятом царстве”, «Чиполлино», “Нехочуха” или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
– Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой – что хочешь, то и делай.
(Слайд № 2 или отрывок из м/ф “Вовка в тридевятом царстве”)
– Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь – гуляй, хочешь – играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
– Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
– Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!
– А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. ( Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)
– Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!
– А в каком же государстве мы можем чувствовать себя ? (Ответы детей).
– Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.
– А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф “Нехочуха”)
– Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.
– Так что же такое и ? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
Права – это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.
– А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.
– Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях и выполнять их.
– Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь. Никто не имеет права лишить человека жизни.
– А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
– Главная ваша обязанность – охранять свою жизнь и здоровье.
– А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)
Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе
– А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.
Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
– Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.
Задание № 2. Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).
– Каждый из вас имеет право на семью. А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).
– Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей. А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует , который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.
Подведение итогов мероприятия. Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых , потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.
Приложение № 1
Картинки «Право на жизнь»
Картинки «Право на образование»
Приложение № 3
Картинки «Право на отдых»
Список использованных источников
Цели занятия: обобщить знания учащихся об основных правах ребенка, показать единство прав и обязанностей детей, воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам, акцентировать внимание детей на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей, развитие творческого потенциала учащихся, использование различных форм проверки знаний учащихся – индивидуальных, групповых.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, детские рисунки
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют? Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, путем международных переговоров. Во время этих переговоров взрослые мира решили разработать документ, чтобы защитить детей на планете Земля, они решили разработать такой документ, чтобы у всех детей были одинаковые права.
-Как же называется этот документ?
– Конвенция о правах ребенка.
– Конвенция – это международное соглашение. В нем говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии”.
– Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«Ежегодно 3,5 миллионов живут за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу».
Работа с пословицей
-Русская народная пословица гласит «Не строй церковь- пристрой сироту». Как вы понимаете эту пословицу?
Проблема сиротства остро стоит в России. Очень много детей находятся в детских домах без попечения родителей. Можно не построить церковь, а если мы попробуем приютить сироту, дадим ему образование, любовь, заботу, то это будет самое доброе дело.
-Ребята, сейчас мы попробуем собрать волшебный цветок, который помогает людям жить в мире и согласии.
-Посмотрите на этот рисунок, скажите, что изображено на нем.
На этом рис. изображен ученик в школе.
– Так какое право изображено.
1. Право на образование. А где получают образование?
-В школе, в вузах, колледжах, институтах.
2. Право на получение медицинской помощи.
Где мы получаем медицинскую помощь? Мед помощь мы получаем в больнице.
На этом рисунке что изображено и что написано?
Как вы думаете это, что за право?
3. Право на имя.
Как вы можете доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужое имя и фамилию?
Эти сведения записывают в специальный документ – свидетельство о рождении. Здесь же пишут дату рождения, где вы родились, и кто ваши родители. Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас.
Что изображено на данном рисунке. Я вижу детей за компьютером, телевизором. Как вы думаете, что за право?
4 . Право на получение информации. Это право на получении информации. А еще с каких источников вы получаете информацию?
Информацию мы получаем со страниц газет, журналов, телевизора, компьютера. Это замечательное право есть у каждого ребенка.
На этом рисунке кого вы видите?
– На рис. дети в национальной одежде. Как вы думаете, какое право изображено?
5. Право соблюдать свои традиции культуру, говорить на родном языке, проповедовать свою религию.
-Какую же религию проповедают калмыки, какие есть традиции?
-Мы проповедуем буддизм как религию, у нас есть традиционные калмыцкие праздники Цаган Сар, Зул.
-А еще на территории Калмыкии какую религию проповедают?
-Кто же проповедует христианство?
-Русские, а кто ислам?
– Что изображено здесь?
-Дети отдыхают. Как вы думаете, что, это за право?
6. Право на отдых, игры, досуг, на всестороннее развитие.
-А как вы понимаете право на всестороннее развитие?
-Дети могут заниматься в художественной, музыкальной школе, посещать спортивные секции.
– Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать. Они одинаково принадлежат всем людям, независимо от национальности. Права нельзя отобрать – никто не может лишить прав другого человека, ни по какой причине. Мы все рождаемся свободными и равными.
– Чтобы стать полноправным гражданином общества, нужно знать свои права.
– Итак, мы собрали волшебный цветок.
-А теперь скажите, как же называется наш цветок?
-Наш цветок называется конвенция о правах ребенка.
Вывод. У ребенка есть право:
– Право на жизнь, на имя при рождении, на медицинскую помощь, на образование и т. д.
Конкурс «Песня о правах ребенка».
– Я предлагаю вам сейчас воспользоваться своим правом на отдых.
-Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Эрдня: – Давайте поиграем в войну!
Эрдня: – Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Андрей, милиционером. А ты, Бова, будешь бандитом.
Бова:- А я не хочу.
Эрдня: – Чего не хочешь?
Бова: – Играть в войну.
Эрдня: – Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Бова: – Я не хочу.
Андрей: – Захочешь.
Бова: – Что же вы меня заставите?
Ведущий: – Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
А почему вы считаете , что Бова прав?
Ребенок сам должен решать играть ему или нет. Нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет. К сожалению, очень часто многие, зная свои права, пользуются ими только во благо своих интересов, не считаясь с другими. Например, вы любите слушать громкую музыку. Но если вы мешаете кому-то читать книгу, или рядом находится больной, то вы нарушаете права на отдых другого человека. Вы можете пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаете права других.
– Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
– Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка “Колобок”).
– Лиса говорит: “Колобок, колобок, я тебя съем!”
– Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
Рус. нар. сказка “Маша и Медведь”.
– Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?
– Медведь говорил: “Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить”.
– Как должна ответить Маша, защищая свои права?
(Не имеешь права лишать меня свободы)
– Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер?
– “Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению”.
«Лиса и Заяц»
– Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
– Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
«Золушка» Шарль Перо
– Назовите сказку. Кто знает автора? (“Золушка” Шарль Перро).
– Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
– Какую статью нарушала мачеха? (статью 31 и 32).
-Золушка: “Не имеете права лишать меня отдыха и досуга”.
Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”
– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
– Почему обижали маленького утенка?
– Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?
-Все рождены свободными и равные в правах.
– Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников.
Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
-О чем мы с вами говорили ?
-Мы говорили о правах ребенка.
– В каком документе прописаны права ребенка?
-В Конвенции о правах ребенка. Это документ призван защищать права ребенка . На пути к этой цели мы должны изменить мир. Начнем с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
– Для чего их нужно знать?
-Чтобы уметь защитить себя от произвола взрослых, чтобы пользоваться своими правами. Все дети должны быть уверены, что государство всегда будет заботиться и защищать их интересы, обеспечат всем без исключения право быть полноценным гражданином своей страны.
– Знать свои права очень полезно, это дает уверенность в себе.
Просмотр содержимого документа
«Классный час ” Я и мои права” »
Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области
специальное (коррекционное)образовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа-интернат VIII вида п. Матвеева Кургана
Ткаченко Людмила Анатольевна
Цель: – рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях. Задачи: 1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся.2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности. Ход классного часа:Организационный момент. Слово учителя. Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети – все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право – охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д. Цель нашего урока – рассмотреть ваши права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.«Каким образом?» – спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем – это город Прав. У меня есть билеты трёх цветов, вы сейчас возьмете по одному билету, и таким образом мы разделимся на три команды. Чтобы у нас не было конфликтов, давайте вспомним правила работы в группе:
-Умей выслушать каждого.
– Уважай своего товарища.
– Не согласен – предлагай.
У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 5 минут.
1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;
2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;
3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;
5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;
8. Каждый ребёнок имеет право на дом;
9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;
10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;
13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;
15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;
17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;
18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;
19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;
20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.
Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.
Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Итак, подведем итоги нашего сегодняшнего занятия.
Игра «Угадай, какой знак»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Посмотри на этот знак;
Человек поднял флаг,
Выражает свое мнение —
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают —
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Вот ребенок груз несет,
В детстве тяжкая работа
Этот черный человек
Пред белым преклоняется.
Быть над слабым господином
Другого за руку держать,
Не за цвет кожи уважать,
Под общим солнцем в мире жить,
Со всеми расами дружить –
Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность – пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь, что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.
«Я и права других людей»
Анкетирование. Каждый участник получает анкету с пятью вопросами, для ответа на них выбирает один из трёх предложенных вариантов и подсчитать количество набранных баллов. Анкета «Я и права других людей»1. Если я участвую в споре, то, как правило, стараюсь:а. понять другую точку зрения – 10 баллов;б. переубедить партнёра – 5 баллов.в. любой ценой одержать верх – 3 балла;2. Если я вижу, что кто-то старается учиться лучше других, то я испытываю
а. чувство зависти – 5 балла;б. чувство раздражения – 3 балла;в. желание учиться не хуже – 10 баллов.3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:а. мне всё равно – 5 баллов;б. соглашаюсь с ними – 3 балла;в. не согласен, т.к. голосовать необходимо – 10 баллов.4. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:а. не соглашаюсь – 5 баллов;б. мне всё равно – 10 баллов.в. соглашаюсь – 3 балла;5. Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:а. согласился – 3 балла;б. мне всё равно – 5 баллов;в. не согласился, т.к. война только разрушает – 10 баллов. Результаты анкеты.30-50 баллов: Вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей. Их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.21-29 баллов: Вы относитесь к людям, для которых главное – собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно, но не очень интересно.15-20 баллов: Вам необходимо пересмотреть своё отношение к правам других людей. Не уважая их, вы можете оттолкнуть от себя всех.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Во́пилова Светлана Геннадьевна, учитель
КОГОБУ «Школа-интернат для обучающихся с
пгт Кумёны» Кировская область
– Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
– Создание условий для формирования отрицательного отношения к противоправным поступкам, побуждать детей к осознанию своих прав и обязанностей.
– Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Пропаганда правовых знаний.
– Формирование навыков анализа жизненных ситуаций;
– Способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку.
– Воспитание уважения к правам других людей.
– Способствовать формированию активной жизненной позиции.
– познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.
карточки с заданиями.
Подготовительная работа с детьми: подготовить группу детей, которые будут участвовать в сценках.
на доске написать:
20 ноября – Всемирный день прав детей
Конвенция «О правах ребенка»
Дети – все человеческие существа до 18 лет.
2. Вступительное слово учителя. (слайд 1)
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек, и обязанностям. Я уверена, что вам уже знакомы понятия «права» и «обязанности» из курса обществознания. Вы рассмотрели темы «Конституционные обязанности граждан России», «Гражданские (личные) права» и можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими.
– На классном часе мы поговорим о правах и обязанностях, поэтому мы должны вспомнить с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?
– это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.
Норма (правило) – правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения.
– В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)
– Какие основные признаки прав вам известны?
(1. Нормативность. 2. Общеобязательность. 3. Охраняются государством
4. Является регулятором общественных отношений)
– Какие статьи Конституции РФ описывают права человека?
(Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи:
каждый имеет право на жизнь
: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность
: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность
каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания
каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом
граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги
каждый имеет право на свободное использование своих возможностей
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
каждый имеет право на жилище
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
каждый имеет право на образование
Статья 31 Конвенции о правах ребенка
1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством
– Кроме Конституции существует Декларация прав ребёнка, которая поясняет ваши права.
Потому что Конвенцией о правах ребёнка определено ,что «Ребёнком считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста».
Каждый из вас имеет право на:
1 задание. Заполнение таблицы
Попробуйте найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая команда заполняет первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы (работа с интерактивной доской)
Во время работы пользуются подсказками слайда 4
– а теперь каждая пара прочитает свои повседневные дела, поступки и права, которые при этом реализованы.
ВОЗМОЖНЫЕ Ответы детей.
3. – А теперь поговорим об обязанностях.
– это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.
характеризуются содержащейся в них , то наиболее существенное в ответственности за исполнение предписаний закона,права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
– Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши права!
4. Применение знаний для анализа ситуаций. Разбор ситуаций «Права и обязанности»
С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.
У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Сейчас мы проанализируем несколько ситуаций и попробуем дать им правовую оценку.
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Это административное правонарушение – МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО. Под ним понимается посягательство на общественный порядок, спокойствие населения страны. Состав мелкого хулиганства описывается в статье 158 Кодекса об административных правонарушениях. Под ним понимаются следующие действия: нецензурные слова в общественных местах; оскорбления граждан; оскорбительное приставание к людям; умышленное нанесение непристойных надписей на заборы и стены; порча памятников культуры и другие действия. В этот список входит довольно много поступков, которые нарушают установленный общественный порядок. Как правило, мелкое хулиганство – это умышленные действия, которые совершаются в присутствии других людей.
Ответственность за административные правонарушения, связанные с нарушением установленного общественного порядка, несут лица, которые достигли 16 лет. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за хулиганские действия. Это может быть административный штраф или арест (на срок до 15 суток). Решение о наложении штрафа принимает начальник ОВД либо его заместитель. Административный арест применяется судьей.
А так же предусмотрена постановка подростка, совершившего мелкое хулиганство, на учет в КДН.
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.
. Какие обязанности и права были нарушены?
Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.
Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, оставили мусор и ушли
. Какие обязанности они нарушили?
Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
– А теперь предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Женя, немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сценка 4. НА ОСТАНОВКЕ АВТОБУСА
– Какие законы, права нарушены?
ИГРА. « Я ИМЕЮ ПРАВО!»
Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу):
раздать памятку «Важные правила»)
Памятка «Важные правила»
Конституции РФ (ст. 2): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
2. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
3. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их.
Итак, подведем итоги нашего разговора;
– Права есть, как у взрослых, так и у детей.
– Не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
– Кроме прав и обязанностей существует еще и ответственность за совершенные поступки.
– Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай права других людей!
– Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Желаю вам быть законопослушными, достойными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, хорошими учениками своей школы!