что такое красота по произведению н заболоцкого некрасивая девочка

что есть красота, И почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?

Тема урока :   Что есть красота?

способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление. Развитие у учащихся вокальных способностей, через исполнение молитвы. Развитие личного интереса учащихся к произведениям духовной музыки.

Оборудование:   Презентация, раздаточный материал(прил1-4), видеоряд, музыкальное оформление, мультимедия.

человеке: внешняя красота или внутренняя. В ответ

это учитель спросил ученика:

— Скажи, если тебе понадобилось купить дом, а

денег хватало либо красивый внешне,

неуютный дом, либо невзрачный, тёплый и

надёжный. Что выбрал?

— Я предпочёл простой внешне, удобный

— А если дом покупал человек тщеславный,

гордящийся своим положением, имеющий

достаточно средств для покупки и красивого, и

уютного дома? — снова задал вопрос учитель

— Наверное, предпочёл внешнюю красоту

блеск удобствам, —

только вот вне зависимости вашего выбора однажды

каждый из вас понял, что ему хватает либо

красоты, либо уюта, и начал к этому

— Так значит, внешняя и внутренняя красота

своей равнозначны и ценны лишь в гармонии? —

— Можно сказать и так, — ответил улыбаясь учитель,

— я думал прежде всего о том,

половиной, всегда стоит стремиться к целому,

при этом того, что уже имеешь. Ведь

быне была, всегда будет лишь половиной.

Человеческая культура основана единстве истины,

добра и красоты. Принято считать, что истина — удел

науки, добро — религии, красота принадлежит

искусству. Однако в искусстве разрывная связь

обложек журналов имел в виду Достоевский.

Гармонию человеческих отношений, человеческой

души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще

безгранична. Чем больше я даю, тем больше

Красоту человека, жертвующего во имя

спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский

Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому

что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на

смерть во имя БогаЗавтра — будущего обновления

И если говорить о красоте, то как не

вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки

и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего

более привлекательного, более изящного и более

беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки

— всегда прекрасны. Самые лучшие легенды —

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в

благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля?

Красота материнства, готовность пойти на любые

муки ради своего ребенка не оставят, а думаю,

«В человеке должно быть все прекрасно: и

лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие

хрестоматийными, строки Чехова относятся не

только к людям его времени. Они обращены и к нам.

Мы должны быть прекрасны, и не только тогда,

когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда.

Тогда, может, перестанет, наконец, человечество

бояться войн, голода, экологических катастроф.

Потому что это — уродливые явления, потому что

все во Вселенной взаимосвязано, и, значит,

человеческая красота рождает гармонию

Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет

• Подумайте, а какие отношения между

людьми можно назвать красивыми?

• Что является эталоном красоты?

Готовность к подвигу ради других людей

Любовь жертвенная, дающая

• Как вы понимаете высказывание Ф. М.

Достоевского «Красота спасёт мир»?

Красота души рождает гармонию в отношениях

между людьми – а это избавит человечество от

Осуществление межпредметных связей (русский язык – искусство)

Обращение к жизненному опыту учащихся (личностно ориентированное обучение)

3. Актуализация знаний. ( Слайд №4)

Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

Как толкуется в словаре Ожигова (Слайд №5)

«Аве Мария», Секстинская Мадонна  Рафаэль

Богородице, Дево , радуйся (исполнение)

5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Статуэтка эпохи палеолита. ( Слайд №7)

Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. ( Слайд №8) Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

Идеал красоты эпохи Возрождения. ( Слайд №10) В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета – в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В Средние Века (Слайд №9) земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы – под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

Партнерская раб самост запис в тетр (3 мин)Озвучить записи показать слайд

Красота спасет мир Слайд №12-13 дети читают

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец,  человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

Слайд №14-15 (сами  а потом слайды)

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

В 10 КЛАССЕ В РЕЖИМЕ МАСТЕРКЛАССА

«Что есть красота, и почему её обожествляют люди?»

(Категория прекрасного в призме герменевтического анализа стихотворения А. А. Фета

«Венера Милосская» и скульптуры Агесандра «Венера Милосская»)

Ткаченко Юлия Николаевна,

учитель литературы школы №35,

учитель высшей категории;

Белякова Людмила Михайловна,

учитель МХК школы №35,

Художественное оформление урока:

Презентация «Что есть красота?»

– формирование навыков сопоставительного анализа произведений искусства разных

I. Первичное «прочтение» произведений.

1. Ю.Н. Что есть красота?

Л. М. И почему её обожествляют люди?

Чтение стихотворения (на экране – изображение скульптуры Агесандра)

И целомудренно, и смело

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело

Под этой сенью прихотливой

Слегка приподнятых волос

Как много неги горделивой

В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой.

2. Погружение в тему диалога:

Ю. Н. А.А. Фет – певец вдохновенный и яркий. Каждое его стихотворение –

шедевр, потому что это гимн красоте мира и красоте в мире.

Л. М. Его и древнегреческого скульптора Агесандра разделяют века, а соединяет всё

та же гармония и преклонение перед ликом красоты.

Ю. Н. И конечно, объединила их Венера Милосская, чей образ настолько пленил

художников, что каждый из них создаёт произведение, шагнувшее в вечность.

А что вам известно о героине этих двух произведений?

(«цепочка» ответов детей)

II. Вторичное «прочтение» произведений.

Л. М. Я предлагаю ещё раз всмотреться в произведение Агесандра, но только

сделать это глазами лирического героя. Проследите, как меняется ракурс взгляда, как

скользит взгляд, как изображение «придвигается», «приближается» к зрителю

(обучающиеся замечают, что в первом катрене лирический герой открывает для

себя пленительное тело Венеры, любуется идеальными пропорциями:

Затем взгляд скользит вверх и останавливается на божественном лике богини:

И наконец, лирический героя охватывает взглядом всю фигуру, она приковывает

взгляд, который трудно оторвать, потому что взору открывается неземная красота:

Л. М. Очертите в воздухе рукой траекторию движения взгляда лирического героя? Что

можно сказать о постижении красоты им?

Ю. Н. Как известно, в стихотворном тексте роль движения выполняют глаголы.

Проведём небольшой лингвистический эксперимент, выделим глаголы в стихотворении,

обратим внимание на их время и вид:

(обучающиеся выделяют следующие глагола:

Цветёт (наст.вр., несов. вид)

(прош.вр., сов. вид )

(наст. вр., несов. вид))

Ю. Н. Какие выводы можно сделать из этого наблюдения?

(ответы детей, которые отмечают, что глаголов мало, движения внешнее почти

неуловимо, т.к. движение происходит неуловимое, внутреннее. В стихотворении

ничего не происходит, кроме восхищения немыслимой красотой)

Л. М. А вы заметили: стихотворение начинается с союза «и». Это соединительный союз,

значит, чтото предшествовало перед этой встречей с Венерой. Иначе Фет начал бы так:

Что же? Как вы считаете?

(предположения детей, которые приходят к мысли о том, что, вероятно, не было

слов от встречи с этой красотой. Молчание и любование – немой восторг)

Ю. Н. Чем же был так пленён лирический герой? Процитируем скульптурное

произведение поэтическими строками. Обратим внимание на эпитеты, которыми наделяет

Фет Венеру и которые в полной мере можно отнести и к произведению Агесандра?

(божественное, неувядающей, горделивой, небесном, пафосской, всепобедной)

Л. М. Оказывается, богини нисходят на землю, чтобы покорить нас красотой? Заманить,

пленить, околдовать. Заставить плакать от восторга? А может быть назначение их не

такое, или не только такое? Какие у вас размышления на этот счёт?

(обучающиеся говорят о том, что настоящее произведение искусства не только

будоражит наши чувства, но и даёт уроки постижения жизни. Уроки постижения

Ю. Н. Время не пощадило Венеру: у неё нет рук. Именно такой нашёл её в 1820 году на

острове Милосс простой крестьянин. А если включить творческое воображение, то

предположите, как выглядела Венера первоначально, по замыслу и воплощению этого

Ю. Н. На эти вопросы дают исчерпывающие ответы оба художника: и поэт, и скульптор.

Л. М. А как вы, юноши и девушки века, ответите на этот вопрос?

Сосуд она, в котором пустота?

Ю. Н. Или огонь, мерцающий в сосуде?

Л. М. Вы ещё не раз будете задавать себе этот вопрос и искать ответ.

Ю. Н. Каждый день, каждый час, каждый миг, и надеемся, что сердце вас не обманет и вы

не выберете пустой сосуд.

Стихотворение написано в Париже, под впечатлением посещения Лувра, где

находится статуя Венеры Милосской. Стихотворное описание статуи близко к

прозаическому описанию Венеры Милосской в путевых очерках Фета «Изза границы».

в древнеримской мифологии — богиня садов, ее имя употреблялось как

синоним плодов. Позднее Венера было отождествлена с Афродитой, став не только

богиней любви и красоты, но и покровительницей римлян.

любовь. Происходит от названия города Пафоса (на острове

Кипр), где богине любви и красоты был посвящен храм.

Федотова И. В., учитель русского языка и чтения МБОУ «КШ «Надежда» г. Южно – Сахалинска»

Урок чтения в 8 классе коррекционной школы

“Что есть красота?”

(по стихотворению Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»)

Изучить стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка», побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой, показать, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;  в результате комплексного анализа текста лирического произведения выявить его основную идею, авторскую мысль.

изучение нового материала.

– познакомиться с новым произведением, помочь выявить главную мысль;

– помочь обучающимся понять, что есть красота для Н. А. Заболоцкого.

– учить выразительному чтению стихотворения, познакомить с новыми понятиями, учить работать с толковым словарём.

– развивать умение анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения;

– развивать эстетический вкус обучающихся.

коррекция мышления, речи путём ответов на вопросы, используя словосочетания, отрывки текста для подтверждения высказываний

– через анализ стихотворения Н. А. Заболоцкого формировать понятие о нравственных ценностях, побуждать обучающихся к саморазвитию.

– подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека  в гармонии его внешности и внутреннего мира, побудить ребят задуматься над тем, что является истинной красотой, показать, как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым.

портрет Н. А. Заболоцкого; толковые словари; у каждого ученика на столе текст стихотворения;

мультимедийное оборудование, презентация.

личностно-ориентированная, проблемная, диалогового обучения.

работы: коллективная, групповая;

частично-поисковые, исследовательские, проблемно-сообщающие, наблюдение.

Организационный момент. Мотивация на урок.

Ребята, посмотрите, какой сегодня хороший день. Красивое небо, яркое солнышко. Замечательный день. Вот и  мы сегодня  с вами  на уроке поговорим о красоте.

Беседа  с учащимися.

– Что, в вашем понимании, означает слово красота? (ответы учащихся)

– Что такое внутренняя красота?

Сегодня мы постараемся найти ответ на эти вопросы. Поможет нам в этом разобраться  стихотворение, которое  написал поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

Стремление разгадать тайну красоты души и ответить на вопрос: «Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» – заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение «Некрасивая девочка» (1955 г.)

– Подумайте и скажите,  какой человек может считаться красивым? (ответы учащихся)

*        Красивое лицо

*        Модная одежда

*         Аккуратная причёска

Это внешняя красота, а я предлагаю вам порассуждать на тему, может ли внешняя красота считаться истинной и что важнее внешняя или внутренняя красота?

1.     Вернёмся к главной теме урока. Что такое красота? Давайте прочитаем в словаре значения этого слова.

Учащиеся берут толковые словари и находят слово и его значения. Зачитывают определение слова «красота».

2. Работа со словарем.

*Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.)

(Толковый словарь русского языка.

Сообщение темы урока

Учиться распознавать истинную красоту нас научит стихотворение Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

Первичное чтение стихотворения.

Звучит стихотворение  «Некрасивая девочка». Чтение учителем стихотворения наизусть.

В тексте встретились сложные для понимания слова и выражения, давайте разберём их

Охваченная счастьем бытия – радуется каждому мгновению  жизни

Худой умысел – плохие, корыстные мысли

Прельстить воображенье – привлечь внимание

Младенческая грация души – чистая, красивая душа

Обожествляют – превозносят на пьедестал

(лат. gratia — красота, прелесть, изящество), особенно в движениях и позах.

– Как понимаете высказывание: «грация души»?

Подберите синонимы к словам. Почему автор выбрал именно это слово? (синонимы: мигать, сиять, сверкать, светиться)

. Дыхательная и зрительная гимнастика

Начнём с того, что красота – это прежде всего здоровье и чтобы сохранить а, может и улучшить своё здоровье, нам поможет дыхательная и зрительная гимнастика (диафрагмальное дыхание – 7-8 раз, зрительная гимнастика: закройте глаза и мысленно напишите слово «красота»)

Учащиеся выполняют дыхательную и зрительную гимнастику

Повторное чтение учащимся.

Постараемся выразительно прочитать стихотворение. Какие правила необходимо соблюдать?

, – короткая пауза

. – длительная пауза

! – восклицательная интонация, повышение громкости голоса

? – вопросительная интонация

Стихотворение можно разделить на две части.

Где границы частей?

1. О чём рассказывается в 1 части?

2. Чем привлекает вас девочка (обсуждение вопроса, подтверждение ответа текстом) Какую роль в описании девочки играют слова “лягушонок”, “рубашонка”, “колечки”, “зубки”? Что в них общего? (выражают отношение автора, подчеркивают хрупкость, незащищенность девочки)

3.  Какие черты характера девочки проявляются в эпизоде покупки мальчикам велосипедов? (Девочка искренне рада за мальчишек, мы отмечаем отсутствие “зависти, умысла худого”, жизнелюбие, интерес к жизни, оптимизм, умение разделить с другими  радость).

4. Какой она вам представляется? Как иллюстрация помогает вам лучше представить себе внешность девочки? Подберите к иллюстрации строчки из стихотворения.

5. Что поймёт девочка, когда подрастёт?    Какое чувство испытает она? Что же, по мнению автора, даст девочке силу “переболеть боль”, что главное в ней? (“младенческая грация души”). Как вы понимаете эти строки??

6. Что Заболоцкий говорит о красоте человека?

7. Что такое внутренняя красота?

8. С чем  сравнивает красоту поэт в стихотворении? Объясните, как вы это понимаете?  («огонь, мерцающий в сосуде»)

В конце стихотворения автор задает вопрос.  Дает ли он ответ на этот вопрос? (да, ответ на него уже дан всем содержанием стихотворения).

Почему такую красоту “обожествляют люди”? (это большая редкость, очень ценное качество).

Беседа о внутренней красоте человека

– Ребята, а какими положительными качествами должен обладать каждый по-настоящему красивый человек? (Ребята перечисляют)

Расположенность к людям, отзывчивость

Умение делиться с другими

Умение разделить с другими горе

Сам поэт обладал этими качествами. Современники отмечали в нем “величайшую терпимость к людям, сдержанность, деликатность, благородство, кристальную честность – то, что входит в понятие “красота  души”. Его стихи очищают и согревают душу читателя.

Ребята, учитесь добру, совершайте хорошие поступки и постарайтесь видеть в людях истинную красоту.

: выразительное чтение стихотворения, подобрать пословицы, которые подходят стихотворению.

Подведение итогов урока. Оценивание результатов работы. Выставление оценок

Про урокцифры:  ВИКИПЕДИЯ ЭТАП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *