УРОК НОМЕР НОЛЬ ТЕМА УРОКА

Елена Трофимова Конспект урока по математике в первом классе «Число нуль. Цифра 0»

1В класс УМК «Школа 2100»

Учитель: Трофимова Елена Александровна

Тема урока : Число нуль. Цифра 0

Цель: познакомить учащихся с новым числом 0 и соответствующей ему цифрой.

o создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета;

o познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль;

Учитель Байдакова Ю. В.

Класс 1 «Б»

Тема урока: Число и цифра 0.

– сформировать представление о числе 0, рассмотреть свойства нуля;

– развивать творческие способности учащихся, внимание, мыслительные операции; математическую речь

– воспитывать умения анализировать свою деятельность; культуру поведения, аккуратность, самостоятельность

– Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.

Напоминаем правила поведения на уроке:

II. Актуализация знаний.

Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: «У меня всё получится».

Нам будут помогать герои:

Нарисована страна Милых кругленьких зверьков Из конца в конец она В тыщу кроличьих прыжков.

Вот мы всех зверят узнали,

– Назовите число, которое стоит за числом 2.

– Назовите число, которое стоит перед числом 7.

– Какое число стоит между числами 7 и 9?

– Назови соседей числа 3 (4,5)

– Найди сумму чисел 4 и 1

– Найди разность чисел 3 и 2

2. Числовые равенства и неравенства.

Наш друг Лосяш постарался за вас и составил равенство. Проверьте, все ли он правильно сделал?

1˂1 2 =1 1˃2

3. Задачи в стихах – Игра «День-ночь»

Бабушка Надя в деревне живет. Животных имеет, а счет не ведет. Я буду, ребята, их называть,А вы постарайтесь быстрей сосчитать:Корова, теленок, два сереньких гуся,Овца, поросенок и кошка Катуся. Сколько всего животных у бабушки Нади?

Пять щенков в футбол играли, Одного домой позвали. Он глядит в окно, считает:Сколько их теперь играет?

III. Постановка темы урока.

– Росли 2 ели, на каждой ели по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши.

Сколько всего груш? (Нисколько, на ели груши не растут)

– Подумайте, как можно по-другому сказать? (ни одной)

– Догадались, какова у нас тема урока?

– Число 0. Цифра 0.

IV. Открытие новых знаний.

1. Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.

Давайте, мы посмотрим на наши грибы. Сколько грибов растет?

2, 2 срезали грибники, как это записать? 2-2. Сколько грибов осталось на поляне?

– Что же обозначает число 0? (нет предметов, пустоту, нисколько, ни одного не осталось)

-Ноль. Это слово пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто». Цифрой 0 будем записывать число 0.

– На что похожа цифра 0?

Ноль собой весьма хорош:На бараночку похожИ на бублик, и на шар,И на круглый самовар.

Очень этот ноль хорош!

На Смешариков похож!

Но как его ни назовёмОн называется нулём!

Вот мои помощникиРаз, два, три, четыре, пятьНе сидится им опять Повертели, постучалиИ опять работать стали!

Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скроюРучку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусьЗа работу я возьмусь.

– Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем, вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем, вверх и соединяем.

Далее учащиеся работают по образцу.

3. Определение места 0 на числовом отрезке. – Задание в тетради №2

– Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять в числовом ряду. Почему вы так думаете?

Сколько дедушек учится в твоём классе? Сколько говорящих собак ты знаешь? Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать?

– Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять в числовом ряду? Почему вы так думаете?

– Сравните 0 с другими числами – 1,2. ( Письмо неравенств с 0, с. 23)

– На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?

Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире,Пять – руками помахать. Ну а шесть – тихонько сесть.

4. Свойства 0.

Цифра вроде буквы 0 –

Это 0 иль ничего.

О его особых свойствах

Мы поведём сейчас рассказ.

5. Работа по тетради на печатной основе.

-Какой картинке соответствует запись 1-1? Соедините под линейку.

– 0 соединим с какой картинкой? Докажите.

V. Первичное закрепление. – Работа по учебнику.

с.29 № 1-3

3. Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»

Пожарная -101, милиция -102, скорая помощь -103

6. Самостоятельная работа. – Работа по индивидуальным карточкам

VI. Итог урок.

– Что вы узнали на нашем уроке?

– Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа. Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.)

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

– Как бы вы оценили свою работу?

Спасибо за урок.

Урок по математике для 1 класса. ” Число и цифра 0″

Учитель: Богданова Галина Ивановна МБОУ «Средняя школа №7 г. Няндома» Архангельская область.

Тема: Число и цифра 0. ( Школа России)

Цель: ввести число 0 как характеристику пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке, научить писать цифру 0, выполнять вычисления с числом 0.

создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры;

развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции учащихся;

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;

сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты урока:

Используемые учебники и учебные пособия: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: цифровой веер, сигнальные кружки.

Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели.

2. Начнем с повторения

Устный счет. Дети работают с числовым веером.

Покажите число, которое предшествует, стоит при счете перед числом 7;

Покажите число, которое следует при счете за числом 4;

Покажите число, которое стоит при счете между числами 8 и 10;

Назовите соседей числа 6;

Ёж спросил ежа-соседа:

-Ты откуда, непоседа?

-Запасаюсь я к зиме,

Видишь, вот, грибы на мне.

Собираю их в лесу,

5 принёс, да 2 несу.

или нет? (слайд 2)

Помоги ежу добраться до грибов, найди самую короткую тропинку. (слайд 3)

Вот и осень наступает

Орехи белка запасает

Десять орешков с куста сорвала

Из них четыре

В дупло унесла.

Вы сидите, не зевайте

Сколько осталось снести,

Посчитайте. (слайд 4) (В. Волина «Праздник числа»)

3. Постановка темы и целей урока.

Незнайка и Знайка поспорили.

Незнайка говорит, что мы уже изучили все числа в пределах 10, а Знайка говорит, что не все. Кто из них прав? (слайд 5)

Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.) – Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.) – Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.) – Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.) Как мы назовем тему нашего урока? («Число и цифра 0».) (слайд 7)

-Какая цель? – Сегодня мы познакомимся  с числом 0, научимся писать цифру 0, а также будем учиться выполнять вычисления с числом 0. (слайды 8-10)

4. Работа над новым материалом

Что значит ноль? Ничего, нисколько.

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль – вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. А вы как думаете?(выслушиваем мнения детей)

Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

Про урокцифры:  ПРОГРАММА ТУТОРИАЛ

Сейчас я попрошу моих помощников рассказать нам одну историю.

Выходят ученик и ученица.

Сказал весёлый, круглый ноль Соседке-единице:

С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице

Она окинула его Сердитым, гордым взглядом:

Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом.

Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою. Так одинока ты сейчас,  Мала и худощава, Но будешь больше в десять раз,  Когда я стану справа.

(Встаёт справа от единицы.)

Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль.

Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

Поменяйте местами цифры: 1,0 (01) – Когда звонят по такому номеру? (В случае пожара)

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района

Конспект  урока по математике  в l б классе

« Число 0. Цифра 0.»

учитель нач. кл.

Число О. Цифра О.

Изучение нового материала.

познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.

-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;

-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе) ;

задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).

Строить рассуждения, самостоятельно создавать

алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.

: окружающий мир.

контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.

5 листочков на веточке , примеры  на грибочках для работы в парах, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева каждому ученику, раскраска для каждого, корзинка для грибов, веер цифр.

II. Устный счёт.

– Назовите число, которое стоит за числом 2.

На доске запись:

– 3 6 1 4 7 9 2 5 8

Какие задания можно предложить?

Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.

2. Вхождение в тему. Сообщение темы и целей.

– Сегодня я paсскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.

Вот такой         (показываю засушенный кленовый лист)

– Он жил на дереве. него было много – много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот прищла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья.

Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним.

– Посмотрите, как красиво кругом.

По тропинке золотистой .

Погуляем не спеша.

С разноцветных клёнов листья

Тихо падают шурша.

– Вот и братья нашего листочка падают с веточки.

(показываю веточку с пятью листочками)

III. Изучение нового.

1. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».

– Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой.

– Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой.

– Прочитайте, что у вас записано? (5 4 3 2 1 )

– Что это? Как правильно сказать? (числовой ряд)

– В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)

– Вот упал последний листок. Как записать, что на веточке не  осталось листочков?

– В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».

– На что похожа цифра О?

– Листочек с удовольствием послушает стихотворение о нуле. ( Читает ученик)

Цифра вроде буквы о

Это ноль иль ничего,

Круглый ноль такой                                           хорошенький,

Что не значит ничегошеньки.

Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись “км” внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

Анализ и письмо О в тетради. ( с.17).

– Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду. (перед 1)

– Почему? (О меньше 1)

4. Запись числовых выражений. – Дети с улицы домой,

Хлынул дождик проливной, Застучал по крыше:

Дождик, дождик, тише.

– На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?

(показываю листок  с двумя капельками)

– Как записать числовым выражением? (2-1=1)

другая капелька высохла, сколько осталось?

– Запишем числовым выражением (1-1 =0)

– На соседний листок упали 4 капельки.

(показываю листок  с четырьмя капельками)

– Все капельки высохли. Сколько осталось?

– Как запишем? (4-4=0)

– Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?

если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

– Приведите свои примеры таких числовых выражений.

– Запишите 1-2 своих выражения.

IV. Закрепление изученного.   (10мин.)

– Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки.

-Листок упал на гриб.

В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдём, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком.

– Вот и грибки. (дети получают грибы с примерами)

2. Работа в парах сменного состава (ребёнок записывает свой пример с грибочка в тетрадь, решает его. Затем диктует этот пример своему соседу-обмениваются примерами,

решают. Потом поворачивается назад и обменивается примерами с соседями, записывает и решает. Далее, весь класс встаёт и начинает подходить друг к другу (не более к 5 ученикам), диктуют, записывают, решают свои примеры.

– Теперь подведем итог. (звонок в колокольчик)

– Встаньте те дети, у которых попался пример с ответом «ноль».

– Прочитайте пример.

– Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль».

V. Заключительный этап.

– Листочек улетает и прощается с нами.

Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты. Ветер листья носит, Время года – осень.

Что вы нового и интересного узнали о числе «нуль» и цифре «ноль»?

– Увас на партах листья. Если вам понравилось путешествие с листочком, поднимите вверх листочки и помашите ими.

VII. Домашнее задание.

-Прописать 0 в тетрадь.

Цель: Сформировать представление о числе 0,
научить распознавать и писать цифру 0.

• Сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой
среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить
количество предметов с цифрой.

Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного
действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с
учителем своих действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника
контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.

Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать,
сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами
информации.
• Работать над использованием
знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего
мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия
ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным
пониманием причин успеха или неуспеха в учебной
деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным
ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной
инициативы в оказании помощи соученикам .
• Способствовать проявлению самостоятельности
в разных видах деятельности.

Про урокцифры:  ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное
внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.

– Чем мы занимаемся на уроках математики?

– Чему вы уже научились?

– Кто готов показать свои знания?

Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”

– Как понимаете это высказывание?

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение
новых знаний или учебных действий.

– А начнем мы наш урок с математической
разминки.

  • назовите число, которое следует за числом 7, 4.
  • назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
  • назовите соседей числа 5, 9.

– Ноль – это сколько предметов?

– Какой цифрой мы обозначим это количество
предметов?

– Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на
доске.

3. Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления
детей о том, что нового они узнают на уроке, чему
научатся.

– Назовите тему урока. ( Число ноль)

– Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с
числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)

Ноль появился в Индии, обозначался кружком,
называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему
дали название “нуль”, что означает “ничто”.

Ноль единственная цифра, которой поставлен
памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От
этого памятника отмеряются все расстояния в
стране. (рисунок)

4. Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к
принципиально новым сведениям, развитие умения
распознавать цифру 0.

– Назовите в нашем классе предметы, количество
которых ноль.

– Где в жизни мы встречаемся с числом 0?

– Ноль – важная цифра в нашей счетной системе.
Он ничего не значит, но если встанет справа от
числа, то число увеличится в 10 раз. (показать
рисунок)

– Кто сможет назвать числа, в которых используют
ноль? (10, 100, 500, 2000)

А если ноль поставим слева от числа (показать
рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая
помощь, 04 – газовая служба)

– Где место ноля на числовом отрезке?

– Что можете сказать про 0, если сравнивать с
другими числами?

– 0 – это натуральное число? Почему?

– Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите
на термометр. Для чего он? Нуль помещен между
двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз.
Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы
холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа
называются отрицательными и при записи
ставят перед ними знак “минус”

Цель этапа: Смена вида деятельности

5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапа: Сформировать навыки написания
цифры 0.

– Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

– А для чего нам нужно уметь её писать?

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте
прямо.

– Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего
правого угла, закругляем, касаясь верхней
стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь
середины нижней стороны клетки, закругляем и
ведем вверх к началу овала.

– Напишите цифру в тетради. Выберите самую
красивую, правильно написанную цифру, поставьте
точку под ней.

6. Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить,
продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр. 70

– Прочитайте, на какой вопрос мы должны
ответить.

– Ответили?( Да. )

– Рассмотрите картинки ниже.

– Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое
равенство? Какое равенство подходит к картинке?

– Составьте рассказы по двум другим равенствам.

– Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что
изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько
осталось?

– Как записать? Стало листочков больше или
меньше?

– Сравните 2 и 3. и т. д.

Физ. минутка. Цель этапа: Смена вида
деятельности

– Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете
показывать на пальчиках.

7. Самостоятельная работа.

– Вас ждет ещё одно задание.

НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:

4 2 5 0 3 6 9 8 1 7

– Давайте, проверим правильно ли он сделал. А
проверять будете в парах.

– Разложите карточки с цифрами в порядке
увеличения. Что это значит?

Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.

Исправьте ошибки Незнайки.

Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого
не было?

А теперь прочитайте эти числа в порядке
уменьшения. Что это значит?

8. Рефлексия учебной деятельности.

ИТОГ: Сформировать личную ответственность за
результаты деятельности

– Кому было трудно? Что?

– А кому легко?

– Кому интересно?

– Кто расскажет дома об уроке?

– Кто хочет получить домашнее задание?
(раскрасить картинку с изображением 0)

учитель начальных классов

Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.

Раздаточный материал: 5 листочков на веточке , примеры  на грибочках для работы в парах, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева каждому ученику, раскраска для каждого, корзинка для грибов, веер цифр.

Давайте, ребята, учиться считать,Чтобы скорей математиком стать. Ему по плечу любая работа,Но прежде разучим правила счёта. Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт.

Ребята сегодня к нам на урок пришел гость.

Где мышей боится кот!Предлагает им дружить. Хочет с ними дружно жить!Кот — сплошная доброта,От усов и до хвоста!Как звать доброго кота?(Кот Леопольд) ( На доске появляется изображение кота)

Коту Леопольду, очень интересно узнать у нас на уроке что-то новое, а ещё он приготовил для вас задание! Попробуем с ним справиться!

1. Работа с числовым рядом (дети отвечают, на доске появляются цифры).

– Что это? (натуральный ряд чисел) В каком порядке стоят числа? (в прямом). Назовите их. Назовите эти числа в обратном порядке.

2. Чтобы работать было веселее и интереснее, кот Леопольд предлагает нам поработать вместе. Вспомним правила работы в парах.

– Заселите домики.


УРОК НОМЕР НОЛЬ ТЕМА УРОКА

– Проверим вашу работу.

– Посмотрите на рисунок.

– Сколько ягод на первой тарелке?

– Сколько ягод на второй тарелке( пусто)

– Кто догадался, что нового мы узнаем сегодня на нашем уроке?

( Познакомимся с цифрой 0 и научимся ее писать)

– Откройте учебник на стр. 70 и прочитайте тему урока

– Как записать с помощью цифры?

– В математике для этого используют число «ноль», которое записывают цифрой «ноль».

Ноль не значит ничего,

Но нельзя и без него.

Без нуля не обойтись,

Ты писать его учись.

Ты уже нарисовал

Нету проще ничего:

Ноль похож на букву «О»

3. Анализ и письмо 0 в тетради

Написание цифры в тетради по образцу.

-Вспоминаем, как мы с вами сидим при письме, как лежит тетрадь, как держим ручку.

-Цифра 0 состоит из одного элемента – овала.

-Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем вверх и соединяем.

Про урокцифры:  ФЛЕШКА ЭТО КВАНТОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

-Взяли ручку, нарисовали цифру 0 в воздухе. Хорошо, а теперь в тетради. До конца строки. Молодцы. Выбрали самую красивую цифру.

4. Определение места 0 в числовом ряду

– Ребята, кот Леопольд хочет знать, где место нуля в числовом ряду.

(0 меньше 1)

– Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль. (ответы детей)

– Сравните 0 с другими числами отрезка.

-Составьте равенства и неравенства.

– Ребята, что можно сказать про 0, в сравнении с другими числами?

Вывод: 0 меньше любого другого числа.

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали.

Вверх на Солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Значение числа 0.

– Что значит ноль? (Ничего, нисколько).

– Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль – вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

– Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

– Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

7. Работа по учебнику. Запись числовых выражений.

– Посмотрите на картинки со смородиной.

-Сколько ягод на первой ветке?

– Сколько на второй? (0)

– Какое равенство подойдет к картинкам? (5-5=0)

-Запишите равенство в тетрадь.

– Составьте рассказы к другим равенствам.

ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

Закрепление изученного работа с карточками. ( Индивидуальная работа.)

– Обменяйтесь с соседом карточкой, и проверьте работу. ( проверка по образцу на доске.)

-С каким новым интересным числом мы познакомились?

-Что вы можете о нем рассказать?

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Ход урока

Этап урока Действие учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

Выявление проблемы. На столе находит письмо:

Хочу побывать в 1 «В» классе на уроке математики. Приготовил для ребят интересные задания.

Ждите в гости. Для выполнения первого задания раздайте линейки.

• У всех есть линейки?

• (Учитель, отдав линейки ученикам, показывает пустую коробку). Как сказать словами про количество линеек в коробке?

• (Достает таблички и кладет в коробку) А как эти слова сказал бы математик. Ведь всем известно, что математика наука точная?

• Правы дети или нет, давайте сделаем вывод в конце нашего урока.

Несколько учеников поднимают руки и говорят, что им не положили линейки.

• Нисколько. Ничего

ция имеющихся необходи-мых знаний

Работа с кассами:

• Последующее числу 4;

• Предыдущее числу 3

• Число на 1 меньше 8;

• Число на 1 больше числа5.

Настало время узнать, кто же пришел к нам на урок, для этого надо сосчитать примеры:

• Называет примеры по порядку-

Открывает карточки соответствующие ответу.

• Героем какой книги является Карлсон?

• Кому родители читали эту книгу?

• Может кто-нибудь знает, кто написал сказочную повесть Малыш и Карлсон?

• Написала эту повесть замечательная шведская писательница Астрид Линдгренд.

• Физкультминутка «Головою три кивка» • Работают с линейками, соединяют точки

• Проверяют друг у друга работа, словесно дают оценку работе своего соседа

• Дети показывают ответы цифрами касс

• Дети показывают ответы.

• Выходят к доске и открывают фрагменты картинки

Коммуникативный подод к изучению математики, т. е. нацеленность учебной работы на становление определенного вида речевой деятельности.

Восстановление во внешней речи знаний на репродуктивном уровне.

Организация «открытия» учащимися нового знания • Карлсон приготовил для нас много интересных заданий:

• Составьте математическое выражение :

По дорожке мышка шла.

Четыре яблока несла.

Одно – в кладовку унесла,

Три – зайцу отдала.

Сколько яблок несла мышка? Нарисуйте. А каким числом мы это обозначим?

Сколько яблок унесла в кладовку? Зачеркните. А как обозничить это действие?

Сколько зайцу отдала мышка яблок? Зачеркните. А как это записать?

Какое математическое выражение у нас получилось?

Давайте сосчитаем, что у нас получится?

Кто догадался, какая сегодня тема нашего урока?

• Тема нашего урока. « Число нуль. Цифра 0»

Число нуль — пустое место

Или просто — ничего.

Нуль раздулся в знак протеста,

Чтоб заметили его.

Слайд 4 и работа в тетради

• Научимся писать цифру нуль. Учитель читает стихотворение:

Ноль похож на букву О

• С правой стороны клетки, немного ниже верхнего правого угла, начинаем писать овал, ведем вверх, касаемся верхней линии, закругляем влево и ведем вниз до начала овала.

Пропишем цифру в учебнике карандашом на стр. 31.

Физкультминутка зрительная по Аветисову.

4 – 1– 3 =

Рисуют четыре яблока. Обозначают цифрой 4.

Зачеркивают одно яблоко. Записывают действие.

Зачеркивают 3 яблока. Записывают действие.

Повторяют в воздухе за учителем.

Дети пишут в учебнике цифру 0.

Закрепление нового знания. • Работа с числовой прямой. Карлосон не знает, где должно стоять число 0. Давайте поможем ему.

• А теперь возьмите линейки и найдите на линейках число 0.

• Ребята, Карлсон тоже учится в школе и учительница дала ему задание, давайте поможем решить ему примеры.

• Учебник стр. 30 №1, №2, №3 обсуждаем и записываем в окошечки цифры, в мешки соответчтвующее количество фигур.

• Вывод формул на доску.

• А+0 =

• 0 +А =

• А -0 =

• А –А =

Нуль на месте на пустом

Ставят, как известно,

Только он при всем при том

Не пустое место.

Коль нуль к числу ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

В ответе тот час получаешь

Опять то самое число.

• Карлсон улетел к себе обратно в сказочную страну, но он оставил вам письма. (учитель раздает конверты детям).

• Сколько у меня конвертив в коробке?

• Ничего или пусто.

• Каким числом можем обозначить?

• Давайте расшифруем, что написал нам Карлсон

и,если вы успеете, выполните задания,которые там лежат.

Сосчитай и расшифруй

У 5+2= Й 4+2=

Р 9+0= М 8-5=

! 6-6= Г 4-2=

Т 7-6= Ы 5+0=

О 4+4= Д 7-3=

1 5 3 8 6 4 9 7 2 0

• Какая получилась у вас фраза?

На доске. На числовой прямой находят место числа 0.

Находят на линейках.

Обсуждают в парах.

Дети кометируют и заканчивают формулу.

• Дети по цепочке выходят к доске и решают примеры.

• Ты мой друг! Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Итог урока. Давайте вспомним. Какая же была у нас сегодня тема урока?

Что вы узнали нового, с чем познакомились?

Комму было интересно на уроке, покажите зеленый светофорик.

Кто испытывал затруднения, красный.

Вы все, ребята, были сегодня молодцы. Давайте похлопаем друг другу.

. Число и цифра 0.

Научились писать цифру 0.

Публикация «Конспект урока по математике в первом классе „Число нуль, Цифра 0“» размещена в разделах

o закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры;

o Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

o способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;

o воспитывать интерес к предмету,

o формировать адекватную оценку результата своей работы;

o сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха;

o создавать комфортную и доверительную атмосферу в классе.

Планируемые результаты урока :

фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

самостоятельно решать задачи, примеры, ребусы.

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.

выполнять действия по образцу.

использовать знаково-символичные средства при решении задач математического характера и объяснение их.

задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.

развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

o развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе.

o развивать умение принимать коллективное решение.

o осознание необходимости учения.

o работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

o следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.

o учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

o работать над осознанием ответственности за общее дело.

o учиться выражать свое мнение.