8 эффективных способов установить дисциплину в классе

Фотографии: Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Легендарная Коко Шанель говорила: «У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление». И она, безусловно, была права. Первое впечатление играет огромную роль в жизни, и урок-знакомство в школе не исключение. При знакомстве с классом учитель, как опытный спикер или талантливый актер, должен уметь держать внимание класса, и заинтересовать детей с первых минут знакомства, иначе они (особенно подростки) подсознательно будут воспринимать педагога как человека малоинтересного и незначительного. От первого урока может зависеть вся дальнейшая работа с классом.


8 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ

Евгений Фатьянов, фото из личного архива

Есть ли хотя бы один преподаватель, который ни разу не сталкивался с равнодушием учеников к тому, как он излагает учебный материал? Невключенность — частая педагогическая проблема, она затрагивает как рассказчика, так и слушателя, и повторяется по кругу. Ведь если ученик не заинтересован в том, чтобы воспринимать речь учителя, он постоянно будет отвлекаться на внешние раздражители, и пытаться донести до него что-либо будет бесполезно. Рассказчик в таких случаях всегда чувствует, что его не слушают, и ему это еще больше мешает: заставляет сбиваться, терять нить повествования; настроение мгновенно меняется, и уже хочется просто побыстрее закончить объяснение. Можно ли поменять эту ситуацию без интенсивных упражнений в риторике и актерском мастерстве? Об этом рассказывает Евгений Фатьянов, экскурсовод, журналист, преподаватель русской школы «Колобок» (Барселона).

У нас появилась новая «училка» английского — Наталья Сергеевна. Английский мне был не интересен, и на этих уроках я обычно думал о чём-то своём или незаметно читал книгу. Но с появлением новой учительницы всё изменилось. Я стал внимательным на её уроках. Какой-то непонятной мне магией обладала её речь. Я по-прежнему многое не понимал (она говорила весь урок на чужом для меня языке), но слушал. Наталья Сергеевна через год ушла в декрет. И я, с появлением новой учительницы, вновь стал отвлекаться на этих уроках.

Я разгадал ее загадку, когда сам стал педагогом. Наталья Сергеевна умело использовала простые правила сторителинга, чтобы удерживать внимание аудитории. Тогда об этом искусстве в России ещё не говорили, но англичанка интуитивно использовала его приемы, которые я теперь тоже взял на вооружение.

Про урокцифры:  ПОГОДА В МОСКВЕ НА 10 ДНЕЙ ГИСМЕТЕО ТОЧНЫЙ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ И ПОГОДА В МОСКВЕ НА 10 ДНЕЙ ПОДРОБНО

Что же это за приёмы?

Ругать перед всем классом и не хвалить, если что-то получается, — знакомо? Наверняка вы можете вспомнить хотя бы одного учителя, который вел себя именно так. А если учитель — это вы? Как найти подход к ученикам, завоевать их доверие, но при этом настроить на серьезную работу? Своими наработками делится учитель истории и английского из США Стивен Меррилл.

Сегодня мы часто говорим, что учителям важно менять свой стереотипный язык и вместо того, чтобы давить и ругать, наоборот, надо ежедневно хвалить и мотивировать учеников. Но и в такой тактике есть нюансы. Например, как лучше хвалить ребенка: при всем классе? Или говорить с ним о его успехах с глазу на глаз? А если одни ученики успешнее других, стоит ли хвалить их чаще и выделять на фоне других, или важно равномерно распределять похвалу по всему классу? Это те вопросы, над которыми важно задуматься каждому учителю. И выработать собственные принципы построения доверительных отношений с классом. А мы предлагаем несколько универсальных фраз, которые помогут вам это сделать.

«Я верю в тебя!»

Это способ напомнить детям, что вы здесь прежде всего для того, чтобы помогать им, и что в основе всех ваших замечаний лежит вера в их потенциал. Даже сказанные после критики или разбора ошибок, такие слова могут взбодрить ученика и настроить его на позитивный лад.

«Давай разберемся вместе»

Эта простая фраза на самом деле глубже, чем кажется. Школьники, которые испытывают трудности с учебой и слышат от учителя фразу «Мы разберемся во всем вместе», сохраняют чувство самостоятельности, им словно напоминают, что учитель не надсмотрщик, а их полноценный партнер. И что они решают задачу вместе, на равных.

«Нам тебя вчера не хватало»

Вместо вопроса «Где ты был?», который звучит как допрос или назойливость, попробуйте отреагировать на отсутствие ученика более позитивно. Например, скажите: «Нам тебя вчера очень не хватало», — чтобы показать, что вы думали об ученике, когда его не было на уроках, и подчеркнуть, что он вносит ценный вклад в работу коллектива. Также можно сказать: «Мы скучали по тебе», — это покажет, что ученик занимает важное место в классе.

«Ты делаешь успехи»

Когда учителя замечают прогресс у детей и говорят, например: «Ты стал лучше писать» или «Мне понравилось, как ты написал сочинение», — они дают понять, что обучение — это осязаемый, непрерывный процесс, основанный на усилиях и упорстве. При этом стоит остерегаться похвалы, в которой отсутствует конкретика. Хвалить учеников за то, что они «умные», — это скорее тормозить их прогресс. А вот концентрация на конкретных (пусть и незначительных) успехах, наоборот, поможет им двигаться вперед.

«Я тебя слушаю»

Использование таких фраз, как «Я тебя слушаю», «Пожалуйста, продолжай, мы тебя слушаем» или «Мы хотели бы узнать твое мнение», подталкивает учеников принимать активное участие в дискуссиях во время уроков. А также говорит о том, что в вашем классе готовы выслушать любого ученика, что у вас уважают любое мнение. Воздержитесь от высказываний непосредственно после фразы «Я тебя слушаю», не пытайтесь сразу заполнить тишину, лучше дополните свои слова языком тела, например зрительным контактом, который приглашает ученика заполнить вакуум и заговорить.

«Мне жаль»

Слово «прости» может стать горькой пилюлей. Это откровенное признание своей неправоты, что может выглядеть потерей авторитета. А вот разумное использование фразы «Мне жаль» может стать примером искреннего отношения к ситуации, сочувствия к ученику, вежливого и внимательного отношения. И это мгновенно смягчает конфликтную ситуацию, если вы в ней оказались.

«Упс, я совершил ошибку»

Увидев ошибку в тетради ребенка, учитель сразу же исправляет ее красной ручкой, а потом отчитывает его за небрежность. Но на самом деле ошибки — это совершенно естественно и нормально. Именно это стоит объяснить детям — и не заметать следы, если вы ошиблись сами.

Существует тысяча способов сказать, что вы совершили ошибку. Можно, например, сказать: «Вот это да, я ошибся!» Это необходимо для того, чтобы донести мысль: ошибки — часть жизни и их может совершить любой человек, независимо от возраста и статуса. Иногда учителя даже встраивают заранее запланированные ошибки в свои уроки или дополняют занятия историями о том, как они ошибались во время учебы. Все это дает детям понять: любой прогресс в учебе может быть связан с неудачами. И это нормально — не стоит этого бояться и избегать.

Текст подготовлен по материалам Edutopia.org.

Изображение на обложке: Shutterstock / Farzuu

У  каждого учителя в практике встречались такие уроки, которые проходили не так, как планировались. Казалось, все, что зависело от учителя, было сделано. Составлен подробный план урока, продуманы разнообразный опрос, любопытные находки по изучению нового материала. Столько сил потрачено, а урок не получился. Учитель недоволен. Не было должной отдачи. Класс плохо работал, не проявил ожидаемого интереса к уроку. Почему?


8 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ

Успешная работа учителя невозможна без овладения техникой педагогического общения. К сожалению, в научно-методической литературе больше описываются общие принципы, но крайне мало конкретного описания приёмов данной техники.

КОММУНИКАТИВНАЯ АТАКА

Коммуникативная атака — завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Вспомним изречения великих мыслителей.

«Почти во всех делах самое трудное — начало»,- считал Ж. Ж. Руссо.

А Г. Мильор гениально заметил: «Второй возможности произвести первое впечатление не представляется».

Каждый раз перед нами стоит конкретная проблема, требующая эффективного разрешения. Необходимость яркого начала урока невозможно переоценить.

Первые минуты особенно тяжелы и для говорящего, и для слушающих. Педагог, конечно, волнуется. Очень плохо, если это чувство вовсе исчезло. Но с другой стороны, и дети еще не включились в работу, что вполне закономерно. Поэтому замечания в адрес учеников в этот момент неуместны. Замеча­ние целесообразно только тогда, когда учитель уверен, что его поддержит коллектив.

Нужны впечатляющие слова, действия, и класс не только сам настроится «на волну» преподавателя, но и заставит замолчать того, кто мешает слушать. Привычное начало урока или знакомство нового учителя с учащимися с помощью журнала навевает скуку, провоцирует ребят на нару­шение дисциплины.

Банальное начало создает впечатление, что не будет сказано ничего нового, и слушать перестают сразу. И, наоборот, увлекательное начало, интересные фразы учителя привлекают, рождают интерес.

Нестандартное начало занятия вызывает интерес к преподавателю, к тому, что он будет говорить.

Эффективность восприятия материала будет выше, если в начале изложения высказать мысли, созвучные настроению подростков. Опытные преподаватели, как правило, имеют несколько заготовок. Они стараются быть готовыми к любым неожиданностям.

ЗНАКОМСТВО С КЛАССОМ

Если вы идете в незнакомый класс, постарайтесь про­извести наиболее благоприятное впечатление. Ученики будут ловить каждое ваше слово, внимательно следить, как вы одеты, как вы двигаетесь. Первый урок во многом предопределяет дальнейшую вашу работу в этом классе.

В одной из книг, описывающих социоигровые приёмы, нашёл очень эффективный приём: вместо банального, скучного и совершенно бесполезного знакомства по журналу, попросите класс представиться. Пусть каждый ученик расскажет о своём соседе по парте.

Я вдруг заметил, как ребята смущались. Им было совсем небезразлично, что скажут их одноклассники.

И, конечно, представьтесь и вы. Не стесняйтесь сказать о своих заслугах, наградах, достижениях.  Пусть даже не связанных с Вашим предметом.

Помню, как мои ученики гордились тем, что их учитель (ваш покорный слуга) написал монографию о Бендерской крепости, а затем защитил диссертацию. Это работало на авторитет учителя, на доверительное отношение с ребятами.

Несколько эффективных приёмов педагогического общения встречаются в книге А. Гина «Приёмы педагогической техники».

РОЛЬ «АДВОКАТ»

Как и  предыдущие приёмы, приём «адвокат» следует отнести к организационным. Это почетная для учеников и уважаемая роль. Все жалобы учащихся по домашнему заданию (непонятно, слишком много и пр.), не совсем усвоенный материал и т.д. передаются через «адвоката».

А он защищает их интересы. Это позволит учителю сэкономить время, не выслушивая, порой одни и те же жалобы учеников. Конечно, эта роль может состояться как следует, если учитель будет к ней серьезно относиться и даст «адвокату» полностью реализовать свои права.

Тут же возможен разбор жалоб на оценки за письменные работы и т.д. Многие жалобы могут не дойти до учителя, если «адвокат» сам достаточно подготовлен по данному предмету. Он способен сам объяснить «жалобщику» несостоятельность «претензий».

РОЛЬ «ПСИХОЛОГ»

«Адвокат» не способен решить все вопросы. Иногда появля­ются проблемы этического характера во взаимоотношениях между учителем и учеником. Это напряжение поможет вам снять классный «психолог», который в тактичной форме может оценить поведение на уроке и сделать при необходимости замечание любому участнику урока, в том числе и учителю.

Не стоит опасаться подвохов и замечаний в свой адрес, если вы стремитесь к созданию дружественной, доверительной атмосферы на уроке. Если ваше замечание какому-то ученику было сделано не совсем тактично, и «психолог» обратил на это внимание, то ваше извинение перед учеником будет воспринято с пониманием.

СОВЕТУЙТЕСЬ!

По всем сложным вопросам, проблемам отношений с клас­сом на всех этапах урока советуйтесь с детьми. Убедите учени­ков, что их мнение значимо для вас. Однако, чтобы не поста­вить себя в затруднительное положение, не устраивайте голосо­вания. Лучше обсудите с учениками вашу общую проблему и предложите несколько вариантов решений, учитывая и предло­женные ребятами.

Следует сразу предупредить их, что все-таки последнее слово за вами, хотя вы, безусловно благодарны им за совместное обсуждение. Такое обсуждение тем эффективнее, чем сознательнее относятся ученики к учебному процессу. От взаимного обсуждения выиграют обе стороны: и учитель, и ученики. Одна существенная оговорка: все должно быть честно. Никакой фальши со стороны учителя. Дети ее очень быстро улавливают и не прощают.

В противном случае лучше вообще не обращаться к классу за советами.

РЕЗЮМЕ

Ученики письменно отвечают на серию вопросов, отра­жающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Типовые вопросы

Что нравится на уроках?
Что не нравится?
Можешь ли учиться лучше по предмету?
Что мешает этому?
Какие действия учителя считаешь неправильными?
Поставь отметку учителю по 10-балльной системе. Обоснуй ее.

Иногда подобный шаг трудно сделать. Но если учитель творчески относится к работе и заинтересован в ее улучшении, подобный опрос раз неделю или в месяц весьма полезен.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГНЕВ

О праве учителя на эмоционально выражать своё возмущение перед учениками писал ещё А. С. Макаренко.

Когда нужно, негодование может делать больше, чем даже ласка, потому что в негодовании вы проявляете себя как гражданин, как человек и представитель учреждения, как представитель идеи, как представитель права, вы отстаиваете что-то большое. А что вы представляете собой, когда вы гладите по головке?

Но право на «гнев» надо заслужить.

Если учитель не пользуется авторитетом у ребят, то его гневные тирады очень жалки.

Шумные ученики, недостаточно опыта, опыт есть, но не тот, постоянное нарушение дисциплины — всё это напрямую влияет на уровень успеваемости. Американские учителя поделились своими идеями, как сделать работу с классом более эффективной. Все эти советы имеют научное обоснование и реально работают.

В 1950-х американские психологи Джейкоб Кунин и Пол Гамп обнаружили любопытный «волновой эффект»: если учитель в школе наказывает одного ребёнка, тот, скорее всего, остановится, вот только другие дети могут начать вести себя точно так же. В связи с этим Кунин и Гамп пришли к выводу, что тотальный контроль может привести к непредсказуемым и неприятным последствиям. « Если учитель хочет контролировать такие „волновые эффекты“, лучше давать чёткие указания, а не подавлять ученика», — писали они ещё в прошлом веке.

И вот, спустя почти 70 лет, проблема всё еще актуальна. Почти половина новых учителей говорят, что они слабо подготовлены к плохому поведению в классе или вообще не знают, как себя вести. Из-за недостатка знаний учителя сталкиваются с огромной проблемой: 144 минуты в неделю (данные по США) тратятся попусту из-за нарушения дисциплины в классе. Если речь идёт об этой цифре за год, то это уже не минуты, а недели, если точнее — три недели потерянного времени.

Исследование причинно-следственных связей в общении между учеником и учителем, проведённое американскими учёными в 2016 году, показало тот же «волновой эффект»: наказания и выговоры могут временно наладить дисциплину, но в итоге дети в классе становятся более склонны к деструктивному поведению. Более того, ученики, принимавшие участие в исследовании, чувствовали себя отстранёнными, им было сложно концентрироваться и выражать свои мысли и эмоции.

Американские учителя делятся своими идея, как поддерживать дисциплину в классе, но не травмировать при этом детей. Каждая из них подкреплена соответствующими исследованиями по теме.

Приветствуйте учеников у дверей

Фалон Тёрнер, учительница Вашингтонской начальной школы «Ван-Несс», начинает свой день с рукопожатий и объятий с учениками. Она абсолютно уверена, что это можно сравнить с проверкой пульса у пациента. Ведь так учитель может лучше почувствовать ученика и наладить с ним контакт.

Исследование, опубликованное в прошлом году, полностью подтвердило её уверенность. Такое приветствие даёт позитивный заряд на весь день, а также повышает уровень академической активности на 20%, снижает уровень недопустимого поведения учеников на 9% и добавляет примерно час включённого обучения за день. Всё это, согласитесь, довольно ощутимо.

Работайте над отношениями с детьми

Налаживать отношения с помощью объятий — отличная идея, но нужно ещё и поддерживать их, развивать, мириться после ссор и конфликтов. Тренер по восстановительной практике в Центре обучения социальной ответственности в Морнингсайде в Нью-Йорке Марике ван Воерком считает, что «чем крепче взаимоотношения и лучше взаимопонимание между учеником и учителем, тем больше знаний о нём и доброжелательности мы можем использовать, когда ситуация накаляется».

Такая стратегия работы над отношениями, как регулярные проверки и желание сосредоточиться не на проблемах, а на их решении, может ощутимо сократить сбои в обучении на 75%.

Подсказывайте ученикам, как себя вести

Экс-учитель английского языка Тодд Финли пишет: «Как внезапный звон колокольчика, прерывающий тишину, привлекает внимание, так в студентах просыпается интерес, когда они чувствуют эффект новизны». Он считает эту стратегию весьма действенной, когда нужно успокоить шумный класс.

Ученикам старших классов нужно подсказывать чаще, если вы хотите, чтобы они следовали инструкциям. Напоминания становятся способом побудить учеников следовать определённым правилам, не контролируя их явно и не заставляя. Например, когда школьники досрочно заканчивают задание, они встают со своих мест — напомните им, что они могут сделать вместо этого.

Подсказки могут быть устными или визуальными, например щелчок пальцами. Можно просто подать сигнал рукой. Хорошо подходят и звуковые методы: звонить в тот же колокольчик, чтобы ученики обратили на учителя внимание.

Возьмите рассадку в классе в свои руки

Если ученики садятся в классе так, как хотят сами, вероятность, что дисциплина будет нарушена, в три раза выше, чем если бы это сделали вы. Почему так происходит? Дети, вероятнее всего, выберут места рядом с разговорчивыми друзьями и подальше от учителя, чтобы спокойно сидеть в телефоне. Но можно найти и интересную альтернативу принудительному рассаживанию.

Эмили Полак, учительница 9-го класса в Мэдисоне, поставила в классе диван, кресло и журнальный столик, повесила пару плакатов и ковриков. Она считает, что уютное пространство уменьшает беспокойство и повышает успеваемость в классе. Её ученики сами решают, где сидеть, но если при этом они не могут справиться со своей задачей, то должны вернуться обратно за парту. Полак говорит, что благодаря этому вопросы дисциплины почти полностью сошли на нет, а ученики стали чувствовать себя более мотивированными.


8 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ

Классная комната Эмили Полак

Хвалите за хорошее поведение

Это может показаться нелогичным учителям старой закалки, но хвалить за хорошее поведение и игнорировать плохое, а не наказывать за него, помогает сделать учебный процесс более эффективным. Не концентрируйтесь на конкретных учениках, а хвалите весь класс за то, что вы хотите улучшить. Например, скажите: «Отличная работа, сегодня вы быстро сели по местам».

Учительница английского языка в Мемфисе Алисса Нукаро предлагает вообще не использовать слова «не надо» или «не делай» без чёткого пояснения, почему так делать нельзя. В этом случае дети будут чаще и более внимательно слушать то, что вы им говорите.

Составьте список качеств, которые вы считаете положительными

Вместо того чтобы просто рассказывать о правилах поведения, обсуждайте с учениками, зачем это нужно. Бобби Шэддокс, учитель обществознания в седьмом классе в Портленде, пишет вместе с детьми список правил, который состоит из таких слов, как «инклюзивный», «целенаправленный», «внимательный».

«Вместо списка правил, который обычно учитель вручает ученикам, мы вместе записали слова, которые мы считаем правильными, мы верим в них», — говорит Шэддокс. Такая стратегия помогает ему контролировать поведение в классе.

Не отвлекайтесь от учеников

Сидеть за столом и перебирать документы — конечно, приятное занятие. Но одновременно это знак для ваших учеников, что пришло время отвлечься и поговорить. Будьте активны: перемещайтесь по комнате, проверяйте, что поняли ученики, задавайте вопросы. Речь идёт не о роли дознавателя или полицейского, а об общении с ними. Сол Хеник, учитель средней школы в Плезант-Хилл, считает: «Внимание к ученикам имеет решающее значение для поддержания дисциплины в классе и эффективного преподавания».

Исследование 2017 года подтверждает: невербальные знаки внимания учителя, например улыбка или зрительный контакт, могут существенно сократить психологическую или физическую дистанцию. Такое поведение также вызывает у учеников более позитивные чувства по отношению к учителю и предмету в целом, одновременно улучшая поведение в классе.

Будьте последовательны в своих правилах

В начале своей карьеры в качестве администратора в средней школе Келли Уикхем Хёрст столкнулась с очень неприятной ситуацией. Её попросили наказать темнокожего ученика за нарушение дресс-кода. Когда они шли по коридору, мальчик показал на других учеников, которые были одеты точно так же, и спросил: «Их вы тоже накажете, как и меня?»

Этот пример хорошо показывает, что в правилах и соблюдении дисциплины не должно быть исключений, — не выделяйте любимчиков. Лучше сосредоточьтесь на поведении, а не на самом ученике. Когда вы видите, что что-то идёт не так, просто напоминайте ученику о правилах. Не нужно его наказывать.

Изображение на обложке: Edutopia


8 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ

К школе сейчас готовятся не только ученики и родители, но и учителя. После дистанционки и отпуска многие преподаватели пересмотрели свои взгляды на обучение. Наш блогер, учитель физики Арсения Буркова, в отпуске проанализировала свой учительский опыт и составила план идеального урока.

«Мне кажется, ты ошибся примерно в двадцать пять раз, » — сказал однажды один мой ученик другому, когда они сравнивали ответы на задачу по физике. Иногда мне кажется, что я ошиблась с выбором профессии во столько же раз. Но через месяц отдыха это проходит. Поэтому летом я решила почитать книги и статьи по педагогике, проанализировать свой опыт и сделать шпаргалку, в которую можно будет заглянуть в сентябре для вдохновения.

Ниже — семь принципов идеального урока.

Устанавливайте контакт с учениками

В детстве я занималась фигурным катанием и ненавидела это. В разгар подросткового периода я решила всё бросить, и когда тренер вызвала меня на личный разговор, я очень удивилась. Я была уверена, что она даже не знает о моём существовании: меня никогда не выделяли и не поощряли. Думаю, если бы отношения тренера с учениками были более живые, я бы решила не уйти, а, например, просто обсудила бы то, что мне не нравится.

Как учитель я понимаю, как сложно устанавливать контакт с детьми, когда у тебя тридцать уроков в неделю по 25 учеников в классе. В таком режиме даже здороваться с каждым лично — изматывающее занятие.

Но я так же помню, насколько больше сил у меня вести урок и легче поддерживать дисциплину, если мы с учениками друг друга видим и находимся в одном эмоциональном пространстве.

Если ученики знают, что учитель признаёт их существование, они эмоционально гораздо больше включены в учебу

Идея: на перемене встаньте в дверях и здоровайтесь с каждым лично. При большой нагрузке это чревато усталостью, поэтому выберете всего один урок в неделю, который вы будете начинать такими образом. Проведите эксперимент и проследите за результатами. Даже одноразовая подобная акция может быть любопытной.

Давайте ученикам выбор

Вообще-то давать ученикам выбор — страшно. Страшно, что они освоят не весь материал и что не получится качественно проследить за выполнением заданий. Мне справиться с этим страхом помог «чужой» урок: я заменяла учителя русского языка. На чужом предмете вроде как не чувствуешь большой ответственности, и это помогает фантазии включиться. На этом уроке я дала детям выбор: делайте упражнение или пишите рассказ. Эмоциональный отклик был невероятным. Все дети с энтузиазмом схватили ручки и начали писать: кто-то — списывал текст из учебника, а кто-то излагал с ошибками собственные вымыслы.

Возможность выбора повышает мотивацию к обучению и радует. Потом я внедрила это и в свои уроки: например, дети могли или решать задачи повышенной сложности, или работать над проектом. Но выбор может быть разным. Можно предложить выбрать формат работы: делать задание одному, в паре или в группе.

Идея: разработайте «меню» учебных заданий. Например, «основное блюдо» — это изучение нового материала, и ученики могут посмотреть видео по новой теме и выписать пять основных идей, или прочитать параграф и сделать по нему графический конспект, или найти старшеклассника, который хорошо знает эту тему, и взять у него интервью (кстати, для этого вам потребуется база данных учеников-экспертов). « На десерт» — варианты подведения итогов: разработать логотип по теме урока, или сделать пост в социальных сетях с основной мыслью урока, или придумать слоган.

Делайте начало и конец урока необычными, а середину — предсказуемой

Иногда учителю кажется, что его считают работником цирка: родители возмущаются, что процесс не геймифицирован, дети жалуются на скучные уроки. Но невозможно проводить все уроки в формате квеста или игры. Обучение — это тяжелый процесс, требующий напряжения и внимания, и нам нужно использовать такую структуру урока, которая будет одновременно и развлекать, и настраивать на серьезную работу.

Эмоциональный отклик вызывают начало и конец любого мероприятия, поэтому позаботьтесь об их нестандартности.

Идея: начните урок с загадки. Например, у вас на столе может стоять черный ящик, и ученикам нужно угадать, что внутри. Конечно, там должна быть вещь, связанная с темой урока. Или подготовьте занимательный вопрос. Например, что тяжелее: сдутый шарик или надутый?

Я всегда завершаю урок чуть раньше, чем звенит звонок, и поэтому мне очень нравится идея «Выходного билета». Это что-то вроде небольшой проверочной: всего один вопрос, который требует развернутого ответа.

Если начало и конец урока яркие, в середине можно следовать плану, который комфортен вам и знаком ученикам

Да, в нем должно быть запланировано несколько активностей и смена деятельности, но он может повторяться из урока в урок. Если ученики привыкнут к рутинным процедурам, им не нужно будет тратить время на уроке на то, чтобы понять, чего вы от них ждете.

Стройте урок по принципу сказок Шехерезады

Начать урок с новой темы и закончить изучать её в конце урока — плохая стратегия. Даже если ученики всё поймут, вряд ли информация надолго задержится в их памяти. Попробуйте тему, которую начали изучать сегодня, закончить только в середине следующего урока. Таким образом ученикам будет проще влиться в тему, и знания будут крепче. Вообще уделяйте особое внимание повторению.

Идея: начните урок с шести вопросов — пусть два вопроса будут по теме, которую изучали в прошлом месяце, два вопроса — по теме прошлой недели, и еще два — по теме прошлого урока. Припоминать информацию и думать о ней — лучший способ прочно ее запомнить.

Учите радоваться ошибкам

Делать ошибки — единственный способ чему-то научиться. Если мы хотим всегда получать только идеально написанные работы, мы никогда не рискнём дать по-настоящему интересные задачи.

Если обучение идёт в зоне комфорта, то все ученики будут писать отличные работы — но ничему не научатся. Если мы учим в «зоне стресса» — даём трудные задачи, и при этом ругаем за ошибки — тоже ничего хорошего не получится.

Обучение должно происходить в «зоне вызова» — если брать зарубежную терминологию, или в зоне ближайшего развития по Выготскому. Это означает, что вопросы должны быть посильными, но непростыми.

Наша задача — так грамотно подобрать задания, чтобы у учеников была и ситуация успеха, и преодоление трудностей. Ощущение «я могу справиться с заданием» — бесценно, но только в том случае, если задание действительно сложное для ученика. А сложные задания не могут получаться с первого раза.

Идея: в начале урока напишите на доске сложный вопрос и постройте вокруг этого вопроса урок. Рассуждайте вместе с учениками и не стесняйтесь того, что вам тоже непросто.

Приучите детей радоваться ошибкам и исправлять их. Мотивируйте учеников и ожидайте от них максимальной работы.

Позволяйте ученикам быть в роли учителей

Один из лучших способов чем-то научиться — научить другого. Мы работаем в классно-урочной системе, которая исторически заключалась в следующем: учитель рассказывает тему, и её понимают лишь некоторые ученики, которые потом объясняют тему одноклассникам.

Сейчас ситуация «один понял, другой нет» встречается также часто, но взаимообучение учеников вышло из моды. Сильные быстрые дети не собираются никому помогать — часто их интересует только собственный успех, и они соревнуются друг с другом. А некоторые даже обвиняют учителя в том, что он перекладывает на учеников свою работу.

Однако привычка оценивать себя и помогать другим может быть даже важнее предметных знаний. Нужно транслировать идею, что мы все должны помогать друг другу учиться как можно лучше, а отсутствие взаимного уважения учеников недопустимо.

Во время рефлексии можно предложить вопрос: «Помог ли я сегодня другим ученикам лучше понять материал?»

Также важно приучить детей самостоятельно проверять свою работу: отмечать верные ответы и исправлять неправильные. Сухая информация о количестве ошибок бесполезна без работы над ошибками.

Идея: выведите на экран фотографии двух работ — пусть одна будет сделана качественно, а другая небрежно. Пусть дети сами составят критерии хорошей работы и решат, что можно было улучшить в слабой.

Заботьтесь о том, чтобы вам было интересно на уроке

Кажется, придумали столько методических приемов, идей и разработок, что их невозможно все применить за одну учительскую карьеру. В желании быть лучше мы пытаемся охватить всё и ощущаем бессилие, когда осознаём невозможность этого. В то же время, если мы никогда не пробуем ничего нового, нам становится скучно. Мы раздражаемся от того, что уже десять лет объясняем одно и то же, а семиклассники всё ещё это не понимают (да, семиклассники меняются, но от этого не легче).

Часто если мы решаемся попробовать новый формат работы, всё идет наперекосяк. Смиритесь с тем, что на внедрение нового формата работы нужно время.

Идея: проведите урок, целью которого будет научить новому формату работы — пусть даже в ущерб предметным знаниям. Например, вы хотите научить детей работать в группе. Подготовьте детективную историю, восстановить которую можно только по тридцати подсказкам. Раздайте каждому ученику карточку с подсказкой и сообщите, что эту карточку нельзя никому показывать, а также ученикам нельзя вставать с места. Скажите, что у учеников есть 15 минут, чтобы выяснить все подробности истории — если они не справятся, они проиграли. Пусть они 15 минут пытаются наладить коммуникацию, а после этого упражнения сами предложат правила взаимодействия в группе.

Пробуйте новую технику или формат работы не чаще раза в неделю. Пусть это будет эксперимент, результатами которого вы поделитесь с коллегами в учительской или соцсетях. По итогам года у вас будет материал на целую книжку по педагогике с реальными кейсами.

И помните: очень важно, чтобы на уроке интересно было учителю.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Неожиданный вопрос

Вовремя заданный неожиданный вопрос привлекает внимание. Это может быть как риторический вопрос, не требующий ответа, так и конкретный на уроке русского языка: «Ваня, как ты считаешь, сколько прилагательных можно придумать к слову „геймер“?» На уроке астрономии: «Что общего у мухи, насоса и хамелеона?», или на уроке ботаники: «Серёжа, сколько лепестков у ромашки?».

Как выстроить стратегию управления классом

Чем больше внимания и времени учитель уделит подготовке уроков, тем легче ему будет их проводить. На этапе планирования стоит обозначить особенности детей, их групп,  класса в целом и распланировать ход занятия и переходы между видами заданий. Это поможет избежать непредвиденных ситуаций и чувствовать себя уверенно, если все-таки что-то пойдет не так. В фонде «Шалаш» на каждом занятии всегда висит расписание, которое заранее подготовили ведущие. Оно может выглядеть вот так:

Организовать учебное пространство

Учителю будет гораздо легче поддерживать дисциплину, если он продумает расстановку парт, вывесит плакаты с учебными материалами и напоминаниями о правилах поведения на уроке. Рассадка детей играет большую роль в предупреждении нежелательного поведения. Учеников старше 10 лет лучше рассаживать по рядам, а не группами: исследования показывают, что сидящие в ряд ученики легче фокусируются на заданиях, меньше говорят вне очереди и больше работают.

Сформулировать четкие правила и регулярно их применять

Чёткие правила и план урока помогают ученикам понимать, чего от них ожидают и как нужно себя вести — они делают урок предсказуемым, а вместе с тем понятным и безопасным. Необходимо чтобы эти правила соблюдали все ученики без исключения, в любых ситуациях. То же самое касается и самих учителей.

Наблюдать за поведением учеников

Включенное наблюдение помогает чутко реагировать на возможные изменения. Полезно документировать процесс — записывать, какие стратегии работают и почему, а какие нет, как на них реагируют ученики. Это позволит учителю лучше понимать паттерны поведения учеников, адаптироваться к меняющемуся учебному процессу и анализировать эффективность педагогических методик. Фонд Шалаш предлагает уже готовую и протестированную форму для дневника наблюдений.

Хвалить за конструктивное поведение

Исследования показывают, что преподаватели редко хвалят своих учеников, особенно проблемных. При этом дети, которых поощряют чаще, ведут себя на уроках лучше, так как понимают, что учитель не скупится на одобрение, и оно доступно для них. Полезно хвалить учеников именно за конкретные действия. Например: «Вы сегодня были очень внимательными на занятии» или «Вы выполнили это задание намного быстрее, чем в прошлый раз».

Разнообразить формат урока

Чтобы ученикам было легче и интереснее, учитель может чередовать задания разных уровней сложности и продолжительности — дети решают несколько легких и коротких упражнений, адаптируются к темпу и переходят к сложным и продолжительным заданиям.

Полезно передавать инициативу классу — разрешить старшеклассникам провести занятиепо выбранной ими теме или устроить пресс-конференцию и отвечать весь урок на вопросы учеников.

Больше практических инструкций по работе с трудным поведением — на портале для учителей «Метод».

Как сделать знакомство в новом классе интересным и эффективным?

Меня зовут _______________.

Когда я училась в школе, мне нравились ___________________________.

Предмет, который я преподаю, нравится мне, потому что _________________.

В свободное время я увлекаюсь _________________________.

Попросите учеников рассказать о соседях по парте: об их увлечениях, особенностях характера, успеваемости по вашему предмету, или пусть каждый ученик расскажет о себе по вашему же плану. Равные условия самопрезентации помогут вызвать доверие.

Начало предложений в целях экономии времени лучше написать на доске:

Меня зовут ________________________.

Мои любимые школьные предметы – _________________________.

Ваш предмет мне нравится/не нравится, потому что _____________________________.

В свободное время я увлекаюсь __________________________________.

Знакомство в новом классе может иметь и другой вариант. Например, с помощью анкеты, рассказывающей о самом-самом класса. Ученики сами определяют уникальных и интересных учеников, исходя из качеств, написанных на доске:

Список качеств можно продолжать бесконечно.

Урок-знакомство в школе можно провести и в форме классного часа, выбрав тему, интересную детям, например «Мои увлечения». Начните со своих увлечений. Честно рассказав о себе и своих хобби, вы сподвигните детей к откровенным рассказам о себе и своих любимых занятиях. Проведение такого классного часа может занять два урока, особенно если дети захотят принести свои фотографии, поделки, грамоты. Не жалейте времени, такое знакомство поможет вам увидеть друг в друге не только учителя и учеников, но и интересных, увлеченных людей.

«Игра» голосом

При умелой «игре» голосом можно держать публику во внимании долгое время. Этому аспекту ораторского искусства не возбраняется поучиться у ведущих телевизионных шоу и блогеров. « Скандалы! Интриги! Расследования!» — призывно звучит начало передачи на канале НТВ; «Конкурс!» — четко, резко, отрывисто и звонко выделяет голосом журналист Юрий Дудь завершающую часть своего выпуска. Зритель как бы получает заряд бодрости и со свежими силами переключает свое внимание на новую информацию.

Способов влиять на аудиторию интонацией много. Попробуйте менять ритм, скорость своей речи: постепенно её наращивайте, а потом резко переходите на медленный темп. Представьте, что при помощи звуков вы произносите не текст, а музыку. И ваша музыка должна быть приятна слушателям. Для тренировки ритма полезно читать вслух стихи. « Евгений Онегин» — идеальный пример, услаждает слух и радует ум.

Резкий звук

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

Чему способствует грамотное управление

Понятные, выполнимые и логичные правила помогают ученикам самостоятельно регулировать свое поведение. Например, правило «звонок для учителя» в конце урока ставит детей в тупик — «почему звонок в начале урока для учеников, а в конце — для учителя?». В этом случае правило может звучать так: «Мы начинаем и заканчиваем урок по звонку». Если учитель не успел закончить урок в установленное время, он может продолжить его на перемене, но при этом дать ученикам право выйти из класса даже пока он говорит, и это не будет нарушением дисциплины.

Ученики и учитель находятся «в контакте»

Если дети чувствуют, что учитель действует последовательно, непредвзято и в их интересах, то они будут относиться к нему с доверием и успешнее заниматься. Это особенно важно для молодых и начинающих учителей, чей авторитет в глазах школьников еще не очень велик.

Например, в известной «Республике ШКИД» только через последовательное применение правил, уважительное отношение к ученикам, творческие задания и возможности самоуправления школьники прониклись уважением к учителям и перестали бунтовать.

Снижается уровень стресса

Стресс часто становится причиной проблемного поведения и мешает ученикам воспринимать содержание урока. Когда преподаватель использует стратегию управления классом и создает понятные правила поведения на уроке, это помогает детям снизить уровень неопределенности.

Кроме того, учитель может вовремя помочь ребенку с высоким уровнем стресса. Например, если у ученика не получается решать задачу возле доски перед всем классом, то можно давать ему самостоятельные задания, которые он лично покажет преподавателю после урока.

Как провести знакомство в младших классах?

Например, можно задать вопросы, если дети отвечают на вопрос утвердительно, они поднимают руки.

Вопросов можно задать много, но следите за реакцией детей, если они устали, переключайтесь на другое.

Дети обожают играть в . Дайте им такую возможность во время знакомства. Имена называют в таком порядке: первый ученик говорит, как его зовут, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий повторяет предыдущие два имя и называет свои и т. д. Поскольку количество имен все время возрастает, детям будет сложно повторить все имена, если это первоклашки. Наличие бейджиков с именами может им помочь.

Игра «Калейдоскоп имен» тоже нравится детям. Провести знакомство можно с ее помощью. Учитель называет буквы в алфавитном порядке, а ученики, чьи имена начинаются с этой буквы, встают и называют свое имя.

Если ученики засиделись, поможет игра «Поменяйтесь местами». Учитель говорит следующее:

«Поменяйтесь местами те, кто _______».

Успешно проведенное знакомство в новом классе будет способствовать сплочению коллектива, установлению прочных дружеских контактов.

Завершить знакомство с классом следует, сообщив о своих условиях, например, о количестве тетрадей, которые потребуются, ручек с цветной пастой, маркерах и т.п.

Запомнить все имена, особенно в многочисленном классе невозможно, попросите родителей сделать бейджики с именами детей, это поможет вам быстрее запомнить все имена и избавит от неловких ситуаций.

В этой статье мы собрали лишь те формы , которые с успехом можно применить в классической оффлайн-школе. Что же касается цифрового формата, здесь традиционным подходом не обойтись. Эксперты в области цифрового образования Онлайн Гимназии № 1, педагоги и кураторы создают собственные форматы таких занятий, но это уже тема совсем другой статьи.

Вовлечение слушателя

Стройте ваши уроки по принципу иммерсивного театра, в котором зрители активно участвуют в спектакле: включайте, погружайте учеников в ваш рассказ, чтобы они проживали его как актеры.

На уроке истории о битве на Чудском озере в 1242 году, чтобы объяснить классу технику сражения, можно разбить ребят на две группы — рыцари Тевтонского ордена и войско Александра Невского. « Рыцарей» выстраиваем «клином» («свиньёй»), а «русское войско» рядами, и начинаем «битву». Эта десятиминутная сцена запомнится детям на всю жизнь. На уроке русского языка тоже можно распределить роли. Например: «Миша, ты будешь существительным и должен произносить только существительные. Света, ты должна произносить слова, которые отвечают на вопрос „Какой?“, „Какая?“, „Какие?“, то есть, будешь прилагательным. А Саша будет глаголом, произносишь только глаголы. Попробуйте придумать историю, используя только свои части речи».

Не обязательно устраивать на каждом уроке театр. Минутное «включение» того или иного слушателя в историю, вовлекает в нее и весь класс.
«Марк, а что бы ты сделал на месте Герасима при разговоре с хозяйкой? Какой бы у тебя был взгляд в этот момент?»

Что подразумевает эффективное управление классом

Класс — это система, в которой на успешное поведение ученика влияет множество факторов. Управлять им эффективно значит заранее предупреждать проблемы и создавать такую среду, в которой дети ведут себя надлежащим образом и успешно учатся. То есть:

При этом цель управления классом — не установить идеальную дисциплину или полный контроль над школьниками, а именно организовать среду, в которой ученики:

Это задача не только классного руководителя, но и любого учителя, который регулярно ведет уроки в одних и тех же классах.

Аудиоэффекты

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.


8 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ

На школе юных журналистов, фото из личного архива

Внимание к деталям


8 ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ УСТАНОВИТЬ ДИСЦИПЛИНУ В КЛАССЕ

Сальвадор Дали «Постоянство памяти», 1931. Источник WikiArt

Сюрреалистические картины Сальвадора Дали мало кому понятны: переплетены ли чудесным образом ветки, а может быть — это люди, или — инопланетные существа неровных форм. Вникнуть в сюжет сложно, потому что, сюжета как такового и нет. Но при этом зрители стоят у его картин часами. Что их так привлекает? Детали! Муравей, выползающий из уха. Кузнечик, судорожно схватившийся за чей-то нос. « Расплавленные» часы.

Детали всегда привлекают. Артур Конан Дойл на деталях выстроил сотни захватывающих приключений, от чтения которых невозможно оторваться.

«Ребята, во что был одет Раскольников? Он носил шляпу-цилиндр. Вы видели когда-нибудь человека в таком головном уборе? Но у Раскольникова этот цилиндр был старый и грязный. Вы видели у кого-нибудь старую и грязную шляпу?»

Если при разборе литературного произведения вы будете обращать внимание детей на такие подробности, оно запомнится им лучше, оживет и останется в их воображении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *