Основные образовательные программы бакалавриата, по которым ведется подготовка в Высшей школе кибертехнологий, математики и статистики
1 – возможность для выпускников СПО пройти ускоренную программу ссылка
Основные образовательные программы магистратуры, по которым ведется подготовка в Высшей школе кибертехнологий, математики и статистики
О Высшей школе кибертехнологий, математики и статистики
Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики образована 09 февраля 2022 г. на базе Института математики, информационных систем и цифровой экономики для достижения целевой модели научно-образовательной деятельности в области цифровых компетенций, искусственного интеллекта, аналитики больших данных, математического моделирования и статистических исследований.
Деятельность в области информационных технологий в Университете ведется с 1970 года с момента создания факультета Экономической кибернетики.
Образовательная и научная инфраструктура Высшей школы кибертехнологий, математики и статистики представлена академическими и базовыми кафедрами, учебной лабораторией информационной безопасности, учебно-научной лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики, учебно-проектной лабораторией робототехники и программирования сервисных роботов, центром компетенций по когнитивным наукам, НИИ «Стратегические информационные технологии», центром статистики и науки о данных. Оборудование лабораторий включает высокопроизводительные компьютеры, серверы, робототехнические средства и программируемого робота с искусственным интеллектом.
Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики осуществляет подготовку по 9 направлениям подготовки программ бакалавриата и 7 направлениям подготовки программ магистратуры. С портфелем основных профессиональных образовательных программы можно ознакомиться здесь.
Образовательная деятельность Высшей школы кибертехнологий, математики и статистики ориентирована на актуальные изменения в профильных предметных областях и их внедрение в образовательную и инновационную деятельность Университета.
Повышение квалификации и профессиональная подготовка
На базе Высшей школы кибертехнологий, математики и статистики реализуются программы дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки, направленные на формирование цифровых компетенций, навыков математического моделирования и работы со статистическими данными и т.п. Имеется успешный опыт совместной разработки и реализации сетевой формы программ дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки с индустриальными партнерами.
С 2021 г. Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики в рамках участия в проекте «Цифровые профессии» реализует программы ДПО «Основы Data Science на языке Python» и «Процедурно-ориентированное программирование в прикладных задачах анализа данных в экономике». Более 1400 студентов Университета приобретают ИТ-компетенции в рамках проекта «Цифровые кафедры», обучаясь на программах ДПО «Анализ данных и машинное обучение в среде Python» и «Разработка алгоритмов и программных приложений».
Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики является одним из авторизованных центров обучения по использованию low-code платформы GreenData для создания программных систем.
Исследования и консалтинг
Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики обладает необходимой материально-технической базой и кадровым составом для выполнения научно-исследовательских работ по развитию экосистемы организации, предоставления консалтинговых услуг по постановке, внедрению и развитию систем и бизнес-процессов организации, осуществления работ по аналитике в области информационных технологий, статистики, искусственного интеллекта, математического моделирования.
Направления научных исследований Высшей школы:
Курирующий проректор – Екимова Ксения Валерьвна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Голынковская средняя школа»
на тему
«Кибернетика – как наука об управлении».
Выполнил ученик 9 «Б» класса Степанов
Даниил Сергеевич
Руководитель: Панфилова Юлия Владимировна
п. Голынки, 2021год
Кибернетика –
эта высшая ступень автоматизации. Она вместе с ядерной энергией, реактивным
двигателем и искусственными материалами образует основу новой промышленной
революции, принципиально новой технической эры.
В данной работе
рассмотрена история кибернетики, ее основные понятия, предмет, задачи и цель, а
также место кибернетики в системе наук и ее прикладное значение.
ГЛАВА 1. История
кибернетики
Для того чтобы
управлять, необходимы технические средства управления: измерительные датчики
для получения информации, исполнительные устройства, вычислительные машины. Но,
прежде всего, необходима наука об управлении, которая предоставила бы человеку
эффективные методы управления и проектирования систем управления.
Такой наукой
является кибернетика, название которой происходит от соединения двух греческих
слов: «кибер» (в переводе «над») и «наутис» («моряк»), т. е. «кибернаутис» –
старший над моряками, главный моряк, кормчий. Греческий философ Платон впервые
использовал термин «кибернетика» в смысле искусства управления обществом. В
XVIII в. французский ученый Ампер, составляя классификацию наук, также назвал
кибернетикой науку об управлении обществом. Но в то время эта наука не имела
математической и технической основы, и этот термин был на 200 лет забыт.
Кибернетика –
это учение об управляющих устройствах, о передаче и переработке в них информации.
Она использует некоторые результаты математической логики, теории вероятностей,
электроники, использует количественные аналогии между работой машины,
деятельностью живого организма, а также некоторыми общественными явлениями.
Центральным понятием здесь является «информация» – последовательность сигналов,
передаваемых от передатчика к приемнику, накопляемых в запоминающем устройстве,
обрабатываемых и выдаваемых в виде готовых результатов.
1.2. Основные понятия
кибернетики
Кибернетика
представляет собой общую научную теорию управления в природе, обществе и
технических устройствах. Это наука о целенаправленном оптимальном управлении
сложными динамическими системами. Зародившись в результате интеграции
естественнонаучных знаний, она достигла такого уровня общетеоретического
развития, который создал предпосылки разветвления ее на целую гамму прикладных
наук, имеющих свою теоретическую проблематику. Помимо теоретической
кибернетики, изучающей общие фундаментальные законы и принципы, которым
подчиняются процессы управления в объектах любой природы, формировались
прикладные направления кибернетики. Условно можно выделить три крупных
направления:
– управление в живых
организмах и их сообществах – предмет биологической кибернетики;
– управление в
технических системах: машинах, технических устройствах, технологических
комплексах – предмет технической кибернетики;
«Кибернетический»
подход к системам характеризуется рядом понятий. Основные понятия кибернетики:
управление, управляющая система, управляемая система, организация, обратная
связь, алгоритм, модель, оптимизация, сигнал и др. Для систем любой природы
понятие «управление» можно определить следующим образом: управление – это
воздействие на объект, выбранное на основании имеющейся для этого информации из
множества возможных воздействий, улучшающее его функционирование или развитие.
У управляемых систем всегда существует некоторое множество возможных изменений,
из которого производится выбор предпочтительного изменения. Если у системы нет
выбора, то не может быть и речи об управлении.
Управление – это
вызов изменений в системе или перевод системы из одного состояния в другое в
соответствии с объективно существующей или выбранной целью.
Кибернетика служит
созданию эффективных моделей, знаний, их выявлению, построению теорий. Потом
эти теории могут быть проверены статистическими методами, наблюдением.
В зависимости от
типа систем управления, которые изучаются прикладной кибернетикой, последнюю
подразделяют на техническую, биологическую и социальную кибернетику.
Техническая кибернетика –наука об управлении техническими системами.
Техническую кибернетику часто и, пожалуй, неправомерно отождествляют с
современной теорией автоматического регулирования и управления. Эта теория,
конечно, служит важной составной частью технической кибернетики, но последняя
вместе с тем включает вопросы разработки и конструирования автоматов (в том
числе современных ЭВМ и роботов), а также проблемы технических средств сбора,
передачи, хранения и преобразования информации, опознания образов и т. д.
Экономическая
кибернетика, как область приложения методов и средств кибернетики к проблемам
народного хозяйства, решает задачи совершенствования управления в экономике.
Главным ее содержанием является изучение общественного производства как
целостного организма с целью выявления общих законов, закономерностей и
принципов, управляющих экономическими процессами и явлениями; формирование
методов целенаправленного воздействия на экономические процессы; разработка
конкретных систем экономического планирования и управления.
Крупным разделом
кибернетики является теория информации, краеугольным камнем которой служит
принцип прямой и обратной связи. Кибернетика широко используется при разработке
организационных структур управления. Для этого применяют исследование операций,
организационный анализ, проектирование взаимоотношений между отдельными
подразделениями на основе сетевых методов планирования и управления. Основные
положения кибернетики создают предпосылки для механизации и автоматизации
отдельных операций и групп операций в рамках цикла управления производством, а
также для создания автоматизированных рабочих мест в управлении и разработке
информационных систем управления.
Социальная
кибернетика – наука, в которой используются методы и средства кибернетики в
целях исследования и организации процессов управления в социальных системах.
Необходимо учитывать, что социальная кибернетика, изучающая закономерности
управления обществом в количественном аспекте, не может стать всеобъемлющей
наукой об управлении обществом, характеризующимся в значительной мере
неформализуемыми явлениями и процессами.
Предмет кибернетики,
ее задачи и цель
Предмет кибернетики
составляют те стороны функционирования систем, которыми определяется протекание
в них процессов управления, т. е. процессов сбора, обработки, хранения
информации и ее использования для целей управления. Однако когда те или иные
частные физико-химические процессы начинают существенно влиять на процессы
управления системой, кибернетика должна включать их в сферу своего
исследования, но не всестороннего, а именно с позиций их воздействия на
процессы управления. Таким образом, предметом изучения кибернетики являются
процессы управления в сложных динамических системах.
К основным задачам
кибернетики относятся:
– установление фактов,
общих для управляемых систем или для их совокупностей;
– выявление ограничений,
свойственных управляемым системам и установление их происхождения;
– нахождение общих
законов, которым подчиняются управляемые системы;
1.4. Место кибернетики в
системе наук
Рис. 1. Взаимосвязь
различных наук (Л. Т. Кузин)
Наибольшие практические
успехи в современных условиях могут быть достигнуты в результате применения
технической, биологической, социальной кибернетики, кибернетики в области
управления экономикой, производственной деятельностью как важнейшими основами
развития общества. Сферой экономической кибернетики являются проблемы
оптимизации управления народным хозяйством, его отдельными отраслями,
экономическими районами, промышленными комплексами, предприятиями и т. д.
Кибернетика – обобщающая
наука, исследующая технические, биологические и социальные системы. Однако
предметом ее исследования служат не все вопросы структуры и поведения этих
систем, а только те из них, которые связаны с процессами управления.
ГЛАВА 2 . Прикладное
значение кибернетики
В настоящее время
уделяется большое внимание как теоретическим, так и экспериментальным
исследованиям в области кибернетики. Практически разрабатываются и строятся
сложные автоматы, выполняющие разнообразные логические функции, в частности,
автоматы, способные учитывать сложную внешнюю обстановку и запоминать свои
действия.
Анализируя полученные
решения на основе какого-нибудь критерия оптимального регулирования, счетная
машина выбирает оптимальный вариант, учитывая при этом прошлое поведение
системы. При необходимости такая система регулирования может изменять и
параметры самой системы управления, обеспечивая оптимальный ход процесса
регулирования. Разработка таких автоматов имеет большое экономическое и военное
значение.
Важнейшим вкладом
кибернетики в научно-технический прогресс стали ее идеи о функционировании
живых и неживых самоуправляющихся систем, которые легли в основу создания
высших форм автоматизации –кибернетической автоматизации. Это позволило:
– приступить к реализации
комплексной автоматизации в различных отраслях народного хозяйства и некоторых
сферах деятельности органов государственного управления;
– создать
автоматизированные системы, которые способны выполнять некоторые действия,
аналогичные мыслительной деятельности человека, и которые ныне находят
применение при решении широкого круга задач.
Кибернетика дала новое
представление о мире, основанное на информации, управлении, организованности,
обратной связи, целенаправленности, cоздала информационную картину мира. Теперь
не энергия, а информация выходит на первое место в мире научных понятий.
Кибернетика оказала
революционное влияние на теоретическое содержание и методологию всех наук. Она
устранила непреодолимые грани между естественными, общественными и техническими
науками. Она способствовала синтезу научных знаний, создала из понятий разных
наук структуры новых понятий, новый язык науки. Такие понятия, как управление,
система, информация, алгоритм, модель обрели общенаучный статус.
В заключении подведем
некоторые итоги.
Кибернетика охватывает
все науки, но не полностью, а лишь в той их части, которая относится к сфере
процессов управления, связанных с этими науками и соответственно с изучаемыми
ими системами.
1. Бир С. Кибернетика и
управление производством. – М.: Наука, 1965.
2. Винер Н. Кибернетика и
общество. Перевод Е. Г. Панфилова. – М.: Иностранная литература, 1958.
3. Винер Н. Кибернетика,
или управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.
4. Гринченко С. Н. История
человечества с кибернетических позиций // История и Математика: Проблемы
периодизации исторических макропроцессов. М.: КомКнига, 2006.
5. Иванов Л. Б., Мурашкин
Н. В., Тюкина О. Н. и др. Основы менеджмента: понятие кибернетики и общие
вопросы управления. – Псков: ПГПИ, 2000.
6. Информатика. Базовый
курс.2-е издание / Под ред. В.С. Симоновича. – Спб.: Питер,2005
7. Кибернетика. Дела
практические. – М.: Наука, 1984 (Серия «Кибернетика – неограниченные
возможности и возможные ограничения»)
8. Кибернетика: прошлое для будущего
– М.: Наука, 1989 г.
9. Кибернетика. Становление
информатики – М.: Наука, 1986 г.
Кузин Л. Т. Основы
кибернетики. – М.: Энергоатомиздат, 1994.
11. Острейковский В. А.
Информатика. – М.: Высшая школа, 2005.
12. Полевой Н. С.
Правовая информатика и кибернетика. – М.: Юридическая литература, 1993.
о проектной работе
Степанова Даниила Сергеевича
ученика 9 «Б» класса, МБОУ
«Голынковская средняя школа»
на тему: «Кибернетика – наука об
управлении».
Степанов Даниил выбрал самостоятельно
тему проекта «Кибернетика – наука об управлении» в сентябре 2020г.
Ученик определил актуальность темы
проекта, с помощью руководителя определил проблему и выбрал рациональные
способы её решения, подобрал нужную информацию по теме проекта. Даниил изучил
большой объем разнообразной литературы и выделил самые важные факты по данной
теме.
Продемонстрировал навыки определения
темы и планирования работы, поставил цель и задачи её достижения,
сформулировал выводы и обосновал их. Таким образом, продемонстрировал понимание
содержания выполненной работы, а это определяет сформированность познавательных
учебных действий ученика.
Ученик показал умение раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой использовал имеющиеся источники информации, свои знания, способы
действия.
Ученик самостоятельно выбрал план
своей деятельности, использовал ресурсные возможности для достижения
поставленной цели, обращался за помощью к учителю в трудных ситуациях, некоторые
этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя.
Продемонстрировал навыки оформления
проектной работы, а также подготовки простой презентации. Работа доведена до
конца и представлена комиссии.
Дата защиты проекта: 04.03.2021г. Руководитель
проекта:
Панфилова Ю. В. _________
Контакты
Адрес дирекции: 117997 РФ, г. Москва, Cтремянный переулок, д. 36, корпус №3
403 ауд.: +7 (499) 237-34-30
+7 (495) 800-12-00 доб. 1568 (заказ пропуска)
428 ауд.: +7 (499) 237-94-38
+7 (495) 800-12-00 доб. 1214 (раписание магистратуры)
22 ауд.: +7 (495) 800-12-00 доб. 1905 (поступление в ВШКМиС,переводы/восстановление)
По вопросам обучения для студентов (заказ справок и выписок,подача заявлений,изготовление студенческих билетов/зачетных книжек):
Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики на профориентационных лекциях и мастер-классах в Шуваловской школе 1448
Доцент кафедры информатики Вера Григорьевна Герасимова и старший преподаватель кафедры информатики Алексей Александрович Неделькин 21 апреля 2023 года выступили с профориентационной лекцией «Приходите к нам учиться» и мастер-классом «Даешь современный сайт!» в 9»М» (математическом) классе и в 10 «И» (информационно-технологическом) классе в ГБОУ СОШ г. Москвы «Шуваловская школа №1448». На мероприятиях присутствовало 58 обучающихся.
Преподаватели кафедры информатики рассказали нашим будущим абитуриентам о направлениях подготовки и программах, реализуемых в Высшей школе кибертехнологий, математики и статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова, успехах выпускников и активностях для студентов. Также Алексей Неделькин провёл мастер-классы «Даешь современный сайт!», где старшеклассники узнали о особенностях проектирования от одного из авторов сайта РЭУ. Старший преподаватель поделился некоторыми лайфхаками, которые позволят будущим разработчикам достичь успеха в создании и продвижении сайтов.
Как отмечают преподаватели, общение со школьниками в стенах школы повышает уровень доверия будущих абитуриентов к ВУЗу!
Университет — школа: Высшая школа кибертехнологий, математики и статистики на профориентационных лекциях и мастер-классах в Шуваловской школе 1448