все о математике проект № 6 для детей

Публикация «Конспект занятия и презентация по математическому развитию в старшей группе „Число и цифра 6“» размещена в разделах

Наталья Бирюкова Конспект занятия и презентация по математическому развитию в старшей группе «Число и цифра 6»

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе.

Цель: закреплять знания о числе 6, навык порядкового счета в пределах 6.

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания

Кристина Лыкова Конспект занятия по математике «Цифра и число 6»

Конспект занятия по математики

на тему: «Цифрой и число 6».

Воспитатель: Лыкова К. И.

– формировать умение образовывать последующее число путем прибавления единицы;

– познакомить с наглядным изображением числа 6;

– формировать умение считать до 6 используя счетный материал;

– закрепить количественный и порядковый счет в пределах 6;

– развивать речь, внимание;

Елена Растегаева Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Число 6 и цифра 6»

Цель: Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах шести, знание цифр в пределах шести.

• Закреплять умение считать до 6, различать запись числа 6 и соотносить ее с шестью предметами;

• Закреплять опыт преодоления затруднения, опыт самоконтроля;

• Тренировать умение сравнивать количество путем пересчета, соотносить цифры 1-6 с количеством

• Сформировать умение подбирать предметы в соответствии с заданной меркой;

• Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Тема: «Число и цифра 6»

Учить распознавать множества, состоящие из 6   элементов, способствовать формированию понятия «число шесть»; формировать навык порядкового счета; начать знакомство с составом числа 6 с использованием знака «+».

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь учащихся.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность, самостоятельность, поддерживать интерес к урокам математики.

изучение нового материала.

изображение цифры 6, рисунки листиков, маски животных из сказки “Репка”, магнитофонная запись «Занимательная математика», знак вопроса, магнитные буквы и цифры,

цветные карандаши, магнитные доски, тетрадь, учебник.

. Организационный момент

Добрый день! Добрый день!

Уходи с дороги  лень!

Ты учиться не мешай,

А трудиться нам давай!

А теперь тихонечко сядьте на свои места.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята сегодня ветер залетел в наш класс и принёс листики с примерами, а цифры из  примеров вылетели. Давайте восстановим примеры и решим их. ( Дети показывают цифры на магнитных досках)

2. Разминка “Кто знает, пусть дальше называет ”

– Осень, а за ней что?

– Зима, а за ней что?

– Сколько месяцев в году?

– Сколько дней в неделе?

– Какой сегодня день недели?

– Какой был вчера?

– Какой будет завтра?

– Назовите четвёртый день недели, пятый.

3. Устный счёт

4. Игра «День и ночь». На наборном полотне выставляются цифры по порядку. Дети хором называют их. По команде «ночь» закрывают глаза, на доске тем временем меняются местами числа.

0 1 2 3 4 5

III. Формулировка темы, цели урока

– Положите перед собой столько палочек сколько листиков на доске

– Обозначьте каждую палочку числом по порядку.(На доске ученик ставит цифры по порядку)

– У меня возник вопрос. ( Показывается карточка с изображением   вопроса.) Я хочу поставить его сюда.

0 1 2 3 4 5 ?

– Как вы думаете, какой вопрос у меня возник?

– А какой мог быть вопрос еще?

– Кто знает на него ответ?

– Кто согласен?

– А кто знал ответ?

– Хотите себя проверить? (Открывается оборотная сторона вопроса)

– Какое число следует за число 5?

– А какое число больше 5  или 6? Почему?

– А на сколько больше (меньше)?

– Число 6 изображается цифрой 6 ( На доску вывешивается цифра 6. )

– Какая тема урока«Число и цифра 6»)

– Какие цели урока? ( познакомиться с новым  числом и цифрой -6; узнать способ образования числа 6.)

IV Физпауза “Мы – листики осенние”

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, машут руками, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

V Знакомство с цифрой 6

1. Работа в тетради

Кто уже знает, как пишется цифра 6? Записываются варианты на доске.

– Писать цифры 6 начинают писать сверху.

Пропишем цифру 6 в воздухе, а теперь напишем на магнитных досках, а теперь на ладошках, а теперь в тетрадях.

2. Послушаем стихи о цифре.

– Давайте «оживим» цифру 6! На что она похожа? (ответы детей). А теперь послушаем стихи, на что же еще она похожа.

Цифра 6 дверной замочек,

сверху крюк, вниз кружочек.

То шестерка, то девятка.

VI. Применение на практике полученных знаний.

Что в нашей жизни связано с числом 6?

– Что в жизни бывает только 6?

– В каких сказках встречается число 6?

2. Инсценировка русской народной сказки “Репка”

В землю репка села крепко,Одному не справиться. И за старым дедом следомХвост длиннющий тянется.

Вы узнали сказку?(Репка)

Дети выходят к доске по желанию, одевают маску животного и берут число по порядку.

– Сколько героев к нам пришло?

– Как вы узнали? (

– Все ли в сборе? Кого не хватает? (

– Кто позовёт мышку? (Кошка зовёт мышку)

– Какой по счёту будет мышка? (

– Сколько стало героев, когда прибежала мышка? (

– Как получили шесть? (К 5+1=6)

– Героев стало больше или меньше, когда прибежала мышка? Почему?

– Давайте посчитаемся обратно и посмотрим у кого какая цифра будет.

– Поблагодарим наших артистов.

3. Состав числа 6.

– Ребята, а куда убирают урожай?(В кладовочку, в амбар,в погреб под замок)

– Рассмотрите рисунок, что нарисован?(замок)

– Из каких  геометрических  фигур?( треугольник, квадрат,прямоугольник)

– Чего больше треугольников или квадратов? Почему?

– Сколько треугольников? Сколько квадратов?

– Что больше: 6 или 5? На сколько 6 больше 5?

– Что меньше: 5 или 6? На сколько 5 меньше 6?

Аналогично сравнивается количество квадратов и кругов.

4. Математический диктант.

– Запишите в тетрадь ряд чисел : 1, 3, 5, 2, 4, 6

– Обведите красным карандашом число, которое предшествует при счёте числу 2.

– Обведите синим карандашом два числа, между которыми в натуральном ряду стоит число 3.

– Обведите зелёным карандашом число, которое следует при счёте за числом 6

– Обведите красным карандашом число, которое предшествует при счёте числу 5.

– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Подчеркните ответ жёлтым карандашом.

– Проверьте, так ли вы выполнили задание? (Открыть на доске образец выполнения)

– Кто справился без ошибок, может поставить в тетради на полях “+”

(Оздоровительно-гигиеническая для глаз. И.В. Чупаха.) Движения зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10-20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть. Массаж глазных век подушечками пальцев

1 . Работа в тетради

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя

– Каждый рисунок соединить линией с соответствующей цифрой.

– Соедините точки по линейке в порядке возрастания: 1 и 2, 2 и 3.

– Какие фигуры получились? Как одним словом можно назвать эти фигуры? (Многоугольники)

–  Вспомните, сказку «Про Козлёнка, который умел считать до десяти»: Кого шестым сосчитал Козленок? Как он это сделал? Сколько теперь животных сосчитал Козленок? Запишите в клеточку.

VIII. Итог урока.

Какому числу был посвящён урок?

-Как образуется это число?

-А какой цифрой обозначено число 6 на письме?

– С каким настроением заканчиваем урок?

– Ребята, давайте сейчас каждый будет ветерком и прикрепит на доску листочек . Если вам понравилось на уроке то красный, жёлтый, а если не понравилось зелёный.

Всё удалось, настроение хорошее – цветы яркие, из разноцветных магнии тиков)

Тип урока: урок объяснения нового материала
(урок формирования первоначальных предметных
навыков и УУД, овладения новыми предметными
умениями).

Цель урока: научить учащихся распознавать и
писать цифру 6.

• развить умение распознавания цифры 6 в
знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов);
• научить правильно писать цифру 6 и соотносить
количество предметов с цифрой (от 1 до 6).

• способствовать выполнению пробного учебного
действия – поиска цифры 6;
• создать возможность планирования совместно с
учителем своих действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
• развивать умение младшего школьника
контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.

• развивать умение анализировать, сравнивать,
сопоставлять и обобщать;
• помочь выделить и сформулировать
познавательную цель;
• продолжать работать над формированием умений
ориентироваться в учебнике и тетради для
самостоятельных работ.

• создать условия для учебного сотрудничества
с учителем и сверстниками;
• способствовать осуществлению взаимодействия
ребенка с соседом по парте;
• помочь ребенку в аргументации своего мнения.

• сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к ку,
уроку, понимание необходимости учения;
• способствовать проявлению познавательной
инициативы в оказании помощи соученикам
(посредством системы заданий, ориентирующей
младшего школьника на оказание помощи м героям
учебника);
• способствовать проявлению самостоятельности
в разных видах детской деятельности.

I. Мотивация к учебной деятельности.

– Улыбнитесь, друг другу. Давайте, ребята,
пожелаем Всем мира и добра. “ Я дарю тебе добро, ты
даришь мне добро, мы дарим всем добро”.

А теперь пожелайте успеха друг другу в
проведении этого урока.

– О чем мы должны помнить (что мы должны открыть
для себя ) на каждом уроке? (На каждом уроке мы
должны открывать для себя что-то новое)

– А чтобы заметить что-то новое. какие умения вы
должны развивать в себе? (Умение слушать,
наблюдать, развивать свою речь)

– Каким вы хотите, чтобы получился наш
урок?(интересным, веселым, познавательным)

– Это будет зависеть от того, как мы будем
помогать друг другу.

II. Осмысление учебных задач

1. Задание на развитие внимания, памяти и
логического мышления.

– Ребята, на перемене я открыла окно. Зимний
ветер

Залетел в наш класс и стер с доски цифры на
примерах, которые я вам приготовила. Ребята,
помогите их восстановить.

2. Задание на развитие навыков счета
(повторение состава числа).

Игра “День и ночь”. На доске выставляются
цифры по порядку. Дети хором называют их. По
команде “ночь” закрывают глаза, на доске тем
временем меняются местами числа.

– У меня возник вопрос. ( Показывает карточку с
изображением вопроса). Я хочу поставить его сюда
012345?

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

– Хотите себя проверить? (Открывается оборотная
сторона вопроса)

– Итак какое число стоит за числом 5?

– А какое число больше 5 или 6? Почему?

– А на сколько больше?

III. Выход на тему урока в сотворчестве с детьми.

– Отгадайте загадки:

На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. ( Град)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт.
Летит – воет,
Упадет – землю роет. ( Жук)

– Какое число используется в этих загадках? (Шесть)

– Как вы думаете, почему? (Тема
сегодняшнего урока)

IV. Организация диалога с учащимися по усвоению
нового знания.

– Что в вашей жизни связано с числом 6?

Задание № 1

– Маша и Миша тоже увидели жука.

Откройте учебники на стр.58.

– Проверьте на своих пальцах, верно ли сосчитал
количество ног у жука Миша?

– А как еще можно показать? А еще как? Еще?

Задание № 2

– Выполним следующее задание по учебнику. №2.
Найдите цифру 6 и поставьте на них кружочки из
набора. Сколько их?

– У кого еще также?

Учитель демонстрирует карточку с цифрой 6.

– На что похожа цифра 6? Давайте “оживим” цифру
6? А теперь послушаем стихи, на что же она похожа

Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.

Это цифра – акробатка,
То шестерка, то девятка.

Задание возвращает учащихся к изучению
количественного смысла числа 6.

– Что нарисовано на картинках?

– Найдите тот рисунок, на котором изображено 6
предметов. Поставьте на него кружок.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Задание № 4

Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.

– Рассмотрите, как пишут цифру 6, обозначающую
число шесть. Объясните, как ее правильно писать.

Объяснение. Цифра 6 состоит из двух элементов:
большого левого и малого правого полуовалов.
Начинаем писать большой левый полуовал немного
ниже верхнего правого угла клетки, закругляем,
касаясь верхней стороны клетки, и ведем вниз;
закругляем, касаясь середины нижней стороны
клетки, и ведем вверх, закругляем, не касаясь
правой стороны клетки, затем закругляем влево
немного выше середины клетки.

Далее учащиеся работают по образцу.

– Запишите это число (тетрадь с. 76 № 1).

– Подчеркни самую красивую цифру.

Задание № 5

– Вспомните, сказку “Про Козленка, который умел
считать до десяти”.

– А у самой дороги, в загоне, спала большая
жирная Свинья.

– Хрю-хрю-хрю! Куда это вы все? – спросила
любопытная Свинья и пустилась трусцой вслед за
другими.

Тогда Козленок сосчитал и Свинью.

– Один – это я, два – это Теленок, три – это
Корова, четыре – это Бык, пять – это Конь, шесть –
это Свинья. Один, два, три, четыре, пять, шесть!

– Рассмотрите рисунок. Кто шестым подошел к
козленку?

– Сколько всего животных на рисунке?

Задание № 6

– Что нарисовано?

– Найдите шестую слева доску на заборе и
поставьте на нее фишку.

– Отсчитайте справа 6 досок и на каждую из них
поставьте фишку.

Физкультминутка для глаз.

V. Первичное закрепление.

Задание № 3

– Приготовимся писать цифру 6.

Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.

Задание № 9

– Итак, подведем итог урока.

– Что мы должны были узнать на уроке?

– Справились с задачей?

– О чем бы вы хотели рассказать родителям?

– Что вам больше всего понравилось на уроке?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– В середине листа нарисуй волшебную линеечку.
един Зеленой точкой обозначь то место куда ты
сумел сегодня подняться добывая знания на уроке.
Покажите.

Приложение (Ход урока в редакции
автора)

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) на тему

“Число 6. Цифра 6” для детей старшего

с цифрой 6, с образованием и составом числа 6.

Планировать объём материала с учётом утомляемости детей; соблюдать правильную посадку детей; способствовать созданию благоприятного психологического климата; соблюдать режим охраны зрения; чередовать статические и динамические задания.

Игры с геометрическими фигурами, рассматривание иллюстрации и определение места нахождения предметов, н/п игра «Веселый счет».

Демонстрационный – изображения зайчиков, снегирей, карточки с цифрами 1, 2, 3,4,5,6.

Раздаточный – карточки с цифрами от 1 до 6,  геометрические фигуры, цветные карандаши, рабочие тетради.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.

Психологический настрой на занятие. ( Солнышко)

: Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим и поделимся друг с другом прекрасным настроением.

Сегодня  мы продолжим путешествие

В мир удивительный и увлекательный –

В  мир чисел, в мир математики.

Ребята, посмотрите, наши цифры заблудились, давайте поможем им найти свои места. ( Дети расставляют цифры)

Молодцы, вы отлично справились с заданием, и все цифры заняли свои места.

Дети, я сейчас буду вести счет от 1 до 5, а Слава от 5 до 10. Каждый ребенок считает от заданного числа до 10.

: Какое число следует за числом 4, (7, 5)?

За числом 4 следует 5, за 7-8, за 5-6.

Какое число стоит перед числом 8, (3, 5)?

Перед числом 8 стоит 7, перед 3-2, перед 5-4.

Покажите соседей числа 3,

Соседи 3-2,4. Соседи 7-6,8.

«Соедини цифры с предметами» (работа в тетрадях)

А сейчас вам нужно назвать цифры по порядку и найти и исправить ошибки. Вам надо сосчитать предметы на рисунках и соединить их с числом, которое обозначает их количество.

Что нарисовано в первой рамочке?

В первой рамке нарисована ручка

Сколько их, сосчитаем

Воспитатель: С какой цифрой соединили?

Дети: Мы соединили с цифрой1

: С какой рамочкой мы соединим цифру 2?

С рамочкой, где находятся два предмета.

И так делаем дальше.

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.

3. Физминутка для глаз

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Глазки влево, глазки вправо –

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками

: Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости!

Это цифра, кто знает, как она называется? цифра 6!

Цифра шесть дверной замочек

Снизу круг, вверху кружочек

Внимательно посмотрите, как она выглядит, попробуйте нарисовать её пальчиком в воздухе. Давайте с вами внимательно рассмотрим эту цифру, на что она похожа?

Д/игра «Кого больше?»

: Ребята, посчитайте, сколько зайчиков сидит около ёлочки?

: Зайчиков 6

А сколько снегирей прилетело на веточку?

Сравните, кого больше: количество зайчиков или количество снегирей и на сколько больше?

На одного зайчика больше, чем снегирей.

: Как сделать поровну?

Надо добавить ещё одного снегиря.

Конечно, надо добавить одного снегиря. И что можно сказать о количестве зайчиков и снегирей?

Дети: Их стало поровну, или их одинаковое количество

А сейчас мы с вами поработаем  с геометрическими фигурами, (каждый работает с раздаточным материалом. Один ребенок работает у доски

Положите 5 кружков. Добавьте 1 квадрат. Сколько всего стало фигур?

Всего геометрических фигур -6

Как получили число 6?

5+1 получили 6

: А что получится, если к одному квадрату добавить 5 кружков? : Тоже 6: 1+5

Когда переставляются части, результат не изменяется?

: Нет, результат не изменяется.

Как по-другому можно получить число 6?

6 можно получить двумя способами: 3+3, 1+1+1+1+1+1.

Вы правы (5+1=6 3+3=6 1+1+1+1+1+1=6)

Число четыре записывают знаком – цифрой 6.

На доску прикрепляю цифру 6

На что похожа эта цифра

: Цифра 6 похожа на открытый замок

Пропишите вместе со мной пальчиком цифру 6 в воздухе.

Три – в ладоши три хлопка,

И на место тихо встать

Молодцы ребята весело поиграли.

Ребята, а теперь вспомните, сколько туфелек потеряла Золушка?

Золушка потеряла одну туфельку.

Воспитатель: Сколько глаз у человека?

Дети: У человека два глаза.

: Сколько времён года вы знаете?

: 4 времени года.

: Сколько пальцев на руке?

На руке 5 пальцев

Сколько лапок у божьей коровки?

Правильно ответили на мои вопросы, а ещё отгадайте загадки

Я устроила парад,

Цифры строю, как солдат!

И порядок четкий есть —

После пять шагает ____.

Правильно, все отгадали загадку.

Задачки в стихах на внимание.

А сейчас ребятки послушайте внимательно задачки. Пять щенят и мама лайка,

Сколько всех, пересчитай-ка!

А моей подруге Тоне

Довелось на пони сесть,

И у Тони вместе с пони

Стало ножек сразу

: Сегодня последний день осени, и все животные приготовились к зиме. Как животные готовятся к зиме? Давайте рассмотрим наше дерево.

: Кто находится слева от дерева?

: Слева от дерева находятся ежи

Кто находится перед деревом?

: Перед деревом находится баран.

Кто находится впереди, слева от дерева?

Впереди, слева от дерева находится крот.

: Где находится муравейник?

: Справа находится муравейник.

: Кто стоит сзади дерева?

Сзади дерева стоит лошадь.

Где сушатся грибы на дереве?

: Сушатся грибы на ветке слева.

Кто находится на дереве?

На дереве находятся белки.

Чего на картине много?

На картине много листьев, животных, овощей.

4. Заключительная часть.

: С каким числом познакомились? Какую цифру учились писать? Как можно получить шесть?

Мы познакомились и научились писать цифру 6.

Ребята, мне очень понравилось путешествовать с вами, но занятие подходит к концу. Давайте оценим свою работу. На партах у вас лежат колобки, но у них нет рта! Сейчас надо будет нарисовать колобку рот – если занятие вам сегодня понравилось, то колобка нарисуйте радостного с улыбкой, а если на занятии вам было не интересно, то нарисуйте грустного.

А теперь покажите родителям своего колобка! Этот колобок остаётся вам на память.

предлагаю вам после занятия поиграть в игру «Где спряталась цифра 6» .

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию

– В некотором царстве, некотором государстве жил-был Кощей Бессмертный. Однажды похитил он Василису Прекрасную и заточил ее в высокой башне (слайд 2). Отправился Иван-царевич за невестой, позвал на подмогу своих братьев, но они испугались (слайд 3).

Опечалился Иван. Кто поможет ему одолеть Бессмертного Кощея?

– Ребята, поможем Ивану?

– Чтобы освободить Василису, нужно открыть ворота в царство Кощея, а для этого отыскать замок-невидимку. Нас ждут трудные испытания.

– Как вы думаете, мы справимся?

– Тогда в путь!

2. Образование числа 6. Цифра 6

– Путь наш лежит через лес.

– Какие деревья растут в этом лесу? (березы, ели) (слайд 4)

– Сколько березок?

– Найдите нужную цифру и поставьте рядом.

– Сколько елочек? Обозначьте цифрой.

– Что можно сказать о количестве березок и елочек? (поровну;

берез столько же, сколько елочек, а елочек столько же, сколько и берез) (слайд5)

– Но вот выросла еще одна березка. (слайд 6)

– Как вы думаете, теперь берез и елок поровну?

Что теперь можно сказать о березках? о елочках? (березок больше, чем елочек; елочек меньше, чем березок) (слайд 7, 8)

– Сколько стало берез?

Давайте сосчитаем вместе.

– Как же получилось 6 берез? (было 5, выросла еще 1, стало 6) (слайд 9)

– Кто знает, какой цифрой обозначается число 6? (слайд 10)

Цифра 6 – дверной замочек :

– Как сделать, чтобы берез и елей стало поровну? (срубить 1 березу или посадить 1 елочку)

– Березу рубить жалко, поэтому посадим 1 елочку. (слайд 11)

– Сколько стало елок?

Обозначьте цифрой.

– Как получили 6 елок? (было 5, посадили еще 1, стало 6)

3. Физминутка (стоя)

Мы считали и устали,

Дружно тихо мы все встали,

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три,

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять считать начнём.

– Через этот лес ведет всего одна тропинка. Чтобы по ней пройти, нужно выполнить задания – испытания.

– Готовы? Подготовим наши пальчики к работе.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

A потом они в тетрадке

Будут циферки писать.

4. Работа в тетрадях.

– Первое задание. Учимся писать цифру 6. Нарисуйте в воздухе цифру 6 пальчиком. Теперь пишем в тетрадях. (слайд 12)

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Идём по тропинке дальше. Следующее задание – испытание. Нужно соединить цифры с картинками по образцу.

Вот на пути ещё испытание. Нужно написать состав каждого из чисел. Ребята, давайте поможем Ивану Царевичу.

– Молодцы! Справились! Идем по лесу дальше. Новое задание. Нужно написать сколько рыбок в каждом аквариуме. (слайд 13)

5. Итог занятия.

– Молодцы, ребята! Помогли Ивану-царевичу. Ворота открыты. Башня рухнула. Василиса свободна.

– Василиса приготовила для нас еще одну загадку.

Встаньте. Сожмите руки в кулачки, уберите за спину.

Покажите на правой руке 5 пальцев, на левой – 1.

Сколько всего пальцев показали?

Проверьте. Посчитайте пальчики.

Как получили 6? (к 5 прибавили 1)

– Иван-царевич и Василиса Прекрасная благодарят Вас за помощь и говорят до свидания.

Ход урока

(организационный момент, слайд 1).

На этом этапе у учащихся должен возникнуть положительный эмоциональный настрой.

Дорогие мои ученики, начинаем урок математики. У нас в гостях, наш старый знакомый почтальон Печкин, который принёс письмо, а здесь послание:

Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Вы будете сейчас опять
решать, отгадывать, смекать.
Пожелаю вам удачи,
за работу в добрый час.

Мудрая Сова

А ещё здесь задания от Мудрой Совы, которые мы обязательно выполним. Девизом нашего урока будут слова: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 2).

Актуализация знаний.

На данном этапе организуется повторение изученного материала, не обходимого для «открытия» нового знания.

Учитель читает задания, ученики записывают только ответы в рабочих тетрадях.

Задание 1 от Мудрой Совы.

1. Математический диктант:

  • число предыдущее для числа 3;
  • число следующее за числом 3;
  • 9-1;
  • следующее за числом 5;

2. Проверка (слайд 3а). Ученики сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом на экране. Выясняется что все справились без ошибок и это позволяет задать вопрос: Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»?

Почему? Докажите? (число 6 должно стоять между числами 5 и 7)

3. Что можете рассказать о числе 6? (слайд 3б):

III. Постановка учебной задачи

На этом этапе выясняется, какими знаниями мы еще не владеем для успешного решения примеров и задач.

Тема урока: «Состав числа 6»

Что ещё о числе 6 мы не сказали (состав)?

Это мы узнаем, выполнив следующее задание. ( Слайд 5)

Задание 2 от Мудрой Совы (на доске): дети в течение 15 секунд запоминают геометрические фигуры, воспроизводят их по памяти в тетради и разбивают на части по разным признакам.

Открытие нового знания

В результате выполнения предыдущего задания дети делают вывод, что число 6 состоит из частей, которые надо запомнить. Это надо запомнить (слайд 6)!

На основе сделанного вывода о составе числа 6, дети записывают равенство в рабочих тетрадях.

Первичное закрепление

Задание 3 от Мудрой Совы. Тетрадь Петерсон стр. 53, № 4

см. приложение 3

Выполняя данное задание дети применяют полученные знания о составе числа 6.

Самостоятельная работа.

Диагностика на определение уровня обучаемости проведена по методике доктора наук, профессора П. И. Третьякова (слайд 10, 11 ) и результаты диагностики (см. приложение 4 ).

Задание 4 от Мудрой Совы.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

На этом этапе ученики решают задачи на сложение и вычитание с использованием полученных знаний о составе числа 6.

Задание 5 от Мудрой Совы (слайд 12).

VIII. Итог

Задание 6 от Мудрой Совы (на листочках):

Ученики решают примеры, записывают ответы в порядке возрастания и расшифровывают слово (слайд 14)

Рефлексия

В конце урока дети рисуют флажки и раскрашивают их:

Красным – если все получилось отлично

Желтым – все получилось хорошо

Зеленым – только часть заданий выполнено так, как хотелось

Синим – не получилось так, как хотелось.

Из 24 учеников, присутствующих на уроке, красным цветом флажок раскрасили 15 человек, желтым – 7 человек и 2 человека зеленым.

Публикация «Конспект занятия по математике „Цифра и число 6“» размещена в разделах

– воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

– развивать логическое мышление и мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование и материалы : цифры от 1 до 6 демонстрационные, 6 цветов; Раздаточный: картинки для прописывания цифры 6 (обведи по точкам) на каждого ребенка; карточки с цифрами от 1 до 6; разрезные картинки для выкладывания цифры 6 на каждого ребенка; игрушка Красная Шапочка.

Ход ООД

Воспитатель: Ребята, я очень рада всех вас видеть. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я — твой друг и ты — мой друг!

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Кто-то бросил к нам в оконце письмецо!

На письме написано:

«Детям старшей группы «Почемучки» от друзей Маши и медведя». Хотите узнать, что написано в письме?

«Добрый день, наши друзья! Мы живем в деревне Сказкино. Забор около нашего дома совсем сломался. Вот мы и хотели его починить. Только не знаем, сколько досок нужно и какой длинны доски для этого выбрать. Помогите нам, пожалуйста, починить наш забор».

Воспитатель: Ребята, поможем Маше и Медведю? Вы сможете это сделать?

Воспитатель: Для того чтобы помочь друзьям, нам необходимо выполнить несколько заданий.

Закрепление образа числа 6 и цифры 6.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, Медведь хотел угостить нас ватрушками и пирожками, но забыл какой они формы. (круглые – ватрушки, овальные пирожки). А у меня есть такие фигуры. Давайте представим, что это ватрушки и пирожки. Посмотрите, сколько пирожков и ватрушек. Давайте их посчитаем. Сколько пирожков?

. Сколько ватрушек? (тоже 5). Как сказать одним словом, сколько пирожков и ватрушек (одинаково или поровну). А если бы у Медведя осталось немного теста, и он решил еще испечь пирожок. Чего стало больше? Чего стало меньше? На сколько больше? На сколько меньше? Как же так получилось, что пирожков стало больше на один?

Дети: Мы к 5 пирожкам прибавили еще 1, получилось 6.

Воспитатель: Как же Мишке не забыть, сколько стало пирожков, а сколько осталось ватрушек? Что нам поможет?

Дети: Нам помогут цифры!

Воспитатель: Вы знаете, на что похожа цифра 6?

Дети делают предположения.

Цифра 6 – дверной замочек,

сверху – крюк, внизу – крючочек.

Дети тренируются в воздухе писать цифру 6, повторяя стихотворение за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, как написать Медведю сколько стало ватрушек?

Дети: Нужно записать количество с помощью цифр.

Воспитатель: Покажите, как можно выложить цифру 6 шнурком.

Дети выкладывают цифру 6 шнурком.

Воспитатель: Я предлагают вам немного поиграть.

Дети выходят в круг.

Игра с мячом «Назови соседей числа». Я бросаю вам мяч и называю какое-нибудь число. Вы должны поймать мяч и бросить мне его назад, назвав следующие за названным и предыдущее число. Будьте внимательны.

4-5 и 3; 6-7 и 5; 3-4 и 2; 7-8 и 6; 2-3 и 1, 5-6 и 4.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились!

Вы славно потрудились, пора и отдохнуть.

Раз – нагнулись, разогнулись,

Два – нагнулись, потянулись,

Три – руками три хлопка, головою три кивка,

Пять и шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: Как вы помните, нам надо помочь Маше и Медведю. Они хотят построить новый забор. Как мы можем помочь? Что для этого нужно?

Дети: Да. Нужны доски.

Воспитатель: Правильно, надо выбрать новые доски для забора. Посмотрите, сколько их. (много) Чтобы наш забор был ровный и красивый, нам нужно выбрать только такие доски, которые одинаковы по высоте. Как можно узнать, какие доски подойдут к забору?

Предложения детей (нужна условная мерка)

Воспитатель: Правильно, нам поможет мерка. Давайте проверим высоту мерки и забора. Она одинаковая? (нет)

Дети проверяют и приходят к выводу, что высота мерки и забора одинаковая.

Воспитатель: Теперь давайте найдем с помощью мерки нужные нам доски. Сколько вы нашли таких досок? (шесть) А остальные доски?

(Дети отвечают, что они выше или ниже нашего забора и не подходят).

Воспитатель: Молодцы! Что мы сравнивали с помощью нашей мерки?

Дети: Высоту досок.

Воспитатель: Молодцы. А теперь постройте забор для наших друзей.

Для того чтобы закрепить цифру 6, предлагаю вам раскрасить изображение цифры цветными карандашами. Возьмите карандаш с любимым цветом и аккуратно закрасьте изображение.

А теперь посмотрите на экран. Маша и Медведь хотят с вами поиграть игру «Посчитайку». Они хотят узнать, как вы умеете считать.

Компьютерная игра «Посчитайка!»

Воспитатель: Вы смогли помочь Маше и Медведю? Как вы думаете, ребята, вы справились с заданиями наших друзей? (Ответы детей) Давайте вспомним, что помогло Медведю определить количество ватрушек и пирожков? (Научились пользоваться меркой, считать до 6, познакомились с цифрой 6). Какое задание показалось трудным? Какими вы были? (Дружными, умными, помогали друг другу и т. д.)

Маша и Медведь прислал вам в награду звездочки разного цвета. Если вы считаете, что у вас все получилось, выберите зелёную звездочку. Если у вас еще не все получается, то звездочку красного цвета.

Ход занятия.

Воспитатель: Собрались все дети в круг, ты – мой друг, и я – твой друг. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла Красная Шапочка. Но она почему-то грустный. Что же случилось? У Красной Шапочки в рюкзачке что-то есть (достает цифры от 1 до 5 и выкладывает в ряд).

Дети собираются вокруг воспитателя.

Воспитатель: Ребята, назовите цифры. А какая цифра будет следующая? (шесть).

Дети называют цифры

Воспитатель: Красная Шапочка недавно познакомилась с цифрой 6 (показывает цифру). Но она не захотел с ней играть, и цифра 6 ушла от него в страну «Цифландия». И если Красная Шапочка ее не найдет, то она не собрет в рюкзак все цифры, и не сможет пойти в школу. А она так хочет учиться!

Воспитатель: Чем же мы можем помочь Красной Шапочки? Ребята, нам необходимо отправимся в «Цифландию» и отыскать цифру 6.

II часть Основная.

Воспитатель: Для того чтобы, оказаться в Цифландии нам необходимо всем вмести посчитать от 1 до 5 и обратно.

Воспитатель: Мы очутились на полянке страны «Цифляндия». Здесь растут цветы. Сколько цветов на полянке? Сосчитайте (5 цветов).

– Сколько цветов нужно добавить, чтобы получилось 6? (1 цветок)

– А что нужно сделать, чтобы их стало снова 5? (убрать 1 цветок)

Дети отвечают на вопросы, считают цветы

Воспитатель: Цифра 6 показалась на минутку, и снова убежала.

«Обведи по точкам»

Воспитатель: А, теперь, я вам предлагаю выполнить задание. Может тогда цифра 6 вернется? (приглашает за столы) Воспитатель: На столах у вас лежат листы с изображением цифры 6. Нужно обвести ее по точкам.

Перед выполнением задания дети вмести с воспитателем прорисовывают цифру 6 в воздухе. Дети выполняют задание, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Красная Шапочка приглашает вас немного отдохнуть.

Раз – подняться, подтянуться, два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире. Пять – руками помахать,

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Игра «Назови соседа».

Воспитатель: Ребята, сейчас нам с вами необходимо назвать соседей цифры 2,3,4,5. Воспитатель: А, теперь давайте выполним еще одно задание. Нам нужно ответить на вопросы. Я вам буду их задавать, но ответ на вопрос вы мне будете показывать с помощью цифр. Самое главное условие – говорить нельзя, можно только показывать цифру.

– Сколько пальцев на правой руке?

– Сколько глаз у светофора

– Сколько носов у двух собак

– Сколько ушей у двух мышей

– Сколько хвостов у двух котов

– Все верно, показали. Молодцы.

Воспитатель: Ребята и вот мы с вами добрались до последнего задания. Надеюсь вы с ним справитесь, и цифра 6 вернется к Красной Шапочки. У вас на столах лежат разрезанные картинки (цифра 6). Вам необходимо сложить эти картинки.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Молодцы, ребята! У всех получилась цифра 6?

III часть Рефлексия

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Что мы сегодня с вами делали? Ответы детей.

Воспитатель: Вот и цифра 6 вернулась к Красной Шапочке, она ее уберет в рюкзачок и больше никогда не будет обижать. Скоро Красная Шапочка выучит и другие цифры и обязательно пойдет в школу.

А нам необходимо возвращаться в детский сад. Для этого нам необходимо посчитать до шести. Дети считаю от 1 до 6 и обратно.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Подсолнух» Воспитатель: Кварацхелия Ш. Р. Тема: Число 8 и цифра.

Конспект по математике в подготовительной группе «Число 6 и цифра 6»
Конспект по математике в подготовительной группе Тема: Число 6 и цифра 6. Цель: Создать условие для Закрепления порядкового и количественного.

Конспект занятия по математике в средней группе «В гости к гномам. Число 7, цифра 7»
Цели занятия: формировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи ; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение.

Конспект занятия в старшей группе «Число и цифра 3»
Тема занятия: «Число и цифра 3» (Использование ППРС в непосредственно – образовательной деятельности.) Задачи: Формирование знаний о числе.

Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему „Число 6 и цифра 6“» размещена в разделах

Материалы и оборудование:

• Конверт с письмом от Маши и Медведя;

• демонстрационный материал: геометрические фигуры: 6 кругов («ватрушки», 6 овалов («пирожки», цифра 6, образец, демонстрирующий образование числа 6 (5+1);

• раздаточный материал: «условные мерки» — ленты;

• набор цифр от 1 до 6;

• Шнурки для выкладывания цифр;

• Компьютерная игра «Посчитай-ка»;

• Красные и зеленые звездочки;

• Листы белой бумаги формата А4, с изображением цифры 6 по количеству детей;

• Цветные карандаши.

Про урокцифры:  ЛАДЫЖЕНСКИЙ ОЛЕГ СЕМЁНОВИЧ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *