03.12.2019 13:57
Примерное время чтения: 3 минуты
16896
Со 2 по 15 декабря в стране проходит всероссийское образовательное мероприятие «Урок цифры». Онлайн-урок проводится в рамках празднования Дня информатики, который отмечается 4 декабря, пройти его могут школьники всех регионов страны, начиная от младшеклассников и заканчивая учащимися старших классов. Тема декабрьского урока — «Сети и облачные технологии».
Что за «Урок цифры» и зачем он нужен?
Впервые «Урок цифры» провели в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения РФ, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и организации «Цифровая экономика» в партнерстве с ключевыми российскими компаниями сферы информационных технологий. В 2019-2020 учебном году было решено продолжить начатую инициативу году в целях развития у школьников компетенций цифровой экономики, а также их ранней профориентации в сфере информационных технологий.
В декабре 2019 года школьники могут узнать, что такое Сеть, что входит в понятие облачные технологии, как они работают и как надежно с помощью таких технологий хранить собранные данные. Ученикам также расскажут, как развивался интернет, как протестировать домашнюю сеть или свой любимый сайт, а также познакомят с профессиями людей, которые ежедневно трудятся, чтобы интернет работал надежно. Помимо этого школьники смогут потренироваться в прокладке сетей и диагностике серверов при помощи программируемого робота.
Сколько таких уроков запланировано в течение года?
В течение текущего учебного года запланированы пять «Уроков цифры». Все они направлены на приоритеты федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», профориентационную работу со школьниками и привлечение их в сферу IT-технологий. Так, с 5 по 18 ноября темой «Урока цифры» были «Большие данные». С 3 по 16 февраля 2020 года школьникам предложат тему «Персональные помощники», с 10 по 23 марта — «Безопасность будущего», а со 2 по 16 апреля — «Искусственный интеллект и машинное обучение».
Учащиеся каких классов могут пройти «Урок цифры»?
Принять участие могут школьники разных классов. Учащимся 1-4 классов предлагают пройти «Уровень для начинающих испытателей», с 5 по 7 класс — «Уровень для опытных специалистов», а с 8 по 11 класс — «Уровень для закаленных профессионалов». Для прохождения урока нужно заполнить анкету на сайте урокцифры.рф, после чего будет предложено пройти тест в игровой форме.
В стране уже четвертый год подряд проходит масштабный всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Благодаря ему миллионы школьников с 1 по 11 классы уже смогли подружиться с искусственным интеллектом и получить знания от экспертов ведущих технологических компаний страны.
Наши ассоциации со словом «цифра» за последние десятилетия изменились кардинально. Если раньше речь шла об арифметике, то сегодня первая и самая верная ассоциация с этим словом связана с информационными технологиями.
Ковать кадры со школьной скамьи
Без цифры сегодня никуда. Это понимают все люди от мала до велика. Тем более это осознают профессионалы цифровой отрасли, которые активно работают над тем, чтобы повышать компьютерную грамотность школьников и создавать новые кадры для цифровой экономики. Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения России, Минцифры России и АНО «Цифровая экономика» — задачами проекта называют развитие у школьников цифровых компетенций и раннюю профориентацию в областях, связанных с компьютерными технологиями и программированием.
«Подготовка ИТ-кадров — это одна из 42 стратегических инициатив правительства. Мы оцениваем дефицит таких специалистов в 1 миллион ежегодно. Для нас важно, что для сокращения этого дефицита усилия государства консолидируются с усилиями передовых компаний на рынке. А мероприятия, которые мы проводим, охватывают все регионы страны и все возрастные группы населения — от ранней профориентации школьников и ежегодного повышения количества бюджетных мест в вузы на ИТ-специальности до переобучения взрослого населения с господдержкой», — уточнил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
«В прошлом учебном году „Урок цифры“ охватил больше половины российских школьников. За три года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 41, 5 млн раз. В этом году у проекта, который еще только стартовал с 5 октября, уже без малого 3 миллиона прохождений. Все тренажёры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план», — говорит Юлия Горячкина, заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики».
Несмотря на то, что «Урок цифры», который реализуется в поддержку нацпроекта «Цифровая экономика», эксперты преподают ребятам уже четвертый год, интерес к проекту не угасает. И неудивительно, ведь расписание этого учебного года очень интересное, а полученные знания можно сразу же применить на практике. Так, в октябре школьники познавали возможности искусственного интеллекта в образовании, а в ноябре они узнают о разработке игр. В будущем январе получат знания о компьютерной безопасности, в феврале откроют для себя искусственный интеллект в музыке, а в апреле научатся быстрой разработке приложений.
Методические материалы уроков, доступ к которым можно получить на сайте проекта, охватывают широкий круг тем: алгоритмы, кодирование, командную разработку, безопасность в интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональных помощников, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире и многое другое.
«Это учёба и игра»
В октябре ребята получили возможность ближе познакомиться с понятием «искусственный интеллект», основными принципами его работы и узнали о возможностях его практического использования на примере профессии учителя. С помощью игрового тренажёра школьники получили возможность создать умного помощника для учителя математики. Конечно, это был не робот, а умный алгоритм, способный разбирать даже самый нечитаемый почерк, искать в написанном ошибки, анализировать их и даже давать кое-какие дельные советы педагогу.
Больше всего участников на октябрьском уроке проекта было из столицы и Московской области (102 094). Также в лидерах были Самарская область (38 256), Белгородская область (37 903), Новосибирская область (35 794), Санкт-Петербург и Ленинградская область (34 130).
По окончании акции в каждом федеральном округе будет выбран один самый активный регион, и его лучшие представители — участники проекта — будут награждены памятными призами от организаторов. Проект «Урок цифры», который охватил все 85 регионов России, реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«Заниматься по разработанной учебной программе можно и в одиночку, но лучше делать это вместе с классом или даже всей школой. „Урок цифры“ дает возможность детям и педагогам по всей стране прокачать свои цифровые знания и повысить интерес к современным технологиям. Мы надеемся, что школьники, благодаря этому проекту, смогут углубить свои знания об искусственном интеллекте и, возможно, со временем станут профессионалами в этой сфере», — комментирует Пётр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
С 26 сентября по 16 октября в школах по всей стране будет проходить «Урок цифры» по искусственному интеллекту в стартапах. Стратегический партнер и разработчик его содержания — Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при экспертной поддержке Сбера. Мероприятие ежегодно проводится АНО «Цифровой экономикой», Минцифры России и Минпросвещения России.
«В условиях активной цифровой трансформации государство делает серьезную ставку на цифровые кадры и создает для детей возможность с раннего возраста начинать знакомиться с миром ИТ. Получаемые навыки помогут им не только освоить престижную и высокооплачиваемую профессию, но и развить креативность, логическое мышление и коммуникативные навыки. Одновременно с этим скоро стартует образовательный проект Минцифры «Код будущего». Школьники со всей страны смогут бесплатно пройти двухлетние ИТ-курсы и освоить современные языки программирования», — комментирует Николай Яцеленко, замглавы Минцифры России.
«Урок цифры» призван привлечь внимание детей к сфере искусственного интеллекта, предоставить им возможность реализовать свои идеи, продемонстрировать, какие задачи может решать искусственный интеллект посредством технологий компьютерного зрения, обработки естественного языка и аналитики больших данных.
«Мир цифровых технологий увлекает ребят всех возрастов, поэтому особенно важно, что «Урок цифры», как просветительский проект, подходит школьникам с 1 по 11 класс. Все учебные материалы имеют свой уровень сложности, в зависимости от полученных навыков. Развитие цифровых компетенций становится неотъемлемой частью учебного процесса, позволяет сделать занятия более увлекательными и даже задуматься сегодняшним школьникам о будущей траектории профессионального развития», — сообщил Андрей Горобец, директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России.
В ходе «Урока цифры» дети познакомятся с понятием «технологические стартапы» и на практике узнают об основных этапах их создания. Участники смогут освоить разработанный урок в формате видеолекции, которая построена таким образом, чтобы занятия были доступными и интересными для школьников любого возраста: 1–4 классов, 5–7 классов, 8–11 классов. Для закрепления знаний на практике у ребят будет возможность пройти игровой тренажер. Специальная мобильная версия разработана для выполнения заданий дома, потребуется только телефон и доступ к интернету. Материалы урока будут сопровождаться методическими рекомендациями для педагогов по проведению основного варианта урока. Также в них будут предложены альтернативные сценарии проведения занятий с учетом разной технической оснащенности классов.
В рамках «Урока цифры» для всех желающих узнать больше о технопредпринимательстве, будет организована серия онлайн-вебинаров от экспертов молодежных акселераторов Сбера и Sber AI.
«Искусственный интеллект — одно из самых динамично развивающихся технологических направлений. Сегодня он уже применяется в любом виде деятельности, а компетенции в сфере ИИ востребованы во всех отраслях, и в будущем их значение будет только возрастать. Проект “Урок цифры” позволяет нам вместе с педагогами по всей стране показывать нашим детям, что ИИ — будущее, в котором знание инструментов анализа данных и машинного обучения — это важное преимущество», — поделился Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка.
Для дополнительной подготовки педагогов к «Уроку цифры» 21 сентября на сайте проекта пройдет дистанционное обучающее мероприятие с разработчиками Урока. Они помогут педагогам разобраться в методических материалах, больше узнать о технологическом предпринимательстве и передать знания о запуске собственных стартапов школьникам.
«Изучение искусственного интеллекта прочно вошло в нашу повседневную реальность. Эта технология в будущем будет помогать людям решать самые привычные задачи. Включение педагогами урока Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в образовательную программу поможет школьникам претворить свои смелые идеи в жизнь, придумать уникальный проект или новый сервис. Учебный материал рассчитан на ребят любого школьного возраста, поэтому станет полезным и нужным инструментом для педагогов, сделает занятия нагляднее и увлекательнее», — комментирует Дмитрий Тер-Степанов, врио генерального директора АНО «Цифровая экономика».
Справка UG.RU
«Урок цифры» — ежегодная всероссийская акция, которая проводится в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Сбером в четвертый раз. В прошлом году в рамках проекта десятки тысяч педагогов воспользовались материалами и провели занятия «Искусственный интеллект в образовании». «Урок цифры» прошли более 3,5 млн раз школьники с 1-го по 11-й класс, педагоги и родители по всему миру. Проект длился 20 дней и охватил Россию и 127 стран мира.
До 10 октября в школах России проводят «Урок Цифры». Он посвящен искусственному интеллекту и машинному обучению.

На этом уроке школьники познакомятся с понятием искусственного интеллекта, узнают о принципах его работы, о том, как он помогает в различных сферах и профессиях. Ребята смогут пройти игровой тренажер, благодаря которому создадут умного помощника для учителя математики. Это будет специальный алгоритм, который может распознавать рукописный текст в тетрадях, находить ошибки и давать рекомендации учителю.
«Урок цифры» разработан для учащихся разного возраста и уровня подготовки. Ко всем урокам есть методические рекомендации для педагогов, а также различные сценарии занятий для классов с разной технической оснащенностью. Все материалы для проведения урока можно найти по ссылке.
Ожидается, что после урока у школьников появится активный интерес к теме «Искусственный интеллект», к ИТ-профессиям в области искусственного интеллекта, к сферам его применения и технологиям создания. Ребята задумаются над проблемой взаимодействия искусственного интеллекта и человека. Привлечение внимания школьников к данной тематике стратегически важно для государства, поскольку искусственный интеллект будет определять основные направления развития промышленности и технологий в ближайшее десятилетие. По этой причине востребованными окажутся такие навыки, как
- способность анализировать ситуацию, где применяется искусственный интеллект, и принимать во внимание обстоятельства, события или факты;
- способность наблюдать за окружающим миром и делать выводы на основе наблюдений;
- способность к критической оценке в контроле и управлении искусственным интеллектом;
- способность к этической оценке рисков в разработках в области искусственного интеллекта.
В ходе урока педагогу предстоит продемонстрировать, что внедрение технологий искусственного интеллекта в образование качественно изменит само образование. Искусственный интеллект сможет подбирать образовательный контент индивидуально для каждого ученика. Как отмечается в методических рекомендациях к «Уроку цифры», в настоящее время существуют интересные разработки в сфере искусственного интеллекта, которые могут использоваться в образовании. Так, компания «Яндекс» запустила сервис «Балабоба», который умеет продолжать тексты на любую тему, сохраняя связность и заданный стиль. Искусственный интеллект способен также осуществлять перевод профессиональных текстов, писать стихи определенного жанра и на любую тему, создавать новостные заметки и статьи, прозаические произведения.
Методические рекомендации и материалы урока прошли экспертизу Министерства Просвещения РФ. Они рекомендованы для очного и дистанционного обучения.
Ранее о проведении «Урока цифры» и работе ребят с игровым тренажером при создании помощника для учителя сообщало сетевое издание «Учительская газета».

На днях закончился очередной этап масштабной всероссийской акции «Урок цифры», темой которого в этом году VK выбрала разработку игр. Специально для неё мы создали тренажёр, где, двигаясь по сюжету, школьники 1-11 классов смогли попробовать себя в роли разработчиков, художников, аниматоров, геймдизайнеров, тестировщиков, маркетологов — и даже основателей компании.
Помимо методологических и технических подробностей разработки профориентационного тренажёра. Помимо признаний в том, какой «Урок цифры» крутой. Помимо всего этого, мы бы хотели рассказать вам историю одной игры, которая 11 лет назад открыла двери в игровую индустрию для маленькой студии из Пензы, а теперь делает то же самое для миллионов школьников со всей страны.
В 2007 году в BIT.GAMES началась трансформация из компании по созданию сайтов и рекламных баннеров в игровую компанию. У нас набралось достаточно экспертизы в работе на Flash, так что разработка игр стала вполне естестественным вариантом нашего дальнейшего развития.
Первые две игры оказались неудачными: одна просто не зашла аудитории, а вторая зашла слишком сильно — за пару недель мы получили больше миллиона скачиваний, но банально не знали, что со всей этой аудиторией делать и как с ней работать дальше.
Но платить зарплаты нужно было продолжать, и мы взялись за разработку нового проекта. Не то у нас подгрузились образы из детства, не то желание обратиться к чему-то доброму и родному — сейчас уже не вспомнить, но через пару недель перед нами лежали наброски идей мира Домовёнка, который убирается в доме, ругается с Кикиморой, дружит с Бабой Ягой и пытается перехитрить Кощея.

За три месяца нам удалось сделать первую релизную версию, и игра удачно вышла в свет накануне Нового года. Почти все новогодние праздники «Домовята» провисели в новинках игр на «Одноклассниках» и смогли набрать немалую стартовую аудиторию. Мы снова не были готовы к такому потоку, зависшим серверам и прочим прелестям большого онлайна. Но на этот раз сориентировались быстрее — и всё завертелось.
В течение 10 лет мы расширяли сказочный мир, вводили новых героев и локации, придумывали квесты.

По истечение этого времени проект все еще жил, но уже не в полную силу. Flash начал стремительно устаревать, социальные игры окончательно проиграли мобильным: поддерживать игру становилось всё сложнее. С закрытием Flash мы планировали закрыть и «Домовят». Но не тут-то было. Игру спасли… фанаты.
Письма на десятки страниц с требованием оставить игру, в которую целые семьи играют уже на протяжении 10 лет, с которой связаны теплые личные воспоминания и даже реальная дружба с другими игроками — такого количества поддержки проекта и в то же время проклятий и хейта, сопутствующих намерению его закрыть, мы не получали никогда.
Пришлось сдаться. К тому моменту мы уже присоединились к VK и именно поэтому Домовята перебрались в игровой стор MY.GAMES.

«Домовята» стали нашей первой успешной игрой. Дальше было ещё множество проектов, в том числе выстрелившая спустя 4 года RPG «Гильдия героев». Но именно благодаря «Домовятам» мы научились делать игры и почувствовали, каково это.
И так вышло, что после обращения наших коллег из VK с просьбой сделать тренажер для тех, кто хочет почувствовать, каково это — делать игры, у нас не было сомнений — Домовёнок и его чудесный мир справится с этой задачей лучше всех. Ведь однажды у него уже получилось это здорово сделать с нами.
Команда, разработавшая тренажер
Вот уже два года мы в BIT.GAMES самостоятельно растим себе кадры в ИГРОХАБе — бесплатном образовательном проекте для тех, кто хочет в геймдев. Другого выхода нет: боль регионального найма поймут только те, кто в регионах нанимает.
История с тренажерами доказывает правильность выбранного когда-то пути: три разработчика, два художника и два аниматора, участвовавших в его создании, — как раз-таки выпускники академий ИГРОХАБа. Мало того — кураторами у ребят были те, кто годом ранее так же выпустился из наших образовательных проектов. Сейчас они выросли настолько, что способны полноценно курировать начинающих.

Да, вы всё правильно поняли: тренажер для школьников создали бывшие геймдев-школьники. За два месяца.
Как это было
Сценарий предполагал, что в разговорах главных героев с Марусей — проводником по миру игр — будут обсуждаться теоретические вопросы: устройство процессов разработки, значение профессий и всяческие шутки от Кощея-антагониста, который ни в кого не верит — всё как в жизни. В эти же диалоги мы закладывали все образовательные элементы: объяснения терминов, ответы на непонятные вопросы, давали сравнения специальностей, объясняли порядок действий и постоянно проводили параллели с реальной школьной жизнью.

Далее эта теория закреплялась практикой — теми самыми мини-играми. На весь проект их набралось 9 штук.
Важный момент — тренажер не был одним для всех. Мы сделали три разных подхода для трёх категорий школьников с задачей в том числе подсветить привычные школьные предметы и их непосредственную связь с игровыми профессиями. И в этой работе нам здорово помогли методисты из Учи.ру. Именно они подсказывали, что из множества наших идей гарантированно запомнится школьникам, а что тут же вылетит из головы. Когда стоит увеличивать теоретическую нагрузку и бомбить терминами, а когда важно только покликать, повертеть и насмешить. Тяжело, 14 лет разрабатывая игры, «обнулиться» и посмотреть на геймдев глазами первоклашки или 16-летнего подростка. Но совместно мы смогли.
1-4 классы
Для 1-4 классов тренажер раскрывает три основные игровые профессии: художник, аниматор и программист.
В мини-игре про художников ребята создают своего уникального Домовёнка из набора параметров: глаза, нос, рот, прическа, одежда, также можно подобрать локацию.

Нам повезло побывать на открытом уроке и увидеть, как это работает на деле, а не только по счётчику прохождений. Удивительно, но даже в таком юном возрасте уже виден индивидуальный курс каждого отдельно взятого ребенка: кто-то строго ориентировался на заданные референсы, кто-то хаотично подбирал образы и миксовал разные стили, а кто-то просто веселился и таким образом тоже постигал азы 2D-арта.
Дальше собранный уникальный персонаж переходит на следующую стадию — к аниматорам. Здесь мы тренировали чувство позы:
Умеющий бегать, приседать и прыгать Домовёнок теперь отправляется в зону визуального программирования. В нём важно включить игровую логику и на память воспроизвести последовательность команд:
А в финале тренажера — подводим итоги.
5-8 классы
Для ребят постарше добавляется больше профессиональных терминов и раскрываются дополнительные профессии: геймдизайнер, тестировщик, маркетолог. Мини-игры были сделаны по типу clicker — в этом возрасте детям прикольно щёлкать на скорость в условиях ограниченного времени.
Так, тестировщики отстреливали баги как цели в тире, в то же время стараясь не задеть хорошие куски кода, и гадали о полезном или вредном предназначении «костылей».
Геймдизайнеры руками Бабы-Яги по аналогии с яйцеловкой вылавливали хорошие идеи, которые до этого обсуждали в теоретическом блоке с Марусей:
А маркетологи учились прилагать усилия, чтобы сделать игру популярной:
Видео по итогам блока
9-11 классы
Здесь всё уже совсем серьёзно — погружение в продюсирование и менеджмент.
Для простоты мы разделили процесс на три части:
препродакшн,
продакшн,
постпродакшн.
Формат мини-игр был немного модифицирован: теперь они крепко вплетались в сюжет специальными игровыми окнами, в которых приходилось выбирать управленческие решения.

Будет ли это ААА-игра или казуальная? Провести корпоратив и сплотить коллектив или пока повременить? Взять на работу опытного спеца за дорого или начинающего за дёшево?

Как верно распределить работу на дашборде и кто за что отвечает?
Эти и многие другие задачки на логику в итоге влияют на показатели бизнеса и отношение потенциальных инвесторов к созданной игре. Для расчета взаимосвязей и своеобразного баланса игры мы привлекли опытного геймдизайнера, который просчитал все действия и статистику так, чтобы она соответствовала реалиям настоящей разработки и встраивалась в понятный пайплайн.
Видео по итогам блока.
Как это было
Разработка велась в Unity 2021 версии с интегрированным движком Fungus — он стал базой, где реализовывалась логика, диалоги и разветвление. В нём же запускались мини-игры, написанные с нуля. Плюсом — GIT для контроля версий и JavaScript для отправки данных на сервер.
Арт делали в Illustrator, анимацию — движения персонажей, VFX, idle, визуал локаций, комиксы — в Spine. Для лицевой анимации использовали технологию Rhubarb Lipsync — движения рта персонажа соответствовали ритму голоса. К слову, озвучкой тоже занимались мы: персонажи говорят голосами наших разработчиков, художников и админов.
Сложности: скорость интернета
Нам было важно, чтобы игра одинаково хорошо запускалась и в большой московской гимназии, и в маленькой школе села Поим, Пензенской области. За счёт текстур, спрайтов и видео тренажёр весил 160 МБ. Вроде бы это мало, но для наших целей — критично много. Мы перелопатили кучу документации, пережали текстуры и оптимизировали размер до 60 МБ.
За два дня до официального старта на тестовом запуске стало понятно, что игра всё еще тяжела для школьных компьютеров и сети, которая, помимо учебной части, занята всякого рода административкой. Мы сжали снова — до 30 МБ. Да, на экранах кинотеатров теперь не поиграешь, а вот в школе с самым медленным интернетом — вполне. А чтобы тренажеры грузились еще быстрее сделали поэтапную подгрузку и настроили CDN.
Но и это полностью проблему не решало. Поэтому мы дополнительно подстраховались рекомендациями для учителей:
Прогружать игру до начала урока.
Не проводить уроки одновременно на всех машинах. Хоть игра и весила крошечные 30 МБ, но при запуске на 60 устройствах одновременно эти 2 ГБ превращались в фаталити для многих школ.
Если совсем всё плохо — скачивать exe-файл и запускать с компьютера напрямую, без подключения к интернету. Маленький кусочек данных в этом случае отправляется только один раз — при получении сертификата.
Итак, за первые три дня после старта и наплыва сотен тысяч школьников мы смогли эту проблему укротить.
Баги и костыли
Отстреливать собственные баги и придумывать костыли приходилось и нам, а не только нашим ученикам. Иначе это было бы не совсем трушное геймдев-просвещение.

Последовательности в Fungus
Было множество ошибок и моментов, которые мы не учли внутри движка Fungus. Весь функционал был завязан на грамотной последовательности действий, которые там прописаны, а процесс тестирования этой последовательности в движке реализован не очень хорошо. Поэтому приходилось каждый раз проходить почти всю последовательность от начала до конца, чтобы убедиться, что ни в одном из блоков команд не возникло ошибки. А их было немало:
Затемнение экрана в одном блоке и отсутствие затемнения экрана в другом, из-за чего вся игра ломалась;
Выход персонажа не в то время, не в том месте, из-за чего они все накладывались друг на друга;

Неправильная озвучка или озвучка, которая просто не останавливалась в нужный момент, из-за чего все говорили поверх друг друга;
Выдача неверных параметров в тренажере 9-11 классов из-за того, что какой-то из блоков не прошел проверку, и статистика просто не собиралась;
Движок не видел, что запускаются мини-игры, и продолжал диалоги героев поверх них.
Помимо этого, возникали проблемы с интеграцией Spine-моделей в проект:
При импорте из Spine задавались неверные размеры и пропорции персонажей, в связи с чем на сценах были не модели героев, а какие-то уродцы.

Чтобы решить эти проблемы, мы постарались правильнее выставить скелет моделей. Для этого мы изучили систему смены скинов, отключили лишние кости, расширили функционал Spine SDK и Fungus, чтобы включать и выключать нужные анимации, а также в любой момент менять скины Домовёнка в зависимости от того, в каком виде он поступает в обработку после мини-игры «Художник».
Что с губами?
Использованный Rhubarb не всегда грамотно взаимодействовал с проектом: все губы героев были сделаны отдельным объектом, который мы цепляли на кости героев, импортированных из Spine.

Модели получались странных размеров, поэтому губы не совпадали с пропорциями персонажей или инвертировались по осям. А если задать губам неверную озвучку и забыть об этом, то поиск этой озвучки среди всех команд Fungus превращался в целое приключение.
Эта проблема решилась добавлением одной строки в скрипте прикрепления губ к модели Spine + более кропотливым и внимательным подходом к интеграции.
Много-много тестов

В связи с интеграцией тренажера в webGL вылезало множество подводных камней:
У этого метода подгрузки в браузер статических картинок и видео не поддерживался iOS выше 14.8 версии. И хотя предполагалось, что большая часть прохождений будет именно со школьных компьютеров в рамках уроков, оставить без внимания тех, кто захочет потренироваться со смартфонов, мы не могли.
Видеофайлы в формате MP4 не запускались в одном браузере, но работали в другом. После смены формата вывода видеофайлов они начали запускаться в другом, но переставали в первом.
Передача информации из Unity webGL на сервер тоже оказалась непростой задачей: то людям выдавались неверные сертификаты, то пересылало не на ту страницу, то вообще не работало.
Черные экраны, вылеты, отсутствие загрузок, проблемы с отображением шрифтов — на каких-то устройствах это было, на каких-то нет.
Хорошо, что все эти проблемы проявились задолго до большого старта, и в этом непростом деле ловли мелких багов нас выручил BrowserStack. Мы бесконечно тестировали и оптимизировали готовые тренажеры на различных устройствах и версиях ПО. Это была самая скрупулезная часть нашей работы, но тем не менее — это был потрясающий опыт.
Итоги в цифрах — фактические
Тут мы хотим похвастаться:
2 879 226 прохождений;
85 регионов России приняли участие в проекте. Такому масштабу способствовала слаженная работа огромного количества людей из Министерства образования, Министерства Цифры и образовательного департамента VK;
11 лет спустя игра «Домовята» омолодилась и обрела новое образовательное применение;
7 начинающих игроделов сделали свой первый проект, который обучал еще более начинающих игроделов;
2 месяца на полноценный тренажер с 9 мини-играми — знаем, умеем, практикуем.
Итоги в мыслях — философские
Мы искренне надеемся, что миллионы школьников, прошедших тренажер, расширили свои представления о профессиях в игровой индустрии, и теперь их первой ассоциацией на слово «аниматор» будет человек, анимирующий персонажей в любимой казуалке, а не «Турция → бассейн → хопа-хопа, репит, плиз».
А ещё надеемся, что из этих миллионов:
сотни тысяч задумаются о том, что в игры можно не только играть — игры можно создавать;
десятки тысяч — попробуют программировать в Unity, рисовать в Photoshop, анимировать в Spine, считать баланс в Excel;
тысячи — создадут свои маленькие студии и сделают своих прорывных «Домовят».
И годы спустя, накопив собственный опыт — захотят им поделиться и продолжить эту образовательную цепочку. В благодарность за полученное когда-то вдохновение.

«Важно развивать и поддерживать интерес к информатике и цифровым технологиям»
На «Уроках цифры» ученики 1-11 классов из школ Татарстана обсуждают актуальные ИТ-темы: цифровизацию отраслей экономики, цифровые профессии, противодействие кибербуллингу и другие. Занятия для школьников проводят чиновники республики и руководители крупных ИТ-компаний.
«В 2022 году в рамках Года цифровизации, объявленного Указом Президента РТ Рустамом Миннихановым, на ежемесячной основе для школьников всех возрастов проводятся “Уроки цифры”. Необходимо и важно развивать и поддерживать интерес к информатике и цифровым технологиям не только в ИТ-классах с углубленным изучением предмета, но и у всех школьников республики», – сообщила заведующая сектором развития IT-сообщества Минцифры РТ Марианна Карманова.
Республиканский проект проводится в целях формирования ключевых компетенций цифровой экономики у школьников, ранней профориентации детей в сфере информационных технологий. «Урок цифры» – эффективный инструмент, помогающий ребятам со школьной парты получить новые знания и навыки с помощью привычных гаджетов. В нем задействовано около 1400 школ республики. В марте участниками занятий стали более 280 тыс. школьников.

К участию в уроках привлечены чиновники республиканских органов государственной и муниципальной власти, отвечающие за цифровую трансформацию
«К участию в уроках привлечены чиновники республиканских органов государственной и муниципальной власти, отвечающие за цифровую трансформацию, а также руководители крупнейших ИТ-компаний Татарстана. Всего в проекте задействованы 32 руководителя цифровой трансформации и представители исполкомов муниципальных образований республики. Каждый их них ежемесячно посещает разные школы в соответствии с закрепленным за ним муниципальным районом», – отметила Карманова.
Так, министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Хайруллин в марте рассказал о правилах безопасного поведения в интернете школьникам Лениногорска, а в апреле поведал об основах искусственного интеллекта казанским учащимся.
«Искусственный интеллект поможет человечеству колонизировать космос»
Министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин в апреле провел «Урок цифры» в казанской школе № 114. На встрече речь шла о развитии технологий искусственного интеллекта. Такие технологии уже нашли применение в Татарстане, по Иннополису ездят роботы-доставщики и беспилотные такси. Официанты, курьеры, консультанты и переводчики – это лишь малая часть профессий, которыми уже смог овладеть искусственный интеллект.

Айрат Хайруллин: «Искусственный интеллект поможет человечеству колонизировать космос, освободит нас от рутинных задач, поможет врачам быстрее ставить правильные диагнозы»
В 2020 году Всероссийский центр изучения общественного мнения в ходе опроса выяснил, что 70% россиян не понимают сути искусственного интеллекта. При этом жители нашей страны оказались технооптимистами. Почти 70% участников опроса были готовы пользоваться сервисами на основе искусственного интеллекта в сфере госуслуг, чуть более половины – довериться помощи гаджетов в бытовых вопросах, сфере развлечений и оказания медицинских услуг.
«Искусственный интеллект поможет человечеству колонизировать космос, освободит нас от рутинных задач, поможет врачам быстрее ставить правильные диагнозы и на основе анализа BigData сделает эффективнее борьбу с коррупцией», – считает Айрат Хайруллин.
Урок по кибербезопасности стал третьим цифровым занятием в этом учебном году. В заключение министр сделал селфи с учениками и пожелал ребятам успехов в учебе.
«Советы по безопасности в интернете от человека, работающего в IT-сфере, дети запомнят лучше»
Что такое интернет? Где он находится и как попадает в здание? Эти и другие вопросы задали казанские школьники техническому директору филиала компании «Ростелеком» в Татарстане Артуру Лигостаеву.

Технический директор филиала компании «Ростелеком» в Татарстане Артур Лигостаев поговорил с шестиклассниками об угрозах, которые могут подстерегать в интернете
Федеральный оператор поддержал инициативу Минцифры РТ и провел «Урок цифры» в казанской гимназии № 33. Темой занятия стала также кибербезопасность. Артур Лигостаев поговорил с шестиклассниками об угрозах, которые могут подстерегать в интернете, и о простых правилах, помогающих создать безопасное для детей пространство. Школьники рассуждали о том, что собой представляют личные данные и с кем ими можно делиться, как придумывать пароли и для чего нужны программы-антивирусы, как противостоять кибербуллингу и мошенникам.
«Шестиклассники – очень хорошая аудитория для такого разговора, – отметила Нелля Шаяхметова, директор гимназии № 33 Казани. – В этом возрасте дети открытые, они пока еще рассказывают все как есть и готовы прислушиваться к советам взрослых. Нас всегда очень радует, когда на встречу с детьми приходят люди, которые могут интересно рассказать о своей работе. Это не только возможность узнать что-то новое о том или ином производстве, такие специалисты обладают большим авторитетом для детей. Думаю, советы по безопасности в интернете от человека, работающего в IT-сфере, дети запомнят лучше».
После урока Артур Лигостаев отметил, что ему было очень приятно иметь дело с живой реакцией детей. По мнению спикера, современные дети слишком много времени проводят в телефонах и планшетах. Но просто ограничивать их в использовании гаджетов не выход.

Шестиклассники – очень хорошая аудитория для такого разговора. В этом возрасте дети открытые
«Я думаю, важно сохранять доверительные отношения, чтобы ребенок в любой ситуации – необязательно конфликтной, возможно, просто непонятной – в первую очередь обращался к родителям. А родители, со своей стороны, не должны оставлять вопросы без ответа. Даже если они сами не очень хорошо ориентируются в этом пространстве, лучше попробовать разобраться вместе и найти надежные каналы достоверной информации. По теме информационной безопасности таким источником может стать книга „Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир“, она есть в открытом доступе на сайте „Ростелекома“», – сказал эксперт.
В конце занятия тему финансовых махинаций проиллюстрировал видеоролик с историей девочки, которая ответила на звонок «из банка», и в результате мама лишилась всех денег со счета. Короткометражка – часть цикла «Кибербезопасность для детей и взрослых»: каждый из шести фильмов посвящен одной из распространенных виртуальных угроз. В легкой игровой форме показаны приемы, к которым прибегают злоумышленники, а также даны конкретные советы, как правильно поступать, столкнувшись с угрозой в интернете. Создателей фильмов консультировали эксперты по кибербезопасности компании «Ростелеком-Солар», все ролики доступны в кинотеатре Wink.
«Обсуждались правила финансовой безопасности при пользовании интернета»
Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Татарстана Адель Мубаракшин провел в марте «Урок цифры» для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы № 2 Рыбно-Слободского района. Занятие было посвящено правилам безопасности в интернете.
«Целью урока было формирование осознанного отношения учеников к потенциально опасным действиям в сети. В рамках мероприятия были затронуты такие темы, как угрозы в интернете, защита персональных данных, создание надежного пароля, травля в виртуальном пространстве. Также со школьниками обсуждались правила финансовой безопасности при пользовании интернета», – сообщили в Министерстве труда.

«Уроки цифры» в Татарстане проводятся в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ»
Школьники узнали много нового о безопасном поведении в интернете. Полученные знания пригодятся им в реальных жизненных ситуациях.
Кроме того, в апреле сотрудники Управления информационных технологий и связи Казани провели «Урок цифры» в казанской гимназии № 28. Урок по искусственному интеллекту стал третьим цифровым занятием в этом учебном году. Сотрудники управления рассказали ребятам, что такое искусственный интеллект, как он создавался и где применяется, а также о том, какие важные задачи решаются с помощью этих технологий и как они меняют жизнь жителей в лучшую сторону.
В планах – беспилотный автомобиль и облачные сервисы
До конца года Управление информационных технологий и связи Казани планирует провести еще восемь «Уроков цифры» в образовательных учреждениях города. Все занятия направлены на профориентационную работу со школьниками и привлечение их в сферу IT-технологий.
По словам заведующей сектором развития IT-сообщества Минцифры РТ Марианны Кармановой, в планах на май – провести урок о виртуальной и дополненной реальности. Для участников летних лагерей в этом году пройдут занятия о клиентоцентричном государстве, индустрии 4.0 и цифровых технологиях в промышленности. Эксперты расскажут школьникам о технологиях будущего и квантовом компьютере. В новом учебном году темами занятий станут технологии беспилотного автомобиля, цифровое искусство, основы IT-предпринимательства и облачные сервисы для жизни.

«Уроки цифры» в школах республики будут проводиться не только в Год цифровизации, но и в последующие годы
«Цель проекта – подготовить кадры, чтобы дети разбирались в новейших тенденциях в рамках цифровизации всей страны», – добавила собеседница «Татар-информа».
«Уроки цифры» в Татарстане проводятся в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Как отметила спикер Минцифры РТ, такие занятия в школах республики будут проводиться не только в Год цифровизации, но и в последующие годы. Республика Татарстан среди всех субъектов страны по всем проектам «Цифровой экономики» занимает лидирующие позиции, подчеркнула Карманова.
Порядок приема и рассмотрения обращений
Все обращения поступают в отдел по работе с обращениями граждан организационно-контрольного комитета администрации города Барнаула и рассматриваются в соответствии с Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», законом Алтайского края от 29.12.2006 № 152-ЗС «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края», постановлением администрации города Барнаула от 21.08.2013 № 2875 «Об утверждении Порядка ведения делопроизводства по обращениям граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, организации их рассмотрения в администрации города, органах администрации города, иных органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, предприятиях».
Прием письменных обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц принимаются по адресу: 656043, г.Барнаул, ул.Гоголя, 48, каб.114.
График приема документов: понедельник –четверг с 08.00 до 17.00, пятница с 08.00 до 16.00, перерыв с 11.30 до 12.18. При приеме документов проводится проверка пунктов, предусмотренных ст.7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Итоги работы с обращениями граждан в администрации города Барнаула размещены на интернет-странице организационно-контрольного комитета.
- Главная
- Новости
- На «Уроке цифры» барнаульских школьников познакомят с квантовым компьютером
3 марта 2022, 11:12
На «Уроке цифры» барнаульских школьников познакомят с квантовым компьютером
Образование и наука
С 10 марта по 10 апреля пройдет новое обучающее занятие в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры». Занятие «Квантовый мир: как устроен квантовый компьютер» проведет Госкорпорация «Росатом». Организаторы мероприятия – автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», Минцифры России, Минпросвещения России, а также высокотехнологичные компании – лидеры цифровой трансформации.
«Благодаря новому партнеру «Урока цифры» – Госкорпорации «Росатом» у нас появилась возможность расширить тематику проекта, обогатив ее такой интересной и актуальной темой. Квантовые компьютеры обещают прорыв не только в информационных технологиях, но и в целом ряде смежных областей – физике, химии, биологии, медицине, транспорте и других. Работу с ними уже ведут мировые гиганты отрасли. И чтобы завтра российские компании могли соответствовать высокому уровню требований отрасли, важно, чтобы сегодня мы смогли заинтересовать и увлечь будущих разработчиков», – подчеркнула заместитель директора АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики» Юлия Горячкина.
По словам руководителя проектного офиса по квантовым технологиям Госкорпорации «Росатом» Руслана Юнусова, формирование кадрового резерва для квантовой индустрии – одна из ключевых задач. «Важно, чтобы школьники уже с начальных классов понимали, как в действительности устроен мир и что квантовые эффекты не что-то чужеродное. Чем раньше ребята научатся жить с этим осознанием, тем быстрее у них появятся идеи, как их правильно использовать. «Росатом» с нуля создает новую отрасль, поэтому участие в таких образовательных проектах, как «Урок цифры», – значимая часть стратегии по поиску талантливых детей и популяризации науки», – пояснил он.
Новый урок подготовлен в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также дорожной карты по квантовым вычислениям при поддержке Российского квантового центра, Национальной квантовой лаборатории и Газпромбанка. В его основе – познавательный материал, посвященный квантовому компьютеру: особенностям, отличиям от привычных персональных компьютеров, функционалу и изменениям, которые произойдут в мире с его появлением.
Как сообщается на официальном сайте Алтайского края, занятие состоит из теоретической и практической частей. Для школьников подготовили игровой тренажер – блок упражнений по обучению алгоритму и квантовому программированию. Десятиминутный фильм о принципах квантовой физики, устройстве нашего мира и практическом применении квантового компьютера поможет школьникам лучше понять растущий интерес к новому типу вычислительных устройств. Игровые задания позволят популяризировать науку среди учащихся 1-7 и 8-11 классов.
Приступить к уроку можно
на сайте
в любое время.
В IT-лабораториях по всему миру ведутся разработки искусственного интеллекта для самых разных сфер жизни, в том числе для работы с большими объемами данных. Например, с музыкой.
Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из твоих музыкальных интересов в режиме реального времени, то есть в течении нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И, как продолжение IT-инноваций в музыке, — это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?
На уроке вы познакомитесь со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых — научить Робота слышать песни и узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся.
А самым увлеченным доступен бонус — понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.
Посмотри видеолекцию
`
Как связана музыка и искусственный интеллект?
Музыка — это эмоции, творчество и свобода. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математика и четкая структура. Что же их связывает?
Егор Филиппов, менеджер проектов Яндекс.Музыки, и Анастасия Тмур, продюсер образовательных проектов в Академии Яндекса, смогут вас удивить: эти, казалось бы, несовместимые сферы не только удачно дополняют, но и совершенствуют друг друга. И, конечно же, расскажут, что еще может сделать современный искусственный интеллект, если ты позволишь ему узнать твои музыкальные интересы.
Скачать видео
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в Интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создает команда талантливых математиков и программистов. Проект реализуется в рамках «Образовательной инициативы Яндекса».
Всего получено оценок: 5418.
Обновлено 30 Декабря, 2021
О произведении
Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина. Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий.
На нашем сайте вы сможете читать онлайн краткое содержание «Цифры» по главам, а также пройти тест для проверки своих знаний по теме.
Опыт работы учителем русского языка и литературы – 27 лет.
Место и время действия
События рассказа происходят на протяжении одного дня в начале ХХ века в царской России.
Главные герои
- Женя – невероятно активный, любознательный, но при этом капризный и избалованный мальчик с чутким любящим сердцем.
- Дядя – родной дядя Жени, выступает в роли рассказчика. Сдержанный мужчина, который очень любит своего племянника, но боится избаловать его.
Другие персонажи
- Мама Жени – выступает на стороне своего брата, и старается поддерживать его методы воспитания.
- Бабушка Жени – любящая женщина, которая не может спокойно смотреть на душевные страдания ребенка, даже если тот наказан по заслугам.
Глава I
Дядя делится со своим племянником воспоминаниями о давнишней крупной ссоре между ними, когда тот еще был маленьким мальчиком.
Женя – «большой шалун», готовый без удержу резвиться с утра до ночи. Между ним и дядей частенько вспыхивают ссоры, но они быстро мирятся и забывают взаимные обиды. Однако этот конфликт приобрел совсем иные масштабы, и быстрое его разрешение было невозможно.
Главы II-III
Женя отчаянно мечтает научиться писать цифры. Он просыпается в хорошем настроении, предвкушая интересное и полное удивительных открытий времяпровождение. Мальчик просит дядю сходить в магазин и купить все необходимое: детский журнал, бумагу и цветные карандаши.
Однако дяде лень выходить из дома, и он находит подходящую отговорку: «Царский день!». Женя возмущен таким положением дел, ведь он хочет писать цифры здесь и сейчас, и никакой царский день ему не указ. Вот только горячо любимый дядя наотрез отказывается идти на компромисс, и соглашается выучить племянника цифрам на следующий день.
Понимая, что он ничего не добьется от упрямого взрослого, мальчик решает как следует ему отомстить и с удвоенной силой принимается за шалости. Набегавшись по дому, Женя находит новое развлечение, которое заключается в том, чтобы «подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом звонко вскрикивать».
Первыми не выдерживают такой атаки мама и бабушка шалуна. Они просят Женю успокоиться, но тот не обращает на них никакого внимания, ведь у него одна цель – позлить несговорчивого дядю. И это вскоре ему удается. Дядя кричит на проказника, шлепает его и закрывает в детской.
Главы IV-V
От «острого и внезапного оскорбления» Женя принимается пронзительно кричать на самой высокой ноте. Устав от криков и рыданий, он прибегает к более эффективной манипуляции, изображая из себя умирающего. Однако и эта мера не оказывает решительно никакого влияния на взрослых.
Тогда Женя хватается за последний шанс и принимается звать бабушку, сердце которой едва выдерживает подобное испытание. Но, так и не дождавшись утешения в лице бабушки, мальчик затихает.
Спустя некоторое время дядя заходит в детскую, чтобы убедиться, что с Женей все в порядке. Но, чтобы выдержать характер, он не обращает никакого внимания на проказника, а делает вид, что ищет портсигар.
Желая как можно больнее наказать дядю за проявленное равнодушие, Женя обещает, что уж более никогда не будет его любить. Более того, он даже грозится отобрать у него «японскую копеечку», которую подарил ему в знак особого расположения.
Мать с бабушкой просят мальчика помириться с дядей, однако тот не соглашается, и взрослые оставляют его в покое.
Главы VI-VII
Перед сном бабушка в очередной раз уговаривает внука попросить прощения у дяди. Не добившись успеха, она пускает в ход тяжелую артиллерию: напоминает мальчику о том, что если он не помирится с дядей, то тот никогда не научит его писать цифры.
Утром Женя, «обессиленный борьбой за счастье», робко просит прощения у дяди за свое отвратительное вчерашнее поведение. Наконец, между ними воцаряется мир и согласие, и они приступают к работе.
Мальчик с нескрываемым удовольствием и большим старанием выводит цифры, в то время как дядя, которому больше не нужно держать марку строгого и требовательного взрослого, радуется их сближению. Он с наслаждением вдыхает запах волос любимого племянника, ведь детские волосы так чудесно пахнут, «совсем как маленькие птички».
И что в итоге?
Женя — просит у дяди прощения за своё поведение, изучает вместе с ним цифры.
Дядя Жени — с радостью прощает племянника, учит его писать цифры.
А теперь попробуйте пройти тест!
Заключение
Своей книгой Бунин наглядно демонстрирует, насколько важно взаимопонимание между взрослыми и детьми. Необходимо всячески поощрять любознательность ребенка, но ни в коем случае не баловать и не потакать его капризам. Только тогда из малыша вырастет образованный и хорошо воспитанный человек.
Пересказ «Цифры» пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
Рейтинг пересказа
Всего получено оценок: 5418.
А какую оценку поставите вы?