Д. Л. СкрипкинИстория музыкальных изобретений и понятие музыкальная информация
Наступивший XXI век ознаменовал начало подведения итогов, постепенного развития новых технологий музыкального творчества, исполнительства, исследования музыкального искусства. Как известно, культура, искусства развивались достаточно неравномерно. Все же, в начале 80-х годов XX века возникновение информационного общества в развитых странах Европы и остального цивилизованного мира было однозначно, со всей определённостью зафиксировано американским профессором Дж. Мартином и японским профессором Й. Масудой . Главенство информационных технологий в жизни современного общества выступает теперь гарантией его успешного дальнейшего развития и совершенствования. Наряду с традиционными понятиями и явлениями современной музыкальной науки, минувший XX век предложил новые, которые требуют своего осмысления и точных определений. В частности, сейчас актуально остановиться на выявлении характеристик и определения такого понятия, как музыкальная информация. Любой другой вид информации значительно более знаком и прозрачно доступен для понимания, а музыкальная информация — в большей степени доступна и необходима не только именно музыкантам: композиторам, музыковедам-исследователям, исполнителям, дирижёрам, но и звукорежиссёрам, телеведущим, специалистам бизнеса (распространителям тиражей музыкальной продукции). Поэтому, раскрывая сущность понятия музыкальная информация, будем отталкиваться от конкретных исторических фактов, которые подготовили и способствовали появлению этого феномена. Информация — это, по словарю, размещенному на одном из сайтов в Интернете, — сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Это слишком узкое и упрощенное понимание информации. Показательно, что информация — прежде всего, данные, а также знания и результаты экспериментов, идеи и новые решения проблем, не решаемых обычными способами. Применительно к музыкальному искусству информация это не столько данные, сколько огромный комплекс всевозможных характеристик и параметров, описывающих музыкальные процессы (например, звучащая музыка, характер, стиль, дирижирование (как один из способов управления музыкальным процессом), смешение тембров, темп и т. п.), в реальном времени. Хотя данные — полный комплекс доступных и достаточных сведений по какому-либо процессу, явлению, объекту, факту, — могут состоять из доступных пользователю понятий, бывают случаи, которые не так уж редки, когда мы получаем данные и затрудняемся их интерпретировать. Примеры тому находятся не только в результате экспериментальных исследований в точных науках (физике, математике, химии), но и в живом искусстве — музыке. Именно музыканты чаще других могут получать информацию, которая требует точного осмысления и однозначного толкования. Например, вопросы специальной музыкальной терминологии, расшифровки образцов народной музыки, анализ сочинений современных композиторов и так далее. Несмотря на то, что все ныне используемые электронные музыкальные инструменты были созданы в течение XX века, начало этому процессу было положено намного раньше. Безусловно, предшественниками многих электромузыкальных инструментов можно считать традиционные акустические, история развития и совершенствования которых насчитывает как минимум полтора тысячелетия жизни человеческого общества. Рассмотрим в общих чертах, путь музыкальных изобретений от первых до современных нам, чтобы можно было найти точку отсчёта, фундамент тех явлений, которые действуют сегодня в музыкальном мире. Время События1761 г. Француз Ж. Б. Ла Борд получает патент на электрический клавесин. Для того времени — фантастика.1837 г. Американец К. Д. Пейдж создаёт электронный камертон.1877 г. Изобретение американским изобретателем Т. Эдисоном и независимо от него Э. Берлинером первого в мире прибора для записи звука — фонографа.1906 г. Тадеуш Кэхилл (США) создал первый в мире клавишный электронный музыкальный инструмент Telharmonium (телармониум), по сути дела, электронный орган, предназначенный для трансляции музыки по телефонной сети1915 г. Француз Ли Де Форест изобретает Audion Piano, работающее на ламповых генераторах.1919 г. Инженер-связист Л. С. Термен изобрел и запатентовал первый в России (и один из первых в мире) одноголосный электронный музыкальный инструмент терменвокс , имевший до 20 разных тембров. Кроме этого инструмента Л. С. Термен изобрёл ещё целый ряд других: ритмикон, терпистон и т. д.20-е годы Франция (середина 20-х) — волны Мартено изобретателя Морис Мартено (аналог терменвокса с клавишным управлением). Германия — Фридрих Траутвайн изобрел и построил инструмент тратониум.1928 г. Италия — руссолофон Л. Руссоло, электронно-музыкальный инструмент, снабженный клавиатурой.1929 г. Автоматический четырехголосный электронный орган, управляемый перфолентой французских изобретателей Э. Купле и Ж. Живле.30-е годы Многочисленные поиски вариантов ЭМИ в России: инженер Е. Шолпо изобрел инструмент вариофон в модернизации которого принимал участие А. В. Римский –Корсаков (внук Николая Андреевича). В изобретении использовался способ магнитно-оптической записи звука. В это же время были созданы грифовые ЭМИ: виолена В. Гурова и сонар инженера Н. Ананьева.1932 г. Фирмами Rickenbacker и Gibson начато серийное производство электрогитар.1934 г. США — электроорган Л. Хаммонда.1935 г. Русский инженер-изобретатель А. А. Володин создал новый инструмент экводин (практически первый аналоговый синтезатор) с традиционной рояльной клавиатурой.1938 г. Фирмой Slingeriand запущена в серийное производсво первая цельнокорпусная электрогитара (solid-body).1942 г. Американец Г. Родс изобретает электропиано, впоследствии, в 1959 г. Появляется первая серийная модель электромеханического фортепиано Fender Rohdes Piano Bass. С 1939 по 1959 Инженер из России Е. А. Мурзин создает синтезатор нового типа АНС (с 72 ступенной темперацией) работающий на оригинальном принципе управления фотоэффектом.1955 г. Гарри Олсон и Герберт Билар в лабораториях RCA (Royal Cambrian Academy) в Принстоне, США создают огромный музыкальный синтезатор, позволявший программировать извлекаемые звуки при помощи перфокарт.1970 г. Появился новый инструмент из серии Rohdes — The Stage Piano Mark1, впоследствии, с 1987 года права на производство электромузыкальных инструментов перешли к известной японской компании Roland.
дизайна, только одного методологического основания – компетентностного подхода -недостаточно, так как при этом не учитываются в полной мере все факторы дизайнерского образования.
2. Предложенные наряду с компетент-ностным иные концептуальные подходы (системно-деятельностный, функциональноморфологический, концептуально-ретроспективный, профессиографический) позволяют учесть при разработке моделей образовательных программ как внешние факторы,
влияющие на создание современной системы образования в сфере дизайна, так и внутренние, определяющие качественные характеристики образовательного процесса.
3. Представленные модели образовательных программ спроектированы на основе разработанных автором параметров, отражающих сущностные характеристики дизайн-образования и являющихся действенным инструментом как моделирования, так и дальнейшего совершенствования образовательных программ в сфере дизайна.
УДК 378 14:78.071.2
Л. Э. Муртазина
РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
В работе рассматриваются возможности музыкального искусства с точки зрения обработки информации мозгом человека. Отмечается, что накопленный у людей искусства творческий опыт по восприятию музыкальной информации усиливает структурно-функциональное сходство и взаимодействие левого и правого полушария.
Ключевые слова: музыкальная информация, аналитический и синтетический тип обработки информации, восприятие музыкальной информации.
L. E. Murtazina
THE ROLE OF MUSIC IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE ABILITIES OF HUMAN THINKING
This article considers the possibility of musical arts from the perspective of information processing by the human brain. It is noted that the accumulated experience of the creative people have the perception of musical information that enhances structural and functional similarities and interaction of left and right hemispheres.
Keywords: musical information, analytical and synthetic type of information processing, perception of musical information.
При восприятии структурированной музыкальной информации человеческим мозгом недостаточно изученными являются вопросы раздельной обработки информации и межполушарного взаимодействия. Известно, что правое полушарие рассматривается как сфера бессознательного. Левое полу-
шарие участвует в основном в аналитических процессах; это полушарие – база для логического мышления. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление и имеет дело с невербальным материалом, отвечая за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами,
за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Этому полушарию свойственна гештальт обработка информации – одномоментно, целиком или глобально. Правое полушарие отвечает также за способности к музыке и изобразительному искусству. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления, функция правого полушария – это интуитивное мышление.
Переход на новый уровень иерархической обработки информации, новый уровень смыслового обобщения не может происходить без взаимодействия, слаженной работы левого и правого полушарий мозга.
Без иерархической системы обработки информации не может происходить интегрированная обработка разнородной информации, увеличения коммуникационных возможностей сложнейшей информационной системы – под названием человеческий мозг.
Таким образом, исследование музыкантов (по сравнению с любителями) указывает на более двустороннее представительство у них функций, важных для музыкальных способностей. Доминирование того или дру-
гого полушария зависит также от того, какому аспекту мелодии уделяется больше внимания. Так, хорошо знакомые мелодии могут кодироваться в виде целостного образа (гештальта), тогда как незнакомые мелодии требуют аналитического подхода. Музыканты-профессионалы, по-видимому, различаются между собой по степени использования способностей правого и левого полушарий, однако асимметрия в восприятии тонов, силы звука, аккордов, темпа и ритма у них, похоже, значительно меньше, чем у обычных людей. Накопленный у людей искусства творческий опыт усиливает структурно-функциональное сходство и взаимодействие их полушарий.
Отметим, что различие в работе полушарий заключается, прежде всего, не в их специализации, как долгое время пытались представить психологи, а в способе обработке информации. Как уже говорилось: левое полушарие – аналитическое занимается последовательной обработкой данных, правое
Взаимодействие полушарий при восприятии музыки, развитие межполушар-ных связей по своей сути и есть мышление. « Мыслительные операции – сравнение, установление отношений, анализ и синтез, разложение на части и объединение в целое –
– уменьшения количества памяти для сохранения информации и повышения скорости доступа к ней. Д. Кирнарской проанализировано большое количество материалов психологических исследований, подтверждающих, что музыка реорганизует мозговые функции. Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, поскольку она иерархична. Д. Кирнарская ука-
Таким образом, музыкальная деятельность, как исполнительская, так и слушательская, позволяет на основе развития музыкального мышления добиваться улучшения межполушарного взаимодействия, объединяя различные способы обработки информации и развивая творческие способности человека.
1. Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание // Красота и мозг: биологические аспекты эстетики. – М.: Мир, 1995. – С. 227-250.
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. – М.: Музыка, 1971. – 376 с. – С. 127.
3. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики: пер. с англ. / под. ред. И. Ренчлера, Б. Херц-бергер, Д. Эпстайна. – М.: Мир, 1995. – 335 с. – С. 32 = Frank H. Uber grundlegende Satze der Informationsasthetik. Grundlagen-studienaus Kybernetik und Geisteswissenschaft, (1960). 1: 25-32.
4. Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. – М., 1980. – С. 185.
5. Грюссер П., Зепке А., Цинда Т. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества // Красота и мозг. – М., 1995. – Гл. 11. – С. 265-269.
6. Копцик В. А., Рыжов В. П., Петров В. М. Этюды по теории искусства. – М.: ОГИ, 2004. – 368 с. – С. 317.
7. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004. – С. 497.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Главной идеей статьи является мысль о том, что коммуникация лежит в основе мира, то есть является одной из первооснов бытия. В исследованиях М. Бубера, А. Ф. Лосева, М. М. Бахтина и др. прослеживается мысль о коммуникативной сущности человека. В статье выявляется структура коммуникативного акта и ее особенности в музыкальной коммуникации.
Ключевые слова: музыкальная коммуникация, культура, сущность человека, музыкальная информация, музыкальное искусство
Центральную роль в коммуникационном акте играет информация и выступает как средство коммуникации. Информация является общенаучным понятием и включает в себя различные виды обмена: сигналами в животном
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук.
и растительном мире, передачу признаков от клетки к клетке или от организма к организму, обмен сведениями между людьми, различными объектами живой и неживой природы. Первоначально информация от латинского Могтайо – разъяснение, изложение, трактовался как нечто присущее только человеческому сознанию. Информация не является ни материей, ни энергией. Она, в отличие от них, может исчезать вместе со своим носителем.
Информация в музыкально-художественной коммуникации – понятие особого рода. Она раскрывает специфику художественного сообщения, которое не передается обычными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов и осмысляется через такие понятия как оригинальность, избыточность, выбор, упорядоченность, текст, код, знак и другие. Многозначность художественного знака является его необходимым свойством. Кроме того, в художественных текстах столь велика зависимость от контекста, что его значение может быть уникальным и невоспроизводимым. Моль А. пришел к выводу, что эстетическую информацию невозможно перевести, ее можно только приблизительно переложить средствами других искусств.
Четыре важнейших компонента составляют структуру коммуникационного акта: источник, приемник, сигнал (информация), среда.
Сигнал – это материальный носитель информации. Здесь используются термины «опредмечивание» и «распредмечивание», «кодирование» и «декодирование». Этот элемент является центральным в коммуникации.
По сути, любая информация (в том числе музыкальная) есть мера уменьшения энтропии Вселенной, и ее первоисточником является коммуникация.
Музыка также может рассматриваться в качестве некоторой информации, которую возможно не только чувствовать, но и понимать, а это означает, что музыкальный язык представляет собой некую семиотическую систему, аналогичную вербальному языку. Здесь важно отметить, что чувственная сфера музыки имеет двойственную природу: с одной стороны, мы можем бессознательно ощущать воздействие звуковой материи, с другой стороны, наши чувства представляют собой «умные эмоции» (по Л. Выготскому), и мы рефлектируем как внешний мир, так и собственный эмоциональный мир.
В информатике получил признание так называемый тезаурусный подход, который показывает зависимость восприятия от количества информации. При недостаточно развитом тезаурусе (т.е. когда человек не понимает язык, на котором зафиксировано соотношение, в том числе язык музыки, отражающий данную культурную традицию) сообщение остается практически недоступно (не расшифровывается получателем). При значительно развитом тезаурусе получатель также воспринимает небольшое количество информации (возникает эффект «я и так все знаю», «и так все понятно», поскольку новая информация практически не поступает: тезаурусы отправителя и получателя почти совпадают), и она становится не нужной, не интересной. Здесь вступает в силу аксиологический фактор: человек воспринимает то, что находится в зоне его интереса («интенциональности», направленности сознания). Максимальный объем информации человек получает в том случае, когда информация понятна получателю и интересна ему: ранее неизвестные сведения включаются в его тезаурус). Часто прослушивание музыкального произведения не оставляет следа (эмоционального, духовного), поскольку не дает ничего нового, а это зависит как от исполнителя (или записи), так и от самого слушателя, который сам «настраивает» свою «волну» восприятия, и зависит от целей, эмоционального состояния и т.д.
Если рассматривать классическую структуру коммуникации, то в информационном процессе выделяются следующая последовательность стадий: порождение; распространение; функционирование; коммуницирование
(взаимодействие между субъектами коммуникации); аккумуляция; восприятие и интерпретация; трансляция (самовоспроизводство и изменчивость).
Рассмотрим эти процессы с точки зрения музыкальной коммуникации.
Распространение музыкальной информации обусловлено техническими возможностями музыкального коммуникативного формата той или иной эпохи. Эволюция музыкальной коммуникации основана на смене различных способов трансляции и тиражирования музыки. С появлением интернета музыкальная информация не только транслируется, но уплотняется, усложняется и расширяется, во-первых, за счет огромного количества копий, размещенных в электронной сети, во-вторых, за счет оперативного прослушивания и обсуждения музыкального материала.
Функционирование музыкальной информации протекает в среде: социальной (реальной) или виртуальной (искусственно созданной). В современном музыкальном культурном пространстве различаются разнообразные виды деятельности: творческая, аналитическая, коммерческая, педагогическая и др. Это пространство отличается доступностью, демократичностью, оперативностью, включение человека в коммуникационную среду определяет характер взаимодействия и качество функционирования музыкальной информации.
Аккумуляция музыкального опыта является одной из приоритетных задач общества. Музыкальные явления, не созвучные эпохе, предаются забвению; иногда они вновь становятся востребованы – уже следующей эпохой, следующим поколением. Многие великие композиторы не получили при жизни заслуженного признания, и только фиксация в нотах позволила сохранить и передать сочинения этих авторов последующим поколениям. Новые электронные способы сохранения (кассеты, диски, интернет) расширяет поле возможностей аккумуляции музыкальной информации.
Трансляцию музыкальных ценностей осуществляет система музыкального образования. Через интернет осуществляются новые способы трансля-
Возникшие в культуре новые способы порождения, хранения, трансляции, кодирования информации существенным образом влияют на музыкальную культуру. Одновременно есть внутренняя логика развития самого музыкального искусства. « Обратное» воздействие музыки заключается в ее гармонизирующей (негэнтрапийной) функции в пространстве Вселенной и ее гуманистической функции (духовно-созидающей) в пространстве культуры.
1. Адорно Т. Философия новой музыки. – М.: Логос, 2001.
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книга 2. Интонация // Избр. Тр. Т. 5. – М., 1957.
3. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Сов. писатель, 1963.
4. Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.
5. Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Сов. Композитор, 1986.
6. Кули Ч. Общественная организация // Тезисы по истории социологии Х1Х-ХХ веков: Хрестоматия. – М., 1994.
8. Полозов С. О нулевой эмоциональной и смысловой информативности в авангардной музыке // Авангард. – Пермь, 2010. – С. 154-160.
9. Самохвалова В. И. Красота против энтропии. – М.: Наука, 1990.