открытый Урок программа

Автономная некоммерческая общеобразовательная организация

«Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

АНОО «Областная гимназия им. Е.М. Примакова»

Савенко Виктория Владимировна, педагог-психолог

Ф. И. О. педагога, категория

Программа открытого урока, посвященного празднику 1 сентября,

«Наш новый учебный год»

2018-2019 учебный год

Цель программы: формирование положительного эмоционального фона на предстоящий учебный год у учащихся и их родителей, относительно всех составляющих учебного процесса.

– прояснение учебной мотивации учащихся,

– формирование положительного отношения к учебной деятельности,

– обнаружение внутренней позиции и чувств родителей к учебному процессу,

– актуализация положительного опыта взаимодействия между учениками,

содействие созданию эмоционально благоприятного психологического пространства в коллективе класса, доверия и толерантности по отношению друг к другу.

Программа представлена в двух вариантах для разных звеньев (учащихся начальной и старшей школы) с учетом возрастных особенностей психического развития каждой группы учащихся.

Участники программы: учащиеся всех звеньев Гимназии с одним из родителей.

Занятия рассчитаны на группу обучающихся из 18-22 человек.

Время проведения 1 ак.час.

Ведущий программы: классный руководитель.

1. Приветствие и разминка.

Цель: создание позитивного настроя на занятие.

2. Основная часть:

Практическая: упражнения, игры, изобразительные техники, и т.п.

Цель: реализация поставленных задач.

В пунктах программы 3-3.1 и 4-4.1 каждый педагог выбирает сам наиболее предпочтительный для его класса вариант упражнения.

3. Ритуал прощания.

Цель: создание ощущения завершенности и позитивного настроя.

для учащихся младших классов школы.

Цель: настройка на тему, создание доброжелательной атмосферы, раскрепощение.

1.1) Упражнение на знакомство «Снежный ком» (проводится для вновь сформированных классов первым пунктом).

Цель упражнения: знакомство участников между собой, разряжение обстановки.

Участники по очереди называют свое имя. Следующий по кругу участник должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Цель: прояснение познавательной мотивации учащихся и соотнесение ее с родительскими ожиданиями.

Ведущий обращается к ученикам: «Ребята, по предыдущему упражнению мы смогли увидеть, насколько иногда мы по-разному мыслим, для каждого школа означает что-то свое, но вы все собрались в одном классе для решения одной и той же задачи – обучения в ней, в нашей замечательной гимназии им. Примакова. А для чего вообще нужно учиться, как вы считаете?». Дети по очереди отвечают на поставленный вопрос.

«А теперь давайте спросим ваших родителей, как они считают, для чего вам нужно ходить в школу?». Педагог собирает ответы и подводит итог, насколько похожи/отличаются ответы детей и взрослых, каких ответов было больше.

Цель: актуализировать опыт сотрудничества между детьми и взрослыми, сплочение коллектива через совместную деятельность.

Материалы: три листа ватмана, цветные карандаши, пастель.

Для выполнения упражнения необходимо продумать расстановку парт так, чтобы на них можно было свободно разместить лист ватмана и карандаши, а взрослые и дети имели свободный доступ к рисунку со всех сторон.

Дети и родители делятся на две-три команды (оптимально поделить по пространственному признаку, чтобы дети не начали выбирать). Каждой команде предлагается нарисовать совместный рисунок на заданную тему: «Наш дружный класс», «Наша школа», «Наши интересы», «Наш досуг».

После того как задание выполнено, педагог просит каждую команду продемонстрировать свой рисунок и кратко рассказать о том, что там изображено. Можно дать обратную связь:

«Вы видите, как непросто иногда бывает решать совместные задачи!

Подумайте о том, какую роль вы принимали в общей работе!

Вы обычно ведете себя также и в повседневной жизни?

Нравится ли вам такая позиция или хотелось бы то-то поменять?

Сейчас вы могли понаблюдать, как ваш ребенок включается в общий процесс (для родителей).

Вы смогли увидеть, какую роль вы сами принимаете в учебной жизни ребенка (родителей). Иногда важно обращать на это внимание».

Цель: формирование ближайшей перспективы взаимодействия в рамках учебного процесса, понимание возможности заботы о себе и окружающих для создания более комфортной атмосферы внутри коллектива.

Материал: большой лист ватмана с нарисованным стволом дерева, бумага для записей с клеевым слоем (в форме листочков, яблок, цветов). Можно заменить вырезанными из цветной бумаги листочками и использованием клей-карандаша.

