Классный час «Урок цифры»
Тема:«Приватность в цифровом мире».
Цель:
Познакомить учащихся с понятиями «персональные данные», «приватность» и «конфиденциальность», сформировать теоретические знания и практические навыки безопасного поведения в сети Интернет и в реальной жизни.
Задачи:
Сформировать устойчивое понимание вводимых на уроке понятий: «персональные данные», «приватность» и «настройки приватности».
Изучить видеоролик, рассказывающий об информационной безопасности.
Познакомить с правилами информационной безопасности, связанными с сохранением приватности.
Развить навык предотвращения неприятных ситуаций.
В онлайн-тренажере пройти набор заданий, связанных с информационной безопасностью.
Обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.
План
1. Анонс занятия (5 мин)
– «Добрый день! Сегодняшний урок проводится в рамках акции «Урок цифры» и посвящен теме «Приватность в цифровом мире». Что такое приватность? Как вы думаете?»
Дайте определение следующим понятиям: «приватность», «персональные данные», «конфиденциальность».
– «Вы познакомитесь с понятием приватность, узнаете, почему важно хранить свои личные данные в секрете, как персональная информация попадает в Интернет, что с этими данными может сделать злоумышленник, и как предотвратить утечку персональной информации».
2. Просмотр вводного видеоролик (10 мин)
«Давайте посмотрим вводное видео к уроку. В видеоролике эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в Интернете расскажет: как персональные и личные данные попадают в Сеть, как злоумышленники могут этим воспользоваться, а также как уберечь персональные данные и настроить конфиденциальность. Попробуйте записать или запомнить правила информационной безопасности, о которых говорится в видео. Если появятся вопросы, запишите их, чтобы задать после просмотра».
Обсуждение видеоролика и ответы учителя на вопросы детей, которые возникли при просмотре.
Что означают понятия «овершеринг», «цифровой след»?
Как персональная информация попадает в Интернет?
Что с личными данными может сделать злоумышленник?
Соблюдение каких правил поможет сохранить приватность?
Информационная безопасность — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Приватность в Интернете — это право человека на сохранение в секрете своей персональной информации.
Персональная информация — это та информация, по которой можно определить, кто вы.
Овершеринг — стремление человека рассказывать окружающим больше, чем стоило бы, заходя слишком далеко с откровенностью и забывая о приватности.
Цифровой след — вся информация, которая остается о человеке в Интернете.
Конфиденциальность — доступ к информации имеют только определенные лица.
3. Обсуждение новой темы (10 мин)
Работа в группах
Дети разбиваются на 4 группы:
Задание: составить памятку правил информационной безопасности, которые помогут сохранить приватность.
Примерная памятка
При регистрации на сайте, рассказывайте меньше о себе.
В социальных сетях изучите «Настройки приватности».
Ограничивайте информацию, которой хотите поделиться.
Не сообщайте персональную информацию незнакомым людям.
Не используйте открытые, неизвестные общественные Wi-Fi сети.
Не переходите по подозрительным ссылкам, даже если их прислали знакомые.
Обращайте внимание на разрешения, которые запрашивает устанавливаемое приложение.
Скачивайте приложения и программы только из официальных магазинов приложений.
Выходите из ваших аккаунтов после работы за школьными компьютерами или чужими устройствами.
Если хотите разместить фотографию со своим другом, не забудьте получить у него разрешение.
Используйте двухфакторную авторизацию там, где это возможно.
Проверяйте связку логин/пароль на «утечку».
Меняйте пароль регулярно.
Пароль должен быть надежным: иметь минимум 12 символов, содержать прописные и строчные буквы, цифры, специальные символы.
В пароле не должно быть общедоступной или личной информации.
Используйте разные уникальные пароли для разных сайтов.
Не храните пароли на листочках, в текстовых файлах на компьютере. – Обсудить, почему важно сохранять приватность, как это сделать.
Представители от каждой группы у доски зачитывают свои памятки правил информационной безопасности, которые помогут сохранить приватность.
4. Работа за компьютером (15 мин)
– Продемонстрировать вход в тренажер.
– Помогать ученикам при возникновении у них затруднений.
5. Рефлексия (5 мин)
– «Что вам больше всего запомнилось?
– Кто прошёл все задания?
– Какое задание показалось вам самым интересным?»
Можно также разобрать задания, которые вызвали наибольшие
затруднения.
Ссылка на видео «Приватность в цифровом мире»:
https://yandex.ru/video/preview/?text=классный%20час%204%20класс%20Урок%20Цифры%20«Приватность%20в%20цифровом%20мире»&path=wizard&parent-reqid=1614090312931991-14730323095422767247-balancer-knoss-search-yp-sas-18-BAL00281-prestable-app-host-sas-web-yp-5&wiz_type=vital&filmId=11306403835070054171
Кристина Винницкая
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы «Занимательные цифры»
Конспект занятия по математике с детьми подготовительной группы «Занимательные цифры»
Цель.
Обучение навыку свободно оперировать цифрами, развивать логику и речь. Развивать мыслительную деятельность.
Задачи.
– Активизировать действия детей по теме «задачи» с использованием дидактических и развивающих материалов.
– Упражнять детей в образовании числа «7» с использованием математических действий на вычитание в пределах «10».
– Повторение названия и порядка цифр.
– Развивать умение определять состав числа графически и знаками.
– Развивать навык свободно пользоваться в речи математическими терминами.
– Закреплять навык составления простых математических задач.
Методы и приёмы.
– упражнения на логическое мышление;
– упражнения на смекалку;
– вопросы к детям;
– использование дидактических пособий и наглядного материала, физкультминутки.
Оборудование и материалы.
– фланелеграф;
– демонстрационные материалы: картонный аналог палочек Кьюзенера, карточки с математическими знаками и цифрами;
– карточки с вопросами для блиц-ответов;
– карандаши и листы в клетку для графического диктанта.
Подготовка.
Вывешивание фланелеграфа, выкладывание раздаточного материала.
Ход занятия.
Вступление
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Весёлый счёт» и просит детей догадаться, о чем сегодня пойдет речь на занятии.
С. Я. Маршак «Веселый счет»
«Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой — посмотри —
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков —
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка — кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять, иль девятка, —
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О —
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.»
Слушаются ответы детей.
Воспитатель: «Молодцы, догадались. Сегодня у нас в гостях цифры. Как вы думаете, что обозначают цифры в нашей жизни (где используются? Что можно сделать с цифрами (посчитать и написать?
Слушаются ответы детей.
Воспитатель: «Зная цифры можно все пересчитать! Послушайте, как поступил этот мальчик».
Подготовка: домик на фланелеграфе и члены семьи.
Агния Барто “Я теперь все цифры знаю”
(во время чтения стихотворения воспитатель цифру не произносит, а показывает на неё указкой, и дети сами произносят цифру вслух)
Я теперь все цифры знаю,
Дома всех пересчитаю.
Рыжий кот живет у нас,
Кот ленивый — это раз ( 1).
Я считаю без ошибки,
Два ( 2) — в аквариуме рыбка.
Три ( 3) – любимая бабуля
Вяжет варежки на стуле.
Папа ходит по квартире,
Будет он у нас – четыре ( 4).
Ну а мама – это пять ( 5),
Как ее не посчитать?
Кто поет нам песни звонко?
Шесть ( 6), считаю я сестренку.
Дед с газетой – это семь ( 7),
В кресле он уснул совсем.
Мы с сестрой собаку просим.
Если купят — будет восемь ( 8).
Ну а девять ( 9) – это я,
Вот и вся моя семья.
(одновременно заселяем в дом семью)
Найди своё место
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель держит в руках коробку с карточками различного цвета, на которых написаны цифры; дети берут из неё по одной карточке. Воспитатель предлагает детям найти на столе карточку такого же цвета (с написанной цифрой, и, сложив оба числа, найти свой стул (стулья заранее пронумерованы).
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: задает детям вопрос, почему именно на этот стульчик ты сел?
Слушаются ответы детей.
Состав числа.
Воспитатель: С цифрами можно еще и можно составить примеры и решать задачи и решать ребусы. Разгадайте ребус: 7 + Я
Воспитатель заранее готовит аналог палочек Кьюзенера в плоском картонном увеличенном варианте для фланелеграфа для чисел от 1 до 7 (для удобства дальнейшего составления задач на полосках написаны цифры). На столах перед детьми разложены цифры от «1» до «7» и математические знаки «+», «-» и «=».
Воспитатель выбирает полоску с числом «7» и просит по очереди нескольких детей подойти к доске и другими полосками выложить число «7» (проговариваются вслух различные варианты состава).
Детям даётся задание параллельно с действиями на доске с помощью цифр и математических знаков выложить перед собой на столе соответствующие математические действия, например:
1) 7 = 3 + 4;
2) 7 = 2 + 5;
3) 7 = 1 + 6.
Воспитатель просит нескольких детей прочитать выложенные математические действия.
Составление задач.
Воспитатель: А как еще из двух чисел можно получить число «7»?
Воспитатель объясняет детям, что с цифрой «7» можно составить другие математические действия, используя математический знак «-» (минус или вычитание). Он выкладывает на фланелеграфе математические действия, напоминая детям их значения.
Дети на столе, одновременно с воспитателем, выкладывают то же самое, например:
1) 9 – 2 = 7;
2) 10 – 3 = 7;
3) 8 – 1 = 7.
Итого, перед детьми выложены шесть математических примеров. Воспитатель на примере одного из них придумывает задачку с условием и решением.
Например: «Утром Света проснулась, стала собираться в садик. Посмотрела в окно и увидела на небе 3 яркие звёздочки. А когда вышла на улицу, то увидела ещё 4 звёздочки. Сколько всего Света увидела на небе звёздочек? Ответ: 7. Решение: 3 + 4 = 7».
Воспитатель просит детей придумать задачи по оставшимся математическим действиям на разные темы:
– про животных;
– про друзей;
– про игрушки.
Физкультурная минутка.
Сергей Михалков «Котята»
(Когда услышат название цифры, дети делают любое движение, какое хочется, необязательно, как у остальных детей. Например: хлопнуть в ладоши; топнуть ногой; присесть; подпрыгнуть на месте и др.)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать;
Родились у нас котята —
Их по счету ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
Один, Два, Три, Четыре, Пять.
Один — котенок самый белый,
Два — котенок самый смелый,
Три — котенок самый умный,
А Четыре — самый шумный.
Пять — похож на Три и Два —
Тот же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
Один, Два, Три, Четыре, Пять!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Блиц (быстрые ответы).
Воспитатель на фланелеграфе размещает 10 карточек (текстом вовнутрь, цифрой от 1 до «Х» снаружи). На карточках с обратной стороны написаны вопросы на сообразительность и лёгкие математические действия. Отвечать на вопросы надо быстро.
Ребёнок снимает карточку с доски и читает вопрос. Если ребёнок не может быстро ответить на вопрос, то просят ответить рядом сидящего ребёнка.
Примеры вопросов:
– Сколько в кулаке пальцев?
– Сколько концов у палки?
– Назови цифру больше «7».
– Назови цифру меньше «4».
– Сколько хвостов у 2-х мышей?
– Чего у тебя больше: глаз или ушей?
– Сколько у кота рогов?
– Сколько зим в одном году?
– Кого больше: три червячка или две змеи?
– У кого больше пальцев: у тебя или у мамы?
– Сколько у тебя зелёных носов? А голубых?
– У тебя 2 яблока. Ты съел (а) одну грушу. Сколько яблок осталось?
Сколько будет придумано вопросов – столько карточек будет на доске.
Рисование по клеткам (графический диктант).
Воспитатель просит детей подготовиться к графическому диктанту.
– 2 – вниз, 5 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 4 – вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 4 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 4 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 5 – вправо, 1 – вниз.
(Получилась цифра «5»).
В конце занятия производится положительная оценка работы детей.
Евгения Севрюкова
Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 2»
Тема урока: «Число и цифра 2
Тип урока: изучение нового материала
Цель: знакомство с числом и цифрой 2.
Задачи:
Дать первоначальные сведения о числе и цифре 2,познакомить с образованием числа 2;
Учить соотносить число, цифру и количество, определять состав числа
Повторить геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Упражнять в счете на слух, на ощупь, в счете движений.
Развивать внимание, мышление, память, наблюдательность, смекалку, устную речь, общую и мелкую моторику обучающихся.
Воспитывать культуру учебного труда, расширять кругозор.
Оборудование: карточки с цифрами, счётный материал, образец цифры 2, белочка, грибочки, карточки с заданием, тарелки с крупой, смайлики «солнышки и тучки», домик- состав числа, геометрические фигуры, ноутбук, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Психологический настрой детей на предстоящую работу.
Раз два три: слушай и смотри
Три два раз: мы начнём сейчас
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас —
Математика сейчас.
2. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт
1)Давайте посчитаем от 1 до 10
2) Счет : 1р: от 3 до 6
2р: от 4 до 8
3р: от 2 до 7
3) Игра с мячом:
Я называю число и бросаю мяч, вы называете следующее число. Например: число 5- следующее 6.
4)Теперь я посчитаю и пропущу одно число,а вы внимательно слушайте.
-Какое число я пропустила? (5,2)
Логические задачки:
Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок?
Кто быстрее долетит до цветка — бабочка или гусеница?
Над лесом летели две рыбки. Одна приземлилась. Сколько улетело
Кто громче замычит — петух или корова?
У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
На столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько всего овощей лежат на столе?
(ни одного, потому что яблоки и груши – фрукты)
Продолжи фразу:
• Если стол стоит дальше стула, то стул стоит…
• Если сосна выше березы, то береза.
• Если ремень шире пояса, то пояс…
• Если арбуз тяжелее дыни, то дыня.
2. Работа с геометрическим материалом
Нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).На какие группы можем разделить фигуры?
Молодцы.
– Какую цифру изучили на прошлом уроке? (один)
А давайте расскажем стихотворение про число один.
Вот один, иль единица –
Очень тонкая, как спица.
3. Проблема урока
-Как вы думаете, а какую цифру мы будем изучать сегодня? ( Тема урока : «Число и цифра 2»)
4. Изучение нового материала. Знакомство с числом и цифрой 2
– Молодцы! А вот сегодня мы с вами будем знакомиться с новой цифрой и числом 2 .
Отгадайте загадку:
Кто под ёлкой ловко скачет
И взлетает на дубы.
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы
Дети: Белка
– У белки был один грибок, а потом она нашла ещё один грибок.
-Сколько стало грибов? (Два)
Место числа 2.
– На каком месте чисел стоит число 2?
– На сколько число 2 больше предыдущего числа 1?
Образец ответа: число 2 стоит на втором месте; оно больше предыдущего числа 1 на 1
Игра “Бантики”.
У вас на столе лежат бантики.
– Возьмите бантик белого цвета в правую рук, а синий – в левую. Поднимите бантики вверх, спрячьте за спину, протяните вперед.
-Сколько бантиков в правой руке? Один.
– Сколько в левой руке? Один. Возьмите бантики в одну руку.
-Сколько бантиков всего? Один и один – два.
-Сколько у тебя бантиков? Два. Спрячьте 1 бантик. Сколько бантиков осталось? Один. Снова покажите бантики. Сколько у тебя бантиков?
Число два обозначается цифрой 2
-Ой, ребята, а кто это плывёт по озеру?
Дети. Лебеди.
-Какие они красивые, важные
Лебедь – гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средний, красный. Живет на болотах и озерах. Гнезда вьет на суши в камышах. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Питаются зеленой травой, листьями и стеблями растений. А что они нам напоминают?
Дети. Цифру 2.
– Важная головка, длинная шея, изогнутая стать.
– На что похожа цифра 2?
Дети читают стихи
-2 похожа на гусенка
С длинным клювом, шеей тонкой (показываю картинку)
-Что за диво! Что за стать!
Единице два под стать.
Шея лебедя дугой,
Не найти другой такой!
-Цифра два – лошадка –диво.
Мчит, размахивая гривой.
(И. Блюмкин)
Кто из вас раньше видел цифру 2? Где? (номер дома, монета, страница учебника, на линейке)
-А теперь с вами поиграем (элемент физкультминутки).
Вы кладёте головки на руки и закрываете глазки. И в тишине подумайте, что у нас по 2.
Пока дети думают, учитель проходит и ласково гладит каждого по головке, передавая им своё тепло, располагая их к себе.
— У меня для вас есть сюрприз. Открывайте глазки.
— Перед вами — тарелочки с крупой. Какого цвета тарелочки, крупа?
— Кто знает, как называется эта крупа?
— В манке спрятан сюрприз. Найдите его, но ищите осторожно, чтобы крупа не рассыпалась.
— Что же вы нашли?
— Это цифры 2
— Дети, а чего у нас с вами по два. (Глаза, уши, руки, ноги, брови, щёчки)
-Как ещё можно назвать число 2 (пара) Пара лыж, пара сапожек, носков коньков. Это парные предметы они редко используются по одному
Положите цифру перед собой
— Давайте возьмём невидимый волшебный карандаш (пальцы щепоточкой). Будем писать цифру два в воздухе.
-Чтобы цифру написать, нужно лебедя ласкать.
-А как мама вас ласкает? (гладит по головке).
Давайте погладим лебедя. Поставим точку, где клювик у лебедя. Ведем волшебный карандаш вверх, закругляем, вниз на уголок остановились, и вправо. Давайте ещё разок. Молодцы. Теперь попробуем написать цифру 2 в тарелочках по крупе. Сначала манку разровняем ладошкой.
Приготовим пальчик-карандаш. (письмо в воздухе)
Какая красивая цифра у вас получилась. (2 раза). Молодцы.
5. Первичное закрепление изученного
Пальчиковая гимнастика
-А теперь возьмите карандаши и обведите цифру 2. на листочках.
Физминутку проведем.
— Приглашаю всех вас в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Друга за руку бери,
В круг его скорей веди!
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
6. Самостоятельная работа
Нахождение цифры 2 среди других цифр. (Работа на карточках).
— Сели ровненько: спинка прямая, ножки стоят вместе.
(Работа на карточках).
-Найдите все цифры 2 и обведите в кружок, красным карандашом (сравнение с эталоном)
-Молодцы и с этим заданием справились.
7. Вторичное закрепление изученного. Работа в учебнике
«Нарисуй и раскрась»
-Сколько зайцев 2,а листочков 2, вам надо нарисовать морковки.
-Сколько морковок вы нарисуете? (2)
А теперь возьмите карандаши и обведите цифру 2 на листочках.
Отсчитай 4 палочки. Выложите из палочек цифру 2
8. Итог. Игра «Хлопки»
Показываю карточки с числами 1, 2, 1,2,2,
-Вы должны хлопнуть столько раз, сколько показывает цифра
-С какой цифрой сегодня познакомились (два)
-Два -это один да ещё один (выставляю домик состав числа)
9. Рефлексия.
– Приклейте на доску солнышко, если вы получили во время урока заряд хорошего настроения и узнали на уроке что-то новое.
-Ну и, приклейте тучку, если вам урок не понравился, если у вас ухудшилось настроение. (Дети приклеивают).
Наш урок подошел к концу. Всем, спасибо! Мне хотелось, чтобы этот урок вы запомнили. Закончу вот этой песней. (звучит Клара Румянцева «Песня про цифры»)
Публикации по теме:
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7»
Тема: «Число и цифра 7» Цель: Знакомство с образованием натурального числа 7. Программное содержание: Познакомить с образованием числа 7.
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9»
Цель: Знакомство с числом 9, его составом, написанием цифры 9. Задачи: Обучающие: формировать знания о составе числа, умение писать цифру,.
Конспект открытого занятия по математике для дошкольников «Число и цифра 10»
Конспект открытого занятия Тема: «Число и цифра 10» Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Закрепление материала по теме «Число и цифра 7»
Конспект по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе. Тема: «Число и цифра 7».
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Количество и счёт. Число и цифра 9»
Тема: Количество и счёт. Число и цифра 9. Цели: познакомить с числом и цифрой 9,образованием числа 9;учить писать цифру 9; формировать умение.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет до четырех, число и цифра 4»
Тема: СЧЕТ ДО ЧЕТЫРЕХ, ЧИСЛО И ЦИФРА 4. Цель: 1) сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру.
Конспект занятия по математике в средней группе «Число и цифра 5»
Цель: Формирование числа «5» и обозначение его цифрой «5». Развивать память, воображение, мышление. Учить детей сравнивать множества, выделять.
Конспект занятия в средней группе «Число и цифра 4»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математическихпредставлений, познавательно – исследовательская.
НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Число 7. Цифра 7»
МДОУ «Детский сад №142» Саратов, ул. Ламповая, 4А НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.
Занятие по ФЭМП «Число и цифра 3»
Занятие по ФЭМП «Число и цифра 3» Конопелько Н. Н. воспитатель МБДОУ № 99. г. Чита. Занятие по ФЭМП «Число и цифра 3». Цель: Познакомить.
Библиографическое описание:
Ефименко, А. Н. Внеклассное мероприятие «Час кода» («Урок цифры»), посвященное Дню информатики России / А. Н. Ефименко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2019. — № 1 (14). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/116/3840/ (дата обращения: 11.10.2022).
Предмет: информатика
Класс:5
Цель:
формирование мотивации к получению образования в ИТ-сфере.
Задачи:
– пропедевтика базовых понятий программирования;
– развитие алгоритмического и логического мышления;
– способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету;
– получение первоначального практического опыта в данной сфере.
Основные образовательные результаты:
предметные:
– освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
– практические навыки реализации основных алгоритмов;
– умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
– умение создавать программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
личностные:
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
– мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
метапредметные:
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, действиями других учащихся;
– умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата
Предварительная подготовка включала следующее:
– подбор материала;
– подготовка оборудования и программ.
Оборудование:
– компьютер;
– робот LEGO EV3;
– планшет с программой для управления роботом;
– мультимедийный проектор;
– экран;
– компьютерная программа MS PowerPoint, тренажёр
– файлы с мотивационными роликами и презентацией;
– раздаточный материал: инструкции, рефлексия;
– реклама.
Форма проведения:
фронтальная, индивидуальная.
Ход мероприятия
- Вступительное слово. Показ ролика о Дне информатики Росии.
4 декабря 1948 г.- День рождения информатики Росии (70 лет в 2018 г.)
- Определение темы мероприятия. «Час кода».
Решение ребуса. Слова «Час» и «код».
- «Час кода» с этого года называется «Урок цифры» — всероссийская образовательная акция, в рамках которой школьники с 1 по 11 класс смогут в игровой форме познакомиться с основами программирования и погрузиться в увлекательный мир цифровых технологий.
«Урок цифры» стартует по всей стране с 3 по 9 декабря 2018г. Акция посвящена Дню информатики в России и представляет собой цикл необычных уроков информатики с практической тренировкой навыков программирования. Уроки планируется проводить раз в месяц с февраля по май 2019г. Каждый из них будет посвящен определенной теме и направлен на развитие цифровых знаний и навыков по направлению «Кадры и образование» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Участие в «Уроке цифры» позволит каждому ученику узнать о важности развития цифровых навыков, проявить себя и познакомиться с основами программирования в доступной и увлекательной форме. Для учителей акция— возможность повысить интерес школьников к информатике с помощью современных игровых и интерактивных технологий в обучении.
Организаторами мероприятия выступают Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, АНО «Цифровая экономика» и ведущие российские технологические компании: фирма «1С», «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Кодвардс», Mail.Ru Group, а также Университет НТИ «20.35» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».
«Урок цифры» нацелен на продолжение традиций уже известной многим ежегодной акции «Час Кода», которая проводилась вроссийских школах с 2014 по 2017гг.
Ребята, сегодня у нас необычный урок, а в чем его необычность вы поймете сами немного позже.
Как вы думаете, как сейчас называют 21 век? (век информационных технологий) Почему?
Вы совершенно правы. Информационные технологии играют и будут играть определяющую роль в жизни человека 21 века.
Оглянитесь вокруг — все, что нас окружает: от проектора в классе, светофоров и автомобилей на улицах, микроволновых печей, холодильников дома, мобильных телефонов, социальных сетей, компьютерных игр, спецэффектов в кино до поддержания работы электростанций, спутников, космических кораблей, роботов управляется и создано при помощи компьютерных программ.
Информационные технологии (ИТ) вошли практически во все сферы нашей жизни. Они делают мир, в котором мы живем, удобнее и безопаснее, но самое главное, помогают справляться с любыми задачами гораздо быстрее.
А знаете ли вы каким будет мир в будущем, когда вы закончите школу и вуз, начнете работать и с какими технологиями предстоит столкнуться вам? Нет…
Поэтому для вас, ребята, уже несколько лет проводится всероссийская акция «Час кода», цель которой познакомить вас на практике с работой IT-специалистов и показать возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии.
Давайте послушаем, что об этом говорят популярные люди (Мотивационный видеоролик, http://www.coderussia.ru/)
Данный ролик еще раз доказывает, что за ИТ –будущее.
- Физкультминутка. Демонстрация видео.
- Самостоятельная работа учащихся с онлайн тренажером (15 мин).
«Будущее всех профессий в информационных технологиях. Так что, выбирая их, ты выбираешь будущее. Кстати, будущее создаётся не только когда человек придумывает нечто новое, что никто не придумывал до него. Сейчас можно создавать новые продукты и технологии из уже существующих технологий, как из конструктора. Главное знать, какие технологии есть сейчас, и как их можно использовать. Ведь какой бы сложной не была машина или искусственный интеллект, все они слушаются команд, написанных человеком. Набор таких команд называется алгоритмом, и, чтобы научиться его составлять, необходимо научиться программированию. С помощью него ты можешь начать изобретать и претворять свои невероятные идеи в жизнь уже сейчас в школе. Что нужно сделать, чтобы компьютер что-то сделал для тебя? Ему нужно дать инструкцию — программу, по которой он будет работать. Сама программа может быть большой и сложной, но состоит она из очень простых команд».
«Как это интересно, увлекательно и просто, вы сейчас убедитесь. А поможет нам в этом работа с онлайн тренажером. Онлайн тренажер включает ряд практических упражнений-головоломок для освоения базовых понятий программирования».
https://studio.code.org
На рабочих местах у вас на компьютере открыты тернажеры Minecraft https://studio.code.org/s/mc/stage/1/puzzle/1
Персонаж будет выполнять ваши команды, которые вы составите в виде кода программы.
– Выберите персонаж.
– Выполните задания (1–14 заданий):
- из блоков в месте сборки составьте правильный алгоритм;
- нажмите кнопку [Выполнить]. Посмотрите результат.
- если задание не выполнено, то нажмите кнопку [Отменить]. Измените алгоритм.
- если задание выполнено, то прейдите к следующему заданию.
Раздаточный материал в Приложении 1.
- Будущее уже здесь. Демонстрация фотографий роботов и Робота LEGO EV3 в действии.
- Подведение итогов
Закончите предложения:
– на этом занятии мы освоили…
– сегодня мы научились…
– мне было сложно…
– я понял, что…
– я планирую…
Раздаточный материал в Приложении 2.
Одним из ключей к успеху в современном мире является владение информационными технологиями и пониманию того, как они устроены. Какое бы занятие и направление вы ни выбрали во взрослой жизни (бизнес или работу по профессии), возможность добиться успеха в XXI веке будет во многом зависеть от понимания того, как устроены и работают высокотехнологичные устройства и программы.
В этом году акция будет называться «УРОК ЦИФРЫ»
Приложение 1
Элементы для составления Алгоритм | Элементы для составления Алгоритм | ||
Выбор персонажа |
| Выбор персонажа |
|
Поле с заданием и персонажем |
| Поле с заданием и персонажем |
|
Блоки, из которых состоит код программы |
| Блоки, из которых состоит код программы |
|
Кнопка запуска программы |
| Кнопка запуска программы |
|
Кнопка отмены |
| Кнопка отмены |
|
Выбор задания |
| Выбор задания |
|
Приложение 2
Закончите предложения:
– на этом занятии мы освоили…
– сегодня мы научились…
– мне было сложно…
– я понял, что…
– я планирую…
Закончите предложения:
– на этом занятии мы освоили…
– сегодня мы научились…
– мне было сложно…
– я понял, что…
– я планирую…
Закончите предложения:
– на этом занятии мы освоили…
– сегодня мы научились…
– мне было сложно…
– я понял, что…
– я планирую…
Литература:
- http://www.урокцифры.рф
- http://www.coderussia.ru
- https://datalesson.ru/
- https://videouroki.net
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, онлайн тренажер, раздаточный материал, выбор задания, выбор персонажа, День информатики, кнопка запуска программы, кнопка отмены, код программы, основа программирования.
В российских школах 26 сентября–16 октября проходит «Урок цифры», посвященный использованию искусственного интеллекта в стартапах.
Стратегическим партнером и разработчиком содержания урока выступает Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при экспертной поддержке Сбера. Мероприятие каждый год проводят АНО «Цифровая экономика», Минцифры России и Минпросвещения России.
Замглавы Минцифры России Николай Яцеленко отметил: «В условиях активной цифровой трансформации государство делает серьезную ставку на цифровые кадры и создаёт для детей возможность с раннего возраста начинать знакомиться с миром ИТ. Получаемые навыки помогут им не только освоить престижную и высокооплачиваемую профессию, но и развить креативность, логическое мышление и коммуникативные навыки. Одновременно с этим скоро стартует образовательный проект Минцифры «Код будущего». Школьники со всей страны смогут бесплатно пройти двухлетние ИТ-курсы и освоить современные языки программирования»
«Урок цифры» привлечет внимание школьников к сфере искусственного интеллекта, даст им возможность реализовать свои идеи, покажет, какие задачи может решать искусственный интеллект с помощью технологий компьютерного зрения, обработки естественного языка и аналитики больших данных.
«Мир цифровых технологий увлекает ребят всех возрастов, поэтому особенно важно, что «Урок цифры», как просветительский проект, подходит школьникам с 1 по 11 класс. Все учебные материалы имеют свой уровень сложности, в зависимости от полученных навыков. Развитие цифровых компетенций становится неотъемлемой частью учебного процесса, позволяет сделать занятия более увлекательными и даже задуматься сегодняшним школьникам о будущей траектории профессионального развития», — сообщил Андрей Горобец, директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России.
На «Уроке цифры» детей познакомят с понятием «технологические стартапы». Ребята на практике узнают об основных этапах их создания. Участники освоят разработанный урок в формате видеолекции. Она построена так, чтобы занятия были доступны и интересны для школьников любого возраста. Чтобы закрепить знания на практике, школьники пройдут игровой тренажер. Специальная мобильная версия разработана для выполнения заданий дома, нужны лишь телефон и доступ к интернету. Материалы урока будут сопровождаться методическими рекомендациями для педагогов по проведению основного варианта урока. Также будут предложены альтернативные сценарии проведения занятий с учетом разной технической оснащенности классов.
В рамках «Урока цифры» все желающие узнать больше о технопредпринимательстве смогут посетить серию онлайн-вебинаров от экспертов молодежных акселераторов Сбера и Sber AI. «Искусственный интеллект — одно из самых динамично развивающихся технологических направлений. Сегодня он уже применяется в любом виде деятельности, а компетенции в сфере ИИ востребованы во всех отраслях, и в будущем их значение будет только возрастать. Проект “Урок цифры” позволяет нам вместе с педагогами по всей стране показывать нашим детям, что ИИ — будущее, в котором знание инструментов анализа данных и машинного обучения — это важное преимущество», — поделился Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка.
Для дополнительной подготовки педагогов к «Уроку цифры» 21 сентября на сайте проекта https://урокцифры.рф пройдет дистанционное обучающее мероприятие с разработчиками Урока. Специалисты помогут учителям разобраться в методических материалах, больше узнать о технологическом предпринимательстве и передать необходимые знания школьникам.
«Изучение искусственного интеллекта прочно вошло в нашу повседневную реальность. Эта технология в будущем будет помогать людям решать самые привычные задачи. Включение педагогами урока Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» в образовательную программу поможет школьникам претворить свои смелые идеи в жизнь, придумать уникальный проект или новый сервис. Учебный материал рассчитан на ребят любого школьного возраста, поэтому станет полезным и нужным инструментом для педагогов, сделает занятия нагляднее и увлекательнее», — комментирует Дмитрий Тер-Степанов, врио генерального директора АНО «Цифровая экономика».
«Урок цифры» является ежегодной всероссийской акцией, которая проводится в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Сбером в четвертый раз. В прошлом году десятки тысяч учителей провели занятия «Искусственный интеллект в образовании». «Урок цифры» прошли более 3,5 млн раз школьники 1–11 классов, педагоги и родители по всему миру. Проект продолжался в течение 20 дней, он охватил Россию и 127 других стран.
«Урок цифры» по теме «Разработка игр» посвящён разбору понятий, задач и профессий, связанных с разработкой видеоигр.
Игровой рынок — один из самых активно развивающихся ИТ-рынков в мире. Игра — практически всегда имитация реальной деятельности. Строительство, управление персонажами, машинами, самолётами — всё это существует и в жизни. Однако в играх сложные процессы можно сделать доступными и интересными для игроков. В последнее время игры сильно изменились: они стали гораздо сложнее, реалистичнее. По результатам исследований последних лет психологи отмечают, что современные видеоигры могут способствовать развитию социальных и когнитивных навыков, дают людям новый эмоциональный опыт.
Компьютерные игры существенно повлияли на общество. Устойчивая тенденция к геймификации наблюдается во множестве областей, напрямую не связанных с играми: в интерфейсах разнообразных продуктов и даже в образовании.
В разработке видеоигр и геймификации неигровых проектов участвует множество профессионалов разных специальностей. Благодаря этому свойству индустрии знакомство с ней помогает профессиональному самоопределению школьников в области информационных технологий.
Основная идея и цель урока — сформировать у учеников представления о специалистах, которые участвуют в создании игр, о принципах их работы, о возможностях профессионального развития в этой сфере. Важно показать, что увлечение видеоиграми может перерасти в полноценную профессию, если активно изучать предметы школьной программы и проходить дополнительные курсы по разработке игр или смежным с ней направлениям. Все это поможет ребятам выбрать профессию и мотивирует их осваивать умения и навыки в сфере ИТ.
- Видеолекции3
- Тренажеры3
- Методические рекомендации7
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
Урок знакомит с современным подходом “low-code” к разработке программного обеспечения. Школьники узнают, что такое предметная область, и почему ее нужно понимать для создания приложений. Тренажер урока цифры даст опыт разработки алгоритмов и программ на low-code платформе и работы с техническим заданием в различных предметных областях.
Приглашаем вас принять участие в новом «Уроке цифры» и познакомиться с современным подходом к разработке приложений.
В системах образования, здравоохранения, культуры, в экономике и сфере услуг появляется все больше приложений, которые обеспечивают их работу и развитие. Цифровая трансформация – это качественное улучшение производства, управления, предоставления товаров и услуг в результате применения приложений.
В связи с этим потребность в приложениях, которые позволят решать задачи быстро и удобно для пользователей постоянно растет. Для их разработки за минимальное количество времени применяется новый подход, позволяющий собирать как из «конструктора».
На «Уроке цифры» ученики познакомятся с
- быстрой разработкой приложений на основе технологии low-code,
- этапами создания приложений,
- анализом предметной области и техническим заданием заказчика,
- сборкой приложения из программных модулей и их настройкой с минимальным кодированием или полным его отсутствием.
Для того чтобы урок прошел интересно, а учащиеся приобрели новые знания и умения, подготовлена учебная видеолекция и игра-тренажер, имитирующий low-code платформу для разработки приложений. Участники урока цифры, работая в тренажере, создадут свое приложение «на заказ» от организаций, представляющих разные области бизнеса, производства, образования, культуры, туризма и др.
Урок можно провести в разных форматах онлайн и офлайн. Более предпочтительная онлайн форма, так как она предполагает более интерактивный и информативный вариант о результатах прохождения тренажера.
Материалы урока подготовлены специалистами российской фирмы «1С», которая разрабатывает программное обеспечение для бизнеса, управления, образования и других сфер жизни современного общества.
В IT-лабораториях по всему миру ведутся разработки искусственного интеллекта для самых разных сфер жизни, в том числе для работы с большими объемами данных. Например, с музыкой.
Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из твоих музыкальных интересов в режиме реального времени, то есть в течении нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И, как продолжение IT-инноваций в музыке, — это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?
На уроке вы познакомитесь со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых — научить Робота слышать песни и узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся.
А самым увлеченным доступен бонус — понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.
Посмотри видеолекцию
`
Как связана музыка и искусственный интеллект?
Музыка — это эмоции, творчество и свобода. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математика и четкая структура. Что же их связывает?
Егор Филиппов, менеджер проектов Яндекс.Музыки, и Анастасия Тмур, продюсер образовательных проектов в Академии Яндекса, смогут вас удивить: эти, казалось бы, несовместимые сферы не только удачно дополняют, но и совершенствуют друг друга. И, конечно же, расскажут, что еще может сделать современный искусственный интеллект, если ты позволишь ему узнать твои музыкальные интересы.
Скачать видео
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в Интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создает команда талантливых математиков и программистов. Проект реализуется в рамках «Образовательной инициативы Яндекса».
На уроке по теме “Квантовый мир: как устроен квантовый компьютер” школьники познакомятся с основными понятиями квантовой физики и узнают, чем она отличается от классической физики. Предлагаемые материалы объясняют эти особенности и отличия доступным языком и на простых визуальных примерах. Используемые объяснительные модели показывают междисциплинарность рассматриваемой темы.
В помощь к проведению урока также разработаны методические рекомендации, которые позволяют построить урок наиболее эффективным способом – представить исследуемую тему в доступной форме (фильм, презентации) и проверить полученные знания с помощью игрового формата – тренажеров. Также предусмотрены инструкции для альтернативных форматов проведения урока – без интернета или онлайн.
Школьники смогут изучить теорию, закрепить полученные знания и разобраться, какие задачи стоят перед квантовой физикой.
Учебные материалы для урока разработаны ведущими учеными и специалистами Госкорпорации Росатом и Российского квантового центра и помогают ученикам не только узнать о передовых научных разработках в сфере квантовых технологий, но и сориентироваться в профессиях будущего и способах построения профессиональной карьеры в квантовой сфере.
Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.
Дидактическое обоснование: Математика 1 класс (1часть), автор учебника Л.Г.Петерсон, УМК «Перспектива».
Техническое обеспечение: Компьютер, проектор, рабочие листы с заданиями для учащихся, набор квадратов, набор кругов, плакат с прописной цифрой 7.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.
Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания о составе числа, умение писать цифру, повторить числовую последовательность в пределах 1-7;
- складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающие:
- воспитывать активность, интерес к уроку, уважение друг к другу, дисциплину.
Формы работы:
- фронтальная
- коллективная
- самостоятельная
- дифференцированная
Методы:
- наглядный
- диалог
- беседа
- практическая работа
- самостоятельная работа
Планируемые результаты (предметные):
- знать состав чисел 2-7;
- уметь записывать и читать равенства;
- составлять и читать неравенства;
- соотносить число с цифрой;
- писать цифру 7.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать речь своих товарищей;
- умение работать в парах, вести диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД:
- уметь осуществлять поиски, выделение необходимой информации;
- применять методы информационного поиска, наблюдать и делать выводы.
Личностные:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
- делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
– Встали ровненько. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою самую лучезарную улыбку. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение и такой позитивный настрой продлится на весь оставшийся день.
У:
Звенит звонок. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка? Ручка? А тетрадка?
Д:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Он пройдёт, конечно, впрок.
Постараюсь всё понять, чтобы правильно считать!
Актуализация опорных знаний и постановка проблемы
– А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача – определить, как называется сказка и кто главный герой сказки. (Сказка В.П.Катаева «Цветик-семицветик)
– А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик»? (Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков.)
– Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.
– На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.
– Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, какое задание приготовил нам первый лепесток.
– Математическая разминка. Устный счёт.
Устный счёт
– Посчитайте до 10 и обратно
– Назовите число, следующее за числом 3
– Назовите число, предшествующее числу 2
Задачи в стихах.
– На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
У кого ответ готов:
Сколько стало всех щенков? (2)
– Молодцы, ребята! Справились с 1 заданием.
– Давайте оторвём второй лепесток и посмотрим задание.
– Поработай в парах.
Работа в парах
- Зачеркни лишнюю цифру.
- Соотнеси количество точек с цифрой.
– Давайте проверим, все ли ребята справились с этим заданием.
– Молодцы! И это задание мы преодолели. Отрываем третий лепесток.
– Отгадай загадки.
– А кто знает, сколько цветов у радуги? (7) Кто может их назвать?
– Верно. Молодцы.
– Отгадаем ещё одну загадку.
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)
– Кто может перечислить по порядку дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
– А сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней)
– Молодцы, ребята! Отрываем четвёртый лепесток.
– Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания.
(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» )
– Как вы ее понимаете? (Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, то есть семь раз все проверить.)
– Ребята, какое число вы слышали сегодня чаще всего? (7)
– Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (7)
– Кто готов назвать тему урока? (Тема нашего урока – Число 7. Цифра 7)
– А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!
(На доске листы с незаконченными предложениями)
Сегодня на уроке мы познакомимся… (с числом и цифрой 7)
Мы научимся писать… (цифру 7)
– Вот как раз задание пятого лепесточка назвать тему и цель нашего урока. С чем мы с вами превосходно справились.
Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Историческая справка
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове (посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало – ВСЁ.
– Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу.
– 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 дней недели, 7 цветов радуги, созвездие Большой Медведицы состоит из 7 звёзд, 7 чудес света в Древней Греции. Кому это интересно, можете почитать в энциклопедиях и в Интернете), а потом нам рассказать.
– А где ещё встречается число 7? (в сказках, пословицах, у первоклассников: нам сейчас 7 лет)
Пословицы: “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один – отрежь”, “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”. (Чтение уч-ся с экрана)
Сказки: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик». (демонстрация книг)
7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация)
Физминутка
Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась, (Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела, (Присели.)
На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась. (Присели.)
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем
Как сидеть мы всем покажем!
Работа по числовому ряду.
– Что вы можете сказать о числе 7? (число следует за числом 6 при счёте)
– Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)
– Давайте посчитаем до 7 и обратно.
– Назовите число, предшествующее числу 7.
– Назовите число, следующее за числом 7.
– Назовите соседей числа 7.
– Число 7 обозначается и записывается цифрой 7.
– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)
Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
Письмо цифры 7
– Ребята, из каких элементов состоит цифра 7? ( Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной линии, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.)
– Отрываем шестой лепесток нашего цветика-семицветика, читаем задание: научиться писать цифру 7.
– Давайте научимся её писать.
(Работа по учебнику)
– Откройте учебник на странице 3. Самое нижнее задание.
– Внимательно смотрим и слушаем:
Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.
– Посмотрите ещё раз, как напишет цифру 7 наш карандаш.
– Проследите глазками за моей указкой, я ещё раз покажу написание цифры 7, поставьте руку на локоток, обведите карандашом в воздухе.
– Попробуйте обратной стороной карандаша обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке, начиная от красной звёздочки.
– А теперь пробуем написать самостоятельно.
Физминутка: «Мы писали…»
Работа над составом числа. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.
– И последний седьмой лепесток отрываем нашего цветика-семицветика, читаем задание: отработать состав числа 7.
– Ребята, попробуйте сами определить состав числа 7. Посмотрите на №1 с.2.
– Из каких двух “частей” можно получить “целое” 7?
– Какие это будут слагаемые?
– Посмотрите, ребята. Что изображено на доске и у вас в учебнике?
– Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6, 1.)
– Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.)
– Объясните другие равенства?
– Если сложить части в другом порядке, поменять их местами, то все равно получим весь отрезок 7: 1+6 =7
– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1
– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6
– Аналогично, ребята, работаем со вторым и третьим столбиком.
Итог урока. Рефлексия
– Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7. Научиться писать цифру 7.)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да)
– Расскажите все, что вы узнали о числе 7? (мы узнали состав числа 7, узнали какое число стоит после цифры 7, узнали какое число стоит перед цифрой 7, узнали, где встречается цифра 7: в пословицах, в сказках)
– Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?
(Цветик-семицветик)
– У вас на столах лежат цветики-семицветики. Но серединка у них белая. Ваша задача раскрасить серединку цветка и сразу оценить свою работу. Раскрашивать серединку вы будете так:
Если вы отлично поработали, со всеми заданиями легко справились – раскрашиваете жёлтым цветом, если были небольшие трудности – оранжевым цветом, если на уроке вам было трудно, вы ничего не поняли – раскрасьте зелёным цветом.
– Как только закончите раскрашивать, выходите к доске и прикрепите свой цветочек на доску.
– Что значит выражение «На седьмом небе»? (означает высшую степень радости, счастья) Вы подарили радость и тепло хорошей работой.
– Я думаю, что у нас у всех отличное настроение. Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Вы – большие молодцы, показали отличные знания, замечательно поработали. Огромное вам спасибо.