Урок Цифры: Развитие цифровых технологий в российском образовании
В этом учебном году ребята со всей страны и за ее пределами познакомились с новыми ИТ-профессиями и цифровыми технологиями, а педагоги, благодаря подробному и понятному контенту, могли легко интегрировать учебные материалы в школьную программу и дополнять ее в случае необходимости, ведь тренажеры и методические пособия доступны в любое время на сайте.
Традиционно партнерами проекта выступили крупнейшие отечественные технологические компании, среди которых Яндекс, 1С, VK, Благотворительный Фонд Сбербанка Вклад в будущее, Росатом, Лаборатория Касперского. Цифровой контент проекта был посвящен таким тематикам, как видеотехнологии, мобильные угрозы, анализ в бизнесе и программной разработке, искусственный интеллект в стартапах, квантовые технологии, цифровым технологиям в метеорологии.
В этом учебном году 2022−2023 к тренажерам Урока цифры было сделано максимальное количество обращений за всю историю проекта — более 15,4 млн.
ТОП-15 регионов
В ТОП-15 лидеров среди регионов по доле прохождений уроков стали:
- Белгородская область
- Оренбургская область
- Магаданская область
- Омская область
- Чукотский автономный округ
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Пензенская область
- Республика Мордовия
- Самарская область
- Новосибирская область
- Камчатский край
- Республика Карелия
- Тульская область
- Калининградская область
- Челябинская область
Цитата заместителя Министра просвещения России
Цифровые технологии все больше встраиваются в нашу жизнь. Для детей это уже почти привычная среда для общения и изучения мира вокруг. Развитие тематических уроков в области информационных технологий — это открытие новых областей знаний для ребят и их родителей. Они узнают о работе с большими данными, осваивают языки программирования и навыки защиты информации, получают представление об искусственном интеллекте и квантовых технологиях. И конечно, на „уроках цифры“ ребят знакомят с востребованными ИТ-специальностями, чтобы уже в школе многие из них определились с выбором будущей профессии, возможно в ИТ-отрасли, и смогли подготовиться к поступлению в колледж или университет. Сейчас наша страна как никогда нуждается в высокопрофессиональных кадрах, и „Урок цифры“ вносит свой большой вклад в это направление — отметила заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Анастасия Зырянова.
Цитата генерального директора Цифровая экономика
Урок цифры — уникальный образовательный проект, который уже 5 лет дает возможность школьникам со всей России развивать навыки и компетенции, востребованные в ИТ-отрасли и узнавать больше о высоких технологиях. А ещё наш „Урок цифры“ в течение всего 2023 года помогает ребятам сориентироваться в мире ИТ и прокачать скилл: ведь у кого-то впереди летние каникулы, а кому-то еще предстоит потрудиться и осилить сдачу ЕГЭ и вступительные экзамены. Здорово, если новые знания помогли ребятам определиться с будущей профессией и пополнить через несколько лет ряды ИТ-специалистов — комментирует генеральный директор АНО Цифровая экономика, Сергей Плуготаренко.
Уроки цифровой грамотности для школьников
В сентябре учебный год открыл урок от Благотворительного фонда Вклад в будущее под названием Искусственный интеллект в стартапах. Этот урок помог ребятам взглянуть на ИИ-технологии и их возможности для предпринимателей.
Благотворительный фонд Сбербанка
Петр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка Вклад в будущее, подчеркнул важность проекта Урок цифры как способа цифрового обучения для школьников.
Рассказывая о применении искусственного интеллекта в реальном секторе экономики и стартапах, он отметил, что такие уроки вовлекают школьников в технологическое предпринимательство, помогая им формировать необходимые навыки, экспериментировать и развивать идеи.
Видеотехнологии и прогноз погоды
В ноябре урок Видеотехнологии от компании VK рассказал о работе видеотехнологий и использовании нейронных сетей для создания видеоконтента.
В январе этого года урок от Яндекса под названием Технологии, которые предсказывают погоду помог школьникам понять процесс создания прогноза погоды с использованием искусственного интеллекта.
Участие компании 1С
В феврале школьники приняли участие в уроке от компании 1С о Анализе в бизнесе и программной разработке. На этом уроке дети узнали, где применяется анализ данных, как важна аналитика в разработке программ и в бизнесе, а также какие инструменты используют аналитики для принятия решений.
Все это помогает школьникам развивать навыки работы с данными и принятия обоснованных решений.
Вместе с такими уроками цифровой грамотности школьники получают возможность погрузиться в мир технологий и развивать цифровые компетенции, которые становятся все более важными в современном мире.
Markdown-версия статьи:
## Уроки цифровой грамотности для школьников
В сентябре учебный год открыл урок от Благотворительного фонда Вклад в будущее под названием Искусственный интеллект в стартапах. Этот урок помог ребятам взглянуть на ИИ-технологии и их возможности для предпринимателей.
## Благотворительный фонд Сбербанка
Петр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка Вклад в будущее, подчеркнул важность проекта Урок цифры как способа цифрового обучения для школьников.
Рассказывая о применении искусственного интеллекта в реальном секторе экономики и стартапах, он отметил, что такие уроки вовлекают школьников в технологическое предпринимательство, помогая им формировать необходимые навыки, экспериментировать и развивать идеи.
## Видеотехнологии и прогноз погоды
В ноябре урок Видеотехнологии от компании VK рассказал о работе видеотехнологий и использовании нейронных сетей для создания видеоконтента.
В январе этого года урок от Яндекса под названием Технологии, которые предсказывают погоду помог школьникам понять процесс создания прогноза погоды с использованием искусственного интеллекта.
## Участие компании 1С
В феврале школьники приняли участие в уроке от компании 1С о Анализе в бизнесе и программной разработке. На этом уроке дети узнали, где применяется анализ данных, как важна аналитика в разработке программ и в бизнесе, а также какие инструменты используют аналитики для принятия решений.
Все это помогает школьникам развивать навыки работы с данными и принятия обоснованных решений.
Вместе с такими уроками цифровой грамотности школьники получают возможность погрузиться в мир технологий и развивать цифровые компетенции, которые становятся все более важными в современном мире.
Образовательные проекты в России
Мы очень рады вовлечению в проект все большего количества регионов. Видим это и по количеству прохождений тренажеров в разных регионах и по активности партнерских организаций фирмы „1С“. Надеемся, что рассматриваемые на Уроках цифры технологии и профессии найдут достойный отклик в сердцах многих школьников, принявших участие в проекте, — комментирует Игорь Кузора, руководитель отдела образовательных программ фирмы 1С.
Урок Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы
В марте и апреле в рамках урока Что прячется в смартфоне: исследуем мобильные угрозы от Лаборатории Касперского школьникам рассказали о видах киберугроз для мобильных устройств. На конкретных примерах для двух наиболее распространенных мобильных операционных систем ребята могли разобрать, как злоумышленники могут похитить данные и аккаунты, а также, как можно избежать потерю данных и обезопасить свой смартфон.
Урок Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь
Росатом представил урок Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь, посвященный применению квантовых технологий в жизни в апреле. В рамках урока школьники получили знания о квантовых технологиях, как с их помощью многие сферы жизни становятся безопаснее и технологичнее.
Урок включал в себя материалы о квантовых вычислениях, криптографии, сенсорах и симуляторах и о том, как они улучшают жизнь человека.
Проектируя работу в перспективных технологиях, важно формировать отношение школьников к цифре как серьезному направлению, которое не менее увлекательно, чем развлечения с гаджетами. Считаю, что Урок цифры прививает юным поколениям вкус к открытиям, чувство сопричастности к большим начинаниям страны и желание решить те задачи, которые никому не удавалось решить до них. Более 3 млн ребят приняли участие в нашем квантовом Уроке — рассчитываем, что в будущем многие из них станут частью нашей корпорации и будут обеспечивать наше общее технологическое лидерство, — прокомментировала результаты проекта директор по цифровизации Госкорпорации Росатом Екатерина Солнцева.
Кибербезопасность и киберугрозы: защита умных устройств
В рамках урока мы предложим отправиться в 2050 год и попробуем представить, какие нас могут ожидать киберугрозы. Научимся понимать, какие угрозы для умных устройств встречаются уже сегодня, что может нас ожидать в будущем и как защитить свои девайсы, а какие из них актуальны уже сейчас.
Тренажеры для разных возрастных групп
В данном уроке нас ждут 3 совершенно разных тренажера с уникальными вселенными, героями и задачами.
- Младшим классам: обезопасить умный дом
- Средним классам: расскажем о носимых устройствах
- Старшим классам: спасти умный город
Проходите тренажеры своего возраста и, при желании, попробуйте свои силы и в остальных вселенных!
Посмотрите видеолекцию
Как будет выглядеть наш мир в будущем?
Умные устройства, дома и даже города – все это уже не кажется фантастикой. Некоторые технологии уже сейчас стали неотъемлемой частью нашей жизни. Но какой бы умной не была техника, существуют риски атаки злоумышленников. В ролике эксперты Лаборатории Касперского расскажут об умных устройствах и возможных киберугрозах, а также познакомят с профессиями, которые обеспечивают безопасность этих устройств.
Попробуйте свои силы в тренажере
Более 2,6 млн учащихся школ из России и других стран мира прошли Урок цифры по теме Искусственный интеллект в отраслях экономики.
Кроме того, сотрудниками Сбера было проведено более 150 открытых уроков в различных регионах России.
Урок, разработанный Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка Вклад в будущее при поддержке Sber AI, прошёл в рамках всероссийской акции Урок цифры, реализующейся в поддержку федерального проекта Кадры для цифровой экономики (национальный проект Цифровая экономика Российской Федерации).
Регионы с высокой активностью
Участники мероприятия узнали о применении технологий искусственного интеллекта в разных отраслях экономики. Лидерами среди российских регионов по количеству школьников, которые прошли урок, стали:
- Белгородская область
- Чеченская Республика
- Оренбургская область
- Омская область
- Самарская область
- Пензенская область
- Чукотский автономный округ
- Ямало-Ненецкий автономный округ
- Калининградская область
- Республика Карелия
Более 195 000 раз белгородские школьники прошли Урок Цифры по искусственному интеллекту ― и это снова лучший результат в России. Белгородская область ― традиционно лидер по вовлечённости школьников в прохождение Урока.
Ежегодная всероссийская акция Урок цифры проводится Минпросвещения России, Минцифры России и АНО Цифровая экономика в партнёрстве с Благотворительным фондом Вклад в будущее и ведущими технологическими компаниями.
Цель данного проекта ― развитие у учащихся цифровых навыков и их ранняя профессиональная ориентация. Урок Искусственный интеллект в отраслях экономики включает в себя видеолекцию и интерактивный тренажёр для трех возрастных категорий: 1–4 классов, 5–7 классов, 8–11 классов.
Основная цель «Урока цифры» по теме «Искусственный интеллект в отраслях» ― дать школьникам представление о том, как технологии искусственного интеллекта используются в различных индустриях, как они меняют требования к специалистам, какие профессии появляются благодаря им, а также как привычные отрасли экономики ― медицина, сельское хозяйство, промышленность, транспорт и строительство ― меняются под воздействием искусственного интеллекта.
Материалы «Урока Цифры» по теме «Искусственный интеллект в отраслях экономики» остаются в свободном доступе для всех желающих на сайте «Академии ИИ для школьников».
Пётр Положевец Исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
«Мы видим, как с каждым годом искусственный интеллект всё стремительнее врывается в нашу жизнь. Уже практически не осталось отраслей, где он не применяется в той или иной степени. Фонд «Вклад в будущее» активно поддерживает такие акции, как «Урок цифры», так как они демонстрируют молодому поколению, как изменяется не только жизнь вокруг них, но и профессиональная среда. Мы видим, как трансформируются существующие профессии и появляются новые, и такие масштабные акции помогают школьникам понять, какие навыки и знания понадобятся им, чтобы стать профессионалами в той или иной сфере, а также сделать правильные шаги в профессиональном самоопределении, получить необходимые для будущей профессии знания ещё в школьные годы».
Рамзан Сайд-Эмиевич Черхигов Министр транспорта, связи и цифрового развития Чеченской Республики
«"Урок цифры" по теме "Искусственный интеллект в отраслях" демонстрирует, как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и различные отрасли экономики. В Чеченской Республике по данному уроку большой прорыв: зафиксировано около 350 000 прохождений тренажёров. Школьников очень заинтересовала тема искусственного интеллекта, и ребята с удовольствием проходили тренажеры на открытых уроках. В регионе уделяется особое внимание цифровой грамотности подрастающего поколения — ведь именно ему предстоит строить достойное будущее».
Сергей Четвериков Министр цифрового развития Белгородской области
«ИИ ― уже не технология будущего, это наше настоящее. Искусственный интеллект активно внедряется практически во все отрасли экономики и социальной жизни. Недавно в рамках “Урока цифры” я встречался с ребятами, и мы активно обсуждали особенности этой технологии, как мы развиваем её в регионе, какие профессии появляются благодаря ИИ. Я увидел большой интерес к теме со стороны ребят».
Сергей Плуготаренко Генеральный директор АНО «Цифровая экономика»
«Важность развития и необходимость применения технологий на базе искусственного интеллекта сегодня осознают все: бизнес, государство, пользователи. Наш совместный с Благотворительным фондом Сбербанка “Вклад в будущее” “Урок Цифры” по теме ИИ охватил более 2,5 млн школьников. Это отличный результат! И, уверен, в будущем часть школьников, прошедших этот урок, свяжет свою профессиональную жизнь с развитием ИИ».
Татьяна Трубникова Директор Департамента развития цифровых компетенций и образования Минцифры
«Сегодня ИИ используется во всех отраслях экономики, поэтому компетенции в этой области необходимы практически в любой профессии. Нам представляется крайне важным знакомить школьников со специальностями в этой сфере, вовлекать их в изучение современных технологий, помогать развивать прикладные навыки цифровой грамотности ― всё это доступно ребятам на “Уроке цифры”».
Урок показывает, как меняется окружающий нас мир под воздействием искусственного интеллекта. Сегодня в традиционные отрасли — медицину, сельское хозяйство, производство, транспорт, строительство — внедряются современные технологии. Появляются новые специальности, которые формируются на стыке традиционных профессий и знаний в области искусственного интеллекта.
Искусственный интеллект в отраслях
Искусственный интеллект — неотъемлемая часть современного мира и главный помощник в самых разных сферах. В видеоролике мы расскажем, как ИИ участвует в жизни каждого из нас, и покажем примеры использования искусственного интеллекта в различных отраслях: транспорте, промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и строительстве.
Урок подготовлен Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке экспертов Сбера в рамках совместного проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников». На сайте Академии ты найдешь еще больше материалов про искусственный интеллект, научишься самостоятельно строить умные алгоритмы и сможешь принять участие в соревнованиях с крутыми призами!
Урок продемонстрирует школьникам 1–11 классов, как меняются привычные отрасли экономики — медицина, сельское хозяйство, производство, транспорт, строительство — под воздействием искусственного интеллекта.
Основная цель «Урока цифры» по теме «Искусственный интеллект в отраслях» — формирование представления о том, каким образом технологии искусственного интеллекта применяются в индустриях на современном этапе, как они меняют образ специалистов и формируют новые профессии.
В рамках игрового тренажера школьники отправятся вместе с героями «Урока цифры» на фабрику игрушек, современную ферму и в медицинский центр, чтобы узнать, как применяется искусственный интеллект в промышленности, сельском хозяйстве и здравоохранении.
Дополнить занятие и углубиться с учениками в тему применения искусственного интеллекта можно, воспользовавшись другими материалами проекта «Академия искусственного интеллекта для школьников»:
Больше материалов для проведения занятий вы найдёте в разделе «Педагогам». Удачи в проведении занятий!
На данном уроке ученики 1–11 классов познакомятся с основными аспектами тестирования программного обеспечения, его инструментами и особенностями. Они также узнают о необходимых навыках и умениях, которые требуются для работы в этой сфере. Учебные материалы помогут развить функциональную и цифровую грамотность, а ориентация на профессиональную деятельность поможет сформировать представления о тестировании программного обеспечения, его этапах, видах, инструментах, а также о практических приёмах тестирования различных цифровых объектов.
В видеолекции руководитель направления контроля качества в отделе 1С:ERP Леонид Паутов в увлекательной форме доступным для школьников любого возраста языком расскажет о тестировании ПО.
В рамках игрового тренажёра школьники смогут побывать дома у героев Урока цифры, в магазине электроники и в ИТ-компании. Работая с тренажёром, учащиеся познакомятся с видами тестирования (функциональное, юзабилити, нагрузочное и т.д.),а также приобретут важные навыки работы с различными цифровыми инструментами. Все уровни имеют детективный сюжет.