Разделы:
Начальная школа
Класс:
1
Ключевые слова:
математика,
УМК «Школа России»,
Число 9. Цифра 9
Урок математики «Цифра 9. Число 9» в 1 классе разработан по программе УМК «Школа России».
Содержание учебного материала соответствует цели урока, требованиям учебной программы.
На уроке имеют место элементы проблемного обучения и самостоятельная поисковая деятельность, которые способствуют усвоению учащимися нового материала.
Методы обучения обеспечивают мотивацию к учению, сотрудничество учителя и учащихся.
В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников.
На уроке используется необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, экран.
Организационная структура урока
Класс: 1
Тип урока: урок изучения нового материала
Продолжительность урока: 35 минут
Используемые педагогические технологии:
- традиционная педагогическая технология;
- информационно-коммуникационная технология;
- элементы технологии организации
исследовательской деятельности обучающихся и
элементы дифференцированного подхода к
обучению.
Цели урока:
- ввести понятие числа 5.
- научить писать цифру 5.
Задачи:
- Изучить число пять, его состав, написание цифры
пять. - Упражняться в счете предметов.
- Развивать мыслительные операции,
математические способности, внимание, память,
речь;
Требования к уровню подготовки
обучающихся:
Обучающиеся по итогам урока должны:
- Понимать количественный и порядковый смысл
целого числа 5. - Знать число и цифру 5, его состав.
- Читать и записывать число 5.
- Давать ответы в виде развернутых предложений на
вопросы учителя или сказочного персонажа. - Уметь выполнять инструкции учителя.
- Уметь в процессе учебной деятельности
контактировать с товарищами и вести диалоги. - Понимать и выполнять учебные требования,
предъявляемые со стороны учителя и
мультимедиа-персонажей.
Оборудование: Учебник А.Л.Чекина Математика, 1
класс, часть 1; тетрадь для самостоятельной
работы №1 О.А.Захаровой; счетные палочки для
каждого ребенка; веера с цифрами; фишки; наборное
полотно с цифрами от 0 до 9; презентация к уроку.
Поощрение: Учитель во время урока поощряет
учеников словесно, а в конце урока за работу дети
оценивают себя сами в своих
дневниках-еженедельниках.
Презентация.
СЛАЙД 1
Ход урока
Звенит звонок
СЛАЙД 2
I. Организационная часть: психологический
настрой учащихся.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок? СЛАЙД 3
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Я желаю вам успехов!
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться и день и ночь
И день и ночь.
II. Устный счёт.
Учитель: (Вначале мы с вами поработаем устно,
приготовьте свои счетные палочки).
1.
Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2) СЛАЙД 4
2.
На забор влетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? СЛАЙД 5
У кого ответ готов?
3.
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ними-
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? СЛАЙД 6
4.
Миша сорвал 3 ягоды, а потом ещё 1.
Сколько ягод сорвал Миша? СЛАЙД 7
(теперь поработаем с веерами)
Покажите число, следующее за числом 1(2).
За числом 8 (9).
За числом5 (6).
Покажите какое число стоит при счете перед
числом 4 (3)
Перед числом 10 (9)
Перед числом 7 ( 6)
Назовите соседей числа 2 (1,3)
Соседи числа 6 (5,7) Молодцы!
Физкультпауза.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер – тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.
III. Актуализация опорных знаний. Постановка
проблемы.
Учитель: -А теперь отгадайте кто гостья на
нашем уроке:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
Дети: Кошка СЛАЙД 8
Учитель: Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки, в домике у кошки. СЛАЙД 9
Дети: Четыре
Учитель: Расскажите гостье, как получить
число 4.
Дети: Рассказывают состав числа четыре. (1 и 3),
(2 и 2), (3 и 1), (1, 1, 1, 1), ( 0 и 4).
Учитель: В домике у кошечки живут котята. Они
очень любят играть. Посмотрите внимательно и
скажите, а во что играют котята? Как сказать одним
словом, что это? (геометрические фигуры) Назовите
их.
СЛАЙД 10
Дети: (Прямоугольник, круг, квадрат,
треугольник).
Учитель:А какая фигура больше всех?
(прямоугольник)
– Возьмите счётные палочки и составьте свой
четырехугольник из счетных палочек.
(Дети составляют четырехугольник).
IV. Работа над новым материалом. Знакомство с
числом и цифрой 5.
1. Образование числа 5.
Учитель: Как из четырехугольника получить
пятиугольник? (надо добавить ещё одну палочку)
(составьте)
Учитель: Сколько сторон у этой фигуры?(5)
Сколько углов? (5) СЛАЙД 11
– Какой цифрой обозначим количество сторон и
углов у пятиугольника? (цифрой 5)
Физкультпауза. СЛАЙД 12
Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался сильный звон
Побежали мыши вон.
2. Знакомство с цифрой 5.
Учитель (демонстрирует карточку с цифрой 5).
Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь
изображена?
Учитель Это цифра 5. Так записывают число 5.
Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?
Ученики Цифру 5 мы видели на страницах
учебника, на линейке, на монетах, на домах.
3. Работа с учебником.
Откроем учебники и найдём страничку, на которой
мы с вами ещё не работали. Что мы видим на верху?
(цифру 5)
Сколько очков выпало на кубике? (5)
№5. Рассмотрите рисунок и скажите, кто же ПЯТЫМ
подошёл к козлёнку? А сколько всего животных на
рисунке? Давайте посчитаем все вместе.
№6. Ребята, внизу у нас нарисован забор. Смотрим
на условные обозначения. Что нам надо сделать?
(взять фишки) Выполним задание.
Рассмотрите как пишут цифру 5, и поучитесь её
правильно писать.
СЛАЙД 13
4. Работа в тетради.
Физкультпауза для глаз. СЛАЙД 14
Откроем тетради на странице 5 4. В тетради
найдите рабочую строку, где вы будете писать
цифру 5: начинаем писать палочку немного правее
середины верхней стороны клетки, ведем ее
наклонно вниз почти до центра клетки, пишем
полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху
от палочки пишем вправо волнистую линию,
доходящую до правого верхнего угла клетки.
СЛАЙД 15 Посмотрите, как правильно её надо
записать.
Ученики В тетрадях прописывают цифру 5.
Учитель Ах, как красиво у вас получается! А у
кого получилось не совсем так, как он хотел, не
беда! Дома в черновике, а потом в прописях
обязательно потренируйтесь и у вас обязательно
получится!
Закрепление.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Какие новые знания вы получили на
уроке?
Чем понравилось заниматься на уроке?
Откройте свои дневники, оцените свою работу.
СЛАЙД 16 (Молодцы, ребята. Вы были очень
активными на уроке! Спасибо вам, за хорошую
работу.)
Home » Обучение в советской школе
1-й урок.
Цель урока — уточнить представления учащихся о числе 5. Ознакомить их с цифрой 5.
Ход урока. 1. Восприятие числа 5.
а) Образование данного числа на классных пособиях.
На полочке ставят 4 кубика, затем ещё один. Выясняется, сколько всего кубиков получилось. (То же проделывается на счётах.)
б) Образование данного числа на индивидуальных пособиях.
Учащиеся откладывают 4 палочки, затем прибавляют к ним ещё одну и говорят, сколько всего палочек получилось.
в) Ознакомление с числовой фигурой 5.
Учитель чертит на доске числовую фигуру 4 (в виде кружков), затем добавляет ещё 1 кружок.
Учащиеся зарисовывают эту фигуру в своих тетрадях.
г) Измерение шагами.
Вызванный ученик делает 4 шага, затем ещё 1. Выясняется, сколько всего шагов он сделал.
2. Ознакомление с цифрой 5.
Учащиеся показывают цифры 1, 2, 3, 4. Затем учитель показывает детям карточку с цифрой 5. Чтобы проверить, хорошо ли дети усвоили цифры, учитель показывает им карточки с цифрами, требуя от них, чтобы они каждый раз показывали столько палочек (или пальцев), сколько единиц в показываемом им числе.
3. Письмо цифры 5.
Учитель показывает детям, как пишется цифра 5.
По заданию учителя учащиеся пишут эту цифру в своих тетрадях.
4. Задание на дом — нарисовать 5 яблок; писать цифру 5 (1 строку).
2-й урок.
Цель урока — закрепить знания, полученные на предыдущем уроке.
1. Повторение пройденного на предыдущем уроке. Письмо цифры 5.
2. Рассмотрение состава числа 5.
Разложение числа 5 на 4 и 1 на классных и индивидуальных пособиях. Зарисовка в тетрадях 5 ягод. Разбивка их с помощью вертикальной чёрточки (стоячей палочки) на 4 и 1.
Подобным образом число 5 разбивается на 1 и 4, на 3 и 2 и на 2 и 3, после чего делается вывод, на какие два числа можно разложить число 5.
3. Устное решение задач на сложение и вычитание в пределе 5.
4. Задание на дом: 5 палочек раскладывать на 2 кучки, как это делали в классе.
Запомнить, как можно по-разному разложить 5 палочек на 2 кучки. Писать цифру 5 (две строки).
Начальная школа. Настольная книга учителя – 1950, под редакцией проф.. М.А. Мельникова
Каталог сайтов Всего.ру
УМК: “Школа России”.
Цели урока:
- ознакомление с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5;
- формирование умений соотносить число и цифру 5.
Планируемые результаты:
- Определять в ряду место числа 5.
- Учить писать цифру 5.
- Учить составу числа 5.
Оборудование: учебник, презентация, проектор,раздаточный материал.
Ход урока
Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Евгеньевна. – Садитесь. Сегодня я проведу у вас урок математики- А сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы начинаете урок.
– Как вы думаете, с каким настроением надо начинать урок плохим или хорошим? (ответы учащихся)- Ребята, как вы думаете, важен ли хорошее настроение на уроке? (Да, потому что мы будем лучше работать)- Правильно, на уроке должно быть хорошее настроение, для того что бы все задания были успешно выполнены.
– Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, о чем оно.
Поудобнее садитесь,Не шумите, не вертитесь.Все внимательно считайте,
А спрошу вас – отвечайте.Вам условие понятно?Это слышать мне приятно.
– Верно, в стихотворении рассказывается о правилах поведения на уроке.- Может быть, кто-то хочет что-то добавить к этим правилам?
– Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку? Посмотрите внимательно- На парте должны лежать пенал, тетради, учебник. Проверяют готовность к уроку
Актуализация опорных знаний и умений
– Давайте поработаем в парах.- Найдите на парте лист под номером 1. Давайте выполним с вами несколько заданий.
– Задания выполняем прямо на листках. Каждое задание мы будем сверять с доской. – Как число 4 обозначается на домино.
– Посмотрите на картинки и выберете правильный ответ.
– Правильный ответ под номером 3.
– Расположите числа в правильном порядке от меньшего к большему: “3, 2, 4, 1…” (1, 2, 3, 4)
– Посмотрите на доску, и проверьте, правильно ли вы выполнили.- Идем дальше. Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы.
Дети
а) Сколько на картинке мальчиков? (три)б) Какая по счету девочка в синей майке? (четвертая)в) Сколько на картинке девочек? (две)г) Какой по счету мальчик с рыжими волосами? (первый)
– Сверьте ответы с доской. – И последнее задание: cоотнесите схему и запись.
Соотнесите схему и запись
– Проверьте, правильно ли вы соотнесли.Ответы:
- 2+1=3 (схема 3)
- 3-2=1 (схема 1)
- 2+2=4 (схема 4)
- 1+1=2 (схема 2)
Постановка учебной проблемы
– Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы должны показать карточку с правильным ответом.
Циферка на крюк похожа,Что на автокране.И на двоечку похожа,Если вверх ногами.
– Покажите на карточках ваш ответ. (5, 6…)
Побуждение к осознанию противоречия
– Так! Ребята, посмотрите вокруг, что вы заметили? (Ответы разные)
– Могут ли у одной загадки быть разные ответы? (Нет)
– Какой возникает вопрос? (Какой ответ у загадки 5 или …?)
Поиск решения учебной проблемы
– Чтобы узнать, давайте выполним задания. – Посмотрите на картинку, если к четырем ребятам пришла еще одна девочка, то получится? (5 ребят)- Молодцы! Теперь посчитайте, сколько на дереве желтых яблок и сколько красных, сколько яблок всего? (Желтых яблок – 4, 1 – желтое, всего – 5)
Сколько яблок на дереве?
– Так какой ответ у загадки? (5)- Какая будет тема урока? (Число и цифра 5)- Правильно!
Легко запомнить и понять -На крюк похожа цифра 5. (Картинка на доске)- Посмотрите, на доске вы видите схему: 4 красных круга и 1 синий круг.- Какой пример можно со сложением можно составить по этой схеме? (4+1=5)- А с вычитанием? (5-1=4, 5-4=1)
– Теперь посмотрите на схему № 2. 3 зеленых треугольника и 2 красных треугольника.- Какой пример можно со сложением можно составить по этой схеме? (3+2=5)- А с вычитанием? (5-2=3, 5-3=2)
– Ребята, откройте рабочую тетрадь на странице 13.- Сейчас мы начинаем учиться писать цифру 5. (Показываю на доске)- Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной провисающей линии.
– Ставим ручку немного, немного правее середине верхней стороны клетки и ведем короткую прямую линию вниз к центру клетки, далее пишем малый правый полуовал не касаясь правой стороны клетки. Отрываем руку, ставим ее в начало написания цифры и ведем плавную линию вправо-вниз, затем в верхний правый угол клетки.- Теперь найдите в тетради поле для написания цифры, и пропишите до конца строки.
– Кто выполнил, положите руку на локоток.- Молодцы! Можете отложить тетради на край парты, они нам понадобятся позже. Открывают рабочую тетрадь- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Число 5 в кружке и знаки вопроса)
– Верно, сейчас мы с вами узнаем состав числа 5. Состав числа – это два числа, из которых состоит само число.- Посмотрите на пример. Состав числа 4 это 2 и 2, а также 3 и 1. (4: это 2 и 2, 4: это 3 и 1)- Сейчас давайте подумаем, как можно получить число 5, если у нас уже есть 2? (Нужно добавить еще 3)
– Правильно. Подумайте, ребята, если у нас есть 4 груши, сколько мы должны прибавить, что бы получилось 5 груш. (прибавить одну грушу)- Все верно, получается состав числа 5 – это 2 и 3, 4 и 1.
Воспроизведение нового знания
– Идем дальше, что вы видите? (Числа не по порядку)
– Где место числа 5? За каким числом оно следует? (За числом 4)
– … выйдет к доске и расположит числа в правильно порядке. От меньшего к большему.
– Все верно.
– Посмотрите на доску, найдите картинки, на которых предметов 5. (Деревьев, карандашей, домов)- Правильно! Ребята, посмотрите на доску. Что на ней изображено? (часы)- Да, вам надо сказать какие часы показывают ровно 5 часов. (Часы под № 1)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
– Следующее задание, найдите, как число 5 обозначается на домино.- На какой картинке верное изображение? (На картинке № 5)- Сейчас откройте учебник на странице 34.
– Найдите задание 3. Сколько изображено вишен? (три)- Цыплят? (один)- Матрешек? (две)
– Молодцы! В учебнике на ст. 34 на полях изображены монеты.- Сколько монет изображено на полях? (6)- Сколько рублей первая монета? (5 рублей)
– Остальные монеты? (1 рубль)- Сколько монет по 1 рублю составляют 4 рубля? (4 монеты)- А 5 рублей? (5 монет)
– Теперь, возьмите рабочую тетрадь, найдите задание “Дорисуй кружки” , подобное задание мы делали ранее, сейчас вы выполните его самостоятельно. (Выполняют задание в рабочей тетради)
– Кто закончил руку на локоток, ждем остальных.- Молодцы!
Рефлексия учебной деятельности
– За каким числом стоит число 5 в ряду чисел? (За числом 5)- Какие задания вам показались сложными? (Ответы учащихся) – А какие вы выполнили без затруднений?
– Ребята, вы большие молодцы и хорошо потрудились сегодня на уроке. – А теперь давайте каждый оценит свою работу.
– Поднимите карточку с числом 1: мне понравилось работать и у меня все получилось.
– С числом 2: мне было интересно работать, но у меня не все получилось.- С числом 3: мне было не всегда интересно, но у меня было много ошибок. (Выполняют рефлексию)
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Описание материала: предлагаемый конспект урока математики в 1 классе по теме «Число 7, цифра 7» будет полезен учителям начальных классов.
Дидактическое обоснование: Математика 1 класс (1часть), автор учебника Л.Г.Петерсон, УМК «Перспектива».
Техническое обеспечение: Компьютер, проектор, рабочие листы с заданиями для учащихся, набор квадратов, набор кругов, плакат с прописной цифрой 7.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний или универсальных учебных действий.
Цель: Знакомство с числом 7, его составом, написанием цифры 7.
Задачи:
Обучающие:
- формировать знания о составе числа, умение писать цифру, повторить числовую последовательность в пределах 1-7;
- складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;
Воспитывающие:
- воспитывать активность, интерес к уроку, уважение друг к другу, дисциплину.
Формы работы:
- фронтальная
- коллективная
- самостоятельная
- дифференцированная
Методы:
- наглядный
- диалог
- беседа
- практическая работа
- самостоятельная работа
Планируемые результаты (предметные):
- знать состав чисел 2-7;
- уметь записывать и читать равенства;
- составлять и читать неравенства;
- соотносить число с цифрой;
- писать цифру 7.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные УУД:
- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы;
- определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и понимать речь своих товарищей;
- умение работать в парах, вести диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные УУД:
- уметь осуществлять поиски, выделение необходимой информации;
- применять методы информационного поиска, наблюдать и делать выводы.
Личностные:
- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности;
- делают выбор, как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
– Встали ровненько. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. А теперь посмотрите на меня и подарите мне свою самую лучезарную улыбку. Надеюсь, что у вас у всех хорошее настроение и такой позитивный настрой продлится на весь оставшийся день.
У:
Звенит звонок. Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка? Ручка? А тетрадка?
Д:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Он пройдёт, конечно, впрок.
Постараюсь всё понять, чтобы правильно считать!
Актуализация опорных знаний и постановка проблемы
– А начнём наш урок мы с просмотра отрывка мультфильма, поставленного по одной очень хорошей и известной вам сказке. Ваша задача – определить, как называется сказка и кто главный герой сказки. (Сказка В.П.Катаева «Цветик-семицветик)
– А почему сказку назвал автор «Цветик-семицветик»? (Цветик-семицветик исполнял в сказке желания Жени. У цветка было 7 лепестков.)
– Верно, а через желания, которые исполнял цветочек, девочка Женя смогла понять ценность человеческих поступков.
– На нашей клумбе (доске) тоже вырос Цветик-семицветик. Каждый лепесток этого цветка очень важен для нас. Сейчас вы поймёте, почему.
– Давайте оторвём один лепесток и посмотрим, какое задание приготовил нам первый лепесток.
– Математическая разминка. Устный счёт.
Устный счёт
– Посчитайте до 10 и обратно
– Назовите число, следующее за числом 3
– Назовите число, предшествующее числу 2
Задачи в стихах.
– На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
У кого ответ готов:
Сколько стало всех щенков? (2)
– Молодцы, ребята! Справились с 1 заданием.
– Давайте оторвём второй лепесток и посмотрим задание.
– Поработай в парах.
Работа в парах
- Зачеркни лишнюю цифру.
- Соотнеси количество точек с цифрой.
– Давайте проверим, все ли ребята справились с этим заданием.
– Молодцы! И это задание мы преодолели. Отрываем третий лепесток.
– Отгадай загадки.
– А кто знает, сколько цветов у радуги? (7) Кто может их назвать?
– Верно. Молодцы.
– Отгадаем ещё одну загадку.
Братьев этих ровно семь
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний
Появляется передний. (Дни недели)
– Кто может перечислить по порядку дни недели? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
– А сколько всего дней в неделе? (В неделе 7 дней)
– Молодцы, ребята! Отрываем четвёртый лепесток.
– Собери пословицу, расположив числа в порядке возрастания.
(Пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» )
– Как вы ее понимаете? (Это означает, что, прежде чем начать какое-либо дело, следует к нему хорошенько подготовиться, то есть семь раз все проверить.)
– Ребята, какое число вы слышали сегодня чаще всего? (7)
– Как вы думаете, о каком числе пойдет сегодня речь на уроке? (7)
– Кто готов назвать тему урока? (Тема нашего урока – Число 7. Цифра 7)
– А каковы же будут цели нашего урока? Давайте мы их сформулируем с помощью предложений, которые вы видите на доске. Давайте закончим их!
(На доске листы с незаконченными предложениями)
Сегодня на уроке мы познакомимся… (с числом и цифрой 7)
Мы научимся писать… (цифру 7)
– Вот как раз задание пятого лепесточка назвать тему и цель нашего урока. С чем мы с вами превосходно справились.
Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Историческая справка
– Знаете, ребята, число 7 издавна считается необычным числом. Большим почётом ещё в древности была окружена семёрка. И всё это началось с того, что человек воспринимает мир (свет, запах, звук, вкус) через 7 отверстий в голове (посчитайте). С тех пор это число считалось магическим и было самым большим числом, что означало – ВСЁ.
– Нередко, приписывали числу 7 таинственную силу.
– 7 играло большую роль в древней мифологии: 7 дней недели, 7 цветов радуги, созвездие Большой Медведицы состоит из 7 звёзд, 7 чудес света в Древней Греции. Кому это интересно, можете почитать в энциклопедиях и в Интернете), а потом нам рассказать.
– А где ещё встречается число 7? (в сказках, пословицах, у первоклассников: нам сейчас 7 лет)
Пословицы: “Семеро одного не ждут”, “Семь раз отмерь, один – отрежь”, “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”. (Чтение уч-ся с экрана)
Сказки: “Волк и семеро козлят”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик». (демонстрация книг)
7 нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) (иллюстрация)
Физминутка
Утром стрекоза проснулась, (Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась. (Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась, (Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась, (Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела, (Присели.)
На четыре – дружно полетела. (Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась, (Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась. (Присели.)
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем
Как сидеть мы всем покажем!
Работа по числовому ряду.
– Что вы можете сказать о числе 7? (число следует за числом 6 при счёте)
– Какой цифрой обозначим это число? (Цифрой 7)
– Давайте посчитаем до 7 и обратно.
– Назовите число, предшествующее числу 7.
– Назовите число, следующее за числом 7.
– Назовите соседей числа 7.
– Число 7 обозначается и записывается цифрой 7.
– На что похожа цифра 7? (на кочергу, на косу)
Вот семёрка – кочерга,
У неё одна нога.
Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
Письмо цифры 7
– Ребята, из каких элементов состоит цифра 7? ( Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной линии, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.)
– Отрываем шестой лепесток нашего цветика-семицветика, читаем задание: научиться писать цифру 7.
– Давайте научимся её писать.
(Работа по учебнику)
– Откройте учебник на странице 3. Самое нижнее задание.
– Внимательно смотрим и слушаем:
Цифра 7 состоит из 3-х элементов: волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят до верхнего правого угла клетки и проводят “основную наклонную палочку” к середине нижней стороны клетки. Маленькая палочка должна перечеркивать основную примерно по середине. Она должна быть горизонтальной.
– Посмотрите ещё раз, как напишет цифру 7 наш карандаш.
– Проследите глазками за моей указкой, я ещё раз покажу написание цифры 7, поставьте руку на локоток, обведите карандашом в воздухе.
– Попробуйте обратной стороной карандаша обвести эталон цифры 7, как записана цифра 7 на строке, начиная от красной звёздочки.
– А теперь пробуем написать самостоятельно.
Физминутка: «Мы писали…»
Работа над составом числа. Отработка состава числа 7 с помощью разбивки отрезка на части.
– И последний седьмой лепесток отрываем нашего цветика-семицветика, читаем задание: отработать состав числа 7.
– Ребята, попробуйте сами определить состав числа 7. Посмотрите на №1 с.2.
– Из каких двух “частей” можно получить “целое” 7?
– Какие это будут слагаемые?
– Посмотрите, ребята. Что изображено на доске и у вас в учебнике?
– Сколько отрезков? Назовите их. (Отрезок 7 – это целое. Он разбит на части – на отрезки 6, 1.)
– Объясните равенство, записанное к чертежу. (6 + 1= 7) (Если сложить части 6 и 1, то получится весь отрезок 7.)
– Объясните другие равенства?
– Если сложить части в другом порядке, поменять их местами, то все равно получим весь отрезок 7: 1+6 =7
– Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1: 7-6=1
– Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6: 7-1=6
– Аналогично, ребята, работаем со вторым и третьим столбиком.
Итог урока. Рефлексия
– Ребята, давайте вспомним, какая была цель нашего урока? (познакомиться с числом и цифрой 7. Научиться писать цифру 7.)
– Удалось ли нам достигнуть цели урока? (Да)
– Расскажите все, что вы узнали о числе 7? (мы узнали состав числа 7, узнали какое число стоит после цифры 7, узнали какое число стоит перед цифрой 7, узнали, где встречается цифра 7: в пословицах, в сказках)
– Вспомните, в какой сказке есть необыкновенный цветок с числом 7?
(Цветик-семицветик)
– У вас на столах лежат цветики-семицветики. Но серединка у них белая. Ваша задача раскрасить серединку цветка и сразу оценить свою работу. Раскрашивать серединку вы будете так:
Если вы отлично поработали, со всеми заданиями легко справились – раскрашиваете жёлтым цветом, если были небольшие трудности – оранжевым цветом, если на уроке вам было трудно, вы ничего не поняли – раскрасьте зелёным цветом.
– Как только закончите раскрашивать, выходите к доске и прикрепите свой цветочек на доску.
– Что значит выражение «На седьмом небе»? (означает высшую степень радости, счастья) Вы подарили радость и тепло хорошей работой.
– Я думаю, что у нас у всех отличное настроение. Я благодарю всех ребят за работу на уроке. Вы – большие молодцы, показали отличные знания, замечательно поработали. Огромное вам спасибо.
Тип урока: урок изучения нового материала
Основные цели:
- сформировать представление о числе 5 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
- познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;
- закрепить взаимосвязь между частью и целым;
- сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, к фиксированию движения по отрезку несколькими одновременно выполняемыми шагами;
- повторить схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 5, научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов;
- учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь, наблюдение, сравнение, аналогия необходимые на этапе проектирования.
Творческие: учиться отгадывать загадки
Демонстрационный материал:
- карточки с графическим изображением чисел и знаков;
- модель числового отрезка;
- карточка для графической модели числа 5 на листе А-4, домики цифр, чёрный фломастер;
- эталон состава числа 5;
- герои сказок
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Открытие нового.
Учитель: Мы продолжаем с Вами путешествовать по стране Цифирии. Вместе с нами сегодня отправятся в путь Мальвина и Буратино.
Устный счет: Начнем мы свое путешествие со счета до 20 и обратно.
Учитель. Игра “Молчанка”. Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте числовыми карточками.
Задачи:
Сколько яблок у ребят
Солнышком горят в руках?
У Наташи и у Томы,
У Сережи и у Ромы.
На столе ещё одно
Солнышком наполнено.
Ну-ка, сколько яблок, братцы?
Кто сумеет догадаться? (Дети показывают 5)
Две мышки проникли в квартиру,
Решили попробовать сыру.
Тут следом явились подружки:
Три сереньких Мышки-норушки.
Кот спал в это время на крыше,
Про этот не ведая пир.
А ну, сосчитай, сколько мышек
Съели оставленный сыр? (Дети показывают 5)
На вокзале у перрона
Стояло 4 вагона
Добавили еще 1,
Чтоб был большой локомотив.
Теперь вопрос мы зададим.
Какой длины локомотив? (Дети показывают 5)
Учитель: – Ребята, кто догадался, какое число сегодня будем изучать? (5)
– Вот она наша красавица.
– Какая тема нашего урока? Число 5. Состав числа 5.
– Цель нашего урока научиться писать цифру 5, понять как образовывается число5 , выучить состав числа, построить домик для числа 5.
– Назовите число, за которым идет число 5? (4)
– Назовите число, следующее за числом 5? (6)
– Назовите соседей числа 5? (4 и 6)
– Как получить 5 из четырех? ( Надо к 4+1. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из трех? ( Надо к 3+2. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из двух? ( Надо к 2+3. Выставляю карточку)
– Как получить 5 из одного? ( Надо к 1+4. Выставляю карточку)
Учитель: Поможем нашим героям построить домик для числа 5.
Я буду строить на доске, а вы в своих тетрадях в клетку.
Я тетрадь свою открою,
Уголочком положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
– Сколько этажей будет в доме? (4)
– Называем соседей на первом этаже. (4 и 1)
– Называем соседей на втором этаже. (3 и 2)
– Называем соседей на третьем этаже. (2 и 3)
– Называем соседей на четвертом этаже. (1 и 4)
– На каких этажах живут одинаковые числа-соседи?
– Какое правило использовали на этих этажах? (Переставили слагаемые – части местами.)
– А можем ли мы на двоих поровну разделить пять предметов? (нет)
– Значит число 5 четное или нечетное? (Нечетное)
– Молодцы!
Вывод: Что мы уже с вами узнали? Состав числа 5, соседей числа 5, число 5 нечетное, построили домик для числа 5.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбки плавали, ныряли
В теплой чистенькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
III. Первичное закрепление знаний.
– Ребята, посмотрите, что я нашла в песке.
– Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
– Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)
1. Геометрические построения
– Мальвина и Буратино очень любят рисовать звездочки. Давайте научимся чертить звездочку в рабочих тетрадях стр. 40 №2, что нам для этого понадобится? (линейка и карандаш)
– Как мы должны соединять числа? (По порядку)
– Мальвина и Буратино принесли геометрическую фигуру и рассматривают ее.
– Кто догадался какая? (пятиугольник) стр. 40 №1
– Почему фигура так называется? (5 углов, 5 вершин, 5 сторон)
– Мальвина и Буратино хотят, чтобы вы тоже научились его чертить.
– Что общего между пятиугольником и звездой? (5 точек, 5 отрезков)
– Чем отличаются фигуры? (у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)
Молодцы!
2. Изображение числа количеством предметов.
– Буратино прослушал задание, которое дала Мальвина. Давайте ему поможем выполнить задание №3 стр. 40. Рассмотрите внимательно и скажите, что надо сделать. (Нарисовать столько палочек и точек, какое число написано в первом столбике.)
У доски 2 человека выполняют задание. Проверка.
№4 с. 40. Это задание сможет выполнить только самый внимательный. Найдите и раскрасьте клетку с числом, которое соответствует количеству предметов на картинке.
– Что нарисовано на первой картинке? Какое число надо раскрасить?
– Сколько предметов нарисовано на второй картинке? Какое число надо раскрасить?
– Что нарисовано на третьей картинке? Какое число надо раскрасить?
– Что нарисовано на четвертой картинке? Какое число надо раскрасить?
– Что нарисовано на пятой картинке? Какое число надо раскрасить?
Молодцы!
– Ребята, чтобы выполнить следующие задания надо научиться писать цифру 5.
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
Взяли ручки, руки на локоток: я на доске, а вы вместе со мной в воздухе, приготовились…
Начинаю писать сверху, веду под наклоном линию, не отрывая руки, пишу полуовал, и горизонтальную линию в правый уголок.
– Напишите цифру 5 самостоятельно пять раз.
УЧИТЕЛЬ. Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадях обязательно потренируйтесь и у вас все получится!
- Сложение и вычитание с помощью числового отрезка.
Выполняем задание №6 стр. 41.
Рассмотрим, что выполняли на первом числовом отрезке? (Прибавляли по одному от числа 3)
– Сколько всего прибавили? (2)
– Запишем нужное число в клетку.
– Сколько всего получилось? (5)
– Как называется результат этого действия? (сумма)
– Что выполняли на втором числовом отрезке? (Вычитали по одному от числа 5)
– Сколько всего вычли, убрали? (3) рисуем
– Запишем нужное число в клетку.
– Сколько осталось? (2)
– Чему учились в этом задании? (Складывать и вычитать по 2 и по 3 используя числовой отрезок.)
УЧИТЕЛЬ. Ой, молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку.
– Повернулись лицом друг к другу посчитаем и похлопаем ритм. Называть громко будем четные числа. (Ритмический счет по 2)
УЧИТЕЛЬ. Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь по стране Цифири!
– Прочитайте задание к №7 с. 41. Составим по рисункам примеры, числовые выражения и запишем ответы.
– Составим задачи по первому рисунку. На одну тарелку положили одно яблоко, на вторую тарелку четыре яблока. Сколько всего яблок разложили?
– Рассмотрите второе выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 3 на другую – 2)
– Сколько получилось?
– Рассмотрите третье выражение. Как надо разложить яблоки? (На одну тарелку положили 2, на другую – 1, на третью – 2)
– Сколько получилось?
Чем отличается это выражение от двух других? (Три слагаемых)
Мы хорошо поработали коллективно, а теперь поработайте самостоятельно, над второй частью задания. Составьте и запишите выражение по рисункам. Первые пять человек, правильно выполнивших задание, получат звездочки.
Проверка на доске. Кто выполнил все правильно, встаньте.
– Спасибо, молодцы!
4. Состав числа 5.
– Ребята, Буратино опять растерялся, что же ему делать в задании №5 с. 41.
– Надо в пустые мешочки нарисовать фигуры соответственно выражению, и наоборот составить выражение по рисунку.
–Самостоятельно выполняем задание, а Мальвина раздаст звездочки тем, кто правильно его сделает.
Итог урока.
Учитель. Какая у нас была тема урока?
– Какое число мы окружили вниманием?
– Что можете рассказать о числе 5? По рисунку в учебнике.
– Где можно встретить число 5?
– А какие знания помогли вам справиться со всеми заданиями? (знания состава числа 5)
– Мальвине и Буратино очень понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы!
– Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу – СПАСИБО.
Прозвенел опять звонок
и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните,
силы новой наберите.
Это нужно детворе
для здоровья, при игре.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 5»
подготовила
учитель начальных классов
Жигулина Наталья Викторовна
2019
Цели: ознакомление с числом и цифрой 5, с получением числа 5. Изучение состава числа 5, упражнение в написании этой цифры.
Задачи:
познакомить с числом 5;
Познакомить с цифрой 5;
Познакомить с получением числа 5;
Научить писать цифру 5;
Изучить состав числа 5.
Формирование УУД
Личностные:
– принятие статуса «ученик»
– проявления познавательной инициативы учащихся в оказании помощи героям учебника и соседу по парте
Регулятивные:
– уметь определять цель учебной деятельности совместно с учителем при изучении чисел и цифр 0-9
– составлять план учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с темами данного раздела
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий на сравнение предметов
– ориентироваться в учебнике
– устанавливать последовательность действий в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации
Познавательные:
1.Общеучебные:
– сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков ( , =);
– строить модель последовательности при изучении терминов «первый», «последний», «следующий», «предшествующий»
2.Логические:
– устанавливать закономерность при достраивании ряда;
Коммуникативные:
– строить речевые высказывания, используя математические термины;
– задавать вопросы;
– уметь слушать и вступать в диалог, учитывая позицию собеседника
– учиться работать в паре.
Оборудование: карточки с цифрами, образец написания цифры 5, предметные картинки (звёздочки), счётный материал, карточки
Ход урока
I.Мотивирование (самоопределение) к деятельности.
На прогулку за наукой
Сегодня пойдем.
Внимание, смекалку
С собою возьмем.
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
1)Повторение изученного материала.
– Посчитайте до 10, обратно, (вместе);
– Посчитайте от 2 до 7, от 4 до 10;
– Назови соседей числа 3;
– Какое число стоит между числами 1 и 3;
– Назови число, предшествующее числу 3;
– Назови число, следующее за числом 4.
2) Весёлые стихи
А) У стола мы видим ножки,
По две с каждой стороны,
Но сапожки и калошки Этим ножкам не нужны.
(Сколько ножек?)
Б) Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
(Дети считают, на сколько долек разделили апельсин, если есть возможность можно показать мультфильм)
– На сколько долек разделили апельсин?
Кто назовёт нам тему сегодняшнего урока? ( Число и цифра 5)
Как определили?
3) Сформулируйте цель урока (опираясь на слова на экране).
1. Познакомиться с числом и цифрой 5
2. Узнать, как получить число 5
3. Научиться писать цифру 5
( Учитель помогает сформулировать цели)
А помогут нам в этом наши помощники Маша и Миша. Открываем учебник по закладке.
Посмотрите внимательно на знаки – помощники. Какие виды деятельности мы будем выполнять на уроке?
– Миша поинтересовался у Маши – «Сколько пальцев на руке?
– Ребята, давайте поможем Маше?
На моей руке 5 пальцев,
5 хватальцев,
5 держальцев,
Чтобы брать и отдавать,
А еще чтоб сосчитать — 12345.
– Рассмотрите звездочки. Выберите ту звездочку, у которой столько лучей, сколько пальцев у вас на руке.
– Покажите соседу по парте выбранную вами звездочку.
– Сколько игрушек на доске? (4)
– Что нужно сделать, чтобы их стало 5?
– Как получили число 5? (К 4 +1)
– Число 5 будем обозначать цифрой 5. (На доске)
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула.
Ножку сильно изогнула.
– На что ещё похожа цифра 5?
4) Работа по учебнику
– с 56 № 2,3
– Поставим число 5 в ряд натуральных чисел.
– За каким числом оно будет следовать?
IV. Постановка учебной проблемы.
– Что мы узнали о числе 5?
– Чего мы ещё не знаем о числе 5?
(Как писать цифру, из каких чисел состоит число 5).
– На какие вопросы нам предстоит ответить?
Как получить число пять?
Как писать цифру пять?
V. «Открытие» нового знания.
1)Работа со счётным материалом
-Возьмите красные и синие кружки, всего их должно быть 5.
-Сколько у вас красных кружков, а сколько синих?
-У всех получилось одинаково? (нет, не у всех)
( Дети рассказывают, учитель выставляет на наборное полотно «домик», в котором живёт число 5)
1 | 4 |
2 | 3 |
3 | 2 |
4 | 1 |
Физминутка
Поднимает руки класс – это раз.
Опустилась голова – это два.
На меня посмотри – три.
Руки в стороны, пошире – это будет счёт четыре.
Сели опять – это пять!
2)Письмо цифры 5
– Работа по учебнику
с 57 № 4
-Работа в тетради для самостоятельных работ
С. 54 №1
Подготовка руки к письму.
Идут четыре братца навстречу старшему.
– Здравствуй, большак!
– Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка, Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
Начинаем писать прямую линию немного правее середины верхней стороны клетки, ведём её наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от прямой линии пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ( У каждого ученика – карточка)
Раскрась лепестки попарно так, чтобы сумма чисел, написанных на них, равнялась числу, написанному в центре .
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Работа в тетради для самостоятельных работ
С 54 № 2 –работа у доски с наглядным материалом
№ 3 –коллективно
№4 – самостоятельно + взаимопроверка
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Я сегодня узнал………….
– Мне было трудно……….
-Особенно интересным для меня было……..
Завершается урок.
Он пошёл ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали?
Все сумели? Все смогли?
Мы сегодня МОЛОДЦЫ!
10
1. | ФИО (полностью) | Терсин Галина Валерьевна |
2. | Место работы | МОУ СОШ с. Федоровка Федоровского района |
3. | Должность | Учитель начальных классов |
Технологическая карта
Предмет: «Математика»
Класс: 1
Автор учебника: А.Л. Чекин
Тема урока: «Число и цифра 5».
Цель: создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 5, образования числа 5, формирования умения писать цифру 5 и сравнивать числа 1,2,3,4,5.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Задачи:
обучающие: формирование понятия числа и цифры 5; умение сравнивать числа; определение места числа в числовом ряду, написание цифры 5.
развивающие: развитие навыка работы с учебником развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства обучения: учебник А.Л.Чекин «Математика», 1 класс; тетрадь для самостоятельной работы №1 О.А. Захарова, Е.Л. Юдина
Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):
Регулятивные: организовывать рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к деятельности. | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс,…. – Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? – Вы готовы? – Приступаем. | Математика у нас! Мы будем считать, решать, думать. Да | №1 |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | 1. «Разминка». – Посчитайте до 10, обратно. (вместе) – Посчитай от 3до 9, от 5 до10, – Назови соседей числа 2, 7, – Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9, -Назови предыдущее числа 3, последующее числа 4, – Назови число, следующее за числом 2, 4. -Назови число, предшествующее числу 3,4. 2. Возникновение проблемной ситуации. – Посмотрите на эти записи. Как вы думаете, что нам нужно будет сделать? – Решите устно примеры, написанные на доске вместе со своим соседом: 1+1 3-1 3+1 2+2 1+2 4-2 3-2 4+1 3+2 – Сможем ли мы записать результаты примеров на доске? – Сделайте это с последней строкой примеров. | Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал. – Решить примеры. Вычисляют значения выражений. Работают в парах. Выявляют затруднение в написании цифры 5. | №2 |
3.Постановка учебной задачи. | – Справились с заданием? -Что вызвало затруднение? – Что не знаем? – О чем следует узнать? – Как бы вы назвали наш урок? -Сравним, как звучит тема в учебнике (с. 56) – Ребята, а чем примечательно это число? – Чем оно отличается от других и где встречается? (Пять – это самая лучшая оценка в школе, пять пальцев на одной руке, пять лучей у звезды…) | Дети высказывают свое мнение. Ученики ответят, что не знают цифру, обозначающую число 5. Формулируют задачи урока. Уточняют тему урока. | №1 |
4. Построение проекта выхода из затруднения. «Открытие» нового знания. | – А кто или что нам в этом помогут? – Проверим. (Учитель показывает иллюстрации героев Маши и Миши) – Миша поинтересовался у Маши – «Сколько пальцев на руке? – Ребята, давайте, поможем Маше? – Пожмите друг другу руки. – Посмотрите, сколько пальцев на левой руке у вас. – А сколько пальцев на правой руке у вашего соседа по парте? Учебник стр.56 №1 – Рассмотрите звездочки. Выберите и покажите соседу по парте ту звездочку, у которой, столько же лучей, сколько пальцев у вас на руке. Какого цвета звездочка? (Красного) – Число 5 будем обозначать цифрой 5. – Найдите среди знаков цифру 5. Сколько раз вам встретилась цифра 5? (Пять) –Ребята, отсчитайте 5 палочек и возьмите в 2 руки. -Кто как взял? – Сделайте вывод о составе числа 5? – Заполните «елочку», показывающую состав числа 5. ( 4 и 1, 1 и 4, 3 и 2, 2 и 3). – Молодцы, с вами так радостно работать и вы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку. | Отвечают на вопросы. Дети высказывают свое мнение при помощи раздаточного материала (палочек) Практическая работа. Дети работают в парах | №2 |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | – А теперь снова за работу. Учебник стр.56 №3 – Назовите предметы или их части, которые похожи на цифру 5. (Крючок, часть ключа, часть рулетки, часть музыкального инструмента) – В тетради на печатной основе (с. 51) найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5 – Рассмотрите образец написания цифры. Пропишите в воздухе вместе со мной. -Напишите одну строку цифры 5. | Дети высказывают свое мнение Работа в тетради. Объяснение по образцу. Комментированное письмо, проговаривание первой цифры учителем, далее отдельными учениками. | №3 |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | – Число 5 не осталось в долгу и приготовило для вас сюрприз, посмотрите отрывок из мультфильма «Козленок, который считал до 10». Смотрите внимательно и запоминайте, потом будете отвечать на вопросы. Фрагмент м/ф. – Предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания разных уровней: красная – сложнее, зеленая-легче. Вы должны подумать и самостоятельно определить, какое задание вы будете выполнять. Прислушивайтесь к мнению соседа. (Ученики, быстро справившиеся с заданием, могут выполнить другой вариант.) – Расставь знаки , Карточка 1.
Карточка 2.
| Дети смотрят отрывок из мультфильма. Отвечают на вопросы. Дети записывают в тетради. Сравнивают с эталонам. Дети выполняют задание. Оценивают работу: + справился; ? сомневался; – не справился. | №2, №3 |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). | – Над какой темой работали на уроке? – Что вы узнали о числе 5? – Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил? – Оцените вою работу на уроке по опорным словам: – Я научился… – Я узнал… – Я умею… – Покажи, куда вы сумели сегодня продвинуться по линеечке успеха, добывая знания. Спасибо за урок! | Дети отвечают на вопросы. Оценивают свою работу. Объясняют свой выбор | №1 №4 |