учебная работа по русскому языку 8 класс тема применение учебно методических материалов по русскому языку 8 класс

«Обособленные приложения. Знаки препинания при них».

Технологическая карта урока русского языка на тему «Приложение. Условия для обособления».

к УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. – Бархударов С. Г.»

Ходыревской А. Н.

Представленные дидактические материалы подобраны и систематизированы в соответствии с правилами обособления определений и приложений, представленными в учебнике по русскому языку для 8 класса (УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. – Бархударов С. Г.»

Материал представлен в виде 14 карточек с предложениями из произведений разных авторов русской художественной литературы. Они иллюстрируют различные правила обособления определений и приложений, что позволяет успешно применять дидактические материалы для объяснения нового материала по указанной теме, для закрепления навыков работы с обособленными определениями и приложениями.

к УМК «Русский язык. Ладыженская Т. А. – Бархударов С. Г.» (5-9 классы)

Расставьте знаки препинания, опираясь на правила обособления приложений, подчеркните приложения и грамматические основы в каждом предложении.

1. Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с маленькой светлой бородкой уроженец какой-то дальней губернии.

2. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.

3. Владимир Маяковский талантливый поэт-футурист известен и за рубежом.

4. Добродушный старичок больничный сторож тотчас же впустил его.

5. Мы ребята не можем часами сидеть без движения.

6. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе.

7. Окулист то есть глазной врач принимает больных по утрам.

8. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты.

Тренажёр по русскому языку, 8 класс

Составьте и запишите предложения со словами: Марья-искусница, лётчик-испытатель, старец-летописец, сын-отличник, город-герой.

1) Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок».

2) Крейсер «Варяг» из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры.

3) Ванюшка-шофер изредка посматривал на своего пассажира.

4) И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-ученый, и живописец, и поэт.

Подчеркните приложения и определяемые слова. Чем они выражены?

Запишите предложения. Найдите в предложениях приложения. Вставьте пропущенные дефисы. Подчеркните приложения.

Он искал телефон автомат. Чижа захлопнула злодейка западня. Так потчевал сосед Демьян соседа Фоку и не давал ему ни отдыху, ни сроку. Попрыгунья стрекоза лето красное пропело. Судно весело бежит мимо острова Буяна, к царству славного Салтана. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл – и вот сама идет волшебница зима. Хороша наша губерния, славен город Кострома. Мороз воевода дозором обходит владенья свои. Уходи, зима седая! Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горней вышины.

1. Определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, называется

1) сказуемым. 2) подлежащим. 3) дополнением. 4) приложением.

3. От полка спасибо наше вам за сына-храбреца. В этом предложении подчеркнутое слово является

1) приложением. 2) косвенным дополнением. 3) согласованным определением.4) несогласованным определением.

4. Приложение выражается согласованным с определяемым словом в падеже: 1) причастием. 2) числительным. 3) прилагательным.4) существительным.

5. Приложение как член предложения отвечает на вопрос

1) чей? 2) каков? 3) какой? 4) который?

6. Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страдания. Приложением в этом предложении является слово: 1) рекой.2) Волгой. 3) гармонь. 4) страдания.

Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. « Новый мир» в этом предложении – это

1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.

Врач Иванова выступила с докладом о лечении гриппа. Приложением в этом предложении является слово: 1) врач. 2) гриппа. 3) Иванова.4) о лечении.

Поэт Бездомный – персонаж одного из романов Булгакова. Приложением в этом предложении является слово:1) Бездомный.2) персонаж. 3) Булгакова. 4) поэт.

Возница-киргиз сидит неподвижно на облучке. Приложением в этом предложении является слово: 1) сидит. 2) киргиз. 3) возница.4) на облучке.

11. Дефис между определяемым словом и приложением не надо ставить  в предложении: 1) Вьется улица змея. 2) Бабушка старушка из окна глядит. 3) Возница киргиз сидит неподвижно на облучке. 4) Профессор Молчанова выступила с докладом о лечении гриппа.

12. Приложение есть в предложении: 1) Волга – русская река. 2) Река Москва закована в гранит. 3) Наши хоккеисты – игроки высокого класса.4) С утра до вечера в городке много ребят разного возраста.

13. Приложение отсутствует в предложении: 1) Не тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах. 2) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. 3) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. 4) Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку.

14. Приложение есть в предложении: 1) Сижу за решеткой в темнице сырой. 2) Мы вольные птицы; пора, брат, пора! 3) Клюет и бросает, и смотрит в окно, как будто со мною задумал одно. 4) Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном.

1. – 4)2. – 3)3. – 1)4. – 4)5. – 3)6. – 2)7. – 2)8. – 1)9. – 4)10. – 2)11. – 4)12. – 2)13. – 1)14. – 4)

ПР1. Распределите словосочетания по колонкам таблицы.

Школа Ника, студент отличник, двоечник Митя, повесть Ася, спорткомплекс Олимпийский, гора Эверест, озеро Байкал, инженер конструктор, Аника воин, художник самоучка, автомобиль Волга, Волга матушка, матушка Волга, сторож старик, Иванушка дурачок, гриб боровик, художник портретист, жук носорог, рак отшельник, слесарь инструментальщик, женщина врач, врач терапевт, город Москва, Дюма сын, самолёт бомбардировщик, птица зяблик, товарищ генерал, генерал Иванов, генерал полковник, петух драчун, газета Известия, озеро Рица, село Крутовка, дома коробки.

ПР2. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя, где нужно, дефис.

ПР3. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните приложения.

1. Сантехника (Василия) и мужа (электрика) и соседа (офтальмолога) она вспоминала часто.

2. Потом Дениска (сапожник) подошёл к старику (отцу).

3. В молодости Сидоров (кассир) жил с матерью старушкой и часто старушка мать вспоминала избушку (землянку) где прошло её детство.

4. Приехал сам Иван (хозяин) с работником (стариком).

5. ( Великаны) кедры и пихты высоко поднимают к небу свои вершины.

6. В южных широтах то и дело встречаются папоротники великаны.

7. Неудержимо потянула тракториста (Сергея) степь (матушка).

8.  Бунин (поэт) как и композитор (Рахманинов) дебютировал в восемнадцатилетнем возрасте.

9. Цикл (Повести Белкина) Пушкин (прозаик) издал под псевдонимом (рассказчика) Белкина.

10. Вдруг вышли из магазина два красавца (татарина).

ПР4Перепишите предложения, расставляя знаки препинания

ПР5. Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространёнными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и укажите приложения.

Образец. Москва – столица России. Москва, столица России, празднует День города.

ПР6. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки.

ПР7. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все приложения.

ПР8. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения.

1. Осе.ей ночью светлой и тихой я возвр.щался с охоты по песча.ым просёлкам и зашёл заночевать на хутор одиноко стоявший позади скоше.ого ржа.ого поля. 2. ( С,з)десь постоя.о жил только старик (сторож) а Иван Александрович хозяин (вдовец) бывал лишь (из)редка.

3. Хутор Глубокий Лог имел пусты.ый вид да и само жильё пр.дст.вляло собой всего(на)всего бр.венчатый флигель да избу(ст.рожку). 4. Н. души вокруг. 5. Даже собака (дворняга) не залаяла когда я постучал в окошко. 6. Стучал долго и (в)скоре на порог. появился сторож мужич.к (крестьянин) невысокий в рва.ом овчи.ом полушубке да в старой холщ.вой рубахе. 7. Он (с)начал. (не)понимал что мне надо а потом пригласил в дом.   (По И. А. Бунину)

ПР9. Подготовка к контрольному диктанту. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор первого предложения

ПР10. Перепишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите все приложения.

Самостоятельная работа для 8 класса по теме

Гузей Светлана Анатольевна

по русскому языку ученика  (цы)  ______класса  СОШ №

Дата_________________  Вариант  №1

Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания, найти и подчеркнуть , выделить определяемые слова, к которым относятся приложения.

1. Мастер Григорий плешивый бородатый человек в тёмных очках спокойно сидел у окна.

2 . Лишь я таинственный певец на берег выброшен грозою.

3. Лёвка Шулепкин по прозвищу Шулепа был известный в нашем районе хулиган.

4. Дитя неведомой страны прижавшись голубь молодой сидит испуганный грозой.

5. Лучший слесарь  на фабрике и первый силач он держался с начальством грубо.

6. О многом рассказал нам лучший реставратор страны Петр Барановский.

7. Петрову как человеку ответственному всегда поручали самые важные дела.

8. Чехов как  драматург известен не только в нашей стране  но и за рубежом.

9. Меня учила тихая пугливая тетка женщина с детским личиком и прозрачными глазами.

10. Моряк рассказал сыну Анны мальчику лет восьми старинную легенду.

11. Петербург старинный русский город славится историческими памятниками.

12. Капитан  старый морской волк  немало повидавший за свою долгую жизнь.

по русскому языку ученика  (цы)  _____класса СОШ №

Дата_________________  Вариант  №2.

1. Глебов самый старый Лёвкин приятель никогда не был его рабом.

2. Сверкнувшая в его волосах седина верная подруга старости заставила о многом задуматься.

3. Шахтеры выходцы из центральных российских губерний  селились по хуторам у казаков.

4. Читающая публика успела привыкнуть к Зощенко как к юмористу.

5. Для меня человека беззаботного  не существует  трудной работы.

6. Угрюм и одинок грозой оторванный листок я вырос в сумрачных стенах

7. Апельсин как  очень вкусный и полезный фрукт всем наравится.

8.   Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин   совершил свой полет в космос в 1961 году.

9. Возле сарая жила огромная черная собака по кличке Арапка.

10. Медведи   одни из самых сильных и интересных животных России.

11.  Севастополь один из городов нашей воинской славы гордится своими традициями.

12. Ему ли карлику тягаться с исполином?

по русскому языку ученика  (цы)  ______класса СОШ №

Дата_________________  Вариант  №3.

Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания, найти и подчеркнуть я, выделить определяемые слова, к которым относятся приложения.

1. Из слуг  самым замечательным лицом был Герасим мужчина двадцати вершков роста.

2. Эти традиции завёл ещё основатель булочной Иван Филиппов.

3. Как человек крайне осторожный  Иванов  ничего пока никому не рассказывал.

4. Этот летний туман он был недолговечен и улетучивался при первых лучах солнца.

5. Мы учащиеся  8 класса проходим сейчас очень трудные темы на уроках русского языка.

6. Пушкин как поэт известен всему миру.

7. Он забияка и драчун  наводил страх на всех ребят во дворе.

8. Академик Ферсман выдающийся минеролог.

9. Писатель страстный охотник глубоко чувствовал природу.

10. Решительный и властный человек капитан никогда не отменял своих приказов.

11. Длинный костлявый Лёнька по прозвищу Народец взял топор и стал затачивать деревяный кол.

12. Решетка Летнего сада одно из лучших украшений Петербурга была создана по проекту архитекторов Егорова и Фельтена.

по русскому языку ученика  (цы)  ____класса СОШ №

Дата_________________  Вариант  №4.

1. Адмирал Макаров флотоводец океанограф полярный исследователь погибший во время русско-японской войны.

2. Владимир Маяковский талантливый поэт двадцатого века писал стихи не только для взрослых но и для детей.

3. Он лучший специалист на заводе всегда охотно помогал молодёжи.

4. Опытный шофёр и механик он разбирался во всех марках автомобилей.

5. Иногда вместо Наташи являлся из города Николай Иванович человек в очках с маленькой светлой бородкой.

6. Николай Петрович известен в городе как хороший врач.

7. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу.

8. Известный историк и писатель Карамзин создал одну из легенд об этом городе.

9. Маленькая лохматая собачка по кличке Дуська всё время вертелась под ногами.

10. Итак  два почтенных мужа честь и украшение Миргорода поссорились между собой.

11. Участники соревнований спортсмены появились на стадионе рано утром.

12. Серегин лучший ученик класса охотно помогал ребятам  но никогда не давал списывать.

по русскому языку ученика  (цы)  _____класса  СОШ №

Ф. И.______________________________________________________________Дата_________________  Вариант  № 5

1. Впервые мёртвую петлю осуществил Нестеров русский  лётчик.

2. Я поссорился с Иваном  Игнатьевичем  а его Алексея Ивановича прошу быть моим секундантом.

3. Новый кинотеатр красивое вместительное здание был построен совсем недавно.

4. Отец мой человек с высшим образованием.

5. Мелкого петербургского чиновника Хлестакова  приняли за ревизора.

6. Здоровые и молодые люди они подняли старика на руки и понесли в больницу.

7. Как истинный француз этот человек не мог не оказать внимания даме.

8. Даже странный молчаливый парень по имени Леонтий стал возмущаться.

9. Украина сохранилась в моей памяти как богатая и теплая страна.

10. А враги глупцы  думают что мы смерти боимся.

11. Слезы унижения они были горьки.

12. Старшая дочь Дарьи Михайловны Наталья  мне сразу не понравилась.

по русскому языку ученика  (цы)  ____класса  СОШ №

Дата_________________  Вариант  № 6.

1. Хозяин мастерской был немец по фамилии Фостер.

2. Он сильный человек чувствовал в себе желание изменить свою жизнь.

3. Сей Дубровский отставной поручик гвардии был ему ближайшим соседом.

4. Жители села любили его как защитника своих прав понимавшего глубину всех их несчастий.

5. Иванов как художник талантливый  не мог не чувствовать  глубины и прелести этой картины.

6. Старый больной человек он никак не ожидал такого удара судьбы.

7. Известный архитектор этот человек пользовался своей славой и успехом.

8.   Талантливый русский композитор Чайковский создал много произведений известных во всем мире.

9. На плотах одном из самых древних и доступных средствах сообщения наши предки преодолевали огромные расстояния.

10. Архангельское прекрасный памятник русской   старины созданный руками крепостных крестьян.

11. Старый   седой мужик церковный староста  уже давно уехал  в город.

12. Одиновкая женщина она не могла расстаться с  работой  ставшей для неё смыслом жизни.

Дата_________________  Вариант  № 7.

1. А. С. Попов изобретатель радио родился в 1859 году.

2. Чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях всегда был со мной.

3. Предвестник осени мелкий дождь кропит землю.

4. Пусть будет она эта война проклята.

5. Пес по прозванию Фунтик часто плакал и выл по ночам от тоски и одиночества.

6. Ровесники годами близкие родственники они почти никогда не разлучались.

7. Современник Толстого и Чехова Иван Бунин иногда спорил с историей с веком с современниками.

8. Богат хорош собою,  Ленский везде был принят как жених.

9. Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений.

10. Речевая культура человека это зеркало его культурной жизни.

11. Речевая культура человека зеркало его культурной жизни  может рассказать  о любом из нас очень много.

12. Лимонница желтая бабочка сидит на ветке брусники.

Дата_________________  Вариант  № 8.

1. Фронтовой бродяга разведчик я в любом окопе родня.

2. Мне как механику выполнить такое задание ничего не стоит.

3. Осинки чуткие барометры лесов  дрожат  от ветра  улавливая каждое его дуновение.

4. Несколько особняком держался только молодой писатель из города Вольска Александр Яковлев.

5. Мне больше нравился Саша Михайлов тихий мальчик с печальными глазами и кроткой улыбкой.

6. Отправился я со старостиным  сыном и другим крестьянином  по имени Егор на охоту.

7. Как художник слова Лесков вполне достоин стать в один ряд с Толстым и Гоголем Тургеневым и Гончаровым.

8. Я журналист по природе своей веселый человек.

9. Отличный пловец молодой парень в несколько взмахов достиг середины реки разлившейся по всему лугу.

10. Творческая работа это прекрасный и изумительно рабостный труд.

11. Дружба честность отвага наши подруги идут с нами по жизни рядом.

12. Я увидел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии и вместе с ним прибыл в  селение.

Дата_________________  Вариант  №  9.

1. Она бедняжка лежала неподвижно  и кровь лилась у неё  из раны.

2. В состав экспедиции вошёл помощник по хозяйственной и организационной части Николаев.

3. С ним был лохматый чёрный пес по кличке Верный.

4. У Пушкина этого отца русского искусства прямыми наследниками были Лермонтов и Гоголь.

5. Лишь я таинственный певец  на берег выброшен грозою.

6. Разносчик болотной влаги туман опустился на землю и принёс заразные болезни и холод.

7. Труд отец счастья.

8. Честь этот бриллиант на руке у добродетели помогает прожить жизнь достойно.

9. Цена свободы вечная бдительность обходится человечеству дорого.

10. Эта книга как  модный роман сезона захватила многих.

11. Береза как одно из самых полезных русскому народу деревьев  воспевалось в народном творчестве    не одного поколения .

12. Здесь живут лесники обычные спутники моих невероятных путешествий по лесам Сибири.

Дата_________________  Вариант  №  10

1. Этим пожатием адмирал наверное не только прощал сына но как человек справедливый выражал свое уважение к юному смельчаку.

2. Слева сидел автор этой надписи Николай Козырев.

3. Вот оно объяснение всех наших злоключений.

4. Приехал дальний мамин родственник по имени Семён Платонович и принёс все сплетни  накопленные за время своего отсутствия.

5. Приближалась ночь самое удобное время для партизан и окутывала землю непроглядной тьмой.

6. Прекрасный художник он не пропускал случая набросать какой-нибудь  этюд.

7. Хитрость оружие слабого и ум  слепого.

8. Пьер Безухов как законный сын получил всё наследство.

9. Один наш знакомый как врач вызывал у всех сомнение в своей компетентности.

10. Студент первого курса Петров представлен к повышенной стипендии.

11. Ипполит Матвеевич человек необщительный и хмурый  не мог  сойтись   ни с кем в этом доме.

12. Лекарственный препарат облепиховое масло производят из ягод облепихи.

Упражнения по теме «Приложение»

1) Скоро в издательстве «Знание» вышла моя первая большая повесть, скорее роман «Поединок». ( А. Куприн.) 2) Крейсер «Варяг» из первой эскадры один сражался против целой неприятельской эскадры. ( А. Новиков-Прибой.) 3) Ванюшка-шофер изредка посматривал на своего пассажира. ( С. Бабаевский.) 4) И дань души своей влюбленной несуг Байкалу с давних лет рыбак, и труженик-ученый, и живописец, и поэт. ( А. Твардовский.)

Подчеркните приложения и определяемые слова. Чем они выражены? Укажите падеж определяемого слова и приложения.

Составьте с данными словосочетаниями по два предложения так, чтобы в одном это словосочетание было подлежащим с определением (или без него), а в другом — приложением и определяемым словом:

Капитанская дочка, Золушка, моя семья, Илья-Муромец и Соловей-разбойник.

Слова для справок: повесть, сказка, былина, сок, майонез, телепередача.

Выделите определяемые слова и приложения, поставьте, где необходимо, дефис.

Гора Казбек, озеро Байкал, мороз воевода, инженер конструктор, Аника воин, художник самоучка, сторож старик, Иванушка дурачок, гриб подберёзовик, художник портретист, жук носорог, рак отшельник, слесарь инструментальщик, женщина врач, врач терапевт, Москва река, матушка Русь, бедняк крестьянин, крестьянин бедняк, нитки мулине, искусник повар, повар искусник, богатырь артиллерист, крошка сиротка, старик отец, пьяница сторож, сторож пьяница, инженер строитель, Москва город, город Москва, Дюма сын, пан офицер, самолёт бомбардировщик, птица зяблик, товарищ генерал, генерал Иванов, петух драчун, газета «Учитель», озеро Рица, село Крутовка, дома коробки.

Найдите приложения в следующих предложениях. Поставьте, где необходимо, дефис.

1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом (Гоголь). 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров (Бондарев). 3. Привычно смотрели со стен комнаты горновой доменщик и отдыхающий рыбак (Кочетов). 4. Сердце камень тревогам закрыто (Шевелева). 5. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле (Песков). 6. Город Симбирск жил собственными противоречиями (Шагинян). 7. В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке (Паустовский). 8. Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение» (Солоухин). 9. Вечером в порт вошёл английский пароход «Песнь Оссиана» (Паустовский). 10. Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался (Паустовский). 11. К нему нередко приезжали таинственные люди, они все держались, как актеры трагики, которым случайно приходилось играть роли простаков (М. Горький). 12. Но и в светлый день победы вспомним, братцы, за беседой про солдата сироту (Твардовский). 13. В окна беззаботно входил бродяга ветер (Паустовский). 14. Сидят на курганах орлы степняки (Софронов). 15. Пусть реки есть мощней намного – но Волга матушка одна (Твардовский). 16. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена (Паустовский). 17. Вблизи древнего русского города Переславля-Залесского, на красивом холме расположена усадьба Ботик, где хранится ботик Петра (Пришвин). 18. Лось прыгнул из осинника и, выбрасывая вперёд длинные ноги ходули, помчался легко по вязкому болоту, как мчится по сухой тропинке заяц русак (Пришвин). 19. И эти обыкновенные мышиные глазки бусинки вспыхнули красным огнём (Пришвин). 20. Ещё очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков охотников (Пришвин). 21. Это не просто собака, это собака актриса (Пришвин). 22. Возможно, далёкие наши азиатские предки кочевники гибли от скорпионов (Пришвин). 23. Ночью в горах Ала-Тау глухо гремела гроза (Паустовский). 24. Коня взял к себе мельник Панкрат (Паустовский). 25. Порхает бабочка лимонница (Пришвин). 26. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны (Паустовский). 27. Там всё так смешано, в этом городе музее (Пришвин). 28. Мне, что ли, хлеб соль подносите? (Паустовский). 29. Маше стало жаль расставаться с этим берегом, с лугами, с шалашом и дедом корзинщиком (Паустовский). 30. Воробей сторож невозмутим (Богданов).

Тест по теме «Приложение»

1) сказуемым.2) подлежащим.3) дополнением.4) приложением.

3. От полка спасибо наше вам за сына-храбреца. ( А. Твардовский) В этом предложении подчеркнутое слово является

1) приложением.2) косвенным дополнением.3) согласованным определением.4) несогласованным определением.

1) причастием.2) числительным.3) прилагательным.4) существительным.

1) чей?2) каков?3) какой?4) который?

6. Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские страдания. ( А. Сурков) Приложением в этом предложении является слово

1) рекой.2) Волгой.3) гармонь.4) страдания.

7. Журнал «Новый мир» – один из лучших литературно-художественных журналов России. « Новый мир» в этом предложении – это

1) дополнение.2) приложение.3) определение.4) часть подлежащего.

8. Врач Иванова выступила с докладом о лечении гриппа. Приложением в этом предложении является слово

1) врач.2) гриппа.3) Иванова.4) о лечении.

9. Поэт Бездомный – персонаж одного из романов Булгакова. Приложением в этом предложении является слово

1) Бездомный.2) персонаж.3) Булгакова.4) поэт.

10. Возница-киргиз сидит неподвижно на облучке. ( Д. Фурманов). Приложением в этом предложении является слово

1) сидит.2) киргиз.3) возница.4) на облучке.

1) Вьется улица змея. ( В. Маяковский)2) Бабушка старушка из окна глядит. ( А. Блок)3) Возница киргиз сидит неподвижно на облучке. ( Д. Фурманов)4) Профессор Молчанова выступила с докладом о лечении гриппа.

1) Волга – русская река.2) Река Москва закована в гранит.3) Наши хоккеисты – игроки высокого класса.4) С утра до вечера в городке много ребят разного возраста.

1) Не тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах. ( К. Паустовский)2) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. ( М. Исаковский)3) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. ( А. С. Пушкин)4) Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку. ( А. Кольцов)

14. Несогласованное приложение есть в предложении

1) Вьется улица-змея. ( В. Маяковский)2) Старинный вальс «Осенний сон» играет гармонист. ( М. Исаковский)3) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. ( А. С. Пушкин)4) Высоко стоит солнце на небе, горячо печет землю-матушку. ( А. Кольцов)

15. Приложение есть в предложении

1) Сижу за решеткой в темнице сырой.2) Мы вольные птицы; пора, брат, пора!3) Клюет и бросает, и смотрит в окно, как будто со мною задумал одно.4) Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет под окном.

Упражнения по теме «Обособленные определения и приложения»

Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Охарактеризуйте определения:

а) согласованное — несогласованное;

б) распространенное — нераспространенное;

в) обособленное — необособленное.

1) Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке. 2) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. 3) И, мрачнее черной ночи, он потупил грозны очи, стал крутить свой сивый ус. 4) Окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой. 5) Я вдаль уплыл, надежды полный, с толпой бесстрашных земляков. 6) Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбоченясь и гордо взирал около себя. 7) Долина тихая дремала, в ночной одетая туман. 8) Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение.(А. С. Пушкин)

Спишите, Затем выразительно прочитайте эти предложения с обособленными приложениями. Охарактеризуйте смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные признаки обособленных приложений.

1) Мой сосед, маленький нервный человек, рассказал мне стра(н, цн)ую историю. 2) Им, гагарам, (не)доступно нас л., ж денье битвы жизни; гром ударов их пугает. 3) Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор. 4)Пам.ть, этот бич (не)опасных, оживляет да(же) камни прошлого,(М. Горький.)

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?

1) Низенький и коренастый он обл.дал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами я (не)мог думать над этой загадкой. 3) (Не)доум.вающий, озадаченный выходкой моего спутника я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее спокойную и сильную, как большая полноводная река, пр.ятно. 5) Сегодня она в новом голубом к.поте была особенно молода и внушительно красива.(М. Горький)

Прочитайте. Установите, в каких случаях распространенные определения являются причастными оборотами, а в каких — прилагательными с зависимыми словами. Составьте и запишите предложения с данными определениями так, чтобы в одном случае они были обособленными, а в другом — необособленными.

Гонимые сильным ветром. Полная спелых ягод. Радостно пораженная своим открытием. Увлеченный чтением. Похожие на великанов. Заросгаие сорной травой. Усеянное миллионами звезд. Залитый лунным светом.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения.

1) Синее спокойное озеро в глубокой раме гор окрыле(н, нн)ых вечным снегом темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двер. белого домика захлес.нутого в.ноградниками выходит (на)встречу солнцу древний старец. 3)В священной тиш.не восходит солнце и от к.мней острова поднимается в небо сизый туман насыще(н, нн)ый сла.ким зап.хом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало др. жала и степь то вся вспых.вая синим огнем то погружаясь в холодный тяжелый и тесный мрак страшно суживавший ее. 5) Закова(н, нн)ые в гр.нит волны моря подавле(н, нн)ы громадными тяж.стями ск.льзящ.ми по его хр.бтам. 6) По обеим сторонам к.мина стоят фикусы нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма в.лась в ночном воздух., полном влаг. и свежеет., моря. 8) Лодка колыхалась на волнах ш.ловливо пл.скавш.хся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей. 9)Тиш.на прерывалась звуками песни дол.тавш.й с реки. 10) Трава сг.баемая ударами ветра и дождя л.жилась на землю.(М. Горький)

Исправьте ошибки в употреблении обособленных определений.

1) Деревья, которые растут в аллее и украшающие парк, были совсем молодые. 2) Ребята спешат к реке, приехавшие на дачу. 3) Итон пятерке я очень обрадовался, полученной мною впервые в жизни. 4) Вошедший был одет в волчий тулуп, обросший бородой. 5) Если человек хорошо знающий местность, он никогда не заблудится. 6) Солнечный луч освещал падающие листья с деревьев. 7) Плющ, который вьющийся по стене, украшает комнату, радует глаз.

Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обособленные несогласованные определения и определяемые слова. Каждое предложений прочитайте, соблюдайте правильную интонацию.

1) Слышится спор и говор неистово кричит ребенок, поезд стучит и громыхает а солдат в новой ситцевой рубахе и в черном галстуке сидит над спящими на своем сундучке. 2) Чудесные бабочки и в ситцевых пестреньких платьицах и в японских нарядах и в черно-лиловых бархатных шалях залетали в гостиную, 3) Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома, 4) Играл зеркальный отблеск моря в вы¬шинах сосен и текла вдоль по коре сухой и жесткой смола прозрачнее стекла.(И. Бунин)

Выпишите сначала предложения с обособленными нераспространенными приложениями, а затем предложения с обособленными распространенными приложениями. Объясните условия обособления.

1) Один из ямщиков, весьма высокий мужчина, вылез из саней, молча отвязал свою тройку. ( Л. Н. Толстой) 3) И там, на подушке из ярких песков под тенью густых тростников, спит витязь, добыча ревнивой волны. ( М. Лер¬монтов) 3) Могучий лев, гроза лесов, лишился силы. ( И. Крылов) 4) Хозяин мой, доктор, был вечно занятый молчаливый человек. ( Ю. Казаков) 5) Хорошо, что он попал, Теркин, в нашу роту. ( А. Твардовский)

Преобразуйте предложения так, чтобы сказуемые стали распространенными приложениями. Обозначьте грамматическую основу предложений и. укажите приложения.

Образец. Москва — . Москва, столица России, День города.

1) Обстоятельство — второстепенный член, предложения. 2) Лес — наше богатство. 3) Жадность — один из человеческих пороков. 4) Лицо — зеркало души. 5) Река — источник энергии. 6) Чтение — лучшее учение. 7) Моя сестра — юрист. 8) Русский язык — один из богатейших языков мира. 9) Художественная литература — искусство слова. 10) Дети — будущее страны.

Составьте предложения с данными словами, используя их как:

а) обособленное приложение;

б) необособленное приложение;

в) именную часть сказуемого;

Запишите предложения, объясните их смысловые, интонационные и пунктуационные различия.

1) Замечательный русский художник. 2) Любимый детский писатель. 3) Надежный друг. 4) Интересный собеседник, 5) Президент совместного предприятия.

Кто лучше? Спишите, вставляя после определяемых слов по два нераспространённых определения. Объясните постановку знаков препинания.

1) Акация,____и____, бросала прозрачную тень на фонтан. Акация бросала  прозрачную тень  на фонтан, ___ и ___. 2) Огоньки, ___     и ___, ярко горели в ночном небе. Огоньки ярко горели в ночном небе, ___и ___3) Ветер, ___ и ___, шевелил молодые листочки. Ветер шевелил молодые листочки, ___и ___. 4) Трава, ___и ___, была покрыта крупными каплями росы. Трава была покрыта крупными каплями росы, ___и ___.

Вслух прочитайте предложения, следите за интонацией обособления. Объясните, что объединяет данные предложения. Спишите их, комментируя постановку знаков препинания.

1) На крыльце сидел хозяин дачи, в рубахе навыпуск, и курил. ( В. Инбер) 2) Анисим, в чёрном сюртуке с красным шнурком вместо галстука, задумался, глядя в одну точку. ( А. Чехов) 3) Алёна, с крас¬ными от жары щеками, бегала то в сад, то в дом, то в погреб. ( А. Чехов) 4) Рядом с женщиной стоял белобрысый и очень серьёзный мальчик, босой, без шапки. ( К. Паустовский) 5) Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер. ( М. Горький)

Прочитайте, укажите обособленные приложения. Объясните условия их обособления.

1) А ночью ветры, вестники наступающих холодов, гуляют по выси вызвездившего неба, воровски шарят по садам (Шолохов). 2) Она готовилась к зачету по общей терапии — предмету, наиболее любимому ею (Бондарев). 3) Мы, учителя, боялись Беликова (Чехов). 4) Остальные братья, Мартын и Прохор, до мелочей схожи с Алексеем (Шолохов). 5) Разумеется, как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей (Л. Толстой). 6) Хозяин мастерской был немец, по фамилии Ферстер (Н. Островский). 7) Ему казалось, что он был влюблен в кузину и гостью Шумихиной, Анну Федоровну (Чехов).

Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите приложения и определяемые слова.

1) Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев). 2) Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов). 3) Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев). 4) Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов. 5) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин). 6) Это был Александр Тимофеевич или попросту Саша гость приехавший из Москвы дней десять тому назад (Чехов). 7) Илюше иногда как резвому мальчику так и хочется броситься и переделать все самому (Гончаров). 8) Была у Ермолая легавая собака по прозванию Валетка (Тургенев). 9) Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).

Тест по теме «Обособленные определения и приложения»

1. Обособленными членами предложения называются:

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится:

1) перед определяемым словом;2) после определяемого слова;3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся:

1) перед местоимением;2) в любом месте предложения;3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если:

1) они распространенные;2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;3) они согласованные.

5. Приложения с КАК обособляются, если:

1) как можно заменить «в качестве»;2) как можно заменить так как;3) всегда.

6. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

7. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;2) определение обособляется всегда.

8. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;2) определение стоит перед определяемым словом.

9. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

10. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

11. Укажите предложение, в котором перед КАК нужна запятая:

1) Он сейчас работает

как техник.2) Разумеется

как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

12. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

13. Укажите, где нужно поставить запятые:

Степь

то есть

безлесная и бесконечная равнина

окружала нас со всех сторон.1) 1, 3.   2) 2, 3.   3) 1, 2.

14. Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. ( В. Тренев)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

15. Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. ( И. Гребенюк)1) Обособленное нераспространённое определение2) Обособленное определение, выраженное прилагательным3) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами4) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

16. Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. ( К. Паустовский)1) Обособленное распространённое определение2) Обособленное распространённое приложение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Необособленное нераспространённое приложение

17. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. ( З. Сорокин)1) Обособленное определение2) Обособленные определения, выраженные причастиями3) Обособленные нераспространённые определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения

18. Укажите тип определения в предложении:

К ребятам подошел квартирант со второго этажа инженер Гусев – заядлый охотник и рыболов. ( Е. Коковин)1) Необособленные приложения2) Обособленное определение3) Обособленные определения, выраженные прилагательными4) Обособленные приложения

19. Укажите тип определения в предложении:

Пораженный, Уваров не мог оторвать удивленного взгляда от Акима. ( М. Алексеев)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное нераспространенное приложение3) Обособленное нераспространённое определение4) Обособленное распространённое определение

20. Укажите способ выражения определения в предложении:

Молодой ивняк, с зелеными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов зыби. ( В. Короленко)1) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом2) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное несогласованное определение

21. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. ( Е. Дубровский)1) Обособленное распространённое приложение2) Обособленное несогласованное определение3) Обособленное определение, выраженное прилагательным4) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

22. Укажите способ выражения определений в предложении:

Траншею копали на густо заросших лесом склонах сопок, протянувшихся вдоль долины Светлой речки. ( Л. Князев)1) Необособленное приложение2) Необособленное определение3) Обособленные определения, выраженные причастными оборотами4) Обособленное и необособленное определения, выраженные причастными оборотами

Про урокцифры:  ЛАДЫЖЕНСКИЙ ОЛЕГ СЕМЁНОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *