Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Уровень для закаленных профессионалов
Пройти
Яндекс — интернет-компания, которая развивает самую популярную в России поисковую систему и интернет-портал. У Яндекса есть сервисы для решения самых разных задач: с их помощью люди ищут информацию в Интернете, слушают музыку, выбирают товары и услуги, учатся и делают многое другое. В основе сервисов Яндекса лежат сложные трудновоспроизводимые технологии, которые создает команда талантливых математиков и программистов. Проект реализуется в рамках «Образовательной инициативы Яндекса».
Конспект урока по рассказу Бунина «Цифры»
Конспект урока по рассказу И.А. Бунина “ Цифры ”
Какая мука наше писательское ремесло.
А какая мука найти звук, мелодию рассказа — мелодию,
которой определяется всё последующее.
На самом же деле, обладая большим талантом, он с удивительной способностью умел выражать то, что волновало его, тревожило героев его книг и, конечно же, нас, его читателей.
Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит к себе, притягивает, заставляет думать и размышлять, вновь и вновь возвращаться к бунинским строкам.
Давайте и мы сегодня на уроке побываем в творческой лаборатории писателя и на примере его рассказа « Цифры » попытаемся выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица, попробуем разобраться в сложных и противоречивых отношениях между повествователем и героем-ребёнком. (Учитель обращает внимание детей на записанные на доске вопросы-задачи.)
— Чем необычен этот рассказ?
(Повествование в нём ведётся от первого лица, то есть от лица героя-повествователя.)
— По какой схеме строится повествование?
Чтобы ответить на этот вопрос, подберите местоимения: герой-повествователь (я) и мальчик (ты). (Повествование строится по схеме “я — ты”, то есть отражает субъектно-субъектные отношения)
— Какую цель преследует при этом автор? (Для него важно то, что происходит в душе повествователя и мальчика)
— Каким термином в литературе мы называем углублённое изображение психических, душевных переживаний? (Психологизм)
— О чём этот рассказ? (О ссоре. Конфликте)
— Только ли внешняя сторона конфликта интересует писателя? (Нет, его интересует психологическая сторона, то есть внутренний конфликт: не просто изображение состояния взрослого и ребёнка, а взаимопонимания одной души другой.)
— Какова, по-вашему, главная ценность в человеческих отношениях? (Взаимопонимание.)
— Всегда ли люди способны понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? (Учащиеся активно обсуждают проблему, приходят к выводу, что прийти к взаимопониманию бывает очень сложно, особенно страдают при этом дети, ведь взрослые порой совершают непростительные ошибки…)
— Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми? (Да, это называется покаянием.)
— Почему ситуация ссоры дяди с племянником трижды повторяется в рассказе, каждый раз по-новому высвечивая характер конфликта и его суть?
Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм. с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть, распределите семь частей (глав) в соответствии с завязкой, кульминацией, развязкой.
(В ходе работы и появляется следующая запись.)
Просьба мальчика показать ему цифры после происшедшей ссоры.
— Обратите внимание, что слово “помнишь ли” связывает конец и начало рассказа. Какую цель преследует автор?
Ссора в обобщённом виде
Где, когда, с кем, почему произошёл случай?
(Взгляд в прошлое — ретроспектива.)
Глава 1 + лирическое отступление
Какой след оставил случай?
Чему научил? (Осмысление прошлого.)
(Слово соединяет эпизод, разорванный основным повествованием: мальчик после ссоры просит прощения и умоляет показать ему цифры, которые для него — заветная мечта.)
— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой главе. (“Это была слишком крупная ссора”.)
— Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста. Как можно назвать эти строки? (Лирическим отступлением.)
— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он заключается? (Мальчик не согласен ждать исполнения своей мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)
— А внутренний? (Он в душе взрослого героя: понимая сердцем состояние мальчика, дядя поступает так, как требуют правила воспитания, проявляя при этом твёрдость.)
— Подтвердите эту мысль цитатой из текста. (“Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех — лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей”.)
— Какова позиция всех взрослых? (Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт развивается в 3-й главе.)
— Для самого героя-повествователя “только тут-то и начинается история”. Почему? (Для героя происходит самое страшное: “Я весь похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск злобы, бешенства, гнева, ненависти.)
— Как изображено состояние мальчика в 4-й главе: как каприз или настоящее горе? Иронически или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю ребёнка? (Нет, он откликается на горе и понимает состояние мальчика: “Ты до изнеможения упивался своим детским горем, с которым не сравнится, может быть, ни одно человеческое горе…”)
— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы вы озаглавили эту главу? (Все забыли о тебе.)
— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что заставляет мальчика пойти на примирение? И какова цена примирения? (Мечта о тех же цифрах заставляет пойти на примирение ценой смирения: “И ты смирился… Самолюбие твоё было сломлено”. Вот в каком состоянии подходит мальчик к дяде просить прощения. И рассказ вернулся к началу, к отправной точке.)
— Преодолён ли внутренний конфликт в последней, 7-й главе? (Да, преодолён, в душу снова возвращаются любовь и нежность — ценой детского смирения, детской сердечной чистоты и открытости.)
— Какие главные выводы мы можем сделать?
Учитель помогает детям сформулировать выводы и записать их в тетрадь. В результате совместной работы появляется следующая запись:
Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику (субъектно-субъектные отношения) подчёркивает внимание и любовь к нему со стороны взрослого, осмыслившего ссору как драму и сохранившего в себе живую душу.
Источник
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок с элементами мастерской «Арифметика чувств» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)
Разделы: Литература
Оформление урока:
На доске – коллаж «В мастерской художника слова», состоящий из портрета И.Бунина, иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций, сделанных самими учащимися; словарик литературоведческих терминов и «психологической лексики». На столах учащихся – словари: «Толковый словарь русского языка», «Словарь литературоведческих терминов».
Эпиграф к уроку:
Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике.
I. Вступление-интрига
Обращаюсь к классу:
– На доске записана тема: «Арифметика чувств». Не кажется ли вам это сочетание странным? – Какие ассоциации возникают при слове арифметика? Арифметика – это учение о числах, обозначаемых цифрами, и о действиях над ними. Ответы учеников записываю на доске, они как бы обрамляют слово «Арифметика».
II. Учитель читает отрывок: «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, однажды…» до слов: «Но это была слишком крупная ссора».
Ребята, писателя интересовали всевозможные проявления внутренней жизни человека. Основу повествования составляет жизненно – психологическая ситуация. Психология – это углубленное изображение психических, внутренних, душевных переживаний. Герой – рассказчик несет в себе чувство вины за то, что позволил себе когда-то давно без особой на то причины омрачить радость ребенка. Он жаждет успокоить свою совесть, свою мятущуюся душу в излияниях, адресованных племяннику, обиженному им.
III. Беседа
Учитель: Необычайное начало. А в чём его необычайность? Ответ: Рассказ от первого лица. Рассказчик одновременно является героем.
Учитель: К кому обращается рассказчик, говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)
– Мы становимся свидетелями чьего либо объяснения, оправдания. Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то оправдаться. Поэтому рассказ по форме представляет исповедь, монолог. Почему произошёл конфликт между дядей и племянником? Послушаем диалог из II главы.
Ответы: Мальчику хотелось поскорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно баловать детей.
Учитель: Бунин разбил рассказ на отдельные главки, и каждая должна стать для нас ступенькой на пути понимания происходящего. В этом нам поможет лексика, передающая внутренние и внешние прявления героев рассказа.
IV. Групповая работа
Учитель: Ребята, дома вы изучали текст рассказа и выбрали слова и выражения, передающие психологические реакции героев на ссору.
– Разграничим примеры выражения в слове поведения дяди после ссоры на те, которые показывают проявления и состояния внутреннего и внешнего плана.
Учитель: Очень важны для понимания характера дяди диалога. Необычны в рассказе воображаемые диалоги, имеющие обобщенную, философскую направленность. – Обратимся к самому глубокому из них, который подводит нас к пониманию основной мысли рассказа, авторской позиции.
Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До слов «И ты смирился»).
V. Работа со 2-й группой
Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное поведение ребенка стало следствием отказа дяди удовлетворить просьбу немедленно.
Учитель: Какое представление о характере мальчика дает его поведение?
Ответы: характер нетерпеливый, даже эгоистичный и в чем-то агрессивный.
Учитель: Ребята, качества характера мальчика проявляются по-детски непосредственно и в то же время оскорбительно для окружающих.
– Как же воспринимают окружающие, как понимают реакцию мальчика?
Ответы: для близких мальчика его вызывающее поведение – это, прежде всего «страдание» от первого удара судьбы, который всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».
Учитель: Взрослые дают ребенку перестрадать свое горе. Почему?
VI. Работа 3-й группы.
Вывод: реакция мамы, пытающейся быть беспристрастной, почти однозначна: не следует потакать ребенку.
Учитель: Реакция бабушки иная. Какова она? Какие художественные детали помогают раскрыть ее?
– Каким образом она пытается устранить конфликт?
Учитель: прочитаем выборочно диалог бабушки и внука, предварительно проанализировав ремарки (конец V – нач.VI глав)
Ответы: бабушка мудра, терпелива. Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде), погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к примирению.
Учитель: Можно ли считать, что, смиряя внука, бабушка прибегает к запрещенному приему? Проанализируйте ее последний аргумент в споре с мальчиком: » – А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте». – По какой «самой чувствительной струне» сердца мальчика ударила бабушка? Какой жизненный урок преподнесла она ребенку? Самая чувствительная струна – желание мальчика познакомиться немедленно с цифрами. Огромное желание мальчика Бунин подчеркивает странным словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то, стремиться силою воли).
VII. Коллективный анализ VII главы
Учитель: Выделите слова и обороты, передающие психическое состояние дяди и племянника после заключения мира. – Как же осуществляется героями переход к миру и согласию? – Кому из них труднее дается быстрая смена настроения? Почему?
– Что значит слово деликатный? Обратимся к толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий, мягкий). – Что дает такое противопоставление для понимания характеров взрослого и ребенка?
Ответы: у взрослых труднее происходит смена настроений, они менее естественны в проявлении своих чувств, для них характерны нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска «очень умного дяди».
Учитель: Но монолог героя вовсе не требует сиюминутного речевого отклика, хотя в нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед которым и винится герой-рассказчик, и реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.
IX. Подведение итогов анализа текста
– Что является главным в рассказе? – Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что должно лежать в их основе.
Х. Творческая работа
Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам построить собственное размышление об одной из ваших ссор, придумайте название. Если хотите, придерживайтесь плана.
XI. Чтение нескольких работ
ХII. Подведение итогов урока
Учитель: Ребята, а какие жизненные уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята! Так должны поступать все: уважать, стараться понять, простить. Тогда можно избежать ссоры, обиды, непонимания.
Источник
Что происходит в рассказе цифры. Бунин. Анализ рассказа “Цифры”. я остановка
“Цифры”
По мнению К. Г. Паустовского, в области русского языка И. А. Бунин был мастером непревзойденным… Из необъятного числа русских слов он безошибочно выбирал для каждого своего рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные, связанные какой-то незримой и почти таинственной связью с повествованием и единственно для этого повествования необходимые.
В рассказе И. А. Бунина «Цифры» два главных героя – дядя и мальчик. Судя по их теплым отношениям, они давно дружат. Чувствуется любовь дяди к племяннику, но он держит племянника на расстоянии, так как он уверен в том, что «вредно баловать детей». И душой он понимает, что надо сразу откликнуться на просьбу мальчика, но медлит с ответом все по той же причине.
«Я, видишь ли, очень, очень, умный дядя…» Главное чувство этой фразы – ирония. Дядя иронизирует над собою, но он забыл самое главное – то, каким он был сам в детстве.
Жизнь показана в восприятии взрослого человека, который опытен, умен, умеет владеть своими чувствами, знает, как можно наказать ребенка. Он не хочет понять огромного желания мальчика, чтобы не баловать его.
А ребенок этого понять не может! Ведь у него нет жизненного опыта, он не может управлять своими чувствами, и его поступки становятся непредсказуемыми, неуправляемыми. Мальчик не понимает, почему ему отказывают: «Ведь можно же в царский день показывать цифры?» Его рассуждения исходят от огромного желания испытать радость познания, а ему отказывают не по какой-то серьезной причине, а просто дяде этого сейчас делать не хочется.
оценивающие поведение взрослого и передающие отношение к мальчику: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «какой черт окатил меня», «ушат злобы», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкнул из комнаты».
Мы понимаем, что этот рассказ написан не для нравоучения детей, не для того, чтобы сказать детям, как надо себя вести, а и для того, чтобы взрослые смогли посмотреть на себя со стороны.
Взрослые переживают во время конфликта: «У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу». -«Ужасно испорченный ребенок», – сказала, нахмуриваясь и стараясь быть беспристрастной, мама». Хотя она понимает, что это не так.
«Уж очень не хотелось мне идти в город», «сердце говорило мне, что я совершаю великий грех», «мне было уже стыдно, я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку» Он сожалеет о своем поступке: «Хотелось встать с места распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь горячим словом пресечь твои страдания».
Мальчик забыл все, что произошло в тот зимний вечер, а взрослый помнит. Забыл, потому что его не мучает совесть, ведь он не хотел никому причинить зла а просто жил и радовался жизни. Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья…
Ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердце взрослого человека, а мучили его коробочки, пустые спичечные коробочки, которые передвигал мальчик, сидя на полу. Эти коробочки – символ беспомощности, незащищенности, неприспособленности ребенка. И взрослым должно быть стыдно обижать детей, показывая им свою силу и превосходство»
Этот случай помог дяде критически взглянуть на себя, проанализировать свою жизнь.
А Жене пришлось отступить перед препятствием: «Самолюбие было сломлено. Ты был побежден»; «И ты смирился». Ему пришлось смириться, признать свою вину, хотя ни в чем не был виноват.
«Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть!» Ребенок пытается заменить прекрасную мечту чем-то мелким: играет пустыми спичечными коробками. Искренний порыв души сменила подделка. С одной стороны, он учится быть сдержанным, но с другой – теряет самого себя. А это слишком дорогая
1) Особенности жанра.
Произведение И.А. Бунина «Цифры» принадлежит к жанру рассказа.
2) Особенности повествования в рассказе.
Повествование в рассказе ведётся от первого лица, от лица дяди, который описывает произошедший случай и дает нравственную оценку своему поступку. Наказав мальчика, дядя чувствует, что не прав, поэтому он «через полчаса после того, как ты затих, заглянул в детскую. И то как? Подошел к дверям, сделал серьезное лицо и растворил их с таким видом, точно у меня было какое-то дело». Взрослый человек оказался перед нравственным выбором: признать свою вину и помириться с ребёнком. Но гордыня, желание выдержать характер не позволили дяде сразу же наладить отношения с племянником. Нравственно мудрее оказался маленький герой рассказа, который смирился, робко вышел из детской и попросил у дяди прощения: «Дядечка, прости меня. И дай мне хоть каплю того счастья, жажда которого так сладко мучит меня». Прошло много лет, но именно дядя помнит со всеми подробностями тот давний случай, так как в тот момент не смог верно оценить ситуацию.
От какого лица ведётся повествование в рассказе? (от лица дяди)
Как рассказчик характеризует пору детства? (пора «беззаветной, той страстной нежности»)
Чем, по мнению дяди, ребёнок отличается от взрослого человека? (Ребенок не способен лукавить, быстро забывает обиду, стремится немедленно осуществить свою мечту.)
3) Особенности сюжета произведения.
Сюжет рассказа И.А. Бунина «Цифры» основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Оба героя оказались перед выбором: племянник должен был подождать до завтра, а дядя не руководствоваться мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей». Непосредственность детской натуры привела к тому, что мальчик «придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у нас чуть не лопались барабанные перепонки».
4) Характеристика героев рассказа.
Какова была заветная мечта мальчика? (увидеть цифры)
Из-за чего произошла ссора между дядей и племянником? (Мальчик хотел как можно быстрей осуществить свое желание: увидеть цифры, а дядя решил выдержать характер и показать цифры племяннику на следующий день.)
Чем руководствовался дядя, решив не показывать племяннику цифры в тот день? (мудрым правилом: «вредно, не полагается баловать детей»)
Как повел себя мальчик, узнав о решении дяди не показывать в этот день цифры? (племянник начал шалить)
Почему дядя накричал на племянника, что вывело его из себя? (племянник дерзко оговорился дяде)
Кто виноват в ссоре между мальчиком и дядей? (и дядя, и племянник) Поясните свою точку зрения <
Чью сторону заняли мама и бабушка? (дядину) 11очему?
Чем закончилась ссора между мальчиком и дядей? (мальчик смирился и попросил у дяди прощение)
Простил ли сам себя дядя за эту ссору? Поясните свою точку зрения. (Дядя себя не простил, иначе он не помнил бы о ссоре.)
5) Особенности авторской позиции в рассказе.
Автор пытается объективно оценить ситуацию, никого не обвиняя. Каждый (и мальчик, и дядя) по-своему виноват в ссоре, по всС же взрослый человек должен быть мудрее и попытаться найти выход из создавшегося положения.
6) Смысл названия рассказа.
Рассказ И.А. Бунина называется «Цифры», так как цифры – мечта мальчика, объект, из-за которого произошла ссора между племянником и дядей.
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: «Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье.
Обретение доброты и гармонии».
Цель:
показать взаимоотношения детей и взрослых в рассказе И. Бунина, опираясь на знания психологии.
Задачи:
Образовательные:
раскрыть причины конфликта дяди и племянника;
найти способы выхода из конфликтной ситуации на примере героев рассказа;
дать характеристику героям.
Развивающие:
развивать навык выразительного чтения;
развивать умение анализировать прозаический текст;
развивать навык связной речи.
Воспитательные:
воспитывать чувство гуманизма и сострадания;
воспитывать интерес к творчеству писателя;
воспитывать уважительное отношение к родным и близким.
Ход урока
1. Беседа с учащимися
Что означает слово «конфликт»?
Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?
Что нужно для конфликта?
Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?
2. Слово учителя
Обратимся к рассказу И.Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.
3. Чтение первых строк рассказа
от слов «Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды»… до слов «но это была слишком крупная ссора».
В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом его предложении? Почему в рассказе от первого лица постоянное «ты»?
Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С вашей помощью пытается понять что-то, чего не понимал раньше. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?
4. Чтение по ролям сцены из второй главы.
Учитель:
Оказывается, знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку не захотелось этим заниматься.
Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»?
(грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).
Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).
5. Запись на доске
Схема нарастания конфликта.
1
.
Несогласие.
2. Недовольство.
3. Противодействие.
4. Унижение.
5. Депрессия.
6. Разрыв.
6. Проследим, как нарастает конфликт между дядей и племянником
.
1) Итак,
несогласие
. В чем оно проявилось?
Мальчик: «Покажи цифры». Дядя: «Сейчас не хочу. Завтра».
– Почему дядя не пошел навстречу мальчику?
(он не хочет себя тревожить, а чтобы оправдать свою лень, ссылается на мудрое правило: «Вредно баловать детей»).
2) Вторая ступень конфликта –
недовольство
. В чем оно выразилось? Найдите в тексте и прочитайте строки, говорящие о поведении дяди и мальчика.
Мальчик: «Ну, хорошо же, дядька, – пригрозил ты дерзко и весело. – Помни ты это себе». (Грохот стульев и удалые крики) – Дядя не обращает внимания на шум.
3) Следующий этап нарастания конфликта –
противодействие
. Найдите строки, отражающие этот этап.
Мальчик: «Начал подпрыгивать, бить ногами в пол, вскрикивать». Дядя: «Перестань!»
4) За противодействием идет этап конфликта –
унижение
.
Дядя «схватил ребенка за руку и вытолкнул из комнаты.»
А теперь найдите в тексте третьей главы слова, оценивающие поведение взрослого и поведение мальчика.
Дядя: «в бешенстве вскочил», «рявкнул во все горло», «дернул за руку», «с наслаждением шлепнул», «вытолкал из комнаты».
Мальчик: «переполненная жизнью душа», «звонкий крик божественной радости», «сам Господь Бог улыбнулся бы», «растерянно крикнул».
– Что можно сказать о поведении взрослого и ребенка на основании данных слов?
(дядя унижает племянника, а тот как бы не понимает этого).
Но не для того был написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести. Цель автора – дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны.
5) Глава, в которой проявляется
агрессия,
четвёртая – следующий этап конфликта между дядей и племянником
(Дядя впадает в истерику. Мальчик внешне старается сохранить спокойствие).
Сочувствуют ли другие взрослые мальчику? Найдите примеры в тексте. Почему же они не утешили его?
(соблюдение правил для них важнее порывов собственного сердца).
6) Глава пятая начинается с вопроса: «И мы тотчас помирились?» – спрашиваешь ты».
О чем нам говорит эта фраза?
(мальчик уже забыл, что произошло вечером).
Почему забыл?
(его не мучает совесть, не хотел никому зла, детское сердце отходчиво).
Чем занимался мальчик?
(передвигал пустые коробочки из-под спичек).
Почему же ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули дядю? А сердце сжалось при виде пустых коробочек?
(коробочки – символ беспомощности, незащищенности ребенка).
7) Какой же урок, по мнению дяди, должен был извлечь ребенок из этой ссоры?
(любая радость в жизни должна быть заслужена, а не выпрошена. От жизни ничего не добьешься криками, слезами, топотом).
Зачитайте из части шестой слова, подтверждающие эту мысль.
7. Слово учителя
Конфликт назрел. Есть ли пути выхода из данной ситуации? Обратимся к науке.
Слово психологу, который сообщает пути выхода из конфликта. Обсуждение.
Анализ своих действий
Какой выход выбрал мальчик? («ты смирился»). Мальчик стал деликатным. А теперь поработаем над словом «деликатный». Что оно означает?
8. Работа со словарем.
Деликатный – вежливый, мягкий в обращении.
Соответствует ли поведение мальчика этому определению?
Это качество положительное, возьмете ли вы его себе?
Научил ли дядя мальчика писать цифры?
А сам он получил от мальчика какой-либо урок?
Какую азбуку открыл мальчик своему «очень-очень умному дяде»?
(уважать надо не только взрослых, но и детей).
9. Подведение итогов урока.
В чем, по-вашему, был виноват мальчик?
В чем виноват дядя?
На чьей стороне в этом конфликте автор?
А вы?
10. Домашнее задание:
ответить письменно на вопрос «Чему научил меня рассказ И.А. Бунина «Цифры?»
Размышляем о прочитанном рассказе «Цифры».
На вопрос: «Кто виноват в ссоре мальчика и дяди?» — нельзя ответить однозначно. На первый взгляд кажется, что причиной ссоры является поведение мальчика, который топает ногами в пол. Но если мы вчитаемся в рассказ внимательнее, то увидим, что дядя раздражается именно от того, что осознаёт свою изначальную ложь и душевную лень, которая помешала ему сразу купить ребёнку карандашей, бумаги и показать цифры. Он понимает свою вину, но человеку трудно осознавать себя виноватым; он чувствует от этого раздражение и ищет повод, чтобы излить своё раздражение. Таким поводом становится шалость ребёнка. Причиной шалости мальчика дядя называет избыток жизненной энергии, которая ищет выхода в физической активности, в движении. Собственный поступок дядя осуждает: «Мне было уже стыдно, и я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку».
Бабушка и мама поддерживают дядю: мама считает, что необходимо быть беспристрастной, чтобы ребёнок не вырос избалованным, а бабушка в угоду дяде и маме «едва сидела на месте». Повествование ведётся от лица дяди, поэтому вычленить в произведении позицию автора очень сложно. На наш взгляд, задача автора в этом рассказе не в том, чтобы поддержать дядю или мальчика, а в том, чтобы показать внутренний мир дяди и мальчика, необходимость для взрослого человека всматриваться во внутренний мир ребёнка и анализировать мотивы своих поступков.
Ссора между героями выводит нас на взаимоотношения взрослых и детей. Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые могут понять детей? Прийти к взаимопониманию иногда бывает очень сложно, и особенно от этого страдают дети. А взрослые могут совершить непростительные ошибки.
Автор поднимает не только проблемы взаимоотношений между взрослыми и детьми, но и философские проблемы о противостоянии человека общепринятым законам жизни, с которыми может смириться взрослый, который их понимает, но ребенок еще не может.
Повествование в рассказе ведется от первого лица, точнее, от лица героя-повествователя. Для автора важно понять, что чувствуют и какими мыслями живут герой и его племянник.
«Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, остановился на пороге, – это было после одной из наших ссор с тобой, – и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Должен сказать тебе: ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу! Если же дело происходит после ссоры, и если я в эту минуту скажу тебе хоть одно ласковое слово, то нельзя выразить, что ты тогда делаешь с моим сердцем! Как порывисто кидаешься ты целовать меня, как крепко обвиваешь руками мою шею, в избытке той беззаветной преданности, той страстной нежности, на которую способно только детство!»
Но на этот раз ссора между дядей и племянником была слишком сильной.
«Перестрадав свое горе, твое сердце с новой страстью вернулось к той заветной мечте, которая так пленяла тебя весь этот день. И вечером, как только эта мечта опять овладела тобою, ты забыл и свою обиду, и свое самолюбие, и свое твердое решение всю жизнь ненавидеть меня. Ты помолчал, собрал силы и вдруг, торопясь и волнуясь, сказал мне:
– Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры! Пожалуйста!
Можно ли было после этого медлить ответом? А я все-таки помедлил. Я, видишь ли, очень, очень умный дядя».
Удивительно, что автор описывает своего героя такими эпитетами: умный, рассудительный, мудрый, – так рассказчик характеризует себя. Но является ли это действительностью? Очень часто эти слова звучат с иронией. Разве умный и рассудительный – это тот, кто поступает, как все остальные? Вторая глава позволяет нам увидеть начало конфликта.
«Ты в этот день проснулся с новой мыслью, с новой мечтой, которая захватила всю твою душу.
Только что открылись для тебя еще не изведанные радости: иметь свои собственные книжки с картинками, пенал, цветные карандаши – непременно цветные! – и выучиться читать, рисовать и писать цифры. И все это сразу, в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, ты тотчас же позвал меня в детскую и засыпал горячими просьбами: как можно скорее выписать тебе детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры…
Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. И вот, когда мы – бабушка, мама и я – сидели перед вечером за чаем, ты нашел еще один исход своему волнению».
Мальчик не согласен ждать исполнения мечты, и это внешний конфликт, но в то же время в душе дяди появляется внутренний конфликт. Дядя, как положено, должен выждать время, он поступает так, как требуют правила, и ребенок его не понимает. Но дядя продолжает проявлять свою твердость. «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей». Так, внутренний конфликт развивается в душе дяди. Как же ему поступить: так, как велит сердце или так, как положено по правилам?
В третьей главе мы можем проследить за продолжением конфликта. «Я не только не забыл о тебе после твоего дерзкого крика, но весь похолодел от внезапной ненависти к тебе. И уже должен был употреблять усилия, чтобы делать вид, что не замечаю тебя, и продолжать разыгрывать роль спокойного и рассудительного». Все взрослые в этот момент объединяются против мальчика. Всем им больно, они все переживают, но выдерживают эту паузу.
«От боли, от острого и внезапного оскорбления, так грубо ударившего тебя в сердце в один из самых радостных моментов твоего детства, ты, вылетевши за дверь, закатился таким страшным, таким пронзительным альтом, на какой не способен ни один певец в мире. И надолго, надолго замер… Затем набрал в легкие воздуху еще больше и поднял альт уже до невероятной высоты…
Затем паузы между верхней и нижней нотами стали сокращаться, – вопли потекли без умолку. К воплям прибавились рыдания, к рыданиям – крики о помощи».
«…Я зажигал папиросу, не поднимая глаз на бабушку. А у бабушки вдруг задрожали губы, брови, и, отвернувшись к окну, она стала быстро, быстро колотить чайной ложкой по столу…
И бабушка едва сидела на месте. Ее сердце рвалось в детскую, но, в угоду мне и маме, она крепилась, смотрела из-под дрожащих бровей на темневшую улицу и быстро стучала ложечкой по столу. Понял тогда и ты, что мы решили не сдаваться, что никто не утолит твоей боли и обиды поцелуями, мольбами о прощения».
Мальчик кричит до изнеможения, в этот момент его состояние изображено не как каприз, а как настоящее человеческое горе. И взрослые понимают, что для ребенка каждый миг его жизни – это открытие чего-то нового и этот миг он переживает гораздо острее, чем взрослые. Ребенок чувствует эту обиду, гораздо сильнее она проникла в его сердце. Но конфликт продолжается. Что-то заставляет пойти ребенка на примирение. Бабушка ударила по самому живому.
«- А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал – туда-сюда. А цифры? Ведь уж этого не купишь ни за какие деньги. Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь. Сиди тут один в темноте. И вышла из детской. Кончено, – самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден».
«Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее. Я уже знаю это.
С самых ранних дней моих я у нее во власти. Но я знаю и то, что чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее. И я уже давно в борьбе с нею. Я лукавлю: делаю вид, что я равнодушен. Но что мог сделать ты?
Счастье, счастье!
Ты открыл утром глаза, переполненный жаждою счастья. И с детской доверчивостью, с открытым сердцем кинулся к жизни: скорее, скорее!
Но жизнь ответила:
– Потерпи.
– Ну пожалуйста! – воскликнул ты страстно.
– Замолчи, иначе ничего не получишь!
– Ну погоди же! – крикнул ты злобно.
И на время смолк.
Но сердце твое буйствовало. Ты бесновался, с грохотом валял стулья, бил ногами в пол, звонко вскрикивал от переполнявшей твое сердце радостной жажды… Тогда жизнь со всего размаха ударила тебя в сердце тупым ножом обиды. И ты закатился бешеным криком боли, призывом на помощь.
Но и тут не дрогнул ни один мускул на лице жизни… Смирись, смирись!
И ты смирился».
В следующей главе в душу героя вновь возвращается любовь и нежность. Конфликт преодолен, и преодолен он ценой детского смирения.
«Помнишь ли, как робко вышел ты из детской и что ты сказал мне? – Дядечка! – сказал ты мне, обессиленный борьбой за счастье и все еще алкая его. – Дядечка, прости меня».
Ценой детской щедрости, чистоты и открытости преодолевается конфликт между дядей и племянником.
«- Ну уж бог с тобою! Неси сюда к столу стул, давай карандаши, бумагу…
И какой радостью засияли твои глаза!
Как хлопотал ты! Как боялся рассердить меня, каким покорным, деликатным, осторожным в каждом своем движении старался ты быть». (Рис. 2.)
Рис. 2. Дядя и племянник ()
Восприятие дядей племянника позволяет сделать вывод, что дядя очень хорошо понимает мальчика и видит, почему ребенок ведет себя именно так. Он любуется его радостью, но очень часто его сердце начинает возмущаться, когда ребенок не подчиняется велению взрослых. Острая жалость к мальчику переполняет дядю, и он понимает, что ребенок тоже способен испытывать оскорбления. Теперь посмотрим, как дядя воспринимает самого себя.
«Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости… Но тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…
Было невмоготу и мне. Хотелось встать с места, распахнуть дверь в детскую и сразу, каким-нибудь одним горячим словом, пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди».
Все время дядя ведет себя неестественно и поступает так, как полагается. И здесь возникает еще один конфликт – конфликт между сердцем и разумом. В нашем случае побеждает разум, дядя выдерживает паузу, и ребенок первым идет на примирение. Но не зря спустя много лет мальчик уже не помнит об этом случае, а в душе дяди этот случай остался. И вот теперь сердце побеждает, и, несмотря на прошедшие годы, дядя понимает, что он был не прав.
Своим рассказом Иван Бунин хочет сказать, как в жизни важно понимать друг друга, пытаться не обидеть. Обидеть очень легко, а пойти первым на примирение бывает гораздо сложнее. Вернемся к названию рассказа. Цифры как мечта, цифры как символ расчета (дядя умный, он знает цифры). Но не всегда в жизни нужно быть умным и следовать правилам. Иногда нужно слушать свое сердце.
Список литературы
- Коровина В.Я. Учебник по литературе за 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Вантенков И.П. Бунин-повествователь (Рассказы 1890-1916 гг.). / И.П. Вантенков. – Минск, 1974.
- Кучеровский Н.М. И.А. Бунин и его проза (1887-1917) / Н.М. Кучеровский. – Тула, 1980.
- Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat ().
- Lit-helper.com ().
- 5litra.ru ().
- 900igr.net ().
Домашнее задание
- Ответьте на вопросы.
1. Как повел себя Женя после того, как дядя отказался показывать ему цифру? Подкрепите свои слова цитатами из текста рассказа. 2. Как чувствовал себя дядя в момент ссоры с племянником? Можно ли считать его отношение к Жене жестоким? Ответ обоснуйте. 3. Какой вывод можно сделать о характере мальчика? Какими качествами автор наделил его? 4. Почему взрослые не пожалели плачущего Женю? Справедливо ли это, на ваш взгляд? 5. О чем повествует рассказ И.А. Бунина «Цифры»?
- Письменно ответьте на вопрос: почему рассказ И.А. Бунина назван «Цифры»?
- Напишите характеристику одного из героев рассказа.
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Посмотри видеолекцию
`
Как связана музыка и искусственный интеллект?
Музыка — это эмоции, творчество и свобода. Искусственный интеллект — это алгоритмы, математика и четкая структура. Что же их связывает?
Егор Филиппов, менеджер проектов Яндекс.Музыки, и Анастасия Тмур, продюсер образовательных проектов в Академии Яндекса, смогут вас удивить: эти, казалось бы, несовместимые сферы не только удачно дополняют, но и совершенствуют друг друга. И, конечно же, расскажут, что еще может сделать современный искусственный интеллект, если ты позволишь ему узнать твои музыкальные интересы.
Скачать видео
Урок литературы в 7 классе
План- конспект урока литературы в 7 классе «Цифры» И. Бунин. Программа В.Я. Коровиной
Содержимое разработки
Урок литературы в 7 классе по теме «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»
Тема «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».
познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;
развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;
воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.
Оборудование: портрет И. А. Бунина, учебник «Литература. 7 класс. 2014 год». Авторы: В. Я, Коровин, В. П., Журавлев, В. И. Коровин, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), иллюстрации к рассказу, иллюстрации сделанные учащимися на тему «Моя семья».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
1. Клоуз-тесты (устно, коллективно).
а) Стихотворения в прозе писал… (И. С. Тургенев).
б) Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является… (автобиографической).
в) Сатирические сказки писал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).
г) По жанру «Тарас Бульба»… (историческая повесть).
д) Женам декабристов Н. А. Некрасов посвятил поэму… («Русские женщины»).
е) Центральная тема в творчестве Н. А. Некрасова… (тема народа).
ж) Образ «дикого помещика» создал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Сегодня мы познакомимся с творчеством замечательного русского писателя И. А. Бунина. Перед Вами его портрет. Что можно сказать об этом человеке на первый взгляд? (Ответы детей: интеллигентен, имеет хороший вкус, образован, проникновенный взгляд, умен, рассудителен, спокоен).
2. Сообщение учащимся биографической справки о писателе (задание дано заранее, индивидуально).
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
Детство и образование писателя
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.
Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.
) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
Жизнь в эмиграции и смерть
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина.
Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить
3. Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. А. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).
Обладатель двух Пушкинских премий;
Почетный академик Петербургской академии наук;
Писал о жизненно важных проблемах;
Эмигрировал из страны;
Лауреат Нобелевской премии;
Похоронен в Париже.
В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?
Похожая ситуация была и у меня…
Что со мной такое тоже было в детстве…
По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении.
От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди)
Кто главные герои? (дядя и Женя)
Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт)
А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.
Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом. Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. С. 9-10).
А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр).
Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?
А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым).
Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается).
Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»).
Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).
Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?
Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).
Содержание какой главы отражает иллюстрация? Озаглавьте ее. («Примирение»…)
5. Работа в парах (задания на карточках).
Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.
Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.
Женя – обиделся, закричал, начал капризничать, расстроился, заплакал, страдал, проявил дерзость, попросил прощения…
6. Работа в группах (задание для группы на карточках).
I группа. Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).
II группа. Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
IV группа. Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).
V группа. Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).
8. Проблемные вопросы (устно, коллективно):
Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни?
Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?
Нужно уважать желания другого человека.
Стараться понять, простить.
Чаще стараться радовать близких, когда можешь.
Уметь сделать первым шаг навстречу.
Стараться избежать ссоры.
— Сегодня на уроке я понял, что…
— Для меня было новым…
— Мне было интересно узнать…
— Я постараюсь с сегодняшнего дня…
Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3).
Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».
* Учебник с. 18 выполнить творческое задание.
Источник