статья использование икт на уроках математики и физики по теме

Мир меняется стремительно. Совершенствуются
технологии практически во всех отраслях науки и
техники. Количество информации удваивается
каждые 15 лет. Современные дети не мыслят своей
жизни без компьютера, хотя используют его в
основном только как источник игр. Меняются цели и
задачи современного образования: формирование
знаний и умений уступает место формированию
компетентностей. Школы оснащаются компьютерной
техникой, электронными ресурсами, получают
доступ в Интернет. Это должно способствовать
внедрению в практику работы современных
информационно-коммуникационных технологий. И
все-таки не компьютер, а учитель – наиболее
важная составляющая учебного процесса. Но если
учитель не будет развиваться сам, то есть
опасность превращения компьютера в очередное
техническое средство обучения. Компетентностный
подход вряд ли может быть реализован при
традиционных формах и методах обучения. Только
владение учителем современными технологиями
может способствовать личностному развитию
учащихся.

Основная задача математики – поиск
причинно-следственных связей между отдельными
величинами, поэтому обучение математике может
сопровождаться организацией проектной и
исследовательской деятельности. В этом случае
компьютер – не ТСО и не игрушка, а помощник,
позволяющий сохранить время и силы, источник
новой современной информации. Цель данной
статьи: попытка обобщить свой опыт и
предостеречь коллег от возможных ошибок при
использовании компьютера на уроках математики.

В последнее время значительно увеличился
выпуск программных средств, в том числе и по
математике, на CD-дисках. Их можно условно
разделить на две группы, различающиеся
структурой и подходами. Первые – дидактические
игры, например, “Учимся решать дроби”,
“Учимся решать проблемы”, могут быть
использованы как на уроках в 5-6 классах, так и во
внеурочной деятельности. Веселые анимированные
герои, занимательная форма подачи материала
способствуют непосредственному запоминанию и
более качественному усвоению знаний, дают
возможность младшему подростку получить опыт
решения проблем. Но в настоящее время ограничено
количество учебных тем, разработанных в данной
форме. Использование ИКТ в обучении младших
школьников позволяет не только сделать урок
ярким, нестандартным, но и создает предпосылки
для освоения способов деятельности. Например,
наибольшее затруднение вызывают у школьников 5-6
классов решение текстовых задач. Совместное
создание справочника позволит достичь двух
целей: дать опору ученикам и получить опыт
систематизации и структуризации материала.
Изучение информатики в этих классах позволяет и
самостоятельно получить продукт: справочник по
решению текстовых задач в 5-6 классах , созданный в
программе Publisher /Приложение 1/.

Про урокцифры:  БЛОГ ОБ ИНФОРМАТИКЕ МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ

Вторую группу программных средств
представляют комплексы, охватывающие полные
курсы математики. Например, полный
мультимедийный курс стереометрии “Открытая
математика. Стереометрия” (авторы – Р. П. Ушаков,
С. А. Беляев) имеет кроме иллюстрированного
учебника трехмерные чертежи, интерактивные
модели, справочные материалы и биографии
ученых-математиков. Курс можно использовать и в
качестве наглядного материала на уроках с одним
компьютером, так и на уроках, проводимых в
компьютерном классе для самообучения. Другой
комплекс “Все задачи школьной математики”
имеет многоуровневую дифференциацию по
сложности и систему пошагового интерактивного
решения задач. При всех преимуществах данные
программные средства предполагают наличие у
школьников определенного опыта самостоятельной
деятельности. Практика показывает, что ученику
сложно самостоятельно заниматься с диском без
специальной подготовки. Где эту подготовку
получить? Конечно, на уроке. Это возможно, если
учитель использует современные технологии, в том
числе проектную и исследовательскую
деятельности. Большие возможности появляются в
старших классах, где математика носит ярко
выраженный интегрированный характер. Акцент
может быть сделан на изучение математических
моделей физических, химических и других
процессов. Процессы носят динамический характер,
и компьютер может быть использован для
проведения учебного эксперимента. В качестве
примера привожу конспект урока по теме

“Электронная таблица Microsoft Excel как средство
исследования показательной функции”

Учебник: Алгебра и начала анализа: Учеб. для
10-11 кл. / Под редакцией А. Н. Колмогорова. – М.:
Просвещение. 2005.

Цель урока: формирование умений применять
программные средства для исследования
математических функций

Оборудование: мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация в программе Microsoft Power
Point, видеофрагмент фильма “Эпидемия”,
раздаточный материал, компьютерный класс.

С самого рождения человек должен решать
какие-то проблемы. Перед человечеством стоят и
глобальные проблемы. Об одной из них пойдет речь
на уроке. Демонстрируется презентация
(содержание презентации в конце конспекта).
Кажется, что все это было давно и с нами такого не
случится. / Демонстрируется фрагмент фильма
“Эпидемия”./ Новый век встретил нас новыми
болезнями, которые уносят жизни многих и многих
людей. Причина эпидемий – большая скорость
размножения вирусов. Конечно, проблему эпидемий
на уроке мы не решим, но мы сможем установить, на
сколько быстро размножаются вирусы, и получить
математическую запись “закона органического
роста”, важного для решения проблемы эпидемий.

Постановка учебной задачи

В результате научных исследований установлено,
что скорость роста численности живых организмов
пропорциональна их численности. Найти “закона
органического роста”.

Создание математической модели

Анализ учебной задачи: выделить основные
понятия в задаче; назвать соответствующие
математические понятия; записать их
символически. В результате появляется таблица.

В результате анализа получена математическая
задача:

Получено уравнение нового вида. Уравнение,
связывающее неизвестную функцию и ее
производную, называется дифференциальным.

Иногда сначала решают частную задачу. Пусть k=1,
тогда задача примет вид:

Решение математической задачи

Переформулируем задачу: функция и ее
производная совпадают или совпадают их графики.
Среди известных производных функций такой нет.
Гипотеза – может ли показательная функция быть
решением дифференциального уравнения? Сначала
вспомним, что знаем об этой функции.

Карточка для повторения

а) Функция , заданная формулой

, где
_____________, называется _________________________. D(y)=_____________,
E(y)=______________.

б) График этой функции имеет вид:

Неизвестна производная показательной функции.
Воспользуемся определением производной.

.
Уточним проблему: при каком значении a графики
функций

Построить графики указанных функций при
различных значениях a в программе Microsoft Excel;
подобрать число, при котором графики практически
совпадают. В результате эксперимента получили

. В
более глубоких исследованиях выяснили, что это
число иррациональное. Дали специальное название
e. Функцию

Какое отношение Лев Толстой имеет к числу e?

Таким образом, получили

. В результате более
глубоких исследований получили математическую
запись “закона органического роста”

Скорость размножения вирусов действительно
очень велика. Рассчитайте численность вирусов
через 10 сек, 1мин, 1час с начала их размножения в
организме.

По “закону органического роста” изменяется не
только численность живых организмов, но и
население страны. По “закону органического
убывания” происходит радиоактивный распад,
изменяется давление воздуха с высотой и т. д.

Такие разные процессы описаны одной моделью.
Это используется в науке – если нельзя реально
провести эксперимент, рассматривают сходный
процесс.

Составить план доказательства
дифференцируемости показательной функции и по
желанию найти другие сходные процессы.

Содержание презентации для начала урока

В летописи средних веков описаны страшные
картины свирепствования чумы. В XVI веке за 50 лет
чума унесла жизни 100млн. человек. В XVI веке в
Европе погибла от чумы четверть населения. От
оспы погибло еще больше людей. В XVI веке ежегодно
от оспы умирало 400 тысяч человек. В XVI веке стала
распространяться холера. В России до 1917 года за 59
“холерных” лет заболело 5,9 млн. человек, почти
половина из них погибла. Эпидемия гриппа
“испанка” убила в 1918 году более 20 млн. землян. X XI
век – новые эпидемии. Как с ними бороться?

При всем богатстве программных средств не все
темы курса математики в них охвачены, да и
творчески мыслящему учителю рамки предложенных
курсов бывают тесны. Освоение учителем
компьютерной техники как пользователем
позволяет расширить возможности применения
компьютера на уроках математики. Мультимедийные
презентации, созданные в программе Power Point
(предполагается, что компьютер оснащен системой
Microsoft Office) могут сопровождать весь урок или быть
его частью, могут быть продуктом проектной,
исследовательской деятельности. Например, на
тему “Правильные многогранники” отводиться 1
час, а материал дает возможность познакомиться
не только с историей развития математики, но и с
некоторыми научными гипотезами. Проект по данной
теме способствует поддержанию интереса к
математике и дает возможность поработать с
иными, кроме учебника, источниками. Тема
“Исследование функции по графику производной”
вообще не представлена ни в одном учебнике, но
умения получать информацию о свойствах функции
по графику производной проверяются на ЕГЭ.
Надеюсь, что конспект урока по указанной теме
будет полезен коллегам.

“Исследование функции по графику
производной”

Цель урока: формирование умений исследовать
функции по графику производной

Оборудование: мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация в программе Microsoft Power
Point , раздаточный материал.

Обобщим задачу: по графику производной
получить информацию о свойствах функции.

Сообщается тема урока. Ставятся задачи –
научиться читать график производной функции и
получить опыт переформулирования задачи,
сведения ее к стандартной.

Какой теоретический материал помогает в
исследовании функции?

Учащиеся формулируют определение критической
точки, необходимое условие экстремума,
достаточные условия экстремума и возрастания,
убывания функции.

Что мы умеем находить по графику производной?

На предыдущем уроке дети научились по графику
производной находить нули производной и
определять ее знаки. Для повторения учащиеся
индивидуально заполняют карточку с подобными
заданиями. Фронтальная проверка . Обратная связь.

Обобщение знаний, получение опоры.

Работают в парах, вставляют пропущенные слова в
предложения:

В точке x0 производная равна 0,
следовательно x0 – ______________________________________

На промежутке (a;b) производная положительна,
следовательно функция ___________________

На промежутке (a;b) производная отрицательна,
следовательно функция ____________________

В точке x0 производная меняет знак,
следовательно x0 – __________________________________

В точке x0 производная меняет знак с “+”
на “-”, следовательно x0 – ________________________

В точке x0 производная меняет знак с “-”
на “+”, следовательно x0 – ________________________

Закрепление умений читать график

Опираясь на предложения, полученные в парной
работе, читают графики производной, предложенные
учителем.

Например, по графику /рис1/ находим нуль
производной x=2, определяем знаки производной: на
промежутке

производная отрицательна, на
промежутке

производная положительна. Значит, на
промежутке

функция убывает, а на промежутке

функция возрастает. В точке x=2 производная меняет
знак с – на + , следовательно 2 – точка минимума.

Удобно рассуждения сопровождать их фиксацией
рис. 1

на числовой оси. – 2 +

Затем читают график из демоверсии 2007. Выясняют,
что для решения задачи этой информации
недостаточно. Повторяем геометрический смысл
производной. Решение задачи из демоверсии.
Творческое задание: придумать к графику из
демоверсии новый вопрос. Учащиеся работают в
четверках.

Выбрать из трех предложенных задач наиболее
интересную и решить. Фронтальная проверка

Дача домашнего задания

Решить оставшиеся задачи.

Решены ли поставленные задачи? Что еще
предстоит сделать?

Все дидактические материалы демонстрируются и
на экране.

Интернет только входит в учебный процесс.
Сейчас он используется в основном как источник
современной информации. Для учителя Интернет
представляет интерес и с точки зрения
профессионального роста. Он содержит множество
ресурсов для педагогической деятельности, в том
числе дистанционное обучение и грантовую
поддержку.

Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-компьютерных технологий:

Молодой человек XXI века должен быть компетентным в области информатики, уметь работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами, персональными компьютерами и информационными сетями. Вместе с этими компетентностями человек информационного общества приобретает и новое видение мира, овладевает информационной культурой.

Информационная культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обусловливая его становление как личности. Культурная преемственность происходит через освоение каждым индивидом накопленного человечеством опыта, но не осуществляется автоматически; необходима организация системы воспитания и образования, основанная на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития личности человека.

Применение средств ИКТ в предметном обучении:

Организация внеурочного образовательного пространства:

Так, применение средств ИКТ в обучении математики нашло свое отражение в уроке совершенствования и применения теоретических знаний «Сложение и вычитание натуральных чисел» (5 класс, приложение 1, приложение 2).

Использование компьютера на уроках естественнонаучного цикла позволяет успешно обучать различные категории детей, заинтересовывать их в выполнении творческих проектов и исследовательских работ. Например, исследовательская работа «Сравнение частот колокольных звонов» (приложение 3).

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Примене ние ИКТ на уроках математики и физики Выполнил: Михайлов Владимир Анатольевич

К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности» Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «Математика – наука для глаз, а не для ушей»

В своей работе мы часто используем компьютерную технику. Прежде всего, в методической подготовке к урокам с ее помощью подбираем и подготавливаем необходимый дидактический материал, осуществляем поиск и систематизацию дополнительной информации. Актуальность

создание уроков с использованием ИТ; творческая проектная работа учащихся; дистанционное обучение, конкурсы; библиотека, ресурсы Интернет; элективные курсы; социально – психологический мониторинг становления личности учащегося. Использование ИКТ необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

урок с мультимедийной поддержкой; урок с компьютерной поддержкой; урок, интегрированный с информатикой; работа с электронным учебником с помощью специальных обучающих систем. Возможны следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:

при устном счете ; при объяснении нового материала ; при проверке домашнего задания ; при работе над ошибками . 1. Использование компьютера в демонстрационном режиме:

при закреплении; при тренировке ; при отработке 3УН; при повторении; при контроле . 2. Использование компьютера в индивидуальном режиме:

в исследовательской деятельности; в проектной деятельности учащихся; при проверке домашней работы ; при проверке контрольной работы. 3. Использование компьютера в индивидуальном и дистанционном режиме:

Какая часть фигуры закрашена А) Б ) В ) Г )

Тому Сойеру необходимо покрасить забор из 9 досок. Он покрасил 2 доски забора, а после «уступил» это занятие другим мальчикам, которые покрасили 5 досок забора. Какую часть забора они покрасили вместе ?

1 10 12 4 12 1) 2) 3) 4) 5) I вариант II вариант 3) 4) 5) 22 43 15 43 14 15 2 15 19 35 14 35 = 6 12 = 23 25 = 7 43 = 10 13 = = 12 15 = 30 47 = 5 35 = 14 17 = 1) 2) 11 25 12 25 8 13 2 13 8 9 5 9 6 9 7 8 5 8 6 8 1 8 17 6 17 28 47 2 47

Чтобы сложить отрицательные числа, надо: • сложить их модули; • поставить перед полученным числом знак минус;

-54+(-32)= -96 96 -86 86 Проверь себя, выбери правильный ответ из предложенных и щелкни по нему мышкой.

4 3 2 1 -1 0 -2 -3 -4 -5 -6 ( -5 ) – 6 -1 + = -5

Выполните действия: Вариант 1 – 4,5 + (- 8,1) = – 6,7 + (– 5,7) = – 12 + (– 26,5) = – 67 + (- 76) = – 65 + (– 32,5) = Вариант 2 – 7,3 + (– 8,1) = – 4,6 + (- 2,7) = – 41 + (- 25,8) = – 58 + (- 71) = – 34,7 + (- 52) = – 12, 6 – 12,4 – 38,5 – 143 – 97,5 – 15,4 – 7,3 – 66,8 – 129 – 86,7

Решите устно: А в С Р К М 8 35˚ 35˚ 10 4 5 Подобны ли треугольники? Докажите.

Решите письменно: Задача № 554 М В С А D 5 c м 3,6 см 3,9 см 8 см Дано: АВС D – трапеция, А DII ВС, А D =5 см, ВС=8 см, АВ=3,6 см, С D =3,9см. Найти: МВ, МС. Решение:

Решите письменно: Задача № 554 М В С А D 5 c м 3,6 см 3,9 см 8 см Решение: ∆ АМ D ∆ ВМС по первому признаку (<М – общий, <В = <А , т к соответственные при пересечении параллельных прямых А D и ВС секущей АВ). 2) Из подобия ∆ АМ D и ∆ ВМС следует, что А D АМ М D ВС ВМ МС = =

Решите письменно: Задача № 554 М В С А D 5 c м 3,6 см 3,9 см 8 см Решение: 3) Пусть ВМ – х см, тогда (х + 3,6) см – АМ. х + 3,6 8 х 5 5( х + 3,6) = 8х 5х + 18 = 8х 5х – 8х = -18 -3х = -18 х = 6 (см) – МВ х см =

Решите письменно: Задача № 554 М В С А D 5 c м 3,6 см 3,9 см 8 см Решение: 4) Пусть СМ – у см, тогда (у + 3,9) см – М D . у + 3,9 8 у 5 5( у + 3,9) = 8у 5у + 19,5 = 8у 5у – 8у = -19,5 -3у = -19,5 у = 6,5 (см) – МС Ответ: 6 см и 6,5 см. х см = у см

Установите соответствие Величина Единица измерения 1) сила А ) м/с 2) масса Б ) м 3 ) путь В ) Н 4 ) скорость Г ) м 3 5 ) плотность Д ) кг/м 3 Е ) с Ж ) кг

По графику зависимости силы трения от веса определите коэффициент трения . μ = F тр / N = 10Н / 40Н = 0,25

Решите задачу С какой силой действуют 300 кирпичей, сложенных в контейнер, на платформу. Размер кирпича 25 см · 12 см · 9 см? (Плотность кирпича 1800 кг/м 3 ) V 1 = 0,25 м · 0,12 м · 0,09 м = 0,0027 м 3 m 1 = 0,0027 м 3 · 1800 кг/м 3 = 4,86 кг P 1 = 4,86 кг · 10 Н/кг = 48,6 Н P 300 = 48,6 кг · 30 0 = 14580 Н

Внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике и физике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

Применение ИКТ на уроках математики и физики Из опыта работы учителя математики и физики Евсеевой Н. Е.

Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. В.А. Сухомлинский

Использование информационных (компьютерных) технологий расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

МЫ ВОСПРИНИМАЕМ 10% из того, что мы ЧИТАЕМ 20% из того, что мы СЛЫШИМ 30% из того, что мы ВИДИМ 50% из того, что мы ВИДИМ и СЛЫШИМ 70% из того, что ОБСУЖДАЕМ с другими 80% из того, что мы ИСПЫТЫВАЕМ лично 95% из того, что мы ПРЕПОДАЕМ кому-то еще Уильям Глассер

за ограниченное рамками урока время дать больший по объёму материал ; показать геометрические преобразования фигур; показать построение и преобразование графиков; позволяет оперативно проверить уровень усвоения учащимися программного материала; давать материал в обобщённом виде; использовать богатый наглядный материал, готовые графики, различные диаграммы, таблицы, содержащие интересную информацию; акцентировать внимание на главные моменты цветом, анимацией текста; включать в урок исторический материал ; включать в урок краеведческий материал. Презентации на уроках позволяют:

А ну – ка, упрости! 13у+2+7у 7m-m+3m y+2y-7 5x-2x-x 10z-z-z c+8c+5 12x+12x-4x 15c-2c+c

С. Н. Каращук

«Применение ИКТ на уроках математики и физики»

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую систему. Появился новый педагог с современными требованиями к проведению урока, а вместе с ним и современный учащийся, живущий в мире высоких технологий, владеющий всеми достижениями научно-технического прогресса.

Для организации современного урока необходимо помнить о том, что, во-первых, жизнь идёт вперёд, меняется обстановка; во-вторых, меняется отношение к учащемуся, большое внимание уделяется психологическим аспектам учения, формам занятий; в- третьих, развивается материальная база учреждений, компьютерные средства обучения; в- четвёртых, компьютеры и интернет отрыли новые возможности, о которых ранее было неизвестно.

Основную задачу своей педагогической деятельности  вижу в создании на уроках математики и физики такой образовательной среды, которая способствует самореализации учащихся, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать благоприятные условия для достижения всеми учащимися базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту.

Для достижения своей цели и поставленных мною задач выбрана тема самообразования «Использование ИКТ на уроках математики и физики». Применение этих технологий способствует выработке самостоятельности, заинтересованности учащихся в конечном результате, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, повышает качество знаний.        Современный урок даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

•При объяснении нового материала;

•При закреплении и повторении изученного;

•При итоговом контроле.

В настоящее время программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки наглядных пособий.

На уроках изучения нового материала я больше опираюсь на программы-учебники (включающие мультимедийные и интерактивные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии, примерами таких являются:

–« Математика»- электронный учебник

– Подготовка к ЕГЭ

– Уроки Кирилла и Мефодия по алгебре 10 -11 класс

_ Уроки Кирилла и Мефодия по физике 10 -11 класс

На уроках закрепления, повторения и обобщения я использую программы-тренажёры, интерактивные учебно-методические комплексы, справочники, энциклопедии, примерами таких программ являются:

– Подготовка к ЕГЭ- CD диск

Комплект электронных пособий по курсу физики ( 7-11 класс) из пяти дисков:

Этот комплект является самым объемным из мультимедийных курсов по физике: вся программа от механики до атомной физики. Информация представлена в виде подробнейшего лекционного материала, сопровождаемого динамическими иллюстрациями, физическими опытами и контрольными заданиями. Электронный преподаватель подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь наглядными динамическими иллюстрациями, выводит формулы, рисует графики, модели и схемы, разбирает задачи, которых более 1000, отвечает на вопросы.

Так как физика- наука экспериментальная и изучение физики трудно представить без лабораторных работ и оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. Поэтому здесь без компьютера, который позволяет проводить более сложные лабораторные работы, не обойтись. Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов- неотъемлемая часть современного урока физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказывает принцип действия, используя при  этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. В частности компьютерная программа позволяет « собрать» прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с оптимальной скоростью процесс, лежащий в основе принципа его действия. При этом возможно многократное «прокручивание» мультипликации.

Учащиеся с интересом относятся к домашним заданиям где необходимо  самостоятельно создать презентации по ранее заданным  темам, что развивает интерес к предмету, способствует развитию самостоятельности и творческих особенностей учащихся.

Основная цель использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому преподавателю приходится разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам.

Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию, проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения.

В результате преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности учащегося, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Преподаватель становится основным поставщиком предметных целей обучения с учётом неоднородности и значимости учебного предмета. Информационно-коммуникационные технологии освобождают преподавателя от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности информационно-коммуникационных технологий, важна система их внедрения  в обучение. Эту систему может и должен построить каждый преподаватель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.

Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс можно на уроках активно использовать информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Итак, компьютерные технологии позволяют:

Компьютер на уроке математики я применяю в режимах:

Остановлюсь подробнее на фрагментах некоторых уроков, при проведении которых я применяю ИКТ.

Демонстрационный режим.

Этот тип уроков – один из самых распространённых на сегодняшний день. Для его проведения требуется наличие предметного кабинета, оснащённого компьютером и проектором. На таком уроке информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом его этапе. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации, презентации по различным темам. Уроки такого типа просто незаменимы сегодня. Ещё К. Д. Ушинский говорил: “Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются”.

Процесс построения графиков тригонометрических функций очень трудоемкий и затратный по времени. Применяя компьютер, быстро и наглядно можно увидеть преобразование графиков. Компьютер выступает на этом уроке как инструмент для построения графиков тригонометрических функций. Решение этих задач с помощью компьютера вызывает интерес у учащихся, способствует более глубокому усвоению учащимися учебного материала, повышает познавательные возможности старшеклассников, формирует у них умение самостоятельной работы.

Фронтальный режим.

Фрагмент урока алгебры в 7 классе на тему «Линейная функция и ее график» (слайды 13, 14). На этом уроке компьютер применяется при выполнении устной фронтальной работы с классом. С помощью слайдов компьютерной презентации, учащиеся отвечают на вопросы по готовым графикам, сопоставляют графики и им принадлежащие формулы. Презентация разработана так, что графики уже построены, а это экономит время на уроке.

Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся.
На слайдах 15-19 можно увидеть фрагмент тестирования в формате ГИА-9 с выбором ответов по теме «Линейная функция».

На одном из уроков геометрии в 10 классе я учащимся предлагаю разноуровневое практическое задание на построение сечений. Каждому ученику выдаются листочки с пирамидами и кубами, где расставлены точки, через которые должно проходить сечение. После того как ребята сдадут выполненную работу, им предлагается посмотреть на правильно выполненное задание, которое представлено на слайдах 20-24.

Таким образом, применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации и повышает интерес к предмету.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *