«Равенство и отсутствие дискриминации» 3А класс
«Отсутствие нищеты и голода» 2А класс
“Добро, что Солнце” 2Б класс
«Школа для всех» 9А класс
“О добре” 4А класс
“Пусть всегда будет солнце” 1 Б класс
“Школа для всех” 7Б класс
“Пусть всегда будет солнце” 1А класс
“Учись дружить” 4 Б класс
“Урок Мира” 5Б класс
“Мы очень разные, но мы вместе” 6А класс
“Школа для всех” 6А класс
Информация о проведении тематических уроков в МБОУ СОШ №9 (19 Кб,doc)
При поддержке Минпросвещения и Минцифры автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика» в партнерстве с ведущими технологическими компаниями России продолжает осуществлять всероссийский образовательный проект для школьников 1-11 классов «Урок цифры».
Очередной онлайн урок по теме «разработка игр» от компании «VK» пройдет с 22 ноября по 12 декабря. В его рамках школьники смогут «примерить на себе» разные профессии из индустрии игр – от программиста и аниматора до гейм-дизайнера и продюсcера игр.
Принять участие в образовательном проекте и дистанционно пройти тренажер можно на официальном сайте: урокцифры.
Информация о проведении тематических уроков в МБОУ СОШ №9 (25,9 Kb, doc)
Материалы для учителя здесь
Страница Урока здесь
Мы предлагаем вам методический комплект, с помощью которого можно спланировать и провести занятия с учениками любой ступени обучения и уровня подготовки:
видеолекция по теме урока;
онлайн-тренажер для учеников 1–11 классов;
рекомендации по проведению урока.
При отсутствии технической возможности работы с тренажером в классе, вы можете предложить ученикам поработать с ним самостоятельно в качестве домашнего задания, а на уроке, после просмотра и обсуждения видеолекции, использовать следующий материал:
презентация для проведения урока без Интернета;
методические рекомендации для проведения урока без Интернета.
Данные материалы также пригодятся вам, если ученики быстро справятся с выполнением заданий тренажера и у вас останется время на уроке, или вы хотите поддержать интерес учеников, углубиться в тему. Объем предложенных материалов для проведения урока позволяет организовать серию из 2–3 занятий.
Страница Урока, Материалы для учителя здесь
Урок ЦифрыВсероссийский образовательный проект с участие компаний: «1С», Яндекс, Лаборатория Касперского, Кодвардс, Mail. Ru Group, БФ «Вклад в будущее». Мнение экспертаШкола и школьные программы должны отвечать вызовам времени, обучать детей навыкам, которые они смогут применить в реалиях сегодняшнего дня и будущего. Знакомство с элементами программирования начинается в школьной программе уже с младших классов, а такие инициативы, как «Урок цифры», закрепляют и усиливают знания наших детей о возможностях и безопасности интернет-среды. Урок дает наглядную картинку того, насколько интересно не просто уметь пользоваться, но и создавать собственные программы.
Другие направления
Рекомендуем
Урок цифры «Искусственный интеллект и машинное обучение»
Вводные уроки по машинному обучению (МО)
Вводные уроки по Python
Вводные уроки по искусственному интеллекту (ИИ)
ВИРО провел региональный онлайн-урок по информационной безопасности
25 января на базе ДТ Кванториум Владимирского института развития образования имени Л. Новиковой прошел региональный «Урок цифры», организованный Департаментом образования и Департаментом цифрового развития Владимирской области и кафедрой ЦОИБ ВИРО. На онлайн-уроке перед ребятами выступили региональные и федеральные специалисты в вопросах информационной безопасности и цифровой грамотности. К онлайн-уроку подключились более 100 образовательных организаций региона. На «Уроке цифры» был представлен интерактивный образовательный проект «Изучи интернет – управляй им!». Руководитель проектного отдела Координационного центра доменов. RU/. РФ Ольга Яковлева в своем выступлении сообщила о возможностях повышения цифровой грамотности студентов и школьников через игру на примере просветительских проектов Координационного центра. Она подробно рассказала о целях и задачах проекта «Изучи интернет – управляй им!», о том, что проект направлен на повышение знаний в области информационной безопасности и компьютерной грамотности. Также она проинформировала слушателей о запуске нового модуля раздела «Знания», который позволяет в игровой форме изучить тему, посвященную вредоносным программам. «Главная составляющая цифровой грамотности – это компьютерная грамотность, которая позволяет отразить 95% кибератак. Знания в области борьбы с вредоносными программами, которые можно получить в игровой форме, позволят школьникам и студентам снизить риски и не стать частью сети, которую злоумышленники используют для организации своих атак», – отметила Ольга Яковлева.
Он направлен на развитие навыков цифровой грамотности и кибербезопасности в сети Интернет
Минцифры России совместно с Минпросвещения России, а также АНО «Цифровая экономика» в партнерстве с ключевыми российскими компаниями сферы информационных технологий запускают просветительский проект «Цифровой ликбез», направленный на развитие навыков цифровой грамотности и кибербезопасности в сети Интернет.
Проект сформирован в связи с необходимостью в преддверии летних каникул проинформировать школьников, педагогов и родителей о грамотных сценариях поведения в сети Интернет, способах реагирования на киберугрозы и другие виды мошенничества. Проект является приложением «Урока цифры» — всероссийского образовательного проекта, направленного на раннюю профориентацию школьников, организатором которого является Минцифры России совместно с Минпросвещения России, а также АНО «Цифровая экономика» и крупнейшими интернет-компаниями.
«В период летних каникул у детей будет больше свободного времени, а значит они чаще будут пользоваться интернетом, смотреть фильмы, общаться в мессенджерах с друзьями. По данным недавних опросов 82% детей получают заявки в друзья в социальных сетях от незнакомых людей, 30% детей сталкиваются с кибербулингом, 14% детей и 38% взрослых сталкивались с онлайн- мошенничеством. Многие используют одинаковые пароли для всех своих аккаунтов и подключаются к первому определившемуся wi-fi. Задача проекта «Цифровой ликбез» – научить детей самим определять вредоносный контент, осознанно публиковать информацию о себе, ограничивать доступ к личным публикациям и соблюдать цифровую культуру», – отметила Татьяна Трубникова, директор департамента координации программ и проектов Минцифры России.
«Впереди самое долгожданная пора для детей и взрослых – летние каникулы! Сейчас, когда итоговые контрольные работы позади, самое время немного отдохнуть и вместе с нашими морскими героями Черепахой, Морским коньком или неугомонным Крабом вспомнить о безопасном поведении в интернете, чтобы чувствовать себя, как рыба в воде. Мы очень надеемся, что наши обучающие мультфильмы понравятся и ребятам, и взрослым, ведь в легкой игровой форме они поднимают важные вопросы: учат безопасному поведению в социальных сетях, помогают не столкнуться с интернет-мошенничеством, показывают, как проводить время в интернете эффективно и с пользой», — комментирует Юлия Горячкина, врио директора «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика».
В образовательной акции «Урок цифры» по теме «Искусственный интеллект в образовании» приняли участие русскоязычные школьники в 127 странах. Беларусь, Германия, Казахстан, Кыргызстан, Нидерланды, Румыния, США, Турция, Узбекистан, Украина и Швеция стали странами-лидерами по количеству обратившихся к материалам урока.
По сравнению с прошлым годом международная география урока расширилась с 86 стран до 127. Это стало возможным благодаря активной поддержке Россотрудничества и вовлечению русских школ за рубежом.
Организовать занятие или самостоятельно пройти урок по теме «Искусственный интеллект в образовании» можно и после окончания акции – все материалы останутся в открытом доступе.
«Цифровой мир победил и Россотрудничество уже не первый год поддерживает проект «Урок цифры». Через сеть наших Русских домов школьники во всем мире знакомятся со специалистами крупнейших российских IT-компаний, получают знания о кибербезопасти, искусственном интеллекте, повышают тем самым цифровую грамотность. В образовательной акции уже приняли участие ученики в более чем 120 странах, включая постсоветское пространство: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, и даже Украина. Агентство продолжит оказывать содействие проекту, расширяя географию русскоязычных школ» – отметил глава Россотрудничества Евгений Примаков.
Пётр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»:«Интерес ребят за рубежом к нашему «Уроку цифры» еще раз подтверждает то, что у нас получилось создать качественный и увлекательный образовательный контент. Возможно, после этого занятия многие из них узнали, что в России идёт бурное развитие ИИ-технологий и что исследователи данных очень востребованы здесь».
Юлия Горячкина, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики», АНО «Цифровая экономика»:«Замечательно, что в современном технологичном мире не существует границ для получения знаний, особенно в такой важной сфере, как цифровая грамотность. «Урок цифры» третий год подряд становится международным проектом, объединяя русскоязычных ребят от Австралии до Японии благодаря помощи наших коллег из МИДа и Россотрудничества. Занятия на тематических тренажерах проекта проводятся в виде увлекательных онлайн-игр для трех возрастных групп: учащихся младшей, средней и старшей школы, и мы надеемся, что наши уроки помогут не только ориентироваться в мире цифры, но и подскажут выбор будущей профессии».
Пройдя урок в рамках проекта, учащиеся с 1-го по 11-й класс смогут познакомиться с понятием “искусственный интеллект”, основными принципами его работы и узнают о возможностях его использования в работе на примере профессии учителя. В качестве практической части урока школьникам предложен игровой тренажёр. С его помощью они смогут создать умного помощника для учителя математики – алгоритм, который умеет распознавать рукописный текст в тетрадях, искать в нём ошибки, анализировать их и даже давать рекомендации для педагога.
Организаторами «Урока цифры» выступают АНО «Цифровая экономика», Минцифры и Минпросвещения России. Содержание и программа урока разработаны стратегическим партнёром — Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» при поддержке Сбера.
Тематический
урок всероссийской акции «Урок Цифры»
Цели тематического урока
акции «Урок Цифры»:
·
сфокусировать
внимание школьников на перспективном направлении развития ИТ-индустрии, каковым
на сегодняшний день является искусственный интеллект как область научного
знания;
·
Ранняя профориентация. «Урок цифры» помогает с самоопределением и
смыслообразованием школьников, их ранней профориентацией через развитие
мотивации к самореализации в ИТ-индустрии;
·
Развитие цифровой грамотности. «Урок цифры» с помощью онлайн-тренажера позволяет школьникам
получить уникальный опыт создания программного кода.
·
Развитие навыков командной работы. «Урок цифры» позволяет продемонстрировать преимущества
продуктивной коммуникации учеников, способствовать формированию навыков их
работы в команде.
·
познакомить
школьников с современными направлениями и концепциями развития информационных
технологий и программирования; предоставить обучающимся информацию о работе
ИТ-компаний и ИТ-специалистов, необходимых им ресурсов, знаний, умений и
навыков, а также информацию о возможностях для самообразования и развития
школьников при выборе ИТ направления в качестве профессиональной деятельности.
·
развитие
интереса к предмету, информационной культуры; развитие способности
анализировать и обобщать, а также развитие навыков командной работы.
·
создать
условия для повышения мотивации и увлечь как можно большее число обучающихся
изучением информатики и программирования (в том числе и тех, кто пока не
приступал к изучению данных дисциплин в рамках школьной программы);
·
создать
ситуацию успеха (положительный опыт) изучения программирования для каждого
участника акции;
·
способствовать
воспитанию информационной культуры учащихся;
·
воспитание самостоятельности и сотрудничества в коллективе.
Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии игрового
обучения.
Формы работы
учащихся: фронтальная работа, индивидуальная
работа и работа в группах с онлайн-тренажером.
·
звуковое
и проекционное оборудование;
·
видеолекция
«Как создается будущее»;
·
компьютеры
для каждого обучающегося с возможностью выхода в интернет.
Коммуникативные
универсальные учебные действия:
·
умения
организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
·
работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов;
·
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение и т.
Основные образовательные результаты:
·
освоение понятий «алгоритм», «программа», «объект», «искусственный
интеллект», «нейронные сети», «метод проектов», «аджаил», «модель водопада»,
«итерационная модель»;
·
практические навыки реализации основных алгоритмов;
·
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов;
·
умение создавать программы для решения несложных алгоритмических
задач в выбранной среде программирования;
личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному
самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с
целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
соотносить свои действия с планируемыми результатами, действиями других
учащихся, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе
достижения результата.
Вводная часть: общий рассказ
учителя о том, что, как и зачем будетпроисходить на уроке, а также демонстрация
сайта «Урока цифры»(~5 минуты);
Просмотр учебного видеоролика и
ответы команд на вопросы по нему(~15 минут);
Обсуждение просмотренного
видеоролика и полученной информации
Практическая работа по
программированию с тренажером на сайте акции(~15 минут).
Подведение итогов урока (~5
минут).
Вводная
часть: общий рассказ учителя о том, что, как и зачем будет происходить на
уроке, а также демонстрация сайта «Урока цифры». Организационный момент
(проверка присутствующих) – (5 минут)
«Здравствуйте, сегодня у
нас будет не совсем обычный урок, но с его форматом вы уже знакомы. Год назад
мы с вами участвовали во всероссийской акции «Час кода», кто-нибудь помнит, в
чем заключался тот урок?
Сегодня мы с вами
проводим урок, связанный с акцией «Урок цифры». Цель тематического урока акции
«Урок Цифры» определяется основным слоганом и темой акции: «Как создается
будущее». «Урок цифры» — это не просто всероссийский образовательный проект!
Это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы
«1С», Яндекса, Лаборатории Касперского, Кодвардса и Mail. RuGroup, а также от
Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в
будущее». Основная идея акции «Урок Цифры» может быть выражена в виде трех
главных тезисов:
Во-первых, для успешной
самореализации очень важно раннее профессиональное самоопределение, которое
должно стать побудительным мотивом в погружение тех предметных областей,
которые связаны с будущей профессией. Это одно из условий профессиональной
самоидентификации, которое может быть выражено тезисом: «Хочешь быть успешным,
учись программировать (планировать) будущее!». И начинать это делать нужно в
школе с изучения математики, физики, информатики.
Во-вторых, одной из задач
акции «Урок Цифры» является привлечение внимания к различным областям
профессиональной деятельности в ИТ-индустрии, где особое внимание уделено
именно программированию: «Программирование – это знание и навыки, которые
сегодня помогают нам изобретать и преобразовывать окружающий мир, делая жизнь
людей лучше».
В-третьих, широта
представления сфер деятельности, в которых за счет программирования (появления
программируемых устройств, специализированных программ, приложений и т. ) улучшены
условия и повысилась эффективность деятельности, появились новые возможности:
«Информационные технологии помогают человеку в профессиональной самореализации
во всех сферах!»
Совместный просмотр видеолекции (15 минут) с
комментариями и обсуждением во время пауз.
Опрос после просмотра
видеолекции
Какие озвученные
технологии вам знакомы? Дайте короткое определение тем технологиям, о которых
вы услышали впервые.
В чем важно разбираться и
что понимать, чтобы реализовывать технологичные проекты и быть успешным в
будущем?
Как на ваш взгляд может
выглядеть будущее, в котором используются новые технологии?
Работа с
онлайн-тренажером (15 минут)
Следующий этап нашего
урока – работа с онлайн-тренажером. Как и в прошлые годы была разработана игра,
с ней мы с вами сейчас и познакомимся. Особенностью нового онлайн тренажера
является тот факт, что для вас доступен текстовый редактора кода, который
позволяет написать программу собственноручно с клавиатуры, позволяя
почувствовать себя самым настоящим программистом.
Задача данного этапа
урока — тренинг: в увлекательной форме через игру вам показывают основные
принципы программирования и дают возможность закрепить их на практике. При
работе с тренажером вам предлагается сюжетная формулировка задачи с четко
прогнозируемой целью.
Сейчас вы садитесь за
компьютеры и приступаете к выполнению заданий. Сама игра у вас уже открыта.
Все задания тренажера
построены на основе практикоориентированного подхода по принципу дидактической
спирали:
·
первоначальное
знакомство с определенными понятиями (характеристиками, свойствами объектов и
т. ) или видами деятельности через выполнение конкретных практических заданий;
·
развитие
содержания обучения на качественно новой основе (более подробное изучение
понятий и объектов с включением некоторых новых функций и свойств).
Задания тренажера имеют
определенную структуру, соответствующую общим целям проведения урока. Каждый
интерактивный блок (уровень) онлайн тренажера, входящий в структуру, имеет
определенное методическое значение и, так или иначе, ориентирован на развитие
навыков самообразования, творчества, познавательной и личностной рефлексии
обучающихся.
Рефлексия и подведение
итогов (5 минут)
АНО «Цифровая экономика», Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций РФ, а также ведущие российские технологические компании объявили о запуске совместного Всероссийского общеобразовательного проекта в сфере информационных технологий для детских лагерей «День цифры».
Главными задачами проекта являются ранняя профориентация детей и подростков в период летних каникул, знакомство с востребованными IT-специальностями, обучение азам информационных технологий в непринужденной игровой форме.
Приключенческие игры основаны на материалах проекта «Урок цифры». Их организаторами и разработчиками являются крупнейшие IT-компании России: Яндекс, «Лаборатория Касперского», Фирма «1С», Росатом, VK, а также Академия искусственного интеллекта для школьников благотворительного фонда Сбера «Вклад в будущее».
Президент РФ Владимир Путин объявил 2022-2031 годы в России Десятилетием науки и технологий. Целью десятилетия станет решение важнейших задач развития общества и страны, а также привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи. Такие проекты как «Урок цифры» и «День цифры» вносят свою лепту в развитие цифровой грамотности юных россиян, налаживая мостики знаний между опытными участниками IT-рынка и школьниками.
О своем участии во Всероссийском общеобразовательном проекте рассказал директор по связям с университетами VK Сергей Марданов:
«Мы активно развиваем образовательное направление, в том числе проводим профориентационные акции для школьников как самостоятельно, так и вместе с партнёрами. Мы рады поддержать «День цифры», это инициатива высокотехнологичных компаний, которые с 2018 года знакомят школьников с различными направлениями цифровой экономики в рамках всероссийской образовательной акции «Урок цифры». На сегодняшний момент в России насчитывается 19 394 детских дневных и стационарных лагеря, однако количество смен по тематике информационных технологий незначительное – всего около 290 профильных смен».
В программе увлекательной игры «День цифры», рассчитанной на один лагерный день, намечено несколько основных этапов. Команды под ненавязчивым руководством вожатых примут участие в познавательном квесте.
Затем ребята возьмутся за строительство «цифрового лагеря будущего», опираясь на полученные в лагере практические навыки. Подведение итогов дня, обмен приобретенными знаниями и впечатлениями состоится в формате развлекательного интеллектуального квиза. По словам генерального директора АНО «Цифровая экономика» Евгения Ковнира, более 3,5 миллиона детей по всей стране летом отдыхает в детских лагерях.
«Благодаря проекту «День цифры» у ребят есть возможность во время отдыха познакомиться в игровой форме с популярными IT-специальностям и перспективными цифровыми технологиями. Тематические квесты, конкурсы, интерактивы в один из дней летней смены позволят детям не только отдохнуть, но и с пользой провести каникулы. Контент для образовательного праздника, включающий сценарий «Дня цифры», тематические квесты, конкурсы и интерактивы, доступен бесплатно для детских лагерей, чтобы все желающие могли провести у себя такое мероприятие», – подчеркнул Евгений Ковнир.
Организаторы летнего отдыха в детских лагерях «День цифры» могут воспользоваться специально подготовленными бесплатными методическими программами. В них содержатся рекомендации педагогам по проведению игровых занятий, обучающие видео-инструкции для вожатых и воспитателей, а также медиа-контент для воспитанников лагеря.
Материалы для проведения «Дня цифры» доступны на сайте проекта в разделе «Вожатому». Педагоги, вожатые, воспитатели и организаторы лагерных смен могут получить доступ к программе, заполнив специальную форму всего в несколько кликов. «День цифры» предназначен не только для летнего времени года, мероприятие может быть проведено в любой сезон даже в самую пасмурную погоду. Но для того, чтобы принять участие во всероссийском конкурсе для детских лагерей, заявку необходимо подать до 31 августа в разделе «конкурс».
На базе ВДЦ «Орленок» состоялся запуск проекта «День цифры»
Первый в нынешнем году «День цифры» прошел 17 мая во Всероссийском детском центре «Орленок». Дебют оказался ожидаемо успешным. Целый день ребята играючи овладевали азами информационных технологий. С утра воспитанники лагеря были поделены на команды, каждой из которых выдавали маршрутный лист для прохождения станций. Там они знакомились с краткой теоретической частью той или иной технологии, а также IT-профессией, после чего приступали всей командой к выполнению задания. Справившись с задачей, команда получала специальную карточку – «айтишку».
Во второй части игры ребята проектировали «цифровой лагерь будущего» с использованием полученных знаний. Командам выдавались карты с территориальными объектами лагеря: столовой, медицинским корпусом, игровой площадкой, постом охраны и так далее. Ребята должны были использовать айтишки на карте так, чтобы провести цифровую трансформацию, наполнив технологиями ту часть лагеря, которая была получена командой.
Затем капитаны команд презентовали полученные на карте результаты и докладывали участникам «Дня цифры» о том, какие технологии будут применяться в лагере. В конце второго этапа ребята совместно собрали большую карту лагеря. На протяжении третьей, завершающей стадии игры команды соревновались в квизе, демонстрируя познания, приобретенные в двух предыдущих этапах. Все участники «Дня цифры» получили сертификаты.
Директор Всероссийского детского центра «Орленок» Александр Джеус прокомментировал прошедший тестовый «День цифры»:
– Совместно с АНО «Цифровая экономика» в «Орлёнке» впервые был реализован игровой квест «День цифры». В этом событии приняли участие самые младшие ребята смены «Содружество Орлят России». Школьники в увлекательной форме узнали, что такое информационные технологии, как они развиваются, какие возможности открывают перед человечеством. Первый опыт реализации проекта вызвал положительный отклик, как со стороны детей, так и педагогов. Ведь мы получили полноценную просветительскую программу, разработанную, что называется «под ключ».
«Цифровой ликбез» учит детей правилам безопасности нахождения в сети
Еще одним актуальным проектом накануне летнего сезона 2022 года стал «Цифровой ликбез». Он призван обеспечить безопасное и полезное времяпрепровождение юных россиян в Интернете. Ненавязчиво, в доверительной и доступной форме ресурс обучит ребят азам цифровой грамотности, подскажет, как следует себя вести в проблемных ситуациях, связанных с телефонным мошенничеством или травлей в Сети.
Все видеоматериалы «Цифрового ликбеза» прошли верификацию в Министерстве просвещения России. Они адресованы возрастной категории 6+, а также рекомендованы для совместного просмотра с родителями, которые, к слову, наверняка почерпнут много полезного и для себя из представленного контента.
На сайте проекта выложено 12 мультипликационных роликов образовательно-просветительского характера. Вместе с их героями – обитателями подводного мира – ребята на простых и понятных жизненных примерах смогут постигать «премудрости» цифровой грамотности.
Видеоконтент разработан в партнерстве с ведущими цифровыми компаниями. Он наверняка будет востребован педагогами, поскольку легко интегрируется в образовательный процесс. В частности, при проведении уроков ОБЖ, информатики, а также «классного часа или родительских собраний. Каждое видео сопровождается небольшим комментарием и рекомендациями, помогающими закрепить полученные знания.
О значимости проекта «Цифровой ликбез» рассказала директор Департамента координации программ и проектов Минцифры России Татьяна Трубникова:
«Безопасность в интернете – один из самых важных вопросов, с которыми сегодня сталкиваются как взрослые, так и дети. Согласно недавним исследованиям, уже у 93% учеников в начальной школе есть смартфон, обойтись без него не могут 80% детей. Многие старшеклассники проводят значительное количество времени в соцсетях, не всегда уделяя должное внимание защите персональных данных. Проект «Цифровой ликбез» научит школьников и их родителей основам цифровой грамотности и поможет им повысить безопасность нахождения в сети. В современных условиях, когда широко распространены разные формы телефонного и интернет-мошенничества, эти знания особенно актуальны как для взрослых, так и для детей».
Ключевые проекты в сфере подготовки кадров для IT-отрасли
Особой популярностью у подростков и педагогов пользуется «Урок цифры», который завершился в нынешнем учебном году и, конечно же, будет продолжаться. Проект охватил многочисленную аудиторию школьников и преподавателей. О его масштабах и эффективности свидетельствуют объективные показатели: за 2021/2022 учебный год «Урок цифры» прошли более 14,8 миллиона человек.
На IX Московском международном салоне образования директор Департамента цифровой трансформации Министерства просвещения РФ Андрей Горобец отметил актуальность проекта, его важную роль в дальнейшем развитии цифровой экономики: «Я считаю, что это очень интересная инициатива. Она позволит нам реализовать те компетенции, которые сейчас очень востребованы, как на рынке труда, в инфраструктуре, так же, наверное, и в обществе».
Все проекты можно назвать цифровым ликбезом России. Они несут в себе важные и перспективные смыслы будущего развития экономики страны, ее интеллектуальной мощи. Проекты касаются всех россиян и в первую очередь – подрастающих поколений. Школьники и учителя активно включаются в образовательный цифровой процесс. Буквально от Калининграда до Камчатки звучат одобрительные, и даже восторженные отклики по поводу цифровизации всей страны.
Приведем лишь два отзыва, во многом отражающих общее мнение педагогического сообщества. Учитель информатики МАОУ лицея № 23 из Калининграда Борис Олегович Иванов поделился с сетевым изданием «Учительская газета»:
«Дни и уроки цифры помогают детям сориентироваться и выбрать актуальные и наиболее востребованные направления будущей деятельности в сфере IT-технологий. В процессе проведения занятий спикеры от ведущих компаний России доступно и на собственном, живом примере объясняют перспективы развития цифровой экономики и рассказывают о последних ее трендах. Весь формат подается в игровой форме и помогает детям без трудностей прикоснуться к цифровым разработкам на базовом уровне, формирует базовую компьютерную грамотность».
Своему коллеге вторит учитель информатики Николаевской средней школы (Камчатский край) Наталья Викторовна Бэнэдэк:
««Урок Цифры» – замечательный проект! Особенно нашим ученикам понравились занятия по темам «Безопасность будущего» и «Искусственный интеллект». Заинтересовавшись темой, некоторые ребята начали самостоятельно углубляться в нее. Это прекрасная возможность получить знания от таких крупных компаний, как Яндекс, VK, «Лаборатория Касперского» и многих других!».
Всеобщая цифровизация страны продолжается. Предстоящие летние каникулы станут для тысяч юных россиян временем формирования компьютерной грамотности, освоения азов цифровых технологий и, возможно, выбора будущей специальности в бескрайнем IT-мире.
Знай онлайн
Думский комитет по информполитике, информационным технологиям и связи 12 мая направил в адрес Минпросвещения и Минцифры предложение проработать вопрос введения в школьную программу урока цифровой грамотности. С копиями писем ознакомились «Известия».
«Современные дети знакомятся с цифровой средой в раннем возрасте. По результатам опроса Фонда содействия развитию интернета, уже с семи лет дети начинают активно пользоваться интернетом, а в возрасте 14–17 лет практически не имеют запретов и ограничений для выхода в Сеть, и 45% из них ежедневно проводят онлайн от одного до четырех часов», — говорится в обращении.
При этом интернет открывает не только новые возможности, такие как общение, доступ к онлайн-образованию, но и несет риски: это компьютерные вирусы, сомнительное общение, кибербуллинг, фейки. В общей сложности 80% детей когда-либо сталкивались с опасностями в интернете, приводят статистику в комитете.
«Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи предлагает проработать вопрос введения в школьную программу курса цифровой грамотности, что представляется своевременным, учитывая запланированное на 2021 год изменение федеральных государственных образовательных стандартов», — говорится в письме.
Такие уроки предлагается запустить в российских школах в 2022 году, но ранее в пилотном режиме они появятся в одной из школ Самарской области, сказали там. «Известия» направили запросы в пресс-службы правительства Самарской области и местное министерство образования и науки. Там на момент публикации не ответили.
В пресс-службе Минпросвещения поддержали инициативу.
— В рамках формирования навыков информационной безопасности у детей планируются возможные изменения в школьном курсе по предмету ОБЖ с учетом современных вызовов, например, как научить школьников характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании сети интернет, — сообщили в пресс-службе Минпросвещения.
В Минцифры сообщили, что получили письмо и в поддержку направления по обучению цифровой грамотности населения регулярно проводят в различных школах «Урок цифры», на котором школьники с 1 по 11 класс узнают об основах кибербезопасности и возможностях работы в интернете.
«В национальную программу «Цифровая экономика» включены мероприятия по повышению цифровой грамотности среди всех слоев населения, включая школьников», — добавил представитель министерства.
Победители Квеста 2020
В квесте “Сетевичок” в 2020 году приняло участие 609 тысяч школьников и студентов из всех регионов нашей страны.
В списке победителей тысячи победителей победителей на четырех уровнях: на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципалитета и образовательных организаций.
Мы не ставим задачу установить кто первый, а кто второй по уровню знаний, поскольку цифровая грамотность это естественная компетенция и мы живем в цифровом мире. Мы можем только сказать, что ребята из этих списков более подготовленные к реалиям цифрового мира и они имеют больше шансов достичь успеха в нем.
Мы желаем всем участникам быстрого интернета, безвирусного серфинга и много лайков.
Коллективное осознание
Для проработки курса цифровой грамотности для школьной программы профильный комитет Госдумы предлагает создать межведомственную рабочую группу при Минпросвещения и Минцифры. Предлагается включить туда представителей ведомств, депутатов, экспертов IT-индустрии и академическое сообщество. В Минпросвещения поддержали эту идею, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.
Первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Александр Малькевич сообщил «Известиям», что вместе с коллегами (из комиссии по СМИ и рабочей группы по противодействию распространения противоправной информации в Сети, защите пользователей интернета) готов принимать участие в разработке программы по цифровой грамотности. Тем более что с инициативой введения таких уроков ОП выступала многократно, подчеркнул общественник.
— О полной замене предметов речь идти не должна, тогда как перераспределить часы было бы логично. Сместить центр тяжести от информатики (например, программирования на устаревших языках вроде Basic) к тому, как защититься от угроз в цифровом мире было бы правильно, — сказал он.
В Positive Technologies отметили важность введения уроков цифровой грамотности в школах, но не стали бы заменять существующие предметы в школе. Скорее, они могли бы стать дополнением к другим урокам — например, ОБЖ и информатике. Схожей позиции придерживаются в НИУ ВШЭ. Уроки цифровой грамотности стоит включить как курс в существующие уроки, не создавая новый предмет, говорит преподаватель факультета компьютерных наук вуза Дмитрий Широков.
В Skyeng выразили готовность принять участие в разработке уроков цифровой грамотности, сообщил «Известиям» GR-директор компании Макар Гончаров. Этот курс должен дополнять уже существующие, например уроки по информатике, считают в Skyeng и в «Лаборатории Касперского».
Впрочем, член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Вадим Гриншкун считает, что в современных условиях цифровую грамотность невозможно сформировать у ребенка после обучения только по одному курсу. Это должна быть системная сквозная работа, пронизывающая самые разные учебные дисциплины и внеучебные мероприятия. И информатика в этой системе может и должна играть ключевую роль, отметил он.
При подготовке программ цифровой грамотности для школьников нужно обратиться к опыту Евросоюза, рекомендует гендиректор Moscow Digital School Дмитрий Захаров. Комиссия ЕС сформировала пять основных блоков. Во-первых, информационная грамотность — это то, как мы ищем информацию, анализируем и управляем ей. Во-вторых, коммуникация и сотрудничество — то, как мы общаемся в интернете. В-третьих, нужны правила создания контента, куда входят знания о нем, правилах размещения, авторских правах и прочее. В-четвертых, неприкосновенность ребенка и защита устройства и данных. В-пятых, изучение технологий и умение заставить их работать на себя.
В Group IB считают необходимым включить в школьную программу отдельный предмет по информбезопасности. Должна быть отдельная дисциплина ОБЖС, где могут изучать основы безопасности жизнедеятельности в Сети, соглашается президент Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров (АППСИМ) Владимир Зыков.
По данным опроса «Лаборатории Касперского», 22% детей в России сталкивались с кражей аккаунтов в соцсетях или на игровых платформах, 15% теряли данные из-за компьютерного вируса, 14% отмечали, что им писали странные сообщения взрослые люди, а 10% детей сталкивались с онлайн-мошенничеством.
Для российских школьников уже был разработан учебник по цифровой грамотности, сообщила «Известиям» его соавтор и глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. По ее словам, организация совместно с волонтерами даже проводила соответствующие уроки в школах десяти регионов России. Всего уроки прослушали более 1,5 млн школьников.
— Создано три учебных пособия для школьников разных возрастов с учетом их психологических особенностей: 1–4, 5–9, 10–11 классы. Учебники охватывают разные темы: проблема персональных данных в Сети, мошенничество, общение с незнакомцами в Сети, защита личного аккаунта, анонимность в интернете и многие другие, — рассказала Екатерина Мизулина.
По ее словам, уроки проходили в качестве факультативов в рамках ОБЖ или классных часов. Каждая школа решала этот вопрос самостоятельно, заключила Екатерина Мизулина.
В издательстве «Просвещение» поддержали инициативу введения уроков цифровой грамотности в школах. Там отметили, что уже разработали серии учебников и учебных пособий, посвященных данной теме.
Урок цифры
На сайте Всероссийского образовательного проекта в сфере информационных технологий «Урок-цифры» стартовал новый проект – «Цифровой ликбез». Как не столкнуться с интернет-мошенничеством? В чем заключается безопасное поведение в социальных сетях? Есть ли секреты эффективного времяпровождения в интернете? Обо всем этом новый просветительский проект «Цифровой ликбез». Как отмечают в Минцифре РФ, задача проекта – научить юных пользователей интернета самим определять вредоносный контент, осознанно публиковать информацию о себе, ограничивать доступ к личным публикациям и соблюдать цифровую культуру. «Цифровой ликбез» является приложением всероссийского образовательного проекта «Урок цифры», направленного на раннюю профориентацию школьников и реализующегося в рамках национального проекта «Цифровая экономика России». 12 шагов к цифровой безопасности:телефонное мошенничествоинтернет-мошенничествоинтернет-травлякража денежных средствкомпьютерные и телефонные вирусыэффективная работа с информациейиспользование достоверных источниковбезопасное общение в соцсетях и мессенджерахпокупки в интернетефинансовая грамотностьобщение с детьми о цифровых навыкахобучение детей учитьсяРебята могут посмотреть небольшие видео вместе с родителями. Пусть летние каникулы будут безопасными!!!