«Сейчас мы создадим вместе с вами общее дерево пожеланий. Представьте, что на своем листочке вы обращаетесь к каждому ученику из вашего класса и можете пожелать ему то, что на ваш взгляд пригодиться ему в течение всего учебного года. Как вариант, вы можете написать на листочке «Пусть этот год принесет тебе побольше отличным отметок или новых открытий», а может вы пожелаете больше внимания и усидчивости свеому однокласснику. Вы также можете сейчас позаботиться о себе и пожелать что-то, чего лично вам, возможно, очень необходимо в процессе обучения. Например, вы можете написать «Я желаю тебе быть дружелюбным или внимательным по отношению к твоим одноклассникам» или «Желаю тебе почаще улыбаться соседу по парте и получать улыбку в ответ». Помощь родителей в этот момент приветствуется (для учеников начальной школы)».

После того, как все написали свои пожелания, ученики меняются несколько раз своими листочками с соседями и читают, что им пожелали. Далее ведущий предлагает приклеить все листики на дерево.

Завершить это упражнение важно словами о добрых намерениях каждого: «Смотрите, каждый из вас пришел сюда с хорошими намерениями, каждый пожелал всем остальным чего-то доброго, светлого, радостного! В процессе учебного года неизбежно будут возникать мелкие конфликты, недопонимания, и нам очень важно не забывать о том, с каким настроем мы все начинали этот год!»

Цель: формирование чувства взаимосвязи друг с другом, обретение чувства общности, повышение позитивного настроя на завершающем этапе.

«Мы наполнили наше дерево своими добрыми пожеланиями друг другу. А теперь давайте добавим в него жизнь. Дерево это один большой организм, который растет, развивается. Его ветви, побеги, корни постоянно двигаются, они могут переплетаться между собой. Давайте теперь наглядно с вами увидим, как взаимосвязаны разные части одного целого!».

Ведущий раздает клубки шерсти разных цветов (в случае с деревом, берем клубки зеленых, коричневых, желто-оранжевых оттенков). Задача участников перекинуть клубок любому другому участнику, ухватившись за нить. Классный руководитель встает ближе к партам и первый бросает кому-то клубок, придерживая конец нити в свободной руке. Через какое-то время все участники становятся опутанными одной нитью, и каждое движение чувствует вся группа.

«Теперь вы можете увидеть, как мы все взаимосвязаны. Любые действия каждого участника нашего коллектива будут ощутимы всеми другими его участниками. Давайте постараемся не забывать об этом в течение всего учебного года!».

для учащихся средних и старших классов школы.

Ведущий обращается к ученикам: «Ребята, по предыдущему упражнению мы смогли увидеть, насколько иногда мы по-разному мыслим, но вы все собрались в одном классе для решения одной и той же задачи – обучения в школе, в нашей замечательной гимназии им. Примакова. А как вы вообще считаете, для чего нужно учиться в школе?». ( Вариант для учащихся выпускных классов: У вас впереди ответственный год. Как вы считаете, какие важные задачи перед вами стоят в этом году?»). Учащиеся по очереди дают свои ответы.

«А теперь давайте спросим ваших родителей, могут ли они что-то добавить?», если родители согласны с ответами детей, то педагог задает следующий вопрос родителям: «Как вы готовы помочь своим детям в решение этих задач?».

Цель: стимуляция различных (не только вербальных) форм контакта, актуализация опыта сотрудничества между родителями и детьми.

Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Я попрошу вас нарисовать общую картинку на тему «Наш новый учебный год». Рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом. Каждый из вас будет рисовать только одним карандашом или фломастером, который выберет сейчас”. Дальше ведущий предлагает родителю и ребенку выбрать по одному карандашу. После этого еще раз напоминает о том, что рисовать нужно молча, и предлагает начать работу.

После того как задание выполнено, и участники закончили рисовать, педагог просит рассказать несколько пар о том, что изображено на рисунке, не обращаясь ни к кому конкретно: “Расскажите, пожалуйста, что нарисовано на вашем рисунке?”, «Какие эмоции вы испытывали в процессе рисования?».

2.1) Упражнение «Рисунок веревочкой»

Материалы: три бельевые веревки длиной около 5 м.

Дети и родители делятся на три команды (оптимально поделить по рядам, чтобы не происходило самостоятельного выбора по личным предпочтениям). Для выполнения упражнения необходимо иметь свободное пространство на полу около 6м.кв. на каждую команду.

Всем группам дается одинаковое задание: «Я попрошу вас нарисовать общий рисунок, выложив его из этой веревки на полу. У вас есть полминуты на обсуждение того, что вы будете изображать. Далее рисовать нужно молча, не разговаривая друг с другом вслух!».

После того как задание выполнено (около 5 минут на работу), педагог просит каждую команду продемонстрировать всем свой рисунок и кратко рассказать о том, что там изображено. Можно дать обратную связь:

5) Шерстяной тимбилдинг.

«В процессе жизни класса мы все взаимосвязаны невидимыми ниточками. Давайте сейчас попробуем сделать их очевидными, заметными!».

Ведущий раздает клубки шерсти разных цветов. Задача участников перекинуть клубок любому другому участнику, ухватившись за нить. Классный руководитель встает ближе к партам и первый бросает кому-то клубок, придерживая конец нити в свободной руке. Задача педагога проконролировать, чтобы все были вплетены в паутинку, чтобы каждый несколько раз получил клубок. Через какое-то время все участники становятся опутанными одной нитью, и каждое движение чувствует вся группа.

Здравствуйте , уважаемые гости и участники нашей игры. Мы рады приветствовать вас на Рыцарском турнире знатоков русского языка. Сегодня на занятии  у нас присутствуют гости.            Ребята посмотрите на гостей и поприветствуйте  их своей улыбкой.

А Теперь Повторим хором  правило, которое помогает нам в учёбе:

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Учитель: – Молодцы!

Итак ,главный гость сегодня – его величество  русский язык. Наш разговор о русском языке я хочу начать с вопроса. Ребята ,как вы думаете, зачем нам нужно изучать русский язык?

(Ответы детей)  (Это язык русского народа, Я изучаю русский язык для того ,чтобы правильно и красиво говорить  и писать, На этом языке мы общаемся,  без русского языка мы не могли общаться ,помогать друг с другом.)

Могуч и прекрасен русский язык.  Послушайте ,что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

А. С. Пушкин  писал  «Русский язык- это выразительный и звучный язык, ему свойственны величавая  плавность ,яркость, простота и гармоническая точность».

Классик французской   литературы  Проспер Мериме  так отзывался о русском языке: Это прекраснейший из всех европейских языков.»

Иван Сергеевич Тургенев Просил: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.»

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки ,прибаутки песенки – это язык. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку,  технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому ,ребята, изучайте русский язык.

Вбегает  Клякса , Она не здоровается.

Кто это ребята?

. И здесь меня не узнают. (зевает ,вынимает зеркальце , прихорашивается) Так узнали  меня или нет) Поворачивается спиной . На спине листок с надписью «Клякса»

А что вы тут делаете?

изучаем русский язык.

Как это ,интересно ,вы изучаете язык?

( рассматривает свой язык в зеркальце )

Дети. Изучаем орфограммы

Клякса . Какие такие орфограммы ? Буквы знаете ? Знаете. Ну и пишите буква к букве ,вот и слово получится, а то орфегрямы ( зевает) Скука ужасная.

А ты   Клякса ,буквы –то знаешь?

Клякса . Конечно знаю, я ведь современно –образованная  клякса. Сейчас я вам докажу,   что достаточно знать буквы, и это самое главное.

Пишет на доске. « Руский изыг»

Ой-ой  Вот это ты написала. Ребята ,сколько ошибок она сделала?

Исправьте и объясните орфограммы. Дети выполняют задание

. Подумаешь, итак все было понятно. Скучные все ваши правила (зевает) Смотрю я на вас, и так мне вас жалко. Какие – то вы не такие и, и сидите не так и не сяк, и настроение у вас ни то ,ни сё. А чтобы было всё хорошо  ,вы закройте глазки правой рукой,  левой ушко. Что –то у вас неправильно получилось, другое ухо осталось открытым. Теперь сделаем наоборот. Левой рукой глазки ,правой  – ушки. Эй вы, я хотела чтоб , вы глазки закрыли , ушки заткнули, чтоб ничего не видели и не слышали, чтоб вам скучно стало, а вы развеселились. Это очень нехорошо.!

Ребята, вы что же подружились с Кляксой? И теперь будете её слушать?

Давайте докажем ей ,что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно. Это и будет целью нашей игры.

А чтобы Клякса видела ,что у нас на уроках скучно не  бывает , мы проведём наш занятие   в форме  турнира, то есть устроим состязание двух команд.

Учитель Уважаемое жюри  займите, пожалуйста, своё почётное место.

А вы ребята поприветствуйте жюри.

Дети ( хором)

Вам и слава и почёт,

.  А мы любим точный счёт.

(один из участников)

«Они  тянутся в песенке звонкой

Могут  заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать!»

Команда 1. Верно это название нашей команды.

Слово предоставляем второй команде.

« мы  согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть!

Но не хочется нам  петь!»

Команда 1 .

Команда 2. Правильно это название нашей команды

Учитель.   Какие бывают  звуки.

Дети . гласные и согласные.

Учитель.  Сейчас мы это проверим, как хорошо вы ориентируетесь в них.

. Заменив одну согласную  нужно  образовать новое слово. ( на интер. доске задание слайд №8)

Второй  тур. Слайд №11

Следующий тур посвящен гласным. Так и называется « В гости к гласным»

На этой картинке десять шаров . На каждом – букваСоставьте из этих букв разные слова, но так ,чтобы в каждом было не меньше двух гласных.

(Команды составляют слова) стр.185   (Село, сало, сера, пора, роса, пена, нота, рота, масло, море, темно, тепло, роса, рано.)

Третий  тур. Слайд №12

Следующий тур «Разгадай символы»

Учитель . Ребята Давным- давно, когда не было письменности, как же люди общались между собой?

( детей отвечают.)

. Они общались с помощью символов и знаков. Знаки и символы с древнейших времён дошли и до  наших дней .символы без слов ,что-то обозначают, запрещают или разрешают.  Перед вами эти символы и знаки Нужно разгадать ,что они  обозначают.

Учитель.  Ребята , а сейчас какую роль играют эти символы в нашей жизни ведь мы умеем читать и писать. Нужны  ли они нам? (дети отвечают нужны для удобства в жизни наприм. Едешь по дороге на большой скорости  и эти символы показывают ,где столовая ,больница,кемпинг.)или в незнакомо городе сразу видно где аптека,банк.)

Знаете ли вы что означает Этот символ? (Символ МИРа ) Голубь символ мира т.к эта птица символизирует мир и благую весть ( приносит хорошие известия).

Почему именно панда символизирует дружелюбие?      оказывается  это необыкновенно дружелюбное и мирное животное.

Пятый тур. Слайд № 13

Начинаем новый тур. Он называется    «

Посмотрите на эти необычные примеры. Что должно получиться ,если в слове вычитать или прибавлять буквы?

Загар – р +дка= загадка

От + (гадюка- ю) (отгадка)

Игры – ы +а

Шум-м +т +ка (шутка)

Ведущий: Все  знают, что  уроки  русского  языка – дело  серьёзное. Однако  и  здесь можно пошутить и поиграть .  Поиграем в игру «Каламбур» ??  На каждый последующий вопрос отвечаете, пропуская предыдущую букву.

– В  какой  гостинице  вы  жили? ( ПОБЕДА ) слайд №14

– Чего  вы  ждали? ( ОБЕДА )

– Случилось  что? ( БЕДА )

– Пропала  что? ( ЕДА )

– Вы  кричали? (ДА )

А сейчас у нас  Конкурс загадок « Что нам помогает изучать русский язык»

А) Грамоты не знаю, а весь век пишу. ( Перо, ручка)

Б) Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет, там заметку кладет. ( Карандаш)

В)По черной земле белый заяц пробежал. ( Мел)

Г) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.( Книга).

Говорит она беззвучно,а понятно и нескучно. Ты беседуй чаще сней ,станешь вчетверо умней. ( Книга)

. А как там наша Клякса поживает? Заинтересовали тебя ребята ?       Давайте покажем кляксе знания о знаках препинания.  Музыка

Дети под музыку инсценируют стихотворения С. Маршака «Знаки препинания».

Чтец. У последней точки

На последней строчке

Чудак (вбегая). Ура! Долой! Караул! Разбой!

Чтец.  Притащился кривоносый.

Кривоносый. Кто? Кого? Откуда? Как?

Чтец. Явились запятые,

Входят две Запятые и Точка с запятой.

Запятая 1. Живем мы в диктовке На каждой остановке.

Запятая 2. Мы особы занятые, Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ.

Точка с запятой. Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой.

Чтец. Прискакало двоеточие, Прикатило многоточие.

Входят Многоточие и Двоеточие.

Двоеточие. Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Больше точки одноглазой. В оба глаза я гляжу, За порядком я слежу.

Многоточие. Если вам угодно знать, Я важней ,чем прочие.

Там , где нечего сказать, Ставят многоточие.

Чтец. Вопросительный знак удивился.

Вопросительный знак. То есть как ?

Чтец восклицательный знак.

Восклицательный знак. То есть как !

Чтец. И сказала точка, Точка одиночка.

Точка. Мной кончается рассказ, значит я важнее вас.

Я думаю ,мы убедили Кляксу о важности изучения Русского языка.

Так что ребята « Делу время ,потехе час»

Раскройте смысл  этой пословицы

(Основное время уделяем делам,а игры и забавы потом)

. ( дети отвечают)

Какую роль играют пословицы в русском языке?

Учитель. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.

Ваша задача  отгадать пословицу по двум словам.

Шестой тур. Слайд №15

Тур. « Отгадай пословицу» (На доске)

Команда 1, слушайте: «свет», «тьма».

Команда 1. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Учитель. Команда 2: «труд», «лень».

Команда 2. Труд кормит, а лень портит.

“Учитель. Слова для команды 1: «встречают», «провожают».

Команда 1 . По одежке встречают, по уму провожают.

Учитель. Слова для команды 2: «погибай», «выручай».  Команда 2. Сам погибай, а товарища выручай.

Этот  тур потребует от вас внимательности. « Отгадай» называется этот тур.

. Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочесть и отгадать загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Как же называются такие необычные   загадки?

Правильно, такие загадки называются ребусами

Доске ребусы) слайд № 21

Клякса встает.  И спрашивает . Ребята Умеете ли вы диктанты писать?

Один участник отвечает. Можем мы диктант писать на 4 и  на 5. ( Ильнур)

Следущий тур посвятим словарному дикатнту.

Восьмой тур. Словарный диктант.

А чтобы диктанты писать на «4» и «5», что нужно знать? Дети. Правила. Ведущий.  А сейчас в игре и проверим ,  какие  вы знаете орфограммы.

Ведущий. Читает с доски ( ответы на доске мелом записаны)

Меня ждут не дождутся,

А как увидят – разбегутся.

Какая орфограмма? (слышится  звук т ,а писать нужно «д»

Ведущий. Заметает все пути не проехать не пройти.

У метели есть подруга снежно-ветреная

Какая орфограмма ?

Дети ( разделительный мягкий знак) .

Мы с ними не скучаем покажут всякий раз,

Когда попить нам чаю.

Не опоздав в свой класс

Дети. Часы.  ( ча пишем с буквой а).

. Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Какая орфограмма ? ( безударная гласная  И _,проверочное слово зимушка).

В этом туре вам потребуется внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами.

Я называю слово, вы быстро  должны ответить на него антонимом. ( Командам по очереди)

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый,

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа,

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Учитель: – Вам понравилось стихотворение? Чем?

– Оно весёлое, читается легко.

Продолжаем нашу игру «Наборщик»  называется следующий тур. Ваша задача – Из букв данного слова в течение 1 минуты составить  новые слова.

Для всех одно слово « Грамматика.» Раздать листочки со словом.

Проверяем. И листочки  отдаём жюри.

. В Жёлтом  конверте слова . вам нужно из этих слов составить Скороговорку и проговорить . Какая команда   с этим заданием лучше справится ??будет оценивать жюри.

Сегодня  на турнире мы убедились ,что вы дружные ,находчивые, многое умеете и знаете. Но сейчас мы проверим ,как вы умеете договариваться. В следующей игре вам нужно будет договориться и составить слова ,а из слов  предложение.     (Вызываю к доске у каждого карточка)

Договариваться вы умеете.   Хорошо.

Пришла пора скрестить шпаги капитанам.

Ваша  задача – раскрыть смысл крылатых выражений.

Хорошо подготовились к этому туру капитаны.

Следующий тур Шифровка. Какая команда быстрее  расшифрует предложение!

Как там наша клякса.!

Она уже вовсю помогает детям, и наверное ей не так уже скучно.

Придумайте  синоним к слову «нескучный»

Дети ( радостный ,весёлый)

Вот на такой радостной ноте мы закончим нашу игру . Пока жюри подсчитывает баллы мы подведём итог.,

Ученик.1. Грамматика, грамматика

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.

Ученик 2. Она трудна, но без неё

Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму и открытку не отправишь,

Даже собственную маму с днём рожденья не поздравишь.

Ученик 3. Полюбиля я тебя грамматика !

Ты умная и строгая.

Тебя моя грамматика,

Осилю понемногу я!

Слово для подведения итогов предоставляем жюри.

Спасибо всем участникам .

Учитесь  говорить выразительно, правильно, грамотно , ясно  и точно  выражать свои мысли.

Ребята , а вы умеете диктант писать ?

.      Можем мы диктант писать на 4 и на 5

.    Доброе слово и кошке приятно.       ( нужно не забывать о  добрых словах)

Делу время , а потехе час – основное время отводим делам.

От одного слова ,да навек сора         ( прежде чем что- то сказать, надо хорошо подумать)

Азер. Заблудиться в трёх соснах. ( Не суметь разобраться в простом деле.

Г. Сколько лет ,сколько зим .   (прошло много лет)

А.  Дело в шляпе  (дело сделано)

Г. Спустя  рукава.   (работать плохо)

А. Зарубить   на носу. (запомнить)

Мы  тянемся  в  песенке  звонкой.

Можем  заплакать  и  закричать.

Можем  в  кроватке  баюкать  ребёнка,

Но  не  желаем  свистеть  и  ворчать.

2 .  А  мы   согласны  шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже  фыркать  и  шипеть. Но  не  хочется  нам  петь.

Второй тур. Слайд №9,10   Метаграмма — это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово.  Я загадываю загадки, а вы должны отгадать их и определить ,какие  согласные меняют значение слова.

Команде 1. Со звуком «С» я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С «М» берегись меня ,не то Я съем пальто. (соль,моль.)

Первое предлог. Второе- летний  дом.

А целое –порой решается с трудом!

Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: «Блюда из рубленого мяса и котлетной массы

Группа: ПК -21о

Профессия: 16675 «Повар»

Выполнила: преподаватель: Мухтарулина А. К

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения урока теоретического обучения по теме «Блюда из рубленого мяса и котлетной массы»

Цель данной методической разработки – активизировать учебный процесс, разнообразить, сформировать у обучающихся с ОВЗ комплекс теоретических знаний, умений и навыков, способствующих повышению уровня подготовки обучающихся, а также выявить уровень знаний по данной теме.

