Класс: 4 «А».
Тема урока: Сравнение многозначных чисел.
Цель урока: Учить сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки.
образовательная: повторить умения читать и записывать многозначные числа, рассмотреть способы сравнения многозначных чисел;
развивающая: развивать приемы логического и алгоритмического мышления, сравнения, аналогии;
воспитательная: воспитывать ответственное отношение за результат своего труда.
Средства обучения: учебник математика М. И. Моро.
Филиппова Наталья, 46 гр.
Серебренникова С. В. _______
КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема: «Сравнение многозначных чисел»
Цели деятельности учителя:
«открытие» нового знания
: Моро М. И. Математика. 4 класс (1 часть), раздаточный материал, презентация.
Мотивация к учебной деятельности
Начинаем ровно в срок,
За работу мы возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Давайте прочитаем на слайде высказывание все вместе : «Математика – царица наук».
Как вы понимаете данное высказывание?
Математика важная наука, которая тренерует мозг, развивает внимание, воспитывает упорство.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Нацеливание на успешную деятельность.
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии
Сегодня мы с вами отправимся в страну царицы наук- Математики.
Итак, в путь!
Ребята, нас встречает мудрая Сова. Она поможет выбрать правильную дорогу. Сова приготовила для нас задание, проверить хорошо ли вы знаете сказки.
Посмотрите на слайд и выберете правильный ответ.
– Сколько туфелек потеряла Золушка?
– Сколько было поросят в сказке про поросят?
– Сколько гномов было в сказке, где в главной роли была Белоснежка?
– Сколько козлят хотел съесть волк?
Выполняют указания учителя.
Умение выражать свои мысли достаточной полнотой и точностью;
Формирование таких мыслительных операций: синтез, анализ, сравнение
Выявление места и причины затруднения
Введение числа и цифры 4
Ребята, скажите, 3 поросят было меньше или больше, чем 7 гномов?
А 7 козлят больше или меньше, чем 3 поросенка?
Что мы сейчас с вами делали с числовыми данными, которые нам были известны?
Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
Какие цели перед собой поставим?
Вам помогут слова – помощники.
Мы с вам на шаг ближе к стране Математики!
Поросят было меньше, чем гномов.
Козлят больше, чем гномов.
Тема нашего урока «Сравнение чисел»
Самоконтроль: осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качеств уровня усвоения;
Реализация построенного проекта
Ребята, мудрая Сова нам хочет что-то сообщить, давайте все посмотрим на слайд и узнаем.
Сова на слайде: Да сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа.
Исходя из этого выберите из всех знаков знаки сравнения
Как вы думаете какие знаки мы будем использовать?
А скажите, на что похожи знаки «больше», «меньше».
– Еще знаки похожи на клювик птички. Это птичка очень прожорливая, она всегда открывает клювик на число, которое больше.
Галка счет ведет зерну:
Сколько, где и почему.
Если эта кучка больше —
Птичка разевает рот.
Много пищи — будешь толще,
Мало — так наоборот.
Там, где меньше, — есть не хочет,
Клюв захлопнет и молчит.
«Кто мне голову морочит?» —
Про себя она твердит.
А когда не знает галка,
Из какой же кучки брать,
Нам с тобою галку жалко:
Вот как трудно выбирать.
Ведь и тут и там зерно Одинаково, равно!
-Покажите знак меньше. (<)
-Если левая и правая части равны, ставят знак «равно». С этим знаком мы уже знакомы. Покажите его. (=.)
А теперь давайте запишем в тетради по математики то, что мы уже сравнивали 3 поросенка и 7 гномов. 7 козлят и 3 поросенка.
Ученики начинают работу с учебником совместно с учителем.
Умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения;
Умение ставить, формулировать проблему с помощью учителя;
Принимают и сохраняют учебную задачу.
Поднимает руки класс—
Это «раз», (Потягивания под счет учителя.)
Повернулась голова —
Это «два». ( Движения головой.)
Руки вниз, вперед смотри –
Руки в стороны пошире
Развернули на «четыре». ( Повороты туловища.)
С силой их к плечам прижать —
Это «пять». ( Движения руками.)
Всем ребятам тихо сесть —
. Повторяют на учителем.
Работа в тетрадях
Мудрая Сова подготовила для нас еще задание в учебнике на странице 66 номер 1.
Молодцы ,ребята, мудрая сова нам передает, что мы еще на шаг приблизились в страну Математики.
Следующий наш шаг – это задание номер 2 в учебнике на стр 66.
Давайте рассмотрим первый пример вместе.
А сколько апельсинов?
Одна груша больше или меньше двух помидоров?
Какой знак стоит?
Запишем в тетрадь.
Три лимона больше или меньше двух помидор?
Какой знак ставим?
Третий пример сделайте самостоятельно у себя в тетрадях.
Воробьев 2, а голубь 1.
Воробьев больше ,чем голубей.
Записывают у себя в тетради.
Зонтиков 2, а сумок 3.
Зонтиков меньше ,чем сумок.
Записывают у себя
Походи на клюв птицы
умение оценивать себя на основе критерия успешности.
умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Самостоятельная работа в рабочей тетради
Ребята, вы большие молодцы! И чтобы попасть в страну Математики нам остался последний шаг! Мудрая Сова говорит открыть рабочие тетради на стр54 и самостоятельно выполнить номер 1,2.
Но мудрая Сова засчитает задание только в том случае, если выполнять вы будете тихо, никому не мешая, а главное выполните все правильно.
Давайте все вместе проверим.
Молодцы, вы все верно сделали! Вот мы с вами и попали в Страну Математики! Выполнили все задания! Поэтому страна Математики дает нам грамоту на класс и благодарит за это увлекательное путешествие!
Проверка совместно с учителем.
А наш урок подходит к концу, скажите, с чем мы познакомились на уроке?
Давайте поиграем в открытый микрофон. На доске висят незаконченные предложения, ваша задача состоит в том, чтобы вы выбрали понравившееся предложение и закончили его: •
Сегодня я узнал
На уроке было трудно
Больше всего мне понравилось Спасибо, ребята! Я была рада сегодня с вами поработать! До свидания!
Умение оценивать себя на основе критерия успешности;
Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Характерной особенностью обучения математике
первоклассников по программе ” Начальная школа
XXI века” является создание предпосылок для
формирования элементов учебной деятельности. В
процессе обучения у школьников формируются и
развиваются следующие умения: понимать учебное
задание и планировать последовательность
действий по его выполнению; работать по образцу,
плану; выбирать способ разрешения предложенной
учебной проблемы; устанавливать соответствие,
сравнивать, упорядочивать, измерять, определять
“на глаз”, описывать, составлять модель.
На уроке математике в 1 классе по теме
“Сравнение чисел.” была поставлена следующая
цель: научить приёмам сравнения числа, используя
слова “больше” и “меньше”.
Актуальность работы обусловлено тем,
что современный урок трудно представить без
использования ИКТ. Через использование
презентаций и мультимедийных программ на уроке
математики создаются условия для эффективного
усвоения обучающимися знаний и умений по
предмету. Компьютерная презентации позволяет
выстроить урок логично, поэтапно, с
использованием визуального сопровождения.
Использование компьютера в работе с классом
способствует совершенствованию традиционного
процесса обучения, повышая его эффективность в
области моделирования изучаемых процессов.
Оборудование: компьютер, учебник
“Математика” (2 ч.) – 1класс “Школа XXI века”,
рабочая тетрадь (3 ч.),
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание,
Помоги нам потрудится, мы сюда пришли учиться.
Сообщение темы, задач урока и мотивация
учебной деятельности.
Открыли тетради, записали число, прописали
цифру.
Сегодня на уроке мы восхитимся нашими знаниями
– а для этого проведем небольшую устную работу.
Потом попробуем ответить на вопрос: Как же
можно сравнивать числа.
Затем решим задачу.
И, наконец, достанем из тайников памяти кое-что
ценное, для выполнения секретного задания.
А если будите хорошо работать, в конце урока
будет сюрприз. Желаю вам успеха!
А сейчас внимание – устная работа.
Актуализация опорных знаний учащихся,
проверка, воспроизведение и коррекция знаний
учащихся.
Запишите только ответы.
Проверка: (11, 5, 2, 9, 10, 13, 6, 8) .
Возьмите простой карандаш, поменяйтесь
тетрадями. Я читаю ответы, вы проверяете. Если всё
правильно, ставите букву “М” – “молодец”.
А сейчас, ребята, внимание – решаем “весёлые”
задачи.
Три яблока было Коли.
Пять дали товарищи в школе.
Яблок сколько всего
Стало друзья, у него? (3 + 5 = 8)
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Выучили уроки. (7 – 3 = 4)
Я надеюсь среди нас нет лодырей и все готовы
работать дальше?
Но давайте с начало наберёмся сил.
Восприятие и первичное осознание нового
материала, осмысление связей и отношений в
объектах изучения.
1. Работа с учебником.
Откройте учебники на стр. 74 № 1.
Пересчитайте красные шары. Сколько их?
Пересчитайте синие шары. Сколько их?
Каких шаров меньше?
Каких шаров больше? (Синих шаров больше, чем
красных т. к. 4 больше 3.)
Объясните, почему вы считаете, что синих шаров
больше, чем красных, а красных меньше, чем синих?
(Синих шаров больше, чем красных т. к. 4 больше 3.)
(Красных шаров меньше, т. к. 3 меньше 4.)
(Синих шаров 4, а красных – 3;
число 4 больше, чем 3;
число 3 меньше, чем4.)
(Можно сравнить парами. Без пары останется
синий шарик, значит, синих шариков больше, чем
красных, а красных меньше, чем синих.)
2. Ребята, числа можно сравнивать и без рисунков.
Сегодня мы должны научиться это делать.
Стр. 74 № 2. – коллективная работа.
Так сделайте вывод, какое число больше, какое
число меньше. Сравним наш вывод с выводом учёных.
Вывод – стр. 74 (прочитать хором)
Стр. 75 № 4 – закрепление.
Работа в тетради на печатной основе.
Стр. 58 № 2
Как сравнить числа без рисунков? Какие слова
использовали для сравнения чисел?
Работа по учебнику.
Стр. 75 № 5.
Как вы догадались? (У ребят карточки с числами.)
(Повторение правила сравнения чисел)
Слайд 4 – 8
Положите перед собой тетрадь.
Вспомните, из каких частей состоит задача?
А сейчас прослушайте внимательно задачу.
Маша собрала 15 огурцов. За обедом съели 5
огурцов. Сколько огурцов осталось?
Пришло время для секретного задания.
Стр. 59 № 7 – самостоятельно.
Проверка. ( Выставить карточки с ответами на
доске.)
Учитель: – Сегодня математика продолжает
ставить перед вами трудные задачи, на которые вы
постараетесь найти ответы, рассуждая и делая
выводы. Вы знаете, что математику легче изучать
через интересные задания и игры.
– Сегодня я вам предлагаю провести очередной
тур игры “Что? Где? Когда?” между знатоками 4а и 4б
классов. В этом туре вы отвечаете на вопросы
знатоков 4а класса. Для проведения игры, которая
состоит из четырех раундов, вам необходимо
разделиться по группам-командам.
Учитель: – Сначала убедимся, что вы готовы к
испытаниям. Для этого проведем разминку в форме
тестирования.
(- правильный ответ)
Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит
в разряде десятков:
Определите правильную запись числа шесть тысяч
девять:
Назовите правильную запись числа 975 в виде
суммы разрядных слагаемых:
Назовите те выражения, значения которых
содержат тридцать десятков (предлагается работа
в черновиках):
а) 312 – 4 (308)
б) 305 + 6 (311)
в) 297 + 5 (302)
г) 270 +43 (313)
(фронтальная проверка тестов – через
мультимедиа)
Учитель: – Ребята, вы удачно провели разминку,
начинаем игру.
– С какими числами вы работали? (ответы
учащихся);
– Сегодня мы продолжим работу с натуральными
числами.
РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ
Учитель: – Внимание на экран. Сегодня задания
вам предлагают знатоки 4а класса.
“Найти закономерность, заполнить “окошки” в
таблице и ответить на вопросы”
Работа в группах
109, 706, 581, 863
(запись на мультимедиа)
Учитель: – Для чего нужно уметь сравнивать
многозначные числа? (ответы учащихся)
– Цель нашего урока: Вывести правило сравнения
чисел и научиться его применять.
(ЗАПИСЬ в тетради числа, темы урока)
Составление 1 алгоритма сравнения чисел
Учитель: – У нас есть первые финалисты по итогам
первого раунда. Это команда : Продолжаем игру. Посмотрите
на доску и определите какое задание вам
предлагается выполнить
(запись на доске)
– Каким способом можно сравнивать числа?
– На какие знания вы опирались при сравнении
чисел? (ответы учащихся)
Учитель: – я предлагаю вам вывести алгоритм
сравнения чисел.
– Чтобы сравнить два числа мы должны сделать
первый шаг:
Учитель: – Ребята, следующие шаги, вы узнаете,
сыграв в игру “Продолжи фразу:”
1) – Число 45 по сравнению с числом 90 будет
располагаться раньше или позже? (ответы
учащихся)
– Действительно раньше? (ответы учащихся – Да)
– Значить оно по сравнению с числом 90 будет больше
или меньше? (ответы учащихся)
2) – А по сравнению с числом 17 оно будет
располагаться раньше или позже? (ответы
учащихся)
– Значить оно будет больше или меньше?
(ответы учащихся)
3) – Число 100 по сравнению с числом 75 будет
располагаться раньше или позже? (ответы
учащихся)
– Точно позже? (ответы учащихся – да)
– Значит, оно будет больше или меньше?
(ответы учащихся)
4) – А по сравнению с числом 170 оно будет позже?
(ответы учащихся)
Вывод: вы проговорили правило сравнения
натуральных чисел с помощью алгоритма. В
дальнейшем вы еще не раз будете составлять
алгоритмы.
Учитель: – Прочтем это правило в учебнике на
стр.28.
– Для закрепления правила вам предлагается
сравнить числа
Закрепление применения 1 алгоритма.
Взаимопроверка в парах, сравнение с
правильными ответами.
Закрыли глазки. Вдохнули глубоко. Задержали
дыхание, выдохнули. (повторяется 3 раза). Подняли
руки вверх, потянулись. Опустили руки на парты.
Зафиксировали взгляд на тренажере и повторили
упражнения для глаз. (3 раза)
4) Составление 2 алгоритма сравнения чисел
Учитель: – По итогам 2-х раундов наибольшее
количество баллов набирает команда : Начинаем
3-ий раунд.
Учитель: – В закодированных числах знатоки 4а
класса поставили следующие знаки.
Правы ли они?
Восстановите запись и объясните, на какие
знания вы опирались при сравнении чисел?
Вывод: – Многозначные числа можно сравнивать и
поразрядно. Для этого сначала нужно определить
одинаково ли число цифр в записи натуральных
чисел.
-Сравните количество цифр в записи 1-ой пары
чисел.
Одинаково ли оно? (ответы учащихся – нет)
-Значит, больше то число, в записи которого
больше цифр.
-Сравните количество цифр во второй паре.
Одинаковое? (ответы учащихся – да)
-Какое число будет больше? (ответы учащихся – то,
у которого цифра в первом несовпадающем разряде
будет больше)
– Вы получили еще один алгоритм сравнения
натуральных чисел. Оба алгоритма однозначны.
Прочтите правило в учебнике на стр.28.
– Как вы считаете, справились ли вы с заданием
знатоков 4а класса?
РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ ПО УЧЕБНИКУ
Учитель: – Разгадав анаграмму, вы узнаете
следующее задание.
(запись анаграммы на мультимедиа)
Учитель: – Повторим алгоритм решения задачи на
пропорциональное деление
Чтение условия задачи и усвоение ее содержания.
Анализ задачи и составление краткой записи в
виде таблицы, под руководством учителя.
(По ходу ответов строится таблица на
мультимедиа)
а) О каких величинах говорится в задаче?
(о времени работы рабочего и ученика, о
количестве вытачиваемых деталей рабочим и
учеником, об изготовлении за час)
б) Уточним, какие числовые значения
соответствуют этим величинам.
Поиск решения задачи.
– Можно ли сразу узнать, на сколько деталей за 1
час больше вытачивает рабочий, чем ученик? (Нет,
так как мы не знаем, сколько за 1 час вытачивает
рабочий и сколько за 1 час вытачивает ученик)
– Можно ли узнать, сколько изготавливает
деталей рабочий за 1 час (Да, нужно его выработку
разделить на время его работы)
– Ученик за 1 час? (Да, нужно его выработку
разделить на время его работы)
– Зная производительность рабочего и ученика,
можно ли ответить на вопрос задачи? (Да, для этого
из большего числа вычтем меньшее)
Узнаем, сколько за 1 час изготавливает деталей
рабочий (действие – деление)
Узнаем, сколько за 1 час изготавливает ученик
(действие – деление)
Узнаем, на сколько больше деталей
изготавливает рабочий, чем ученик (действие –
вычитание)
Решение задачи самостоятельно
Самопроверка на мультимедиа
Составление выражения к задаче.
Сравните с выражением в учебнике. В чем разница?
Вывод: Чему мы учились, решая задачу? (ответы
учащихся)
РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И
СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Учитель: – Знатоки 4а класса вступают в
последний раунд игры против вас. 4-ый раунд
определит сильнейшую команду. Они предлагают
продолжить высказывание.
Учитель: – С какими способами сравнения
натуральных чисел вы познакомились на уроке?
Назовите алгоритмы сравнения чисел.
– Для успешного усвоения нового материала мы
использовали игру “Что? Где? Когда?”, подведем
итоги игры.
Планируемый результат обучения
правило разностного сравнения чисел.
Уметь: выполнять разностное сравнение;
находить большее и меньшее числа;
сравнивать группы предметов по количеству;
устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.
Используемые педагогические технологии
: формирование самооценки на основе критериев успешной учебной деятельности;
: формулировать и удерживать учебную задачу: раскрытие понятия о натуральном ряде чисел; применять установленные правила в планировании способа решения: счёт предметов.
: использовать общие приёмы решения задач, умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
: проявлять активность во взаимодействии в игре для решения коммуникативных и познавательных задач.
Фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, групповая работа
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Мотивирую к уроку. Организую актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Приветствуют учителя и друг друга.
Настраиваются на работу.
Ребята я предлагаю начать наш урок необычно. Посмотрите на экран, к нам в гости спешит паровозик Букашка, чтобы поднять наше настроение.
(Прослушивание 1 куплета песни паровозика)
(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
(Самоорганизация и организация своего рабочего места)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организую актуализацию умения вести счёт.
Отвечают на вопросы.
Мы будем сравнивать числа.
Выполняют задание письменно и устно с объяснением.
Начнем мы наш урок с математической разминки.
– Посчитайте до 10, обратно.
– Посчитайте от 3 до 9, от5 до 10, от 6 до 1.
– Назовите соседей числа 2, 4.
– Какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9.
– Назовите число, которое следует за числом 1,4,8.
– Назовите число предшествующее числу 7,4,9.
( Ученику получают карточки с числами на свой ответ)
– Сколько пальцев на руке?
– Сколько сторон у квадрата?
– Сколько хвостов у двух котов?
– Назовите соседей числа 7? (6,8)
Посадили мы в лесочке
Восемь кленов и дубочек.
Сколько всего деревьев?
Лезет ежик на порог,Тащит яблоки в пирог. Яблок пять он отыскал,А два – дорогой потерял. Кто из вас ответить мог,Сколько же пойдет в пирог?
Перед нами числа, ребята встаньте в порядке увеличения (в порядке возрастания),
А теперь в порядке уменьшения (убывания)
Что мы видим на карточках у ребят? (числа)
А теперь переверните свои карточки, прочитайте, какое слово получилось? (Сравнение)
Ребята подумайте, какая же сегодня тема урока?
Да сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа, но сначала выполним следующее задание.
У вас у каждого на столе есть карточки, возьмите их. Сравните группы предметов по их количеству, составляя пары, и поставьте знаки «=» или «не =».
Почему мы поставили именно эти знаки?
Сегодня перед тем, как прийти в школу, я зашла в магазин и купила там яблоки и груши. В одном мешочке груши, в другом яблоки. Сколько их я не скажу, а дам вам только одну подсказку. Между этими мешочками я поставлю знак «не равно».
А чем сообщает нам этот знак.
Одинаковое ли количество груш и яблок?
III. Выявление места и причины затруднения
Организую выявление места затруднения.,
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Должны были определить, на сколько предметов в одной группе больше, чем в другой, с помощью арифметического действия.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Проговаривают цель учебной деятельности
Чем это задание отличается от тех, которые мы делали раньше? (В мешках было видно количество)
А попробуйте определить, чего больше яблок или груш?
Кто смог определить?
Обоснуйте свое мнение.
А кто не смог?
Какой вывод сделаем. Чем неудобен этот знак?
(Он показывает, что числа неравны, но не указывает, какое из них больше, какое меньше)
Давайте вместе с вами попробуем составить план, который нам поможет выйти из затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
составление совместного плана действий
Узнать правило, как определить, какое число больше или меньше другого.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.
Ребята, а что значит сравнить числа?
(определить, где больше или меньше)
Откройте учебник и проверьте свои ответы. Чтение стр 66.
Что нам необходимо сделать с этими мешочками, чтобы ответить на наш вопрос.
Сосчитать количество предметов в мешочках.
Шаг второй: Обозначить их количество соответствующим числом
А как определить?
Нам в этом может помочь числовой отрезок, нам нужно посмотреть какое из сравниваемых чисел идет раньше, а какое позже. Но вы должны запомнить, что название знака дает число, стоящее слева.
Мы определили, переходим к четвертому шагу:
Поставить знаки «Больше», «Меньше» или «Равно».
Знакомство со знаками, если у детей возникли трудности.
Посмотрите, ребята, у нас получился план, он вам будет помогать сравнивать числа.
Но сначала давайте отдохнем.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (
(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)
(Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики)
Выполняют под музыку физические упражнения, предлагаемые в тексте
(Дети двигаются под музыку, когда музыка прекращается, дети объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.)
-Сколько ног у человека?
-Сколько ушей у двух зайцев?
-Сколько глаз у человека?
-Сколько будет 2+1?
(Умение применять правила охраны своего здоровья)
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учащиеся проговаривают правила работы в группах.
Ученики в парах выполняют задания
Сравнение групп предметов по количеству.
Работа по учебнику №2 стр 66.
Работа в парах задание №2 на карточках. Работаем по очереди, начинают дети, которые сидят под №1, потом под № 2. У каждого из вас по 30 секунд. Готовы? Тогда начинайте.
А теперь мы с вами поиграем.
Выполнение задания №3 в учебниках.
Я вызываю к доске двух учеников, у которых в руках числа. Остальные ребята должны сравнить их и поднять, нужны знак. ( У каждого на парте имеется знак)
Работа в рабочих тетрадях.
№2 стр 54 с проговариванием.
№3 стр 54
Проверка по шаблону.
(Учатся работать по предложенному
(Сравнение математических записей по нескольким основаниям; нахождение закономерности; самостоятельное продолжение их по установленному правилу)
(Использование простейших приемов анализа различных видов записей, умение устанавливать аналогии)
Включение в систему знаний и повторение.
Выполнение заданий на закрепление.
№4 стр 55
Работа в группах по 4 человека
Перед вами на парте лежат рисунки, у каждого из вас есть метку (название множества). Каждый из должен собрать элементы, относящиеся к вашему множеству.
Задание №6 стр 67 в учебнике. (устно)
Восстанови картинки по порядку.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
самооценку учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют самооценку своей деятельности.
А я еще раз хочу вернуть к тем словам, с которых мы начали урок. Как вы думаете, наше время на уроке прошло сегодня не зря
Что нового вы узнали на уроке?
Какое задание было самым интересным?
Какое задание вызвало трудности?
Пригодятся нам эти знания в жизни?
Как вы оцените свою работу на уроке?
Если у вас все получилось, покажите мне смайлика, который улыбается, а если у вас возникли трудности по этой теме, поднимите грустного смайлика.
А теперь давайте себя похвалим и наградим аплодисментами.
(Оценивание разного вида деятельности на уроке)
(Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность
I. Мотивация к учебной деятельности
2. Устный счёт
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
4. Постановка задач урока
5. Решение логических задач, нацеленных на формирование умений, необходимых для работы с правилами сравнения чисел.
7. Решение задач на применение различных способ проверки правил сравнения чисел.
8. Рефлексия. Подведение итогов.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
– Ребята, повернитесь, пожалуйста, подарите улыбку мне, друг другу.
– Посмотрите на слайд, выберите установку на урок, поднимите вверх № карточки своей установки.
1. Узнать то, что не знаю.
2. Внимательно слушать учителя и отвечать на вопросы.
3. Ничего не изучать нового, решить только то, что умею.
4. Найти самому (в паре) новый способ.
Самостоятельная работа в парах:
– Предлагаю поработать в парах, повторить таблицу сложения и вычитания, и решить задание «Бомбочка». Необходимо записывать только ответы, пока не взорвалась бомбочка.
– Вспомните правила работы в паре.
– Приступаем к работе.
Рефлексия работы в паре:
– С кем было приятно работать? Почему?
– Кто помог вам? Кому помогли вы? Кому и за что хотите сказать спасибо?
Расскажите свое предположение по образцу:
– При каком условии работа может быть правильна?
– Какие ошибки можно допустить при выполнении.
Сличение вариантов ответов в паре с учителем:
– Сравните свои варианты ответов с моим рядом ответов.
– Оцените свои работы на листочке, где работали по линейке успеха с критерием «правильность».
Использование приема «Яркое пятно».
На доске представлено 3 числа и ряд слов.
– Посмотрите внимательно на доску и попробуйте определить тему нашего урока.
– Обсудите данный вопрос в паре.
8 17
– Будем сравнивать числа.
А что ещё можно сравнивать в жизни?
– Если тема есть, значит, сможем сказать, какие задачи урока сегодня перед нами стоят.
– Давайте попробуем сформулировать задачи нашего урока.
Работа учащихся в паре.
– Перед вами записан ряд слов, проговорите в паре каждую задачу:
Выслушивает мнения учащихся:
– Кто готов озвучить?
Фиксация темы и задач на доску.
– Тема определена, задачи поставлены.
1. Подготовка к открытию правил:
– Мы сегодня попробуем найти способы сравнения чисел и сформулировать правила сравнения чисел.
– А откуда берутся правила, кто их составляет? (Ученые, исследователи)
– Значит, мы будем – учеными – исследователями.
2. Первое правило сравнения чисел:
– Какие слова мы используем, сравнивая количество предметов?
– Теперь сравним с помощью карточек, где больше, а где меньше предметов.
– А теперь посмотрите на диаграмму нашего класса.
– Догадайтесь, что я показала на схеме?
– Что обозначают буквы Д (девочки), М (мальчики)?
– Можете ли вы по схеме сказать кого в классе больше, кого меньше?
– Ребята, а как я узнала, что девочек больше и сделала в схеме этот участок больше?
3. Практическое (наглядное) сравнение чисел:
– Давайте проверим, посчитаем девочек. Выходите девочки.
– Девочек 13.
– Выходят мальчики. Мальчиков 7.
На доске числа: 13 7
– А каким способом еще можно сравнить, кого в классе больше? (построиться парами). Из кого у нас будут состоять пары? (д. м.)
4. Фиксация слов «раньше», «меньше»:
-Вернёмся к числам.
– Какое из этих чисел при счёте мы называем раньше?
– Как вы думаете больше оно или меньше 13? (Меньше)
– Добавим это в схему на доске:
5. Фиксация слов «Больше», «позже»:
– Используя слова «Больше» « позже», сформулируйте, где стоит число 13?
– Значит, больше оно или меньше 7?
– Закрепляем слова раньше и позже с помощью карточек учи.ру.
6. Работа учащихся в парах.
– А теперь, пользуясь схемой (СЛОВАМИ-ПОМОЩНИКАМИ), попробуем сформулировать правило сравнения чисел.
– Какая группа готова озвучить правило?
– Выходите к доске.
– Где можно проверить нашу работу?
– Как вы думаете, совпадают ли наши выводы с мнением авторов учебника?
– Давайте проверим.
– Откройте учебник на с. 84, прочитайте.
-Меньше то число, которое при счёте называют раньше, больше то число, которое при счёте называют позже.
– Совпал ли наш ПРОГНОЗ?
7. Использование слов – помощников № 1 с. 84.
– Какого цвета держит девочка шарики?
– Посчитайте внимательно, сколько синих шаров, красных?
– Используя числа 3, 4 и слова-помощники, построим математическое высказывание.
Несколько учеников вызываются к доске.
Остальные в роли жури.
– Давайте повторим хором.
8. Закрепление первого правила сравнение чисел:
– Проверим наше правило на практике, выполнив № 3 на с. 84.
– Кто готов ответить, доказывая словами из правила №1.
– Какое число больше 13 или 19?
– 20 больше 15?
– 8 больше 5?
– Прочитайте второе предложение.
– 11 или 14?
9 Ребята, а знаете ли вы самое большое число? Назовите!
– А самое маленькое?
– Самого большого числа нет, какое бы вы число ни назвали, к нему можно прибавить 1 и получите большее число.
10. Сравнение чисел 13, 7 с помощью линейки (+РТ с.58 № 3):
– А теперь положите перед собой линейку, найдите числа 13, 7.
– Какое из этих чисел находится на шкале левее?
– Оно меньше или больше? (меньше)
– Какой вывод сделаем? (То число, которое левее, оно меньше).
– Добавим в нашу схему:
11. Где находится на числовой прямой число 7 правее, или левее? (Правее)
– Какой вывод? (То число, которое правее, оно больше)
– Добавим в схему:
– Давайте попробуем сформулировать вторую часть правила.
– Число, которое написано левее – меньше, а то, которое на шкале правее – больше.
12. Формулирование 2 правила сравнения чисел:
– Попробуем сформулировать второе правило сравнения чисел. О БСУДИТЕ В паре.
– Кто готов озвучить правило?
– Меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, больше то число, которое написано правее.
– Где можно проверить нашу работу? (Спросить у учителя, в интернете, у родителей, в энциклопедии, в учебнике)
– Страница 85, прочитайте второе правило.
В новые сапожки.
(поочередно выставлять ноги вперед)
Вы шагайте, ножки,
Прямо по дорожке.
(Шаги на месте)
Вы шагайте, топайте,
По лужам не шлепайте.
(Прыжки на месте)
В грязь не заходите,
Сапожки не порвите.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
– Закройте учебники, откройте рабочую тетрадь на с. 58, №1.
– Спрогнозируйте: справитесь ли вы с этим заданием:
– не справитесь
– Поставьте то слово, которое считаете нужным.
– Приступаем к работе. К доске пойдут работать 2 человека (с обратной стороны).
– Проверяем по образцу.
– Оправдался ли ваш прогноз после проверки?
– Поднимите руку те, у кого результат и прогноз совпали?
– Поднимите руку те, кто сомневался, а выполнил верно?
2. Рабочая тетрадь с.58, №2
– Запишите пропущенные числа.
– Числа в ряду, которые больше 14, закрасьте красным цветом.
– Числа, которые меньше 12, закрасьте синим цветом.
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте, начертите шкалу «правильности» и оцените своего соседа.
3. Самостоятельная работа в парах.
– Найдите № 4 на с. 58 рабочей тетради.
– Выполните задание в паре.
– Давайте проверим вашу работу.
– Те пары, которые сумели договориться и записали одно и то же число, покажите сигналом светофора (на парте лежат 3 круга: красный, желтый, зеленый).
– Какие задачи ставили ранее, все ли выполнили?
– Какие выводы для себя сделали?
– Вспомните, каждый из вас ставил в начале урока себе цель (установку), каждый ли смог ее достичь? – Что в этом помогло?
– Оцените свой уровень по теме сравнения чисел по «дорожке успеха»:
– Не понимаю
– Знаю и понимаю
– Понимаю и могу применить
– Могу научить другого – В качестве закрепления материала, предлагаю выполнить карточки на Учи.ру: «Необходимо подобрать к рисунку схему».
Приветствуют учителя и друг друга. Настраиваются на работу.
Учащиеся поднимают карточку с номером своей цели на сегодняшний урок.
Вспоминают правила работы в паре. Решают выражения на сложения и вычитания, помогают друг другу. Высказывают благодарность соседу по парте по предложенному образцу.
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают в паре свои варианты в выборе темы урока.
Формулируют различные варианты темы урока.
Научиться сравнивать числа.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Работают в паре, высказывают свои мнения, пытаются прийти к единым высказываниям.
Высказывают свое мнение по каждой строке, предложенных учителем, пытаясь сформулировать задачи урока. Учащиеся предлагают фронтально свои варианты, проводится коррекция ответов и согласованный вариант фиксируется на доске.
Создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают с помощью карточек учи.ру, где больше, а где меньше нарисовано предметов с помощью подсчет предметов. Сравнивают наглядно, где столбец больше, а где меньше, высказывают свой аргумент. Отвечают на вопросы по диаграмме.
Делают вывод, кого в классе больше, сравнивая столбы по высоте.
Визуально сравнивают числа 13 и 7, доказывая самостоятельно, что девочек больше. По очереди выходят девочки
, затем мальчики
.
Предлагают свои способы сравнения чисел. Высказывают свое мнение, какое из чисел называется раньше и больше оно или нет.
Добавляют своим мнением слова в схему: меньше, раньше.
Используют слова больше и позже, сравнивая число 13 с числом 7.
Добавляют своим мнением слова в схему: больше, позже.
Решают карточки со словами раньше и позже, используя картинки.
Обсуждение в паре первого правила сравнения чисел.
Выходят к доске по желанию, произносят несколько вариантов.
Сравнивают полученные варианты по учебнику, открывают с. 84.
Делают выводы о сравнении вариантов с учебником.
Выполняют № 1 с. 84, отвечая на вопросы учителя.
Пытают построить математическое высказывание, используя слова помощники.
Несколько учеников отвечают у доски, затем остальные ученики анализируют успехи в освоении первого правила сравнения чисел.
Для закрепления правила, произносят хором верное высказывание.
По очереди выполняют № 3 на с. 84, используя слова из правила № 1.
Анализируют свои успехи по таблице.
Выполняют № 3 с. 84, закрепляют первое правило сравнения чисел.
Работают с линейкой. Находят на линейке числа 13, 7. Сравнивают эти числа, с помощью наводящих вопросов учителя.
Делают вывод, где стоит каждое из чисел.
Добавляют в схему дополнительные слова «левее», «меньше», «правее», «больше».
Формулируют 2 часть правила.
Работают в парах.
Высказывают свои мнения, формулируют 2 правило сравнения чисел в единое целое.
Сравнивают свои варианты с ответами одноклассников.
Отвечают на вопрос, где можно найти ответ.
Обращаются к учебнику на с. 85.
Читают правило, сравнивая вариант ответа с общим.
Фиксируют свои высказывания по правилу № 2 в таблице требований.
Делают вывод, какое правило легче запомнить, лучше применить и т.д.
Встают и выполняют физкультминутку под контролем учителя.
Открывают рабочую тетрадь на с.58 № 1.
Прогнозируют свои действия: отмечают в таблице предполагаемый уровень выполнения задания.
Каждый работает самостоятельно у себя в тетради, 2 человека выходят к доске.
Сверяют свои варианты ответов с доской, делают самооценку своих работ.
Фиксируют в таблице реальный уровень владения способом сравнения чисел.
Поднимают руки те, у кого в таблице результаты совпали.
Работают в рабочей тетради, выполняют № 2 вместе с учителем.
Обмениваются тетрадями, чертят шкалу «правильности» и оценивают результаты.
Выполняют работу в паре № 4 с.58.
Оценивают свои результаты работы в паре с помощью «сигнала» светофора.
Формулируют связное высказывание, делают выводы.
Оценивают свои знания на уроке по теме «Сравнения чисел».
Фиксация цели (установки) своей работы на уроке.
Осуществление взаимного контроля и оказывание взаимопомощи.
Словесная оценка работы товарища за работу в паре.
Самооценка работы в паре по линейке успеха с критерием «правильность» на основе сличения с вариантом учителя.
Самооценка на основе сравнения с ответами одноклассников.
Словесное сравнение вариантов, коррекция, фиксация согласованного варианта на доске.
Самооценка на основе сравнения с ответом в учебнике.
Самооценка своих высказываний по таблице требований.
Взаимопроверка по шкале «правильности».
Оценка работы в парах показ «сигналом» светофора.
Фиксируют на «Дорожке успеха» уровень своих знаний.