Содержание статьи
- Лучший возраст
- Правила организации занятия
- Этапы обучающего процесса
- Занятия с дидактическими материалами
- Разнообразие упражнений
- Использование различных форм работы
Активное развитие ребенка должно происходить с ранних лет жизни, поэтому в 3 года стоит начать учить цифры, используя для этой цели различные игры, пособия, дидактические материалы. В зависимости от способностей конкретного малыша можно осваивать счет до 10 или даже до 100, главное – чтобы крохе все было понятно и он получал удовольствие от занятий.
Лучший возраст
Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе. Кроме того, работа с дидактическими материалами, например палочками Кюизенера, способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, благотворно влияет на речь.
Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.
Правила организации занятия
Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.
- Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
- Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит. Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению. Поэтому про строгость следует забыть.
- Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
- Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
- Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.
Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.
Этапы обучающего процесса
Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».
Можно выделить несколько этапов работы.
- Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
- Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
- Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
- Новый материал.
Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.
Занятия с дидактическими материалами
Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.
Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.
- Найти три желтые палочки.
- Сколько палочек я показываю?
- Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
- Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.
Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.
- Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
- Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
- Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.
Мнение Эксперта
Таня Охрименко, педагог-психолог: Учить с ребёнком в игре цифры здорово. И можно это делать не только дома. А например, поднимаясь по лестнице и считая ступеньки. Главное, если ребёнок их не запоминает, не переживайте, пусть пройдёт немного времени и у него все уложится. Например, то, что ребёнок неделями запоминает в 3 года, в 5 он сможет запомнить за считанные минуты, если у него проснётся «познавательный интерес».
Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.
Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.
- Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
- Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
- Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.
Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.
Разнообразие упражнений
Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.
- Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
- Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
- Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
- Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
- Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
- Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.
Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.
Использование различных форм работы
Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать.
- Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
- Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
- Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.
Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.
Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений. Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
Поделитесь записью в социальных сетях!
Какие математические игры нравятся вашим малышам? Поделитесь, пожалуйста,до какого числа ваши детки считают и укажите возраст.
Занятие 1
Цель. Познакомить детей с цифрами 1, 2;
развести понятие числа и цифры, уточнить понятие
пары и уметь ориентироваться на листе.
Демонстрационный материал: шаблоны ромашек
и бабочек, фигурки персонажей Буратино и
Мальвины для фланелеграфа, цифры.
Раздаточный материал: пластилин, косточки
(круги – геометрические фигуры), карты для
выкладывания цифр, пеналы с геометрическими
фигурами и цифрами, лист бумаги прямоугольной
формы.
Содержание занятия. Предлагаю детям
отправиться в путешествие по стране “Циферия”,
взяв с собой в спутники Мальвину и Буратино,
которые помогут познакомиться с цифрами,
геометрическими понятиями, разгадывать загадки,
решать логические задачи. Затем включаю фрагмент
из сказки, который помогает всем перенестись в
летний сказочный лес на лесную летнюю полянку,
усыпанную цветами. Сказочные персонажи
восхищаются полянкой, собирают и считают цветы.
Дети знакомятся с понятием “цифра”, находят
карточку с цифрой “1”, показывают ее и кладут
слева на картах. Затем дети “прописывают” цифру
“1” в воздухе и лепят ее из пластилина. Хором
заучиваем: “Вот один иль единица – очень тонкая
как спица”. На что похожа цифра “1”?/Спица,
крючок и т.д./. Мальвина срывает еще цветок.
“Сколько всего ромашек нашла Мальвина? /2/. Их
стало больше или меньше? На сколько цветов стало
больше? / на 1/. Число “2” больше числа “1” или
нет?” Дети находят цифру “2” и кладут на картах
справа от цифры “1”. На что похожа цифра “2”?/На
гусенка, утку т.д./. Дети в воздухе “пишут” цифру
“2”, лепят ее из пластилина. Далее заучиваем
хором:
А вот это цифра два,
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Упражнения на ковре.
Счет на пальцах. Показать на каждой руке по
одному пальцу. Сколько всего получилось пальцев?
/Два/. Сколько раз по одному вы взяли? /2 раза/.
Вывод: если взять два раза по одному, то получится
два. Как вы строитесь, когда идете на прогулку?
/Парами/. Сколько в паре детей? /2/. Значит, пара –
это сколько? /2/.
Сделать пару хлопков.
Подпрыгнуть пару раз.
Присесть два раза.
Итак, гуляя по полянке, дети нашли две ромашки. А
как можно сказать по-другому? Сколько ромашек они
нашли? /Пару ромашек/. Где вы еще слышали слово
“пара”? /Строимся парами на прогулку, пара
варежек, пара ботинок и т.д./. А что у нас есть по
паре? /Пара глаз, рук, ног, ушей, плеч/. Воспитатель
обращает внимание детей на порхающих бабочек над
цветами и спрашивает, как можно узнать, всем ли
бабочкам хватит цветов? Сколько бабочек летит? /2/.
Сколько ромашек на полянке? /2/. Как же можно
сказать, сколько бабочек и ромашек? /Поровну/.
Далее предлагается детям на листе бумаги
прямоугольной формы выложить разноцветный
поясок из геометрических фигур для Мальвины:
посередине – пару красных кругов, справа от них
– пару синих квадратов, слева от кругов – пару
зеленых треугольников, справа от синих квадратов
– пару желтых треугольников, слева от зеленых
треугольников – пару красных квадратов. /Рис. 1/
Красивый поясок у нас получился. Мальвине очень
понравился узор на пояске.
Занятие 2
Цель. Познакомить детей с цифрой 3, с разными
треугольниками, учить строить треугольники с
помощью палочек, решать логические задачи на
построение, вырезать разные треугольники из
бумаги. Воспитывать усидчивость, внимание.
Демонстрационный материал: разные
треугольники из картона, картина “Горы” /можно
нарисовать мелом на доске/, цифры.
Раздаточный материал: шаблоны ромашек для
фланелеграфа, счетные палочки, цветная бумага,
цифры, соленое тесто.
Содержание занятия. В начале занятия с детьми
закрепляются цифры “1” и “2”. Затем воспитатель
обращает внимание детей на то, что Мальвина и
Буратино нашли еще один цветок. Сколько теперь
цветов нашли дети на полянке? Их стало больше или
нет? На сколько цветов стало больше? Итак, число
“3” больше числа “2” на сколько? /на 1/. Где должна
стоять цифра “3”? Дети находят цифру “3” и
кладут ее на своих картах справа от цифры “2”. На
что похожа цифра “3”? /На ласточку, 2 крючка, 2
месяца дугой и т.д./. Дети в воздухе
“прописывают” цифру “3”, затем лепят ее из
соленого теста.
Заучиваем хором:
А за двойкой – посмотри:
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков,
Состоит из двух крючков.
Далее с помощью геометрических фигур – кругов
(орехи) дети выкладывают числовые фигуры. /Рис. 2/.
Дети в группе вместе с Мальвиной ищут предметы по
три, помогают Буратино отгадать загадку и
выкладывают отгадку у себя на столах из разного
количества палочек.
Три вершинки,
Три угла,
Три сторонки –
Вот и я.
Затем рассказываю, как появился треугольник,
показывая картину /Сопки, горы/. А на что они
похожи? /На треугольники/. Как называется самая
высокая точка на горах? /Вершина/. (Приложить
треугольник на рисунок и спросить, как
называются такие точки у треугольника, если они
есть. Затем обвалакиваю плоскость горы
треугольниками, “вынимаю” из плоскости один
треугольник и по-разному прикладываю его к
рисунку). Ученые-геометры по-разному прикладывая
треугольники, сели и стали спорить, где же
вершина у треугольника, а потом решили: поскольку
треугольник можно поставить как угодно
(показываю плоскостную фигуру), так и решили
назвать: основание треугольника, стороны и
вершины. (Все показываю).
Упражнения.
С помощью счетных палочек построить самый
маленький треугольник, какой только можно
построить из палочек. Сколько палочек будет
составлять одну сторону? Можно ли построить
больший треугольник с равными сторонами? Чем
похожи эти треугольники? Чем отличаются? Каким
будет следующий треугольник? Дети строят
возрастающий ряд треугольников из палочек.
Подвести детей к выводу: чем больше сторона, тем
больше треугольник. /Рис.3/.
Вопросы.
Можно ли построить треугольник меньше самого
маленького? / Сломать палочки или взять спички/.
Можно ли построить треугольник больше самого
большого? Какой будет его сторона? /Детям надо
объединиться/. Как построить треугольник из 5
палочек?
В конце занятия вырезать различные
треугольники из бумаги. Разобрать прямые и
острые углы на примере сложенного листа, найти
такие углы в группе.
Сегодня мы помогли Буратино отгадать загадку и
узнали, что треугольники бывают разные.
Занятие 3
Цель. Закрепить знание цифр 1, 2, 3; формировать
умение выкладывать с помощью счетных
палочек цифры, познакомить с цифрой 4; развивать
умение считать парами на пальцах или с помощью
косточек; закрепить умение украшать салфетку
квадратной формы ромашками из семян, выделяя
углы. Воспитывать аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: шаблоны ромашек
для фланелеграфа, цифры.
Раздаточный материал: косточки, счетные
палочки, лист бумаги квадратной формы для
салфетки, арбузные семечки, клей.
Содержание занятия. Буратино и Мальвина
бегают по лесной полянке и продолжают собирать
цветы,а пока они собирают цветы, предлагаю детям
вспомнить стихи про цифры, с которыми
познакомились на предыдущих занятиях и выложить
эти цифры из палочек под ритм стихов.
Дети бегали по полянке и считали цветы. Один,
два, три, а вот еще цветок распустился. Сколько
теперь стало цветов? /4/. А число четыре – это
больше или меньше трех? На сколько? /на 1/. Значит
следующее число на единицу больше и поэтому оно
стоит после трех. Дети находят у себя цифру “4” и
кладут ее на своих картах справа от цифры “3”. На
что похожа цифра “4”? /Стул перевернутый,
согнутый локоть и т.д./.Дети в воздухе
“прописывают” цифру “4”, затем выкладывают ее
из палочек. Заучиваем хором:
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
Упражнения.
Счет на пальцах: показать пару пальцев. Затем
показать на каждой руке по паре пальцев. Сколько
раз по два вы показали? /2 раза/. И сколько всего
пальцев получилось? /4/. Значит, чтобы получить
число четыре, сколько раз по два надо взять? /2
раза/.
С помощью косточек расположить четыре цветка (1
косточка – 1 цветок) в разных вариантах (один у
доски, все у себя на столах выкладывают числовые
фигуры). /Рис. 4/.
Показать на двух руках число “4” в разных
вариантах: 2,2; 3,1. А теперь покажите число “4” на
трех руках: 1, 2, 1 ( для этого двое детей должны
объединиться).
Мальвина предлагает украсить салфетку
ромашками, выделяя углы (использовать семена).
/Рис. 5/.
Занятие 4
Цель. Расширить знания детей о
геометрической фигуре “квадрат”, научить
вырезать квадрат из прямоугольного листа бумаги,
развивать умение складывать квадрат в разных
направлениях. Учить экспериментировать, делать
самостоятельно выводы. Воспитывать усидчивость,
внимание, аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: квадраты разной
величины.
Раздаточный материал: счетные палочки, лист
бумаги прямоугольной формы.
Содержание занятия. Закрепляю состав числа
“4” на пальцах и предлагаю детям помочь Буратино
отгадать еще одну загадку:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… /Квадрат/
Уточнить с детьми: сколько вершин, углов и
сторон в квадрате. В группе найти все предметы по
четыре /можно заранее расставить игрушки
группами/.
Упражнения.
Из палочек построить убыващий ряд квадратов по
размеру. Сторона большого квадрата равна трем
палочкам. Подвести детей к выводу: чем больше
сторона квадрата, тем больше квадрат и наоборот.
Чем больше фигура, тем больше надо палочек для ее
построения. /Рис.6/.
Вопросы.
Можно ли построить квадрат со стороной 3
палочки из 9 палочек; а треугольник? Сколько
палочек идет на каждую сторону квадрата
(треугольника), если всего используется 8 (6)
палочек?
Мальвина предлагает сделать квадрат из листа
бумаги прямоугольной формы..
Работа с квадратом.
Показать левую, правую, нижнюю, верхнюю стороны
квадрата.
Какая сторона у квадрата больше: левая или
правая, нижняя или верхняя?
Путем складывания и совмещения сторон дети
узнают, что эти стороны одинаковой длины. Затем
также путем совмещения сторон доказываем, что
нижняя и правая, левая и верхняя стороны также
равны между собой. А чтобы доказать, что все
четыре стороны равны, необходимо сложить
полученный треугольник еще раз. При этом все
стороны совпадут, следовательно, все четыре
стороны квадрата равны между собой.
Занятие 5
Цель. Продолжить работу с квадратом, делая
из него игру “Танграм” и выкладывая силуэты из
получившихся фигур. Учить экспериментировать,
делать самостоятельно выводы. Развивать
воображение, логическое мышление.
Раздаточный материал. Листы бумаги
прямоугольной формы.
Содержание занятия. Напоминаю детям, что на
прошлом занятии они научились делать квадрат из
прямоугольного листа бумаги и доказали, что все
стороны в квадрате равны. Обращаю внимание на
углы. Какой же угол больше? Сначала дети
совмещают попарно углы и доказывают, что они
равны. Затем доказывают, что все четыре угла в
квадрате равны между собой путем наложения углов
друг на друга. Для этого складывают получившийся
прямоугольник пополам. Вывод: в квадрате все
стороны и углы равны.
Работа с квадратом.
Совместить два противоположных угла квадрата.
Получили два треугольника. Разрезать по
диагонали (по линии сгиба).
Один большой треугольник сложить пополам.
Разрезать по линии сгиба. Получили еще два
треугольника меньшего размера.
Найти середину левой стороны большого
треугольника и к ней приложить правую сторону,
развернуть.
Найти середину длинной стороны большого
треугольника. Прямой угол приложить к середине
длинной стороны треугольника. Левый угол также
приложить к середине. Все развернуть и разрезать.
В результате всех действий с квадратом
получилось: пять треугольников, квадрат, ромб.
Получили игру “Танграм”. Из получившихся
геометрических фигур составить силуэт зайца.
/Рис.7/.
Занятие 6
Цель. Расширить знания детей о
геометрической фигуре “Четырехугольник”,
упражнять в умении отличать квадрат от
прямоугольника. Учить экспериментировать,
делать выводы. Развивать воображение, логическое
мышление.
Раздаточный материал: ? солнышка, разные
четырехугольники из картона, счетные палочки.
Содержание занятия. Продолжаю знакомить
детей с четырехугольником Сколько сторон у
квадрата? Сколько вершин в квадрате? Какие
стороны имеет квадрат: равные или нет? Как
проверить? Какой угол в квадрате больше (меньше)?
Как это можно узнать?Сколько углов в квадрате?
Как можно еще назвать “квадрат”?
Предложить детям построиться в квадрат со
стороной в 2 (3,5) человек.
Наши спутники Мальвина и Буратино предлагают
детям построить из палочек отгадку на новую
загадку: Четыре сторонки, четыре угла,
Четыре вершинки, вот и я! /Ответы детей/.
Да, и квадрат, и прямоугольник могут быть
отгадкой. Почему? Чем отличается квадрат от
прямоугольника? А что у них общего? Прямоугольник
можно “встроить” в себя, для чего надо руки
развести в стороны, ноги пошире, соединить пальцы
на руках и ногах. /Рис.8/. На нашу отгадку еще можно
достроить и ромб, и трапецию. Вот такая большая
отгадка получилась. Дети на столах палочками
выстраивают четырехугольники. Чем похожи все эти
фигуры? Как одним словом можно назвать
фигуру-отгадку? /Четырехугольники/.
Предлагаю поиграть в игру “В каких углах живет
солнышко”. Дети объясняют Буратино, почему не в
каждой фигуре “живет” солнышко, прикладывая ?
часть солнышка к своим фигурам. /Каждый ребенок
получает фигурку “1/4 часть солнышка” и разные
четырехугольники/. Оказывается, что есть углы, в
которых живет ровно четверть солнышка – это
прямые углы. Но есть и другие углы, где не
помещается четверть солнышка – это острые углы,
которые меньше прямых. Есть и такие углы, где
остается место в уголке – это тупые углы, которые
больше прямых. Так, обследуя фигуры, подвести
детей к выводу: в уголках геометрических фигур
“квадрат” и “прямоугольник” живет четвертинка
солнышка, следовательно в этих геометрических
фигурах все углы прямые.
Занятие 7
Цель. Закрепить знания о цифрах “1-4”,
познакомить с цифрой “5”, продолжать изучать
состав чисел на пальцах, уметь выложить цифру
“5” из проволоки. Развивать воображение.
Демонстрационный материал: ромашки для
фланелеграфа, цифры.
Раздаточный материал: цифры, проволока,
косточки или геометрические фигуры (круги),
счетные палочки.
Содержание занятия. В начале занятия
закрепить написание цифр на доске под ритм
стихов. Дети бегали по полянке и радовались оету,
теплому солнышку и считали распустившиеся цветы.
Мальвина увидела еще цветок, он был таким
красивым, что она залюбовалась им. Затем она
позвала Буратино и попросила посчитать цветы.
Сколько всего цветов нашли дети на лесной
полянке? /5/. На сколько больше (меньше) стало
цветов? /на 1 больше/. Дети находят у себя цифру
“5” и показывают ее. На что похожа цифра “5”?
/Крючок, серп/. Дети в воздухе “прописывают”
цифру “5”, сгибают ее из проволоки. Заучиваем
хором:
А теперь пошла плясать
По бумаге цифра пять,
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
На сколько предыдущее число меньше “5”. Далее
объясняю, что число “5”самое замечательное
число – две руки, две ноги и голова (всего пять),
пятиконечная звезда – символ человека. /Рис. 9/.
Упражнения.
Показать на двух руках число “5”: 2 и 3, 1 и 4.
А теперь показать число “5” на трех руках: 2, 2, 1;
3, 1, 1.
Составить комбинации из пяти цветков (круги или
косточки). Дети на столах выкладывают числовые
фигуры. /Рис.10/.
Сделать два хлопка и три притопа. Сколько всего
действий сделали?
Нарисовать на доске 5 разных геометрических
фигур, а на столах составить из палочек. /Рис. 11/.
Занятия 8
Цель. Познакомить с цифрой “6”, закрепить
счет до 6, продолжать изучать состав чисел,
считать парами, умение выкладывать узор на листе
бумаги треугольной формы из семян. Воспитывать
внимание, аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: ромашки для
фланелеграфа, цифры.
Раздаточный материал: цифры, проволока,
косточки, лист бумаги треугольной формы, семена
арбуза (дыни, тыквы) и горох.
Содержание занятия. В прошлый раз вместе со
своими спутниками вы научились считать до пяти, и
познакомились с цифрой “5”. Мальвина и Буратино
уже собрались идти домой, как у тропинки увидели
еще одну ромаашку. Они обернулись и задумались:
сколько же теперь будет цветов на полянке, если
прибавить еще одну ромашку./6/. Дети показывают
цифру “6”, находят ей место в числовом ряду,
“прописывают” в воздухе цифру “6” и
выкладывают ее из проволоки.
Заучиваем хором:
Эта цифра – акробатка, то шестерка, то девятка.
Упражнения.
В каждую руку взять по паре косточек. Сколько
раз по два вы взяли? /Два раза/. Сколько всего
получилось косточек? /4/. Значит, два раза по два
получится? /4/.
На двух руках показать число “6” в разных
вариантах: 4 и2; 5 и 1; 3 и 3. В каждую руку взять по три
косточки. Сколько раз по три вы взяли? / Два раза/.
Сколько всего получилось косточек? /6/. Подвести
детей к выводу: чтобы получить число “6”, надо
взять два раза по три .
Число “6” показать на трех руках в разных
вариантах: 4, 1, 1; 3, 2, 1; 2, 2, 2.
Обратить внимание детей на варианте: 2,2,2.
Сколько раз по два пальца вы взяли? /Три раза/.
Сколько получилось всего? /6/. Вывод: если взять
три раза по два, то получится число “6”.
Так подвести детей к таблице умножения, но упор
на это не делать, т.е. детям не следует говорить,
что это таблица умножения. Такие приемы даем
только в подготовительной к школе группе. Таким
образом, дети уже знают, что 2 х 2 = 4, 2 х 3 = 6, 3 х 2 = 6.
Составить из шести цветков (косточек) различные
комбинации. /Рис.12/.
Из арбузных семян выложить узор для косыночки
Мальвине на шаблоне треугольной формы: положить
горошинку в центр треугольника и в каждый его
угол. Далее в каждый угол к горошку приложить
пару семечек (получился нераспустившийся цветок
в каждом уголке), а в центре вокруг
серединки-горошинки выложить цветочек,
количество лепестков которого мы найдем, если
возьмем три раза по две семечки. Теперь можно все
наклеить. /Рис.13/.
Думаю, что узор для косыночки понравится
Мальвине.
Занятие 9
Цель. Познакомить детей с порядковым счетом,
закрепить счет в пределах семи. Развивать
воображение, воспитывать внимание, усидчивость.
Демонстрационный материал: фигурки
персонажей к сказке “Теремок” для фланелеграфа,
фланелеграф.
Содержание занятия. Предлагаю вместе с
Мальвиной и Буратино перенестись снова в лес на
полянку, усыпанную цветами. Закрепить с детьми
прямой и обратный счет в пределах шести.
Они так увлеклись цветами, что не заметили, как
подошли к домику. Мальвина заглянула в домик, но в
нем никого не было и они пошли дальше. За кустиком
дети увидели зайчонка. Зайчонок какой?
/Серенький, пушистый, трусливый и т.д./.Что
Мальвина увидела первым? /Домик/. Значит домик
какой по счету? /Первый/. А какой по счету зайчик?
/Второй/. Неподалеку за ромашкой сидела мышка.
Мальвина и Буратино пошли дальше и, подойдя к
ручью, увидели лягушку. Мальвина залюбовалась
прыгающей лягушкой, но вдруг затрещали сучья и
появился медведь, но он был сказочный и дети не
испугались его. Далее предлагаю расставить по
порядку все, что увидели наши спутники. Что они
увидели вначале? /Домик/. Каким он был по счету?
/Первым/. Домик прикрепляет на фланелеграф. Кого
увидели наши спутники следующего? /Зайчика/.
Каким он был по счету? /Вторым/. Показываю силуэт
зайца и ставлю его на фланелеграф справа от
домика. После зайца кого они увидели? /Мышку/.
Какая она была по счету? /Третья/. Ставлю фигурку
мышки после зайца. Кого они еще видели? /Лягушку/.
Какой она была по счету? /Четвертая/ Ставлю
фигурку лягушки после мышки. И кого они увидели
последним?/Медведя/. Каким он оказался по счету?
/Пятым/. Знакомимся с порядковым счетом. Дети
хором и индивидуально считают по порядку. А из
какой сказки эти зверята? Сколько персонажей в
сказке “Теремок”? /Шесть/. Кого же здесь не
хватает? /Лисы и Волка/. Предлагаю поставить всех
по порядку, как в сказке “Теремок” и посчитать.
Один ребенок расставляет фигурки на
фланелеграфе: домик, мышка, лягушка, заяц,
медведь. Который по счету заяц? Которая по счету
стоит мышка? Который по счету стоит домик? А где
стоит лягушка? /Между мышкой и зайцем/. Где должна
стоять лиса? /Между зайцем и волком/. Которая она
по счету? Которым по счету должен стоять волк? На
те места, где должны стоять лиса и волк, поставить
условно оранжевый и серый прямоугольники и
предложить детям посчитать по порядку от 1 до 7.
Занятие 10
Цель. Закрепить обратный счет, повторить
состав чисел на пальцах, формировать умение
составлять фигуры из палочек, развивать
логическое мышление. Воспитывать внимание,
усидчивость, интерес к занятию
Демонстрационный материал: ромашки для
фланелеграфа, цифры.
Раздаточный материал: счетные палочки, цифры.
Содержание занятия. Мальвина заметила, как
стали вянуть цветы. Завял один цветок. Сколько
цветов осталось? /5/. Закрепить состав числа “5”
на пальцах. Составить два треугольника из пяти
палочек. Вот увял еще цветок. Цветов стало меньше
или нет? На сколько их стало меньше? Сколько
цветов осталось? Повторить состав числа “4” на
пальцах. Составить цифру “4” из палочек.
Составляем убывающий ряд чисел. Одновременно на
каждую цифру повторяем стихотворные строчки и
закрепляем обратный счет. Состав чисел повторяем
на пальцах. Почему цветы завяли? Когда это
происходит? Осень – это что? Сколько месяцев она
длится? Сейчас какой месяц?
Упражнения.
Составить различные геометрические фигуры из
3-х, 4-х, 5-ти палочек.
Сколько треугольников можно построить из шести
палочек? /2/. /Рис.14/.
Буратино предлагает построить два
треугольника из пяти палочек. Почему он потратил
меньше палочек? Вывод: один треугольник он
пристроил к другому, у двух треугольников
получилась общая сторона.
