Урок по произведению цифры

Чтение художественного текста в составе универсальных учебных действий

Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, интерпретация, комментирование текста.

В отечественной педагогике разработано немало подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. Один из подходов направлен на овладение школьниками навыками и приемами , содержащейся в тексте. Сущность понимания  состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения

В основе формирования способности художественного восприятия литературного текста  лежит форма реально-практического диалога рассказчика и слушателя. Обучение школьников анализу литературно-художественных произведений, различению авторских «значений» и «смыслов», сопоставление их со «смыслами» читателя позволяют целенаправленно формировать нравственную позицию учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Для этого необходимо специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для целенаправленной организации такой ориентации необходимо:

литературы в 7 классе.

И. А. Б УНИН. Р АССКАЗ «ЦИФРЫ».

ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

Запись на доске: деликатный – вежливый, мягкий в обращении;

алкать (лат.) – сильно желать чего-нибудь.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня нам предстоит встреча с удивительным русским писателем – Иваном Алексеевичем  Буниным.

Попробуем сегодня заглянуть в мастерскую Бунина и узнать, что и  как писал он.

«В мастерской писателя». (Выступление 1 группы учащихся)

– Да, критика оценила творчество его высоко. Зато сам Бунин был чрезвычайно придирчив к своей работе. Создавая свои самые знаменитые вещи, он нередко жалуется на «каторжный труд» писателя. « Всю жизнь страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. Но какая мука, какое невероятное страдание литературное искусство!»

Характерно то, что Бунин вовсе не хотел, чтобы  кто-нибудь видел следы этих  тяжких творческих мук, т. е. черновики. « Их непременно нужно уничтожить», – говорил он. А сохранившиеся бунинские черновики – вещь поучительная. Он не терпел многословия, освобождался от лишних эпитетов, выверял каждое слово, каждую фразу, создавал свою прозу плотной, сжатой.

Бунин говорил, что иногда он пишет, казалось бы, самую простую фразу и вдруг спохватывается: да ведь она уже была сказана кем-то до него: не то Лермонтовым, не то Тургеневым. И начинает переделывать написанное, и опять остается недоволен.

Как удивительно точно сказал А. М. Горький: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния».  А каков был жизненный путь человека, умевшего создавать «живой радужный блеск и звездное сияние».

3. Краткое сообщение о жизни И. А.Бунина (Выступление 2 группы учащихся)

4. Слово учителя.

Да, И. А. Бунин – писатель счастливой и трагической судьбы. В его произведениях все имеет глубинный смысл, у него нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.

Литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, а большая – скрыта от нас, и ее надо научиться видеть. А для этого необходимо внимание, вдумчивое чтение, работа ума. Ведь прочесть произведение- это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

Сегодня мы будем учиться читать рассказ Бунина не только глазами, но и сердцем, душой.

Будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя. Итак, рассказ Бунина «Цифры».

5. Анализ рассказа

Инсценирование первых строк рассказа учащимися 3 группы.

– В чем необычность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении, на каждой строке? (Ты. И у нас возникает ощущение, будто обращается к каждому из нас. Мы словно становимся свидетелями чьего-то объяснения, оправдания.)

– Прочитана I глава рассказа. Что можем сказать об отношениях дяди и мальчика до ссоры? (Дядя и мальчик, судя по их теплым отношениям, давно дружат. Дядя нежно любит племянника, но держит его на расстоянии, потому что уверен в том, что «вредно баловать детей». В душе он понимал, что надо сразу откликнуться на просьбу ребенка.)

– Да и Женя не просто любит дядю, даже боготворит его немножко: он приносит подарки, он купит карандаши, пенал и другие чудесные вещи; даже мама и бабушка не противоречат словам и поступкам дяди.

– Почему же произошел конфликт?  (Мальчику хотелось скорее познакомиться с цифрами, а дядя не хотел их показывать ему.)

– Давайте проследим по тексту, с чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому взрослому. Прослушайте 2 главу (чтение по ролям учащимися 4 группы) и подумайте над вопросом: «Почему дядя не выполнил просьбу племянника?».

(Оказывается: знакомство с цифрами  было отложено на завтра только потому, что взрослому лень этим заняться. « Уж очень не хотелось мне идти в город».)

– На что ссылается дядя, чтобы оправдать свою лень, свой поступок?

– Итак, добрые отношения нарушены. На чьей вы стороне?

– Найдите в тексте объяснение, почему свой поступок, спустя годы, дядя оценивает, как «великий грех»? ( «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех – лишаю тебя счастья, радости.)

– Верно. А какое решение принимает мальчик, чтобы обратить на себя внимание?

– Продолжаем читать Бунина, следуя за автором. Наверное, неслучайно писатель разбил рассказ на отдельные главки, и каждая для нас должна стать ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.

в исполнении  учащихся 5 группы

– Правильно ли ведет себя Женя? Он действительно капризный, невоспитанный ребенок? (Нет, он не сдержан из-за отчаяния. Это не каприз, ведь у него хорошее желание, он хочет познать мир

– Он еще не научился сдерживать себя, и поэтому его поступки принимают некрасивый, неуправляемый характер. И все же на чьей стороне автор? Обоснуйте свой ответ. Найдите в 3 главе слова, с помощью которых писатель оценивает в этой ситуации поведение взрослого и ребенка.

(Самостоятельная работа учащихся – 5 мин.)

Для взрослого автор находит такие слова и выражения: «в бешенстве вскочил, рявкнул во все горло, какой черт окатил меня, ушат злобы, дернул за руку, с наслаждением шлепнул, вытолкнул из комнаты.»

– Прослушайте отрывок из следующей главы и найдите приметы переживаний бабушки, мамы, дядя. Подумайте,  сочувствуют ли взрослые мальчику. И если да, то почему они не утешили его? ( Соблюдение правил воспитания для них важнее и дороже порывов собственного сердца.)

– Прочитайте начало . Ее начало по-бунински поэтично, пронизано чувствами героев. Какими?

– Ребята, как вы думаете, что самое  горькое в этой главе? ( Сломили самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения.)

– Мальчик смирился, он побежден. Взрослые знают самые чувствительные струны сердца мальчика и ударили по ним. Детям часто приходится смиряться, потому что они находятся во власти у взрослых. И Женя отступил.

Прослушайте и подумайте: Каким становится мальчик? Как он себя ведет, после того как смирился?

– Какое слово находит Бунин, говоря о желании ребенка? Это устаревшее книжное слово. ( Обращение к записи на доске.)

Бунин – мастер русского языка. Мы убедились, читая рассказ, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание мальчика.

Найдите в тексте сцену, которая показывает, что герои рады примирению и простили друг друга.

– Ребята, скажите, а возникали ли в вашей жизни ссоры со взрослыми и что было причиной конфликта?

– Подведем итог нашему разговору. В тот вечер дядя научил мальчика писать волшебные цифры. А сам дядюшка получил от ребенка какой-либо урок? (Надо любить детей, хотеть понять их поведение.)

– Поэтому этот взрослый запоздало как будто извиняется перед мальчиком, иронизирует над собой. Бунин вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей. Взрослые часто не видят в ребенке человека, ведут себя властно по отношению к нему. А ведь дети – это тоже люди со своими мечтами, чувствами, желаниями, которые надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть внимательнее и осторожнее, стараться не ранить их души. Выходит, не напрасно мы обратились к рассказу «Цифры».

5. Домашнее задание

Письменно поразмышляйте об одной из ваших ссор со взрослыми, продумайте заголовок рассказа, можете придерживаться предложенного плана.

Разумеется, план может быть совершенно другим. Я предлагаю вам один из вариантов.

На доске – коллаж «В мастерской художника
слова», состоящий из портрета И. Бунина,
иллюстраций художников к рассказу, иллюстраций,
сделанных самими учащимися; словарик
литературоведческих терминов и
«психологической лексики».
На столах учащихся – словари: «Толковый словарь
русского языка», «Словарь литературоведческих
терминов».

Эпиграф к уроку:

Каждое движение души имеет свое
естественное выражение в голосе, жесте, мимике.

Обращаюсь к классу:

– На доске записана тема: «Арифметика чувств».
Не кажется ли вам это сочетание странным?
– Какие ассоциации возникают при слове
арифметика?
Арифметика – это учение о числах, обозначаемых
цифрами, и о действиях над ними.
Ответы учеников записываю на доске, они как бы
обрамляют слово «Арифметика».

Учитель: Необычайное начало. А в чём
его необычайность? Ответ: Рассказ от первого
лица. Рассказчик одновременно является героем.

Учитель: К кому обращается рассказчик,
говоря «ты»? (Ты главный герой рассказа)

– Мы становимся свидетелями чьего либо
объяснения, оправдания.
Взрослый человек что-то хочет объяснить, в чём-то
оправдаться.
Поэтому рассказ по форме представляет исповедь,
монолог.
Почему произошёл конфликт между дядей и
племянником? Послушаем диалог из II главы.

Ответы: Мальчику хотелось поскорее
познакомиться с цифрами, а дядя не хотел показать
ему их. Дядя не хочет себя тревожить: «Уж очень не
хотелось мне идти в город». А чтобы оправдать
свою лень, он ссылается на мудрое правило: вредно
баловать детей.

Учитель: Бунин разбил рассказ на
отдельные главки, и каждая должна стать для нас
ступенькой на пути понимания происходящего. В
этом нам поможет лексика, передающая внутренние
и внешние прявления героев рассказа.

IV. Групповая работа

Учитель: Ребята, дома вы изучали текст
рассказа и выбрали слова и выражения, передающие
психологические реакции героев на ссору.

– Разграничим примеры выражения в слове
поведения дяди после ссоры на те, которые
показывают проявления и состояния внутреннего и
внешнего плана.

Учитель: Очень важны для понимания
характера дяди диалога. Необычны в рассказе
воображаемые диалоги, имеющие обобщенную,
философскую направленность.
– Обратимся к самому глубокому из них, который
подводит нас к пониманию основной мысли
рассказа, авторской позиции.

Чтение ученицы (от слов «Счастье, счастье! До
слов «И ты смирился»).

V. Работа со 2-й группой

Ответы: дерзкое, отчаянное, бурное
поведение ребенка стало следствием отказа дяди
удовлетворить просьбу немедленно.

Учитель: Какое представление о
характере мальчика дает его поведение?

Ответы: характер нетерпеливый, даже
эгоистичный и в чем-то агрессивный.

Учитель: Ребята, качества характера
мальчика проявляются по-детски непосредственно
и в то же время оскорбительно для окружающих.

– Как же воспринимают окружающие, как понимают
реакцию мальчика?

Ответы: для близких мальчика его
вызывающее поведение – это, прежде всего
«страдание» от первого удара судьбы, который
всегда тем сильнее, чем «пленительнее мечта».

Учитель: Взрослые дают ребенку
перестрадать свое горе. Почему?

VI. Работа 3-й группы.

Вывод: реакция мамы, пытающейся быть
беспристрастной, почти однозначна: не следует
потакать ребенку.

Учитель: Реакция бабушки иная. Какова
она? Какие художественные детали помогают
раскрыть ее?

– Каким образом она пытается устранить
конфликт?

Учитель: прочитаем выборочно диалог
бабушки и внука, предварительно проанализировав
ремарки (конец V – нач. VI глав)

Ответы: бабушка мудра, терпелива.
Натолкнувшись на жестокость ребенка, сумела
сдержать себя (чего нельзя сказать о дяде),
погасить агрессию мальчика и подтолкнуть его к
примирению.

Учитель: Можно ли считать, что, смиряя
внука, бабушка прибегает к запрещенному приему?
Проанализируйте ее последний аргумент в споре с
мальчиком: ” – А кто же купит ему теперь пенал,
бумаги, книжку с картинками? Да что пенал! Пенал
туда-сюда. А цифры? Ведь уже этого не купишь ни за
какие деньги.
Впрочем, – прибавила она, – делай, как знаешь.
Сиди тут один в темноте”.
– По какой “самой чувствительной струне”
сердца мальчика ударила бабушка?
Какой жизненный урок преподнесла она ребенку?
Самая чувствительная струна – желание мальчика
познакомиться немедленно с цифрами. Огромное
желание мальчика Бунин подчеркивает странным
словом – алкать (сильно хотеть, жаждать чего-то,
стремиться силою воли).

VII. Коллективный анализ VII главы

Учитель: Выделите слова и обороты,
передающие психическое состояние дяди и
племянника после заключения мира.
– Как же осуществляется героями переход к миру и
согласию?
– Кому из них труднее дается быстрая смена
настроения? Почему?

– Что значит слово деликатный? Обратимся к
толковому словарю (Нежный, тонкий, хрупкий,
мягкий).
– Что дает такое противопоставление для
понимания характеров взрослого и ребенка?

Ответы: у взрослых труднее происходит
смена настроений, они менее естественны в
проявлении своих чувств, для них характерны
нарочитость, «сделанность» форм поведения, маска
«очень умного дяди».

Учитель: Но монолог героя вовсе не
требует сиюминутного речевого отклика, хотя в
нем есть вопросы, адресованные племяннику, перед
которым и винится герой-рассказчик, и
реплики-вопросы Жени, слушающего исповедь.

IX. Подведение итогов анализа текста

– Что является главным в рассказе?
– Каковы взаимоотношения взрослых и детей? Что
должно лежать в их основе.

Х. Творческая работа

Учитель: А сейчас, ребята, я предлагаю
вам построить собственное размышление об одной
из ваших ссор, придумайте название. Если хотите,
придерживайтесь плана.

XI. Чтение нескольких работ

ХII. Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, а какие жизненные
уроки извлекли вы из нашего урока? Да, ребята!
  Так должны поступать все: уважать, стараться
понять, простить. Тогда можно избежать ссоры,
обиды, непонимания.

Урок по литературе в 7 классе

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870–1953).

Сложность взаимоотношений между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в Рассказе «ЦИФРЫ»

познакомить учащихся с детством писателя, подчеркнуть влияние природы и общения с крестьянами на становление личности писателя, определить темы творчества; ознакомить с содержание рассказа «Цифры», его проблематикой; формировать умение оценивать героев по их поступкам определять отношение рассказчика к героям и событиям; выяснить, как выражается позиция героя-повествователя в тексте от первого лица; развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное; воспитывать уважительное отношение к старшим, стремление к взаимопониманию, доброту и отзывчивость.

портрет И. А. Бунина; электронная презентация.

урок «открытия» новых знаний.

аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение, презентация.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся на основе домашнего задания

Прослушивание выразительного чтения (2-3 чел.) стихотворений Бунина о природе.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: «Ребята! Мы только что изучили произведение Л. Н. Толстого «Детство». И мы наблюдали с вами, как сложен мир ребенка, как непросто порой складываются отношения между ребенком и взрослым из-за взаимного непонимания, и как помогают справиться с трудностями взаимоотношений любовь и доброта.

-Что означает слово «конфликт»?

-Что вы чувствуете, когда находитесь с кем-нибудь в конфликте?

-Что нужно для конфликта?

-Что происходит, когда конфликт развивается неправильно или подавляется?

Обратимся к рассказу И. Бунина и разберем конфликтную ситуацию этого рассказа.

IV. Работа над темой урока.

А) Слово учителя об И. А. Бунине с использованием электронной презентации.

Б) Чтение рассказа учениками вслух, с остановками и комментированием учениками по вопросам учителя.

Беседа с элементами анализа и записью литературоведческих понятий.

– Почему рассказ называется «Цифры»? (Ребенок мечтает научиться писать цифры, просит дядю научить его, дядя отказывает, из этого получился конфликт

– Чем необычен этот рассказ? (Повествование ведется от первого лица – героя-повествователя

– К кому все время обращается герой-рассказчик (дядя)? (К своему племяннику, которого он так обидел своим отказом

– Почему автор построил свое повествование по схеме «Я (дядя) – ты (мальчик)»? (Важно показать, что творится в душе взрослого и ребенка

– Каким терминов в литературе называется углубленное изображение душевных переживаний? (

– О чем этот рассказ? (О ссоре, о конфликте

– Мы становимся свидетелями чьего-то объяснения. Вам что-то хочет объяснить взрослый человек. С чего же началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке? (С просьбы ребенка научить его рисовать цифры и отказа взрослого в помощи ребенку).

– Почему свой поступок дядя оценивает спустя годы как «великий грех»? (грешно отмахиваться от детей, мальчик стремился познать мир, а его лишили этой радости).

– Прочитайте, что сказано о ссоре в 1 главе. Какие чувства испытывает герой к мальчику? Подтвердите свою мысль цитатой из текста.

Прочитайте описание того, как плачет мальчик и как взрослые реагируют на его плач. Как автор передает чувства ребенка и взрослых? (Ребенок страдает от несправедливости и одиночества, а взрослые тоже страдают, но считают, что уступка ребенку будет баловать его, поэтому они единодушны в своей неуступчивости ребенку- Ребята ищут в тексте доказательства этой мысли).

– В чем проявился внешний конфликт? А внутренний? Подтвердите цитатой из текста.

– Зачитайте диалог во время ссоры.

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?! Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке, дяде.)

– Какое чувство руководило последующими поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался. Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

– «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку с картинками?» (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие. Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди, гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

– Прочитайте сцену примирения. Какие чувства испытывают они оба?

– Преодолен ли конфликт в 7 главе?

– Какова роль слов «Помнишь ли.»? (Взгляд в прошлое – ретроспектива, с записью в тетрадь нового слова).

Какова композиция рассказа?

Запись в тетради в виде таблицы: в первой колонке – название частей композиции, во второй колонке – название каждой главы в соответствии с частями композиции.

Глава 2-4. Развитие действия – развитие ссоры.

Глава 4. Кульминация.

Глава 5-6. Спад действия – сора в обобщенном виде.

Глава 7. Развязка.

Вы достать хотите крышу? (Потягивания — руки вверх.)Раз, два, три,Корпус влево поверни. И руками помогай,Поясницу разминай. ( Повороты туловища в стороны.)Руки в стороны потянем (Потягивания — руки в стороны.)И на место снова сядем. ( Дети садятся.)

Вернемся с беседе о рассказе “Цифры”. Озаглавим каждую из семи частей рассказа.

Кому из вас знакома эта ситуация? От кого хоть раз отмахнулись взрослые в трудную минуту? (обсуждение вопроса).

– Всегда ли люди могут понять друг друга? Всегда ли взрослые способны понять детей?

– Как вы думаете, должны ли взрослые признавать свои ошибки перед детьми?

– Какие выводы мы можем сделать из рассказа «Цифры»?

Запись в тетрадь.

– В чем смысл рассказа И. А. Бунина «Цифры»? Что мы можем взять для себя из этого рассказа?

VI. Домашнее задание.

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему: «Легко ли быть ребёнком?» (по рассказу И. Бунина «Цифры»)

– продолжая знакомство с творчеством И. Бунина, углубить проникновение в

художественный мир рассказа, выявить жанровую и композиционные особенности,

идею рассказа, художественную и языковую красоту произведения;

– активизировать мыслительную деятельность, развивать навыки анализа текста4

– пробудить желание извлекать нравственные уроки из классической литературы,

учить оценивать своё поведение, отношение с близкими.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: учитель, учащиеся, родители .

Оформление: портрет И. Бунина, выставка произведений писателя о детстве, семье «Тёплый свет детства»,; мультимедиа, плакаты с эпиграфами: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»(Эбнер –Эшенбах); «Каждый ребёнок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е. А. Аркин); фонозапись.

Словарь: деликатный вежливый, мягкий в обращении.

Алкать – сильно желать чего –нибудь.

Методы: индуктивный, метод при языковом исследовании, сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Формы : коллективная, частично групповая, интегративная (музыка и литература, литература и право).

Технологии: сотрудничества « педагог-ученик», личностно-ориентированного подхо-да; игровая (элементы).

Запись на доске и в тетрадях делается в течение всего урока, составляется таблица.

– Мои юные читатели, здравствуйте! Вы тоже можете мне сказать «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто весенние каникулы планирует провести вдали от дома.

– Здравствуйте, кто никуда не поедет.

– Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы.

-Я уже немало о вас узнала: кто- то останется на каникулах с родителями , и у них появится прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому, ведь спешить некуда – каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек и дедушек. Пожилые люди одиноки, и любое внимание для них –драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Некоторые уедут, новые впечатления увлекут вас полностью.

Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие и , самые дорогие сердцу люди. Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство.

Там тяжело всем! Как найти выход -взрослые не знают, потому что когда –то их, ещё маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться . Но мы –то с вами не пойдем по их пути, мы будем учиться у великой русской литературы в лице мастера слова, тонкого психолога И. Бунина – русского писателя –изгнанника родной земли.

Поможет продолжить знакомство с творчеством Бунина презентация «Я очень русский человек».

Чтец. Родился Бунин в Воронеже, в мелкопоместной дворянской семье в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нем чувство гордости. К роду Буниных принадле-жали Василий Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина.

Чтец. Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали. Здесь, среди неброской в своём очаровании русской природы, он научился видеть и слышать мир. Воспоминания о детстве – лет с семи, как писал Бунин, -связаны у него с полем, мужицкими избами и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот с крестьянскими детьми, ездил в ночное.

Чтец. Отец ,Алексей Николаевич Бунин, , помещик Орловской и Тульской губерний, был человек вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. Был на войне, любил прихвастнуть знакомством с самим графом Толстым. Растратил не только собственное наследство, Нои состояние жены. Несмотря на эти пороки, его все очень любили за весёлый нрав, щедрость, художественную одарённость. В его доме никогда никого не наказывали. Ваня рос , окруженный лаской и любовью.

Она всегда говорила ,то Ваня с самого рождения отличался от остальных детей, что она всегда знала о его особенности, «ни у кого нет такой тонкой души, как у него». Мать всё время проводила с младшим сыном, баловала его.

А он, попав на деревенский простор, был поражён красотой природы, и ему запомнились не совсем обычные желания: взобраться на облачко и плыть на нем в высоте, или просьба к матери, когда она его убаюкивала:

Она с улыбкой нежной

Глядит в худое личико:

– Что, милый?

-Вон ту звезду.

-А для чего?

С особенной теплотой и сердечностью Бунин вспоминал своего старшего брата, Юлия Алексеевича , который пробудил в младшем брате любовь к книгам.

В литературу Бунин пришёл как поэт. В 19 лет он покинул родовое гнездои , по словам матери, «с одним крестом на груди» ушёл в мир.

Он переменил множество профессий: корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки.

Счастливой звездой Бунина , его добрым опекуном, спутницей жизни стала Вера Николаевна Муромцева. Спокойная, заботливая, холодновато- сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был нужен ему для творчества.

Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения.

Звучит «Прелюдия» С. Рахманинова, ор.23, № 6.

Таким потрясением , страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Он отверг Временное буржуазное правительство, его лидеров и решительно не принял большевиков. В январе 1920 года он навсегда простился с Россией.

Горько отразилось бездомье в творчестве писателя.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

Оторванность от дома, от Родины заставила его замолчать на время , а потом и надолго загрустить. Удивительно точно рисуют образ Бунина слова «Певец осени, грусти и дворянских гнезд»

Память о России возвращалась все чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе «Жизнь Арсеньева». В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

Но радость по поводу присуждения высокой награды была неполной. Тоска по России –вот чем были заполнены будни писателя.

Накануне войны , в 1939 году , Бунин пишет письмо И. Сталину. Но началась война, письмо осталось без ответа. В дневнике писателя читаем: «разве можем мы забыть родину? Может человек забыть Родину7 Она – в его душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает». Но на родину он так и не вернулся.

С 7 на 8 ноября 1953 года И. Бунин тихо скончался. Похоронен на русском кладбище под Парижем Сен – Женевьев – де – Буа.

Молчат гробницы , мумии и кости,

Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он помнил о связи времен, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям. Давайте же и мы будем помнить об этом.

(С. В. Рахманинов. « Прелюдия», ор. 32, № 12 соль минор)

– Дополняют портрет писателя страницы его книг.(Работа с выставкой «Теплый свет детства»). Тема детства –одна из самых любимых тем русской литературы. ( Н Некрасов, Л. Толстой, Ф Достоевский, М. Шолохов, А. Платонов0. Этой светлой и радостной поре человеческой жизни И. Бунин посвящает стихотворение «Детство», рассказы «Сверчок», «Танька», «Зеркало», «Восемь лет рядом», роман «Жизнь Арсеньева». В этих произведениях нашли отражение темы детства, добра и зла, человеческой жестокости, любви к жизни.

Рассказ «Цифры» нельзя назвать простым, несмотря на то что его можно отнести к «рассказам о детях»

Анализ рассказа. Беседа.

– К. Паустовский писал : «Бунина надо читать , читать самому и навсегда отказаться от жалких попыток рассказать обыденными , не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и чёткостью».

Вы уже прочитали рассказ.

– Какие чувства у вас возникали?

(Возмущение, протест, обида, досада, грусть)

Запишем эти чувства на доске.

– Почему же мы испытываем эти чувства?

Задачи : выявим жанр , композиционные особенности рассказа, постараемся увидеть художественную и языковую красоту произведения, осмыслим взаимоотношения взрослых и детей, проявляющиеся в обидах, бедах, радостях и счастье.

– Прослушаем наизусть начало 1 главы

(Цель: создание атмосферы тепла и доверия, настраиваю на слово автора).

– В чем особенность такого начала? Какое местоимение встречается в каждом предложении и в первых предложениях каждой главы?

– Мы привыкли к повествованию от 3 –го лица, нам знаком и рассказ от 1 –го лица. И вдруг в этом рассказе от 1 – го лица постоянное «ты». Почему7

(-Возникает ощущение, будто обращаются к каждому из нас

-. Произведение написано в жанре послания. Именно тот, кого

повествователь называет «ты» -главный герой рассказа.

-Тебе что-то хочет объяснить взрослый человек, перед тобой в чём то

оправдаться, с твоей детской помощью понять что-то в жизни, чего не

Запись в тетрадях: жанр рассказа –послание, исповедь.

– Кто же является рассказчиком?

( -Дядя. Он приезжает в гости в семью, где живет мама, бабушка, сын

Женя, дядя – это брат мамы.)

– С чего началось то, что и через годы не дает покоя этому безымянному взрослому дядюшке?

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СЦЕНЫ ИЗ 2 ГЛАВЫ

– Прочитаем по ролям сцену из 2 главы.

Рассказчик – Андрей , мальчик – Илья.

– Оказывается , знакомство с цифрами, столь важное для мальчика, было отложено на завтра только потому, что взрослому человеку лень этим заниматься.

– Почему свой поступок спустя годы герой оценивает как «великий грех»?

(Грешно отмахиваться от детей.)

– Что думают родители?

– Были ли в вашей жизни , ребята , ситуации, когда хоть раз взрослые оттолкнулись от вас в трудную минуту?

3 ГЛАВА – КУЛЬМИНАЦИЯ ССОРЫ

– Продолжаем идти «вслед за автором».наверно, не случайно Бунин разбил рассказ на главы, ведь каждая становится ступенькой на пути к пониманию происходящего и самих себя.- каждая ссора переживает сумбурное начало, кульминационный момент, опустошение и примирение.

Итак, глава 3. В чем ее особенность?

(Ссора достигает своей кульминации)

– Важнейшая глава, которая показывает развитие конфликта в душе рассказчика.

Чтение сцены учителем.

– Какой поступок мальчика вывел дядю из себя? И как теперь , спустя годы, он оценивает поведение ребенка и свое7 На чьей вы стороне?

( Осуждаю героя, он топает ногами, кричит, не обращает

внимания на замечания взрослых. Так нельзя вести себя.)

– Что скажут родители7

(Энергия мальчика стала искать другой выход. Он

расшалился. Женя стремился познать мир.)

– Попробуем понять авторское отношение : найдем слова, оценивающие поведение взрослого и передающее отношение к ребенку

– Кому все –таки симпатизирует автор?

Не для того написан рассказ, чтобы сказать детям, как не надо себя вести, а и для того, чтобы дать возможность взрослым посмотреть на себя со стороны. Трое взрослых людей объединились и заставили одного ребенка смириться перед несправедливостью обстоятельств, но у читателей возникает вопрос:

– Имеют ли взрослые, тем более самые близкие люди, моральное право преподносить детям такие жестокие уроки?

– Можно ли поставить рядом такие слова , как право обижать?

– А какие ещё права есть у детей? Где они записаны? Кто их утверждает?

А знаете ли вы, что все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН.

Конвенция – это соглашение.

– Какие группы прав человека здесь нарушаются?

ЧТЕНИЕ 4 ГЛАВЫ ВСЛУХ.

– Сочувствуют ли взрослые мальчику, и если да, то почему они не утешили его?

-Бывало такое в жизни?

Я хочу напомнить вам слова из повести Л. Толстого «Детство»: «горькие испытания доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях» .

-Глава 5 начинается необычно, с вопроса: «И мы тотчас помирились?»- спрашиваешь ты?» О чём говорит эта фраза?

( – Оказывается, мальчик ,может, уже выросший человек,

слышит взрослого. Более того, ребенок уже забыл всё,

что произошло в тот зимний вечер)

– А взрослый? – помнит!

– Почему забыл?

( Его не мучает совесть. Ведь он не хотел никому причинять

зла, а просто жил и радовался жизни)

– Детское сердце отходчиво, оно не может долго помнить зло, питать себя ненавистью, оно жаждет любви и счастья.

Читает учитель. Ученик «оживит «картину.

Начало 6 главы по – бунински поэтично, пронизано чувствами героев.

(Опустошение. Синий вечер, незажженные свечи, грустная

Чуть раньше дядюшка вспомнит, как сердце его «сжалось при виде этих коробочек»

– Почему ни рыдания ребенка, ни его заплаканное лицо не тронули сердца взрослого человека так, как эти пустые коробочки от спичек, которые передвигает мальчик, сидя на полу?

(Они символ беспомощности , незащищенности,

Мальчик пытается заменить прекрасную мечту чем-то

мелким: играет пустыми коробочками. Стыдно обижать

таких, показывая им свое превосходство)

-Искренний порыв души сменила подделка. Это хорошо?

7 ГЛАВА – ЭПИЛОГ

– О чем узнаем в 7 главе?

Обратим внимание на то, что в 1 и 7 главах мы видим одну и ту же сцену, в начале изображенную реально, а в конце осмысленную символически. Такую композицию называют кольцевой.

Запишите в тетрадь.

А какого эффекта достигает автор, используя кольцевую композицию?

Автор обращает наше внимание на то, что конфликт в душе дяди не исчерпан, не разрешен, и именно это осознание чувства вины заставляет вновь и вновь вести воображаемый диалог со своим племянником. Грустно , что человека много лет спустя мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви желания понять другого и их отношениях. Значит, взрослый из рассказа Бунина был мудрым и порядочным человеком , а к тому же дядей, любящим своего племянника. Он разбирается в своих ошибках, просит прощения – и прощен ребенком – вот что хотел нам сказать автор, используя кольцевую композицию.

– Кто же первым пошел на примирение?

-Каким он становится?

– Что значит это слово?

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ

(Деликатный –нежный, хрупкий, мягкий)

-А вы часто используете это слово? В каких обстоятельствах?

-Какое слово находит Бунин , говоря о желании мальчика?

– Это старинное слово. Посмотрите в словаре его значение: «сильно хотеть, жаждать чего –то, стремиться силою воли»)

– Бунин – мастер русского языка. Мы убедились в том, что это слово как нельзя лучше подчеркивает огромное желание ребенка.

– Удовлетворен ли дядя?

(В принципе да. Он научил своего племянника добиваться цели, а не гоняться за неосуществимой мечтой, но в душе осуждает себя)

– Прочитайте последнюю фразу 1 главы. Какое чувство здесь преобладает?

(Дядя иронизирует над собой, он забыл самое главное- каким он был в детстве)

Обратимся к эпиграфу: «Плох тот воспитатель, который не помнит своего детства»

– В тот вечер дядя научил мальчика цифрам, а сам он получил от ребенка какой -нибудь урок?

( Этот случай помог ему критически взглянуть на самого себя)

– Какую азбуку открыл мальчик своему «очень, очень умному дяде» и всем родителям?

(Родители не должны забывать о том, какими они были в детстве, о детских радостях и горестях, нельзя превращаться в строгих дядей и тетей_

-А теперь какие чувства у вас появились?

(Доброе чувство: примирение состоялось;

Чувство удовлетворения: осуществилась мечта мальчика.)

– Посоветуете прочитать этот рассказ своим родителям?

Надеюсь, что и вы ещё раз сами перечитаете это произведение, когда у вас появятся дети.

– Автор вводит нас в сложный мир взаимоотношений взрослых и детей.

Над чем заставляет задуматься , чему учит И. Бунин?

Сформулируйте идею и запишите эту мысль в тетрадь

(Взрослые часто не видят в ребенке человека и ведут себя по

отношению к нему властно. А ведь дети- это тоже люди,

только маленькие, со своим желаниями, чувствами, которые

надо уважать. Бунин предлагает взрослым быть с детьми

терпимее, осторожнее и внимательнее, стараться не ранить их

– Как вы думаете, что написано во втором эпиграфе?

(Он был закрыт плакатом)

«Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е. Аркин)

– Почему именно эти слова взяты в качестве эпиграфа?

(Помогают выявить идею рассказа)

– Можно ли назвать этот рассказ оптимистическим?

(Ребенок нашел свое счастье. Он вырос. Он состоялся)

– Сегодня на уроке вы учились слушать автора, читали наизусть, работали со словарем, отвечали на вопросы, выявляли идею рассказа.

А как бы вы сформулировали тему урока? (тема закрыта плакатом)

(-Тема детства, семьи в рассказе.

– Взрослые и дети. и т.д.)

Я назвала урок «Легко ли быть ребенком?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

– Сверьте свои записи с рабочим листом.

Учитель читает памятку для родителей

Помните! Несчастливое детство – причина поражений, неудач, страданий взрослой жизни.

Детство не должно быть :

– серым и будничным.

Постарайтесь сделать так, чтобы воспоминания о детстве грели душу и радовали сердце, вызывали желание оправдать надежды родителей, вселяли веру в собст-венные возможности, поддерживали стойкость духа и стремление к творчеству.

Детству надо так мало и так много – материнская улыбка и крепкие руки отца, весе-лые игры и спокойный сон, уютный дом и верные друзья, яблоки в саду у дедушки и бабушкины сказки, шумные семейные праздники и сладкая колыбельная.

Детство – это стартовая площадка , это душевный капитал, с которым ребенок вы-ходит во взрослую жизнь. Сохраните в нем желание не растерять драгоценные дары детства, приумножить их и подарить своим будущим детям. Берегите воспоминания о детстве!

Домашнее задание .

Урок по рассказу И. А. Бунина “Цифры”

Уроки учителей Волгоградской земли

Татьяна Анатольевна Чернова (1967) — учитель
литературы первой категории НОУ средней
общеобразовательной школы «Гармония–Альфа»
г. Волгограда.

Урок по рассказу И. Бунина
“Цифры”

Какая мука наше
писательское ремесло!
А какая мука найти звук, мелодию рассказа —
мелодию,
которой определяется всё последующее.

На самом же деле, обладая большим талантом, он с
удивительной способностью умел выражать то, что
волновало его, тревожило героев его книг и,
конечно же, нас, его читателей.

Каждый рассказ Бунина подобен магниту. Он манит
к себе, притягивает, заставляет думать и
размышлять, вновь и вновь возвращаться к
бунинским строкам.

Давайте и мы сегодня на уроке побываем в
творческой лаборатории писателя и на примере его
рассказа «Цифры» попытаемся выяснить, как
выражается позиция героя-повествователя в
тексте от первого лица, попробуем разобраться в
сложных и противоречивых отношениях между
повествователем и героем-ребёнком. ( Учитель
обращает внимание детей на записанные на доске
вопросы-задачи.)

2. Беседа с элементами анализа и записью
основных положений урока.

— Чем необычен этот рассказ?

(Повествование в нём ведётся от первого лица,
то есть от лица героя-повествователя.)

— По какой схеме строится повествование?

Чтобы ответить на этот вопрос, подберите
местоимения: герой-повествователь (я) и
мальчик (ты).

(Повествование строится по схеме “я — ты”, то
есть отражает субъектно-субъектные отношения.)

— Какую цель преследует при этом автор?

(Для него важно то, что происходит в душе
повествователя и мальчика.)

— Каким термином в литературе мы называем
углублённое изображение психических, душевных
переживаний?

— О чём этот рассказ?

(О ссоре. Конфликте.)

— Только ли внешняя сторона конфликта
интересует писателя?

(Нет, его интересует психологическая сторона,
то есть внутренний конфликт: не просто
изображение состояния взрослого и ребёнка, а
взаимопонимания одной души другой.)

— Какова, по-вашему, главная ценность в
человеческих отношениях?

— Всегда ли люди способны понять друг друга?
Всегда ли взрослые могут понять детей?

— Как вы думаете, должны ли взрослые
признавать свои ошибки перед детьми?

(Да, это называется покаянием.)

— Почему ситуация ссоры дяди с племянником
трижды повторяется в рассказе, каждый раз
по-новому высвечивая характер конфликта и его
суть?

Пользуясь общей схемой композиции рассказа (cм.
с. 14) и тем, как дома вы озаглавили каждую часть,
распределите семь частей (глав) в соответствии с
завязкой, кульминацией, развязкой.

(В ходе работы и появляется следующая запись.)

Просьба мальчика показать ему цифры после
происшедшей ссоры.

— Обратите внимание, что слово “помнишь ли”
связывает конец и начало рассказа. Какую цель
преследует автор?

(Слово соединяет эпизод, разорванный основным
повествованием: мальчик после ссоры просит
прощения и умоляет показать ему цифры, которые
для него — заветная мечта.)

— Прочитайте, что сказано о ссоре в первой
главе.

(“Это была слишком крупная ссора”.)

— Несмотря на любовь к мальчику, герой суров
к нему. 2-я глава — начало конфликта. В чём он
заключается?

(Мальчик не согласен ждать исполнения своей
мечты — узнать цифры — и шалит, вызывая
возмущение у взрослых. Это внешний конфликт.)

(Он в душе взрослого героя: понимая сердцем
состояние мальчика, дядя поступает так, как
требуют правила воспитания, проявляя при этом
твёрдость.)

— Подтвердите эту мысль цитатой из текста.

— Какова позиция всех взрослых?

(Они все объединились: ты — мы. Этот конфликт
развивается в 3-й главе.)

— Для самого героя-повествователя “только
тут-то и начинается история”. Почему?

(Для героя происходит самое страшное: “Я весь
похолодел от ненависти к тебе”. Это всплеск
злобы, бешенства, гнева, ненависти.)

— Как изображено состояние мальчика в 4-й
главе: как каприз или настоящее горе? Иронически
или серьёзно? Равнодушен ли рассказчик к горю
ребёнка?

— Конфликт продолжается и в 5-й главе. Как бы
вы озаглавили эту главу?

(Все забыли о тебе.)

— Кто же находит путь к сердцу ребёнка? Что
заставляет мальчика пойти на примирение? И
какова цена примирения?

— Преодолён ли внутренний конфликт в
последней, 7-й главе?

(Да, преодолён, в душу снова возвращаются
любовь и нежность — ценой детского смирения,
детской сердечной чистоты и открытости.)

— Какие главные выводы мы можем сделать?

Учитель помогает детям сформулировать
выводы и записать их в тетрадь. В результате
совместной работы появляется следующая запись:

Вывод 1. Весь рассказ своим сложным
построением (композицией) отражает борьбу
радости, любви, нежности, самых лучших сторон
человеческой души со злобой, ненавистью, гневом.

Вывод 2. Постоянное обращение к мальчику
(субъектно-субъектные отношения) подчёркивает
внимание и любовь к нему со стороны взрослого,
осмыслившего ссору как драму и сохранившего в
себе живую душу.

Вывод 3. Переплетение в рассказе двух
субъектных планов (я — ты) придаёт
художественному строю рассказа лирический
характер, выразительную внутреннюю
диалогичность.

3. Подведение итогов урока.

4. Домашнее задание. Письменный ответ на
вопрос: почему рассказ И. А. Бунина назван
«Цифры»? Объясните смысл заглавия.

Про урокцифры:  Как выглядит криптография?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *