Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Тип урока: изучение нового материала.

Программа: традиционная.

– Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?

– Какое число
первое?

– Какое число последнее?

– Какое число стоит за числом один?

– Назовите число, следующее за числом четыре.

– Назовите соседей числа пять; два.

Игра на внимание.

– Закройте глазки.

Учитель убирает карточку с любой цифрой.

– Откройте глазки. Какая цифра спряталась?

– Ребята, сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. У него большая просьба к вам помочь ему решить
некоторые задачи. Поможем?

– Давайте посмотрим, что у него в конверте. (Конверт подписан для учеников 1 класса школы №2)

Учитель достаёт карточки с весёлыми задачами.

Дима слив в саду нарвал
И ребят он угощал:
Одну сливу дал Наташе,
Одну – Лене, одну- Саше. Две осталось у него. Сколько было слив всего? (5)

У Алёнки – день рожденья!
Гости за столом сидят. Правильно чтобы торт разрезать,
Считает Лена всех подряд:
Я и папа с мамой,
Катя со Светланой,
Бабушка и Оля,
Кареглазый Коля.

– На сколько частей должна разрезать торт Лена?
(8)

Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом. Наверху ещё одно,
Чтобы не было темно. Посчитай окошки в домике у кошки (4)

Два кубика у Маши,
Четыре – у Наташи,
Вы кубики все эти
Скорей считайте, дети! (6)

– Молодцы, ребята! Справились с задачами,
помогли Незнайке.

Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем. Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке. Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.

Из конверта учитель или один из
учеников достаёт карточку с загадками.

– Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает. (Солнце)

– Что объединяет все эти загадки?

– Какое число есть в каждой загадке?

– А бывает два солнца, две луны?

– Число один – это тема сегодняшнего урока.

– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы,
которые находятся в количестве одного.

– А что
лично у вас связано с числом один?

– Как можно показать число один?

Учитель делает вывод, опираясь на ответы детей.

– Число один показать можно по-разному. Кто–то
сказал, что можно показать одну палочку – это
похоже на римскую цифру один.

Учитель показывает карточку с цифрой и
вывешивает на доску.

– Такую цифру можно встретить в книгах для
обозначения глав ( продемонстрировать книгу). В
жизни чаще используют арабскую цифру один.

Вывесить карточку на доску.

– Где вы видели такое обозначение?

Учитель демонстрирует монеты.

– Что можно купить на одну копейку?

– А на рубль?

Учитель берёт в руки карточку с цифрой один.

– Посмотрите ещё раз внимательно на цифру и
послушайте, как её описал поэт Г. Виеру:

Похожа единица на крючок,

А может ,на обломанный сучок.

– А вот как пишет о цифре один С. Маршак:

Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.

– Давайте, ребята, попробуем с вами изобразить
цифру один с помощью ниточки.

– А теперь выложим из палочек.

– В воздухе попробуем написать эту цифру.

Чтобы у нас получились красивые
цифры, которые мы покажем Незнайке, нам нужно
размять пальчики

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.

(Различные движения ладонями)

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

(Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с
большого)

– Из середины клетки
проведём наклонную прямую в правый верхний угол
и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки
ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более
краткое комментирование, которое легче
запомнить детям.

– Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

Можно попросить детей самим проверить свою
работу и подчеркнуть самые красивые цифры.

Также можно предложить детям нарисовать один
предмет.

Учитель объясняет
задание.

– Закрасьте цветными карандашами предмет,
который составлен из нарисованных вверху
геометрических фигур.

– Проверим. Покажите свои рисунки.

– Что же вы разукрасили? (Скворечник)

– С каким числом
познакомились?

– Какой цифрой оно обозначается?

– Где можно встретить такую цифру?

– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то
есть.

Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.

– И один в поле воин.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.

– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас
зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в
которой мы живём.

По каждому из вас судят о вашей семье, школе и
всём обществе в целом.

Спасибо. Урок окончен.

Тема: Число и цифра 1. Количественное понятие:
один-много. Соотношение числа предметов с цифрой. Письмо цифры 1.

  • Создать условия для знакомства учащихся с
    числом 1 и цифрой 1; закрепить понятие: один-много;
    упражнять в написании цифры 1; повторить
    геометрические фигуры и понятия: большой-маленький.
  • Способствовать коррекции мелкой моторики
    пальцев, слухового и зрительного восприятия.
  • Воспитывать аккуратность при работе на уроке.
  • учебник “Математика” 1 класс;
  • предметные картинки для счета и разной
    величины;
  • магнитные доски для письма;
  • коробка с манкой;
  • цифра 1 на карточках, вырезанная из линолеума,
    шершавая;
  • вырезанные геометрические фигуры разного цвета
    и величины;
  • игра “Большой, средний, маленький”.

Повторение геометрических фигур
треугольник, круг, квадрат.

– Какое сейчас время года? (Осень)

– Ребята, представьте, что мы с вами попали в
сказочный осенний лес. Идем-бредем и встретили
ежика. А еж-то непростой, еж – ученый. Он задает
много вопросов. Но мы с вами тоже многому уже
научились. Ответим на все его вопросы, выполним
все задания.

(Демонстрируется лист с изображением ?-ов,
?-ов, ?-ов)

– Покажи треугольник, круг, квадрат. (Дети
показывают, выходя к доске)

– Назови фигуру. (Учитель показывает)

Повторение понятия: большой-маленький

– В коробке лежат разные по величине
геометрические фигуры. Возьмите и покажите
большой круг. (Дети показывают с места)

– Покажите маленький квадрат. Какого он цвета?

– Покажите большой квадрат. Какого он цвета?

– Сравните квадраты, круги методом наложения. Какой больше? Меньше?

– Наш ежик идет по лесу и вдруг увидел елочки. Это какая елочка? (Большая)

– Это какая елочка? (Маленькая)

– Это какие елочки-сестрички? (Одинаковые)

– Вокруг елочки летают разные по величине
бабочки. Посадим большую бабочку на большую
елочку, а маленькую бабочку на маленькую елочку.

– Под елочками выросли грибы. Под большой
елочкой какой гриб вырос? (Большой)

– Под маленькой елочкой какой гриб вырос? (Маленький)

(Учащиеся выходят и прикрепляют предметные
картинки к магнитной доске)

После теплого дождя
Подросла картошка,
Помидоры, огурцы,
Даже я немножко.

Игра: “Большой, средний, маленький”

Детям выдаются по два набора из трех карточек
для составления пар предметов по величине:
большой, средний, маленький. Нужно большую
кастрюлю накрыть большой крышкой, среднюю
кастрюлю – средней крышкой, маленькую –
маленькой крышкой.

Самостоятельная работа на картах.

Закрепление понятия: один-много

– Идет ежик по лесу. Сколько ежиков? (Один)

– Ежик один. (Дети повторяют фразу)

– Увидел он елочки. Сколько елочек? (Много,
несколько)

– Елочек много. (Дети повторяют фразу)

– Свернулся ежик под елочкой. Сколько елочек? (Одна)

– Елочка одна. (Дети повторяют фразу)

– Отдохнул еж и побежал дальше. На поляне увидел
яблоки. Сколько яблок? (Много)

– Наколол яблочко на иголки. Сколько яблок
наколол? (Одно)

– Яблоко одно. (Дети повторяют фразу)

– Потом увидел еж грибочки. Сколько грибочков? (Много)

– Наколол грибочек на иголки. Сколько грибов
наколол? (Один)

– Гриб один. (Дети повторяют фразу)

– Нашел ежик гриб, яблоко, ягоду и стал их
считать. А считать-то не умеет. Давайте поможем. (Яблоко
одно, гриб один, ягода одна)

Физминутка для глаз

– Ежик по лесу ходил
И грибочки находил. Где один грибок? Где два?
Разобрался он едва. Чтобы больше не гадать,
Надо цифры изучать.

(Демонстрация карточки с единицей)

– Вот один иль единица,

Очень тонкая как спица. (Показ спицы)

– Это цифра один. (Демонстрация цифры разных
шрифтов и видов)

Скажем:”Одно яблоко”. Запишем: 1. “Один ежик”. Запишем: 1. “Одна елка”. Запишем: 1.

2) Выбор единицы из множества.

Учитель демонстрирует плакат, дети указывают.

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять. Этот пальчик в лес пошел. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал. Этот пальчик жарить стал. Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.

1) На доске. (Выходят учащиеся по одному)
Учитель показывает элементы единицы: на горку
(вверх), с горки (вниз) по вырезанному шаблону.

2) На манке.

3) На магнитной доске.

4) В тетрадях по обводке.

5) На печатном листе.

На печатном листе раскрасить только те
предметы, которые изображены по одному.

– Кто один на рисунке?

  • Один самолет.
  • Одно солнышко.
  • Одна обезьяна.
  • Один попугай.

– С какой цифрой познакомились?

– На что она похожа?

– Понравилось на уроке?

(Ученики получают вырезанные смайлы-улыбки)

– Кому отдашь свою улыбку, веселому или
грустному человечку?

(Учащиеся прикрепляют смайлик к понравившемуся
человечку)

  • Штриховка на листе бумаги.
  • Работа у доски (прикрепить бабочку).
  • Запись цифр в тетради с помощью учителя.
  • Шнуровка по проколам.

Задания к №3

– Нарисуйте в центре квадрат

– над квадратом нарисуйте круг

– слева от круга нарисуйте треугольник

– нарисуйте овал так, чтобы квадрат был слева от него

—Кто выполнил задание верно – поднимите зелёный кружок, кто

ошибся – красный.

– Что мы повторяли? (Равные множества, понятия «внутри, вне, над,

III. Самоопределение к деятельности

—На д о с к е расположены предметные картинки: два яблока, одна

груша, две морковки, одна клубника, один арбуз, две вишенки.

—Как назвать множество, выложенное на доске? (Множество плодов

—– На какие 2 группы можно разделить данные предметы?

—Учащиеся могут предложить различное деление, учитель должен

остановиться на делении на группы по количеству предметов.

—– Расположите предметы соответственно группам:

—1 груша 2 яблока

—1 клубника 2 морковки

—1 арбуз 2 вишенки

—Учащиеся располагают на партах рисунки. Затем 1 ученик выходит к

доске и выполняет задание. (Самопроверка по образцу на доске)

—Кто выполнил задание верно – зелёный кружок, кто ошибся –

—– Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному

—Сколько во множестве груш? Сколько клубник ? Сколько арбузов ?

—Как можно обозначить количество этих элементов на письме? (Точкой,

В математике для обозначения количества существуют специальные знаки

— Сформулируйте задачи урока. (Начать знакомство с цифрами,

Работа по теме урока

—С какого числа начинают счет? (С числа 1

—Число 1 также называют единицей.

—Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно

сказать «один»? (Один учитель, одна доска, один телевизор, один экран

—Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова

Технологическая карта урока математики в 1 классе

Учебный предмет: математика.

Учебник: «Математика» М. Моро, С. Волкова и другие 1 часть. Издательство: «Просвещение», УМК «Школа России».

Тип урока: урок новых знаний.

Тема: Число и цифра 5. Письмо цифры 5.

Цель урока: познакомить с числом и цифрой 5. Учить школьников способам образования числа 5.

развитие математической речи (развернутые ответы).

Основные термины, понятия: число, цифра, увеличить, прибавить, вычесть, отнять.

Средства обучения: учебник – тетрадь, раздаточный счетный материал, цифровой веер, карточки с цифрами.

-соотносить цифру и число,

-образовывать следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу или вычитанием числа1 из следующего за ним числа,

-учить слушать собеседника и вести диалог,

-слушать учителя и выполнять его требования,

– применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

-формировать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к учебе;

– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

– определять общие для всех правила поведения;

– определять правила работы на уроке;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– формулировать учебные задачи;

– учить планировать свою деятельность на уроке;

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– отличать верно выполненное задание от неверного;

– осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассницами давать оценку своей деятельности на уроке.

– ориентироваться в учебнике, тетради;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– строить речевое высказывание в устной форме;

– слушать и понимать речь других;

– формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

I Самоопределение к

II Актуализация

Мотивация к

Проверяет готовность класса к работе.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок.

Наш урок я предлагаю начать такими

словами: (СЛАЙД 2)

Но говорим с почтением,

Что математика нужна

Всем без исключения!

Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата,

И в прятки сыграть не сумеют ребята!»

Повторение изученного материала

(СЛАЙД 3) Игра «Умницы и умники»

: Сейчас мы поиграем с вами в игру

«Умницы и умники», а для этого нам

нужен обязательный атрибут –

академическая волшебная шапочка,

которая поможет нам выполнить задания!

: А сейчас необходимо вспомнить счет,

а) счёт от 1 до 10 прямой

б) счёт от 1 до 10 обратный

г) с помощью цифрового веера назови

д) повторим состав чисел, необходимо

Подготовка класса к работе.

С помощью учителя надевают

Дети хором считают.

Устно решают примеры,

тренирующие мыслительные

Дети показывают ответы с

помощью цифрового веера.

Дети из чисел выбирают нужное и

заселяют в «квартиру»

Личностные: самоопределение.

сотрудничество с учителем и

Коммуникативные: контроль,

коррекция, оценка действий

вопросов, общеучебные:

познавательной цели.

Познавательные: моделирование,

логические: решение проблемы;

коммуникативные: инициативное

сотрудничество в поиске и выборе

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

учебной задачи.

IV Действие с новым

е) сравните отрезки! (СЛАЙД 4) Каким

способом сравнения длин отрезков мы

ж) а теперь возьмите отрезки, которые

лежат на ваших партах и сравните их, что

вы о них скажите? Какой способ сравнения

отрезков мы использовали сейчас?

–Молодцы, ребята! Вы справились со

всеми заданиями, Вы настоящие умники и

Учитель активизирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Плачет Ира, не унять, Очень грустно Ире.

Стульев было ровно пять, А теперь четыре.

Начал младший брат считать:

– Один, два, три, четыре, пять.

– Не реви!- сказал малыш-

Ведь на пятом ты сидишь. Барто)

– Ребята, кто догадался, какое число

сегодня будем изучать? (СЛАЙД 6)

– Значит, какую учебную задачу мы

должны с вами поставить перед собой

сегодня на уроке?

Написать цифру 5 –

Что крючок нарисовать.

Но у этого крючка

Леска больно коротка.

Посмотрите на иллюстрацию на странице

34 и скажите, чего на рисунке 5? (5 яблок,

На глаз определяли

Они одинаковые по длине, но

разные по ширине

Снимают академические шапочки.

Ставят цели, формулируют тему

Познакомиться с числом и цифрой

на перевернутую цифру 2, на серп

Совместная работа с учителем,

объяснение схем.

Регулятивные: контроль, оценка,

Познавательные: выбор наиболее

эффективных способов решения

задач, умение осознанно и

произвольно строить речевое

высказывание; коммуникативные:

управление поведением партнера –

контроль, коррекция, оценка

коррекция, выделение того, что уже

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Работа по учебнику

Работа в тетради.

5 детей, 5 корзинок)

красное – всего 5 яблок, 4 полные корзины

и 1 пустая – всего 5 корзин, 3 мальчика и 2

девочки – всего 5 детей

Посмотрите на схемы и записи,

приведенные ниже. Как они связаны с

рисунком? (Красные круги обозначают

корзины с яблоками, синий круг – пустую

корзину. Всего корзин 5: 4 +1 = 5. Всего

корзин 5 – это все круги. Пустая корзина 1

– это синий круг. Если ее убрать,

останется 4 корзины с яблоками – это

красные круги: 5 – 1 = 4

Аналогично разбираются вторая схема и

записи к ней.

Мы немного подустали.

Попрошу вас, дети! Встали!

Откройте тетрадь на с. (СЛАЙД 9)

Учитель пишет цифру 5 на доске,

НАЧИНАЕМ ПИСАТЬ ЦИФРУ 5 ПОЧТИ

С СЕРЕДИНЫ ВЕРХНЕЙ ЛИНИИ

КЛЕТКИ, ВЕДЕМ НАКЛОННУЮ

ЛИНИЮ, НЕМНОГО НЕ ДОВОДЯ ДО

ЦЕНТРА КЛЕТКИ, НАЧИНАЕМ

ПИСАТЬ ПОЛУОВАЛ, КАСАЯСЬ

ПРАВОЙ И НИЖНЕЙ ЛИНИИ КЛЕТКИ,

СВЕРХУ ПИШЕМ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ

Дети пишут цифру 5 по алгоритму.

Письмо в воздухе, следуя

направлению карандашика, а после

усвоено и что еще подлежит

усвоению, осознание качества и

уровня усвоения; личностные:

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия,

личностные: смыслообразование.

– определять правила работы в

личностных ценностей).

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

У девочек и мальчиков на руке пять

Прочитайте вопросы к следующему

заданию. (СЛАЙД 10) Положите на

каждый рисунок карточку с

соответствующей цифрой.

Какого числа нет?

Сколько всего монет изображено

на полях? (6. ) Какого

достоинства первая монета?

Какого достоинства остальные монеты?

(По 1 руб

Сколько монет по 1 руб. составляют 3руб

А 4 руб

Посмотрите, как число 5 обозначается на

костяшках домино.

Какое время показывают часы?

Рассмотрите рисунки на с. Подберите к

каждому из них подходящую запись.

(1 ряд подбирает к первому рисунку, 2 ряд

– ко второму

Какая запись подходит к первому

Какая запись подходит ко второму

Прочитайте следующее задание. Как

измерить полоску с помощью мерки?

Измерьте синюю полоску.

Измерьте красную полоску

Дети отдыхают, проговаривают

вслух физкультминутку.

(Проверка: 3, 1, 2, 5

(5 ч, так как маленькая стрелка

указывает на цифру 5, а большая

(3 +1. Было 3 пчелы, 1 прилетела.

Пчел стало больше

(4—2. Было 4 жука, 2улетели.

Жуков стало меньше

(Соединить начало мерки и

полоски, сосчитать количество

мерок. ) Работают с помощью

– ориентироваться в тетради;

– ориентироваться в своей системе

знаний (определять границы

– уметь использовать полученные

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

VI I. Рефлексия

Какая полоска самая длинная?

Какая полоска самая короткая?

Учитель организует рефлексию.

С каким числом и цифрой вы

А что особенно вам понравилось?

Было ли вам скучно на уроке, когда?

Что нового узнали?

Оцените свою работу и работу других.

Всем спасибо большое, урок окончен!

Дети выбирают один из смайлов

– давать оценку деятельности на

уроке совместно с учителем и

– выделять и осознавать то, что уже

усвоено и что нужно еще усвоить;

точностью выражать свои мысли.

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Учебник: «Математика» М. Моро, С. Волкова и другие 1 часть. Издательство: «Просвещение», УМК

Средства обучения: учебник – тетрадь, раздаточный счетный материал, цифровой веер, карточки с цифрами,

презентация, мультимедиа.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Приёмы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

-образовывать следующее число прибавлением числа 1 к предыдущему числу или вычитанием числа1 из

Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности

(материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся), принцип последовательности и

Методы по источнику знаний: словесный, практический, наглядный.

Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в

процессе беседы), проблемный метод.

Стимулирующие методы: самоконтроль, взаимный контроль.

Контроль усвоения знаний проводился при работе с карточками, при письме цифры 5, по итогу урока.

Мотивация учения на разных этапах урока:

социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества между учителем и учениками.

Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности

их умений, поэтому урок прошел в спокойной рабочей обстановке. На каждом этапе учитывались возможные

индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялся

дифференцированный подход к обучению. Каждое задание на уроке сопровождалось слайдом, наглядным или

раздаточным материалом, а также рабочей тетрадью.

Кратковременный организационный момент подготовил учащихся к дальнейшей работе.

Второй этап урока, устный счет, прошел в хорошей эмоциональной обстановке, ученики были замотивированы на

успешную интересную деятельность благодаря игре «Умники и умницы». На данном этапе учащиеся благополучно

справлялись со всеми заданиями, продемонстрировали знание ранее изученного материала. При сравнении полосок

первоклассники вспомнили способы сравнения, используя ранее полученные знания. На данном этапе немного возникли

затруднения учащихся с цифровыми веерами, так как ученикам неловко пока работать с данным раздаточным

материалом. При работе с «Домиками» мною была допущена следующая ошибка – при заселении «квартир»

соответствующими числами стоило маркером записать данные числа в «квартиры».

Обучающиеся 1 класса самостоятельно определили тему урока и учебную задачу, тем самым смотивировали себя

Следующий этап урока: действие с новым материалом прошло в достаточно рабочей, но эмоционально

напряженной обстановке, так как совместная работа с учителем, объяснение схем в учебнике оказалось

затруднительным для первоклассников.

В ходе практической работы и наблюдений первоклассники познакомились с образованием числа 5. Далее была

вовремя была проведена музыкальная физкультминутка. Стоит отметить, что дети с огромным желанием и восторгом

готовы отвлечься от урока и просто танцевать. Далее было организовано письмо цифры 5 в рабочей тетради. На данном

этапе мною был упущен момент проведения пальчиковой гимнастики после письма в целях экономии рабочего времени.

Далее проходил следующий этап урока: закрепление полученных знаний, в ходе которого ученики ускорились в

выполнении оставшихся заданий. На данном этапе для детей являлось новым заданием – измерение полосок с помощью

одинаковых мерок, стоит отметить, что дети справились с данным заданием благополучно. Также на данном этапе

проходила работа с полями, на которых были представлены монеты разного номинала, с данным заданием дети не

справились, так как мною недостаточно ясно было объяснено слово «номинал», возможно стоило заменить данное слово

на слово «достоинство».

За пару минут до звонка были подведены итоги урока. Первоклассники оценивали усваиваемое содержание

учебного материала (исходя из личностных ценностей), почти каждый ученик высказался на данном этапе.

По итогу урока была проведена рефлексия своей деятельности на уроке с помощью методики «Смайл». Данная

методика помогла ученикам объективно оценить уровень своей работы на уроке.

Домашнее задание не было дано ученикам, так как первоклассникам не задают задание на дом по методическим

рекомендациям. Домашнее задание учитель оговаривает отдельно с родителями.

Урок проведён с доминирующей деятельностью обучающихся, цели достиг. Трудности возникают при

организации фронтальной работы, не у всех обучающихся сформированы коммуникативные умения. Также не все

учащиеся умеют выступать на публике и выражать свое мнение.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА)

ФИО учителя: Стружкина Марина Васильевна_______________________________________________________________________________

Место работы, должность: МБОУ СОШ с. Камешкир________________________________________________________________________

Название УМК: ГАРМОНИЯ _____________________________________________________________________________________________

Учебный предмет: математика_____________________________________________________________________________________________

Класс: 1 ________________________________________________________________________________________________________________

Тема урока: Запись ряда чисел при счёте предметов ___________________________________________________________________________

Место и роль урока в изучаемой теме: урок открытия новых знаний_____________________________________________________________

Тип урока: урок открытий новых знаний_____________________________________________________________________________________

Цель урока: познакомить детей с рядом однозначных чисел, который используется для счета, и разъяснить предметный смысл построения

Задачи урока: Предметные:

Построить начало числового (натурального) ряда чисел от 1 до 9 включительно.

Выделить свойства числового (натурального) ряда чисел.

Воспринимать информацию, содержащуюся в рисунке. Использовать эту информацию для ответов на вопросы.

Упорядочивать числа при счете предметов по выбранному признаку.

Восстанавливать математические записи в соответствии с заданием и знанием свойств числового (натурального) ряда чисел.

Формировать у обучающихся умение ставить учебную задачу и планировать её решение: выстраивать последовательность необходимых

операций (алгоритм действий).

Формировать у обучающихся умение планировать деятельность в соответствии с учебной задачей, удерживать цель деятельности до получения

её результата, проявляя инициативу и самостоятельность.

Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самоконтроль, вносить коррективы в действие после его завершения на основе

его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся, вовлечению их в творческий процесс учебной деятельности.

Развивать математическую речь, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Продолжать формирование умений и навыков самостоятельного учебного труда, сотрудничества в группах.

Формировать у обучающихся умение классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); выполнять учебные

задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Выделять существенную информацию из текста, осуществлять анализ с выделением существенных признаков, синтез как составление целого из

частей (анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать аналогии).

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять

доброжелательность и доверие к участникам деятельности.

Цели: проверка

обучающихся, их

настроя на работу

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

– Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга,

улыбнитесь и пожелайте мысленно успешной работы

себе, соседу, всему классу.

к уроку,

на работу.

Берутся за руки,

Личностные: выражение

отношения к процессу

вовлечение в творческий

сотрудничества с учителем

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

– К нам на урок сегодня пожаловали сказочные гости.

Это король со своей дочкой принцессой. По секрету вам

скажу, что принцесса очень капризная и не любит

учиться. Король просит нас помочь ему убедить

принцессу в том, что знания математики в жизни очень

– Ребята, а вы как считаете? Нужна ли нам математика в

(-Нужна. Мы считаем, сколько надо тарелок, ложек,

кружек, когда накрываем столы. Сколько учеников

учится в 1 классе, сколько гостей придёт на день

– Верно, даже для того чтобы посчитать предметы, нам

нужна математика.

Задания на интерактивной доске

-Положи на каждую полку указанное количество

Физкультминутка для глаз (интерактивная

Создание проблемной ситуации.

– Ребята, король очень любознательный и хочет знать,

какое число лишнее. 1 2 3 4 5 6 7 8 10

– По какому признаку они лишние? (Дети могут

сказать, что лишняя цифра 2 – по цвету, цифра 8– по

размеру, число 10- состоит из двух знаков, цифр)

-Что вы можете сказать про числа, которые вы только

что назвали? (Они однозначные)

– А почему их так назвали? (Потому что в записи этих

чисел используется один знак, одна цифра)

-А если в записи числа используется два знака, кто

догадался как такие числа называются? (Двузначные.

Потому что состоит из двух цифр

-Молодцы, ребята. Но с такими числами мы

познакомимся позже, а сегодня мы продолжим работать с

однозначными числами и теперь мы смело можем прийти

на помощь нашим сказочным героям.

Король хочет узнать, как будут располагаться все эти

числа при счете предметов?

параллель с

себя с помощью

линеечки» , а

чел. у доски,

работа на местах в

Потом сверяют с

познавательной цели

:планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

-Король хочет узнать, как будут располагаться все эти

– У Короля и принцессы возник спор.

-Как же располагаются все эти числа при счете

(таблички с числами от 1 до 9 на доске)

места и причин

Цель:- подведение

детей к

темы и постановке

задач урока.

– Что вы хотите сегодня узнать на уроке, чему научиться и

научить наших гостей?

(как можно записать однозначные числа при счете

– Как вы считаете, какая будет тема нашего урока?

Расположение чисел при счете предметов.

– Что нам поможет в изучении темы урока?

– Учитель, одноклассники, учебник, тетрадь, ряд чисел.

нию темы и

целей урока.

ставят задачи урока

проекта выхода

из затруднений.

Цель:- Составление

– Что для этого нужно сделать на уроке?

Составим план наших действий.

Вместе с учителем составляют план работы:

– слушать учителя, одноклассников;

– наблюдать за числами;

– работать в рабочей тетради;

– конструировать, творить своими руками.

На доску вывешиваются значки: ухо, глаз,

тетрадь, рука.

Как вы оцениваете себя на этом этапе урока? (волшебная

На какую ступеньку лесенки вы бы поставили сейчас

• Ничего не понятно.

• Все понятно, затруднений нет.

Хочу знать больше.

значки и символы.

моделирование, решение

проблемы, построение

логической цепи

рассуждений ,выдвижение

гипотез и их обоснование.

промежуточных целей с

– составление плана и

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

ь действий при

-Король хочет узнать, как будут располагаться числа при

счете предметов? Принцесса утверждает, что на первом

месте стоит число 5, потому что 5 – это любимое ее

– Сколько учеников вышло к доске?

(Прошу одного ученика выйти к доске)

– Сколько теперь учеников у доски?

– Увеличилось число учеников?

– На сколько?

( Прошу ещё одного ученика выйти к доске)

– Сколько стало учеников у доски?

(Постепенно выходят все 9 учеников)

Представьте, что вы сейчас не ученики, а числа.

Как вы встали? (числа встали в ряд)

– Как назовем этот ряд? (числовой ряд)

– А как стоят числа в числовом ряду? (по порядку)

-С какого числа начинают вести счёт предметов?

-Какие числа вы использовали при счёте?

-Какие числа называют однозначными?

Итак, попробуем сделать выводы.

На сколько следующее число больше предыдущего?

Кто попробует повторить все свойства ?

Игра «Найди свое место»

А сейчас вы должны найти свое число и занять нужное

место в числовом ряду.

-Сравним его с числовым рядом, который мы построили,

а теперь сравним с рядом нашей гостьи.

– Вернёмся к спору короля и принцессы. Помогли мы им?

Выяснили, как располагаются числа при счете? Права

была принцесса? – Почему?

Ребята, принцесса раскапризничалась и убежала в лес, а

назад дорогу не найдет. Хорошо поступила принцесса?

Как нужно вести себя с родителями?

сотрудничество в поиске и

выборе информации.

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Цель: Создание

условий для

ой разгрузки

(под музыку «Шел король по лесу»)

Ходьба чередуется с упражнениями

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать

Шесть – за стол тихонько сесть.

на новый способ

-Итак, мы добрались до дремучего леса. Чтобы вывести

принцессу из леса нам нужно указать ту тропинку, где

расположен ряд чисел, который используется при счете

Посовещайтесь и выполните задание.

-Почему нельзя пользоваться первым рядом чисел?

(Числа не в той последовательности, числа 3 и 4 , 7 и 8

-Почему нельзя пользоваться вторым? (Он начинается не

по правилу счета, не с 1, а с 9)

-А почему подходит 3-й ряд? (Здесь все числа на своих

местах, каждое следующее число на один больше

– Отлично, ребята. Король очень рад снова видеть свою

дочь живой и здоровой и приглашает нас к себе в гости.

Работают в парах,

Познавательные: умение

структурировать знания,

действия с полученными

самопроверкой по

Цель:- освоение

способа действия с

знаниями в

Игра «Сбежавшие числа»

Открываю доску. Там расположены домики. Жители –

-Посмотрите, какие дома в королевстве. Здесь каждое

число живет в своем домике. Но вы видите, что

некоторые домики пусты. Из них сбежали числа. Какие

– Сконструируйте недостающие числа из геометрических

фигур своего цвета( синий стол, красный стол, зеленый)

– Вспомним правила работы в группе:

Посовещайтесь и выполните задание. Жду сигнал

Проверяем. От каждой команды выходи по 1 ученику.

На доске раскрывается эталон.

т освоению

цифры в числовом

партнера, контроль,

действий партнера.

в форме сличения способа

действия и его результата с

заданным эталоном с целью

обнаружения отклонений и

отличий от эталона

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Включение в

систему знаний и

Игра «Ты мне, я – тебе» (Вопросы задает сначала

учитель, а потом ученики одной группы ученикам другой)

Какое число стоит между числами 4 и 6?

– Оцените свою работу

-Так где же в жизни нам пригодятся знания,

которые вы сегодня добыли?

деятельности на

– Когда мы пользуемся числовым рядом?

– Как получается каждое следующее число?

– Как называются числа, в записях которых используется

1знак, 1 цифра?

– Какую цель ставили?

– Чему научились?

Возвращаемся к значкам, линеечке и ступенькам.

– Как теперь мы себя оценим по волшебной линеечке?

Где мы с вами были в начале урока? А где сейчас?

Где сейчас находится принцесса? На какую ступеньку мы

теперь ее поставим?

На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?

• Ничего не понятно на уроке.

• Все понятно на уроке, затруднений нет.

• Хочу знать больше.

– Молодцы! Спасибо всем за урок.

всего класса.

умение с достаточной

полнотой и точностью

рефлексия способов и

условий действия, их

контроль и оценка;

значения результатов своей

потребностей, мотивов,

жизненных интересов.

Технологическая карта урока математики 1 класс число и цифра 1

Тема: Понятия “много”, “один”. Цифра 1. Письмо цифры 1

Цель:создать условия для ознакомления с числом 1 и его графической

записью – цифрой 1, развития логического мышления, привития интереса

к предмету, аккуратность; учить соотносить число и цифру, сравнивать

«один» и «много».

до 20; уметь соотносить число 1 и цифру 1, сравнивать группы предметов с

Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место и привести его

в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и

высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.

Коммуникативные УУД: уметь рассуждать и анализировать условие задачи;

слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в учебнике; определять

умения, которыми овладеют на основе изучения раздела; отвечать на

простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике.

Личностные результаты: оценивают усваиваемое содержание (исходя из

социальных и личностных ценностей).

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, счетный материал

Организационный момент.

Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были числа. Каждое

число жило само по себе. Не было у них никакого порядка. Поэтому числа

ссорились между собой. Но однажды в царстве появился Добрый

Волшебник. Он решил навести порядок. Поставить числа в порядке

возрастания: 3,5,7,9. Потом Волшебник встретил числа: 2,6,4. Оказалась,

числа можно построить так, чтобы каждое следующее было больше

предыдущего на единицу.

Что должно было получиться?

Вдруг из домика выскочил бублик:

– Возьмите меня в свой ряд!

– Как тебя зовут? – спросил Волшебник.

– Нолик,- ответил бублик.

Что ты умеешь? – продолжил Волшебник.

– Я многое умею. Я могу дружить со всеми числами и знаю, как любое число

сделать большим-пребольшим, — похвастался Нолик.

– Раз ты умеешь делать такие чудеса, мы поставим тебя самым первым, –

обрадовал его Волшебник.

Чисел стало на одно больше. Ряд получился такой: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.

Вдруг числа услышали чей-то плач. Как вы думаете, кто мог плакать?

Конечно же, число один.

Вот один иль единица.

А может на обломанный сучок. Виеру

– Где должно стоять число один? (Верно, после ноля)

– Вот и пришли числа к согласию. У каждого есть своё достойное место.

Устный счет.

– Сегодня, ребята, Добрый Волшебник поможет нам путешествовать по

стране Математика.

– Давайте посмотрим, что он нам приготовил?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Сколько карточек? (10)

– Какое число первое? (0)

– Какое число последнее? (9)

– Давайте посчитаем вместе. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

– Сколько точек на пятой карточке? (4)

Одну – Лене, одну – Саше.

– Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две

груши. Сколько всего груш?

– Ни одной, так как на вербе груши не растут.

– Молодцы! Вы хорошо справились.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сообщение темы, задач урока.

Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

– Миша взял с собой Дашу и они отправились в лес за грибами.

– Даша собрала полную корзину грибов, а Миша один.

– Сколько грибов нашёл Миша? (Правильно, один)

– Сколько грибов нашла Даша? (Конечно же, много)

– Назовите фигуры, которые появляются.

– Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

– Сколько всего фигур? (четыре)

– Как можно сказать по-другому? (Много)

– Убираем 1 прямоугольник. Сколько осталось? (три)

– Убираем 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (две)

– Убираем 1 круг. Сколько осталось фигур? (Один треугольник)

– Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён жителю страны

Математика – числу и цифре один.

– Мы будем вспоминать всё, что связано с единицей, будем считать, решать

примеры и задачи, узнавать новое и помогать друг другу.

Тонкая, как спица,

Цифра ЕДИНИЦА.

От неё ведётся счёт,

И за это ей почёт.

Что же уместиться

Может— целый шар земной,

Он один у нас с тобой. Орлов

– В чём разница между цифрой 1 и числом 1?

– Число считаем и слышим, цифру пишем и видим. Число на бумаге

записывается цифрой.

– Верно. 0 и 2

Особым почитанием были окружены числа в Древней Греции. Философ и

математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Числа, считал он,

несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Единица почиталась особо и

была символом славы и могущества. Она означает человека активного,

смелого, храброго. Единицу относят к именам: Вера, Наташа, Оксана, Толя,

Костя, Илья, Слава.

Вам повезло, ребята, хорошее и счастливое у вас число.

– Число один показать можно по-разному. Кто-то сказал, что можно показать

одну палочку – это похоже на римскую цифру один. Такую цифру можно

встретить в книгах для обозначения глав. В жизни чаще используют

– Где можно встретить такое обозначение?

– Такое обозначение мы можем встретить в номере квартиры, дома, номере

маршрута на автобусе, на гире, на пакете молока, на часах, на линейке, на

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с

целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

– Посмотрите на цифру 1. На что она похожа?

– Попробуйте выложить при помощи палочек, ниточки и геометрического

– Посмотрите, что получилось на экране.

-Это мы изобразили печатную цифру 1, а есть ещё прописная. Сейчас мы

поучимся её писать. Но прежде чем писать вспомним правило посадки.

Я тетрадочку открою,

Уголочком положу.

Я от вас, друзья, не скрою –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Цифра 1 состоит из 2-х элементов: две наклонные палочки, малая и

– Начинаем писать малую наклонную палочку с середины клетки и ведём её в

верхний правый угол. Затем пишем большую наклонную палочку от

верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки.

Прописываем два раза. Затем ещё три раза.

– Давайте продолжим свою работу. Добрый Волшебник хочет познакомить

вас с ещё одним правилом математики. 1 – волшебница. Оказывается, если к

любому названому числу прибавить единицу, то получится последующее

число. Если из любого названого числа вычесть единицу, то получится

предшествующее число. Проверим это правило?

И ещё одну нашла.

ДВОЙКА С ЕДИНИЦЕЮ

Поглядите, что за птица

Полетела в небеса?. (тройка)

ЕДИНИЦА, как стрела,

Мигом ТРОЙКУ догнала.

Выстрел меткий, точно в тире.

Цифра сильная – ЧЕТЫРЕ,

Выжимать умеет гири,

Поднимает целый пуд,

А ЕДИНИЧКА тут как тут:

– ЧЕТВЁРКА, я с тобой дружу.

Хочешь, фокус покажу?

ЕДИНИЧКА её хвать!

ПЯТЬ у звёздочки концов.

ПЯТЬ в скворечнике птенцов.

Вдруг примчалась ЕДИНИЦА,

Вот ШЕСТЁРКА в дом стучится,

Дверь открыла ЕДИНИЦА:

– Проходите, проходите!

Ой, ребята, поглядите!

Ведь ШЕСТЁРКИ нет теперь,

– Что с тобою, цифра СЕМЬ,

Что сгорбилась совсем?

– Единицу я ищу,

Цифра ВОСЕМЬ – два колечка –

Выбегает на крылечко.

Зацепилась за палку.

И упала, и пропала?

По тетрадке, как лошадка,

Скачет весело ДЕВЯТКА.

ЕДИНИЧКУ к ней приделать –

Будет палка и кружок.

Молодчина ты, дружок! О. Горемыкина

-Добрый Волшебник предлагает отдохнуть.

2)В стране фигур.

– Назовите фигуры.

– Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.

– Сколько квадратов? (один)

– Сколько треугольников? (один)

– Сколько прямоугольников? (один)

– Сколько кругов? (один)

– Назовите предмет, который нарисован из данных фигур. (Правильно, это

3) Игра « Отыщи»

– Какие единичные предметы нас окружают?

(Одна дверь, одно окно, один журнал, одна указка, один учитель и т

-Проверьте, все ли предметы на слайде изображены по одному

– Конечно, все предметы изображены по одному, кроме цветов, которых на

слайде два.

– Назовите предметы вокруг нас, которых много.

– Проверьте на слайде количество предметов.

– Верно. Бабочка на слайде одна, а остальных предметов много.

4) – Какое слово спряталось?

Первая цифра стоит в середине,

Буква с начала и буква с конца.

В целом – леса, горы, равнины,

К целому полны любовью сердца.

– Это слово Родина.

Анализ достижений учащихся

Итоги урока (рефлексия)

– Добрый Волшебник благодарит вас за интересный урок.

– Вы теперь знаете, что число 1 мы слышим и произносим, а цифру 1 мы

пишем и видим. В правой руке у Волшебника прописная цифра, а в левой

печатная. Правда, ребята?

– Он предлагает последнее задание.

Пословица «И один в поле воин».

– Как вы её понимаете?

– Каждый способен на великие дела.

– Дело в том, что любой человек ценен и важен. От каждого из нас зависит,

каким будет наш класс, наша школа, страна. По каждому из вас судят о

вашей семье, школе и всём обществе в целом.

Знаменитый математик Пифагор не случайно приписывал числу один

великую силу. Он считал, что число один символизирует единство.

– Вот пришла пора прощаться с Добрым Волшебником. Давайте подарим ему

свои улыбки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector