ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ NO 14

Тренировочный вариант №7.

Ответом к заданиям 1–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Цифры в ответах на задания 7, 8, 10, 14, 15, 19, 20, 22–25 могут повторяться.

Из указанных в ряду химических элементов выберите два элемента, атомы которых в основном состоянии не содержат неспаренные электроны:

1) Zn          2) Ti          3) Sr          4) Cs          5) V

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева находятся в одном периоде.

Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения их электроотрицательности.

1) As          2) Br          3) S          4) V          5) I

Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

Из предложенного перечня химических элементов выберите два таких, высшая валентность которых не равна номеру группы.

1) N          2) P          3) Cr          4) Cu          5) Mn

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, в которых присутствует ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму.

Запишите в поле ответа номера выбранных соединений.

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы: А) одноосновной кислоты; Б) трехосновной кислоты; В) основного гидроксида.

Запишите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.

Нерастворимое в воде вещество X обработали концентрированной азотной кислотой, в результате чего образовались бурый газ и раствор соли Y. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, удовлетворяющие условиям задания.

1) Fe(NO3)3 2) Fe(NO3)2 3) Fe3O4 4) FeCl2 5) Fe2O3

Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

Установите соответствие между формулами веществ и реагентами, с которыми взаимодействует каждое из них: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Установите соответствие между исходными веществами и хромсодержащим продуктом, образующимся при их взаимодействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

В заданной схеме превращений

веществами X и Y, необходимыми для последовательного осуществления превращений, являются соответственно:

1) H2O 2) H2O2 3) S 4) SO2 5) H2S

Установите соответствие между формулой вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня соединений выберите два таких, которые являются изомерами диизопропилового эфира.

3) бутилэтиловый эфир

4) дибутиловый эфир

Запишите в поле ответа номера выбранных веществ.

Из предложенного перечня соединений выберите все вещества, с каждым из которых реагирует этановая кислота.

3) карбонат цинка

4) сульфат меди (II)

5) оксид меди (II)

Из предложенного перечня типов реакций выберите те, которые характерны как для моносахаридов, так и для дисахаридов.

Запишите в поле ответа номера выбранных типов реакций.

Установите соответствие между исходным веществом и продуктом его взаимодействия с раствором брома: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между химической реакцией и органическим веществом, образующимся в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Представлена следующая схема превращений веществ:

Определите, какие из указанных веществ являются веществами X и Y.

1) Na2SO4 2) NaCl 3) H2O 4) HCl 5) NaOH

Из предложенного перечня типов реакций выберите все такие, к которым можно отнести реакцию:

Ca(OH)2 + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + 2H2O

Из предложенного перечня реакций выберите все такие, которые относятся к гомогенным:

1) Zn2+ + 2OH— = Zn(OH)2

3) Zn + H2O = ZnO + H2

4) Zn2+ + S2- = ZnS

5) Zn + S = ZnS

Запишите в поле ответа номера выбранных реакций.

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством пероксида водорода, которое он проявляет в этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между веществом и процессом, происходящим на аноде при электролизе его водного раствора с инертными электродами: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Для выполнения задания 21 используйте следующие справочные данные. Концентрация (молярная, моль/л) показывает отношение количества растворённого вещества (n) к объёму раствора (V). p H («пэ аш») – водородный показатель; величина, которая отражает концентрацию ионов водорода в растворе и используется для характеристики кислотности среды.

Для веществ, приведённых в перечне, определите характер среды их водных растворов, имеющих одинаковую концентрацию (моль/л).

1) бромоводород  2) сероводород 3) аммиак 4) глицерин

Запишите номера веществ в порядке возрастания значения рН их водных растворов.

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия при данном воздействии: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

N2(г) + O2(г) ⇄ 2NO(г) − Q

В замкнутый реактор поместили смесь йодоводорода с водородом и нагрели. В результате протекания обратимой реакции

H2(г) + I2(г) ⇆ 2HI(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации водорода и йодоводорода были равны 0,7 моль/л, а равновесная концентрация паров йода — 0,15 моль/л.

Определите равновесные йодоводорода (X) и водорода (Y).

Установите соответствие между веществами и реагентом, с помощью которого их можно различить: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между схемой превращения вещества и названием химического процесса, лежащего в основе этого превращения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию обозначенную цифрой.

Ответом к заданиям 26–28 является число. Запишите это число в поле ответа в тексте работы, соблюдая при этом указанную степень точности. Затем перенесите это число в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Единицы измерения физических величин в бланке ответа указывать не нужно.

Про урокцифры:  ХАКЕРСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТ 1 МАЯЧОК

Какую массу соли надо добавить к 200 г 9%-ного раствора сульфата меди (II) для получения раствора с массовой долей растворенного вещества 11%? (Запишите число с точностью до десятых.)

Разложение нитрата серебра происходит согласно термохимическому уравнению

Рассчитайте количество энергии (в кДж), затраченное для получения 8,96 л кислорода (н.у.) по данной реакции. ( Запишите число с точностью до десятых.)

Рассчитайте максимальную массу гидроксида алюминия (в г), которую можно получить взаимодействием 57 г сульфата алюминия, содержащего 10% инертных примесей, с раствором гидроксида натрия. ( Запишите число с точностью до десятых.)

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для выполнения заданий 29, 30 используйте следующий перечень веществ:

гидроксид железа (III), йодоводородная кислота, гидроксид меди (II), хлорид алюминия, карбонат натрия, диоксид серы. Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция сопровождается растворением осадка бурого цвета.   В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Из предложенного перечня веществ выберите сильную кислоту и вещество, которой вступает с этой сильной кислотой в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

Газообразный йодоводород пропустили через концентрированную серную кислоту. Выделившийся при этом газ с неприятным запахом поглотили минимальным объемом раствора гидроксида натрия. К полученному раствору добавили избыток разбавленного водного раствора нитрата меди (II), в результате чего наблюдали выпадение осадка черного цвета. Осадок отделили, высушили и сожгли в избытке кислорода. Запишите уравнения четырёх описанных реакций.

Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Навеску неизвестного органического бескислородного соединения массой 3,24 г сожгли в избытке кислорода и получили 4,032 л (н.у.) углекислого газа и 0,672 л (н.у.) азота. Известно, что данное соединение взаимодействует с бромом (в водном растворе)  в мольном соотношении 1 : 3 с образованием белого осадка. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) запишите уравнение взаимодействия этого соединения с избытком брома (используйте структурные формулы органических веществ).

Насыщенный при 50 оС раствор сульфата меди (II) охладили до 20 оС. Выпавший в осадок кристаллогидрат (CuSO4⋅5H2O) отделили и в раствор соли ненадолго поместили железную пластину, что привело к уменьшению массы раствора на 0,96 г. Далее в полученный раствор прилили 136,5 г 15%-ного раствора йодоводородной кислоты, после чего в этом растворе не осталось ни катионов меди, ни йодид-ионов. Вычислите массу кристаллогидрата, выпавшего в осадок при охлаждении исходного раствора до 20oC, если растворимость сульфата меди в пересчете на безводную соль при 50 оС составляет 34 г, а при 20 оС − 20 г на 100 г воды. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №7

Железо в степени окисления +3 (или гидроксид железа (III)) является окислителем.

Йод в степени -1 (или иодоводородная кислота) – восстановителем.

Задание 30

Na2CO3 + 2HI = 2NaI + CO2 + H2O

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2I— = 2Na+ + 2I— + CO2 + H2O

CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

Задание 31

1) n(CO2) = V/Vm = 4,032 л/22,4 л/моль = 0,18 моль; n(C) = n(CO2) = 0,18 моль; m(C) = M · n = 12 г/моль · 0,18 моль = 2,16 г; n(N2) = V/Vm = 0,672 л/22,4 л/моль = 0,03 моль; n(N) = 2n(N2) = 2 · 0,03 г/моль = 0,06 моль; m(N) = n · M = 0,06 моль · 14 г/моль = 0,84 г; m(H) = m(в-ва) − m(C) − m(N) = 3,24 г – 2,16 г – 0,84 г = 0,24 г; n(H) = m/M = 0,24 г/1 г/моль = 0,24 моль. n(C) : n(H) : n(N) = 0,18 : 0,24 : 0,06 = 3 : 4 : 1.

Таким образом, простейшая формула вещества − C3H4N. Данная формула не может являться истинной, поскольку не существует аминов с одним атомом азота и при этом четным числом атомов водорода в молекуле . Удвоив индексы в простейшей формуле органического соединения, получим формулу C6H8N2.

2) По условию задачи искомое органическое соединение взаимодействует с бромом в мольном соотношении 1 : 3 с образованием белого осадка.

Таким образом, возможная структурная формула искомого соединения:

3) Тогда уравнение реакции его взаимодействия с избытком брома будет записываться следующим образом:

Задание 34

При погружении железной пластинки в раствор сульфата меди (II) образуется сульфат железа (II) (реакция (I)) и остается сульфат меди (II). Вычислим количество сульфата меди (II), прореагировавшего с иодоводородной кислотой. В соответствии с уравнением реакции (II) n(HI) = 2nI(CuSO4). m(HI) = m(р-ра HI) · w(HI)%/100% = 136,5 г · 15%/100% = 20,475 г; n(HI) = m/M = 20,475/128 = 0,16 моль; 2nI(CuSO4) = n(HI), тогда  nI(CuSO4) = 0,16/2 = 0,08 моль.

Таким образом, после взаимодействия с железной пластинкой в растворе осталось 0,08 моль сульфата меди (II).

Уменьшение массы раствора за счет взаимодействия железа с сульфатом меди (II) происходит за счет превращения железа в растворимый сульфат железа (II) и выпадения в осадок меди.

Выразим изменение массы раствора: mII(CuSO4) − m(FeSO4) = nII(CuSO4) · M(CuSO4) − n(FeSO4) · M(FeSO4) = 0,96 г.

Обозначим за x количество вещества железа, прореагировавшего с сульфатом меди (II).

Поскольку nII(CuSO4) =  n(FeSO4) = x, тогда  x · M(CuSO4) − x · M(FeSO4) = x · (M(CuSO4) − M(FeSO4)) = 0,96 г; x = 0,96 г/(160 г/моль − 152 г/моль) = 0,12 моль.

Вычислим общее количество вещества и массу сульфата меди (II), прореагировавшего с железной пластинкой (реакция I) и иодоводородной кислотой (II): nIII(CuSO4) = nI(CuSO4) + nII(CuSO4) = 0,08 + 0,12 = 0,20 моль, mIII(CuSO4) = nIII(CuSO4) · M(CuSO4) = 0,2 ·  160 = 32 г, т.е. это масса соли в растворе, охлажденного до 20oC.

Поскольку растворимость сульфата меди (II) в воде при 20oC составляет 20 г соли на 100 г воды, тогда 32 г соли растворится в 32 · 100/20 = 160 г воды.

Про урокцифры:  ТЫ ПРОБУЕШЬ СИНОНИМ И СИНОНИМЫ К СЛОВУ ПОПРОБУЙ

Обозначим за y количество вещества пентагидрата сульфата меди, выпавшего в осадок при охлаждении исходного раствора, тогда с учетом растворимости соли в воде при 50oC составим пропорцию: 34/(34 + 100) = (32 + 160y)/(32 + 160 + 250y); 34/134 = (32 + 160y)/(192 + 250y), откуда y = 2240/12940 = 0,1731 моль.

Вычислим массу пентагидрата сульфата меди (II): m(CuSO4 · 5H2O) = M · n = 250 · 0,1731 = 43,28 г.

Ответ: m(CuSO4 · 5H2O) = 43,28 г

Определите, атомы каких элементов в основном состоянии содержат одинаковое число d-электронов.

1) Cr          2) V          3) Cu          4) Mn          5) Na

Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения кислотных свойств высших оксидов.

1) Si          2) Ag          3) Cl          4) F          5) S

Из числа указанных в ряду элементов выберите два таких, низшую степень окисления которых нельзя рассчитать по формуле: № группы – 8.

1) H          2) Br          3) Si          4) N          5) Mn

Из предложенного перечня выберите два соединения, для которых характерен одинаковый тип связи.

1) SiO2 2) Mn 3) NH3 4) B 5) NaCl

Запишите номера выбранных ответов.

Среди предложенных формул веществ, расположенных в пронумерованных ячейках, выберите формулы оксидов: А) основного; Б) несолеобразующего; В) кислотного.

Даны две пробирки с раствором вещества X. В одну из них добавили раствор аммиака, в результате чего образовался бурый аморфный осадок. В другую пробирку добавили раствор вещества Y. При этом наблюдалось образование осадка и выделение газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, удовлетворяющие условию задания.

1) BaCO3 2) FeSO4 3) NaHCO3 4) Cr2(SO4)3 5) FeBr3

Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с  каждым из  которых  это  вещество  может  взаимодействовать:  к   каждой   позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между исходными веществами, вступающими в реакцию, и продуктами, которые образуются в ходе этой реакции: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Задана следующая схема превращений веществ:

1) хлор 2) соляная кислота 3) оксид марганца (III) 4) манганат калия 5) гидроксид марганца (II)

Установите соответствие между общей формулой веществ и классом/группой органических соединений, к которому(-ой) эти вещества с общей формулой принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня выберите два вещества, которые не могут существовать в виде геометрических изомеров.

Из предложенного перечня выберите все вещества, которые не могут вступать в реакцию радикального замещения с хлором.

3) бензойная кислота

Из предложенного перечня выберите два утверждения, несправедливые для фенилаланина.

1) растворим в воде

2) имеет формулу C6H5–CH2–NH2

3) встречается в природе

4) вступает в реакции с кислотами

5) относится к классу фенолов

Установите соответствие между схемой реакции окисления и продуктом(-ами), который(-е) образуется(-ются) в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между схемой реакции и продуктом, который образуется в результате нее: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из предложенного перечня выберите все реакции, в которые может вступать фенол.

Из предложенного перечня воздействий выберите все такие, которые приводят к изменению скорости реакции

2H+ + CaCO3 = Ca2+ + H2O + CO2

1) понижение температуры

2) повышение давления

3) добавление воды

4) добавление карбоната кальция

5) снижение концентрации катионов Ca2+ в растворе

Установите соответствие между уравнением реакции и свойством выделенного в ней химического элемента: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между неметаллом и способом его электролитического получения: к соответствующей позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

1) фенол  2) муравьиная кислота 3) фторид натрия 4) серная кислота

Установите соответствие между видом воздействия на равновесную систему и направлением смещения химического равновесия: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

В замкнутый реактор, содержащий катализатор, поместили смесь паров метанола, водород и угарный газ, затем нагрели. В результате протекания обратимой реакции

СO(г) + 2Н2(г) ⇆ СН3ОН(г)

в системе установилось равновесие. При этом исходные концентрации угарного газа, метанола и водорода были равны 0,25 моль/л, 1,05 моль/л и 0,1 моль/л, а равновесная концентрация водорода – 0,4 моль/л соответственно.

Определите равновесные концентрации метанола (X) и угарного газа (Y).

Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Установите соответствие между веществом и способом его применения: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Из раствора массой 1,3 кг с массовой доли хлората калия 6% выпарили 200 г и добавили 30 г этой же соли. Рассчитайте массовую долю соли (в %) в полученном растворе.  (Запишите число с точностью до сотых.)

Разложение карбоната свинца происходит в соответствии с термохимическим уравнением

Сколько энергии нужно затратить для получения 112 л (н.у.) углекислого газа по данной реакции. ( Запишите число с точностью до целых.)

Оцените выход реакции разложения карбоната кальция, если известно, что после прокаливания образца соли массой 20 г его масса уменьшилась на 38,5% (Запишите число с точностью до десятых.)

бром, нитрат бария, сульфат аммония, концентрированная соляная кислота, перманганат калия, концентрированная бромоводородная кислота.  Допустимо использование водных растворов веществ.

Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми окислительно-восстановительная реакция протекает с выделением газа желто-зеленого цвета. В ответе запишите уравнение только одной из возможных окислительно-восстановительных реакций с участием выбранных веществ. Составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.

Из предложенного перечня веществ выберите два вещества, которые вступают друг с другом в реакцию ионного обмена. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.

К раствору, содержащему нитрит калия и гидроксид калия, добавили металлический цинк. При протекании реакции наблюдали образование газа с резким запахом. Полученный газ окислили кислородом в присутствии катализатора. Образовавшееся газообразное вещество пропустили при нагревании над металлическим цинком. Полученный твердый остаток сплавили с карбонатом натрия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

Про урокцифры:  ЧИСЛО 8 ВИДЕО ДЛЯ ДЕТЕЙ

При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

При сгорании 4,95 г органического вещества в качестве единственных продуктов сгорания образовались углекислый газ массой 14,3 г и вода массой 2,25 г. Известно, что при гидролизе данного соединения в щелочной среде образуются две соли. На основании данных условия задания: 1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения физических величин) и установите молекулярную формулу исходного органического вещества; 2) составьте структурную формулу этого вещества, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле; 3) напишите уравнение гидролиза вещества в присутствии соляной кислоты (используйте структурные формулы органических веществ).

Пробу насыщенного раствора нитрата серебра массой 14,2 г выпарили досуха, а остаток подвергли непродолжительному прокаливанию. В результате был получено твердое вещество, которое добавили к 45 г 25%-ного раствора иодида натрия. Рассчитайте массовые доли солей в образовавшемся растворе, если известно, что для растворения соли из твердого остатка, оставшегося после прокаливания, понадобилось на 35% меньше воды, чем содержалось в исходном насыщенном растворе соли. Растворимость нитрата серебра в условиях эксперимента составляет 255 г/100 г воды. В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи, и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин).

Ответы к первой части варианта №14

2KMnO4 + 16HCl = 2KCl + 2MnCl2 + 5Cl2 + 8H2O

хлор в степени окисления -1 (или соляная кислота) является восстановителем;

марганец в степени окисления +7 (или перманганат калия) – окислителем.

Ba(NO3)2 + (NH4)2SO4 = BaSO4 + 2NH4NO3

Ba2+ + 2NO3- + 2NH4+ + SO42- = BaSO4 + 2NH4+ + 2NO3-

Ba2+ + SO42- = BaSO4

2) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O

3) 2Zn + 2NO = 2ZnO + N2

4) ZnO + Na2CO3 = Na2ZnO2 + CO2

Задание 32

6CO2 + 6H2O = C6H12O6 + 6O2

C6H12O6 = 2CH3CH2OH + 2CO2

5CH3CH2OH + 4KMnO4 + 6H2SO4 = 5CH3COOH + 2K2SO4 + 4MnSO4 + 11H2O

CH3COOH + Br2 = BrCH2COOH + HBr

5CH3CH=CHCH2Br + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5BrCH2COOH + 4K2SO4 + 8MnSO4 + 12H2O

Задание 33

Вычислим количество вещества углекислого газа и воды, образующихся при сгорании органического вещества. n(CO2) = m/M = 14,3/44 = 0,325 моль, откуда n(C) = 0,325 моль, m(C) = 12 . 0,325 = 3,9 г. n(H2O) = m/M = 2,25/18 = 0,125 моль, откуда n(H) = 0,125 . 2 = 0,25 моль и m(H) = 0,25 г.

В данном соединении присутствует кислород, поэтому m(O) = m(орг. в-ва) − m(C) − m(H) = 4,95 г − 3,9 г − 0,25 г = 0,8 г.

Количество вещества кислорода: n(O) = m/M = 0,8/16 = 0,05 моль. n(C) : n(H) : n(O) = 0,325 : 0,25 : 0,05 = 6,5 : 5 : 1 = 13 : 10 : 2.

C13H10O2 − истинная формула данного соединения.

Данное соединение при щелочном гидролизе образует две соли, которые являются фенолятом и солью бензойной кислоты.

Исходным соединением является фенилбензоат.

Запишем уравнение кислотного гидролиза фенилбензоата:

Запишем уравнение разложения нитрата серебра:

2AgNO3 = 2Ag + 2NO2 + O2   (I)

Вычислим массу и количество вещества нитрата серебра в исходном растворе. Для этого составим пропорцию через данные о растворимости: 14,2 г раствора – х г соли 355 г раствора – 255 г соли

х = 10,2 г

n(AgNO3 исх.) = m(AgNO3)/M(AgNO3) = 10,2/170 = 0,06 моль

В остатке после прокаливания осталась соль. Поскольку для ее растворения потребовалось на 35% меньше воды, то логично предположить, что самой соли на 35% меньше, чем было до прокаливания. Вычислим количество и массу остатка нитрата серебра:

n(AgNO3 ост.) = n(AgNO3 исх.) · (100% – 35%)/100% = 0,06 · 0,65 = 0,039 моль m(AgNO3 ост.) = n(AgNO3 ост.) · M(AgNO3) = 0,039 · 170 = 6,63 г

Вычислим массу и количество вещество иодида натрия: m(NaI) = m(р-ра) · w(NaI) = 45 · 0,25 = 11,25 г; n(NaI) = m/M = 11,25 /150 = 0,075 моль.

Между иодидом натрия и нитратом серебра протекает обменная реакция:

AgNO3 + NaI = AgI + NaNO3,

где в избытке содержится иодид натрия, в недостатке − нитрат серебра; следовательно, в осадок выпадает 0,039 моль иодида серебра, также образуется 0,039 моль нитрата натрия и остается в растворе 0,036 моль иодида натрия.

Вычислим массы солей: m(NaNO3) = M · n = 85 · 0,039 = 3,315 г; m(NaI) = M · n = 150 · 0,036 = 5,4 г; m(AgI) = M · n = 235 · 0,039 = 9,165 г.

Вычислим массу образовавшегося раствора: m(р-ра) = m(р-ра NaI) + m(AgNO3) − m(AgI) = 45 + 6,63 − 9,165 = 42,465 г.

Массовые доли солей (нитрата натрия и иодида натрия) в растворе равны: w(NaNO3) = m(NaNO3)/m(р-ра) · 100% = 3,315/42,465 · 100% = 7,81%; w(NaI) = m(NaI)/m(р-ра) · 100% = 5,4/42,465 · 100% = 12,72%.

Подборка тренировочных вариантов ЕГЭ 2023 по химии с ответами.

Соответствуют демоверсии 2023 года.

Тренировочные варианты ЕГЭ 2023 по химии

Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Включённые в КИМ ЕГЭ задания выявляют достижение метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. При выполнении заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.

Отбор содержания заданий КИМ для проведения ЕГЭ по химии в 2023 г. в целом осуществляют с сохранением установок, на основе которых формировались экзаменационные модели предыдущих лет. В числе этих установок наиболее важными с методической точки зрения являются следующие.

КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний и умений, формирование которых предусмотрено действующими программами по химии для общеобразовательных организаций.

Экзаменационные варианты по химии содержат задания, различные по форме предъявления условия и виду требуемого ответа, по уровню сложности, а также по способам оценки их выполнения. Как и в предыдущие годы, задания КИМ ЕГЭ 2023 г. построены на материале основных разделов школьного курса химии: общей, неорганической и органической, изучение которых обеспечивает овладение обучающимися системой химических знаний. К числу главных составляющих этой системы относятся: ведущие понятия о химическом элементе, веществе и химической реакции; основные законы и теоретические положения химии; знания о системности и причинности химических явлений, генезисе веществ, способах познания веществ.

В целях обеспечения возможности дифференцированной оценки учебных достижений выпускников КИМ ЕГЭ осуществляют проверку освоения основных образовательных программ по химии на трёх уровнях сложности: базовом, повышенном и высоком.