учитель изучающий окружающий мир Урок по изучению окружающего мира

Тип урока: урок-исследование.

Преобладающая форма проведения урока –
групповая деятельность учащихся.

(Для разработки данного урока использовались
методические рекомендации Н. Я Дмитриевой, А. Н.
Казакова. Издательство “Учебная литература” 2009
год.)

Урок русского языка по русскому языку во 2 классе

Урок – исследование.

Тема исследования: «Имя прилагательное»

Проблема исследования: «Нужны ли в нашей речи имена прилагательные» (Их роль в русском языке)

Гипотезы (предположения): да или нет.

Цель: проверить предположения.

Задача: доказать верность гипотезы.

Как собрать информацию?

Урок усвоения новых знаний

1) формирование общего понятия о роли прилагательных  на основе осознания его основных признаков и   исследовательской деятельности учащихся;

2) развивать речь, словесно-логическое и наглядно-образное мышление;

3) воспитывать доброжелательность по отношению друг к другу, аккуратность в работе;

4) воспитывать любовь и интерес к русскому языку.

(Прилагательные для мозаики: голубой,  клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый,  смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый, прозрачный, бумажный, носатый, хвостатый,  ушастый, звонкий).

Урок разработан и проведен

учителем начальных классов Лобановой В. В.

МБОУ Большетумановская ООШ

Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: «Про кошек и собак».

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.

Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас – определитель «От земли до неба», подключение компьютера к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков, 2012г)

1. Организация класса

Девиз урока: Хочешь альпинистом стать
– иди в горы. Хочешь грамотным быть – учись
думать, мыслить, наблюдать.

2. Сообщение темы, целей урока

– Сегодня необычный урок – урок исследование и
мы на нём будем исследователями. Кто такой
исследователь? (Человек, способствующий
получению новых знаний)

– Где можно узнать значение этого слова? (Толковый
словарь)
– Сколько слогов в этом слове?  Почему?
Ударный? Проговорим слово.

3. Каллиграфическая минутка

Я пишу это слово на доске, а вы пишите в воздухе
и проговариваете.
Запишите слово в тетрадях 1 раз.
– На какой вопрос отвечает слово 
ИССЛЕДОВАТЕЛЬ? (Кто?)
– Измените слово так, чтобы оно отвечало на
вопрос Что делать? (Исследовать)

– Что можно сказать об этих словах? Почему? (Родственные)
– Проговорим и запишем дату нашего исследования.

4. Повторение. Результат предыдущего
исследования

– В течение полутора месяцев каждый из вас уже
проводил свою исследовательскую работу и на
Конференции мы дали утвердительный ответ на
какой вопрос? (В названиях конфет есть
орфограммы?)
– Что вы для этого сделали? (Cобирали фантики)
Сегодня объект нашего исследования –
названия конфет.
Цель исследования – повторить изученные
орфограммы, и ответить на вопрос: Какие
изученные орфограммы встречаются в названиях
конфет?
– Какие орфограммы мы с вами уже знаем? (Дети
называют изученные орфограммы, вывешиваются
таблички с названиями орфограмм).

5. Планирование исследовательской работы

– Начнём наше исследование с выбора методов
исследования.

Дети выбирают из предложенных методов:

6. Исследовательская работа

Проблема:  Как же нам записать
название это слово, чтобы было понятно, что речь
идёт о названии конфеты? (Предложения детей)

В русском языке есть правило, которое говорит о
том, что названия нужно записывать с заглавной
буквы и в кавычках.

(Из корзинки достаём другую конфету ,
объясняем орфограмму, записываем, называем на
эту орфограмму названия конфет из своих работ,
учитель дополняет)

– Сейчас каждый из вас рассмотрит обёртку
конфеты, которая лежит на парте и назовёт
орфограмму, которая спряталась в названии.

– Проанализируем наши наблюдения и сделаем
вывод.

– Какая орфограмма чаще встречается в
названиях конфет? (-чк, -чн –
уменьшительно-ласкательное значение, т.к
конфетки для маленьких, для детей)
Какие изученные орфограммы встречаются в
названиях конфет? (Все изученные орфограммы
встречаются в названиях конфет)

Ученик зачитывает стихотворение из своей
исследовательской работы.

8. Итог урока. Пути дальнейшего
исследования

– Наш урок заканчивается, но такую работу  мы
будем продолжать. Узнаем, есть ли другие
орфограммы в названиях конфет. Результаты будем
фиксировать в стенгазете «Фантики собираем –
орфограммы изучаем» (и вкусно и полезно).

9. Рефлексия. Оценки за урок

– Кому было интересно на уроке?
– Чему научил вас этот урок?
– Кому хочется продолжить эту работу?

10. Домашнее задание

Рассказать родителям о нашем исследовании.

Урок: русский язык

Тема урока: «Имя существительное»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок – исследования

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, рефлексивных у учащихся 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме «Знакомство с понятием имя существительное.

– формирование уважительного отношения к иному мнению;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

– формирование положительной мотивации к учению и познанию;

– развитие навыков сотрудничества в ходе решения образовательных задач урока;

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

– формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

– формирование умения использовать различные способы поиска информации ( в словарях, учебнике)

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов

– познакомить учащихся с понятием « имя существительное»;

– учить выделять имена существительные из других частей речи;

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

2. Актуализация знаний и постановка темы и цели урока.

-Что обозначают эти слова?

– На какие вопросы отвечают?

-Что объединяет все эти слова?

( Они относятся к одной части речи. Это слова имена существительные, так как отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы)

– Как вы думаете, какой теме русского языка мы посвятим сегодняшний урок?

Вы правы! Имени существительному!

Мы попробуем составить паспорт имени существительного.

Какова же цель нашего урока? ( выяснить значение паспорта, выявить и обобщить признаки имени существительного, создать информационный документ)

3. Формирование способов практической деятельности.

Это будет не просто обычный урок, а урок – исследования.

-сейчас один из вас уточнит лексическое значение слова «паспорт» в орфографическом словаре, а остальные поработают в паре.

1) Работа в парах. « Расселение» слов в дома.

Дом, врач, мяч, рис, конь, краб, брат, танк, грязь

Паспорт –официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования.

– По каким признакам расселили слова в домики? (проверка)

– Как ещё называются живые предметы? (одушевлённые)

– Неживые предметы? ( неодушевлённые)

-Я буду называть имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые. Одушевлённые – приседаем, неодушевлённые хлопаем руками.

Весна, солнце, скворец, капель, проталина, медведь, синица, дождик, Марина, город, заяц.

4)Работа в парах.

-На жёлтых листочках в тексте подчеркните карандашом слова, обозначающие явления природы, а сверху этих слов запишите вопросы.

( Наступила весна. Появились проталины. Звонко капает капель. Дует тёплый ветер. Полил первый дождь.)

-Прочитайте слова, которые подчеркнули.

-На какой вопрос они отвечают?

Имя существительное обозначает не только предметы, но и явления природы.

– Приведите примеры явлений природы ( мороз, иней, молния, радуга, туман, ураган)

– В самых первых числах весны мы отмечаем замечательное событие – ?

-Какие ещё события можете назвать? ( именины, свадьба, авария)

Наша часть речи может обозначать не только явления природы, события, но и состояние- чувство-приведите примеры.

Что? Обида, лень, радость, дружба, любовь, серьёзность, дружба, гнев, трусость )

-Для выявления следующего признака поработаем в группах.

5)Работа в группе.

На большом листе лежит конверт со словами. Распределите слова на 2 группы.

( Уссурийск, папа, петух, книга, Владивосток, Игорь, забор, Шарик, шарик, дождь, Россия, диван, Байкал, кошка, Лена)

По какому признаку распределили слова?

А слова написанные с маленькой буквы как называются? ( нарицательные)

Это какой признак имени существительного? Постоянный или непостоянный?

4 Закрепление изученного материала.

На протяжении всего урока мы составляли паспорт имени существительного, и в конце должен получиться информационный продукт.

Давайте посмотрим, что получилось.

Что же такое имя существительное? Посмотрев на свои паспорта сделайте вывод.

Закончите одно из предложенных выражений:

А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки.

-отлично усвоил тему урока ( зелёный)

– знаю, но не могу рассказать, ( жёлтый)

– ничего не понял ( красный)

7. Домашнее задание.

Написать своё полное имя и на каждую букву своего имени написать по 2 имени существительных, одно из которых должно отвечать на вопрос КТО?, а другое- на вопрос ЧТО?

Работа в паре.

Подчеркните карандашом слова, обозначающие явления природы, а над ними подпишите вопросы.

Наступила весна. Появились проталины. Звонко капает

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

(с использованием ИД)

Тема исследования: «Текст.»

Проблема исследования: «Все ли группы предложений являются текстом?»

«Обобщение знаний о тексте.»

1) формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков и

Мотивация учебной деятельности учащихся

— повторение темы прошлого урока;

— описание ожиданий от урока.

Обобщение и систематизация знаний (повторение и анализ основных фактов, сообщений, явлений)

Необычный день у нас.

И гостями полон класс.

– Что гостям сказать нам надо?

(-Видеть Вас мы очень рады!)

–  Ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Подарим друг другу улыбки. Пусть хорошее настроение сохранится до конца урока. Если вам  будет трудно, я вам помогу.

– Сегодня на уроке мы с вами будем учёными, которые исследуют и объясняют научные факты, делают открытия и познают новое.

– Прочитайте стихотворение:

– Значения каких слов вам не понятны?

(гиперссылки на стр. Интернета)

– Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Нам предстоит сделать открытие. Мы узнаем что-то новое. Мы будем исследовать это предложение.)

– Исследуйте предложение и объясните орфограммы.

– Собери словечко и узнай задание.

чудо  чудесный  чудить    чудак

– Как называются слова, записанные на доске? (однокоренные)

– Выделите корень. (один ученик работает у доски)

– Как вы думаете, почему именно это слово мы сегодня писали? Как оно может быть связано с нашим уроком? (На уроке нас будут ждать чудеса.)

– А сейчас восстановите перепутанную логическую цепочку слов:

Звуки, слоги, слова, предложение.

– В этой цепочке не хватает одного слова. Расшифруйте, какого, а для этого вспомните алфавит.

20, 6, 12, 9, 20.

Т    Е   К  С  Т

– Что же мы будем исследовать сегодня на уроке? (Текст.)

– Рассмотрите, какие методы исследования могут быть и составьте план исследования.

– Исследуйте группы предложений и выясните, являются они текстом или нет (работа по группам).

– Ребята, а сейчас откройте учебник  стр. 102 упр. 192.

– Прочитайте группу предложений.

– Можно ли их  назвать текстом? (Можно, так как предложения связаны по смыслу.)

– Если мы можем выделить основную мысль, то можно придумать заглавие текста.

– Какой заголовок больше подходит? Почему?

1) Сборы на прогулку.

2) Мишкина хитрость.

– Сколько частей можно выделить в тексте?

– Как это определить? (Каждая часть пишется с красной строки.)

– Что такое абзац?

– Как выделяют на письме абзац? (Красной строкой.)

– Любую ли часть текста начинают с красной строки? (Нет. Только ту, в которой содержится новая мысль.)

– Кто является участниками речи? (Мама и Мишка)

– Как называется такой разговор? (Диалог)

– Чем отличается диалог от монолога?

– Прочитайте текст по ролям.

Озаглавливание текстов. ( Работа по группам.)

– Пользуясь памяткой нужно озаглавить текст.

В саду Петя нашёл маленького щенка. Щенок замёрз и жалобно скулил. Мальчику стало жаль щенка. Он закутал его шарфом и принёс домой. Петя налил щенку молока. Щенок остался жить у Пети, и мальчик окружил его заботой и любовью. Вскоре щенок подрос и стал верным другом Пети.

– Как озаглавили текст?

– Какими критериями руководствовались, выбирая название?

День был пасмурный. Миша бродил по городу. Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке. Старушка поблагодарила его за помощь и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день. С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость.

– Чем похожи эти тексты?

– Как поступили дети?

– Как бы вы поступили?

– Выберите пословицы, которые отражают главную мысль этих текстов.

– Запишите пословицы. Подчеркните главные члены предложения.

Редактирование деформированного текста.

– Прочитайте предложения и скажите: являются они текстом или нет?

3)Снежная баба улыбнулась ребятам.

2)Из ягод рябины сделали глазки. Маленькая морковка послужила носиком. Потом палочкой нарисовали ротик.

1)Дети во дворе лепили снежную бабу.

– О чем этот текст? Определите тему.

– Придумай те название. ( Снежная баба.)

– На сколько частей разделён текст?

– Прочитайте начало, основную часть, концовку.

– Найдите опорные слова.

Самостоятельная работа по группам.

(В группе у каждого ученика своя роль: редактор, 2 помощника редактора, научный советник, докладчик.)

– Предложения перепутаны. Восстановите текст.

Грачонок был чёрный, носатый. Он не умел летать. Миша кормил его червяками и личинками. Миша нашёл под деревом грачонка, который дрожал от холода. У грачонка отросли крылья, и он улетел.

Отец похвалил его за правду. Пришёл отец. Он решил узнать, кто разбил чашку. Мальчик сказал правду. Мальчик разбил дорогую чашку.

Сорока улетела. Красивая, в чёрной шубке, в белом фартучке. Тут выскочил пёс Снежок. Он звонко залаял. На берёзу села сорока.

Дети полили её водой. Стали они строить горку. Взяли дети лопаты. Дружно работали мальчики. Скоро у стены сарая выросла горка. Ребята вышли во двор. Что делать?

– Ребята, давайте подведём итог нашего урока.

– Все ли группы предложений являются текстом?

– Какими признаками должен обладать текст?

– Что такое текст? Основные признаки текста (гиперссылка на стр. Интернета).

– Выполнение теста.

– Взаимопроверка работ.

Вид урока: урок-исследование.

Тип урока: получение новых знаний.

Презентация к уроку

Ход урока

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного
Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы,
каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем.
И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и
ночь «купаются» в этом океане.

Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

– Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух.)

(На экране тема урока.)

Сообщение темы и целей урока.

– Чем важен воздух всем обитателям Земли?

– А какой он, воздух, из чего состоит?

– Определите тему сегодняшнего урока. ( Воздух и его свойства.)

– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит
воздух и чем он важен для всего живого.)

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

Изучение нового материала.

1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе.

Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.

Итак, начнём. Представьте себе такую картину:

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой
травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

– А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. – А что такое небо? Из чего оно?

– Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?

– Кто работает в лаборатории? (Учёные.)

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения
учёные записывают в научный дневник. ( Обращаю внимание на листы наблюдений.)

В лаборатории всё было необычно.

(Показываю детям пустую пробирку.)

– Что в этой пробирке? (Ничего нет.)

Что ж, давайте проверим, действительно ли там
пусто (топлю пробирку в стакане с водой). Видите. Из горлышка побежали пузырьки? А вы
говорите, – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали
пузырьки? (Воздух.)

– О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (Бесцветен, прозрачен.)

– Как вы думаете, воздух имеет запах?

Давайте проверим. ( Приглашаю ученика.) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай
воздух, сейчас чем-нибудь пахнет? (Открываю жидкость для снятия лака и машу рукой,
чтобы запах распространился.) А сейчас? Сделайте вывод. ( Без запаха.)

Опыт 3. « Подуй в трубочку!»

У вас на столе стоят стаканчики с водой и
трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух
превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

Опыт 4. « Надуй меня!»

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который
заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха.
Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух упругий.)

(Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте.) Отпустите шарик.

– Почему шарик улетел? (Его толкает воздух.)

– Действительно, воздух всегда находится в движении. Давайте определим, почему?

Опыт 5. « Опыт со спиралью».

– Что наблюдаете? (Спираль шевелится.)

– Кто может объяснить, почему? (Теплый воздух поднимается вверх,
приводит в движение спираль.)

Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен,
бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух
поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя.
Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходится несколько недель, без
воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям,
животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух –
это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе
больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

– Как вы думаете, какой из газо в воздухе самый
важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а
выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше
углекислого газа, который для дыхания непригоден.

Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (Горит.)

Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без
кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь
– тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше.
Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака
углекислого газа.

Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И
дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он
необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга,
поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам
живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Но это на улице.

(Учебники стр. 39 работа по схеме.)

– А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?

– Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и
убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в
результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и
бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

И ещё одну важную работу выполняет воздух для нашей Земли (слайды).

Итог урока.

1) Мы выполнили задание, узнали много интересного. А
теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.

Текст. Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что
удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не
могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше?
Потому что на Земле есть зеленые растения. Они настоящая фабрика кислорода.

2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже
нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким
настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?
(На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

На этом наш урок закончен. Всем спасибо!

Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе по теме “Про воздух”

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Через нос проходит в грудьИ обратный держит путь. Он невидимый; и все жеБез него мы жить не можем.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан – самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

3. Сообщение темы и целей урока. ( Постановка проблемы)

– Какую цель поставим перед собой на уроке? (Узнать, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)

4. Изучение нового материала.

1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе. Выдвижение гипотез.

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

– А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. – А что такое небо? Из чего оно?

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. Вы разделились на 4 группы, и у нас получилось 4 лаборатории. Все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. ( Обращаю внимание на листы наблюдений.)

Заглянем в первую лабораторию, на столе пробирка и банка с водой.

– Возьмите пробирку и посмотрите, что в ней?

Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто. Возьмите пробирку и утопите её в банке с водой.( показываю как) Что вы видите? Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, – «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки?

– О каком свойстве воздуха мы только что узнали, кто догадался?

Заглянем во второю лабораторию и попробуем ответить на вопрос: воздух имеет запах?

Переходим в третью лабораторию.

У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)

– Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды.)

С каким же свойством воздуха нас познакомят учёные в последней лаборатории?

Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать?

– Почему шарик улетел? (Его толкает воздух.)

Опыт 5. « Опыт со спиралью».( Проводит учитель)

Но это ещё не всё! Я тоже сегодня выступлю в роли учёного и открою для вас несколько тайн.

– Кто может объяснить, почему? (Теплый воздух поднимается вверх, приводит в движение спираль.)

Этот эффект можно проверить в домашних условиях, когда мама на кухне готовит обед. Поднимите руки к потолку, и вы почувствуете, что там воздух гораздо теплее, чем около пола.

Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (Прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)

Сейчас мы все вместе проведём ещё один опыт.

Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?

Без еды человек может обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям, чтобы дышать, а значит – жить.

Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

– Как вы думаете, какой из газов воздухе самый важный? (Кислород – мы все дышим кислородом.)

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.

Смотрите, я зажигаю свечку. Горит?

Свеча ещё не догорела, но огня не может быть без кислорода.

Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Но это на улице.

В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.

5. Итог урока.

В зависимости от выдвинутых гипотез, делается вывод.

Мы узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они настоящая фабрика кислорода.

2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое? (На доске показаны все 3 вида выражения лиц.)

Урок русского языка в 2-м классе

Тема: « Орфограммы слова »

Оборудование: презентация, каталог орфограмм, толковый словарь, орфографический словарь, «Бортовой журнал» каждому ученику.

Гости к нам пожаловали в класс.

-Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.

-Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе

– Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.

2. Сообщение темы и цели урока. Мотивация.

-Сегодня у нас не просто урок, посмотрите, как он называется?

Слайд 2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВА

Тема важная, потому что

-Какие правила учат вас грамотному написанию слова? (Список схем-орфограмм)

-Чему мы должны научиться?

-Должны -закрепить умение применять правила при написании слов

– Оценить себя

3. Закрепление знаний и способов действий

Слайд 4 -Тогда в путь! Отправляемся в морское путешествие в мир слов!

– Наш корабль держит курс в открытый океан орфографических правил.

– Запишем дату отправления в нашем бортовом журнале. Кто знает, что такое «Бортовой журнал»? Для чего он предназначен?

– Запишите число, вид работы

ишу чисто, аккуратно, грамотно

Вывод:-когда первые буквы нескольких слов образуют новое – называется аббревиатура( США, РК, ЦСК )

Слайд 6 1) – Повторим написание букв заглавной и строчной Кк в соединении с другими

Отгадайте загадки: – Подумайте, куда мы с вами отправимся:

А с питьём – беда. ( Океан)

– На каком виде транспорта мы отправимся в наше путешествие:

На работу в океан. ( Корабль)

– Кто будет управлять нашим судном:

И в руках держал штурвал?

– Что поможет нам не сбиться в пути:

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой. ( Компас)

– Запишите отгадки в бортовом журнале, запомните написание этих слов:

2) океан корабль капитан компас

3) Большому кораблю – большое плаванье.

– Прочитайте запись на доске. – Как вы понимаете это выражение, когда так говорят?

– Спишите. Найди орфограммы.

Все: Хром читаем Большому кораблю – большое плаванье.

Слайд 7 А вот и карта путешествия

– Как она называется?

– Что такое архипелаг? Архипегал-это группа островов.

– Что такое остров? Часть суши-участок земли, со всех сторон омываемый водой

1 остановка: Остров «Словарных слов»

Слайд 8 – Пополним запас продуктов.

– Запишите название продуктов принятых на борт. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные непроверяемые ударением

Помидоры, морковь, капуста, огурцы, картофель, чеснок, яблоки.

Исследование словарных слов.

а) Лексическое значение

– Какие слова можно назвать одним словом? (Овощи)

– Почему мы возьмём с собой так много овощей?

– Какое слово ЛИШНЕЕ?

б) Фонетическое значение

– В каких словах букв больше, чем звуков? (Морковь, картофель)

– В каких словах все согласные твёрдые? (Капуста)

в) Орфографическое значение

– Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? Что нужно сделать?

Вывод: Запомнить написание этих словарных слов

Взаимопроверка. Взаимооценка. ( в парах)

Слайд 9 2-я остановка «Остров безударных гласных »

– Нас встречает королева Ударение. Почему у неё такое имя?

– Акулы, которые плавают вокруг этого острова, съели все безударные гласные. Выполните задание королевы Ударение, верните гласные назад.

Но помните: Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А на письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

Слайд 10 -Вставьте пропущенную букву. Запишите проверочное слово – Пользуясь памяткой:

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Вывод:- если безударная вызывает сомнение, мы ее немедленно ставим под ударение, изменяем число предметов. Самооценка

Слайд 11 Физминутка для глаз. « В морской пучине»

Слайд 12 3-я остановка «Остров парных согласных»

– На этом острове живёт принц Гласный и его свита Согласные

– Вы должны показать умение обозначать на письме парные согласные:

Чтоб поменьше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Слайд 13 – Вставьте парную согласную в конце слова, напишите проверочное слово в скобках. Пользуйся памяткой:

Пляж-пляжи, парус- паруса, берег-берега, краб- крабы, островки- остова

– Проверка выполненного задания. ( Дополнительные жетоны за увиденные другие орфограммы) Самоконтроль. Взаимооценка ( в парах)

Вывод: парный согласный проверяю, рядом гласный подставляю.* ед.ч. ↔ мн.ч.

– Вы, ребята , молодцы, гласных и согласных букв приятели. Вас теперь они зовут МЧС – спасатели.

– Как расшифровать аббревиатуру МЧС?

Слайд 14 4-я остановка Остров «Ошибок»

– На этом острове много вулканов. Когда они извергаются, то земля сильно трясётся и некоторые буквы перемещаются, теряются

Исправьте ошибки, которые возникли из-за этого.

– В детских журналах, во взрослых журналах исправляют ошибки КОРРЕКТОРЫ. В нашем бортовом журнале это сделаете вы! – Исправьте ошибки.

Слайд 15 Открывается картина Астаны с подписью:

Астона – сталица нашей родины.

Это балшой и кросивый горот.

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро нужное искать.

А словарь вам будет помогать

Нашли ошибки! Будем корректировать. Объясните орфограммы (Жетоны за увиденные другие орфограммы) Взаимооценка

Слайд 16 Физминутка «Золотая рыбка»

Слайд 17 5-ая остановка «Остров пиратов».

Слайд 18 – Чтобы никогда больше не встречаться с ними, вам нужно с ними поиграть – по звукам слово отгадать.

-Угадайте слова и запишите их правильно в «Бортовом журнале»

Клюв, поход, мороз, лягушка, коньки, яблоко.

Сдайд 20 Оцени себя:

Хочу знать больше!

6. Информация о домашнем задании: записана в «Бортовом журнале»

– Что понравилось на уроке?

Про урокцифры:  ЕДИНЫЙ НОМЕР И ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЯНДЕКСА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *