4 июля 2023
Более 1,5 тысяч детских лагерей по всей стране присоединились ко «Дню цифры» с начала лета
За первую неделю с момента запуска нового сезона образовательного проекта в сфере информационных технологий для детских лагерей «День цифры», к проекту подключилось более полутора тысяч учреждений и организаций для детского отдыха по всей стране.
15 июня 2023
В стране уже четвертый год подряд проходит масштабный всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Благодаря ему миллионы школьников с 1 по 11 классы уже смогли подружиться с искусственным интеллектом и получить знания от экспертов ведущих технологических компаний страны.
Наши ассоциации со словом «цифра» за последние десятилетия изменились кардинально. Если раньше речь шла об арифметике, то сегодня первая и самая верная ассоциация с этим словом связана с информационными технологиями.
«Урок цифры» на тему «Искусственный интеллект в отраслях экономики», организованный Академией искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Sber AI, прошли уже почти 2 млн человек. В этом году урок продлили до 13 октября, благодаря чему еще больше желающих сможет пройти урок и познакомиться с использованием ИИ в экономике.
Урок «Искусственный интеллект в отраслях» знакомит школьников с применением технологией ИИ в разных отраслях экономики. Изучить тему можно в формате видеолекции, а закрепить знания на практике ― с помощью интерактивного тренажера. Уроки построены таким образом, чтобы обучение было интересно школьникам любых возрастных категорий: 1–4 классов, 5–7 классов, 8–11 классов. Для комфортного обучения разработана мобильная версия, благодаря которой проходить урок можно где угодно.
Материалы урока сопровождаются методическими рекомендациями для педагогов и содержат сценарии готовых занятий с учетом разной технической оснащенности классов. Любой педагог может провести «Урок цифры» в своей школе.
Пётр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»:
«Решение продлить организованный Фондом урок ― показатель того, что тема актуальна и интересна для большого количества участников. Ежегодно акция «Урок цифры» помогает миллионам школьников и педагогов сориентироваться в быстро меняющемся мире современных технологий. Углубляясь в эту сферу, дети не просто приобретают цифровые навыки, но и определяются с выбором жизненного пути. Мы отлично справляемся со своей задачей развития актуальных современных навыков в доступной и интересной для будущего поколения форме, и мы рады поддерживать подобные проекты и участвовать в них с целью их распространения и развития».
«Урок цифры» ― это ежегодная Всероссийская акция, инициаторами которой выступают Министерство просвещения России, Минцифры России и АНО «Цифровая экономика» в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. В прошлом году урок по теме «Искусственный интеллект в стартапах» от Благотворительного фонда «Вклад в будущее» прошли 2,6 млн школьников.
Искусственный интеллект в отраслях
Узнай, как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и различные отрасли экономики прямо сейчас, а также какие профессии будут актуальны в ближайшем будущем.
Мессенджеры
Материалы будут доступны ближе к дате запуска
Облачные технологии и искусственный интеллект
Как квантовые технологии меняют нашу жизнь
Прохождений:
5 878 203
Прохождений 2022/2023
Прохождений в сезоне 2021/2022 —
Урок»
Библиотека электронных учебных материалов для учителей и школьников на портале «1С:Урок». Тысячи интерактивных заданий, лабораторных работ и демонстрационных материалов для начальной и средней школы. А также интерактивная онлайн-среда «Математический конструктор» для создания живых чертежей прямо на занятиях.
Академия искусственного интеллекта для школьников
Проект Сбербанка и БФ Сбербанка «Вклад в будущее», нацеленный на формирование у школьников интереса к технологиям искусственного интеллекта и развитие навыков программирования.
Портал «Безопасность детей в сети»
«Лаборатория Касперского» рассказывает детям, с какими угрозами они могут столкнуться в сети и как избежать неприятностей, а родители узнают, как помочь ребятам осваивать цифровой мир безопасно. Для учителей на сайте доступны методические материалы для школьных уроков по информационной безопасности.
Яндекс
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создаёт команда талантливых математиков и программистов.
VK развивает экосистему сервисов, которые помогают миллионам людей решать повседневные задачи онлайн
Квантовые технологии Росатом
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» – многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве.
Ozon. Tech
Мы делаем крутые штуки и рассказываем об этом на конференциях, ведем блог на Хабре, контрибьютим в Open Source и много чего ещё. Enjoy!
Примерное время чтения: 4 минуты
Видеотехнологии для школьников. В России пройдет новый «Урок цифры»
Как создаются видеозвонки и клипы
Российские школьники смогут погрузиться в мир видеотехнологий и получить знания о том, как они создаются, где встречаются в повседневной жизни и какие специалисты работают над этим. Ученики узнают о том, как устроены видеозвонки и вертикальные ролики, как делается автоподборка качества видео и как работают умные рекомендации в ленте клипов, как создаются визуальные эффекты и виртуальные фоны, где хранятся большие объемы видео и многое другое.
По сюжету тренажера этого года ребята вместе с персонажами проекта «Урок цифры» — голосовым ассистентом Марусей и цифровым героем Пикселем — попадают в цифровой мир видеотехнологий. Вместе с Марусей и Пикселем ребята смогут узнать, что находится под капотом у видеозвонков, как создаются короткие вертикальные ролики, а также примут участие в конкурсе клипов. С помощью интерактивных тренажеров они будут знакомиться с видеотехнологиями в самых разных проявлениях на примере VK Звонков, VK Клипов и других популярных цифровых сервисов.
В акции смогут принять участие школьники с 1 по 11 класс — как и в прошлом году «Урок цифры» пройдет онлайн. Принять участие могут все желающие с компьютера, планшета или смартфона. Для этого нужно перейти на сайт проекта «Урок цифры» и в каталоге выбрать урок от VK. Ученики и педагоги получат доступ к материалам и смогут выбрать уровень в зависимости от возраста: 1−4, 5−8, 9−11 классы.
Код будущего
«Профориентация школьников в сфере информационных технологий — очень важная инициатива, которую реализует Минцифры России в рамках проекта „Код будущего“ федерального проекта „Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли“. Благодаря этому не менее 100 тысяч школьников 8−11 классов в 2022 году начнут обучение современным языкам программирования. Эффективным дополнением к данной теме служит также и всероссийский образовательный проект „Урок цифры“, который мы поддерживаем совместно с Минпросвещения России. Эффективная реализация проекта в регионах и высокая личная вовлеченность РЦТ на местах обеспечивает качественное вовлечение подрастающего поколения в мир высоких технологий. Надеемся, что новый „Урок цифры“ от VК также откроет для ребят мир новых актуальных цифровых профессий», — отмечает директор департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.
«Министерство просвещения Российской Федерации находится в авангарде вопроса ранней профориентации школьников, мы считаем, что работа по данной тематике должна быть выстроена совместно со школой, педагогическим и родительским сообществом, а также с крупнейшими предприятиями. Таким образом всероссийский образовательный проект „Урок цифры“, знакомящий школьников с новыми востребованными профессиями в ИТ в игровой интерактивной форме, является дополнительным эффективным инструментом в этом вопросе. Ведь реалии сегодняшнего дня таковы, что ранняя профориентация школьников — залог успешного будущего страны», — комментирует директор департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец.
«VK уделяет много внимания профориентации школьников и реализует масштабные проекты, чтобы знакомить ребят с актуальными и востребованными направлениями из мира IT. В этом году мы выбрали такой темой видеотехнологии: школьники потребляют миллиарды единиц видеоконтента и сами не замечают, как часто они сталкиваются с видео в повседневной жизни. Мы дали старт этой теме с нашей акции День IT-знаний, в которой приняли участие более 350 тысяч школьников по всей стране — они познакомились с видеотехнологиями и узнали о профессиях в этой сфере. Теперь ребята смогут закрепить полученные знания в формате интерактивных тренажеров в проекте „Урок цифры“», — комментирует Сергей Марданов, директор по развитию школьных и молодежных проектов VK.
«Урок цифры» — важный и интересный проект, нацеленный на школьников, которые совсем скоро могут стать частью нашего большого IT-сообщества. Очень здорово, что совместно с партнерами мы имеем возможность рассказать об интересных IT-профессиях в интерактивном видео и игровом формате. Ведь именно интерактив, нестандартность, креативность являются неотъемлемыми составляющими работы в IT. Уверен, «Урок цифры» вовлечет не один десяток, а может и сотен школьников в профессию, связанную с IT, откроет им новые горизонты и бесконечные возможности. Хочу также поблагодарить наших партнеров из VK за вовлеченность в создание этого Урока, а также Министерство просвещения РФ за оказанную поддержку«, — отмечает Генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.
В школах по всей стране в рамках образовательного проекта АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения России проходит «Урок цифры» по искусственному интеллекту и машинному обучению. Проект продлится до 10 октября.
Стратегический партнер и разработчик его содержания — Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Сбера. Проект «Урок цифры» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпроекта «Цифровая экономика».
В ходе «Урока цифры» дети познакомятся с понятием искусственного интеллекта, основными принципами его работы, а также узнают, как ИИ-технологии могут помочь человеку в различных профессиях. В качестве практической части урока учащимся предложено поработать на игровом тренажере. С помощью него они попробуют создать умного помощника для учителя математики — алгоритм, который умеет распознавать рукописный текст в тетрадях, искать в нём ошибки, анализировать их и даже давать рекомендации для педагога.
Материалы урока сопровождены методическими рекомендациями для педагогов по проведению основного варианта урока. Также в них будут предложены альтернативные сценарии проведения занятий с учётом разной технической оснащенности классов.
«Урок цифры» проводится в третий раз. В 2019 году в рамках проекта прошло 96 открытых уроков. 10 000 педагогов воспользовались материалами и провели занятия для 3,7 млн детей. Результаты прошлого года — это 111 открытых уроков, а также 24 000 учителей, которые ознакомили с ИИ-технологиями более чем 2 млн школьников«, — рассказывает Пётр Положевец, Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«С момента запуска „Урок цифры“ показал себя как эффективный инструмент цифрового просвещения нового поколения и по праву завоевал любовь миллионов школьников и десятков тысяч учителей. Все тренажеры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план, согласно видению педагога. Мы ежедневно сталкиваемся с применением искусственного интеллекта в повседневной жизни и даже не задумываемся об этом. Рассказать, как это работает доступным языком — наша общая задача, поэтому „Урок цифры“ рассчитан на детей любого возраста. Отличительной особенностью проекта является то, что основы знаний по этой теме школьника дают ведущие российские цифровые компании. Кто знает, возможно, сегодняшний пятиклассник благодаря „Уроку цифры“ станет высококлассным ИТ-специалистом и будет работать на благо российского цифрового будущего», — комментирует Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».
«Развитие искусственного интеллекта в нашей стране — сложная и важная задача, в решение которой должны быть вовлечены государство, крупные компании и граждане. В рамках федерального проекта „Кадры для цифровой экономики“ проводится обучение по различным передовым направлениям, среди которых особое место занимает искусственный интеллект. Проект „Урок цифры“ создает платформу знаний, на основе которой дети будут формировать свои компетенции в процессе дальнейшего обучения. Искусственный интеллект — это наше будущее, а данный проект помогает детям создавать его», — считает Татьяна Трубникова, Директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
Проект «Урок цифры» реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта проводятся в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы. Методические материалы уроков остаются в доступе на сайте проекта и охватывают широкий круг тематик: алгоритмы, кодирование, командная разработка, безопасность в Интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональные помощники, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире.
За 3 года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 38 млн раз. Проект охватил все 85 регионов России, а в 2019/2020 учебном году расширил свою географию — при поддержке Россотрудничества учащиеся русскоязычных школ из 100+ стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.
Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2021/22 учебном году выступают «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», фирма «1С», компании Яндекс, Mail.ru Group, Росатом. Технологический партнер — международная школа программирования «Алгоритмика».
А старшеклассники смогут принять участие в более длительной проекте , реализуемом в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Для удовлетворения запросов рынка на ИТ-специалистов ученики 8-11 классов смогут бесплатно изучать языки программирования на двухгодичных курсах.
Первый набор на программы откроется в 2022 году в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». « В этом году мы запустили проект „Цифровые профессии“, который позволяет россиянам старше 16 лет получить дополнительное образование в ИТ-сфере за половину стоимости. Планируем сделать образование доступным для более молодой аудитории и разрабатываем программу, по которой с 2022 года ученики старших классов смогут изучать языки программирования. Обучение поможет школьникам определиться с будущей профессией и сформировать навыки, востребованные в цифровой экономике. Продолжительность курсов составит два года, при этом обучение будет абсолютно бесплатным», — комментирует Татьяна Трубникова, Директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
На данный проект до 2024 года в федеральном бюджете заложено почти 9 млрд рублей. « Выделенные Правительством средства позволят до 2024 года подготовить 240 тысяч школьников. Уже в 2022 году первые 100 тысяч школьников получат такую возможность, а к 2030 году обучение пройдут 1,2 миллиона детей», — рассказал Заместитель Председателя правительства Дмитрий Чернышенко.
К обучению будут привлечены ведущие российские ИТ- компании. Организации помогут школьникам сформировать интерес к программированию, ИТ-специальностям. « Ребята чаще будут выбирать информатику при сдаче ЕГЭ, это в целом увеличит уровень знаний, средний балл и, как результат, количество поступающих в вузы на ИТ-специальности», — считает вице-премьер.
Нижегородские школьники стали участниками «Урока цифры» на площадке всероссийской конференции «ЦИПР-2023»
31 мая 2023 года на площадке форума «ЦИПР-2023» прошел открытый урок Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» для нижегородских школьников по теме «Город будущего: как квантовые технологии меняют нашу жизнь».
2 мая 2023
«Это учёба и игра»
В октябре ребята получили возможность ближе познакомиться с понятием «искусственный интеллект», основными принципами его работы и узнали о возможностях его практического использования на примере профессии учителя. С помощью игрового тренажёра школьники получили возможность создать умного помощника для учителя математики. Конечно, это был не робот, а умный алгоритм, способный разбирать даже самый нечитаемый почерк, искать в написанном ошибки, анализировать их и даже давать кое-какие дельные советы педагогу.
Больше всего участников на октябрьском уроке проекта было из столицы и Московской области (102 094). Также в лидерах были Самарская область (38 256), Белгородская область (37 903), Новосибирская область (35 794), Санкт-Петербург и Ленинградская область (34 130).
По окончании акции в каждом федеральном округе будет выбран один самый активный регион, и его лучшие представители — участники проекта — будут награждены памятными призами от организаторов. Проект «Урок цифры», который охватил все 85 регионов России, реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».
«Заниматься по разработанной учебной программе можно и в одиночку, но лучше делать это вместе с классом или даже всей школой. „ Урок цифры“ дает возможность детям и педагогам по всей стране прокачать свои цифровые знания и повысить интерес к современным технологиям. Мы надеемся, что школьники, благодаря этому проекту, смогут углубить свои знания об искусственном интеллекте и, возможно, со временем станут профессионалами в этой сфере», — комментирует Пётр Положевец, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Открытые «Уроки Цифры» от ведущих отечественных цифровых компаний впервые прошли за рубежом
В рамках международного форума-выставки «ТИБО-2023» в Минске состоялись мероприятия по обмену опытом между экспертами из России и республики Беларусь по направлению «Кадры для цифровой экономики».
28 апреля 2023
АНО «Цифровая экономика» провела экспертную сессию для педагогов, школьников и родителей «Кибергигиена определяет все
АНО «Цифровая экономика» при участии Минцифры России, VK и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и «Лаборатории Касперского» провели онлайн-сессию для педагогов, школьников и родителей на тему кибербезопасности и цифровой грамотности.
Более 3 миллионов школьников приняли участие в «квантовом» «Уроке цифры»
3 миллиона 120 тысяч российских школьников приняли участие в «Уроке цифры» по теме квантовых технологий, организованном Госкорпорацией «Росатом» при поддержке Российского квантового центра.
26 апреля 2023
АНО «Цифровая экономика» провела открытый «Урок цифры» в День защиты детей
В открытом уроке в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР 2023) приняли участие более 30 школьников и их педагогов из общеобразовательных школ Нижнего Новгорода.
1 июня 2023
Ковать кадры со школьной скамьи
Без цифры сегодня никуда. Это понимают все люди от мала до велика. Тем более это осознают профессионалы цифровой отрасли, которые активно работают над тем, чтобы повышать компьютерную грамотность школьников и создавать новые кадры для цифровой экономики. Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения России, Минцифры России и АНО «Цифровая экономика» — задачами проекта называют развитие у школьников цифровых компетенций и раннюю профориентацию в областях, связанных с компьютерными технологиями и программированием.
«Подготовка ИТ-кадров — это одна из 42 стратегических инициатив правительства. Мы оцениваем дефицит таких специалистов в 1 миллион ежегодно. Для нас важно, что для сокращения этого дефицита усилия государства консолидируются с усилиями передовых компаний на рынке. А мероприятия, которые мы проводим, охватывают все регионы страны и все возрастные группы населения — от ранней профориентации школьников и ежегодного повышения количества бюджетных мест в вузы на ИТ-специальности до переобучения взрослого населения с господдержкой», — уточнил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
«В прошлом учебном году „Урок цифры“ охватил больше половины российских школьников. За три года дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 41, 5 млн раз. В этом году у проекта, который еще только стартовал с 5 октября, уже без малого 3 миллиона прохождений. Все тренажёры доступны для учителей и школьников круглый год, их можно легко интегрировать в учебный план», — говорит Юлия Горячкина, заместитель генерального директора АНО «Цифровая экономика» по направлению «Кадры для цифровой экономики».
Несмотря на то, что «Урок цифры», который реализуется в поддержку нацпроекта «Цифровая экономика», эксперты преподают ребятам уже четвертый год, интерес к проекту не угасает. И неудивительно, ведь расписание этого учебного года очень интересное, а полученные знания можно сразу же применить на практике. Так, в октябре школьники познавали возможности искусственного интеллекта в образовании, а в ноябре они узнают о разработке игр. В будущем январе получат знания о компьютерной безопасности, в феврале откроют для себя искусственный интеллект в музыке, а в апреле научатся быстрой разработке приложений.
Методические материалы уроков, доступ к которым можно получить на сайте проекта, охватывают широкий круг тем: алгоритмы, кодирование, командную разработку, безопасность в интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональных помощников, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире и многое другое.
Детские летние лагеря по всей стране встречают новый сезон проекта «День цифры»
АНО «Цифровая экономика» совместно с Министерством просвещения России, Министерством цифрового развития связи и массовых коммуникаций России, а также ведущими российскими ИТ и технологическими компаниями запускает новый сезон образовательного проекта в сфере информационных технологий для детских лагерей «День цифры». Проект реализуется в поддержку национального проекта «Цифровая экономика».
6 июня 2023
Отзывы участников
Михаил Мишустин, Председатель Правительства Российской Федерации
Пройди тренажер —
Сергей КравцовМинистр просвещения Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюМихаил МишустинПредседатель Правительства Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюМихаил ПрибочийУправляющий директор «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГЧитать отзыв полностьюМаксут ШадаевМинистр цифрового развития Российской ФедерацииЧитать отзыв полностьюАлександр ВедяхинПервый заместитель Председателя Правления СбербанкаЧитать отзыв полностьюБорис НуралиевДиректор фирмы «1С»Читать отзыв полностьюСергей БражникДиректор по развитию образования «Яндекса»Читать отзыв полностьюВладимир ГабриелянПервый заместитель генерального директора VKЧитать отзыв полностью
«Урок цифры» подводит итоги учебного года 2022-2023
Завершился пятый сезон всероссийского просветительского проекта для ранней профориентации школьников в сфере информационных технологий «Урок цифры», организованный АНО «Цифровая экономика», Минпросвещения России и Минцифры России в партнерстве с отечественными компаниями-лидерами цифровой трансформации в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика».
2 июня 2023
Эксперты подводят итоги «Урока цифры» от «Лаборатории Касперского» и напоминают школьникам о правилах кибербезопасности
Весной 2023 года «Урок цифры» от «Лаборатории Касперского» по мобильным угрозам объединил экспертов в области информационной безопасности, учителей, школьников и их родителей.