Входная диагностическая работа
по определению математической грамотности
обучающихся 4 классов
Задание 1. « Доска почета». 3«Б» класс, в составе 27 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета свои фотографии. Размеры доски 1 м х 1 м (100 см- 100 см)
Фотографии квадратной формы со стороной 20 см.
Вопрос 1/2 . Сколько фотографий ребята могут разместить на доске?
Выберите и отметьте верный ответ.
А. 10 шт.
Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса не поместятся на доску?
Задание 2. « Кинотеатр».
В кинотеатре «Эдем» стартовал новый мультфильм «Фиксики против роботов». Начало сеанса в 17:00. Продолжительность сеанса 1 час 30 минут.
Путь от дома до кинотеатра составляет 20 минут.
Вопрос 1/2. В какое время надо выйти из дома, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?
Выбери и отметь правильный ответ.
Вопрос 2/2. В котором часу Марина вернется домой, если после сеанса задержится на 10 минут с подругой?
Задание 3. « Покупки». Мама отправила Петю в магазин со списком продуктов, которые необходимо купить.
Вопрос 1/2. Сколько рублей составляет стоимость всей покупки.
Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 150 рублей?
Задание 4. « Фишечки». В магазине «Командор» за накопленные 5 фишек можно получить сковороду. Одна фишка выдается при покупке на 100 рублей.
Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 5 фишек?
Вопрос 2/2. Сколько надо получить фишек, чтобы приобрести сковороду себе и двум своим родственникам?
Задание 5. « Карты». В кошельке для пластиковых карт лежат разные карты.
Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке продуктов в магазине? Укажи номер карты.
Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Лента»?
Задание 6. « ПИН-код» Для того, чтобы оплатить покупку в магазине, требуется ввести ПИН-код.
Вопрос 1/2. Расшифруй код при помощи шифра.
Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно?
Задание 7. « Денежная валюта».
Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 63 рублям, а 1 юань равен 9 рублям.
Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 6 купюрах и монетах?
Структура учебных заданий и ситуаций, направленная
на формирование математической грамотности младших школьников
Итоговая диагностическая работа
Задание 1. « Уголок ветерана». 4«Б» класс ко Дню победы, в составе 30 человек решил оформить стенд и вывесить на доску почета фотографии своих дедушек-ветеранов. Размеры доски 2 м х 2 м (200 см- 200 см)
Фотографии квадратной формы со стороной 40 см.
Вопрос 2/2. Фотографии скольких человек из класса поместятся на доску?
В кинотеатре «Синема» стартовал новый семейный фильм «Артек». Начало сеанса в 18:00. Продолжительность сеанса 1 час 40 минут.
Путь от дома до кинотеатра составляет 30 минут.
Вопрос 2/2. В котором часу семья вернется домой, если после сеанса задержится на 20 минут в кафе?
Задание 3. « Покупки». Мама отправила Машу в супермаркет за продуктами со списком, в который внесла, что необходимо купить.
Вопрос 2/2. Сколько сдачи принесет Петя, если мама дала ему 250 рублей?
Задание 4. « Наклеечки». В магазине «Магнит» за накопленные 25 наклеек можно получить чайник. Одна наклейка выдается при покупке на 200 рублей.
Вопрос 1/2. Какую сумму надо потратить, чтобы получить 25 наклеек?
Вопрос 2/2. Сколько надо получить наклеек, чтобы приобрести чайник себе и бабушке, а так же набор тарелок за 30 наклеек?
Вопрос 1/2. Какой картой надо воспользоваться, чтобы рассчитаться при покупке в супермаркете? Укажи номер карты.
Вопрос2/2. Для чего нужна карта «Фармленд»?
Вопрос 2/2. Что может произойти, если пин-код будет введен неверно несколько раз?
Вопрос 1/2. Расположите деньги в порядке возрастания, если 1 доллар равен 69 рублей, а 1 евро равен 75 рубалям, а 1 тенге равен 18 копейкам
Вопрос 2/2. Переведи все денежные валюты в рубли и запиши, сколько рублей в данных 9 купюрах и монетах?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 7»
«Задачи для младших школьников
(3 – 4 класс) на формирование математической грамотности (МГ)»
учитель начальных классов МБОУ Высокогорская СОШ №7
п. Высокогорский, 2020г.
Составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Составители: Артемьева С. А.
Сборник заданий «Задачи для младших школьников (3 – 4 класс) на формирование математической грамотности (МГ)» / Артемьева С. А.
«Математике должно учить еще с той целью, чтобы познания здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей жизни».
Одним из моментов модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, т.е. осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Для реализации целей практико-ориентированного обучения необходимо включать в учебный процесс задачи с практическим содержанием. Они показывают прикладной характер математических знаний, активизируют мыслительную деятельность, развивают интерес к математике как к предмету. Содержание оценки математической подготовки обучающихся основано на понятии математической грамотности. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального.
Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента:
в котором представлена проблема;
содержание математического образования, которое используется в заданиях;
необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для её решения.
Задача на формирование математической грамотности должна включать три структурных компонента: контекст, содержание математического образования, мыслительная деятельность. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Различают несколько контекстов: общественная жизнь, личная жизнь, образование/профессиональная деятельность, научная деятельность.
Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями. Это такие категории как пространство и форма, изменение и зависимости, количество,
неопределённость и данные.
Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы:
ситуацию на языке математики;
математические понятия, факты, процедуры;
, использовать и оценивать математические результаты.
дифференциация практико-ориентированных задач по уровням сложности.
Практическая направленность: Данный материал может быть использован для практической деятельности педагогов образовательных учреждений.
Задача МГ «Аптека.
В гoрoде рабoтают три разных аптеки. Бабушка отправила внука Диму в 11 часов утра за лекарствами от простудных и инфекционно-воспалительных заболеваний в аптеку. Это была пятница, так как в некоторых аптеках действуют скидки. Бабушка дала Диме с собой 700 рублей и список необходимых лекарств: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, ибуклин, ринза, терафлю (смотри таблицу). Пoблизoсти нахoдились аптеки, сo следующими ценами на интересующие лекарства. Как ты думаешь, в какой аптеке Дима сделает выгoдную покупку? (цены на лекарства в таблице даны уже со скидкой)
Хватит ли оставшихся денег на покупку витаминов «Аскорбиновая кислота» (драже), которые продаются в этих аптеках по цене 30 рублей и на сколько штук?
1. Изучает стоимость лекарств в таблице.
2. Делает расчет всех лекарств каждой аптеки.
40+45+145+140+295=665 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Гармония здоровья»
45+50+140+137+300=672 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Мелодия здоровья»
48+53+146+147+310=704 (руб.) – стоимость всех лекарств в аптеке «Губернские аптеки»
3. Выбирает самые дешевые цены каждого лекарства из разных аптек и производит расчет.
40+45+140+137+295=657 (руб.) – стоимость самых дешевых лекарств.
4. Выбирает подходящий вариант стоимости лекарств.
5. Правильный расчет 40+45+140+137+295=657 (руб.) – стоимость самых дешевых лекарств.
6. Подсчитывает сдачу и покупает одну упаковку витаминов «Аскорбиновая кислота».
700 – 657 =43 (руб.) – сдача со всей покупки
43 – 30 = 13 (руб.) – сдача после покупки витаминов
1. Область содержания: неопределённость и данные, потому что есть выбор аптек и конкретная стоимость.
3. Мыслительная деятельность: Формулировать, т.е. осуществление правильного выбора.
4. Объект оценки (предметный результат): чтение таблицы с наименованием товара и цены.
5. Формат ответа:
6. Перечень требований, которым удовлетворяет задание согласно общим подходам к составлению заданий на формирование МГ:
Умение находить и отбирать информацию.
– Производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач.
Задача МГ «Любимое блюдо»
Бабушка решила приготовить манты. Для этого написала список продуктов и их количество. После исследования цен в супермаркетах, составила таблицу, куда выписала цены по каждому наименованию продукта.
Определите в каком супермаркете Бабушке экономично сделать закуп продуктов.
1) 460+47+33+20+21+119=700 (руб.) – «Хороший»
2) 450+51+35+24+30+117 = 707 (руб.) – «Магнит»
3) 455+50+35+24+23+120 = 682 (руб.) – «Пятерочка»
Ответ с пояснением выбранного варианта.
А) «Хороший», В) «Магнит», Г) «Пятерочка»
Если Бабушка запланировала купить 1,5 кг мяса, 1 кг муки, 2 кг картофеля, 2кг лука и упаковку соли, 1 литр подсолнечного масла, то хватит ли 1000 рублей на покупку всех этих продуктов и в каком магазине? Заполни таблицу.
Характеристика вопроса 1
Область математического содержания: Неопределенность и данные
– сравнение величин, округление величин, сложение нескольких величин.
– В супермаркете «Пятерочка» покупка всех продуктов бабушкой будет самой экономичной. Цена всей покупки 682 рубля – 2б.
– «Пятерочка» – 1 балл.
Ответ не верный – если приведены другие варианты решения – 0 баллов
Характеристика вопроса 2
– умение выполнять вычислительные операции с величинами, числами, выполнять сравнение и округление величин, предположить результат.
– минимальная стоимость всей покупки 1003 рубля с магазина «Хороший», в этом случаи бабушке не хватит 3 рублей для покупки всех продуктов. Для совершения покупки она может уменьшить вес картофеля или лука. В других магазинах эта недостача будет больше. – 2 б.
– «не хватит», «Хороший», а объяснение неполное, но не содержит неверного суждения. – 1 балл.
Задача МГ «Маски. Выгодная покупка».
Для 8 школьных работников администрация решила закупить защитные маски на декабрь. Маски надо менять через каждые 2 часа, рабочий день длится 6 часов и выходной у работников – суббота и воскресенье. Фирма А предлагает маски по 3 р. за шт. при покупке 100 шт., фирма Б за 5 р. за шт. при покупке 50 шт. Сколько денег при этом будет потрачено на более выгодную покупку? В ответ запишите полученный результат.
Ответ: 2100 р.
умение округлять и вычислять
с кратким ответом
Требования, которым удовлетворяет задача:
Система оценивания задания
Задача МГ «Ремонт. Выкладывание кафельной плитки».
Папа решил сделать ремонт в ванной комнате и выложить кафельной плиткой стену над раковиной. Размеры стены – 1 м х 1 м (100 см х 100 см). Он решил купить плитку квадратной формы со стороной 20 см.
20 см 100 см
Вопрос 1/2. Сколько таких плиток ему надо купить?
А. 10 000 шт.
Б. 400 шт.
В. 100 шт.
Г. 25 шт
Вопрос 2/2. В магазине выяснилось, что нет плиток нужного размера, но имеются два вида плиток, которые можно приложить друг к другу и сложить из них плитку размером 20 см х 20 см. Рассчитайте, сколько плиток каждой формы нужно купить. Для этого заполните следующую таблицу.