Итак, на полянке завяли все цветы, начала
желтеть травка, а у нас получился убывающий ряд
чисел: 6, 5, 4, 3, 2, 1, в котором каждое последующее
число меньше предыдущего на 1. /Эту зависимость
дети тоже должны увидеть сами/. Спрашиваю детей:
“А числа могут разговаривать? О чем бы они
говорили, если б они могли разговаривать?”
Встретились два числа: “5” и “4”. О чем они могут
разговаривать? Число “5” говорит числу “4”: “Я
больше тебя на один и поэтому я иду впереди
тебя”. А число “4” отвечает ему: “Я меньше тебя
на один и поэтому я иду после тебя”. Эта игра
проводится со всеми числами данного ряда. У нас
убывающий ряд.
Занятие 11
Цель. Познакомить детей с цифрой “7”,
закрепить состав числа “7” на пальцах,
формировать умение составлять различные
вариации из листьев. Развивать логическое
мышление, воспитывать внимание.
Демонстрационный материал: шаблоны листьев
для фланелграфа, цифры.
Раздаточный материал: счетные палочки,
геометрические фигуры – овалы.
Содержание занятия. Итак, цветы на лесной
полянке, где играли Мальвина и Буратино, все
завяли, трава пожухла и даже не стало слышно
щебетания птиц. Дети шли по опустевшей поляне и
под ногами шуршала листва. Какое время года
наступило? Вдруг подул ветерок и полетели
пожелтевшие листочки с деревьев. Ветер кружил
листья и они оседали на землю. Было так красиво,
что наши спутники стояли и смотрели как
завороженные. Как называется явление, когда
падают листья? Листопад/. Вот на полянку упал один
листик. С какого дерева он упал? /Дуба/. Вот
опустился еще один листик. С какого дерева он
слетел? Пишем цифры мелом на доске под ритм
стихов до семи листиков. На что похожа цифра “7”?
/Коса, кочерга/. Число “7” говорит об ориентации в
пространстве. Человек – самый главный в мире.
Человек – центр, точка отсчета и от него идут
шесть ориентировок: впереди, сзади, слева, справа,
сверху, снизу.
Дети в воздухе “прописывают” цифру “7”,
вырезают цифру из бумаги и находят место в
натуральном ряду чисел. Заучиваем хором:
Цифра 7! Цифра 7!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!
Вся полянка стала похожа на разноцветный ковер.
Мальвина стала собирать красивые листочки и
выкладывать на полянке различные узоры.
Упражнения.
Составить различные вариации из 7 листьев
(овалов). /Рис. 15/.
Показать число “7” на двух руках: 5 и 2; 4 и 3,
Показать число “7” на трех руках: 3, 3 и 1; 3, 2 и 2; 5,
1 и 1; 4, 2 и 1.
Как построить два квадрата из 8 палочек? А
Буратино предлагает построить два квадрата из 7
палочек. Как расположить эти квадраты?
Сколько надо палочек, чтобы построить три
маленьких треугольника? /9/. А вот Буратино
предлагает построить три треугольника из семи
палочек.
Дети строят треугольники и приходят к выводу,
что одну и ту же фигуру можно построить
по-разному и она может занимать различные
положения. /Рис.16/.
Закрепить счет до семи и обратно.
Занятие 12
Цель. Познакомить с цифрой “8”, закрепить
счет парами, располагать узор на листе, выделяя
углы. Развивать воображение. Воспитывать
внимание, аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: шаблоны листьев
для фланелеграфа, цифры.
Раздаточный материал: косточки, цветная
бумага, ножницы, клей, лист бумаги прямоугольной
формы, шаблоны квадрата и треугольника для
составления узоров из семян, семечки арбуза
(тыквы, дыни), фломастеры.
Содержание занятия. Буратино и Мальвина шли
по полянке, собирая и считая листья. У Мальвины в
руках было 7 листьев, подняв еще один лист, она
спросила у Буратино, сколько теперь у нее стало
листьев. /8/. Дети показывают цифру “8” и находят
ей место в натуральном ряду чисел. На что похожа
цифра “8”? /Два кольца, два бублика, очки,
снеговик/. Дети в воздухе “прописывают” цифру
“8” и сгибают ее из проволоки. Заучиваем хором:
К этой цифре ты привык.
Эта цифра – снеговик,
Лишь зима сменяет осень,
Дети лепят цифру восемь!
Только к цифре ты, дружок,
Третий не лепи кружок.
Упражнения.
Составить узор на листах квадратной и
треугольной формы из восьми семечек, выделяя
углы. /Рис. 17/.
Если в каждую руку взять по паре косточек,
сколько получится? /4/. Возьмите в каждую руку по
две пары косточек. Сколько получилось всего? /8/.
Посмотрите на фигуру “квадрат”. В каждом углу
квадрата вы положили по паре косточек. Сколько
раз по две вы положили? Сколько получилось?
Так, экспериментируя, подвести детей к выводу:
четыре раза по два получится восемь и два раза по
четыре тоже получится восемь.
Составить различные вариации числа “8”(из
косточек). /Рис.18/.
Сделать аппликацию на листе прямоугольной или
квадратной формы: в каждый угол листа вырезать и
наклеить по паре камышей (маленький и большой),
дорисовать стебли и листья. Сколько пар камышей
вы наклеили? /4 пары/. Сколько получилось всего? /8/.
Итак, чтобы получить число “8”, надо взять 4 раза
по два. А для завершения композиции в центр листа
наклеить лист кувшинки, на который “посадить”
лягушку, сложенную по типу “оригами”. /Рис. 19/.
Занятие 13
Цель. Закрепить прямой и обратный счет в
пределах восьми, уметь ориентироваться на листе
бумаги в клетку. Познакомить с цифрой “9”,
закрепить умение составлять числовые фигуры,
составлять узор на листе бумаги треугольной
формы. Воспитывать внимание, аккуратность в
работе.
Демонстрационный материал: цифры.
Раздаточный материал: цифры, тетради в
клетку, простой карандаш, цветная бумага, лист
бумаги прямоугольной формы, клей, косточки.
Содержание занятия. Напоминаю детям, что
они познакомились с восьмью цифрами и составили
натуральный ряд чисел, в котором каждое
последующее число больше предыдущего на 1. /К
этому выводу детей тоже надо подвести/: 1 2 3 4 5 6 7 8
Закрепить с детьми прямой и обратный счет в
пределах 8. Далее под ритм стихов дети
“печатают” цифры по клеткам в тетрадях. Какая
цифра будет следовать за цифрой “8”? Почему? Дети
показывают цифру “9”, находят ей место в
натуральном ряду чисел, в воздухе “прописывают”
цифру “9”, а затем по клеткам в тетрадях. Сгибают
из проволоки. Заучиваем хором:
Я важней всех потому,
Что запутать вас могу.
Если я перевернусь,
То другою окажусь.
Упражнения.
Как можно разложить листья в разных вариациях?
/Дети по-разному моделируют числовую фигуру/.
/Рис. 20/.
Показать число “9” на трех руках: 3,3 и 3; 6, 2 и 1; 5, 2
и 2; и т.д.
Мальвина предлагает составить узор для
косынки. Работа на листе бумаги треугольной
формы: найти центр треугольника, поставить точку.
Сделать зайчика по типу “оригами” и приклеить в
центр треугольника. Составить елочки из трех
треугольников /можно также составить по типу
“оригами”/ и наклеить в каждый угол листа
треугольной формы. /Рис. 21/.
Сколько раз по три треугольника вы взяли?
Сколько всего получилось треугольников?
Подвести детей к выводу: если взять три раза по
три, то получится “9”
Занятие 14
Цель. Закрепить знание всех цифр
натурального ряда чисел, прямой и обратный счет в
пределах 10, состав числа 10 на пальцах, умение
составлять узор на листе бумаги прямоугольной
формы из 10 предметов. Воспитывать внимание,
аккуратность в работе.
Демонстрационный материал: цифры, шаблоны
снежинок и зайцев для фланелеграфа по 10 штук.
Раздаточный материал: косточки, цветная
бумага для снежинок и елочек, тонированный лист
бумаги прямоугольной формы, клей, кисти, ножницы.
Содержание занятия. Листья все пожухли и
уже не шуршат под ногами. Прошла пора золотой
осени и наши спутники Буратино и Мальвина, совсем
загрустив, уныло бредут по опустевшей поляне. Но
вот упала одна снежинка, еще и еще. Как называется
такое явление? Когда оно бывает? Да, наступила
зима и мы оказались вместе с нашими спутниками в
заснеженном лесу. Зимний лес! Полон сказок и
чудес! Все покрыто пушистым снегом. Какой бывает
снег? А кто живет зимой в лесу?
А кто зимой холодной бродит злой, голодный?
/Волк/
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет? /Лиса/
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом? /Белка/
Кто летом гуляет, а зимой отдыхает? /Медведь/
Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? /Заяц/
А вот и зайчики выбежали на полянку! /Выставляю
на фланелеграф фигурки зайцев/. Сколько зайчиков
бегает по полянке? /4 зайца/. А сколько это пар? /2
пары/. В паре сколько зайчиков? /2 зайца/. Значит
два раза по два будет? /4/. Посмотрели зайчата, что
опасности нет и позвали своих друзей. Сколько пар
зайцев прибежало еще? /1 пара/. Сколько стало пар
зайцев? /3 пары зайцев/. А в паре по сколько зайчат?
/2 зайца/. Итак, если взять три раза по два, то
получится…? /6 зайцев/. Такие операции проводим со
всеми числами натурального ряда в пределах
десятка. По ходу занятия счет парами проводим на
косточках, каждый у себя на столе. Вызвать
ребенка расставить фигурки зайцев парами.
Сколько пар получилось? В паре по сколько зайцев?
/Ответы детей/.
Затем считаем хором и индивидуально двойками.
Закрепить прямой и обратный счет. Другой ребенок
у доски расставляет фигурки зайцев по одному в
ряд. Закрепляем порядковый счет после этого
рассмотрим число “10”, это не цифра, а число,
состоящее из двух цифр(1 и 0) и оно следует за
цифрой “9”.
За девяткою десятка.
Можешь пальцы сосчитать:
Один, два, три, четыре, пять.
Один, два, три, четыре, пять –
Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.
Проверить, как дети могут пользоваться своим
богатством.
Показать 10 пальцев на 2-х , на 3-х, на 4-х руках.
А сейчас Мальвина и Буратино предлагают нам
поиграть.
Сколько зайчиков у нас, столько и подпрыгнем
раз. /На фланелеграфе 7 зайцев/
Сколько палочек до точки, столько раз встанем
на носочки. /Изображает на доске/
Сколько точек будет в круге, столько раз
поднимем руки. /Изображает на доске/.
В лесу было тихо и обворожительно, но зайчата
разбежались, почуяв беду. Кто же мог угрожать
зайчатам? Конечно, лиса. Мальвина предложила
Буратино обхитрить лису и замести следы зайчат. В
том месте, где бегали зайчата, Мальвина начертила
прямоугольник, а по краям расположила равномерно
10 снежинок, выделяя углы. А в центре нарисовала
елочки. А мы с вами сейчас сделаем аппликацию на
прямоугольном листе бумаги, вырезав снежинки и
расположив их равномерно по краям. А в центре
разместим елочки, сложенные в технике
“оригами”./Вместо аппликации можно нарисовать/.
/Рис. 22/.
В конце занятия, завершив работы, разложить их
на столе, прикладывая друг к другу.
Получился большой ковер со снежинками и
елочками, который закроет все следы зайчат. Вот
мы и помогли нашим спутникам спасти зайчиков от
лисы. Итак, дети, вместе с Мальвиной и Буратино мы
познакомились с натуральным рядом чисел от 0 до 9.
А десятка – это уже не цифра, а число, состоящее
из двух цифр. Мы научились с вами считать
двойками в прямом и обратном порядке, помогли
отгадать загадки о геометрических фигурах,
решали логические задачи, учились располагать в
различных вариациях предметы на геометрических
формах разной конфигурации.
<Рисунок 1> <Рисунок 2>
<Рисунок 3>
Цель:
- закреплять умение устанавливать равенство и неравенство групп по количеству предметов, входящих в эти группы;
- устанавливать соответствие между совокупностью предметов, цифр и чисел;
- сравнивать предметы по количеству, считая и называя числа;
- познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2.
- знакомство с числовым рядом.
Учебник: С.И. Волкова «Математические ступеньки».
Ход занятия
Орг. момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
Упражнения в счете.
Здравствуйте, ребята!
Закрепление счета в прямом и обратном порядке.
- считать хором с хлопками,
- считать в обратном порядке,
- счет по цепочке: каждый называет последующее число (в прямом порядке).
Упражнение в счете.
Ответы на вопросы:
- сколько солнышек на небе днём? (1)
- сколько колес у машины? (4)
- сколько ушек у двух кошек? (4)
- сколько у пяти коров хвостов? (5)
- сколько солнышек на небе ночью? (0)
Образование числа 2.
Игра «Динамические картинки»
На доске составлена динамическая картинка из солнышка, белочки, елочки, тучки, грибочков. птички.
Учитель: Ребята, посмотрите на картинку, которую я вам составила. И послушайте мой рассказ.
– Проснулось солнышко на небе, и своей улыбкой осветило все вокруг. Попали лучики солнца на лесную полянку, улыбнулись елочке, грибочку, птичке на елочке.
– Найдите у себя в корзиночках грибочки. Выложите столько, сколько у меня на картинке.
– Найдите птичек, выложите столько, сколько у меня на картинке.
– Но, вот налетела тучка, потом еще одна, и пошел дождик. Дождик полил и грибочки, и елочку.
А когда дождик закончился, появилось снова солнышко. Птичка на ёлке обрадовалась. К ней прилетела ещё одна птичка.(добавьте еще одну птичку)
— Обрадовался солнышку и грибок под ёлкой. И после дождика ещё один грибок вырос. (добавьте грибок)
Выпрыгнула на полянку белочка (посадите белочку) и увидела, что под елочкой вырос еще один грибочек. Белочка обрадовалась, взяла лукошко и пошла собирать грибочки.
Затем воспитатель задает вопросы по картинке:
– Ребята, скажите, каких картинок у нас по одной? (1 елочка, 1 солнышко, 1 белочка)
– Каких картинок по две? (2 тучки, 2 грибочка, 2 птички)
– Ребята, а как у нас получилось 2 тучки, 2 грибочка. 2 птички (сначала появилась одна тучка, потом еще одна – и получилось две тучки. Был один грибок, вырос еще один грибок – стало 2 грибка) и т.д.
– Как же мы с вам можем получить число 2? (К одному добавим один получится два)
– Ребята, а мы с вами сможем сделать так, чтобы у нас появилось две елочки? Как мы с вами это сделаем? (Добавим еще одну елочку)
– А можем ли мы сделать так, чтобы на картинке появилось две белочки? Как это сделать? (Добавим еще одну белочку)
– А можем ли мы, сделать так чтобы на картинке появилось два солнышка? (нет). Почему? (потому что солнышко бывает только одно)
Знакомство с цифрой 2.
Число два обозначается вот такой цифрой. Это цифра 2. На что она похожа?
Ответы детей.
– Вот какое стихотворение придумал С.Я.Маршак про цифру 2.
А вот это – цифра два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочиться хвост за нею.Два похожа на гусенка
С длинной шеей,
Клювом тонким.
Физминутка.
Два хлопка над головой.
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
Знакомство с числовым рядом.
– А теперь посмотрите на себя и найдите чего у вас по одному, а чего у вас по два?
– Ребята, все числа любят порядок. Они всегда строятся в один ряд, как вы на занятиях физкультурой. Вы строитесь по росту?
– И числа тоже стоят не просто, как им хочется, а в определенном порядке. Впереди самое маленькое. А за ним число на единицу больше, следующее опять на единицу больше и опять на единицу больше, и так до бесконечности. Вспомните, какие числа мы уже знаем? (Число один и число два.) Какое из них меньше?
Ответы детей.
– Правильно, один. Значит, число один и будет стоять первым слева (выставляем на доске цифру 1).
– Какое число больше числа 1 на один? (Ответы детей)
– Правильно, число 2. Где должна стоять цифра два? (Ответы детей)
– Правильно, после единицы.
Работа по учебнику.
Стр. 27.
– Откройте учебник на стр. 27.
- Какая цифра живет на этой странице?
- Назовите сказку, к которой дана иллюстрация.
- Что нарисовано по 2?
- На нашу полянку вышел медведь. Сколько шариков у мишки? Соединим с цифрой 2.
- Сколько зайчишек на полянке? Давайте нарисуем им две морковки
Стр. 28
№ 1
- Разбить кубики по 2.
№2
- Доминошки надо починить. Давайте обозначим количество предметов точками.
- Как еще говорят, когда предметов по два? (пара)
№ 3 Про что можно сказать «пара» – обвести в мешок.
Итог занятия.
– С каким числом мы сегодня познакомились на занятии. Давайте вспомним стихотворение про цифру 2.
– Постройте цифру 2 из счетных палочек.
– Белочки предлагают вам заштриховать цифру 2 и ракрасить ее.
– Молодцы! Вы все знаете число 2! Все старались, хорошо работали. Дома с мамами, папами выполните задания на стр. 29.
Приложение.
Цель: Сформировать представление о числе 0,
научить распознавать и писать цифру 0.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
• Сформировать мотивационную основу учебной
деятельности, положительное отношение к уроку,
понимание необходимости учения.
• Развить умение распознавания цифры в знаковой
среде.
• Научить правильно писать цифру 0 и соотносить
количество предметов с цифрой.
Развивающие (метапредметные):
Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного
действия – поиска цифры 0.
• Создать возможность планирования совместно с
учителем своих действий в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника
контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать,
сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 0.
• Развивать умение работать с разными видами
информации.
• Работать над использованием
знаково-символичных средств.
• Способствовать высказыванию детьми своего
мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия
ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
• Работать над самооценкой и адекватным
пониманием причин успеха или неуспеха в учебной
деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным
ситуациям.
• Способствовать проявлению познавательной
инициативы в оказании помощи соученикам .
• Способствовать проявлению самостоятельности
в разных видах деятельности.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: Организовать направленное
внимание на начало урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
Запомните все, что без устного счета
Не сдвинется с места любая работа.
– Чем мы занимаемся на уроках математики?
– Чему вы уже научились?
– Кто готов показать свои знания?
Девиз нашего урока: “Ум хорошо, а два лучше”
– Как понимаете это высказывание?
2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение
новых знаний или учебных действий.
– А начнем мы наш урок с математической
разминки.
- счет от 2 до 9, от 8 до 4
- назовите число, которое следует за числом 7, 4.
- как получить последующее число?
- на сколько каждое последующее число больше
предыдущего? - назовите число, которое стоит перед числом 6, 10?
- как получить предыдущее число?
- на сколько каждое предыдущее число меньше
последующего? - назовите соседей числа 5, 9.
- прочитайте по-разному:
7 + 3 = 10
9 – 4=5 - 5 яблок в корзине,
В вазе – 4.
У Саши одно.
Сколько всего? (5+4+1=10) - Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (6-3=3) - Трое ребят каталось с горки.
Убежал домой Егорка,
А потом ушел Вадим
И Сережа вслед за ним.
Сколько на горке осталось детей?
Кто посчитал, отвечайте скорей! (3-3=0)
– Ноль – это сколько предметов?
– Какой цифрой мы обозначим это количество
предметов?
– Выберите ноль из ряда чисел, расположенных на
доске.
3. Постановка цели урока. Открытие нового.
Цель этапа: Сформировать представления
детей о том, что нового они узнают на уроке, чему
научатся.
– Назовите тему урока. (Число ноль)
– Чему будем учиться на уроке? (познакомимся с
числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0)
– На что похожа цифра 0?
Ноль появился в Индии, обозначался кружком,
называли его “сифр”. Спустя несколько веков ему
дали название “нуль”, что означает “ничто”.
Ноль единственная цифра, которой поставлен
памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От
этого памятника отмеряются все расстояния в
стране. (рисунок)
4. Первичное восприятие и усвоение нового
теоретического учебного материала.
Цель этапа: Привлечение внимания детей к
принципиально новым сведениям, развитие умения
распознавать цифру 0.
– Назовите в нашем классе предметы, количество
которых ноль.
– Где в жизни мы встречаемся с числом 0?
– Ноль – важная цифра в нашей счетной системе.
Он ничего не значит, но если встанет справа от
числа, то число увеличится в 10 раз. (показать
рисунок)
– Кто сможет назвать числа, в которых используют
ноль? (10, 100, 500, 2000)
А если ноль поставим слева от числа (показать
рисунок),то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая
помощь, 04 – газовая служба)
– Где место ноля на числовом отрезке?
– Что можете сказать про 0, если сравнивать с
другими числами?
– 0 – это натуральное число? Почему?
– Как вы думаете, если числа меньше 0? Посмотрите
на термометр. Для чего он? Нуль помещен между
двумя рядами чисел, которые идут вверх и вниз.
Вверх идут градусы тепла (выше 0), вниз – градусы
холода (ниже 0, т. е. меньше 0). Такие числа
называются отрицательными и при записи
ставят перед ними знак “минус”
Физ. минутка. (“Солнце глянуло в кроватку….
”)
Цель этапа: Смена вида деятельности
5. Первичное закрепление. Работа в тетрадях.
Цель этапа: Сформировать навыки написания
цифры 0.
– Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.
– А для чего нам нужно уметь её писать?
ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте
прямо.
– Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего
правого угла, закругляем, касаясь верхней
стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь
середины нижней стороны клетки, закругляем и
ведем вверх к началу овала.
– Напишите цифру в тетради. Выберите самую
красивую, правильно написанную цифру, поставьте
точку под ней.
6. Обобщение усвоенного.
Цель этапа: Закрепить, повторить,
продолжить формирование УУД.
Работа с учебником. Стр. 70
– Прочитайте, на какой вопрос мы должны
ответить.
– Ответили?( Да. )
– Рассмотрите картинки ниже.
– Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое
равенство? Какое равенство подходит к картинке?
– Составьте рассказы по двум другим равенствам.
– Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что
изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько
осталось?
– Как записать? Стало листочков больше или
меньше?
– Сравните 2 и 3. и т. д.
В ТЕТРАДИ:
Физ. минутка. Цель этапа: Смена вида
деятельности
– Я буду задавать вопросы, а вы ответы будете
показывать на пальчиках.
- Сколько пальцев на 1 руке?
- Сколько окон в классе?
- Сколько яблок на дубе?
- Сколько ног у человека? У змеи?
- Сколько дедушек учится в нашем классе?
- Сколько гостей к нам пришло на урок?
7. Самостоятельная работа.
– Вас ждет ещё одно задание.
НЕЗНАЙКА записал числа в порядке увеличения:
4 2 5 0 3 6 9 8 1 7
– Давайте, проверим правильно ли он сделал. А
проверять будете в парах.
– Разложите карточки с цифрами в порядке
увеличения. Что это значит?
Сравните, что получилось у вас, а что у Незнайки.
Исправьте ошибки Незнайки.
Вы все справились с заданием, ошибок ни у кого
не было?
А теперь прочитайте эти числа в порядке
уменьшения. Что это значит?
8. Рефлексия учебной деятельности.
ИТОГ: Сформировать личную ответственность за
результаты деятельности
– Кому было трудно? Что?
– А кому легко?
– Кому интересно?
– Кто расскажет дома об уроке?
– Кто хочет получить домашнее задание?
(раскрасить картинку с изображением 0)
На этом уроке ты узнаешь, какие профессии связаны с разработкой видеоигр, и чем занимаются специалисты игровых студий.
В разработке видеоигр и геймификации неигровых проектов участвует множество профессионалов разных специальностей. Попробуй найти для себя самое интересное направление, пройдя все тренажеры. Получи призы: сертификат и промокод на эксклюзивный стикерпак ВКонтакте. И не забудь поделиться результатами с друзьями. Поехали!
Посмотри видеолекцию
`
Видеоигры – это развлечение или работа?
Эксперт из MY.GAMES (входит в экосистему VK) Антон Городецкий расскажет, какие видеоигры сегодня популярны, и почему игровой рынок — один из самых быстроразвивающихся в мире.
Игра — практически всегда имитация реальной деятельности. Строительство, управление персонажами, машинами, самолётами — всё это существует и в жизни. Однако в играх сложные процессы можно сделать доступными и интересными для игроков, чтобы они могли узнавать новое или даже создавать собственные миры.
Скачать видео
Попробуй свои силы в тренажере
Уровень для начинающих испытателей
Пройти
Уровень для опытных испытателей
Пройти
Уровень для опытных специалистов
Пройти
Урок о разработке игр подготовлен компанией VK при поддержке проектов ее экосистемы – международного бренда MY.GAMES в лице пензенской студии разработки мобильных игр BIT.GAMES, образовательной платформы Учи.ру и облачной платформы VK Cloud Solutions.
VK реализует образовательные проекты и инициативы для школьников, студентов, учителей и профессионалов индустрии. Благодаря проектам VK Образования школьники могут выбрать свой путь в ИТ, а студенты освоить востребованную специальность в этой сфере еще во время учебы.