«Урок цифры» предлагает погрузиться в увлекательную визуальную новеллу-комикс, сюжет которой строится вокруг исследования кибератаки, совершенной на банк. Сюжет истории основан на реальных событиях, которые происходили в разных странах мира!
Главный герой — кибердетектив Мидори Кума помогает исследовать случившийся инцидент. Попутно он рассказывает про работу специалистов по информационной безопасности, учит отличать фишинговые письма от обычных, объясняет, почему важно обновлять программное обеспечение.
Урок можно пройти самостоятельно. Сначала посмотри видеолекцию, потом перейди к выполнению тренажера.
После выполнения тренажера можно получить сертификат о прохождении урока!
В IT-лабораториях по всему миру ведутся разработки искусственного интеллекта для самых разных сфер жизни, в том числе для работы с большими объемами данных. Например, с музыкой.
Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из твоих музыкальных интересов в режиме реального времени, то есть в течении нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И, как продолжение IT-инноваций в музыке, — это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?
На уроке вы познакомитесь со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых — научить Робота слышать песни и узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся.
А самым увлеченным доступен бонус — понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.
Урок Цифры апрель 2021
Страница Урока здесь
Материалы для учителя здесь
Страница Урока здесь
Материалы для учителя здесь
Страница Урока здесь
Материалы для учителя здесь
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
видеолекция по теме урока;
онлайн-тренажер для учеников 1–11 классов;
рекомендации по проведению урока.
При отсутствии технической возможности работы с тренажером в классе, вы можете предложить ученикам поработать с ним самостоятельно в качестве домашнего задания, а на уроке, после просмотра и обсуждения видеолекции, использовать следующий материал:
презентация для проведения урока без Интернета;
методические рекомендации для проведения урока без Интернета.
Данные материалы также пригодятся вам, если ученики быстро справятся с выполнением заданий тренажера и у вас останется время на уроке, или вы хотите поддержать интерес учеников, углубиться в тему. Объем предложенных материалов для проведения урока позволяет организовать серию из 2–3 занятий.
Страница Урока, Материалы для учителя здесь
<!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –>
<!– –> <!– –> <!– –> | <!– –>
«Приватность в цифровом мире» Задание для 1-4 классов Уровень 1. «Овершеринг», часть 1 Перед учеником открываются три анкеты пользователей соцсети, в которых забыли установить настройки приватности. Нужно найти в этих анкетах персональную и личную информацию, которую лучше не размещать в Интернете. Такой информацией может быть: телефонный номер, электронная почта, дата рождения и так далее. Уровень 2. «Овершеринг», часть 2 На экране появляются фотографии, которые Запятыня разместила в соцсети. Ребятам нужно найти предметы, которые лучше не показывать посторонним людям. Например, это может быть стикер с паролем или паспорт родителя, случайно попавший в кадр. Уровень 3. «Разрешения приложений» На экране отображается смартфон Скобца, на который установлены приложения, некоторые из которых имеют излишний доступ к функциям смартфона. Ученикам нужно определить, какие доступы к функциям смартфона надо отключить. Например, приложению «Фонарик» нужен доступ только к вспышке, но точно не к контактам.
<!– –> | <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –>
<!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> <!– –> |
Когда начинающий программист изучает информатику, ему важно понимать, как устроена программа, и почему она так работает. Когда программист профессионал выполняет техническое задание – разрабатывает программу для практического применения ее заказчиком – ему важно выполнить свою работу быстро и качественно.
Вот почему для многих направлений разработки – игры, сайты, бизнес-приложения и других – существуют специальные программы, так называемые low-code платформы, которые помогают повысить скорость разработки без потери качества. Как такое возможно? Смотри наш учебный фильм и узнай о современном методе создания прикладных компьютерных программ.
А затем выбирай уровень и запускай игровой тренажер Урока цифры. И снова твой выбор – одной из десяти областей деятельности, которая понравится тебе больше других. Внимательно читай техническое задание, следуй советам героев Урока цифры, собери приложение из модулей и заверши необходимые настройки. Если будет трудно, тебе на помощь придет желтый котик Лоу Кот.
После урока не забудь получить сертификат!
Понравилось? Пройди тренажер для нескольких отраслей, выбирай различных заказчиков. Обрати внимание, как устроены технические задания. А вдруг у тебя родится собственная идея полезного приложения? Или может быть, ее подскажут родственники, старшие товарищи. Тогда смелее участвуй в нашем творческом конкурсе технических заданий!
И еще – для самых крутых и отважных. Вы можете записаться на бесплатное обучение по разработке бизнес-приложений в среде «1С:Предприятие», создать реально работающие low-code приложения, при желании поучаствовать в соревнованиях и получить преимущества при поступлении на ИТ-направления подготовки в вузы и колледжи. Подробнее см. https://student.1c.ru.
Перейти к контенту
- (812) 241-31-01, 241-31-02, 241-31-03
info.sch319@obr.gov.spb.ru - 198504, Санкт-Петербург, Петергоф
Бобыльская дорога, дом 59, корпус 2, литера А
УРОК ЦИФРЫ
Очередной урок цифры: “Квантовый мир: как устроен квантовый компьютер” стартовал 10 марта

Для участия – переходите по ссылке
Более миллиона школьников в России и 73 странах за рубежом прошли «Урок цифры».
Среди российских регионов лидерами по числу школьников, принявших участие в проекте, являются: Белгородская, Омская, Самарская, Новосибирская, Оренбургская, Магаданская, Томская, Курская, Тульская, Калужская, Новгородская, Калининградская области, Республики Мордовия, Алтай, Карелия, Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Ставропольский край.
«Объединение усилий и компетенций ведущих технологических компаний в рамках всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» дает школьникам актуальные знания по востребованным темам и позволяет замотивировать ребят для будущей предпринимательской и исследовательской деятельности в области цифровых технологий. «Урок цифры» на тему «Искусственный интеллект в стартапах» охватывает весь процесс создания проекта — от идеи до минимально жизнеспособного продукта. Он подтолкнет многих школьников к дальнейшему погружению в тему цифровизации, ИТ и технологий», — отметил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко.
Урок на тему «Искусственный интеллект в стартапах» стартовал в сентябре 2022 года в рамках всероссийской образовательной акции в поддержку задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика». Урок разработан командой Академии искусственного интеллекта для школьников Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» при экспертной поддержке молодежного акселератора Сбера и Sber AI. Он состоит из вводной видеолекции и интерактивного тренажера, задания которого позволяют в игровой форме получить информацию об использовании различных технологий ИИ, таких как компьютерное зрение, обработка естественного языка и предиктивная аналитика на основе больших данных.
«Сегодня запрос со стороны государства и бизнеса на представителей цифровых профессий как никогда высок. И мы убеждены, что задумываться о выборе образовательной траектории и будущей карьеры ребятам нужно как можно раньше. В этот раз «Урок цифры» неслучайно посвящен искусственному интеллекту в стартапах. Урок позволит участникам стать ближе к перспективной отрасли и улучшить свои цифровые компетенции, без которых трудно представить будущее успешного специалиста в любой сфере», — сказал первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин.
«Урок цифры» ориентирован на школьников 1–11 классов, а также их родителей и педагогов. Цель урока — познакомить аудиторию с понятием технологического стартапа и рассказать об основных этапах создания и развития наукоемкого бизнеса: от поиска идеи до масштабирования продукта. Ознакомиться с уроком можно до 16 октября 2022 года включительно.
Ученики 1−11 классов узнают, как легко, качественно и в то же время быстро разрабатывать прикладные программные продукты. Урок состоит из видеоролика с объяснениями и интерактивного тренажера для закрепления знаний. В видеолекции специалисты фирмы «1С» доступным для школьников любого возраста языком расскажут об основных особенностях и методах разработки программ с использованием специализированных средств («low-code платформы»).
Тренажер представляет собой более 50 заданий различного уровня сложности, ориентированного на детей начальной, средней и старшей школы. При решении каждой задачи развиваются умения понимать техническое задание, создавать алгоритмы, разбираться в предметной (отраслевой) специфике работы предприятия.
На первом шаге ребята самостоятельно делают выбор одной из 10 отраслей, в которой они хотят попробовать свои силы. Тренажер от имени вымышленной организации, представляющей эту отрасль, выдает задание разработать приложение, решающее конкретную проблему в этой организации. Затем школьник переходит в часть тренажера, где имитируется работа low-code платформы, здесь необходимо правильно связать между собой функциональные блоки (модули), отвечающие за прием, обработку или вывод информации, и настроить алгоритм их взаимодействия между собой. Особенности low-code проявляются даже в том, насколько легко с этими заданиями могут справиться школьники. А в случае любых затруднений ребятам поможет желтый котик по имени Лоу Кот.
Так, например, для вымышленной сети ресторанов «Изыск» ребята разработают приложение «Вкус на заказ», которое поможет шеф-повару создавать блюдо по вкусовым пожеланиям посетителя, а для мебельной фабрики «Древесный мастер» создадут приложение «Идеальное сочетание», подбирающее по цвету и рисунку заготовки из древесины.
Урок цифры «Быстрая разработка приложений» наглядно показывает школьникам и их родителям, что в реальности программирование и ИТ могут быть доступнее, чем кажутся на первый взгляд. Вместе с тем урок не снижает ценности ИТ-образования и подчеркивает, что чем лучше специалист овладевает программированием, чем глубже осваивает конкретные технологии, тем больше будут его возможности.
«ИТ-навыки расширяют возможности работы специалистов практически в любой сфере деятельности, а low-code платформы внедряются во все отрасли экономики и госсектор. Знания, которые сегодня получают школьники, могут стать началом их карьеры в ИТ и точно пригодятся и в творческой, и в управленческой работе. Интересно узнать, каким секторам экономики сейчас симпатизируют школьники и какую стратегию они выберут в новой образовательной игре „Урока цифры“», — прокомментировала директор Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова.
«Как мы уже рассказывали в нашем „Уроке цифры“ по теме „Цифровое производство“ год тому назад, для специалиста по автоматизации критично важно понимать предметную специфику той деятельности, которую он автоматизирует. В этот раз ребята смогут пройти тренажер несколько раз, выбирая разные отрасли, и почувствовать необычайный интерес цифровой трансформации в различных сферах человеческой деятельности — образовании, медицине, сельском хозяйстве, строительстве и так далее», — отметил Борис Нуралиев, директор фирмы «1С».
“Мы благодарим фирму «1С» за интересный урок и необычную подачу материала: вместе с новым героем, котом по имени Лоу Кот, в игровой доступной форме ребятам будет проще разобраться в достаточно сложных вопросах и освоить азы профессии разработчика. Новый урок дополняет разнообразную уникальную палитру «Уроков цифры», за все время проекта онлайн-тренажеры были использованы более 50 млн. раз, они всегда доступны на сайте проекта”, — комментирует генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Евгений Ковнир.
В дополнение к «Уроку цифры» по теме «Быстрая разработка приложений» фирма «1С» планирует предложить самым смелым школьникам попробовать себя в практическом решении подобных задач в реальной (не игровой) среде low-code, а для самых креативных предложить конкурсное задание самостоятельно придумать новые кейсы — и тем самым попробовать себя в роли постановщика задач для разработки приложений на low-code платформах.
Справочно:
Проект «Урок цифры» проводится в России с 2018 г., организаторы — Минпросвещения России, Минцифры России и организации «Цифровая экономика». Партнеры проекта — ведущие технологические компании в области ИТ, контент урока по Цифровому производству разработан специалистами фирмы «1С».
Задачи проекта — знакомство школьников с современным миром цифровых технологий и ранняя профессиональная ориентация. Об «Уроке цифры» «Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажерах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп — учащихся младшей, средней и старшей школы.
Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнерами проекта в 2021/22 учебном году выступают фирма «1С», компании Яндекс, VK, «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и корпорация «Росатом». Проект ориентирован на школьников 1−11 классов. За все время проекта онлайн тренажеры «Уроков цифры» были использованы более 50 миллионов раз.
АНО «Цифровая экономика», Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ, а также ведущие российские технологические компании объявили о запуске совместного Всероссийского общеобразовательного проекта в сфере информационных технологий для детских лагерей «День цифры».
Главными задачами проекта являются ранняя профориентация детей и подростков в период летних каникул, знакомство с востребованными IT-специальностями, обучение азам информационных технологий в непринужденной игровой форме.
Приключенческие игры основаны на материалах проекта «Урок цифры». Их организаторами и разработчиками являются крупнейшие IT-компании России: Яндекс, «Лаборатория Касперского», Фирма «1С», Росатом, VK, а также Академия искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».

Президент РФ Владимир Путин объявил 2022-2031 годы в России Десятилетием науки и технологий. Целью десятилетия станет решение важнейших задач развития общества и страны, а также привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи. Такие проекты как «Урок цифры» и «День цифры» вносят свою лепту в развитие цифровой грамотности юных россиян, налаживая мостики знаний между опытными участниками IT-рынка и школьниками.
О своем участии во Всероссийском общеобразовательном проекте рассказал директор по связям с университетами VK Сергей Марданов:
«Мы активно развиваем образовательное направление, в том числе проводим профориентационные акции для школьников как самостоятельно, так и вместе с партнёрами. Мы рады поддержать «День цифры», это инициатива высокотехнологичных компаний, которые с 2018 года знакомят школьников с различными направлениями цифровой экономики в рамках всероссийской образовательной акции «Урок цифры». На сегодняшний момент в России насчитывается 19 394 детских дневных и стационарных лагеря, однако количество смен по тематике информационных технологий незначительное – всего около 290 профильных смен».
В программе увлекательной игры «День цифры», рассчитанной на один лагерный день, намечено несколько основных этапов. Команды под ненавязчивым руководством вожатых примут участие в познавательном квесте.
Затем ребята возьмутся за строительство «цифрового лагеря будущего», опираясь на полученные в лагере практические навыки. Подведение итогов дня, обмен приобретенными знаниями и впечатлениями состоится в формате развлекательного интеллектуального квиза. По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Евгения Ковнира, более 3,5 миллиона детей по всей стране летом отдыхает в детских лагерях.
«Благодаря проекту «День цифры» у ребят есть возможность во время отдыха познакомиться в игровой форме с популярными IT-специальностям и перспективными цифровыми технологиями. Тематические квесты, конкурсы, интерактивы в один из дней летней смены позволят детям не только отдохнуть, но и с пользой провести каникулы. Контент для образовательного праздника, включающий сценарий «Дня цифры», тематические квесты, конкурсы и интерактивы, доступен бесплатно для детских лагерей, чтобы все желающие могли провести у себя такое мероприятие», – подчеркнул Евгений Ковнир.

Организаторы летнего отдыха в детских лагерях «День цифры» могут воспользоваться специально подготовленными бесплатными методическими программами. В них содержатся рекомендации педагогам по проведению игровых занятий, обучающие видео-инструкции для вожатых и воспитателей, а также медиа-контент для воспитанников лагеря.

Материалы для проведения «Дня цифры» доступны на сайте проекта в разделе «Вожатому». Педагоги, вожатые, воспитатели и организаторы лагерных смен могут получить доступ к программе, заполнив специальную форму всего в несколько кликов. «День цифры» предназначен не только для летнего времени года, мероприятие может быть проведено в любой сезон даже в самую пасмурную погоду. Но для того, чтобы принять участие во всероссийском конкурсе для детских лагерей, заявку необходимо подать до 31 августа в разделе «конкурс».

Первый опыт: на базе ВДЦ «Орленок» состоялся запуск проекта «День цифры»
Первый в нынешнем году «День цифры» прошел 17 мая во Всероссийском детском центре «Орленок». Дебют оказался ожидаемо успешным. Целый день ребята играючи овладевали азами информационных технологий. С утра воспитанники лагеря были поделены на команды, каждой из которых выдавали маршрутный лист для прохождения станций. Там они знакомились с краткой теоретической частью той или иной технологии, а также IT-профессией, после чего приступали всей командой к выполнению задания. Справившись с задачей, команда получала специальную карточку – «айтишку».
Во второй части игры ребята проектировали «цифровой лагерь будущего» с использованием полученных знаний. Командам выдавались карты с территориальными объектами лагеря: столовой, медицинским корпусом, игровой площадкой, постом охраны и так далее. Ребята должны были использовать айтишки на карте так, чтобы провести цифровую трансформацию, наполнив технологиями ту часть лагеря, которая была получена командой.

Затем капитаны команд презентовали полученные на карте результаты и докладывали участникам «Дня цифры» о том, какие технологии будут применяться в лагере. В конце второго этапа ребята совместно собрали большую карту лагеря. На протяжении третьей, завершающей стадии игры команды соревновались в квизе, демонстрируя познания, приобретенные в двух предыдущих этапах. Все участники «Дня цифры» получили сертификаты.
Такой игровой квест можно провести в любом лагере, ведь все материалы от сценария каждого этапа игры до макетов печатных элементов можно скачать на сайте. Напоминаем, что в течение лета будет проводиться конкурс среди всех лагерей страны на самый яркий «День цифры» и на самое большое количество проведенных «Дней цифры» в летний лагерный сезон – с 1 июня по 31 августа. Для этого нужно прислать небольшой рассказ о том, как прошел День цифры, описание состоявшегося мероприятия и приложить к нему иллюстративные материалы.

Директор Всероссийского детского центра «Орленок» Александр Джеус прокомментировал прошедший тестовый «День цифры»:
– Совместно с АНО «Цифровая экономика» в «Орлёнке» впервые был реализован игровой квест «День цифры». В этом событии приняли участие самые младшие ребята смены «Содружество Орлят России». Школьники в увлекательной форме узнали, что такое информационные технологии, как они развиваются, какие возможности открывают перед человечеством. Первый опыт реализации проекта вызвал положительный отклик, как со стороны детей, так и педагогов. Ведь мы получили полноценную просветительскую программу, разработанную, что называется «под ключ».

Интернет-выручалочка: «Цифровой ликбез» учит детей правилам безопасности нахождения в сети
Еще одним актуальным проектом накануне летнего сезона 2022 года стал «Цифровой ликбез». Он призван обеспечить безопасное и полезное времяпрепровождение юных россиян в Интернете. Ненавязчиво, в доверительной и доступной форме ресурс обучит ребят азам цифровой грамотности, подскажет, как следует себя вести в проблемных ситуациях, связанных с телефонным мошенничеством или травлей в Сети.

Все видеоматериалы «Цифрового ликбеза» прошли верификацию в Министерстве просвещения России. Они адресованы возрастной категории 6+, а также рекомендованы для совместного просмотра с родителями, которые, к слову, наверняка почерпнут много полезного и для себя из представленного контента.
На сайте проекта выложено 12 мультипликационных роликов образовательно-просветительского характера. Вместе с их героями – обитателями подводного мира – ребята на простых и понятных жизненных примерах смогут постигать «премудрости» цифровой грамотности.
Видеоконтент разработан в партнерстве с ведущими цифровыми компаниями. Он наверняка будет востребован педагогами, поскольку легко интегрируется в образовательный процесс. В частности, при проведении уроков ОБЖ, информатики, а также «классного часа или родительских собраний. Каждое видео сопровождается небольшим комментарием и рекомендациями, помогающими закрепить полученные знания.
О значимости проекта «Цифровой ликбез» рассказала директор Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова:
«Безопасность в интернете – один из самых важных вопросов, с которыми сегодня сталкиваются как взрослые, так и дети. Согласно недавним исследованиям, уже у 93% учеников в начальной школе есть смартфон, обойтись без него не могут 80% детей. Многие старшеклассники проводят значительное количество времени в соцсетях, не всегда уделяя должное внимание защите персональных данных. Проект «Цифровой ликбез» научит школьников и их родителей основам цифровой грамотности и поможет им повысить безопасность нахождения в сети. В современных условиях, когда широко распространены разные формы телефонного и интернет-мошенничества, эти знания особенно актуальны как для взрослых, так и для детей».
Будущее цифровой экономики: ключевые проекты в сфере подготовки кадров для IT-отрасли
Особой популярностью у подростков и педагогов пользуется «Урок цифры», который завершился в нынешнем учебном году и, конечно же, будет продолжаться. Проект охватил многочисленную аудиторию школьников и преподавателей. О его масштабах и эффективности свидетельствуют объективные показатели: за 2021/2022 учебный год «Урок цифры» прошли более 14,8 миллиона человек.
На IX Московском международном салоне образования директор Департамента цифровой трансформации Министерства просвещения РФ Андрей Горобец отметил актуальность проекта, его важную роль в дальнейшем развитии цифровой экономики: «Я считаю, что это очень интересная инициатива. Она позволит нам реализовать те компетенции, которые сейчас очень востребованы, как на рынке труда, в инфраструктуре, так же, наверное, и в обществе».
Все проекты можно назвать цифровым ликбезом России. Они несут в себе важные и перспективные смыслы будущего развития экономики страны, ее интеллектуальной мощи. Проекты касаются всех россиян и в первую очередь – подрастающих поколений. Школьники и учителя активно включаются в образовательный цифровой процесс. Буквально от Калининграда до Камчатки звучат одобрительные, и даже восторженные отклики по поводу цифровизации всей страны.

Приведем лишь два отзыва, во многом отражающих общее мнение педагогического сообщества. Учитель информатики МАОУ лицея № 23 из Калининграда Борис Олегович Иванов поделился с сетевым изданием «Учительская газета»:
«Дни и уроки цифры помогают детям сориентироваться и выбрать актуальные и наиболее востребованные направления будущей деятельности в сфере IT-технологий. В процессе проведения занятий спикеры от ведущих компаний России доступно и на собственном, живом примере объясняют перспективы развития цифровой экономики и рассказывают о последних ее трендах. Весь формат подается в игровой форме и помогает детям без трудностей прикоснуться к цифровым разработкам на базовом уровне, формирует базовую компьютерную грамотность».
Своему коллеге вторит учитель информатики Николаевской средней школы (Камчатский край) Наталья Викторовна Бэнэдэк:
««Урок Цифры» – замечательный проект! Особенно нашим ученикам понравились занятия по темам «Безопасность будущего» и «Искусственный интеллект». Заинтересовавшись темой, некоторые ребята начали самостоятельно углубляться в нее. Это прекрасная возможность получить знания от таких крупных компаний, как Яндекс, VK, «Лаборатория Касперского» и многих других!».
Всеобщая цифровизация страны продолжается. Предстоящие летние каникулы станут для тысяч юных россиян временем формирования компьютерной грамотности, освоения азов цифровых технологий и, возможно, выбора будущей специальности в бескрайнем IT-мире.
АНО «Цифровая экономика», Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ, а также ведущие российские технологические компании объявили о запуске совместного Всероссийского общеобразовательного проекта в сфере информационных технологий для детских лагерей «День цифры».
Главными задачами проекта являются ранняя профориентация детей и подростков в период летних каникул, знакомство с востребованными IT-специальностями, обучение азам информационных технологий в непринужденной игровой форме.
Приключенческие игры основаны на материалах проекта «Урок цифры». Их организаторами и разработчиками являются крупнейшие IT-компании России: Яндекс, «Лаборатория Касперского», Фирма «1С», Росатом, VK, а также Академия искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».
Президент РФ Владимир Путин объявил 2022-2031 годы в России Десятилетием науки и технологий. Целью десятилетия станет решение важнейших задач развития общества и страны, а также привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи. Такие проекты как «Урок цифры» и «День цифры» вносят свою лепту в развитие цифровой грамотности юных россиян, налаживая мостики знаний между опытными участниками IT-рынка и школьниками.
О своем участии во Всероссийском общеобразовательном проекте рассказал директор по связям с университетами VK Сергей Марданов:
«Мы активно развиваем образовательное направление, в том числе проводим профориентационные акции для школьников как самостоятельно, так и вместе с партнёрами. Мы рады поддержать «День цифры», это инициатива высокотехнологичных компаний, которые с 2018 года знакомят школьников с различными направлениями цифровой экономики в рамках всероссийской образовательной акции «Урок цифры». На сегодняшний момент в России насчитывается 19 394 детских дневных и стационарных лагеря, однако количество смен по тематике информационных технологий незначительное – всего около 290 профильных смен».
В программе увлекательной игры «День цифры», рассчитанной на один лагерный день, намечено несколько основных этапов. Команды под ненавязчивым руководством вожатых примут участие в познавательном квесте.
Затем ребята возьмутся за строительство «цифрового лагеря будущего», опираясь на полученные в лагере практические навыки. Подведение итогов дня, обмен приобретенными знаниями и впечатлениями состоится в формате развлекательного интеллектуального квиза. По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Евгения Ковнира, более 3,5 миллиона детей по всей стране летом отдыхает в детских лагерях.
«Благодаря проекту «День цифры» у ребят есть возможность во время отдыха познакомиться в игровой форме с популярными IT-специальностям и перспективными цифровыми технологиями. Тематические квесты, конкурсы, интерактивы в один из дней летней смены позволят детям не только отдохнуть, но и с пользой провести каникулы. Контент для образовательного праздника, включающий сценарий «Дня цифры», тематические квесты, конкурсы и интерактивы, доступен бесплатно для детских лагерей, чтобы все желающие могли провести у себя такое мероприятие», – подчеркнул Евгений Ковнир.
Организаторы летнего отдыха в детских лагерях «День цифры» могут воспользоваться специально подготовленными бесплатными методическими программами. В них содержатся рекомендации педагогам по проведению игровых занятий, обучающие видео-инструкции для вожатых и воспитателей, а также медиа-контент для воспитанников лагеря.
Материалы для проведения «Дня цифры» доступны на сайте проекта в разделе «Вожатому». Педагоги, вожатые, воспитатели и организаторы лагерных смен могут получить доступ к программе, заполнив специальную форму всего в несколько кликов. «День цифры» предназначен не только для летнего времени года, мероприятие может быть проведено в любой сезон даже в самую пасмурную погоду. Но для того, чтобы принять участие во всероссийском конкурсе для детских лагерей, заявку необходимо подать до 31 августа в разделе «конкурс».
Первый опыт: на базе ВДЦ «Орленок» состоялся запуск проекта «День цифры»
Первый в нынешнем году «День цифры» прошел 17 мая во Всероссийском детском центре «Орленок». Дебют оказался ожидаемо успешным. Целый день ребята играючи овладевали азами информационных технологий. С утра воспитанники лагеря были поделены на команды, каждой из которых выдавали маршрутный лист для прохождения станций. Там они знакомились с краткой теоретической частью той или иной технологии, а также IT-профессией, после чего приступали всей командой к выполнению задания. Справившись с задачей, команда получала специальную карточку – «айтишку».
Во второй части игры ребята проектировали «цифровой лагерь будущего» с использованием полученных знаний. Командам выдавались карты с территориальными объектами лагеря: столовой, медицинским корпусом, игровой площадкой, постом охраны и так далее. Ребята должны были использовать айтишки на карте так, чтобы провести цифровую трансформацию, наполнив технологиями ту часть лагеря, которая была получена командой.
Затем капитаны команд презентовали полученные на карте результаты и докладывали участникам «Дня цифры» о том, какие технологии будут применяться в лагере. В конце второго этапа ребята совместно собрали большую карту лагеря. На протяжении третьей, завершающей стадии игры команды соревновались в квизе, демонстрируя познания, приобретенные в двух предыдущих этапах. Все участники «Дня цифры» получили сертификаты.
Такой игровой квест можно провести в любом лагере, ведь все материалы от сценария каждого этапа игры до макетов печатных элементов можно скачать на сайте. Напоминаем, что в течение лета будет проводиться конкурс среди всех лагерей страны на самый яркий «День цифры» и на самое большое количество проведенных «Дней цифры» в летний лагерный сезон – с 1 июня по 31 августа. Для этого нужно прислать небольшой рассказ о том, как прошел День цифры, описание состоявшегося мероприятия и приложить к нему иллюстративные материалы.
Директор Всероссийского детского центра «Орленок» Александр Джеус прокомментировал прошедший тестовый «День цифры»:
– Совместно с АНО «Цифровая экономика» в «Орлёнке» впервые был реализован игровой квест «День цифры». В этом событии приняли участие самые младшие ребята смены «Содружество Орлят России». Школьники в увлекательной форме узнали, что такое информационные технологии, как они развиваются, какие возможности открывают перед человечеством. Первый опыт реализации проекта вызвал положительный отклик, как со стороны детей, так и педагогов. Ведь мы получили полноценную просветительскую программу, разработанную, что называется «под ключ».
Интернет-выручалочка: «Цифровой ликбез» учит детей правилам безопасности нахождения в сети
Еще одним актуальным проектом накануне летнего сезона 2022 года стал «Цифровой ликбез». Он призван обеспечить безопасное и полезное времяпрепровождение юных россиян в Интернете. Ненавязчиво, в доверительной и доступной форме ресурс обучит ребят азам цифровой грамотности, подскажет, как следует себя вести в проблемных ситуациях, связанных с телефонным мошенничеством или травлей в Сети.
Все видеоматериалы «Цифрового ликбеза» прошли верификацию в Министерстве просвещения России. Они адресованы возрастной категории 6+, а также рекомендованы для совместного просмотра с родителями, которые, к слову, наверняка почерпнут много полезного и для себя из представленного контента.
На сайте проекта выложено 12 мультипликационных роликов образовательно-просветительского характера. Вместе с их героями – обитателями подводного мира – ребята на простых и понятных жизненных примерах смогут постигать «премудрости» цифровой грамотности.
Видеоконтент разработан в партнерстве с ведущими цифровыми компаниями. Он наверняка будет востребован педагогами, поскольку легко интегрируется в образовательный процесс. В частности, при проведении уроков ОБЖ, информатики, а также «классного часа или родительских собраний. Каждое видео сопровождается небольшим комментарием и рекомендациями, помогающими закрепить полученные знания.
О значимости проекта «Цифровой ликбез» рассказала директор Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова:
«Безопасность в интернете – один из самых важных вопросов, с которыми сегодня сталкиваются как взрослые, так и дети. Согласно недавним исследованиям, уже у 93% учеников в начальной школе есть смартфон, обойтись без него не могут 80% детей. Многие старшеклассники проводят значительное количество времени в соцсетях, не всегда уделяя должное внимание защите персональных данных. Проект «Цифровой ликбез» научит школьников и их родителей основам цифровой грамотности и поможет им повысить безопасность нахождения в сети. В современных условиях, когда широко распространены разные формы телефонного и интернет-мошенничества, эти знания особенно актуальны как для взрослых, так и для детей».
Будущее цифровой экономики: ключевые проекты в сфере подготовки кадров для IT-отрасли
Особой популярностью у подростков и педагогов пользуется «Урок цифры», который завершился в нынешнем учебном году и, конечно же, будет продолжаться. Проект охватил многочисленную аудиторию школьников и преподавателей. О его масштабах и эффективности свидетельствуют объективные показатели: за 2021/2022 учебный год «Урок цифры» прошли более 14,8 миллиона человек.
На IX Московском международном салоне образования директор Департамента цифровой трансформации Министерства просвещения РФ Андрей Горобец отметил актуальность проекта, его важную роль в дальнейшем развитии цифровой экономики: «Я считаю, что это очень интересная инициатива. Она позволит нам реализовать те компетенции, которые сейчас очень востребованы, как на рынке труда, в инфраструктуре, так же, наверное, и в обществе».
Все проекты можно назвать цифровым ликбезом России. Они несут в себе важные и перспективные смыслы будущего развития экономики страны, ее интеллектуальной мощи. Проекты касаются всех россиян и в первую очередь – подрастающих поколений. Школьники и учителя активно включаются в образовательный цифровой процесс. Буквально от Калининграда до Камчатки звучат одобрительные, и даже восторженные отклики по поводу цифровизации всей страны.
Приведем лишь два отзыва, во многом отражающих общее мнение педагогического сообщества. Учитель информатики МАОУ лицея № 23 из Калининграда Борис Олегович Иванов поделился с сетевым изданием «Учительская газета»:
«Дни и уроки цифры помогают детям сориентироваться и выбрать актуальные и наиболее востребованные направления будущей деятельности в сфере IT-технологий. В процессе проведения занятий спикеры от ведущих компаний России доступно и на собственном, живом примере объясняют перспективы развития цифровой экономики и рассказывают о последних ее трендах. Весь формат подается в игровой форме и помогает детям без трудностей прикоснуться к цифровым разработкам на базовом уровне, формирует базовую компьютерную грамотность».
Своему коллеге вторит учитель информатики Николаевской средней школы (Камчатский край) Наталья Викторовна Бэнэдэк:
««Урок Цифры» – замечательный проект! Особенно нашим ученикам понравились занятия по темам «Безопасность будущего» и «Искусственный интеллект». Заинтересовавшись темой, некоторые ребята начали самостоятельно углубляться в нее. Это прекрасная возможность получить знания от таких крупных компаний, как Яндекс, VK, «Лаборатория Касперского» и многих других!».
Всеобщая цифровизация страны продолжается. Предстоящие летние каникулы станут для тысяч юных россиян временем формирования компьютерной грамотности, освоения азов цифровых технологий и, возможно, выбора будущей специальности в бескрайнем IT-мире.
Справка UG.RU
«Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получать знания от ведущих технологических компаний и развивать навыки и компетенции цифровой экономики. Проект реализуется в поддержку федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр для трёх возрастных групп — учащихся младшей, средней и старшей школы. В любое время на сайте проекта доступны уроки по большим данным, сетям и облачным технологиям, персональным помощникам и безопасному поведению в интернете. Организаторы проекта «Урок цифры» – АНО «Цифровая экономика», Министерство просвещения РФ, Минцифры РФ в партнерстве с ведущими технологическими компаниями России-лидерами цифровой трансформации”.Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнёрами проекта в 2021/22 учебном году выступают «Лаборатория Касперского», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», компании Яндекс, «1С», VK, Росатом. За все время проекта онлайн тренажеры «Уроков цифры» были использованы более 53,5 миллионов раз.
Посмотри видеолекцию
`
Как исследовать кибератаки?
Эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности Дмитрий Галов расскажет, как специалистам по информационной безопасности удается обнаруживать кибератаки, исследовать их и понять, кто за ними стоит. Будет интересно? Конечно, скорее включай видеолекцию!
Шаг 2. Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Библиотека электронных учебных материалов для учителей и школьников на портале «1С:Урок». Тысячи интерактивных заданий, лабораторных работ и демонстрационных материалов для начальной и средней школы. А также интерактивная онлайн-среда «Математический конструктор» для создания живых чертежей прямо на занятиях.
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в Интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создает команда талантливых математиков и программистов. Проект реализуется в рамках «Образовательной инициативы Яндекса».
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих исследователей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Хочешь узнать больше о кибербезопасности, научиться распознавать фишинговые сайты, создавать по-настоящему надежные пароли, защитить все свои аккаунты и данные от кражи и многое другое? Погружайся в мир безопасности с «Лабораторией Касперского».
Посмотри видеолекцию
`
Как связана музыка и искусственный интеллект?
Музыка — это эмоции, творчество и свобода. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математика и четкая структура. Что же их связывает?
Егор Филиппов, менеджер проектов Яндекс.Музыки, и Анастасия Тмур, продюсер образовательных проектов в Академии Яндекса, смогут вас удивить: эти, казалось бы, несовместимые сферы не только удачно дополняют, но и совершенствуют друг друга. И, конечно же, расскажут, что еще может сделать современный искусственный интеллект, если ты позволишь ему узнать твои музыкальные интересы.
Скачать видео
Учитель просит проходить тесты на ресурсе «Урок цифры»
Вы спрашиваете — «Мел» отвечает
Современные учителя располагают огромным арсеналом инструментов и технологий для обучения детей — и нередко эти инструменты ставят в тупик не только школьников, но и родителей. Например, сложные задания на сторонних ресурсах — обязательно ли их проходить? Разбираемся вместе с Департаментом образования и науки города Москвы.
Вопрос. Раза три-четыре в год учитель направляет в родительский чат ссылку на прохождение квеста/теста на сайте «Урок цифры» и пишет, что за это будет выставлена оценка (буквально: «Кому хочется начать новую четверть с пятерки по математике, проходим тест» + ссылка). Все бы ничего, но информация в этих «Уроках цифры» касается искусственного интеллекта, big data, последний вот про квантовые компьютеры. В 1-м и 2-м классе это сложно не только детям, но и родителям. Подлежат ли эти квесты обязательному выполнению с выставлением оценки по дисциплине «математика»? И что будет, если их не проходить?
Ответ. «Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Он направлен на развитие цифровых компетенций и раннюю профориентацию школьников 1–11-х классов. Уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием, узнать что-то новое и закрепить уже имеющиеся знания. Каждый урок состоит из видеоматериалов, которые содержат теоретическую часть. Ознакомившись с этой информацией, ребята могут приступать к прохождению интерактивных тренажеров. То есть после теоретического этапа дети должны быть знакомы со всей информацией, необходимой для успешного прохождения теста.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, приёме на работу работников и т. п. Таким образом, каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу, определяет порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.
Другими словами, именно в вашей школе тесты с сайта «Урок цифры» могут быть обязательными и выставление оценок за них регламентировано локальной образовательной программой. Всё это вы можете уточнить в администрации вашей образовательной организации.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Изображение на обложке: MalikNalik / shutterstock / fotodom
«Урок цифры» — это не просто всероссийский образовательный проект!
«Урок цифры» — это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, Лаборатории Касперского, Кодвардса и Mail.Ru Group, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
О проекте «Урок цифры»
«Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект, позволяющий учащимся получить знания от ведущих технологических компаний и развить навыки и компетенции цифровой экономики. «Уроки цифры» адаптированы к дистанционной работе и дают возможность школьникам узнать о важности развития цифровых навыков, проявить себя и познакомиться с основами программирования в доступной и увлекательной форме, а учителям и родителям повысить интерес школьников к информационным технологиям с помощью современных игровых и интерактивных подходов в обучении.
Занятия на тематических тренажёрах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр для трёх возрастных групп — учащихся младшей, средней и старшей школы. В любое время на сайтеурокцифры.рф доступны для прохождения Уроки по персональным помощникам и чат-ботам, сетям и облачным технологиям, большим данным и безопасности в интернете. Урок по теме: «Искусственный интеллект и машинное обучение», запланированный на конец этого учебного года, перенесен на 2020/21 учебный год в связи с пандемией.
Проект «Урок цифры» расширил свою географию в 2019/2020 учебном году – учащиеся из 95 стран прошли тренажеры от ведущих российских компаний цифровой экономики.
Интересные факты:
– «Урок цифры» прошел на всех континентах (кроме, пока что, Антарктиды)
– Ученики из всех стран-участниц ЕАЭС приняли участие в «Уроке цифры» помимо России, это Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
– В топ-20 стран вошли Франция, Швеция, Таиланд, Япония, Великобритания, Молдавия, США, Германия, Вьетнам и Турция.
– География «Урока цифры» растянулась от Мексики до Японии.
– За два года в России дети, родители и учителя обратились к урокам, доступным на сайте проекта, более 25 млн раз.
Справка
Инициаторы «Урока цифры» — Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и АНО «Цифровая экономика». Задачами проекта являются развитие у школьников цифровых компетенций и ранняя профориентация: уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с компьютерными технологиями и программированием. Партнёрами проекта в 2019/20 учебном году выступают компании «Яндекс», «1С» и Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Технологические партнеры — образовательная платформа «Кодвардс» и международная школа математики и программирования «Алгоритмика».
Ч
На протяжении своей истории человечество искало способы облегчить выполнение рутинных задач. Раньше для перемещения (как товаров, так и людей) использовали животных, потом появились поезда, машины, самолёты. Во всех этих случаях для управления транспортом требуется участие человека. Развитие информационных технологий и приборостроения сделало возможным передачу функций человека, который осуществляет управление транспортным средством, компьютеру. Именно этой инновационной теме посвящён «Урок Цифры» от компании Яндекс, которая уже сейчас разрабатывает, тестирует и использует собственные технологии беспилотного управления транспортом.
На уроке ученики узнают, как беспилотные автомобили определяют своё местонахождение, как распознают окружающие объекты, предсказывают их поведение и планируют свой маршрут.
Ученики познакомятся с техническими деталями реализации этой технологии. Узнают про сенсоры (лидары, радары, видеокамеры),которые помогают беспилотным автомобилям «видеть» окружающий мир. Узнают, как новейшие технологии помогают управлять беспилотным автомобилем безопасно, следуя правилам дорожного движения и учитывая обстановку на дороге.
При помощи онлайн-тренажёров ученики могут закрепить полученные знания на практике. Например, в одном из заданий тренажёра школьник сможет почувствовать себя «беспилотным автомобилем», задача которого — добраться из точки «А» в точку «Б», преодолевая разные дорожные ситуации. После прохождения тренажёра ученики (5–11 кл.) могут узнать про профессии, представители которых трудятся над созданием беспилотного транспорта.