Уроки математики в 1 классе знакомство с цифрой 1

Один. Много.

Число и цифра 1

Королёва Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №2

г.Нефтекумск

Игра «Почтальон»

1

4

7

10

6

3

9

8

5

2

Кто вышел первый, если он стоит слева от собачки?

Чего много?

Чего один?

физминутка

Молодцы!

Нарисуй портрет единицы

Это – цифра единица.
Первой быть она стремится!
Всех прямее и ровней,
Остальные все – за ней!

В правый верхний уголок
Карандаш веди, дружок,
А затем – левее, вниз:
Вот – одна из единиц!

1

Использовала слайд Елены Берюховой из презентации про число и цифру 1

Источники

http://aura-dione.ru/gallery/images/985635_klipart-zaika.jpg – зайчик

http://picsview.ru/images/2275676_krokodil-multyashnyi.jpg – крокодил Гена

http://zaikinmir.ru/kartinki/images/chenok/chenok-kartinki-1.jpg – собака

http://img4.cliparto.com/pic/s/233606/5060569-fox.jpg – лиса

http://kaplyarosi.ru/wp-content/uploads/2015/05/1.png – единица

https://kak2z.ru/my_img/img/2016/10/07/3254e.jpg

http://lusana.ru/files/1285/573/7.jpg

http://smailik.ucoz.com/_ph/79/2/388517538.gif 1

http://sovetskiyroo.narod.ru/iz_opita/kopilka/2007-11-12-sov_pot_4/vasileva/docs/01000000.gif 1

http://justclickit.ru/flash/alfa/alfa%20(6506).gif 1

http://s2.rimg.info/e7815bbacd6952666c3880627096f761.gif 1

http://justclickit.ru/flash/alfa/alfa%20(3564).gif 1

http://s2.rimg.info/01a9913d26410aa9d57d58c2d240e2df.gif 1

https://img0.mp-farm.com/2352504.jpg?w=902&h=600 – фон физминутки

Подробности
Категория: Рабочие материалы к урокам литературного чтения. 1 класс

Уважаемые педагоги!

Материалы данного раздела сайта помогут организовать систематическую самопроверку достижений учащихся и, надеемся, станут хорошим подспорьем для выработки у школьников навыков самоанализа и самооценки. Работы, собранные на сайте, не требуют контроля учителя и, тем более, оценивания.

Предлагаемые работы разработаны с целью организовать систематическую самостоятельную работу школьников по анализу учебных достижений. Учащимся предлагается несколько этапов работы.

На первом этапе они знакомятся с вопросом, отвечая на который проверяют свои навыки и умения в определённой области (анализа, сопоставления, оценки информации).

Второй этап работы — непосредственно вопрос, проверяющий конкретные знания и умения ребёнка.

На третьем этапе школьник самостоятельно оценивает свой ответ. Таким образом, учитель может оценить прогностические умения ребёнка, степень его уверенности в собственных знаниях.

Завершающим этапом работы должен стать анализ. По итогам ребёнок оценивает всю работу целиком.

Внимание!

Мы не рекомендуем выставлять какую-либо отметку за работу, поскольку это не отвечает цели работы и может снизить заинтересованность школьников в дальнейших занятиях.

Начинаем!

Жили-были буквы

Сказки, загадки, небылицы

Апрель, апрель. Звенит капель

И в шутку и всерьёз

Я и мои друзья

О братьях наших меньших

Подводим итоги учебного года

Ключи

Уроки математики в 1 классе знакомство с цифрой 1

Просмотров: 2114

Задания к №3

– Нарисуйте в центре квадрат

– над квадратом нарисуйте круг

– слева от круга нарисуйте треугольник

– нарисуйте овал так, чтобы квадрат был слева от него

—Кто выполнил задание верно – поднимите зелёный кружок, кто

ошибся – красный.

– Что мы повторяли? (Равные множества, понятия «внутри, вне, над,

справа, слева»)

III. Самоопределение к деятельности

Практическая работа

—На д о с к е расположены предметные картинки: два яблока, одна

груша, две морковки, одна клубника, один арбуз, две вишенки.

—Как назвать множество, выложенное на доске? (Множество плодов.)

—– На какие 2 группы можно разделить данные предметы?

—Учащиеся могут предложить различное деление, учитель должен

остановиться на делении на группы по количеству предметов.

—– Расположите предметы соответственно группам:

—1 груша 2 яблока

—1 клубника 2 морковки

—1 арбуз 2 вишенки

—Учащиеся располагают на партах рисунки. Затем 1 ученик выходит к

доске и выполняет задание. (Самопроверка по образцу на доске)

—Кто выполнил задание верно – зелёный кружок, кто ошибся –

красный.

—– Что можно сказать о предметах первой группы? (Их по одному.)

—Сколько во множестве груш? Сколько клубник ? Сколько арбузов ?

—Как можно обозначить количество этих элементов на письме? (Точкой,

палочкой, пальцем,……цифрой)

В математике для обозначения количества существуют специальные знаки

(цифры).

— Сформулируйте задачи урока. (Начать знакомство с цифрами,

познакомиться с цифрой, которая обозначает число 1.)

От крываем тему урока Число и цифра 1

IV. Работа по теме урока

1. Фронтальная работа

—С какого числа начинают счет? (С числа 1.)

—Число 1 также называют единицей.

—Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно

сказать «один»? (Один учитель, одна доска, один телевизор, один экран

и т. д.)

—Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? (Нос, рот, лоб, голова.)

Тема: МНОГО. ОДИН. ЦИФРА 1

Цели урока: познакомить учащихся с числом 1 и его графической записью – цифрой 1, учить соотносить число и цифру; учить детей сравнивать «один» и «много»; работать над развитием логического мышления учащихся; прививать детям интерес к предмету, аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Знакомство с понятиями «много» и «один».

Учитель выставляет на наборное полотно (магнитную доску, фланелеграф) группу предметов таким образом, чтобы один из них был отличен от других.

Например: 9 кругов синих, 1 – зелёный;

5 кубиков больших, 1 маленький и т. д.

– Что заметили? (Синих кругов – много, зелёный – один.)

Если учащиеся начнут считать предметы, которых много, учитель должен задать наводящий вопрос, чтобы подвести учеников к ключевому слову «много», например:

– Что можно сказать о числе синих кругов по сравнению с зелёными?

– Если бы мы не могли сосчитать все синие круги, что бы сказали об их количестве? И т. д.

– О каких предметах в нашем классе можно сказать, что их много? (Столы, стулья, цветы, мальчики, девочки и т. д.)

– Про какой предмет можно сказать, что он только один? (Доска, дверь, учитель и т. д.)

2. Формирование умения различать понятия «много», «один».

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

По сюжетной картинке (с. 20, часть 1) учащиеся составляют рассказ, используя понятия «много», «один».

– Каких предметов нарисовано много?

– Какой предмет – один?

Данную работу можно провести в виде игры «Кто самый внимательный?».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.

Ученики выполняют задания в рабочей тетради.

– Слева нарисуйте много жёлтых треугольников, справа – один красный квадрат.

– Вверху нарисуйте много зелёных кругов, внизу – один голубой треугольник.

– Нарисуйте одно яблоко и много цветов. И т. д.

Дети могут и сами предложить аналогичные задания.

В з а и м о п р о в е р к а.

3. Упражнение в умении сравнивать предметы и группы предметов.

Р а б о т а в т е т р а д и.

З а д а н и е 1 (с. 6 в тетради № 1):

– Какие фигуры изображены на рисунке?

– Чего больше?

– Почему так считаете?

– Обоснуйте ваше мнение. (Учащиеся соединяют стрелочками пары: круг – квадрат.)

– На сколько квадратов больше, чем кругов?

– Раскрасьте «лишний» квадрат.

III. Знакомство с цифрой 1. Подготовка к письму и письмо цифры 1.

1. Подготовка учащихся к восприятию цифры 1.

Учитель. Вы закрасили 1 квадратик, показав тем самым, что квадратов на 1 больше, чем кругов.

– А можно ли как-то по-другому записать то, что остался 1 квадрат?

– Совершенно верно, число 1 можно записать с помощью цифры 1.

(Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 1.)

– На что похожа цифра 1?

– А вот С. Я. Маршак написал о единице так:

Вот один, иль единица.

Очень тонкая, как спица.

2. Анализ образца.

– Из скольких элементов состоит цифра 1?

– Из каких?

– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?

– Тогда посмотрите, как её буду писать я. (Учитель несколько раз прописывает на доске цифру 1, объясняя учащимся её особенности.)

3. Письмо цифры 1.

– А теперь попробуйте написать цифру 1 сами.

Сначала учащиеся «прописывают» цифру в воздухе под счёт, затем обводят по точечным контурам (с. 6 в тетради № 1, задание 2), после чего пишут цифру с а м о с т о я т е л ь н о.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV. Работа над развитием внимания, логического мышления учащихся.

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

– Посмотрите на рисунок (с. 21, часть 1).

– О чём можно сказать «много»?

– О чём можно сказать «один» («одна», «одно»)?

З а д а н и е на развитие логического мышления.

Учитель может использовать задание, данное в учебнике (с. 21, часть 1), либо подобрать своё задание.

– Кто с каким клубком играет? (Рыжий котенок играет с большим синим клубком, белый котенок – с маленьким синим, а серый котенок – с красным.)

– Как рассуждали?

V. Итог урока.

– Чему научились на сегодняшнем уроке?

– Какое задание понравилось больше всего? Почему?

Уроки математики в 1 классе знакомство с цифрой 1

Тема: Число 1. Цифра 1.

Цель: познакомить с числом и цифрой 1; рассмотреть перестановки из трех

элементов; развивать речь, познавательные способности, внимание, память, логическое

мышление; прививать интерес к математике.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать и писать цифру 1;

обозначать цифрой 1 соответствующее количество предметов; осуществлять само- и

взаимоконтроль.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

А сейчас проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Инд.задание (у доски работают двое) работа с множествами

– Выдели плавной линией множества. Соедини каждое множество с квадратиком

и укажи при помощи точек количество элементов в данном множестве.

Равное и неравное множества

Задачи в стихах

Сколько раз твердили кошке:

Некрасиво есть без ложки.

Только я вбегаю в дом,

Лижет кашу языком.

С поросенком еще хуже:

Он опять купался в луже.

И козленок непослушный-

Съел четыре грязных груши.

– Сколько было непослушных? (3)

– А всегда ли вы послушны?

Три яблока из сада

Ежик притащил,

Самое румяное

Белке подарил.

С радостью подарок

Получила белка.

Сосчитайте яблоки

У ежа в тарелке. (2)

– А знаете ли вы, что яблоко – очень полезный фрукт? Недаром в русских

народных сказках яблоки называют молодильными. Съедая по яблоку каждый день, вы

укрепляете свои зубы, а ваш организм при этом получает витамины, которые

необходимы для развития памяти.

3. Выявление места и причины затруднения.

Какой предмет в классной комнате один? (Доска, учительница, час, ноутбук…)

– А как это обозначить на письме?

– Сформулируйте тему урока. (Число и цифра 1)

– Для чего нам надо познакомиться с этой цифрой?

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

– На что похожа цифра 1?

– Число 1 обозначают цифрой 1.

5. Реализация построенного проекта.

Один – очень важное число. Каждый человек в мире один. Одна мама у ребенка.

Одно солнце на небе. Но это число часто грустит. Грустно человеку жить одному.

Веселее, когда вокруг друзья.

Поиграть решили дети.

Встали в круг все, кроме Пети.

Он один не захотел

И, надувшись, в угол сел.

Но прошла одна минутка-

Разревелся не на шутку.

Догадались почему?

Стало скучно одному.

– А еще число 1 часто встречается в пословицах и поговорках. Попробуйте их

продолжить.

Один за всех, … (и все за одного).

Лучше один раз увидеть, … (чем сто раз услышать).

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа по учебнику стр.46

Задание 1. Посмотри на рисунки. Найди цифру 1. Скажи, где еще можно увидеть

цифру 1?

Задание 2. Сравни множества на рисунках. Какой знак: = или неравно, надо

поставить между ними.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради стр.34, № 1,2,3,4.

Учимся писать цифру 1. Проведите линию из середины клетки в верхний правый

угол. Теперь ведите линию до середины нижней границы клеточки.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Работа парами. (на листочках)

Посмотри внимательно на рисунок и обведи кружочком все цифры 1.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

– С каким числом и с какой цифрой мы познакомились на уроке?

– У кого хорошо получается писать цифру 1?

– Кому еще нужно немного потренироваться?

– Оцените свою работу на уроке.

– Какое задание вам было интересно выполнить сегодня на уроке?

– Что показалось трудным?

– Молодцы ребята!

Закевич Наталья
Конспект кружка по занимательной математике «Знакомство с числом 1, цифрой 1»

Конспект кружка по «Занимательной математике»

Знакомство с «Числом 1, цифрой 1»

Тема: Знакомство с «Числом 1, цифрой 1»

Цель: Образовательная – учить детей соотносить цифру 1 с числом 1, умение сравнивать предметы, согласовывать числительное «один» с существительным в роде и падеже.

Развивающая – развивать внимание, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук;

Воспитывающая – воспитывать самостоятельность, желание помогать друг другу.

Материалы : конверт, сюжетные картинки, разрезные картинки с цифрами, счетные палочки (5 на каждого ребенка, картинка с моделью цифры 1, нитки, тетрадь).

Ход.

1. Организационный момент.

Педагог: Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся,

и друг другу улыбнёмся!

– Подарим друг другу улыбки.

– Сегодня я вас приглашаю в путешествие в страну «Математика»

– Попадёт в страну «Математики» тот, кто умеет считать. А теперь не зевайте, в круг скорее все вставайте.

Д/и «Сосчитай хлопки».

2. Педагог: – Посмотрим, что за конверт лежит у меня на столе?

(Из конверта педагог достаёт карточку с загадками).

– Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает. (Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

А зовут меня…. (луной).

Кто один имеет рог?

Отгадайте…. (носорог).

(Отгадки вывешиваются на доску)

Педагог: – Сколько носорогов? (Один носорог) А бывает два солнца, две луны?

– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного. (одна доска, одна дверь и т. д.)

– Эта цифра – единица.

Видишь, как она гордится.

А ты знаешь, почему?

Начинает счет всему. (И. Блюмкин)

Педагог: – Единица или цифра один – всегда впереди, она начинает счет. Найдите

цифру один и покажите ее (дети используют кассы цифр или веера «цифры»)

– На что похожа цифра 1? Где можно встретить цифру 1? (в книгах, на телефоне)

3. Работа с рисунком:

1) рассматривание картинок с цифрой 1;

4. Конструирование цифры.

1) Давайте попробуем с вами изобразить цифру один с помощью ниточки.

Похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок. (Г. Виеру)

2) А теперь выложим из палочек.

– выкладывание цифры из счетных палочек.

5. На что похожа цифра «один»?

1) Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица. (С. Маршак)

Вы увидите цифру 1, если вы правильно и красиво ее напишите. Чтобы у нас получились красивые цифры, нам нужно размяться.

Физкультурная минутка:

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри – не упади…

А теперь постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

6. Письмо цифры.

– Разомнем пальцы.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

Педагог: – Сейчас мы научимся писать цифру 1 в клеточках по всем правилам. Правила такие:

1. Головка у всех цифр должна быть в правом верхнем углу клетки

2. Ножка цифры должна встать на середину нижней стороны клетки

3. Цифру начинаем писать с головы, карандаш не отрываем до конца

– Посмотрите на мою большую клетку. (Показ)

Педагог: – Сейчас вы напишите сами цифру 1, но сначала скажем волшебные слова: «Карандаш, карандаш мы с тобой друзья, плохо нам писать нельзя»

Рисование цифры 1 в тетради (1строчка)

7. Соотношение цифры 1 и числа

Педагог: Сколько предметов обозначает цифра 1? (один)

Работа с раздаточным материалом :

А) Вычеркни предметы. Чтобы получилось 1

Б) Раскрась только те предметы, которые на рисунке не повторяются

В) Работа с рисунком 2: упражнение в умении изменять числительное «один»по родам.

8. Вот м ы вернулись из замечательной страны Математики. Узнали много интересного о цифре и числе.

Рефлексия. Поощрение детей. (Солнышко)

Наталья Перцевая
Конспект занятия «Число 1, цифра 1»

Занятие кружка «Предшкольная пора».

Тема: Цифра1, число1

Цель: учить детей соотносить цифру 1 с числом 1, развивать мелкую моторику руки; произвольную память, внимание, мышление.

Материалы: сюжетные картинки, счетные палочки (5 на каждого ребенка, разрезные картинки с цифрами, картинка с моделью цифры 1, ножницы, картон, клеящий карандаш.

I. Знакомство с цифрой «1».

1. У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

2. Отработка навыков письма.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в удивительный город Цифроград.

Попасть туда можно только по вот такой тропинке. (нарисована на доске)

Но самое необычное в том, что нарисовать её должен каждый самостоятельно.

(рисование узора на 1 строчке в тетради слева направо, не вращая листок и не отрывая ручку от него)

Сколько строчек вы нарисовали(1)

3. Узнавание графического образа цифры 1

А цифру 1 вы знаете?

Ведь в Цифрограде могут находиться только те, кто знает цифры.

Логопед показывает цифры, а дети называют их.

4. На что похожа цифра «один»?

1) Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

С. Маршак

Работа с рисунком 1: рассматривание картинок с цифрой 1

Выкладывание цифры из счетных палочек

2) похожа единица на крючок, а может на обломанный сучок. (Г. Виеру)

Рисование цифры 1 в тетради (1строчка)

4. Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,

И легко- легко подышим.

Подтянитесь на носочках

Ровно столько раз,

Сколько пальцев на руке у вас!

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами,

Раз, два, три, четыре, пять-

Хлопаем руками.

5. Соотношение цифры 1 и числа

Логопед: Сколько предметов обозначает цифра 1? (один)

Работа с раздаточным материалом

А) Вычеркни предметы. Чтобы получилось 1

Б) Раскрась только те предметы, которые на рисунке не повторяются

В) Работа с рисунком 2: упражнение в умении изменять числительное «один» по родам

6. Конструирование цифры.

7. Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе по ФЭМП на тему «Число 3. Цифра 3»
МГБОУ Школа № 1591 Воспитатель Хоменко Оксана Николаевна Конспект занятия в средней группе по ФЭМП на тему: «Число 3. Цифра 3». Цель. Знакомство.

Конспект занятия по ФЭМП «Число и цифра 1. Большой, поменьше, маленький»
Тема: «Число и цифра 1. Большой, поменьше, маленький. Сентябрь». Задачи: Образовательные : Закрепить знания о числе и цифре 1; -формировать.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Число и цифра 1»
Цель и задачи: Повторить порядковый и количественный счёт, уточнить представление о цифре как знаке, обозначающем число, сформировать опыт.

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Число и цифра 6»
Тема: «Число и цифра 6» Цель: Познакомить детей с образованием числа 6, количественным составом числа, порядковым счетом, сравнением групп.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Число и цифра 7»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФЭМП В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: Число и цифра 7 Задачи: 1. Учить разгадывать лабиринты, правильно рассуждать, искать выход.

Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Число и цифра 0»
Цель: Познакомить с нулем, проявлять интерес к практическому экспериментированию и любознательность; в плоскостном конструировании из геометрических.

Конспект занятия в старшей группе «Число и цифра 3»
Тема занятия: «Число и цифра 3» (Использование ППРС в непосредственно – образовательной деятельности.) Задачи: Формирование знаний о числе.

Конспект занятия «Счёт до пяти. Число и цифра 5»
Тема: Счёт до пяти. Число и цифра 5. Цель: Сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством.

Конспект занятия по математике «Число 5. Цифра 5. Состав числа 5 из единиц»
Программное содержание: 1) Учить детей различать геометрические фигуры по цвету, форме, величине. 2) Закрепить состав числа 5 из единиц.

Конспект занятия по математике в ДОУ для детей старшей группы «Число и цифра 5»
Цели: дать представление об образовании числа 5 (познакомить с числом, показать его состав); познакомить с цифрой 5 как символом, обозначающим.

Тема: Число и цифра 1.

Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1 и его графической записью.

 Задачи:

Образовательная: познакомить с числом и цифрой 1.

Коррекционно – развивающая: спососбствовать развитию целостного восприятия, развивать мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать усидчивость и мотивацию к учению.

Оборудование: предметные картинки (Незнайка, луна, носорог, солнце, пальто, юбка, пиджак), образец написания цифры 1.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

– Ну-ка  ты проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку “5”?

II. Основная часть.

1. Формирование новых понятий.

– Ребята, сегодня на урок математики к нам пришёл Незнайка, но не с пустыми руками.

– Посмотрим, что ещё нам приготовил Незнайка.

Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.

– Отгадайте о ком или о чём идёт речь.

Один костёр весь мир согревает.(Солнце)

Ночью по небу гуляю,

Тускло землю освещаю,

Скучно, скучно мне одной,

 А зовут меня…. (луной)

Кто один имеет рог?

 Отгадайте…. (носорог)

– Что объединяет все эти загадки?

– Какое число есть в каждой загадке?

– А бывает два солнца, две луны?

– Число и цифра один – это тема сегодняшнего урока.

– Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.

– Что лично у вас связано с числом 1 (день рождения, номер дома).

– Посмотрите на рисунок и скажите, сколько предметов вы видите? (один пиджак, одна юбка, одно пальто).

 2. Физкультминутка.

Движения выполняются по содержанию текста.

Мы – весёлые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

 Надуваем щёчки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

 Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

 Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Мы мартышку провожаем

И урок наш продолжаем.

3. Работа в тетрадях.

-Какие фигуры изображены на рисунке?

– Чего больше?

– Почему так считаете?

Обоснуйте ваше мнение (учащиеся соединяют стрелочками пары: круг-квадрат).

– На сколько квадратов больше, чем кругов?

– Раскрасьте лишний квадрат.

– Вы закрасили 1 квадратик, показав, что квадратов больше, чем кругов.

– А можно ли по-другому записать то, что остался 1 квадрат?

– Число 1 можно записать с помощью цифры 1.

Вывешивается на доску образец записи цифры 1.

Это цифра –  единица,

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?

Начинает счет всему!

– На что похожа цифра 1?

– С.Я. Маршак написал так о единице:

Вот один, иль единица

Очень тонкая, как спица.

– Посмотрите, как она пишется. (Учащиеся рассматривают в учебнике написание цифры 1, №5 с. 49).

Похожа единица на крючок,

А может, на обломленный сучок. Г. Виеру

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры Ф. Даглардж

4.Анализ образца

– Из скольких элементов состоит цифра 1?

– Из каких?

– Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?

Тогда посмотрите, как я её буду писать.

Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.

– Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.

При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.

– Из серединки в уголок и с наклоном ножка.

5.Физминутка пальчиковая.

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик всё съел,

Потому и потолстел.

Учащиеся обводят в тетрадях цифру 1, затем пишут самостоятельно.

6. Самостоятельная работа на карточках.

Ученикам раздаются карточки с заданием геометрического характера.

Учитель объясняет задание.

– Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.

– Проверим. Покажите свои рисунки.

– Что же вы разукрасили? (Скворечник)

III. Итог урока.

– Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы изучали на уроке.

– С каким числом познакомились?

– Какой цифрой оно обозначается?

– Где можно встретить такую цифру?

– Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.

Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.

– И один в поле воин.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.

– Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.

По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.

– Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями. Спасибо. Урок окончен.

Просмотр содержимого документа

«Конспект урока на тему: Число и цифра 1

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

Очень я хочу учиться

Не лениться, а трудиться.

Точно знаю – я смогу,

И ребятам помогу.

– Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг – другу, если в этом будет необходимость.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

I этап. Организационный момент.

Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

II этап. Актуализация знаний.

Цель:

1) учить находить предметы, представленные

по много и по одному

Работать с информацией, представленной на плакате-карточке

Животные домашние.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Работать с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации;

Организовать индивидуальную работу с помощью фишек. Организовать фронтальную работу по рисунку.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

II этап. Актуализация знаний.

Зад. 1. – Найди тех домашних животных, которые нарисованы по одному. Положи на них фишки.

(Фронтальная проверка)

-Что изображено на рисунке? Сколько флажков? Сколько шаров?

II этап. Актуализация знаний.

– Закройте глаза и представьте, какие предметы в вашей комнате находятся по одному.

Физкультурная минутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок.

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

А потом вприсядку,

И снова – по порядку.

Побежим мы по дорожке

Раз, два, три!

И похлопаем в ладошки

Раз, два, три!

И покрутим головами

Раз, два, три!

Все танцуйте вместе с нами

Раз, два, три!

III этап. Изучение нового материала.

Цель:

1) познакомить учащихся с понятием «много», названием и обозначением числа 1.

2) учить учащихся писать цифру 1.

3) уметь находить число 1 в числовом ряду.

4) уметь вести счет предметов.

Работать с информацией, представленной в учебнике стр.20,21

Участвовать в обсуждении вопросов, учиться аргументировать свой ответ

Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.

Формулировать на основе анализа ответы на проблемные вопросы.

Организовать работу по учебнику

Организовать работу в тетради.

Оценивать правильность выполнения задания.

Организовать работу в паре.

III этап. Изучение нового материала.

Стр. 20. – Найди на полях предметы, которых нарисовано много, затем по одному. Положи на них фишки.

(Фронтальная проверка)

Рисунок стр20

-Что изображено на рисунке? Сколько деревьев? Сколько цветов? Сколько грибников? Сколько грибов в корзинке у грибника? Кто из вас был в лесу? Какие съедобные грибы вы знаете? Какие несъедобные грибы вы знаете?

Рисунок стр.21

О чём можно сказать много?

О чём можно сказать один, одна, одно?

– Посмотри, каким знаком обозначают число ОДИН. Этот знак называют цифрой

1. С помощью него можно записать, что на верхнем рисунке 1 корова, 1 кошка, 1 собака и 1 петух.

Зад. в тетради стр.6

– Подумай, выполни задание в тетради.

Стр.20 учебник

Рассмотрите часы. На какую цифру показывает часовая маленькая стрелка?

Что это обозначает?

Запись числа 1

Рассмотри, как пишется цифра 1, обозначающая число ОДИН, и поучись ее правильно писать.

Задачи для смекалистых.

1.«Миша помнишь, нам мама рассказывала сказку про Козленка, который умел считать до десяти? – спросила Маша. Это когда Козленок увидел свое отражение в воде и сказал: «Раз» – стал вспоминать Миша. Что хотел сделать Козленок, сказав «Раз»? Кого первого он сосчитал? Правильно ли он это сделал?

2. учебник стр.21

III этап. Изучение нового материала.

Зад.3

– Найди и покажи среди знаков цифру 1.

¬Ż ] T I 1 T

– Покажи на рисунке те предметы или их части, которые похожи на цифру 1.

– Расскажи (фронтальная работа)

– Посмотри на кубик: на нем выпало 1 очко.

Назови карточку с одним предметом, с двумя, …

– На каком месте в числовом ряду находится число 1.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель:

1) закрепить умение правильно писать цифру 1.

Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.

IV этап. Закрепление изученного.

Работа в тетради. Зад.1

– Допиши цифру 1.

Зад. 2.

– Напиши цифру 1.

IV этап. Закрепление изученного.

Зад. 3.

-Соедини линиями похожие мячи.

– Сколько мячей осталось? Запиши: _______

Физкультурная минутка

Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

V этап. Контролирующее задание

В тетради для самостоятельной работы

Зад. 4. Карточка.

– Раскрась один предмет в каждой карточке.

-Сколько некрашеных предметов осталось в каждой карточке? Запиши.

Зад.5.

-Раскрась одинаковые бусинки.

Сколько осталось не раскрашенных бусинок? Запиши.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке?

Расскажите по схеме:

знаюУроки математики в 1 классе знакомство с цифрой 1

Я запомнил

смог

Я запомнил, что значит, когда говорят «много»

Запомнил, как пишется цифра 1 и знаю, что означает число ОДИН.

Научился писать цифру 1.

Я смог правильно написать цифру 1.

Знать название числа 1.

Уметь записывать цифру 1.

Уметь находить число 1 в числовом ряду.

Уметь находить предметы, представленные по одному и много.

Уметь вести счет предметов.

Сценарий внеклассного мероприятия по математике в 1 классе. Математическая игра – путешествие «В мире чисел»

Цели:

– создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;

– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей через знакомство с историческими сведениями о нумерации, с римскими цифрами и их написанием;

– воспитывать эстетическую культуру через организацию праздника, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Ход мероприятия

Учитель.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука –

Это математика!

Сегодня объявляется праздник числа. Нас ждет Математика – волшебная страна.

На воздушном шаре мы отправляемся в путь в страну Заниматика. Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

Учащиеся. Заниматика – это занимательная математика.

Учитель. Правильно! Во время путешествия мы будем считать, играть в игры, решать кроссворды и ребусы. Итак, в путь!

А знаете ли вы, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа? Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке».

И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов («5 пальцев», «5 яблок», «5 домов») имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5». Так появились числа.

Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа цифрами на бумаге.

Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке и только потом придумали для обозначения чисел значки – цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.

Очень разные и порою даже забавные были эти «цифры» у разных народов.

В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось в виде подковы. Чтобы написать 15, надо было ставить 5 палочек и 1 подкову. И так до сотни. Для сотни был придуман крючок, для тысячи – значок вроде цветка.

Не очень-то удобно было записывать таким способом большие числа и совсем неудобно было их складывать, вычитать, умножать, делить.

Значительно позднее цифры стали изображать иначе.

Вот посмотрите на римскую нумерацию. На руке человека

5 пальцев. Чтобы не писать 5 палочек, стали изображать руку. Однако рисунок делали очень простым – вместо руки стали изображать знак V, который стал обозначать цифру 5. Потом к пяти прибавляли один – получали шесть (VI) и т. д. Сколько здесь записано VII? VIII? А как записать 10? Вы знаете, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации 10 изображали двумя пятерками: одна стоит как обычно, а другая перевернута вниз – X.

Римские цифры употребляют довольно часто и в наши дни. Например, их можно встретить на часовом циферблате, в книгах они часто обозначают номер тома или главы.

Римская нумерация была большим изобретением для своего времени. И все же для записи и выполнения арифметических действий она была не очень удобна.

Способ записи чисел, который принят теперь во всем мире, был создан в Древней Индии.

Цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 называют арабскими. Их всего десять. Хотя арабы лишь передали в Европу способ записи чисел, разработанный индусами. Но, конечно же, они не сразу стали такими. В 200 году в Индии они выглядели совершенно иначе. Со временем написание цифр совершенствовалось, причем по-разному в разных местностях. Арабы выбрали из этих различных видов цифры наиболее удачные. От них цифры продолжили свой путь по разным странам.

А в наши дни мы записываем цифры так:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Ученик 1.

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

И математики проблемы

Решили, но еще не все, мы.

Ученик 2.

Выстраиваем цифры в ряд,

Они нам много говорят.

Десять их, но сестры эти

Сосчитают все на свете.

Ученик 3.

Помогут вычесть, сложить

И уравнение решить,

С их помощью определяем меры

И можем записать примеры.

Учитель. Наш воздушный шар пролетает над удивительным городом. Здесь обитают необычные жители.

Догадались, кто они?

Ученики. Конечно, здесь обитают цифры.

Учитель. Мы совершим в Цифрограде остановку, прогуляемся по красивым улицам, широким проспектам и площадям, познакомимся с его жителями.

Нас ждут: переулок Единицы, улицы Шестёркина и Восьмёркина, проспект Девятова, бульвар Семёрки, Двойное шоссе, Нулевой поворот, перекресток Четырёх, Тройная аллея, площадь Большой Пятёрки.

Далее выступления групп – защита своих проектов.

– Первая остановка – «Переулок Единицы».

Учитель читает стихи о единице:

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.

Стоит паренёк –

На лбу козырёк.

Никак не сидится.

Опять единица –

Не знает сын

Цифры один.

Учитель. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от нее пошел весь мир. И вправду единица – «героиня» и «прима» счета. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление. И в жизни, и в математике не раз доказывала единица, что и «один в поле воин».

А сейчас отгадайте загадки, в содержании которых используется цифра 1.

Учитель зачитывает загадки, учащиеся отгадывают.

• Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (Гриб.)

• У кого одна нога, да и та без башмака? (У гриба.)

• Много рук, а нога одна. (Дерево.)

• Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном. (Дятел.)

• Зимой и летом одним цветом. (Ёлка.)

• Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно.)

• Одноглазая старушка узоры вышивает. (Иголка.)

• Одна подружка пролезла другой в ушко. (Нитка с иголкой.)

• Тысяча братьев одним поясом подпоясаны. (Колосья в снопе.)

• На пальце на одном ведёрко вверх дном. (Напёрсток.)

• У кого днём один глаз, а ночью много? (У неба.)

Учитель. Предлагаю решить шараду.

Р 1 а. (Родина.)

Учитель. В пословицах и крылатых выражениях можно встретить упоминание о единице.

• Одна пчела немного меду натаскает.

• Одно дерево срубишь – десять посади.

• Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

• Один пашет, а семеро руками машут.

• Одна голова на плечах.

• Одна нога тут, другая там.

• Один в поле не воин.

• Один в море не рыбак.

• Одна мудрая голова ста голов стоит.

• Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Первый блин комом. Часто бывает, что первый блин не удается хозяйке (плохо снимается со сковороды, пригорает), но по нему хозяйка определяет, хорошо ли замешено тесто, прогрелась ли сковорода, не нужно ли добавить масла.

Говорится в оправдание неудачного начала нового, трудного дела.

Учитель. Следующая остановка – «Двойное шоссе».

А вот это – цифра два.

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

Два похожа на гусёнка

С длинной шеей,

Шеей тонкой.

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт –

Прямо лебедем плывёт.

Вид её – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её – нет.

Итак, представляем двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и непостоянства, всё время находится в поисках высшей гармонии и равновесия. Число 2 – это мягкость, тактичность, стремление сгладить острые углы.

Учащиеся инсценируют стихотворение.

Шепчет Ротик:

– Эй, послушай,

Что ты, Носик, приуныл?

Ко всему ты равнодушен,

Будто свет тебе не мил?

Грустный Носик отвечал:

– Разве ты не замечал,

Глазок – двое,

Ушек – двое,

Две руки и две ноги.

Только мы живём с тобою

В одиночку, чудаки!

– Что ты, Носик, чем мы хуже,

Говорил тебе не раз:

Если мы с тобою дружим –

Значит, тоже двое нас.

Учитель. Предлагаю вам выполнить задание в парах – игра «Чья пара быстрее».

Дети делятся на пары и берутся за руки. Каждая пара, не разнимая рук, добегает до стола и быстро складывает в портфель разбросанные по столу тетради, учебники, карандаши, ручки и т. д. Затем дети возвращаются на место и рассказывают, сколько и каких предметов было на столе. Побеждает самая быстрая и внимательная пара.

Учитель. Отгадайте загадки.

Учитель зачитывает загадки.

Учащиеся отгадывают.

Пока сидит на мне ездок,

Мои рога в его руках,

А быстрота в его ногах.

Устойчив я лишь на бегу,

Стоять секунды не могу. (Велосипед.)

Двое глядят, да двое слушают. (Глаза и уши.)

В школе есть такая птица:

Если сядет на страницу,

То с поникшей головой

Возвращаюсь я домой. (Двойка.)

Два брата родных:

Одного всякий видит,

Да не слышит.

Другого все слышат,

Да не видят. (Молния и гром.)

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная. (Коньки.)

Всегда шагаем мы вдвоем.

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (Пара ботинок.)

Учитель. А вот послушайте пословицы, крылатые слова, в содержании которых есть цифра 2.

• Два сапога – пара.

• Как две капли воды.

• Лентяй дважды работает.

• Между двух огней.

• На два слова.

• Не может связать двух слов.

• Два друга – мороз да вьюга.

• Одна голова хорошо, а две лучше.

• От горшка два вершка.

• Палка о двух концах.

• Сидеть меж двух стульев.

• Скупой платит дважды.

Второе дыхание. Иногда на длинных дистанциях к спортсмену приходит нестерпимая усталость: ноги отказываются бежать, не хватает дыхания. Неопытный останавливается, а мастер продолжает бег через силу, и – о чудо! – спустя несколько секунд усталость проходит, силы восстанавливаются, грудь снова дышит легко. Пришло второе дыхание.

Старый друг лучше новых двух. Говорится, когда хотят подчеркнуть верность, преданность и незаменимость старого друга.

Ум хорошо, а два лучше. Говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают дело вместе.

За двумя зайцами погонишься – пи одного не поймаешь.

Говорится, когда кто-то берется сразу за несколько (как правило, выгодных для себя) дел и поэтому ни одного не может сделать хорошо или довести до конца.

За одного битого двух небитых дают. За одного ученого двух неученых дают. Говорят, когда понимают, что наказание за допущенные ошибки идет на пользу человеку, потому что так он приобретает опыт.

Учитель. На пути остановка – «Тройная аллея».

А вот это – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из трёх крючков.

Погляди на цифру 3 –

Точно ласточка, смотри.

Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь – посмотри:

Получилась цифра три.

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много-много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Тогда считали: «Один, два, много».

Долгое время число 3 было для многих народов пределом счёта, совершенством, символом полноты, счастливым числом. Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказки о трёх поросятах, трёх медведях, трёх богатырях и т. д. У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

Учитель. Отгадайте загадки.

Учитель зачитывает загадки, а учащиеся отвечают.

Я стою на трёх ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? … (Рояль.)

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки. (Три медведя, Машенька.)

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Светофор.)

Треугольная доска.

А за ней – три волоска.

Волосок – тонкий,

Голосок – звонкий. (Балалайка.)

Учитель. Разгадайте ребусы.

Уроки математики в 1 классе знакомство с цифрой 1

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова, в содержании которых есть цифра 3.

• Хвастуну цена – три копейки.

• Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.

• Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года; чтобы научиться лени – только три дня.

Заблудиться в трех соснах. Не суметь разобраться в чем-нибудь простом, несложном, не суметь найти выход из самого простого затруднения.

От горшка три вершка. Очень низкий, маленький.

Плакать в три ручья. Очень горько плакать.

С три короба. Очень много (наговорить, наобещать, наврать и г. п.).

Учитель. Остановка – «Перекресток Четырёх».

За гремя идет четыре,

Острый локоть оттопырил.

Гляди, четыре – это стул,

Который я перевернул.

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас в квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

С мешком заплечным

Единица –

Такою

Мне четвёрка снится.

Древние считали четвёрку символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю. Воздух и Воду.

Две руки у тебя,

Две руки у меня.

И конечно, получилась

В нашей комнате возня.

Две ноги у тебя,

Две ноги у меня.

И конечно, получилась

В коридоре беготня.

По два глаза у тебя,

У тебя и меня.

Солнце мы нарисовали,

И деревья, и коня!

Почему у нас всегда

Шум и смех в квартире?

Потому что мы – друзья,

Как дважды два – четыре.

Учитель. Поиграем в игру «Скороговорки». Попробуем проговорить четко и быстро скороговорку.

• Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

• У четырех черепах по четыре черепашонка.

• Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

• Читай, книгочей, не жалей очей.

Учитель. Отгадайте загадки.

Вспушит она свои бока,

Свои четыре уголка,

И тебя, как ночь настанет,

Все равно к себе притянет. (Подушка.)

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет. (Времена года.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Четыре крыла, а не птица,

Крыльями машет, а не с места. (Мельница.)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол.)

На четыре ноги надевали сапоги,

Перед тем как надевать,

Стали обувь надувать. (Шины.)

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова, в содержании которых упоминается цифра 4.

• Без четырех углов изба не рубится.

• Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

На все четыре стороны. Куда угодно, куда только захочется (идти, убираться, прогонять, отпускать).

Жить в четырех стенах. Не общаясь ни с кем, пребывая в одиночестве. Не выходя из дома.

Учитель. Следующая остановка – «Площадь Большой Пятерки».

А потом пошла гулять

По бумаге цифра 5.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Это – фокусник-пятерка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнется – раз и два! –

Обернется цифрой два.

Налитая, симпатичная,

Цифра самая отличная!

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно, как не знать.

Числу 5 отводили особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим согласятся все школьники. Древние считали это число символом риска, приписывая ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

Учитель. Предлагаю отгадать загадки.

Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (Ноты.)

Пять братьев – всем одно имя,

Годами равные, ростом разные. (Пальцы.)

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова, в содержании которых есть цифра 5.

• Пяти волков не так страшно, как льстивого злодея.

• Один улей – улей, а пять – пасека.

• Бешеной собаке и пять километров не круг.

Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.

Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

С пятого на десятое – кое-как, беспорядочно, небрежно.

Учитель. Следующая остановка – «Улица Шестёркина».

Учитель читает стихотворения о цифре шесть.

Эта цифра – акробатка:

То шестерка, то девятка.

На что похожа цифра шесть?

На трубку деда, так и есть.

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Шестёрку считали удивительным числом, так как она обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения всех чисел, на которые делится. Шестёрка делится на 1, 2, 3. Если сложить или перемножить эти числа, то вновь получится 6: 1 + 2 + 3 = 6.

Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит,

Упадет – землю роет. (Жук.)

Дом без окон и дверей

Как зеленый сундучок,

В нем шесть кругленьких детей,

Называется… (горох).

Шесть ног, две головы, один хвост. Кто это? (Всадник на коне.)

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова.

• На что умному нужно шесть дней, то хитрый сделает в пять.

• Ложка-то узка, таскает по три куска: надо ее развести, чтоб таскала по шести.

Шестое чувство – обостренная способность что-либо чувствовать как дополнение к обычным пяти чувствам.

«Шестёрка» – перен. значение: «прислуга», «мальчик на побегушках».

Учитель. Остановка – «Бульвар Семерки».

Учитель читает стихотворения.

Цифра семь! Цифра семь!

Цифра легкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!

Вот семерка-кочерга,

У нее одна нога.

– Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки. Еще в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым относили тогда Солнце и Луну. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.

Семь стало священным числом. Его считали магическим. Возможно, это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запахи) через семь «отверстий» в голове (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот).

Рим и Киев были построены на 7 холмах. Не случайно в радуге 7 цветов и на свете 7 чудес.

Нередко семерке приписывали таинственную силу, знахари вручали больному 7 разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их 7 дней.

Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках, мифах древнего мира. Одиссей был 7 лет в плену у нимфы Калипсо. У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников. Великий пост у христиан длится 7 недель.

Учитель. Предлагаю разгадать ребус:

7 я (Семья.)

Учитель. Попробуйте быстро и четко проговорить скороговорки.

• Свистели, свистели семь свиристелей.

• В семеро саней

По семеро в сани

Уселись сами.

Учитель. Послушайте, откуда появились названия дней недели.

В неделе 7 дней. Это число не разделишь ни на 2, ни на 3, ни на 4 части без остатка. Оно делится только на само себя или на единицу. Вот его и назвали – неделя. Понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый. А суббота? Суббота – это «шесть» на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова, в содержании которых есть цифра 7.

• Семеро с ложкой, а один с сошкой.

• Лук от семи недуг.

• За семью морями.

• Одним махом семерых побивахом.

• Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

На седьмом небе. Выражение, пришедшее к нам от греческого философа Аристотеля. Оно означает в настоящее время высшую степень радости, счастья.

Семеро одного не ждут. Так говорят, когда начинают какое-то дело без того, кто опоздал, или с упреком тому, кто заставляет многих (не обязательно семерых) ждать себя.

Семь бед – один ответ. Рискнем еще раз, и если придется отвечать – так за все сразу, одновременно. Говорится о решимости сделать еще что-нибудь рискованное, опасное в добавление к уже сделанному.

Семь раз примерь (отмерь) – один раз отрежь. Перед тем как сделать что-нибудь серьезное, тщательно все обдумай, все предусмотри. Говорится в качестве совета обдумать все возможные варианты действий перед началом какого-нибудь дела.

Семь чудес света. В древности семью чудесами света назывались семь сооружений, поражавших своей грандиозностью. В образной (разговорной) речи одним из семи чудес света называют что-либо замечательное, великолепное.

Учитель. Внимание! Остановка – «Улица Восьмёркина».

Учитель читает стихотворения.

Цифру восемь, цифру восемь

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки.

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

Цифра восемь так вкусна:

Из двух бубликов она.

Это число древние считали воплощением надежности, совершенства. Если разделить восемь пополам, то получатся равные части (4 и 4). Если еще раз разделить, то части тоже будут равными (2 и 2).

Учитель. Отгадайте загадки.

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском.

Г олова и 8 ног.

Вот и весь я – … (осьминог).

Восемь ног, как восемь рук.

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк.

Покупайте, мухи, шелк. (Паук.)

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова.

• Весна да осень – на дню погод восемь.

• Пусть тебя валят семь раз – поднимись восемь раз.

• Друзей два, врагов восемь.

• Не сосчитав, не говори «восемь».

Восьмое чудо света. Еще в глубокой древности люди называли великолепные, грандиозные сооружения «семью чудесами света». Выражение «восьмое чудо света» также употребляется в значении чего-то необыкновенного, грандиозного, но иногда и с иронией.

Учитель. Остановка – «Проспект Девятова».

Учитель читает стихотворения.

Девять – как и шесть,

Вглядись.

Только хвост не вверх,

А вниз.

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

Таинственную силу приписывали числу 9: в одни времена добрую, в другие – недобрую. Эти поверья возникли, вероятно, тогда, когда пределом счета было число 8, а за ним – что-то таинственное, странное. В русских народных сказках действие происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», за «тридевять земель».

У древних греков за этим число установилась добрая слава. Жюри на олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Греки к тому времени умели уже считать до 9, поэтому число их больше не пугало. Оно было олицетворением достатка, полноты.

Учитель. Послушайте половицы, крылатые слова.

• Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

• Уступив однажды, девять раз останешься в выигрыше.

• Девять человек – все равно что десяток.

• Чудо длится только девять дней.

Девятый вал. Бурное, сильное проявление чего-то грозного.

За тридевять земель, в тридевятом царстве. В старину счет велся по девяткам. Тридевять – 27 (3 х 9).

Учитель. Остановка «Нулевой поворот».

Учитель читает стихотворения.

Повернуть ее ты можешь,

Головой поставить вниз,

Цифра будет всё такой же,

Правда ведь, скажи?

Цифра вроде буквы 0 –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

Могу назвать его мячом,

А хочешь дыркой назовём.

А можно бубликом,

Почти что кругленьким.

Но как его ни назовём,

Он называется нулём!

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик.

Вот он, посмотрите на него – 0. Его называют нулём и обозначают им «ничто». Прибавьте нуль к пяти – получится та же пятёрка. Ведь мы ничего к числу не прибавили, вот оно и осталось без изменения. Отнимите нуль от шести – получится опять- таки шесть. Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Недаром никчёмного человека называют «нуль без палочки».

Как ни странно, «ничто» – самая важная цифра нашей счётной системы! Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! Ведь нуль только тогда ничего не значит, когда стоит слева от числа. Но стоит ему стать справа – число тут же увеличивается в десять раз. От нуля можно ожидать всяких фокусов.

Учащиеся инсценируют стихотворения.

Вот это ноль – иль ничего…

Прослушай сказку про него.

Сказал веселый круглый ноль

Соседке единице:

– С тобою рядышком позволь

Стоять мне на странице!

Она окинула его

Сердитым, гордым взглядом:

– Ты, ноль, не стоишь ничего,

Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: – Я признаю,

Что ничего не стою,

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в десять раз,

Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль,

Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, –

С двумя нолями вместе

Из единицы выйдет сто.

Из двойки – целых двести!

Нуль на месте на пустом

Ставят, как известно,

Только он при всём при том

Не пустое место.

Коль нуль к числу ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

Попав как множитель средь чисел,

Он сводит мигом всех на нет,

И потому в произведении

Один за всех несёт ответ.

Ноль без палочки – место пустое,

Помни правило это простое.

Ноль – Король, если палочка слева

Встанет рядышком как Королева.

Учитель. Предлагаю решить задачи.

Повезло опять Егорке,

У реки сидит не зря:

Два карасика в ведёрке

И четыре пескаря.

Но смотрите – у ведёрка

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесёт? (Нисколько.)

Барсучиха-бабушка

Испекла оладушков,

Угостила двух внучат –

Двух драчливых барсучат.

А внучата не наелись,

С рёвом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат? (Молча не ждёт никто.)

По дороге два мальчика шли

И по два рубля нашли.

За ними ещё четыре идут.

Сколько они найдут? (Нисколько.)

Учитель. Послушайте пословицы, крылатые слова.

Ноль без палочки (прост.). Ничего не стоящий, не значащий человек.

Ноль внимания (прост.). Полное равнодушие, безразличие со стороны кого-либо к кому-либо или чему-либо.

Абсолютный нуль, круглый ноль. Человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Стричь под ноль (нуль) – стричь наголо.

Быть равным нулю – быть очень незначительным, почти никаким.

Учитель. Жители города приготовили для вас задания. Для их выполнения необходимо разделиться на команды.

Весь класс учащихся делится на 4 команды: каждый ученик берёт карточку-цифру определённого цвета. Учитель просит выйти учеников с карточкой-цифрой 1 (таких учеников четыре – с карточками разного цвета: синего, красного, зелёного, коричневого). Остальным ученикам даётся задание найти место в своей команде. В итоге получается, что дети делятся на четыре команды.

Задания жителей Цифрограда

• Угадать цифру.

– Каждый житель загадает вам загадку о себе, а вы, если узнаете ее, поднимите соответствующую карточку. (У каждой группы – карточки с представленными цифрами.)

То ли цифра, то ли вилка,

То ли двух дорог развилка.

В ученической тетради –

Знаю точно – все ей рады. (Цифра 4.)

На одной ноге в болоте

Вы меня легко найдете. (Цифра 1.)

Повернуть ее ты сможешь,

Головой поставить вниз.

Цифра будет все такой же,

Ну, подумай. Покажи. (Цифра 8.)

Я неплохо потрудилась –

В кресле мягком развалилась. (Цифра 5.)

Летом траву я кошу на лугах,

Зимою – на гвозде в сенях. (Цифра 7.)

Я – в озере лебедка,

Длинношеяя молодка. (Цифра 2.)

Змейкой ползу я на сучок.

Ловко цепляюсь я, словно крючок. (Цифра 6.)

Что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три меньше станет. (Цифра 9.)

Я – горбатая старушка.

Или старушка-завитушка. (Цифра 3.)

Скачет мячик по страницам,

Ищет он свою сестрицу,

Что имеет вид кольца –

Без начала и конца. (Цифра 0.)

• Счёт прямой и обратный.

Участвуют по два представителя от команд.

Дается по два цветных мелка или маркера для каждой команды, на доске прикреплены таблицы с разбросанными на них цифрами от 1 до 10, их нужно соединить в прямом и обратном порядке.

• Задачи в стихах (по одной каждой команде).

– Что хромаешь ты, жучок?

– Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

– На скольких ножках приходится ползти жучку? (На 5.)

Пять ворон на крышу сели,

Две ещё к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7.)

Пять щенят в футбол играли.

Одного домой позвали.

Он в окно глядит, считает:

Сколько их теперь играет? (4.)

Два зайца под кустом рядом сидели,

Два зайца морковкою дружно хрустели.

Четыре морковки съел каждый зайчишка.

Сколько морковок украли плутишки? (8.)

• Игра «Соберем яблоки в саду».

На доске изображены яблони, на каждом дереве висят макеты яблок, на обратной стороне которых записаны задания. У доски – три корзины. По очереди от каждой команды выходят ученики, каждый срывает яблоко, решает примеры. Если результат правильный, то яблоко кладут в свою корзину. Если ответ неверный – яблоко возвращается на дерево.

Уроки математики в 1 классе знакомство с цифрой 1

• Рисунок «Портрет Нолика».

Дети вытягивают карточки, на которых написаны разные определения настроения нолика, например: мечтательный, радостный, грустный. Дети должны нарисовать портрет Нолика, когда он веселый, мечтательный, грустный, сердитый и т. д.

• Игра «Подыщи пару».

За пять минут надо разделиться по парам так, чтобы:

• Оба увлекались одним и тем же видом спорта.

• Оба в паре были одного роста.

• У обоих был одинаковый цвет волос или глаз.

• У обоих была одежда одинакового цвета.

Побеждают те, кто выполнят задание быстрее.

Подведение итогов.

Учитель. Праздник числа подходит к концу, наше путешествие завершается. Со всеми заданиями вы справились. Жители Заниматики остались вами довольны.

Все вы – молодцы. Победила сегодня не столько математика, сколько дружба. Ребята, любите математику и всегда дружите с числами.

На прощание все вместе поют песню «Дважды два – четыре».

Похожие статьи:

Занимательные задачи по математике с ответами для 2-3 класса

Задачи в стихах для устного счета, 3 класс

Математические сказки для начальной школы

Математические фокусы для детей начальных классов

Внеурочное мероприятие по математике, 1 класс

Реклама:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Про урокцифры:  Урок цифры и факты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *