УРОК МАТЕМАТИКИ ЧИСЛА И ЦИФРЫ ПЛАН УРОКА МАТЕМАТИКИ 1 КЛАСС ПО ТЕМЕ

Тема: Много. Один. Число и цифра 1.

Прозвенел звонок весёлый.

Стал учитель у доски.

Мы урок начать готовы.

     Мы теперь — ученики.            Е.

2. Актуализация знаний.

– В некотором царстве, в некотором государстве жили-были числа. Каждое число жило само по себе. Не было у них никакого порядка. Поэтому числа ссорились между собой. Но однажды в царстве появился Добрый Волшебник. Он решил навести порядок. Поставить числа в порядке возрастания: 3,5,7,9. Потом Волшебник встретил числа: 2,6,4. Оказалась, числа можно построить так, чтобы каждое следующее было больше предыдущего на единицу.

Что должно было получиться?

Вдруг из домика выскочил бублик:

– Возьмите меня в свой ряд!

– Как тебя зовут? – спросил Волшебник.

– Нолик,- ответил  бублик.

Что ты умеешь? – продолжил Волшебник.

– Я многое умею. Я могу дружить со всеми числами и знаю,  как любое число сделать большим-пребольшим, — похвастался Нолик.

– Раз ты умеешь делать такие чудеса, мы поставим тебя самым первым, – обрадовал его Волшебник.

Чисел стало на одно больше. Ряд получился такой: 0,2,3,4,5,6,7,8,9.

Вдруг числа услышали чей-то плач. Как вы думаете, кто мог плакать?

Конечно же, число один.

Вот один иль единица.

Очень тонкая, как спица.

Похожа единица на крючок,

А может на обломанный сучок

– Где должно стоять число один? (Верно, после ноля)

     – Вот и пришли  числа к согласию. У каждого есть своё достойное место.

2) Устный счёт

– Сегодня, ребята, Добрый Волшебник поможет нам путешествовать по стране Математика.

– Давайте посмотрим, что он нам приготовил?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

– Сколько карточек?

– Какое число первое? (0)

– Какое число последнее?

– Какое число стоит за числом 1?

– Назовите число, следующее за числом 2.

– Давайте посчитаем вместе. (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)

– Сколько точек на пятой карточке?

– Какое число предшествует числу 3?

– Назовите соседей числа 7. (6 и 8)

Дима слив в саду нарвал

И ребят он угощал:

Одну сливу дал Наташе,

Одну – Лене, одну –  Саше.

Две осталось у него.

Сколько было слив всего?

– Росли две вербы, на каждой вербе – по две ветки. На каждой ветке – по две груши. Сколько  всего груш?

– Ни одной, так как на вербе груши не растут.

– Молодцы! Вы хорошо справились.

3) Подготовка к восприятию нового материала

– Миша взял с собой Дашу и они отправились в лес за грибами.

– Даша собрала полную корзину грибов, а Миша один.

– Сколько грибов нашёл Миша? (Правильно, один)

– Сколько грибов нашла Даша? (Конечно же, много)

– Назовите фигуры, которые появляются.

– Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник.

– Сколько всего фигур? (четыре)

– Как можно сказать по-другому? (Много)

– Убираем 1 прямоугольник. Сколько осталось? (три)

– Убираем 1 квадрат. Сколько фигур осталось? (две)

– Убираем 1 круг. Сколько осталось фигур? (Один треугольник)

– Сегодня у нас необычный урок. Он будет посвящён жителю страны Математика – числу и цифре один.

– Мы будем вспоминать всё, что связано с единицей, будем считать, решать примеры и задачи, узнавать новое и помогать друг другу.

4) Формирование знаний

Тонкая, как спица,

От неё ведётся счёт,

И за это ей почёт.

Что же уместиться

Может— целый шар земной,

Он один у нас с тобой.         В. Орлов

– В чём разница между цифрой 1 и числом 1?

– Число  считаем  и  слышим, цифру пишем и  видим. Число  на бумаге  записывается  цифрой.

– Назовите соседей числа 1.

– Верно. 0 и 2

Особым почитанием были окружены числа в Древней Греции. Философ и математик Пифагор утверждал, что «числа правят миром». Числа, считал он, несут с собой добро и зло, счастье и несчастье. Единица почиталась особо и была символом славы и могущества. Она означает человека активного, смелого,  храброго. Единицу относят к  именам: Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илья, Слава.

Вам повезло, ребята, хорошее и счастливое у вас число.

– Число один показать можно по-разному. Кто-то сказал, что можно показать одну палочку – это похоже на римскую цифру один. Такую цифру можно встретить в книгах для обозначения глав. В жизни чаще используют арабскую цифру 1.

– Где можно встретить такое обозначение?

– Такое обозначение мы можем встретить в номере квартиры, дома, номере маршрута на автобусе, на гире, на пакете молока, на часах, на линейке, на календаре.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

– Посмотрите на цифру 1. На что она похожа?

– Попробуйте выложить при помощи палочек, ниточки и геометрического материала цифру 1.

– Посмотрите, что получилось на экране.

-Это мы изобразили печатную цифру 1, а есть ещё прописная. Сейчас мы поучимся её писать. Но прежде чем писать вспомним правило посадки.

Я тетрадочку открою,

Я от вас, друзья, не скрою –

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

– Цифра 1 состоит из 2-х элементов: две наклонные палочки, малая и большая.

– Начинаем писать малую наклонную палочку с середины клетки и ведём её в верхний правый угол. Затем пишем большую наклонную палочку от верхнего правого угла до середины нижней стороны клетки.

Прописываем два раза. Затем ещё три раза.

3. Закрепление знаний

– Давайте продолжим свою работу. Добрый Волшебник хочет познакомить вас с ещё одним правилом математики.  1 –  волшебница. Оказывается, если к любому названому числу прибавить единицу, то получится последующее число. Если из любого названого числа вычесть единицу, то получится предшествующее число. Проверим это правило?

И ещё одну нашла.

ДВОЙКА С ЕДИНИЦЕЮ

Поглядите, что за птица

ЕДИНИЦА, как стрела,

Мигом ТРОЙКУ догнала.

Выстрел меткий, точно в тире.

Цифра сильная – ЧЕТЫРЕ,

Выжимать умеет гири,

Поднимает целый пуд,

А ЕДИНИЧКА тут как тут:

– ЧЕТВЁРКА, я с тобой дружу.

Хочешь, фокус покажу?

ЕДИНИЧКА её хвать!

ПЯТЬ у звёздочки концов.

ПЯТЬ в скворечнике птенцов.

Вдруг примчалась ЕДИНИЦА,

Вот ШЕСТЁРКА в дом стучится,

Дверь открыла ЕДИНИЦА:

– Проходите, проходите!

Ой, ребята, поглядите!

Ведь ШЕСТЁРКИ нет теперь,

– Что с тобою, цифра СЕМЬ,

Что сгорбилась совсем?

– Единицу я ищу,

Цифра ВОСЕМЬ – два колечка –

Выбегает на крылечко.

Зацепилась за палку.

И упала, и пропала?

По тетрадке, как лошадка,

Скачет весело ДЕВЯТКА.

ЕДИНИЧКУ к ней приделать –

Будет палка и кружок.

Молодчина ты, дружок!   О. Горемыкина

Добрый Волшебник  предлагает отдохнуть.

В стране фигур. 

– Назовите фигуры.  

– Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг.

– Сколько квадратов? (один)

– Сколько треугольников? (один)

– Сколько прямоугольников? (один)

– Сколько кругов? (один)

– Назовите предмет, который нарисован из данных фигур. ( Правильно, это скворечник).

 Игра « Отыщи»

– Какие единичные предметы нас окружают?

 ли предметы на слайде изображены по одному

– Конечно, все предметы изображены по одному, кроме цветов, которых на слайде два.

– Назовите предметы вокруг нас, которых много.

– Проверьте на слайде количество предметов.

– Верно. Бабочка на слайде одна, а остальных предметов много.

 – Какое слово спряталось?

Буква с начала и буква с конца.

В целом  – леса, горы, равнины,

К  целому полны любовью сердца. 

 Это слово Р

– Добрый Волшебник благодарит вас за интересный урок.

– Вы теперь знаете, что число 1 мы слышим и произносим, а цифру 1 мы пишем и видим. В правой  руке у Волшебника прописная цифра, а в левой  печатная. Правда, ребята?

– Он предлагает  последнее задание.

Пословица «И один в поле воин».

– Как вы её понимаете?  

– Каждый способен на великие дела.

– Дело в том, что любой человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, наша школа, страна. По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.

Знаменитый математик Пифагор не случайно приписывал числу один великую силу. Он считал, что число один символизирует единство.

– Вот пришла пора прощаться с Добрым Волшебником. Давайте подарим ему свои улыбки.

Вместо паузы 5 секунд – ПАУЗА В ВИДЕО

Тертычная Галина Викторовна

урок первичного предъявления новых знаний

Понятия «числа» и «цифры».

Автор статьи: Белозерова Надежда Николаевна – учитель ГБОУ Школа №1269 ВАО города Москвы.

Очень часто в разговорной речи даже взрослые люди путают математические понятия «цифра» и «число». Где же корни этой ошибки? И так ли важно научить детей правильно оперировать этими терминами?

Уже в раннем возрасте ребенок пытается называть номера домов, автобусов, квартир, числа на циферблате часов, начинает считать. При этом информацию о счете, цифрах и числах он получает, как правило, от окружающих  людей, которые не задумываются о правильной терминологии. Счет начинают не с числа «один», а с «числа» – «раз».  Такие понятия, как «цифра» и «число», многие люди, которые «учат», не дифференцируют совсем, подменяют одно – другим.  Даже средства массовой информации по данному вопросу вкладывают в умы людей неправильную информацию  («получилась солидная  цифра»,  «цифра сто двадцать пять», «а теперь сопоставим полученные многозначные цифры»). Придя в школу, ребенок данной информацией оперирует произвольно, и учителю начальных классов нужно немало потрудиться, чтобы привести в порядок заложенные окружающими «знания».

Знакомство с понятиями «цифра» и «число» идет в первом классе параллельно. Дети, знакомясь с числами и рядом натуральных чисел, учатся считать и обозначать их на письме  с помощью знаков-цифр. Вводить понятие «цифра» можно проводя аналогию со знаками-буквами и знаками-нотами, поясняя детям, что каждая наука (например, лингвистика) и даже некоторые виды искусства (например, музыка) используют свои значки для записи. Чем больше число, слово, чем длиннее музыкальная фраза, тем больше значков для записи нужно. Уже в первом классе можно рассказать детям о том, что числа разные народы записывают с помощью различных знаков (например,  римские цифры и числа, арабские цифры и числа).

Нельзя не сказать об объективных трудностях, с которыми встретятся учителя при ознакомлении детей с числами первого десятка, эти трудности обусловлены совпадением названий первых девяти чисел с цифрами. Так учитель может сказать: «Запишите, дети, число 7», а может сказать: «Запишите цифру 7». Ошибки не будет. Если же речь пойдет о многозначных числах, то термин «цифра» рядом с многозначным числом употреблять нельзя.

Все математические числа мы расставляем на уроках в числовой ряд. Принцип построения натурального ряда объясняется сразу после знакомства с числом «два»: каждое следующее число на один больше предыдущего, прибавляя единицу, получаем последующее число, вычитая один, получаем предыдущее число. Для этого учителя используют разные наглядные пособия (например, числовую линейку). Подбирают разные задания и в устной работе (например, назови предыдущее, последующее число для данного и т. д.), и в письменной (запиши ряд чисел от 3 до 8).

Интересным, на наш взгляд, для усвоения числового ряда, может стать задание с «марсианскими цифрами»:

«марсианское число один записывается также  как и русское число один, с помощью  цифры 1, знаки действий в математических выражениях такие же, как в наших выражениях»;

Дан марсианский числовой ряд: ∞,∑,∩,⌂,□

Запиши, посчитай марсианские примеры и объясни свой ответ:

∞+1=     (Ответ:  ∑)

∩+1=     (Ответ: ⌂)

⌂+1=     (Ответ: □)

□-1=       (Ответ: ⌂ )

∑-1=       (Ответ: ∞ )

Объяснение: прибавляя один,  мы получаем последующее число в ряду, вычитая один, получаем предыдущее число в числовом ряду.

 В записи однозначных чисел, и это надо подчеркивать постоянно, мы используем один значок-цифру, а  в записи числа 10 – две цифры. Закономерны тут вопросы: назови самое маленькое однозначное число, самое большое однозначное число. Сколько цифр использовали для их записи? Назови самое маленькое двузначное число, самое большое двузначное число, сколько всего цифр использовано в их записи, сколько различных цифр использовано в их записи и т.д. При работе с двузначными числами обязательно нужно включать следующие задания:

1. Запиши все возможные двузначные числа, используя цифры 2и5 (22, 25, 52, 55). Что обозначает каждая цифра в записи этих двузначных чисел?

2. Назови и запиши все двузначные числа, в записи которых использованы одинаковые цифры, расположи их в порядке возрастания. (11,22,33,44,55,66,77,88,99)

3. Запиши числа, в которых число десятков на 1 больше числа единиц, расположи их в порядке убывания. (98,87,76,65,54,43,32,21)

4. Что обозначает цифра 5 в записи чисел 45(5 разрядных единиц), 58 (5 разрядных десятков)?

5. Запиши все двузначные числа от 30 до 40 в порядке возрастания, в которых число десятков меньше числа единиц. (34,35,36,37,38,39)

6. Запиши числа 35,47, 88 в виде суммы разрядных слагаемых. (35=3д.+5ед.; 47=4д.+7ед.; 88=8дес.+8ед.)

7. Запишите числа 21, 7, 43, 84, 95, 37 в порядке возрастания. Подчеркните третью цифру в ряду справа.

Такие задания мало того, что помогут уяснить понятия «цифра» и «число», но и помогут подготовить детей к изучению темы «Нумерация многозначных чисел».

 В теме «Нумерация многозначных чисел» одна из задач – усвоение понятий «класса» и «разряда», а значит,  у детей должно прийти понимание поместного значения цифры. Поэтому учителя могут предлагать задания такого вида:

Дано число: 300232.

– Сколько всего цифр использовано в записи данного числа? (Шесть)

-Сколько различных цифр использовано в записи числа? (Три)

-Есть ли в записи числа одинаковые цифры? (Да)

-Сколько раз каждая из них встретилась? (По два)

-Что обозначает каждая из них? (На первом месте справа цифра 2 обозначает единицы, на третьем месте справа – сотни; на втором месте справа цифра три обозначает десятки, на шестом – сотни класса тысяч; цифра 0 – отсутствие разряда единиц и десятков в классе тысяч).

На первом этапе такая работа проводится фронтально со всем классом, а позже детям интересно работать с многозначными числами в парах, при этом оформить результаты такой работы они могут и в тетради, и, работая с таблицей в программе Open Оffis, на компьютере. Вот пример такой таблицы:

Понятие «цифра» нужно не только когда изучается тема «Нумерация», но и в программе второго, третьего и четвертого  класса с этим термином мы сталкиваемся при ознакомлении с приемами письменного счета. Тогда учитель объясняет детям, что при записи в столбик разряды подписываются под одноименными разрядами, и вычисления ведутся с единиц (при сложении, вычитании и умножении). При делении в столбик очень часто приходится искать в частном пробную цифру, т.к. деление ведется поэтапно с разбиванием делимого на неполные делимые и проверкой действием умножения каждой из подобранных цифр частного.

        Таким образом, мы видим, что проблема правильного употребления терминов «цифра» и «число» довольно сложная, а что самое главное, она должна быть решена для того, чтобы другие темы курса математики были усвоены полноценно и правильно.

        В заключение хочется отметить, что такой, казалось бы, незначительный вопрос, как понятие «цифра» и «число», дает большие возможности для развития грамотной математической речи, для прочного и сознательного усвоения многих тем математики в начальных классах. Кроме того, можно, используя богатейший материал, в том числе и литературный, построить целый ряд занятий во внеурочной деятельности по теме «Как появились цифры у разных народов?», «Различные системы счисления» и т.п.

Про урокцифры:  УРОК ИСПАНСКОГО АЛФАВИТА ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *