Урок для 1 класса из истории цифр

как люди научились считать и записывать ЧИСЛА

как люди научились

считать и записывать

ЧИСЛА

Цель проекта Познакомить детей с историей развития понятия числа Пройти и “пережить” весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

Цель проекта

  • Познакомить детей с историей развития понятия числа
  • Пройти и “пережить” весь тот исторический путь, который прошло человечество от операций с конкретными множествами предметов к числам и операциям над ними.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами.  Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами.

Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями растений. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Первобытные люди не умели считать.

И вот много тысяч лет тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон.

Перекладывать глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием, поэтому им пришлось придумать общие названия для чисел.   В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появились в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Перекладывать глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием, поэтому им пришлось придумать общие названия для чисел.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Когда люди не умели еще делать бумагу, записи появились в виде зарубок на палках и костях животных, в виде узелков, завязанных на ремне или веревке.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно.  Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зернами – одно зерно.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать. Названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех – против берлоги, трех – с одной стороны и трех – с другой стороны берлоги. Для этого он должен был уметь считать.

Названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах.

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.   Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога - 15, две руки и две ноги - 20.

Пальцы сыграли немалую роль в истории счета, особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку.

Одна пятерня означала 5, две- 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

I II III IV V VI VII VIII IX X  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком : V , и этот значок стал обозначать цифру 5 . Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: VI, VII . А восемь записывали так: VIII . Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV . V

I II III IV V VI VII VIII IX X

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На руке человека пять пальцев. Чтобы не писать пять палочек, стали изображать руку. Однако рисунок руки делали очень простым. Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком : V , и этот значок стал обозначать цифру 5 . Потом к пяти прибавляли один и получали шесть. Вот так: VI, VII . А восемь записывали так: VIII . Четыре палочки долго пересчитывать, поэтому от пяти отнимали один и записывали так: IV .

V

А как записать десять?  Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру

А как записать десять?

Вы знаете, что десять состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру “десять” изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз – X. Иначе десять можно записать двумя пересекающимися палочками. Если рядом с X написать одну палочку справа – XI, то будет одиннадцать, а если слева – IX – девять.

X

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.  А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы.   10 -   Для сотни придуман был крючок,   100 -  для тысячи – значок вроде цветка.   1000 -

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек.

А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы.

10 –

Для сотни придуман был крючок,

100 –

для тысячи – значок вроде цветка.

1000 –

Выводы  Людям долгое время не нужны были цифры – их заменяли им различные предметы.  Даже после того как были придуманы названия цифр, люди не могли ими пользоваться, так как не умели писать.

Выводы

Людям долгое время не нужны были цифры – их заменяли им различные предметы.

Даже после того как были придуманы названия цифр, люди не могли ими пользоваться, так как не умели писать.

Урок для 1 класса из истории цифр

Крапчатова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов

МОУ Крючковской основной общеобразовательной школы

Внеклассное занятие по математике

для учащихся 4 класса

Тема: История чисел.

Цель: знакомство с историей чисел, с возникновением некоторых систем счисления.

Задачи:

-формировать понятие системы счисления,

-познакомить с историей появления нуля;

-развивать умения применять знания, полученные на различных предметах;

-сформировать условия для потребности в получении новых знаний для саморазвития и самосовершенствования;

Формирование УУД:

Личностные УУД: находить совместно правильное решение и отстаивать свое мнение;

-развивать творческие способности.

Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль выполнения работы и полученных результатов.

Познавательные УУД: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения;

– свободно ориентироваться в энциклопедической литературе.

Коммуникативные УУД: аргументировано высказывать собственную точку зрения;

-строить понятные для партнера высказывания,

-воспитывать культуру выступления перед коллективом.

Оборудование:

-презентация в программе Power Point;

-муз. Центр;

-оформление доски;

-поляна, цветы;

-энциклопедия;

-карточки для групповой работы

Конспект занятия

1. Самоопределение к деятельности.

-Сегодня на внеклассном занятии по математике мы сможем сделать некоторое открытие. Мы вернёмся в прошлое и узнаем, как появились числа.

Слайд 1

-И в этом путешествии я желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний.

Слайд 2

-Скажите, что это? (числа)

-На каком уроке мы чаще всего используем числа? (математика)

Математику называют точной наукой.

Слайд 3

-«А математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит», – говорил М. В. Ломоносов. Но многим математика дается с трудом.

И каждый, кто начинает изучение математики, должен сначала вернуться в историю, узнать все: от зарождения счета в глубокой древности до изобретения современных счетных машин.

3. Постановка проблемы.

-А можем ли мы без математики, без чисел, без действий над ними?

-Сколько вам лет?

-Сколько у вас друзей?

-Сколько лап у кота?

-Ох уж эти числа…они повсюду. Какие-то значимые для нас, какие-то нет.

Они окружают нас везде. Мы стремимся то к большим числам, то к меньшим. Мы везде ищем выгоду с числами.

Утром звонит будильник. 7-00. И вот уже надо вставать. Иду на работу, на машинах 69, 69…это номер нашего региона. И так посмотришь вокруг, везде числа…

-И каждое число что-то значит. И у каждого числа есть свой смысл…

Слайд 4

-«Все есть число»,- говорили пифагорейцы (ученики Пифагора).

-Найдите в энциклопедии, кто такой Пифагор? (древнегреческий математик) Значит все можно обозначить числом.

4. Из истории.

-А как люди научились считать?

Подсчитывать числа люди научились еще в каменном веке-палеолите, десятки тысяч лет назад. Сначала люди на глаз сравнивали разные количества одинаковых предметов. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе.

Слайд 5

У племени реки Муррей в Австралии было два простых числа: 1-«энэа» и 2-«петчевал».

-Составьте число 3 («петчевал-энэа»), 4- («петчевал-петчевал»).

Постепенно люди начали использовать для счета камешки, палочки, узелки на веревках и многое другое.

В Египте и Вавилоне использовали зарубки на палках, а в Индии и Китае небольшие числа записывали палочками или черточками. Это самая простая система счисления, где для записи используется только одна цифра.

5. Системы счисления.

Основание системы счисления – это число, на основе которого ведется счет.

-Как вы думаете, на основе чего возникла пятеричная система?(5 пальцев на руке)

– Десятеричная? Мы сейчас ее используем.

-А какую систему счисления вы могли бы назвать? (двадцатеричная).

-Есть интересная пальчиковая гимнастика. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Выполняем пальчиковую физкультминутку«2 веселые лягушки», «Человечек».

-Скажите, v-какая система счисления? (римская пятеричная) на руках показываю v

-x-система? (на руках показываю x).

Слайд 6

Славянская кириллическая десятеричная алфавитная.

Древнеиндийская.

Древнекитайская.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Известно несколько систем счисления, это лишь некоторые (древнеегипетская десятичная – иероглифы, древнегреческая алфавитная).

История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. Эта блестящая работа индийских математиков была воспринята и усовершенствована арабскими. Простые и удобные числа, правила сложения и вычитания сделали эту систему счисления особенно популярной.

5. История нуля.

-Какое самое необычное число вы бы выбрали? Почему?

Слайд 10

-0- сначала был лишь пробелом в тексте. Как записать 10, 60? В случае отсутствия какого-либо разряда индийцы ставили точку. Например, 501 они читали: пять, сунья (пусто), один. Изобретателем формы нуля можно считать великого греческого астронома Птолемея, так как в его текстах на месте знака пробела стоит греческая буква омикрон, очень напоминающая современный знак нуля.

6. Групповая работа. «Магические числа».

О каждом числе можно многое сказать.

-Предлагаю группам выбрать число. Его необходимо представить.

Слайд 11

Карточка:

1. Изобразить число, не называя его.

2. Вспомнить пословицы, поговорки, крылатые фразы, где есть это число.

3. Назвать родственные слова.

Работа групп (включить музыку)

Проверка работы групп.

Можно добавить к сказанному:

1 группа число 3:

Можно добавить: с 3 короба.

Обещанного 3 года ждут.

Плакать в 3 ручья.

Заблудиться в 3 соснах.

Не узнавай друга в 3 дня, узнавай в 3 года.

2 группа число 5:

Добавления: как свои 5 пальцев.

С пятого на десятое.

5 колесо в телеге.

3 группа число 7:

Добавить: 7 бед, один ответ.

На 7 небе.

Лук от 7 недуг.

За семью морями.

7 пядей во лбу.

Седьмая вода на киселе.

-А не кажется ли вам, что эти 3 числа необычны?

-Да, я бы назвала их магическими.

Слайд 12

Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказку о 3 поросятах, о 3 медведях, о 3 богатырях, и исполняемых желаний тоже 3. В древнем Вавилоне поклонялись 3 божествам: Солнцу, Луне и Венере. Наша жизнь символизируется треугольником: прошлое, настоящее и будущее.

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности согласятся и все современные школьники.

Большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в древнем Вавилоне были известны 7 планет. Возможно, магические свойства числа объединялись еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запах, вкус) через 7 «отверстий» в голове-2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот.

У вавилонян подземное царство окружено 7 стенами.

У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.

7 чудес света, 7 цветов у радуги.

Да, действительно, эти числа магические.

-У каждого человека есть свое любимое, магическое, счастливое число. Напишите его на цветке и посадите на нашу весеннюю поляну.

(желающие могут рассказать о том числе, которое выбрали)

7. Рефлексия деятельности.

Занятие пора нам завершить, а я у вас хочу спросить, что нового узнали вы? (во время нашего занятия мы узнали, как люди научились считать, рассмотрели некоторые системы счисления, познакомились с историей нуля).

– А осталось ли что-то неизведанное, непонятное?

– Узнали мы много, но много осталось и вопросов.

Слайд 13

Хотелось бы узнать, как с помощью древних цифр происходило представление дробей, исследовать каким образом в древности вели устный счет.

Слайд 14

Но это планы на будущее. Об этом нам ещё предстоит узнать.

Приложение:

пальчиковая гимнастика «Две весёлые лягушки»

Две веселые лягушки ни минуты не сидят,

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

«Человечек»

Идет по парте человек, переставляет ножки,

А если ножки смотрят вверх, то получились рожки.

Узнать историю возникновения арабских цифр

Цель: Узнать историю возникновения арабских цифр

Цель:Узнать историю возникновения арабских цифрОсновные задачи:Определить, как появились цифрыВыяснить, как считали древние люди, которые не знали цифр.Собрать информацию о цифрах других народовГипотеза :Углубить знания о математической науке.

Слайд 3

Первобытные люди не знали ни
скотоводства, ни земледелия. Они охотились на диких зверей, ловили рыбу,
собирали ягоды, грибы и орехи, выкапывали из земли съедобные корни.

Когда такой способ добычи стал
трудным, люди стали возделывать землю и приручать некоторых животных. А для
этого понадобились математические знания. Без подсчета дней трудно было
определять, когда надо засевать поля, когда начинать полив, когда ждать
потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков
зерна положено в амбары.

Слайд 4

И вот более 8 тысяч лет тому назад
древние пастухи стали делать из глины кружки – по одному на каждую овцу. Чтобы
узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по
кружку каждый раз, когда очередное животное заходило в загон. И только
убедившись, что овец вернулось столько же, сколько кружков он спокойно шел
спать. Но в его стаде были не только овцы. Поэтому пришлось из глины делать еще
и другие фигурки. А земледельцы для подсчета собранного урожая использовали
свои фигурки. Перекладывать каждый раз глиняные фигурки было утомительно.
Поэтому люди стали придумывать числам названия.

Слайд 5

Число – одно из
основных понятий математики, позволяющее выразить результаты счета или
измерения. Сначала они различали просто один или много предметов.

Прошли сотни лет, прежде чем
появилось число 2. Счет парами оказался очень удобен, и не случайно ещё недавно
в Австралии существовали племена, которые знали два числа: «урапун» – один,
«окоза» – два и умели считать до шести. Островитяне считали так: «окоза-урапун»
– три, «окозаокоза» – четыре, «окоза-окоза-урапун» – пять, «окоза-окоза-окоза»
– шесть.  О числах, начиная с 7, туземцы говорили «много». Наши предки,
наверняка, тоже начинали с этого. В некоторых сказках, поговорках, пословицах
число три обозначает много. Русская пословица говорит: «Обещанного три года
ждут», а в сказках героев отправляют «за тридевять земель, в тридесятое
царство», они сражаются с трехглавым змеем.

В других пословицах и поговорках,
например, «Семеро одного не ждут», «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя
без глазу», «Один с сошкой, семеро с ложкой» 7 тоже означало «много».

Слайд 6

Так люди начинали учиться считать,
пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. Значит, самой древней
и простой «счетной машиной» издавна были пальцы рук и ног.

Когда пальцы на одной руке
кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на
ноги. Поэтому, если в те времена ктото хвалился, что у него «две руки и одна
нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур.

С того далекого времени пошло это
выражение: «Знаю, как свои пять пальцев», т.е. «уметь считать».

Пальцы были первыми изображениями
чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь,
разгибаешь – вычитаешь.

Слайд 7

Запоминать
большие числа было трудно, и поэтому были другие «приспособления». Например,
разноцветные шнурки с завязанными на них узлами. Эти узелки назывались кипу. У некоторых богатеев
скапливалось по несколько метров этой веревочной «счетной книги», попробуй,
вспомни через год, что означают 4 узелочка на шнурочке! Поэтому того, кто
завязывал узелки, называли вспоминателем.

Веревочные
счеты с узелками были и в России. До сих пор иногда завязывают узелки на носовых
платках на память.

Засечки на
палочках применяли в торговых сделках. Палочки после окончания расчетов
разламывали пополам, одну половинку брал кредитор, а другую – должник.
Половинка играла роль «квитанции».  Знаете ли вы, что такое «калькулятор»?
Как произошло это слово?

«Калькулюс»
по-латински означает «камень». В древние времена, когда человек хотел показать,
сколькими животными он владел, он клал в большой мешок столько камешков,
сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков.

Слайд 8

Цифры –
условные знаки для обозначения чисел. Первыми записями чисел можно считать
зарубки на деревянных бирках или костях, а позднее – черточки. Но большие числа
так изображать неудобно.

И  люди изобрели особые символы,
названные цифрами. В разных странах и в разные времена это делалось
по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов.

Слайд 11

Так выглядели древние китайские
цифры.

У древних римлян были другие цифры.
Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на
циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно
рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два
пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня
да еще один палец.

Слайд 12

Индейцы майя ухитрялись писать любое
число, используя только точку, линию и кружочек.

Наши современные цифры пришли к нам
из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение
каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой”
форме.

Слово «цифра» тоже досталось нам от
арабов по наследству. Арабы нуль, или «пусто», называли «сифра». С тех пор и
появилось слово «цифра».

Правда, сейчас цифрами называются
все десять значков для записи  чисел,  которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4,
5, 6, 7, 8, 9.

Современное слово «нуль» появилось
гораздо позже, чем «цифра». Оно происходит от латинского слово «нулла» –
«никакая». Изобретение нуля считается одним из важнейших математических
открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало
прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать
любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.

Дидактическое обоснование: Математика 1 класс (1часть), автор учебника Л.Г.Петерсон, УМК «Перспектива».

Техническое обеспечение: Компьютер, проектор, рабочие листы с заданиями для учащихся, набор квадратов, набор кругов, плакат с прописной цифрой 7.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.

Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать знания о составе числа, умение писать цифру, повторить числовую последовательность в пределах 1-7;
  • складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.

Развивающие:

  • развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие:

  • воспитывать активность, интерес к уроку, уважение друг к другу, дисциплину.

Формы работы:

  • фронтальная
  • коллективная
  • самостоятельная
  • дифференцированная

Методы:

  • наглядный
  • диалог
  • беседа
  • практическая работа
  • самостоятельная работа

Планируемые результаты (предметные):

  • знать состав чисел 2-7;
  • уметь записывать и читать равенства;
  • составлять и читать неравенства;
  • соотносить число с цифрой;
  • писать цифру 7.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные УУД:

  • формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
  • уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы;
  • определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и понимать речь своих товарищей;
  • умение работать в парах, вести диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные УУД:

  • уметь осуществлять поиски, выделение необходимой информации;
  • применять методы информационного поиска, наблюдать и делать выводы.

Личностные:

  • формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
  • делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

– Встали ровненько. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою самую лучезарную улыбку. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение и такой позитивный настрой продлится на весь оставшийся день.

У:

Звенит звонок. Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка? Ручка? А тетрадка?

Д:

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Он пройдёт, конечно, впрок.

Постараюсь всё понять, чтобы правильно считать!

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

– А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача – определить, как называется сказка и кто главный герой сказки. (Сказка В.П.Катаева «Цветик-семицветик)

– А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик»? (Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков.)

– Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.

– На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.

– Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, какое задание приготовил нам первый лепесток.

– Математическая разминка. Устный счёт.

Устный счёт

– Посчитайте до 10 и обратно

– Назовите число, следующее за числом 3

– Назовите число, предшествующее числу 2

Задачи в стихах.

– На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

У кого ответ готов:

Сколько стало всех щенков? (2)

– Молодцы, ребята! Справились с 1 заданием.

– Давайте оторвём второй лепесток и посмотрим задание.

– Поработай в парах.

Работа в парах

  1. Зачеркни лишнюю цифру.
  2. Соотнеси количество точек с цифрой.

– Давайте проверим, все ли ребята справились с этим заданием.

– Молодцы! И это задание мы преодолели. Отрываем третий лепесток.

– Отгадай загадки.

– А кто знает, сколько цветов у радуги? (7) Кто может их назвать?

– Верно. Молодцы.

– Отгадаем ещё одну загадку.

Братьев этих ровно семь

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний

Появляется передний. (Дни недели)

– Кто может перечислить по порядку дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)

– А сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней)

– Молодцы, ребята! Отрываем четвёртый лепесток.

– Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания.

Урок для 1 класса из истории цифр

(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» )

– Как вы ее понимаете? (Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, то есть семь раз все проверить.)

– Ребята, какое число вы слышали сегодня чаще всего? (7)

– Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (7)

– Кто готов назвать тему урока? (Тема нашего урока – Число 7. Цифра 7)

– А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!

(На доске листы с незаконченными предложениями)

Сегодня на уроке мы познакомимся… (с числом и цифрой 7)

Мы научимся писать… (цифру 7)

– Вот как раз задание пятого лепесточка назвать тему и цель нашего урока. С чем мы с вами превосходно справились.

Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Историческая справка

– Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове (посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало – ВСЁ.

– Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу.

– 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 дней недели, 7 цветов радуги, созвездие Большой Медведицы состоит из 7 звёзд, 7 чудес света в Древней Греции. Кому это интересно, можете почитать в энциклопедиях и в Интернете), а потом нам рассказать.

– А где ещё встречается число 7? (в сказках, пословицах, у первоклассников: нам сейчас 7 лет)

Пословицы: “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один – отрежь”, “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”. (Чтение уч-ся с экрана)

Сказки: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик». (демонстрация книг)

7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация)

Физминутка

Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)

Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)

Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки.)

Два – изящно покружилась, (Покружились на месте.)

Три – нагнулась и присела, (Присели.)

На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз.)

У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)

Над водою закружилась. (Присели.)

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Столько же ногами топнем.

Мы за парты снова сядем

Как сидеть мы всем покажем!

Работа по числовому ряду.

– Что вы можете сказать о числе 7? (число следует за числом 6 при счёте)

– Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)

– Давайте посчитаем до 7 и обратно.

– Назовите число, предшествующее числу 7.

– Назовите число, следующее за числом 7.

– Назовите соседей числа 7.

– Число 7 обозначается и записывается цифрой 7.

– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)

Вот семёрка – кочерга,

У неё одна нога.

Семь – точно острая коса,

Коси, коса, пока остра.

Письмо цифры 7

– Ребята, из каких элементов состоит цифра 7? ( Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной линии, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.)

– Отрываем шестой лепесток нашего цветика-семицветика, читаем задание: научиться писать цифру 7.

– Давайте научимся её писать.

(Работа по учебнику)

– Откройте учебник на странице 3. Самое нижнее задание.

– Внимательно смотрим и слушаем:

Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.

– Посмотрите ещё раз, как напишет цифру 7 наш карандаш.

– Проследите глазками за моей указкой, я ещё раз покажу написание цифры 7, поставьте руку на локоток, обведите карандашом в воздухе.

– Попробуйте обратной стороной карандаша обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке, начиная от красной звёздочки.

– А теперь пробуем написать самостоятельно.

Физминутка: «Мы писали…»

Работа над составом числа. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.

– И последний седьмой лепесток отрываем нашего цветика-семицветика, читаем задание: отработать состав числа 7.

– Ребята, попробуйте сами определить состав числа 7. Посмотрите на №1 с.2.

– Из каких двух “частей” можно получить “целое” 7?

– Какие это будут слагаемые?

– Посмотрите, ребята. Что изображено на доске и у вас в учебнике?

– Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6, 1.)

– Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.)

– Объясните другие равенства?

– Если сложить части в другом порядке, поменять их местами, то все равно получим весь отрезок 7: 1+6 =7

– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1

– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6

– Аналогично, ребята, работаем со вторым и третьим столбиком.

Итог урока. Рефлексия

– Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7. Научиться писать цифру 7.)

– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да)

– Расскажите все, что вы узнали о числе 7? (мы узнали состав числа 7, узнали какое число стоит после цифры 7, узнали какое число стоит перед цифрой 7, узнали, где встречается цифра 7: в пословицах, в сказках)

– Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?

(Цветик-семицветик)

– У вас на столах лежат цветики-семицветики. Но серединка у них белая. Ваша задача раскрасить серединку цветка и сразу оценить свою работу. Раскрашивать серединку вы будете так:

Если вы отлично поработали, со всеми заданиями легко справились – раскрашиваете жёлтым цветом, если были небольшие трудности – оранжевым цветом, если на уроке вам было трудно, вы ничего не поняли – раскрасьте зелёным цветом.

– Как только закончите раскрашивать, выходите к доске и прикрепите свой цветочек на доску.

– Что значит выражение «На седьмом небе»? (означает высшую степень радости, счастья) Вы подарили радость и тепло хорошей работой.

– Я думаю, что у нас у всех отличное настроение. Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Вы – большие молодцы, показали отличные знания, замечательно поработали. Огромное вам спасибо.

«Урок цифры» предлагает погрузиться в увлекательную визуальную новеллу-комикс, сюжет которой строится вокруг исследования кибератаки, совершенной на банк. Сюжет истории основан на реальных событиях, которые происходили в разных странах мира!

Главный герой — кибердетектив Мидори Кума помогает исследовать случившийся инцидент. Попутно он рассказывает про работу специалистов по информационной безопасности, учит отличать фишинговые письма от обычных, объясняет, почему важно обновлять программное обеспечение.

Урок можно пройти самостоятельно. Сначала посмотри видеолекцию, потом перейди к выполнению тренажера.

После выполнения тренажера можно получить сертификат о прохождении урока!

Посмотри видеолекцию

Урок для 1 класса из истории цифр

`

Как исследовать кибератаки?

Эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности Дмитрий Галов расскажет, как специалистам по информационной безопасности удается обнаруживать кибератаки, исследовать их и понять, кто за ними стоит. Будет интересно? Конечно, скорее включай видеолекцию!

Попробуй свои силы в тренажере

Уровень для начинающих исследователей

Пройти

Уровень для опытных специалистов

Пройти

Уровень для закаленных профессионалов

Пройти

Логотип партнера

Хочешь узнать больше о кибербезопасности, научиться распознавать фишинговые сайты, создавать по-настоящему надежные пароли, защитить все свои аккаунты и данные от кражи и многое другое? Погружайся в мир безопасности с «Лабораторией Касперского».

Внешняя ссылка

В IT-лабораториях по всему миру ведутся разработки искусственного интеллекта для самых разных сфер жизни, в том числе для работы с большими объемами данных. Например, с музыкой.

Главная сложность в том, что компьютер должен услышать песню, узнать её и предложить другие, исходя из твоих музыкальных интересов в режиме реального времени, то есть в течении нескольких секунд. А значит, простые алгоритмы уже давно ушли в прошлое, уступая место самым прогрессивным и интересным решениям. И, как продолжение IT-инноваций в музыке, — это самостоятельное «сочинение». Но как запрограммировать творчество?

На уроке вы познакомитесь со специалистом IT-лаборатории и группой стажеров, задача которых — научить Робота слышать песни и  узнавать их, а на основе полученных данных находить для пользователей те музыкальные композиции, которые им, скорее всего, понравятся.

А самым увлеченным доступен бонус — понять, как искусственный интеллект генерирует музыку, и испытать свои силы в сочинении небольшой мелодии.

Посмотри видеолекцию

Урок для 1 класса из истории цифр

`

Как связана музыка и искусственный интеллект?

Музыка — это эмоции, творчество и свобода. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математика и четкая структура. Что же их связывает?
Егор Филиппов, менеджер проектов Яндекс.Музыки, и Анастасия Тмур, продюсер образовательных проектов в Академии Яндекса, смогут вас удивить: эти, казалось бы, несовместимые сферы не только удачно дополняют, но и совершенствуют друг друга. И, конечно же, расскажут, что еще может сделать современный искусственный интеллект, если ты позволишь ему узнать твои музыкальные интересы.

Скачать видео

Попробуй свои силы в тренажере

Уровень для начинающих испытателей

Пройти

Уровень для опытных специалистов

Пройти

Уровень для закаленных профессионалов

Пройти

Логотип партнера

Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в Интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создает команда талантливых математиков и программистов. Проект реализуется в рамках «Образовательной инициативы Яндекса».

Внешняя ссылка

1. Бовсуновская Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

  •  Литературная гостиная по творчеству М.И. Цветаевой «Если душа родилась крылатой…» (с использованием ИКТ)(скачать)

  • Урок литературы по произведению В.М.Гаршина «Attalea princeps» (скачать)

  • Конспект интегрированного урока литературы и истории в 6 классе «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…» (По повести В. Кондратьева «Сашка») (урок-размышление) (скачать)

2. Кашуба Светлана Дмитриевна, учитель математики МБОУ “Сийская СОШ № 116” СП “Сылогская ОШ” (первая квалификационная категория)

  • разработка внеурочного мероприятия   “КВН Ассорти”  (скачать)

3. Сумкина Елена Георгиевна, учитель географии МБОУ “Сийская СОШ № 116” СП “Сылогская ОШ” (первая квалификационная категория)

  •  разработки мероприятий “В мир природы” (скачать)

  •  “Путешествие вокруг Земли” (скачать)

4. Струсевич Галина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ “Сийская СОШ № 116” СП “Сылогская ОШ” (первая квалификационная категория)

  • открытый урок математики в 3 классе (разработка урока+презентация) (скачать)

5. Сумкина Елена Георгиевна

  •  План проведения предметной недели по географии (скачать)

6. Земцовская М. А., учитель начальных классов (высшая квалификационная категория):

  •    Урок литературного чтения (3 класс) “Какая бывает роса на траве?” (скачать)

  •   Урок литературного чтения (3 класс), обобщающий урок “Собирай по ягодке – наберешь кузовок” (скачать)

  • Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы. Презентация (скачать)

  • Формирование познавательных УУД на уроках русского  языка в начальной школе средствами проблемного обучения. Из опыта работы (скачать)

  • Занятие по программе “Воспитание на социокультурном опыте” по теме “Родной очаг” (2 кл.) (скачать)

  • Конспект открытого урока по курсу ОРКСЭ по теме “Заповеди” (4 кл.) (скачать)

  • Конспект занятия в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», модуль «Две недели в лагере здоровья» по теме “Наше питание в разное время года” (скачать)

  • Урок русского языка по теме “Употребление заглавной буквы в словах” (2 кл.) (скачать)

7. Копосова Н.Д., Козьмина Т.А.

  • Всероссийский экологический урок “Сделаем вместе” (скачать)

8. Абиди И.И.

  •  Статья «Преподавание иностранного языка в объединённых классах в среднем звене» (скачать)

  • Урок английского языка по теме “Мой дом” ( 4 класс)  (скачать)

  • Программа кружка по английскому языку  (скачать)

  • Презентация “8 марта уже на носу”  (скачать)

9. Мачнева Л. М., учитель начальных классов (первая квалификационная категория):

  •  Классный час (2 класс) “Твое здоровье – в твоих руках” (скачать)

  •  Сценарий внеклассного мероприятия “По дорогам сказок” (скачать)

  •  Урок математики (1 класс) “Сложение однозначных чисел с переходом через десяток” (урок-игра) (скачать)

10. Пушкова Т.В., учитель математики

  • Классный час по теме “Каждый сам является хозяином своего жизненного пути (Выбор моей профессии)” в 9 классе (скачать)

11. Чеснокова Н.В., учитель начальных классов

  • Проектная задача по русскому языку для учащихся 2 класса на тему «Однокоренные слова» (скачать)

  • Технология работы с текстом в начальной школе (технология формирования правильной читательской деятельности) (скачать)

12. Бойчук А.Н., преподаватель-организатор ОБЖ

  • “Полиатлон для начинающих” (Программа внеурочной деятельности) (скачать)

13. Черных Н.А., учитель начальных классов

  • Методическаяразработка занятия “Разгопор о правильном питании” (скачать)

  • Презентация (скачать)

14. Озерова А.В., учитель ИЗО, технологии

  • Оценка метапредметных результатов учебного предмета

14. Пушкова Т.В., учитель математики

  •   Разработка урока “Умножение многочлена на многочлен” 7 класс Скачать.

    Презентация к уроку. Скачать.

15. Некрасова А.Н., воспитатель

  • «Особенности  реализации курса Социокультурные истоки в условиях детского сада» «Верность родной земле» «Защитники Отечества »

16. Родионова М.В., учитель математики

Внеклассное мероприятие: 120 лет С.А.Есенину.

    Сценарий. Скачать. Приложение (Презентация+аудио+видео) Скачать.

17. Арсентьева С.С., воспитатель

       Квест – игра по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики» Скачать.  

          Квест – игра для родителей  «Мы – финансовые грамотеи» Скачать.

Учитель просит проходить тесты на ресурсе «Урок цифры»

Вы спрашиваете — «Мел» отвечает

Современные учителя располагают огромным арсеналом инструментов и технологий для обучения детей — и нередко эти инструменты ставят в тупик не только школьников, но и родителей. Например, сложные задания на сторонних ресурсах — обязательно ли их проходить? Разбираемся вместе с Департаментом образования и науки города Москвы.

Вопрос. Раза три-четыре в год учитель направляет в родительский чат ссылку на прохождение квеста/теста на сайте «Урок цифры» и пишет, что за это будет выставлена оценка (буквально: «Кому хочется начать новую четверть с пятерки по математике, проходим тест» + ссылка). Все бы ничего, но информация в этих «Уроках цифры» касается искусственного интеллекта, big data, последний вот про квантовые компьютеры. В 1-м и 2-м классе это сложно не только детям, но и родителям. Подлежат ли эти квесты обязательному выполнению с выставлением оценки по дисциплине «математика»? И что будет, если их не проходить?

Ответ. «Урок цифры» — это всероссийский образовательный проект в сфере информационных технологий. Он направлен на развитие цифровых компетенций и раннюю профориентацию школьников 1–11-х классов. Уроки помогают детям сориентироваться в мире профессий, связанных с технологиями и программированием, узнать что-то новое и закрепить уже имеющиеся знания. Каждый урок состоит из видеоматериалов, которые содержат теоретическую часть. Ознакомившись с этой информацией, ребята могут приступать к прохождению интерактивных тренажеров. То есть после теоретического этапа дети должны быть знакомы со всей информацией, необходимой для успешного прохождения теста.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в осуществлении образовательной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов, приёме на работу работников и т. п. Таким образом, каждая школа сама разрабатывает и утверждает образовательную программу, определяет порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Другими словами, именно в вашей школе тесты с сайта «Урок цифры» могут быть обязательными и выставление оценок за них регламентировано локальной образовательной программой. Всё это вы можете уточнить в администрации вашей образовательной организации.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Изображение на обложке: MalikNalik / shutterstock / fotodom

Про урокцифры:  ЦЕЛЬ УРОКОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *