Морфологический разбор слова — это полная грамматическая характеристика этого слова, учитывающая специфику его использования.
Морфологический разбор – это подробный разбор слова как части речи с указанием его полной грамматической характеристики, а также описание его функции как члена предложения.
Морфологический разбор разных частей речи проводится по одному и тому же алгоритму:
2.1. Начальная форма слова.
2.2. Постоянные признаки.
2.3. Непостоянные признаки.
3. Синтаксическая роль в предложении.
Однако каждая из частей речи имеет свойственные только ей постоянные и непостоянные грамматические признаки. То есть в морфологическом разборе разных частей речи есть существенные различия.
Я предлагаю придумать предложение и сделать морфологический разбор слов, которые есть в нем. Так мы сможем на примере посмотреть из чего состоит морфологический разбор некоторых частей речи.
Предложение: Утром мальчик зашел в светлую комнату.
1) Ребята очень тепло поздравили своего учИтеля с юбилеем.
2) Они приготовили прекрасный поздравительный видеоролик для любимого учИтеля.
3) Все учителЯ нашего класса достойны уважения и благодарности.
4) Гордость нашей школы — учителЯ.
Вот сколько вариантов употребления слова, заданного именно в указанной форме, может быть, если оно дано без контекста.
Приходится со всеми разбираться.
Итак, О КОМ идет речь в приведенных предложениях-примерах? К какой части речи относится слово учителя?
На такой вопрос с обозначением лица (предмета) может отвечать имя существительное.
Разберем данное имя существительное по принятой для этой части речи схеме разбора морфологического.
I. Начальная форма (единственное число, падеж именительный) — учитель.
II. Постоянные признаки: нарицательное, одушевленное, мужской род ( сочетается с местоимением притяжательным “наш” или можно заменить его местоимением личным “он”), склонение второе (имеет нулевое окончание).
III. Непостоянные признаки зависят от контекста: число единственное в предложениях 1)-2), множественное — в предложениях 3)-4).
Падежи: 1) — винительный; 2) — родительный; 3)-4) — именительный.
IV. Синтаксическая роль в предложениях-примерах.
Может быть, как доказывают примеры: дополнением (предложения 1)-2)); подлежащим (предл. 3)); сказуемым, вернее, именной частью составного сказуемого (предл. 4)).
Морфологический разбор глагола
2.1. Н.ф. – зайти.
2.2. Постоянные признаки (совершенный вид, непереходный, 1 спряжение).
2.3. Непостоянные признаки (изъявительное наклонение, единственное число, 3 лицо, прошедшее время, мужской род).
3. Синтаксическая роль в предложении: мальчик (что сделал) зашел – сказуемое.
План морфологического разбора существительного
1. Часть речи. Определяем часть речи. Для этой цели следует определить на какой вопрос отвечает слово.2. 2.Морфологические признаки. 1) Начальная форма слова:Для этого нужно поставить его в именительный падеж единственного числа. 2) Постоянные признаки:Указать существительное является именем собственным или нарицательным. Определить одушевленное или неодушевленное существительное перед нами. Определить род: женский, мужской или средний. Определить склонение существительного. 3) Непостоянные признаки:Определить падеж. Определить число: единственное или множественное.
3. Синтаксическая роль. Указать роль слова в предложении, то есть каким членом предложения является.
Второй вариант морфологического разбора “учителя”
1. Часть речи. Наше слово отвечает на вопрос “кого?”, поэтому является существительным.2. Морфологические признаки. 1) Начальная форма.”Учитель” — это начальная форма, то есть слово в именительном падеже и единственном числе. 2) Постоянные:Нарицательное. Одушевленное. Мужской род.2-ое склонение. 3) Непостоянные. Родительный падеж. Единственное число.
3. Синтаксическая роль. Слово вырвано из предложения, по этой причине нет возможности определить его роль в предложении.
Для правильного морфемного разбора слова необходим текст. К сожалению, нам его не предоставили. По этой причине существует еще два варианта морфемного разбора слова “учителя”. Отличие в непостоянных морфологический признаках. Выбрать нужный можно только имея перед собой предложение полностью.
Морфологический разбор прилагательного
2.1. Н.ф. – светлый.
2.2. Постоянные признаки (разряд прилагательного): качественное.
2.3. Непостоянные признаки (единственное число, женский род, винительный падеж, полное) .
В комнату (какую?) светлую – определение.
Подсказка: прилагательное всегда согласуется с существительным, к которому относится, в роде, числе и падеже.
Морфологический разбор существительного
2.1. Н.ф. – комната.
2.2. Постоянные признаки (нарицательное, неодушевленное, жен.р., 1 склонение).
2.3. Непостоянные признаки (винит.падеж, единственное число).
3. Синтаксическая роль в предложении: зашел (в кого? что?) – дополнение.
Морфологический разбор наречия
Как видим, морфологический разбор наречия очень краток, так как это слово неизменяемое и из морфологических признаков может иметь только степень сравнения. Но здесь ее не имеется.