Данное занятие проводится с целью изучить технологический процесс и основные этапы приготовления блюд из рубленой и котлетной массы из мяса.

Рассмотреть ассортимент блюд из рубленой и котлетной массы из мяса,  правила жарки блюд из рубленой и котлетной массы. Показать практическое значение правил подбора гарниров и соусов для блюд из рубленой и котлетной массы.

План открытого урока

Тема: «Блюда из рубленого мяса и котлетной массы»

: урок изучения нового материала

: комбинированный (лекция, беседа, самостоятельная работа, опрос)

Форма организации учебного занятия: групповая, индивидуальная

– словесные –  устное изложение (рассказ, объяснение, беседа)

–        наглядно-демонстративные: плакаты, презентация.

– практические – выполнение задания

Оборудование предприятий общественного питания, Основы физиологии, санитарии и гигиены, Сервировка стола.

совершенствование знаний в области педагогики, обмен опытом

изучить технологический процесс и основные этапы приготовления блюд из рубленой и котлетной массы из мяса;

– рассмотреть ассортимент блюд из рубленого мяса и котлетной массы,  правила приготовления блюд из рубленого мяса и котлетной массы.

– развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы на примере изучения технологического приготовления блюд из рубленого мяса;

– развитие познавательной активности в процессе работы на уроке.

воспитание трудолюбия, внимательности, чувство ответственности за порученную работу, способности самостоятельно принимать решения.

Обучающийся  должен знать: Технологический процесс приготовления несложных блюд

Обучающийся должен уметь: Определять качество поступающего сырья и полуфабрикатов, готовить несложные блюда

ПК 2.6 Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации блюд из мяса, мясопродуктов разнообразного ассортимента

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами руководством, клиентами

Материальное и информационное обеспечение занятий:

Рабочее место по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,  учебное пособие Н. А. Анфимова. Кулинария; Ермакова В. И.: Основы кулинарии, учебник., М.: Просвещение, Мельников И. В.: Повар, учебное пособие., Ростов н/Д: Феникс; электронная презентация к уроку, технологические карты, Видеоролик «Приготовление блюд из рубленного мяса и котлетной массы»; сеть Интернет.

Технологическая карта урока

Список использованных источников

1. Организационный момент  (2 минуты)

Приветствие обучающихся, проверка присутствующих, готовность к уроку.

2. Актуализация  опорных знаний  и мотивация  учебной деятельности обучающихся (5 минут)

3. Изложение нового материала (15 минут)

Сообщение темы занятия, цели и основных задач.

Мы с вами уже изучили технологию приготовления блюд из отварного, жареного и тушеного мяса, какой же основной способ приготовления  блюд из мяса мы еще не рассмотрели?  Правильно, это блюда из рубленого мяса  и котлетной массы. Сегодня на уроке мы изучим тему  «Технология приготовления блюд из рубленого мяса и котлетной массы» (материал презентации)

Цель урока: Изучить технологический процесс и основные этапы приготовления блюд из рубленого мяса и котлетной массы из мяса.

Действительно, блюда из мяса с древности являются практически основными на любом столе и в будни  и в праздники. Сегодня важно не только вкусно и качественно приготовить котлеты, зразы, биточки, бифштексы, но важно и красиво их оформить. И тогда поданное блюдо, правильно приготовленное и красиво оформленное, не только будет возбуждать аппетит, но и поднимать настроение.

Объясняю новый материал, используя информационно-коммуникационные технологии (материал презентации).

1. Технологический процесс приготовления блюд из котлетной массы.

Чтобы приготовить котлеты, биточки, тефтели нам в первую очередь необходимо приготовить что? (котлетная масса – фарш)

Изделия из котлетной массы приготавливают в жареном, тушеном и запеченном виде.  Котлетная масса – это пропущенное  через мясорубку мясо с добавлением хлеба согласно рецептуре.

Мы сейчас опишем схему производства котлетной массы из мяса.

Технологическая схема приготовления  котлетной массы выглядит следующим образам (презентация)

Для приготовления изделий с добавлением хлеба измельченное на мясорубке котлетное мясо соединяют с черствым хлебом (20-25% массы мяса) 1-го или высшего сорта. Предварительно замоченным в молоке или воде (общее количество жидкости 30-35% массы мяса) и отжатым, вводят специи и вторично пропускают через мясорубку, добавляют воду и тщательно вымешивают (взбивают).

Хлеб, добавляемый в массу, должен быть черствым, т.к. свежий после замачивания имеет тягучую консистенцию, при введении в массу образует, комки и недостаточно равномерно в ней распределяется.

Из котлетной массы разделывают изделия овально – приплюснутой формы с заостренным концом.

Подготовленные полуфабрикаты укладывают на противень или сковороду, разогретую с жиром, обжаривают до образования поджаристой корочки, ставят в жарочный шкаф и доводят до готовности

На качество полуфабрикатов и готовых изделий  влияет термическое состояние сырья, степень измельчения мяса, количество добавляемых компонентов  хлеба, воды).

Для того, чтобы изделия были пышными, вкусными и сочными, жарят их непосредственно перед отпуском с двух сторон и доводят до готовности в жарочном шкафу. Готовность определяют по появлению белых пузырьков на поверхности изделий.

2. Блюда из рубленого мяса

Изделия из рубленого мяса приготавливают в жареном виде. Их  жарят непосредственно перед подачей, так как при хранении ухудшается вкус и консистенция изделий. Изделия из рубленого мяса обжариваются с двух сторон на предварительно разогретой  с жиром сковороде до образования поджаристой корочки, затем доводят до готовности в жарочном шкафу. При отпуске их поливают мясным соком или растопленным маслом

3 Ассортимент блюд из рубленого мяса и котлетной массы.

Котлеты – изделия овально-приплюснутой формы с одним заостренным концом, запанированные в сухарях (толщина их 1-2см, ширина -5см, длина -10-12 см)

Биточки – изделия приплюснуто-округлой формы. Толщиной  2-2,5см, диаметром 6см, запанированные в сухарях.

Шницели – изделия овально-приплюснутой формы, толщиной 1см, запанированные в сухарях.

Тефтели – изделия в виде шариков диаметром 3см , запанированные в муке. В котлетную массу добавляют пассированный лук и рассыпчатый рис (15% массы мяса)

Зразы рубленные –на середину лепешки  толщиной 1см кладут фарш из (рубленных яиц, пассированного лука, специй, зелени), края соединяют, панируют в сухарях, формуют в виде кирпичика с овальными краями.

Рулет – на смоченную салфетку или марлю, выкладываем котлетную массу в виде прямоугольника толщиной 1,5-2 см. На середину его по длине помещают фарш. Массу соединяют с помощью салфетки так, чтобы один край ее слегка находил на другой, после чего скатывают рулет с салфетки на смазанный жиром противень, швом вниз, поверхность

смазывают яйцом. Посыпают сухарями, сбрызгивают жиром, прокалывают в нескольких местах.

Бифштекс рубленный  готовят из говядины. В рубленую массу добавляют шпик, нарезанный кубиками (5на 5 мм), порционируют. Придают изделиям приплюснуто-округлую форму, толщина изделий 2 см.

Котлеты натуральные рубленные готовят из баранины или свинины. Придавая изделиям форму котлет – овально – приплюснутая с одним заостренным концом.

Люля-кебаб  готовят из котлетного мяса баранины. Мякоть с бараньим салом (курдюк), сырым репчатым луком пропускают 2-3 раза через мясорубку. Лук не только ароматизирует мясо, но и размягчает его, т.к. содержит протеолитические ферменты. В рубку добавляют соль, перец, лимонную кислоту. Хорошо перемешивают и ставят в холодильник на 2-3 часа для маринования. После этого порционируют, придают форму маленьких колбасок.

Фрикадельки – в рубленое мясо вводят мелко нарезанный  лук, сырые яйца, специи, воду. Хорошо вымешивают и разделывают на шарики по 7-10гр. Их кладут в супы при отпуске.

Шницель натуральный рубленный готовят из свинины, баранины, говядины. Полуфабрикату  придают плоско – овальную форму. Смачивают в льезоне и панируют в сухарях, толщина изделий 1см.

3. Физкультминутка (комплекс упражнений) 3 мин

1.        Опустить руки вниз, расслабить кисти рук, встряхивая их.

2.        Плавные наклоны головы вправо, влево

3.        Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и спокойно сосчитать до 5.

4.  Сделать в среднем темпе 3–4 круговых движения глазами вправо, столько же – влево. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль и сосчитать до 6.

4. Закрепление изученного материала (18 минут)

1) Повторение общих положений темы. ( Приложение 2)

1)        В соответствии с инструкционной картой (Приложение 3) составить технологическую схему приготовления блюда «Котлеты мясные». Задание разного уровня сложности.

Разбор вопросов, возникших у обучающихся по новой теме.

5. Итог занятия. Рефлексия (2 мин

Оценка деятельности обучающихся. Констатация достижения поставленных целей.

На сегодняшнем занятии, вы познакомились с технологией приготовления блюд из котлетной массы, их ассортиментом.

Какие вы молодцы, сегодня все работали очень хорошо. Были ли затруднение в ходе выполнения самостоятельной работы, в чем?

Эти знания пригодятся вам в дальнейшем??Понравился ли вам урок?

6. Сообщение домашнего задания

Прочитать и закрепить изученный материал (конспект).  Заполнить таблицу «Характеристика блюд  из котлетной и рубленой массы».

Тест к теме «Тушеные, запеченные мясные блюда

1. Тушение это

а) Процесс готовки посредством нагревания продуктов в малом количестве жидкости;б) Процесс готовки посредством нагревания продуктов в большом количестве жидкости;

в) Процесс готовки посредством нагревания продуктов в большом  количестве жира;

2. Части мяса используемые для тушения:

в) бедренная часть

3. Перед тушением мясо

4. Тушат мясо

а) при сильном кипении

при слабом кипении

5. Перед тушением мясо посыпают

б) солью и перцем

Вопросы для закрепления темы

1. Какие полуфабрикаты готовят из котлетной массы?

( котлеты рубленые, тефтели, рулет, шницель рубленый)

2. Из каких компонентов состоит котлетная масса?

(мясо, хлеб пшеничный, вода или молоко, соль, перец)

3. Как можно на глаз определить готовность котлет и биточков?

(Если их поверхность покрывается мелкими кипящими пузырьками – изделие готово)

4. Мы рассмотрели основные стадии приготовления кулинарных изделий. Но при подаче второго блюда неотъемлемой частью являются и другие компоненты. Что же это за  составляющие

(Соусы и гарниры)

Инструкционная карта «Котлеты мясные»

мясо (говядина или свинина, или баранина, или телятина); хлеб пшеничный; молоко или вода; лук репчатый; сухари; соль, перец

1. Приготовление котлетной массы: мясо нарезают на кусочки, пропускают через мясорубку 2 раза, во время второго пропускания добавляют замоченный пшеничный хлеб. Массу хорошо вымешивают, добавляют соль, перец, воду

2. Из котлетной массы разделывают изделия овально – приплюснутой формы с заостренным концом (котлеты). Котлеты можно приготовить с добавлением репчатого лука и чеснока. Подготовленные полуфабрикаты укладывают на противень или сковороду, разогретую с жиром, обжаривают до образования поджаристой корочки, ставят в жарочный шкаф и доводят до готовности.

Требования к качеству:

Вкус в меру соленый, без привкуса хлеба; запах мяса

Консистенция: сочная, пышная, на разрезе однородная, без кусочков мяса, хлеба. Котлеты должны сохранить форму. Поверхность покрыта румяной корочкой, ровная

ПК-21о (II курс)

Группа ПК-21о состоит из категории лиц с ОВЗ.

Это обучающиеся, которые в силу различных биологических и социальных причин испытывают стойкие затруднения в усвоении образовательных программ, которые могут быть обусловлены как недостатками эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире.

Целью профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе.

Успех социально-профессиональной адаптации  таких обучающихся напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими на уроках. Чем выше уровень сформированных знаний, тем легче обучающемуся приспособиться к условиям современного общества, найти в нём свою «нишу», почувствовать собственную значимость.

Данная категория обучающихся учится по специально разработанной рабочей программе, предназначенной для подготовки рабочих из числа лиц с ОВЗ по профессии «Повар»

Тема урока «Блюда из рубленого мяса и котлетной массы» относится к программе II курса, предмета кулинарии.

На данном занятии были поставлены следующие задачи: изучить технология приготовления блюд из рубленого мяса и котлетной массы, продолжить работу по составлению схем приготовления блюд, создать благоприятную атмосферу на уроке, способствующую работоспособности обучающихся, развивать самостоятельность при выполнении работ и чувство ответственности за выполненную работу.

В начале урока с помощью психологического настроя создана благоприятная психологическая обстановка – это доброжелательный тон, знакомлю с целью и задачами, необходимый дидактический материал предоставляю последовательно, чтобы обучающиеся были сконцентрированы на выполнения заданий поочередно.

Учитываю индивидуальные, психологические особенности обучающихся, уровень познавательной деятельности, с этой целью для обучающих, которые быстрее справляются с работой, предусмотрены дополнительные задания

На уроке применяются различные методы и приемы: Словесный: инструктирование, беседа, опрос. Объяснительно-иллюстративный: показ презентации, плакатов. Практический: выполнение схем по инструкционным картам.

Работоспособность обучающихся обеспечивается разнообразием видов деятельности и использованием активных методов работ.

Во время урока прослеживается межпредметная связь с другими предметами (Оборудование ПОП, Физиология, санитария и гигиена, Сервировка стола).

Цель урока достигнута за счет слаженной работы обучающихся и преподавателя – это взаимопонимание, простота и доступность, наличие необходимого дидактического материала и правильного выбора методов обучения в учебном процессе.

В заключение урока все обучающиеся были оценены, в оценивании так же принимали участие сами обучающиеся

Считаю, что урок цели достиг.

Про урокцифры:  ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ НА 2 КУРСЕ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *