Урок цифры роботы

К настоящему моменту «Урок цифры» по применению искусственного интеллекта для создания стартапа прошли уже более миллиона школьников в России и 73 странах за рубежом. Среди российских регионов лидерами по числу школьников, принявших участие в проекте, являются: Белгородская, Омская, Самарская, Новосибирская, Оренбургская, Магаданская, Томская, Курская, Тульская, Калужская, Новгородская, Калининградская области, Республики Мордовия, Алтай, Карелия, Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ставропольский край.

«Объединение усилий и компетенций ведущих технологических компаний в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» дает школьникам актуальные знания по востребованным темам и позволяет замотивировать ребят для будущей предпринимательской и исследовательской деятельности в области цифровых технологий, – отметил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко. – «Урок цифры» на тему «Искусственный интеллект в стартапах» охватывает весь процесс создания проекта – от идеи до минимально жизнеспособного продукта. Он подтолкнет многих школьников к дальнейшему погружению в тему цифровизации, ИТ и технологий».

Урок на тему «Искусственный интеллект в стартапах» стартовал в сентябре 2022 года в рамках всероссийской образовательной акции в поддержку задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика». Он разработан командой Академии искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» при экспертной поддержке молодежного акселератора Сбера и Sber AI. Он состоит из вводной видеолекции и интерактивного тренажера, задания которого позволяют в игровой форме получить информацию об использовании различных технологий искусственного интеллекта (ИИ), таких как компьютерное зрение, обработка естественного языка и предиктивная аналитика на основе больших данных. Уровень сложности тренажера можно выбирать в зависимости от возраста учащегося.

«Сегодня запрос со стороны государства и бизнеса на представителей цифровых профессий как никогда высок. И мы убеждены, что задумываться о выборе образовательной траектории и будущей карьеры ребятам нужно как можно раньше, – подчеркнул первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин. – В этот раз «Урок цифры» неслучайно посвящен искусственному интеллекту в стартапах. Урок позволит участникам стать ближе к перспективной отрасли и улучшить свои цифровые компетенции, без которых трудно представить будущее успешного специалиста в любой сфере».

Про урокцифры:  Урок цифра один и два

«Урок цифры» ориентирован на школьников 1–11 классов, а также их родителей и педагогов. Цель урока – познакомить аудиторию с понятием технологического стартапа и рассказать об основных этапах создания и развития наукоёмкого бизнеса: от поиска идеи до масштабирования продукта.

«Наш «Урок цифры» – бесконечно важный проект на стыке всего самого передового: искусственный интеллект, предпринимательство, обучение, стартапы, – рассказал генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко. – Этот проект доказывает, что, двигаясь в треке высоких технологий, государство и бизнес вместе могут создавать отличные продукты. Особенность проекта «Урока цифры» не только в том, что он масштабный (более миллиона школьников только по треку ИИ), но и в том, что он повышает привлекательность ИТ-профессий, вовлекает и «профориентирует» юных пользователей и превращает их в будущих ИТ-специалистов. Здорово, что трек по искусственному интеллекту привлек более миллиона ребят. Сегодня одной из самых дефицитных областей с точки зрения кадров остается разработка систем искусственного интеллекта и информационная безопасность. Поэтому нам важно заинтересовать школьников этой темой, показать, какие возможности она открывает, как здесь можно развить свои навыки и как проявить себя».

Ознакомиться с уроком можно до 16 октября 2022 года включительно. Организовать занятие или самостоятельно пройти урок по теме «Искусственный интеллект в стартапах» может любой желающий: все материалы находятся в открытом доступе.

«Урок цифры» – ежегодная всероссийская акция, инициаторами которой выступают Минпросвещения, Минцифры и АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Задачи проекта – развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием.

 

«Искусственный интеллект в стартапах»

10-11 класс


Тренажер начинается с комикса, где демонстрируется проблемная ситуация, в которой оказались ученики.

Урок цифры роботы

Проблемная ситуация: ученики не знают, какую профессию выбрать после школы.

Проблема: профориентация не совпадает с реальностью.

Решение: разработать приложение, которое помогает в профориентации.


Этап 1. Поиск проблемы

Тьюториал: учительница предлагает ученикам потренироваться различать проблемные ситуации и проблемы.

Игра: найти проблему в проблемной ситуации и выбрать решение.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап поиска проблемы, присвоена роль «Искатель».


Этап 2. Исследование аудитории

Тьюториал: найти, кому может помочь приложение. Это и есть целевая аудитория.

Игра: требуется найти, кому может помочь приложение по профориентации.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап исследования аудитории, присвоена роль «Исследователь».


Этап 3. Разработка технологии

Технология анализа больших данных помогает обрабатывать большие объемы данных и находить неочевидные закономерности. Для использования этой технологии нужно обучить искусственный интеллект как можно большему количеству профессий, ИИ найдет закономерности. Чем больше будет профессий, тем точнее рекомендации.

Тьюториал: разметка данных (подготовка задач для обучения ИИ). Необходимо выделить в выдержках из интервью ключевые слова.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Игра: разметить выдержки из интервью для обучения ИИ.


Этап 4. Создание прототипа

Тьюториал: составить алгоритм работы приложения, то есть описать по шагам, что и в каком порядке нужно делать.

Игра: расставить по порядку этапы работы приложения.

Урок цифры роботы

Вы прошли этап создания прототипа, присвоена роль «Творец».


Этап 5. Тестирование приложения

Исправление ошибок.

Вы прошли этап тестирования приложения, присвоена роль «Испытатель».


Этап 6. Питчинг

Тьюториал: составить план питчинга и выбрать, что должно войти в презентацию.

Обратите внимание: это должен быть короткий рассказ на 5 минут о самом главном в проекте.

На первый вопрос игры ответ участники найдут в тьюториале.

Урок цифры роботы

Игра: составить план питчинга и выбрать, что должно войти в презентацию.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап питчинга, присвоена роль «Предприниматель».


Этап 7. Изучение технологии

Тьюториал: где еще может быть использована технология обработки естественного языка (NLP)?

Игра: требуется найти, в каких жизненных ситуациях может использоваться анализ больших данных.

Урок цифры роботы

Вы прошли этап изучения технологий, присвоена роль «Ученый».

 

«Искусственный интеллект в стартапах»

1-4 класс


Тренажер начинается с комикса, где демонстрируется проблемная ситуация, в которой оказались ученики.

Урок цифры роботы

Суть проблемной ситуации: необходимо сортировать мусор.

Проблема: непонятно, какой мусор куда выбрасывать.

Решение: создать приложение для смартфона, которое будет определять вид мусора по фотографии: перерабатываемый мусор, неперерабатываемый мусор, пищевые отходы и электроника.

Каждый блок тренажера состоит из тьюториала и заданий.


Этап 1. Поиск проблемы

Тьюториал: учительница предлагает ученикам потренироваться различать проблемные ситуации и проблемы.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

После успешного прохождения каждого этапа ученики видят картину своего продвижения по этапам проекта. На каждом этапе ученику присваивается роль.

Вы прошли этап поиска проблемы, присвоена роль «Искатель».


Этап 2. Исследование аудитории

Тьюториал: найти, кому приложение может помочь. Это и есть целевая аудитория.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап исследования аудитории, присвоена роль «Исследователь».


Этап 3. Разработка технологии

Технологии компьютерного зрения. Для использования этой технологии нужно обучить искусственный интеллект отличать виды мусора, чтобы понимать, куда и какой мусор выбрасывать.

Тьюториал: разметка данных (подготовка картинок для обучения ИИ).

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап разработки технологии, присвоена роль «Изобретатель».


Этап 4. Создание прототипа

Тьюториал: составить алгоритм работы приложения, то есть описать по шагам, что и в каком порядке нужно делать.

Игра: расставить по порядку этапы работы приложения.

Урок цифры роботы

Вы прошли этап создания прототипа, присвоена роль «Творец»


Этап 5. Тестирование приложения

Исправление ошибок. Этот этап не содержит задания, участники смотрят короткий комикс.

Вы прошли этап тестирования приложения, присвоена роль «Испытатель».


Этап 6. Изучение технологии

Тьюториал: где еще может быть применена технология компьютерного зрения (СV)?

Игра: требуется найти, в каких ситуациях может использоваться компьютерное зрение.

Урок цифры роботы

Вы прошли этап изучения технологий, присвоена роль «Ученый».

 

«Искусственный интеллект в стартапах»

5-9 класс


Тренажер начинается с комикса, где демонстрируется проблемная ситуация, в которой оказались ученики.

Урок цифры роботы

Суть проблемной ситуации: неинтересно решать математические задачи, они скучные.

Проблема: задачи неинтересные и скучные.

Решение: сделать сайт, который подстраивает тексты задач под интересы ученика.

Каждый блок тренажера состоит из тьюториала и заданий.


Этап 1. Поиск проблемы

Тьюториал: учительница предлагает ученикам потренироваться различать проблемные ситуации и проблемы.

Игра: найти проблему в проблемной ситуации и выбрать решение.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап поиска проблемы, присвоена роль «Искатель».


Этап 2. Исследование аудитории

Тьюториал: найти, кому может помочь продукт команды школьников. Это и есть целевая аудитория.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап исследования аудитории, присвоена роль «Исследователь».


Этап 3. Разработка технологии

Технологии обработки естественного языка помогают компьютеру понимать текст. Для использования этой технологии нужно обучить искусственный интеллект работать со школьными задачами.

Тьюториал: разметка данных (подготовка задач для обучения ИИ). Необходимо выделить в каждой задаче ключевые слова.

Игра: научить ИИ понимать текст задачи.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап разработки технологии, присвоена роль «Изобретатель».


Этап 4. Создание прототипа

Тьюториал: составить алгоритм работы сайта, то есть описать по шагам, что и в каком порядке нужно делать.

Игра: расставить по порядку этапы работы сайта.

Урок цифры роботы

Вы прошли этап создания прототипа, присвоена роль «Творец».


Этап 5. Тестирование сайта

Исправление ошибок.

Вы прошли этап тестирования сайта, присвоена роль «Испытатель».


Этап 6. Питчинг

Тьюториал: составить план питчинга и выбрать, что должно войти в презентацию.

Обратите внимание: это должен быть короткий рассказ на 5 минут о самом главном в проекте.

На первый вопрос игры ответ участники найдут в тьюториале.

Урок цифры роботы

Игра: составить план питчинга и выбрать, что должно войти в презентацию.

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Урок цифры роботы

Вы прошли этап питчинга, присвоена роль «Предприниматель».


Этап 7. Изучение технологии

Тьюториал: где еще может быть использована технология обработки естественного языка (NLP)?

Игра: требуется найти, в каких ситуациях может использоваться обработка естественного языка.

Урок цифры роботы

Вы прошли этап изучения технологий, присвоена роль «Ученый».

Назад в Новости

На «Уроке цифры» школьникам рассказывают об этапах создания стартапа с помощью искусственного интеллекта

Занятия продлятся до 16 октября

В российских школах проходят первые в этом учебном году занятия всероссийского проекта «Урок цифры» — «Искусственный интеллект в стартапах».

Проект реализуется при поддержке Минпросвещения России.

На занятиях детей знакомят с понятием «технологические стартапы»: ребята на практике узнают об основных этапах их создания. Урок разработан в формате видеолекции, которая построена так, чтобы занятия были доступны и интересны для школьников любого возраста. Чтобы закрепить знания на практике, ребята проходят игровой тренажер. Специальная мобильная версия разработана для выполнения заданий дома, нужны только телефон и доступ к интернету.

«Мир цифровых технологий увлекает ребят всех возрастов, поэтому особенно важно, что «Урок цифры» как просветительский проект подходит школьникам с 1 по 11 класс. Все учебные материалы имеют свой уровень сложности, в зависимости от полученных навыков», — рассказал директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения России Андрей Горобец.

По мнению создателей проекта, «Урок цифры» создает для детей возможность с раннего возраста начинать знакомиться с миром ИТ. Полученные навыки помогут им не только освоить престижную и высокооплачиваемую профессию, но и развить креативность, логическое мышление и коммуникативные навыки.

«Урок цифры» — это ежегодная всероссийская акция, которая проводится в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Сбером в четвертый раз. В прошлом году состоялось более 3,5 млн занятий у школьников 1–11-х классов.

Текст: Анна Каменева

Поделиться в соцсетях

10 октября 2022
15:53

Более миллиона школьников узнали о пользе ИИ на “Уроке цифры”

Урок цифры роботы

О том, как искусственный интеллект может пригодиться при запуске стартапа, более чем миллиону школьников из России и других стран рассказали на первом в этом году всероссийском “Уроке цифры”.

В ходе “Урока цифры” на тему “Искусственный интеллект в стартапах” детям рассказывали про весь процесс создания IT-проекта – от исходной идеи до минимально жизнеспособного продукта.

Как рассчитывает замглавы Минцифры РФ Николай Яцеленко, пройденный урок станет для многих школьников стимулом к дальнейшему погружению в тему цифровых технологий.

Такие уроки проходят в России с 26 сентября по 16 октября, в них также можно участвовать дистанционно. Для школьников разных возрастов – с 1-го по 4-й класс, с 5-го по 7-й класс и с 8-го по 11-й класс – разработаны разные программы. Они включают видеолекцию и последующее закрепление материала в игровой форме в приложении-тренажере.

“Урок цифры” проводится ежегодно по всей России по инициативе Минпросвещения, Минцифры и АНО “Цифровая экономика” в партнерстве с благотворительным фондом Сбербанка “Вклад в будущее”.

Урок цифры роботы

В IT-лабораториях по всему миру ведутся разработки искусственного интеллекта для самых разных сфер жизни, в том числе для работы с большими объемами данных. Например, с музыкой.

Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из твоих музыкальных интересов в режиме реального времени, то есть в течении нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И, как продолжение IT-инноваций в музыке, — это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?

На уроке вы познакомитесь со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых — научить Робота слышать песни и  узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся.

А самым увлеченным доступен бонус — понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.

Посмотри видеолекцию

Урок цифры роботы

`

Как связана музыка и искусственный интеллект?

Музыка — это эмоции, творчество и свобода. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математика и четкая структура. Что же их связывает?
Егор Филиппов, менеджер проектов Яндекс.Музыки, и Анастасия Тмур, продюсер образовательных проектов в Академии Яндекса, смогут вас удивить: эти, казалось бы, несовместимые сферы не только удачно дополняют, но и совершенствуют друг друга. И, конечно же, расскажут, что еще может сделать современный искусственный интеллект, если ты позволишь ему узнать твои музыкальные интересы.

Скачать видео

Попробуй свои силы в тренажере

Уровень для начинающих испытателей

Пройти

Уровень для опытных специалистов

Пройти

Уровень для закаленных профессионалов

Пройти

Логотип партнера

Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в Интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создает команда талантливых математиков и программистов. Проект реализуется в рамках «Образовательной инициативы Яндекса».

Внешняя ссылка

«Важно развивать и поддерживать интерес к информатике и цифровым технологиям»

На «Уроках цифры» ученики 1-11 классов из школ Татарстана обсуждают актуальные ИТ-темы: цифровизацию отраслей экономики, цифровые профессии, противодействие кибербуллингу и другие. Занятия для школьников проводят чиновники республики и руководители крупных ИТ-компаний.

«В 2022 году в рамках Года цифровизации, объявленного Указом Президента РТ Рустамом Миннихановым, на ежемесячной основе для школьников всех возрастов проводятся “Уроки цифры”. Необходимо и важно развивать и поддерживать интерес к информатике и цифровым технологиям не только в ИТ-классах с углубленным изучением предмета, но и у всех школьников республики», – сообщила заведующая сектором развития IT-сообщества Минцифры РТ Марианна Карманова.

Республиканский проект проводится в целях формирования ключевых компетенций цифровой экономики у школьников, ранней профориентации детей в сфере информационных технологий. «Урок цифры» – эффективный инструмент, помогающий ребятам со школьной парты получить новые знания и навыки с помощью привычных гаджетов. В нем задействовано около 1400 школ республики. В марте участниками занятий стали более 280 тыс. школьников.

Урок цифры роботы

К участию в уроках привлечены чиновники республиканских органов государственной и муниципальной власти, отвечающие за цифровую трансформацию

«К участию в уроках привлечены чиновники республиканских органов государственной и муниципальной власти, отвечающие за цифровую трансформацию, а также руководители крупнейших ИТ-компаний Татарстана. Всего в проекте задействованы 32 руководителя цифровой трансформации и представители исполкомов муниципальных образований республики. Каждый их них ежемесячно посещает разные школы в соответствии с закрепленным за ним муниципальным районом», – отметила Карманова.

Так, министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Айрат Хайруллин в марте рассказал о правилах безопасного поведения в интернете школьникам Лениногорска, а в апреле поведал об основах искусственного интеллекта казанским учащимся.

«Искусственный интеллект поможет человечеству колонизировать космос»

Министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин в апреле провел «Урок цифры» в казанской школе № 114. На встрече речь шла о развитии технологий искусственного интеллекта. Такие технологии уже нашли применение в Татарстане, по Иннополису ездят роботы-доставщики и беспилотные такси. Официанты, курьеры, консультанты и переводчики – это лишь малая часть профессий, которыми уже смог овладеть искусственный интеллект.

Урок цифры роботы

Айрат Хайруллин: «Искусственный интеллект поможет человечеству колонизировать космос, освободит нас от рутинных задач, поможет врачам быстрее ставить правильные диагнозы»

В 2020 году Всероссийский центр изучения общественного мнения в ходе опроса выяснил, что 70% россиян не понимают сути искусственного интеллекта. При этом жители нашей страны оказались технооптимистами. Почти 70% участников опроса были готовы пользоваться сервисами на основе искусственного интеллекта в сфере госуслуг, чуть более половины – довериться помощи гаджетов в бытовых вопросах, сфере развлечений и оказания медицинских услуг.

«Искусственный интеллект поможет человечеству колонизировать космос, освободит нас от рутинных задач, поможет врачам быстрее ставить правильные диагнозы и на основе анализа BigData сделает эффективнее борьбу с коррупцией», – считает Айрат Хайруллин.

Урок по кибербезопасности стал третьим цифровым занятием в этом учебном году. В заключение министр сделал селфи с учениками и пожелал ребятам успехов в учебе.

«Советы по безопасности в интернете от человека, работающего в IT-сфере, дети запомнят лучше»

Что такое интернет? Где он находится и как попадает в здание? Эти и другие вопросы задали казанские школьники техническому директору филиала компании «Ростелеком» в Татарстане Артуру Лигостаеву.

Урок цифры роботы

Технический директор филиала компании «Ростелеком» в Татарстане Артур Лигостаев поговорил с шестиклассниками об угрозах, которые могут подстерегать в интернете

Федеральный оператор поддержал инициативу Минцифры РТ и провел «Урок цифры» в казанской гимназии № 33. Темой занятия стала также кибербезопасность. Артур Лигостаев поговорил с шестиклассниками об угрозах, которые могут подстерегать в интернете, и о простых правилах, помогающих создать безопасное для детей пространство. Школьники рассуждали о том, что собой представляют личные данные и с кем ими можно делиться, как придумывать пароли и для чего нужны программы-антивирусы, как противостоять кибербуллингу и мошенникам.

«Шестиклассники – очень хорошая аудитория для такого разговора, – отметила Нелля Шаяхметова, директор гимназии № 33 Казани. – В этом возрасте дети открытые, они пока еще рассказывают все как есть и готовы прислушиваться к советам взрослых. Нас всегда очень радует, когда на встречу с детьми приходят люди, которые могут интересно рассказать о своей работе. Это не только возможность узнать что-то новое о том или ином производстве, такие специалисты обладают большим авторитетом для детей. Думаю, советы по безопасности в интернете от человека, работающего в IT-сфере, дети запомнят лучше».

После урока Артур Лигостаев отметил, что ему было очень приятно иметь дело с живой реакцией детей. По мнению спикера, современные дети слишком много времени проводят в телефонах и планшетах. Но просто ограничивать их в использовании гаджетов не выход.

Урок цифры роботы

Шестиклассники – очень хорошая аудитория для такого разговора. В этом возрасте дети открытые

«Я думаю, важно сохранять доверительные отношения, чтобы ребенок в любой ситуации – необязательно конфликтной, возможно, просто непонятной – в первую очередь обращался к родителям. А родители, со своей стороны, не должны оставлять вопросы без ответа. Даже если они сами не очень хорошо ориентируются в этом пространстве, лучше попробовать разобраться вместе и найти надежные каналы достоверной информации. По теме информационной безопасности таким источником может стать книга „Прекрасный, опасный, кибербезопасный мир“, она есть в открытом доступе на сайте „Ростелекома“», – сказал эксперт.

В конце занятия тему финансовых махинаций проиллюстрировал видеоролик с историей девочки, которая ответила на звонок «из банка», и в результате мама лишилась всех денег со счета. Короткометражка – часть цикла «Кибербезопасность для детей и взрослых»: каждый из шести фильмов посвящен одной из распространенных виртуальных угроз. В легкой игровой форме показаны приемы, к которым прибегают злоумышленники, а также даны конкретные советы, как правильно поступать, столкнувшись с угрозой в интернете. Создателей фильмов консультировали эксперты по кибербезопасности компании «Ростелеком-Солар», все ролики доступны в кинотеатре Wink.

«Обсуждались правила финансовой безопасности при пользовании интернета»

Заместитель министра труда, занятости и социальной защиты Татарстана Адель Мубаракшин провел в марте «Урок цифры» для учащихся 10 класса средней общеобразовательной школы № 2 Рыбно-Слободского района. Занятие было посвящено правилам безопасности в интернете.

«Целью урока было формирование осознанного отношения учеников к потенциально опасным действиям в сети. В рамках мероприятия были затронуты такие темы, как угрозы в интернете, защита персональных данных, создание надежного пароля, травля в виртуальном пространстве. Также со школьниками обсуждались правила финансовой безопасности при пользовании интернета», – сообщили в Министерстве труда.

Урок цифры роботы

«Уроки цифры» в Татарстане проводятся в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ»

Школьники узнали много нового о безопасном поведении в интернете. Полученные знания пригодятся им в реальных жизненных ситуациях.

Кроме того, в апреле сотрудники Управления информационных технологий и связи Казани провели «Урок цифры» в казанской гимназии № 28. Урок по искусственному интеллекту стал третьим цифровым занятием в этом учебном году. Сотрудники управления рассказали ребятам, что такое искусственный интеллект, как он создавался и где применяется, а также о том, какие важные задачи решаются с помощью этих технологий и как они меняют жизнь жителей в лучшую сторону.

В планах – беспилотный автомобиль и облачные сервисы

До конца года Управление информационных технологий и связи Казани планирует провести еще восемь «Уроков цифры» в образовательных учреждениях города. Все занятия направлены на профориентационную работу со школьниками и привлечение их в сферу IT-технологий.

По словам заведующей сектором развития IT-сообщества Минцифры РТ Марианны Кармановой, в планах на май – провести урок о виртуальной и дополненной реальности. Для участников летних лагерей в этом году пройдут занятия о клиентоцентричном государстве, индустрии 4.0 и цифровых технологиях в промышленности. Эксперты расскажут школьникам о технологиях будущего и квантовом компьютере. В новом учебном году темами занятий станут технологии беспилотного автомобиля, цифровое искусство, основы IT-предпринимательства и облачные сервисы для жизни.

Урок цифры роботы

«Уроки цифры» в школах республики будут проводиться не только в Год цифровизации, но и в последующие годы

«Цель проекта – подготовить кадры, чтобы дети разбирались в новейших тенденциях в рамках цифровизации всей страны», – добавила собеседница «Татар-информа».

«Уроки цифры» в Татарстане проводятся в рамках регионального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ». Как отметила спикер Минцифры РТ, такие занятия в школах республики будут проводиться не только в Год цифровизации, но и в последующие годы. Республика Татарстан среди всех субъектов страны по всем проектам «Цифровой экономики» занимает лидирующие позиции, подчеркнула Карманова.

Где взять специалистов

По задумке правительства, нацпроект «Цифровая экономика» значительно ускорит цифровую трансформацию России. Ключевую роль в этой задаче играет масштабная подготовка высококвалифицированных IT-кадров. Процесс направляет и стимулирует федеральный проект «Кадры для цифровой экономики».

Проект отвечает в том числе за поддержку образовательных проектов по ранней профориентации и получению цифровых профессий на разных этапах: от школы и средних, высших учебных учреждений до допобразования и переподготовки. Отдельное направление — развитие цифровых компетенций у госслужащих, преподавателей вузов и колледжей.

Кроме того, по федпроекту в вузах увеличили количество бюджетных мест на обучение в сфере информационных технологий. В Минцифры пояснили, что в 2021 году на бесплатной основе поступить в вузы на IT-специальности смогли более 100 000 человек, а в этом году число мест увеличилось до 120 000.

Ещё один проект государственной программы — «Цифровые профессии». По ней россияне от 16 лет и до пенсионного возраста, студенты и все, кто имеет среднее или высшее образование, входящие в льготную категорию (читайте подробнее тут), могут получить дополнительную «айтишную» специальность. От 50 до 100 процентов затрат на обучение компенсируются за счёт государства.

На выбор предлагается более 100 курсов по разным направлениям: программированию, искусственному интеллекту (ИИ), системному администрированию, кибербезопасности, дизайну и так далее.

Обучают будущих специалистов лидеры IT-рынка, например «Яндекс», «Учебный центр 1С», РЭУ им. Г. В. Плеханова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, «Сберуниверситет».

Отличники цифровизации

Национальный рэнкинг «Наш вклад» оценивает вклад бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) в реализацию национальных проектов и достижение национальных целей. Финалистам рэнкинга присваивается статус «Партнёр национальных проектов».

В деле подготовки кадров для цифровой экономики в рэнкинг вошли социальные инициативы благотворительного фонда «Вклад в будущее» — два образовательных проекта «Урок цифры» (АНО «Цифровая экономика») и «Академия искусственного интеллекта для школьников» (благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»).

Что нужно знать о рэнкинге

«Наш вклад» — публичное признание вклада бизнеса и НКО в достижение национальных целей и реализацию нацпроектов. Проект вовлекает компании и организации в работу над нацпреоктами, синхронизирует их социальные инвестиции с целями государства (см. подробнее на сайте).

Инициатор и оператор проекта — АНО «Национальные приоритеты». В числе партнёров РСПП, Форум доноров, международная премия #МЫВМЕСТЕ, «Деловая Россия», Ассоциация менеджеров России.

В рэнкинг поступило более 250 заявок, экспертный отбор прошли 157 проектов, представленных 71 компанией и НКО.

Больше всего социальных проектов представили НКО (38%) и крупный бизнес (34%), доля малого бизнеса составила 11%, госкорпораций и госкомпаний — 10%, среднего бизнеса — 7%.

Проекты участников национального рэнкинга «Наш вклад» охватили все 85 субъектов РФ. Из них 68% имеют федеральный масштаб, 32% — региональный.

«Урок цифры»

Проект «Урок цифры» — инициатива некоммерческой организации «Цифровая экономика». Это фактически каталог бесплатных онлайн-занятий: игр и лекций, которые знакомят школьников с основами разработки мобильных приложений, умных помощников, видеоигр, облачных технологий, алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) для машинного обучения. Большое внимание уделяется теме кибербезопасности: школьникам объясняют, как хакеры находят лазейки для своих атак и как правильно защищать свои персональные данные.

Обучающие материалы «Урока цифры» разрабатывают компании — лидеры цифровой трансформации, которые особенно заинтересованы в подготовке будущих айтишников: «Яндекс», Академия искусственного интеллекта для школьников, реализуемая при поддержке Сбербанка и благотворительного фонда «Вклад в будущее», VK, «Лаборатория Касперского», «1С», «Росатом».

«Обладание цифровыми навыками и умение программировать сейчас воспринимаются как вторая грамотность», — отмечает Юлия Горячкина, врио директора АНО «Цифровая экономика». По ее словам, за 3 года дети, родители и учителя обратились к урокам на сайте проекта более 53 млн раз.

Чтобы привлечь к проекту как можно больше школьников, открытые «Уроки цифры» проводятся в регионах. Администрации школ, причём не только российских, оповещают о предстоящей акции, чтобы в назначенное время желающие могли подключиться к онлайн-трансляции. Так, зимой 2021 года в «Уроках цифры» от VK по разработке компьютерных игр участвовали более 3 млн русскоязычных школьников из 130 стран мира. И примерно 30 000 взрослых, которые прошли обучение вместе с детьми.

Открытые уроки часто проводят первые лица компаний-партнёров и региональных властей. Например, в Белгородской области амбассадором проекта выступил вице-губернатор Евгений Мирошников, в Калмыкии — министр цифровизации Алексей Этеев, в Севастополе — министр цифровизации Александра Осипова, в Ленинградской области — директор департамента цифровой трансформации Андрей Сытник.

Академия искусственного интеллекта для школьников

Образовательный проект благотворительного фонда «Вклад в будущее». Первый урок от академии — «Искусственный интеллект и машинное обучение» — появился на сайте проекта в 2019 году. С тех пор его просмотрели более 4,5 млн раз.

Мнение эксперта

Александр Ведяхин

первый заместитель председателя правления Сбербанка

За несколько лет нам удалось создать эффективную систему работы с юными талантами в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения. Академия позволяет школьникам пройти увлекательный путь от первого знакомства с искусственным интеллектом до участия в профильной олимпиаде и возможности пройти стажировку в «Сбере». В академии ребята получают практический опыт в решении реальных бизнес-задач, причём благодаря воображению, гибкости мышления, нестандартным подходам справляются с ними не хуже взрослых дата-сайентистов. За 5 лет в соревнованиях по искуственному интеллекту, которые проводит академия, приняло участие уже более 20 000 школьников. Как показывает наше общение с ними, совершенствовать свои навыки в области искусственного интеллекта ребят заставляет не столько стремление получить в будущем востребованную и высокооплачиваемую работу, сколько желание внести личный вклад в реализацию прорывных научных и технологических проектов, важных для развития страны и мира.


Сегодня программы академии охватывают четыре направления:

  • Просвещение: занятия, недели высоких технологий и технопредпринимательства, лекции и выступления.

Задача — познакомить максимальное количество школьников с ИИ. По данным благотворительного фонда «Вклад в будущее», только за 2019 год около 10 000 учителей воспользовались уроками и рекомендациями академии, чтобы провести занятия для 3,7 млн детей.

  • Обучение: образовательные интенсивы и методические рекомендации для школ.

Академия проводит разнообразные интенсивы. Например, в апреле 2022 года с ИИ познакомились участники киберспортивной смены российского движения школьников. После серии занятий юные программисты смогли создать свои первые ML-модели (алгоритмы машинного обучения) для предсказания редкости покемона или исхода боя в Dota2.

Ещё один интенсив — онлайн-буткемп «Цифровой кентавр 2.0» — позволяет за 2 месяца окунуться в сферу ИИ и узнать, как он применяется в финансах, играх, медицине и транспорте. Занятия проводят специалисты-практики.

Опыт экспертов и материалы учебных программ Академии искусственного интеллекта использовали для создания методических рекомендаций по обучению основам искусственного интеллекта в средней школе. Они уже прошли государственную экспертизу и вскоре пройдут апробацию в учебных заведениях по всей стране.

  • Соревнования: состязания по совместному профилю «Искусственный интеллект».

Соревнования проводят во время «Национальной технологической олимпиады». Это одна из ключевых программ академии: школьники получают возможность попробовать себя в решении актуальных бизнес-задач. Начинание поддерживают ведущие технические вузы страны: НИУ ВШЭ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, ИТМО, НГУ, ДВФУ, Иннополис, Московский политех, Санкт-Петербургский политех, Томский политех, МИРЭА, МИФИ, НГУ.

Фото: Christina @ wocintechchat.com /unsplash.com

В Самаре пройдет Фестиваль роботов - https://www.niasam.ru/

В Самаре 20 октября откроется интерактивный Музей нового поколения «Фестиваль Роботов».

В музее можно познакомиться с 85 роботами со всего света. Это модели роботов последних двух лет с выставок в Лас-Вегасе, Пекине, Берлине, Милане и Токио. Таких роботов в Самаре еще точно не видели. Посетители также увидят представление летающих пикселей и с помощью нейросети создадут новые произведения искусства.

Самые заметные экспонаты «Фестиваля Роботов» известны по популярным роликам на YouTube. Большой робопес Юнитри с YouTube-роликов покажет целое шоу: исполнит собачий вальс, покажет переворот и даже походит на задних лапках. Робот-актер Теспиан из Британии — самый артистичный робот из всех, созданных человечеством. Он стоит как новенькая Тесла, внешне напоминает героя из фильма «Я — Робот» поет, жестикулирует и шутит. Самый гибкий робот в мире – Пеппер, кстати, именно он встречает туристов в аэропорту Токио.

В музее можно удивиться и первым роботам-кулинарам. Например, шоколадному 3D-принтеру. Посетители сыграют с искусственным интеллектом в шахматы, которые передвигаются по доске волшебным образом, без помощи рук — прямо как в фильме про Гарри Поттера. А также почувствуют себя диджеем из будущего, ведь на Фестивале можно поиграть на большом диджейском пульте, овощах, цветных вещах и даже извлечь музыку из других посетителей. Ну и, конечно, станцуют с российским Promobot V4. Модели этого робота преподают в университетах, работают в медицинских центрах и даже читают новости на зарубежных телеканалах!

В Музее можно понаблюдать за первой в мире роборыбой из Кореи, размером с щуку. Рыба обладает искусственным интеллектом и полностью копирует движения живой рыбы. Такие роботы очень популярны в премиальных ресторанах Сеула. А еще в музее: беспилотный Сигвей, робот-окномойщик, робот-кривляка, робот-глаз, робот-официант и многие другие. Роботы-манипуляторы на ваших глазах построят дом и соберут микроплату.

На «Фестивале Роботов» будет представлено 4 техношоу. Например, на одном из них можно увидеть без преувеличения мистическую технологию — изобретатели научились синхронизировать в воздухе летающие пиксели.

На «Фестивале Роботов» жители Самары познакомятся с технологией съемок голливудских фильмов и смогут сами сняться в главной роли в ролике со спецэффектами. Готовый фильм придет на электронную почту.

Наконец, на «Фестивале Роботов» можно протестировать новейшие зоны виртуальной, дополненной реальностей и испытать новейший фитнес-тренажер для лентяев — специальную виброплатформу.

Раздел музея «Фестиваль Роботов» про искусственный интеллект получил название «Мысли роботов имеют значение» (Robot minds matter). Посетители смогут увидеть картины, созданные нейросетями, и удивиться «ожившим» Мона Лизе, Фриде Кало и Одри Хепберн. Сделал их «живыми» тоже компьютер, использовав данные видеороликов из TikTok и обработав несколькими нейросетями. Прямо в музее можно сгенерировать новое произведение искусства: просто выберите жанр, нажмите на кнопку — получите свое совместное с нейросетью творчество. Может быть именно ваша картина будет продана на ближайшем аукционе за сотни тысяч долларов.

Музей «Фестиваль Роботов» уже удивил жителей Милана, Праги, Афин, Санкт-Петербурга, Алматы, Минска и других мировых столиц. Сейчас очередь Самары. Проект открывается в ТРК «Эль Рио» 20 октября и будет работать до 19 декабря.

Ещё новости о событии:

Урок цифры роботы

В Самаре откроется выставка 85-ти роботов со всего света в ТРК «Эль Рио» 20 октября

Можно будет увидеть робособаку из YouTube-роликов, робота-актера и «летающие пиксели» Ирина СИНЕГУБОВА

Посетителей познакомят с технологией съемок голливудских фильмов.18:55 07.10.2022 Комсомольская Правда Самара – Самара

В Самаре пройдет Фестиваль роботов - Вестник Отрадного

В Самаре пройдет Фестиваль роботов

В музее можно познакомиться с 85 роботами со всего света. Это модели роботов последних двух лет с выставок в Лас-Вегасе, Пекине, Берлине, Милане и Токио.14:36 07.10.2022 Вестник Отрадного – Отрадный

В Самаре пройдет Фестиваль роботов - НИА Самара

В Самаре пройдет Фестиваль роботов

В Самаре 20 октября откроется интерактивный Музей нового поколения «Фестиваль Роботов».12:21 07.10.2022 НИА Самара – Самара

Новости соседних регионов по теме:

Урок цифры роботы

Стартовал новый сезон Всероссийского проекта "Урок Цифры" - Городская управа

Стартовал новый сезон Всероссийского проекта “Урок Цифры”

Стартовал новый сезон Всероссийского проекта «Урок Цифры». Тема первого занятия – «Искусственный интеллект в стартапах».22:42 06.10.2022 Городская управа – Калуга

Фото: телеграм-канал Театрально-концертной дирекции Псковской области - InformPskov.Ru

Созданные нейросетью картины представят в псковской филармонии

Картины, созданные искусственным интеллектом, станут визуальным сопровождением концерта-открытия филармонического сезона в Пскове.17:54 06.10.2022 InformPskov.Ru – Псков


4-6 - Газета Чапаевский рабочий

Школьное краеведение переживает сейчас период подъема, крепнет, совершенствует свои формы и методы.
Газета Чапаевский рабочий


Разработанный программный комплекс, по их оценкам, позволит индивидуализировать интерфейсы типа "мозг — компьютер" с учетом уникальных особенностей конкретного человека. - НИА Самара

Новые методы и алгоритмы интеллектуального анализа сигналов активности человеческого мозга предложили ученые Южного федерального университета (ЮФУ), сообщает РИА Новости .


Чего не стоит делать жителям Тольятти, пока ищешь работу - TltNews.Ru

Директор департамента по работе с соискателями SuperJob Елена Никифорова рассказала соискателям, которым нужна работа о главных правилах поиска работы до момента подписания трудового договора.


Вызвали полицию: во дворе Сызрани разгорелась горячая драка за парковку - КТВ-ЛУЧ

Пострадавшему потребовалась медицинская помощь.

В Сызрани между двумя автовладельцами вспыхнул конфликт из-за парковочного места.


Под Сызранью разбилась легковушка: экстренные службы сообщают о пострадавшем - КТВ-ЛУЧ

Причины аварии выясняются.

Сегодня вечером, 10 октября, около села Уваровка под Сызранью произошло ДТП.


Что в действительности означает «умереть от старости» - КТВ-ЛУЧ

«Старость» это не причина гибели организма, а некая ситуация, когда дать более точное определение не представляется возможным или необходимым.


Главы городов и населённых пунктов проводят встречи с семьями мобилизованных граждан - ТРК Скат

Главы городов, районов и населённых пунктов проводят встречи с семьями мобилизованных граждан.


Самарцам рассказали, как восстановить кишечник после перенесённых вирусов - ГТРК Самара

Как восстановить кишечник после вирусов и какие пробиотики хороши? Врач Олег Абакумов дал рекомендации по поддержанию иммунитета.


Togliatti autumn afterword glav - Городская больница №5

Форум опять собрал в Тольятти известных специалистов значимых медицинских направлений из разных уголков нашей страны.
Городская больница №5


DSC_0060-Копировать - Газета Чапаевский рабочий

На прошлой неделе во Дворце культуры имени Чапаева в честь Дня учителя прошла церемония награждения, завершившаяся праздничным концертом.
Газета Чапаевский рабочий


Деревянные панно Алексея Князева отличает обилие предметов и их разнообразие, фактура каждого точно передана. - НИА Самара

Юбилейная выставка «Сотворение» — пожалуй, один из самых ярких осенних проектов музея.


Красота. Правда? - Газета Камышлинские известия


Газета Камышлинские известия

Роботы и робототехнические системы

Профессиональная переподготовка по информационным технологиям

Курс «Роботы и робототехнические системы»Продолжительность обучения: 508 часов или 4 месяцаЦель программы:  получение компетенций для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области механотроники и робототехники.

Категория слушателей: наличие документ государственного образца о среднем профессиональном или высшем образовании по программам в области информатики и информационных технологий и/или опыта профессиональной деятельности в данной области.

Входной контроль: собеседование Форма обучения: очно-заочная с элементами дистанционного обученияРежим обучения: ежедневно 4 часа в свободное времяВыдаваемый документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца

Кем работать: инженером или специалистом по разработке роботов и роботизированных устройств, который занимается их программированием и отвечает за техническое обслуживание.

Востребованность: Технологии робототехники зарекомендовали себя во многих сферах человеческой деятельности. Робототехнические комплексы используются на предприятиях для автоматизации производственного процесса, во время чрезвычайных происшествий для оперативной и безопасной помощи. Применение робототехники связано с оптимизацией процесса, а также с качественным улучшением результата. Применение роботов на промышленных предприятиях сокращает производственный цикл, повышает качество продукции, устраняет фактор человеческой ошибки. Востребованность специалистов в области робототехники возрастает с каждым годом.

Технологическая образовательная платформа Яндекс Учебник приглашает учеников 1–11-х классов принять участие в Математической олимпиаде. Она пройдёт с 23 августа по 3 октября.

Задания олимпиады объединяет общий сюжет: голосовой помощник Алиса готовит ровера Роба к турниру роботов. В формате познавательного приключения участники оказываются в ситуациях из современной реальности, где взрослые и дети всё чаще сталкиваются с технологиями. Они встречают умные гаджеты, роботов-помощников и беспилотные автомобили. Чтобы решить такие задачи, им понадобится применить знания из разных сфер: математики, информатики, инженерии и робототехники. Школьники знакомятся с устройством ровера, узнают, как работает лидар, сенсоры, как строить маршрут. Уже сейчас эти роботы доставляют заказы по улицам мегаполисов. Технологическая составляющая олимпиады делает её особенно увлекательной для подрастающего поколения.

В олимпиаде могут принять участие все ученики вне зависимости от уровня знаний. Время для прохождения олимпиады не ограничено. Это позволяет ребёнку избежать лишнего стресса и концентрироваться на качестве, а не скорости, что особенно актуально для учеников начальных классов. Для разных возрастов предусмотрено четыре уровня сложности.

Желающие принять участие обращаются к классным руководителям.

Заместитель управляющего Челябинским отделением Сбербанка Евгений Серяпин провел «Урок цифры» для учеников 9 класса лицея № 102. С 26 сентября по 16 октября такие уроки проходят в школах по всей стране. Занятия посвящены искусственному интеллекту в стартпах. Стратегический партнер и разработчик содержания – Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» при экспертной поддержке Сбера. Мероприятие ежегодно проводится АНО «Цифровой экономикой», Минцифры России и Минпросвещения России.

«Урок цифры» призван привлечь внимание детей к сфере искусственного интеллекта, предоставить им возможность реализовать свои идеи, продемонстрировать, какие задачи может решать искусственный интеллект посредством технологий компьютерного зрения, обработки естественного языка и аналитики больших данных.

По словам управляющего Челябинским отделением Сбербанка Дениса Чугунова, проект «Урок цифры» решает много важных задач, но самое главное, что он показывает детям, насколько многообразны возможности цифровых технологий. «Сегодня ИИ применяется в медицине, образовании, банковской и других сферах услуг. Постоянно растет потребность в IT-специалистах. Знания, которые ребята получают на “Уроках цифры”, несомненно, помогут им быть на волне, понимать технологические тренды и стремиться идти в ногу со временем. Очень важно, чтобы уже со школьной скамьи дети узнавали эту информацию и планировали свою карьеру, ориентируясь на передовые практики», – отметил Денис Чугунов.

В ходе урока дети познакомились с понятием «технологические стартапы», на близких им примерах узнали об основных этапах их создания. «Искусственный интеллект – одно из самых динамично развивающихся технологических направлений. Сегодня он уже применяется в любом виде деятельности, а компетенции в сфере ИИ востребованы во всех отраслях, и в будущем их значение будет только возрастать. Проект “Урок цифры” позволяет нам вместе с педагогами по всей стране показывать нашим детям, что ИИ – будущее, в котором знание инструментов анализа данных и машинного обучения – это важное преимущество», – отметил первый заместитель председателя правления Сбербанка: Александр Ведяхин.

«Урок цифры» – ежегодная всероссийская акция, которая проводится в партнерстве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Сбером в четвертый раз. В прошлом году в рамках проекта десятки тысяч педагогов воспользовались материалами и провели занятия «Искусственный интеллект в образовании». «Урок цифры» прошли более 3,5 млн раз школьники с 1-го по 11-й класс, педагоги и родители по всему миру. Проект длился 20 дней и охватил Россию и 127 стран мира.

Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта проводятся в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы. Методические материалы уроков остаются в доступе на сайте проекта и охватывают широкий круг тематик: алгоритмы, кодирование, командная разработка, безопасность в Интернете, управление проектами, искусственный интеллект, машинное обучение, персональные помощники, сети и облачные технологии, большие данные, беспилотный транспорт, нейросети и коммуникации, приватность в цифровом мире.

Инициаторы «Урока цифры» – министерство просвещения РФ, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2021/22 учебном году выступают «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», фирма «1С», компании Яндекс, VK, Росатом.

Деятельность Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» нацелена на содействие развитию российского образования с учетом вызовов современного мира и на развитие инклюзивной среды. Программы и проекты фонда создают возможности и условия для развития личностного потенциала каждого, навыков XXI века и новых грамотностей в школах России. Фонд также работает над тем, чтобы в России существовала действенная и жизнеспособная система поддержки эффективных практик, которые помогают детям с опытом сиротства и особенностями развития обрести навыки, необходимые для самостоятельной и достойной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *