Урок опыт

Учитель химии и биологии «МОУ СОШ № 16 г. Вольска»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

Опыты и эксперименты для детей

: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников мастер-класса в процессе активного  общения по проблеме

• познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;

• вовлечь педагогов в совместное проведение , знакомящих обучающихся с разными свойствами предметов;

• педагогов умение видеть проблему, решать её и делать выводы;

• педагогов интерес к экспериментально

• развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми

к каждому опыту

Ход мастера – класса

Приветствие. Введение в тему.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе.

Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем мы, взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к , желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово

Сейчас мы с вами будем работать в кабинете, для проведения

– Кто мне скажет, что такое лаборатория? (оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)

В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.

– А кто в лаборатории работает? ( Лаборанты)

Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.

В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в

Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них

1. О материалах.

2. О свойствах веществ.

3. О взаимодействии веществ.

Совместное проведение экспериментирования.

– Итак начнем наши эксперименты.

. « Неугомонные зернышки»

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделайте этот опыт и вы узнаете по крайней мере один способ.

Охлаждённая банка с минеральной водой

6 зёрнышек риса

Разложи нужные предметы на столе.

Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.

Начинаем научное волшебство!

Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой.

Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Что ещё можно сделать

Вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти, маленькие кусочки пластилина.

Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.

Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Когда ты высыпаешь в стакан зёрнышки риса, пузырьки газа «прилипают» к ним с поверхности. Плотность объединившихся зёрнышек становится ниже, чем у минеральной воды. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зёрнышек опять становится выше, чем плотность минеральной воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипают» к поверхности зёрен, и всё повторяется с начала. Так происходит до тех пор, пока из минеральной воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зёрнышки спокойно спускаются на дно.

. « Лавовая лампа»

: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

1. Разложи нужные предметы на столе.

2. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.

Масло будет плавать по поверхности.

Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Через некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.

: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

. « Невидимый убийца огня»

А сейчас я предлагаю почувствовать себя волшебниками и погасить свечу, даже не прикасаясь к ней.

Как погасить свечу одним легким движением руки? Легко!

: уксус 9%, пищевая сода, два стакана, свечи, спички.

2. Насыпаем 2 чайные ложки соды в первый стакан и в него же добавляем 10 мл уксуса 9%.

3. Поджигаем свечи.

. Аккуратно “переливаем” из первого стакана полученный газ во второй

Выливаем” газ из второго стакана на горящие свечи.

При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО , который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха в 1, 5 раза и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы “льем” углекислый газ на свечи, они тухнут.

Со стороны опыт выглядит настоящим волшебством и на неподготовленного зрителя, особенно на детей и тех взрослых, у которых плохо с фантазией и со знанием элементарной химии, производит потрясающее впечатление.

. « Огниво» или «Вулкан Шееле»

То, о чём вы сейчас узнаете, — не просто развлечение: это может оказаться полезным, если вы вдруг случайно окажетесь в пустыне. Ингредиенты для эксперимента часто входят в комплекты для выжиания и  людям в пустыне разводить огонь.

Если у вас не оказалось ни спичек, ни зажигалки, то добыть огонь возможно несколькими довольно трудными способами. Добыча огня с их помощью требует определенных навыков и предварительной тренировки.

Вообще то, таким способом можно спалить всю пустыню, несмотря на то, что растительности там нет.

обычная аптечная марганцовка

обычный аптечный глицерин

кафельная плитка или любая другая термостойкая подставка

2. Насыпаем на термостойкую подставку немного марганцовки. Осторожно, не рассыпьте, ее потом очень сложно убрать и избавиться от малиновых разводов!

3. Кончиком ложки делаем небольшое углубление в горке марганцовки.

Пипеткой аккуратно капаем в нее 2-3 капли глицерина. Ждем секунд 20-30.

. Через 10-15 секунд появляется небольшой дымок, который постепенно увеличивается, затем происходит резкое самовозгорание. Затем происходит бурная реакция марганцовки с глицерином — быстрая яркая вспышка. Настолько быстрая, что даже не успеваешь ее сфотографировать.

Опробовано — работает!

Химическая реакция марганцовка с глицерином помогает зажечь огонь без спичек. Вот, в общем-то, и все. Теперь вы знаете, как зажечь огонь без спичек. Если хотите сделать этот опыт эффектнее, можно предварительно положить на кафельную плитку кусочек тонкой бумаги, например, салфетки или туалетной бумаги. А уже поверх нее сыпать марганцовку. Тогда получится небольшой костер.

Только не забывайте о правилах техники безопасности и будьте осторожны с огнем!

Вулкан Шееле – один из самых простых и зрелищных опытов. Теперь этот эффектный опыт с выбросом огня, похожий на поведение внезапно проснувшегося вулкана, осуществляют следующим образом. В фарфоровую чашку или на керамическую плитку насыпают в виде горки тщательно растертый в ступке перманганат калия KMnO. В вершине горки делают небольшое углубление, вносят туда несколько капель глицерина C, не содержащего примеси воды, и сразу же отходят в сторону: сейчас «вулкан» проснется!

Через 1–2 мин происходит вспышка фиолетового цвета из-за разбрызгивания небольшой части KMnO; глицерин при этом воспламеняется.

Реакция, вызвавшая вспышку, соответствует уравнению:

и сопровождается большим выделением энергии в виде теплоты и газообразных продуктов (CO, пары воды), которые увлекают за собой раскаленные твердые частицы диоксида марганца MnO и карбоната калия K

Полная иллюзия извержения вулкана!

. « Кислота надувает шарик»

В этом замечательном опыте мы расскажем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.

Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

: уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.

2. Сначала насыпаем около трех четырех чайных чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.

3. В бутылку наливаем немного уксуса.

4. Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.

Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.

Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень частно два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.

Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого . Уксус это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота это вид вещества, называемого

Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.

Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!

Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.

– Эксперименты довольно простые, но доставляют массу положительных эмоций.  принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется

-В заключении прошу Вас оценить наш мастер-класс.

Если вы узнали, что-то новое и решили использовать представленный материал  в своей работе поднимите «солнышко»;

Если вам было все знакомо и вы уже используете этот материал в своей работе поднимите «облако»;

Если вы считаете, что ваше время было потрачено зря, поднимите «тучу».

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

Конспект открытого урока – опыта по окружающему миру в 3 классе

По теме: «Почва. Состав почвы и её свойство».

Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень

С введением ФГОС начального общего образования изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения, а также средством повышения качества достижения планируемых результатов. В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности, это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися;

активизировать познавательную деятельность обучающихся ;

проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

индивидуально подойти к  ученику, применяя разноуровневые задания.

По новым ФГОСТ каждый кабинет начальных классов должен быть оснащен различными средствами интерактивного оборудования. Поэтому  нашего проекта показать как можно применить интерактивную доску, систему голосования в своей работе, презентацию.

Освоить методику работы с интерактивной доской, системой голосования.

Систематизировать информацию по теме данного проекта,  использовать ее для проектирования урока и применять  в дальнейшей педагогической деятельности;

Овладеть методикой и практикой использования ИКТ на различных этапах урока.

: окружающий мир

: Почва. Состав почвы и её свойство.

:  познакомить с почвой, видами почв и составом почвы.

Изучить состав почвы  и отличительные признаки видов почв.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ, применять в своей работе интерактивную доску.

Воспитывать  любовь к природе,  бережное отношение к ней.

: изучение нового материала.

: урок – опыт.

: проблемный,  частично-поисковый, практический, иллюстративный, словесный,  наглядный.

: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.

находить нужную  информацию,  анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

принять  учебную задачу,  сохранить ее,  действовать в соответствие с ней,

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

формулировать вопрос  (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать с одноклассниками,  договариваться о последовательности и результате действий, учиться представлять  одноклассникам процесс работы и результат их действий, слушать их мнение .

Усвоение состава почвы, видов почв , умение  различать почвы , называя отличительные признаки.

Проявление творческого отношения к процессу обучения, осознание значимости новой роли « исследователь», оценка своей работы в этой роли.

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, технология, краеведение.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, система контроля и мониторинга качества знаний,  УМК « Школа России», учебник Плешакова А. А. « Мир вокруг нас», 3 класс, демонстрационный и  раздаточный материал: на партах – лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.

дать представление о том, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.

-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.

-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы. (

-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?

( рассматривать землю.)

-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.

– Правильно земля,

-А как ее еще можно назвать?

– Вспомим, что такое почва?

(Верхний тонкий слой земли).

-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.

-Посмотрите это все почва

3. Формирование новых знаний.

-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.

(в лесу, саду. огороде)

-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва (рассмативают землю).

-Что же вы увидели рассматривая почву.

есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных). ( слайд 10).

-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?

(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).

-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы – . А основное свойство почвы- это

-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?

, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.

-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?

-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?

(насекомые, остатки растений, листья).

-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.

-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?

-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?

Незнаете, а давайте посмотрим. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?

-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?

-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?

( светлый )

-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.

-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).

-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?

(живут червяки, жуки, грызуны

-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?

-Правильно, а какую?

-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву.

Опыт 3 .

-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?

-А как вы думаете, что это за пузырьки?

( слайд 17).

-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород , значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.

-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).

-Буратино потянулся (дети тянут руки вверх),

раз прогнулся (прогибаются назад),

два нанулся (нагибаются вперед),

хлопнул, топнул улыбнулся.

-А сейчас возьмите почву насыпьте на промокательную бумагу и хорошенько придавите. Что вы видите?

-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.

-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?

(не стало воды)

-Что с ней произошло?

-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.

-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).

А кто помнит, что такое минеральные соли?

(полезные вещества для растений).

-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.

(слайд 19, 20, 21).

-А сейчас я буду нагревать саму почву. Положу ее на стеклышко. Посмотрите, что происходит? Что вы чуствуете?

( слайд 22).

-Какой вывод можно сделать из этого опыта?

( в земле есть перегной).

-Правильно, в земле есть перегной. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.

– Ветер дует нам в лицо (дети руками показывают ветер),

Закачалось деревцо (руки вверх и покачивают ими в сторону),

Ветерок все тише – тише, деревцо все выше – выше (руки опускают вниз и присаживаются).

-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.

-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте прочтем из чего состоит наша почва.

-Так кто же мне скажет, каков состав почвы? ( слайд 23).

( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)

-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?

( чтобы росли растения)

-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.

-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.

1. Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)

2.одна из составных частей почвы.( песок)

3. Вещество, повышающее плодородие (перегной)

4. основное свойство почвы (плодородие)

-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Урок окончен, спасибо. До свидания.

Открытый урок как средство распространения педагогического опыта

Открытый урок как средство распространения педагогического опыта.​​​​​​​

2023 год объявлен годом педагога и наставника. А как же воспитать в себе истинного педагога, способного воздействовать на молодое поколение и направлять его? Прежде всего, мы сами должны учиться, самосовершенствоваться, овладевать новыми методиками обучения. Это актуально как для педагогов со стажем, так и для молодых специалистов. Почерпнуть новые знания и опыт мы можем не только в процессе самостоятельного поиска и обработки информации, но и из педагогического опыта наших коллег. Так, одним из средств распространения педагогического опыта является открытый урок.

Открытый урок – это форма организации методической работы, которая требует особой подготовки. Одновременно с этим, на таком уроке происходит реальный учебный процесс. Педагог имеет возможность продемонстрировать коллегам собственный опыт и идеи, применение какого-либо методического приема или метода. Открытые уроки являются важной частью распространения педагогического опыта, в частности, для молодых специалистов. Во-первых, в процессе подготовки к открытому уроку, прорабатывается большое количество материалов, которые помогут отыскать собственные инновационные идеи. Возможно нахождение своих слабых сторон и работа над ними. Во-вторых, после прохождения открытого урока, опытные коллеги, присутствующие на нем, смогут выделить его сильные и слабые стороны, что, в свою очередь, поможет понять в каком направлении стоит двигаться дальше. В-третьих, открытые уроки знакомят педагогов, в том числе молодых специалистов, с инновационными идеями и разработками коллег, что является важной частью процесса становления истинного педагога и наставника.

В настоящее время я являюсь молодым специалистом одной из гимназий г. Екатеринбурга. Каждый год мной проводятся несколько открытых уроков, что является интересным и полезным опытом. Так, в прошлом году, в нашей гимназии проходил конкурс открытых уроков среди молодых специалистов, где я смогла продемонстрировать свои наработки и идеи. Также, мне нравится посещать уроки педагогов со стажем, так как это помогает мне постоянно самосовершенствоваться. На данном этапе моей профессиональной деятельности, открытые уроки – это способ получить необходимый опыт, который в дальнейшем я смогу использовать в своей работе. Такой урок является неотъемлемым элементом педагогической деятельности и способствует творческому и профессиональному росту педагога.

Размер файла: 15.97 Кбайт

ОПЫТ И СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Костина Наталья Александровна, преподаватель СПб ГБПОУ ПТК

отражает представление обучающегося и педагога о конечном результате.  педагогического процесса определяют основные направления достижения цели.  учебного процесса является та учебная информация, которая передаётся обучающимся для достижения цели.  учебного процесса представляют собой действия педагога и обучающегося, посредством которых передаётся и воспринимается содержание.  учебного процесса – это материализованные предметные способы работы с содержанием, используемые наряду с методами. Выделим следующие средства и методы педагогического воздействия:

организации учебной деятельности будем понимать специально организованную деятельность педагога и обучающегося, которая осуществляется по установленному порядку и в определённом режиме.

Представим алгоритм деятельности преподавателя:

В соответствии с методической целью учебного занятия преподаватель продумывает, какой учебный материал даст ему возможность наиболее полно раскрыть те методы, приёмы и средства, которые составят основу его педагогического мастерства и позволят добиться высоких результатов. Основным критерием для оценки эффективности применяемой системы или отдельных методов могут служить достигнутые результаты – качество знаний. Умений, навыков, приобретаемых обучающимися под руководством преподавателя. Тщательная подготовка к занятию, само занятие и последующий детальный анализ помогают преподавателю развить отдельную удачу, педагогическую находку, создать свою систему учебно – воспитательной работы.

Сформулируем основные требования к уроку:

Можно утверждать, что основная причина неудач кроется в недостаточной и методической подготовленности преподавателей, что мешает им быстро уловить сущность новых передовых методов и средств обучения и творчески их использовать. Это особенно актуально для «инженерно-педагогических работников, не имеющих специального педагогического образования. Ситуацию необходимо контролировать и своевременно проводить индивидуально-методическую работу с преподавателем.  Как один из вариантов можно предложить семинары по основам педагогических знаний, которые будут охватывать:

основные проблемы обучения и воспитания;

психологические основы производственного обучения;

задачи и методы воспитания;

организация учебного процесса;

дидактические принципы обучения, методы обучения;

подготовка, проведение и анализ урока.

Эффективной формой учебно-методической помощи преподавателям  являются консультации по различным вопросам обучения. Консультации лучше всего проводить в методическом кабинете учебного заведения. В качестве консультантов должны выступать методисты, преподаватели с большим опытом работы, председатели методических комиссий. Данная работа осуществляется согласно плану работ методического совета. Большая роль принадлежит открытым учебным занятиям. Открытое занятие позволяет изучить реальный педагогический процесс со всеми его трудностями. Глубиной  анализа и коллективным обсуждением  педагогического опыта отличается  открытый урок от простого взаимопосещения занятия.  Такой анализ особенно важен при изучении опыта лучших преподавателей. Одной из важных проблем  в методической работе колледжа является внедрение передового педагогического опыта. Для распространения педагогического опыта необходима тщательная обработка и оформление материалов открытых уроков,  методических разработок, пособий,  планов-конспектов и т.д. Все эти материалы должны накапливаться в методическом кабинете в свободном для преподавателей доступе. Свободный доступ к материалам позволит преподавателям и мастерам ознакомиться с опытом коллег и критически проанализировать собственную систему работы.  Методическая разработка должна выполняться не менее чем в двух экземплярах: один – в методический кабинет, второй – в учебно-методический комплекс предмета для дальнейшего использования самим преподавателем.

Важным звеном в системе повышения квалификации преподавателей является их самостоятельная работа. Самостоятельные занятия, или самообразование, взаимосвязывают различные формы методической работы с практической деятельностью преподавателя, способствуют совершенствованию педагогического мастерства.  План работы должен отражаться в «индивидуальном плане преподавателя», который сдаётся в методическую комиссию.  В этих планах отражается работа по осуществлению межпредметных связей общеобразовательного и профессионального циклов.  В учебных планах  отражается распределение предметов по курсам и семестрам. Коллективу преподавателей необходимо провести анализ рабочей программы дисциплины. Выявить межпредметные связи. Установить временную зависимость межпредметных связей.

Основной формой организации образовательного процесса остаётся урок. От его качества зависит реализация требований федерального образовательного стандарта (ФГОС). Конкретно в Стандарте нет упоминания об уроке, но говорится об учебных предметах, изучение которых осуществляется на уроке. Важнейшее значение имеет определение цели  урока:

Определите тему урока по тематическому планированию, ознакомьтесь с материалами учебника, методических пособий.

2. Определите, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулируйте цель (цели) урока.

По одному уроку (хорошему или плохому) судить о работе преподавателя трудно и нельзя. Только на основе опыта и желания осваивать новое в методике образования можно добиться отличных результатов.

В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ребенка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию.

Я считаю, что необходимо в первую очередь  так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, затем, вооружить всеми необходимыми навыками для активного исследования, анализа и преобразования действительности. Поэтому я выбрала следующую тему самообразования:  «Формы организации учебно-познавательной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий».

1. Использование игр на уроках истории.

Использование игровых методик на уроках истории дало следующие результаты:

– игра «Отсроченная отгадка»  – позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

–  игра «Да – нетка» – дети с большим успехом стали выстраивать вопросы;

–  игра «Компетентность» – успешно применение в старших классах для развития навыков формулирования собственной точки зрения и ее доказательства;

–  игра «Чистая доска» – более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала в слабых классах, поскольку позволяет в полном объеме, на доступном уровне повторить весь пройденный материал. Частое использование нежелательно, поскольку расслабляет детей, позволяя надеется на сильных учеников при повторении.

– игра «Лови ошибку» – позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию

2. Использование медиа и компьютерных технологий в образовательном процессе.

Компьютерные технологии с каждым днем все более прочно обосновываются в образовательном процессе. Только с помощью медиа- и компьютерных технологий у нас  появилась возможность в полной мере приобщить детей к сокровищам не только российской, но и мировой культуры, показать шедевры мировой архитектуры, скульптуры, зодчества, которые многим не доведется увидеть в реальной жизни.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым. Но, к сожалению, не все дети успевают вникнуть в суть происходящего на экране, потому что вынуждены вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Я корректирую фразы и подстраиваюсь под каждый класс, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто преступно. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества.

Я использую интерактивный ресурс, подразумевающий звуковые ролики (“От Кремля до рейхстага”, “История российской монархии”, “История России. X X век”, “История России и ее ближайших соседей” и т. д.) Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, я приостанавливаю просмотр и обращаю внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика мы подводим итоги, вновь обращаемся к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы.

Как показывает практика, использование медиа – ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс

3. Научно-исследовательские работы с учениками.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно-исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более положительная оценка на них, для детей значит очень много. Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу

4. Внеклассная работа.

Одна из составных видов деятельности учителя истории – это внеклассная работа по предмету, которая преследует те же задачи, что и учебный курс, т. е приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет исторический кругозор, содействует росту их интереса к истории.

Внеклассная работа историко-краеведческого характера базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования с жизнью. Устанавливая взаимосвязь учебной и внеклассной историко-краеведческой работы, я во внеклассной работе для более глубокого изучения местной истории широко использую знания учащихся, полученные на уроке.
        Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
        Внеклассная работа в школе протекает в разных формах. Одна из ее форм – массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Я использую массовые формы – это вечера, викторины, конференции, встречи с участниками исторических событий и др., так же применяю групповые формы внеклассной работы – работа  кружка, экскурсии, походы, лектории и др.
        Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документами, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Результаты занятий в кружке часто выносятся на общественные вечера, конференции. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм

Про урокцифры:  ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *