Учителю
При конструировании и планировании современного урока музыки используются методические рекомендации, полученные в рамках курсовой подготовки в ГБОУ НИРО и МФЭЦР “Актион”.
Конструкцию школьного урока можно представить четырьмя составляющими:
организационной, которая состоит из внешних элементов: структура, тип, вид урока;
содержательной – комплекс информационного материала, на котором строится урок: музыкальные произведения, литературные источники, живописные полотна, нотные тексты;
3) методической – содержит цель, задачи, методы, приемы;
4) педагогической – приемы и средства урока.
Дистанционное обучение
Добрый день, коллеги. Приветствую вас. Сегодня мы все собрались, чтобы решить проблему, которая возникает при подготовке к урокам музыки большей конечно частью у молодых специалистов и у тех, кто ведет уроки музыки не по специальности. Ну и чего греха таить, мы, специалисты по этому предмету, тоже продолжаем учиться и работать над этой темой.
Возникает проблема. Какая?
– Привычка к традиционному уроку.
– Боязнь нового.
– Непонимание информации.
– Неумение планировать современный урок.
– Да, это – проблемы сегодняшнего дня.
Мне предложили поделиться с вами моим небольшим опытом по проектированию современного урока музыки.
Итак, что же такое современный урок?
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени. Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.
Каждое время предъявляет свои требования к уроку.
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал. Ушинский
Во главу угла ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение:
Изменилась стратегия обучения.
На смену девизу:
ФГОС (если просто) – это ветер перемен? Если «да», то каких? Что делать? Откуда начать? Как спланировать свой маршрут, чтобы получить нужный результат, заказанный государством?
ФГОС (если серьёзно) – это обновление образования. Естественно, оно предполагает изменения в деятельности учителя.
Что такое обновление?
Обновление – это дополнение, предостерегающее или устраняющее неполадки, повышающие безопасность.
ФГОС – это обновление педагогической деятельности. Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести необходимый багаж теоретических знаний.
Самоподготовка учителя состоит в следующем:
Я хочу начать разговор с учебников, так как они играют немаловажную роль в проектировании урока. Для работы на уроках в 5–8 классах я использую учебники ,,Искусство” под редакцией Алеева. Как видите – я немного поработала по программе Критской. Но попробовав программу Алеева, решила остановиться на ней. Ну это дело каждого учителя выбрать ту программу которая ему более понятна и интересна. В начале учебников содержится вступительное слово. После каждой темы дается система вопросов и заданий для повторения и закрепления материала. В конце учебников предоставлены темы для исследовательских проектов. Учебники ярко иллюстрированы фрагментами из музыкальных произведений, нотных записей, произведений живописи выдающихся художников, литературными строками знаменитых поэтов, писателей, портретами и фотографиями выдающихся музыкантов – исполнителей, дирижеров.
Вместе с учебником учащиеся знакомятся с различными видами искусства – литературой, музыкой изобразительным искусством, кино, театром, телевидением. Разнообразие материалов учебников будят творческую инициативу, развиваютфантазию и воображение учащихся. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству.
Как учебник помогает про конструировании урока. В отличии от традиционных учебников прошлых лет (например берем Кабалевского),где темы были четко распланированы с точным указанием -что говорить учителю и даже что должны ответить дети ,в современном учебнике дается только тема и учителю предоставляется полная свобода в конструировании урока . Мы сами решаем ,как начать свой урок, где у вас будет кульминация, где уместный опрос и т.д.
Итак, у вас на партах две таблицы.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
И отличие традиционного урок от урока по ФГОС
Сегодня рассмотрим и заполним эти две таблицы на нашем мастер-классе. Начнем с первой.(беседуем, заполняем)
На столах учебники 5 класса.
Предлагаю послушать Притчу ,,Дар богу” Светланы Копыловой.
– Что вы можете сказать об этом произведении?
– Какие чувства оно у вас вызвало?
– Почему для Бога слезинка грешника – дороже всех даров?
– Что такое раскаяние? (Чувство.)
– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О чувствах.)
– Каждый ли человек может чувствовать?
– Встречали ли людей бесчувственных?
– Нужно ли учиться чувствовать?
– Что нам поможет испытать разные чувства? (Искусство.)
Да, действительно, искусство – это отражение жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.
Обьявление темы урока
Давайте сформулируем тему урока. Учитель подводит ребят к теме урока: “Мир человеческих чувств”.
У вас на партах листок с приемами организационного момента. Какой прием использован сейчас мной?
Сообщение целей и задач. ( Целеполагание)
– Для чего нам надо изучить эту тему?
– Что даст нам изучение этой темы?
И т.д. по схеме.
Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
– Ну и в заключение еще одна притча.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.
Цель урока: Дать понятие об основах
моделирования уроков музыки.
Рекомендуемый музыкальный материал. Б.
Савельев “Неприятность эту мы переживем”, А.
Новиков “Смуглянка”, Е. Кузнецов “Топотушки”,
Р. Паулс “Колыбельная”, Чешская полька, В.
Шаинский “Песня крокодила Гены”, М. Блантер “В
лесу прифронтовом”, Б. Савельев “Смешной
человечек”, “Во поле береза стояла”,
“Солдатушки”, Д. Кабалевский “Маленькая
полька”, Е. Кузнецов “Русские танцы для баяна”,
М. Кюсс “Амурские волны”, И. Иванович “Дунайские
волны”, Л. Бетховен “Сурок”, Б. Савельев “Если
добрый ты”, И. Бах “Шутка”, Э. Григ “Утро”, В.
Моцарт “Экспозиция 1 части симфонии № 40”, П.
Чайковский “Осенняя песня”, О. Юдахина
“Дождик”, “Романс неизвестного автора”.
I этап урока. Организация начала урока.
Цель: организация усвоения материала,
запланированного по теме.
Звучит музыкальное приветствие-импровизация:
“Здравствуйте – вам!” – “Здравствуйте!”
Учитель. С какой добротой вы произнесли слово
“здравствуйте”, и это замечательно. С таким
лиричным настроением мы приступаем к работе.
II этап. Сообщение темы.
Цель: формулировка главной цели урока.
Давайте озвучим тему урока (название темы на
доске).
Студенты. Основы моделирования уроков
музыки.
Учитель. Вслушайтесь в каждое слово: “Основы
(пауза) моделирования (пауза) уроков музыки”.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня
на уроке?
Студенты. Об основах моделирования уроков, о
понимании данных основ.
Учитель. Попытайтесь сформулировать цель
урока музыки.
Студенты. Понять основы моделирования уроков
музыки, сформировать знания, умения, навыки
моделирования.
Учитель. Вы правы, цель занятия – “Дать
понятие об основах моделирования уроков
музыки”.
III этап. Повторение учебного материала по теме:
“Типы и структура урока музыки”.
Цель: активизация знаний по структуре и типам
уроков музыки.
А теперь вспомните: на прошлом занятии мы из
дидактических деталей педагогического
конструктора построили урок музыки. Какой
строительный материал нам для этого
потребовался?
Студенты. Этапы структуры: начало урока;
сообщение темы; объяснение нового материала;
осмысление учебного материала; обобщение знаний,
умений, навыков; итог урока; домашнее задание.
Учитель: Вот этот материал (на доску
вывешивается плакат).
Вы правы, каждый названный вами структурный
компонент является своеобразным кирпичиком
конструктора урока музыки. Используя разный
порядок этих кирпичиков, мы с вами строили разные
структуры уроков, и значит, получали разные типы
уроков музыки. От чего зависит тип урока?
Студенты. От цели и ведущих задач.
Учитель. Что заставляет учителя менять
структурные компоненты урока?
Студенты. Цель, которую он перед собой ставит.
Учитель. В связи с этим можно выделить
следующие типы уроков музыки (учитель жестом
руки показывает возможность студентам
продолжить данное предложение, но через
несколько секунд останавливает: “Стоп! Не
произносите пока ни одного слова. Для проверки
знания типов уроков музыки для вас приготовлено
другое задание”).
– Сейчас я попытаюсь продемонстрировать
определенные этапы уроков музыки, вы смотрите,
слушаете, думаете, исполняете роль младших
школьников, а потом отвечаете на вопрос: “На
каком типе урока музыки преимущественно может
быть использован этот компонент?” (Приложение1
Фрагменты уроков, предлагаемые студентам)
Беседа со студентами по каждому из фрагментов
по вопросам:
На каком типе урока может быть по преимуществу
использован этот компонент?
Обоснуйте своё мнение, почему вы так считаете.
Учитель. Мы увидели 6 типов уроков музыки. Они
перед вами.
Вспомните педагогику и скажите, единственной
ли в дидактике и методике обучения является
предложенная вам классификация уроков?
Какие еще типы уроков существуют?
Этот тип урока является ведущим в
общеобразовательной школе. Он предусматривает
единство всех ведущих структурных компонентов
других уроков. Он как бы связывает,
согласовывает, комбинирует все элементы вместе.
Назовите данный тип урока.
Студенты. Это комбинированный урок.
Учитель. Вы правы, такой урок позволяет
решить задачи организации деятельности, подачи
новых знаний, задачи повторения и закрепления,
контроля и коррекции. И не секрет, что в школе в
основном используется комбинированный тип урока
музыки. Обратившись к специальной литературе, мы
можем встретить и такую классификацию типов
уроков музыки:
Скажите, данные классификации типов уроков
музыки противоречат друг другу или нет?
Студенты. Противоречия здесь нет.
Учитель. Почему, объясните.
Студенты. Потому, что урок введения темы
равносилен организационному уроку и уроку
изучения нового материала; урок углубления темы =
урокам закрепления и повторения; урок обобщения =
контрольный урок и урок коррекции.
Учитель. Вы правы, урок введения темы может
включать в себя компоненты организации
деятельности и изучения нового материала. Урок
углубления темы – компоненты закрепления и
повторения. Урок обобщения темы – компоненты
контроля и коррекции. Из вышеперечисленных
компонентов рождается комбинированный урок. Это
урок, представляющий единство компонентов всех
типов уроков музыки.
IV этап. Формирование навыков моделирования
уроков музыки.
Цель: сформировать навыки моделирования
уроков.
Учитель. Возьмем за основу одну
классификацию, например, предложенную автором
Затяминой Татьяной Анатольевной и спросим себя:
“Что такое модель урока музыки?”.
Обратимся к справочным материалам и попробуем
найти определение слова “модель” (учитель
проговаривает шепотом: “возможно, это будет
всего лишь одно слово”), имеющее
непосредственное отношение к теме нашего урока.
Работать будем по группам. Класс делится на 2
группы по 10 человек. Справочные материалы
(Приложение 2)
На выполнение работы отводится 1-2 минуты урока.
Учитель. Работа завершена. Какое определение
слова “модель”, вы выбрали? (Выступления
представителей групп). Вы правы, модель – это
образец. Это основа для нанизывания
содержания структурных компонентов урока музыки.
Сегодня мы попробуем показать свои модели
фрагментов уроков музыки. ( Проверка домашнего
задания). Но прежде обратимся к рабочему листу с
таблицей. Вы видите, это анализ фрагментов урока
музыки.
Объясняю задание. Мы смотрим представленный
группой фрагмент урока и ведем рабочие записи в
данном листе. Каждый представитель группы
объявляет тему урока, но не озвучивает цель урока
и задачи своего фрагмента.
Просмотр трёх фрагментов урока музыки. ( Приложение
3. Проверка домашнего задания). Анализ
фрагментов уроков, подготовленных группами в
качестве домашнего задания.
Учитель. А теперь послушайте меня очень
внимательно. Чтобы анализ урока не превратился в
критиканство, сначала мы должны научиться
понимать замысел автора, т.е. понимать
происходящее здесь и сейчас.
Поэтому, сейчас мы постараемся задать друг
другу вопросы на понимание. Они будут начинаться
так: “Правильно ли я вас поняла, что :”.
Продолжением могут быть следующие слова: “целью
данного урока является формирование музыкальных
понятий “лад”, “мажор”, “минор”; “формой
демонстрации первого фрагмента был показ”;
“целью третьего этапа 2 фрагмента является
обобщение полученных знаний” и т.д.
Каждый студент высказывает собственное мнение
по вопросу понимания продемонстрированных
фрагментов.
Какие еще вопросы на понимание у вас есть?
Проговорите их друг другу. ( Обсуждение в группах.
Ответы студентов).
Теперь мы можем сказать, что поняли
происходящее? (Да).
V этап. Итог урока.
Цель: подведение итога урока музыки.
Учитель. – Давайте подведем итог урока. От
чего зависит эффективность урока музыки?
Студенты. От осознания цели и задач урока.
Учитель. Без каких условий урок не сможет
состояться? (Учитель обращает внимание на схемы
структуры и типов уроков на доске, на таблички со
словами: “показ”, “рассказ”, “схема”).
Учитель. Объясните, могут ли данные
условия иметь непосредственное отношение к
основам моделирования уроков музыки?
Что будет являться главным фундаментом для
постройки модели урока музыки? (Осознание
главной цели и задач урока, основ моделирования).
Можно ли сказать, что мы достигли цели, которую
поставили в начале занятия? Проговорите её.
Какие фрагменты урока вам понравились больше
всего, потому вам хотелось бы их еще раз увидеть,
услышать или даже самим продемонстрировать?
Как вы считаете, что у нас получилось?
Если в следующий раз мы будем заниматься
моделированием уроков музыки, что мы должны
учесть, чтобы было лучше?
Как эти основы, эти знания вам могут
пригодиться в дальнейшей практической
деятельности?
И главный вопрос нашего двухчасового урока
музыки: “Зачем состоялся сегодня урок музыки?”.
Студенты. Чтобы понять основы моделирования
уроков музыки и в дальнейшем применять их на
практике.
А теперь давайте немножко отдохнем, закроем
глаза, послушаем прекрасную музыку романса
неизвестного автора (из фонохрестоматии 1 класса;
авторы программы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С.
Шмагина) и вспомним всё то, о чем мы говорили
сегодня на уроке. ( Во время звучания
обаятельно-чувственной,
сентиментально-бархатной музыки, учитель тихо
прикрепляет к доске готовые, разнообразные по
форме, бумажные аппликации).
Откройте, пожалуйста, глаза и посмотрите на
доску. Опорные слова урока превратились в
какой-то очень оригинальный рисунок (Рисунок 1).
Какие ассоциации он у вас вызывает?
Студенты. Город музыки; музыкальная страна;
природная, звуковая атмосфера музыки.
Учитель. Великий педагог, профессор, доктор
психологических наук Шалва Александрович
Амонашвили сказал: “Учитель – это исполнитель
педагогической мелодии урока”. И конечно, очень
хочется, чтобы мелодии ваших уроков стали
полнозвучными, жизнеутверждающими,
величественными, необыкновенно-гармоничными и
самостоятельными мелодиями любви, добра,
творчества, мудрости, взаимопонимания и уважения
к детям. Чтобы они смогли заполонить каждый дом,
улицу, город необыкновенно-выразительной страны
под названием “Музыка”. А завершить урок я хочу
пожеланиями:
Пусть нежным взглядом, мягким жестом
Начнется первый ваш урок.
С улыбки искренней, сердечной
Родится школьный диалог.
И полетят слова, как птицы,
Кружась в небесной высоте,
Перекликаясь с умной мыслью
И с юморинкой на лице.
Пусть ни один кирпичик злости
Не разобьет окно надежд.
А лишь укажет путь – дорожку
В страну невиданных чудес.
Где моделируют уроки
Легко и быстро каждый день.
Где конструируют фундамент,
Забыв усталость и немую лень.
Где беззаботно солнце светит
И звуки радостно поют.
Мечтами полон город этот
Искусством музыки его зовут.
Так пусть же разноликим тембром
Взорвется ваш педагогический талант.
Ступайте смело в мир познаний,
В мир творческих и жизненных удач.
Большое спасибо за хорошую работу на уроке.
VI этап урока. Домашнее задание.
Цель: закрепление знаний по основам
моделирования уроков музыки.
Учитель. Домашним заданием будет
смоделировать весь урок музыки.
Приложение 1, приложение
2, приложение 3.
Согласно ФГОС главный принцип обучения —
системно-деятельностный подход, при котором
ученик сам добывает знания и готов к
саморазвитию и непрерывному образованию.
Учитель должен так построить свою деятельность,
чтобы создать условия для инициирующих действия
учащихся. Это становится возможным, если этапы
урока отражают структурные элементы
“деятельности”: мотив, цель, действия для их
достижения.
Системно-деятельностный подход определяет
необходимость представления нового материала
через развертывание последовательности учебных
задач, моделировании изучаемых процессов,
использования различных источников информации,
в том числе информационного пространства сети
Интернет. Как уйти от привычных рамок урока и
добиться заинтересованности детей к предмету.
Для этого в педагогике существуют различные
методы и приемы. Методы, приемы – это группа
средств, которые позволяют достичь
определенного результата на уроке, т.е.
реализовать его содержание, организовать
деятельность учителя и учащихся.
Метод (от греч.metodos – путь к чему-либо) в
образовательном процесссе выполняет роль
связующего звена между целью и конечным
результатом, т.е. метод является способом
упорядоченной взаимосвязанной деятельности
учителя и учащихся, направленным на решение
комплекса задач учебного процесса, позволяющим
достичь намеченной цели.
В педагогической практике существует
множество методов и их классификаций по самым
разным признакам, широко применяемые в
педагогической практике, в том числе и на уроках
музыки в школе. Начиная от беседы, лекции,
рассказа, письменного задания или упражнения,
работы с учебником, до проблемных методов
обучения, требующих доказательств из справочной
литературы или книги и исследовательской
деятельности, к которой относят наблюдение,
эксперимент, проектную деятельность. Выдающиеся
музыкальные деятели, исследователи музыкальной
педагогики такие как, Д. Б. Кабалевский, Л. В.
Горюнова, Э. Б. Абдуллин и Е. В. Николаева создали и
разработали методы музыкального образования.
Для конструирования современного урока музыки
наиболее плодотворными являются:
Методы стимулирования и мотивации учения
Метод музицирования – связан с
освоением элементов музыкальной ткани, норм,
правил создания и способами исполнения музыки на
основе внутренней активности человека. Метод
позволяет включиться каждому человеку в процесс
продуцирования музыки вне зависимости от
развитости его способностей, умений.
Метод соучастия – позволяет
приобщиться к коллективным формам музыкальной
деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в
оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый
метод позволяет учащимся попробовать свои силы,
ощутить себя частью творческого коллектива,
пробудить потребность в коллективном
творчестве.
Метод импровизации – связан с тем,
чтобы проявить свои исполнительские умения,
показать возможности своего воображения,
фантазии.
Метод “учебный бреймсторминг”
(мозговой штурм) – направлен на поиски путей и
содержания в решении творческой задачи.
Методы организации и осуществления учебных
действий и операций
Метод “художественного движения” – связан с
освоением музыкальной ткани произведения,
закономерностей развития музыкальных образов.
Метод музыкальных композиций –
связан с постижением художественных
закономерностей создания музыкальных
произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами
учащегося являются голос, инструмент,
произведения литературы, живописи, электронные
средства.
Метод “музыкальный театр” –
направлен на постижение целостного музыкального
содержания. “ Музыкальный театр” помогает
ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.
Метод погружения – позволяет
осознать ценностно-смысловое значение
музыкального произведения в жизни человека.
Метод фонопедических упражнений –
направлен как на развитие качественных
характеристик голоса, так и на формирование
певческо-исполнительских навыков.
Метод имитационного моделирования
– направлен на освоение норм, правил, способов
создания музыкального произведения или
возможности его исполнительского воплощения.
Метод проектов – позволяет
учащимся проявить как свои знания, умения в
самостоятельной работе с информацией, так и
волевые качества, интересы предпочтения.
Метод “пластическое интонирование”
– направлен на освоение способов “активного
слушания”. Метод позволяет:
– выявить сходство и различия музыкальных
произведений;
– сопоставить музыку с другими видами
искусства, такими как живопись, литература,
скульптура;
– сопоставить музыку с жизненными явлениями и
событиями человека;
– перевести содержание музыки в словесную
форму, размышления, рассуждения о музыке;
– перевести содержание музыки в рисунок;
– отразить звучание музыки в пластике и
движении (музыкально – пластическое
интонирование);
– анализировать музыкальные произведения;
– вокализация инструментальных произведений;
драматизация музыки (инсценировка).
Методы контроля и самоконтроля
Метод “синквейн” – является
одним из методов развития критического мышления,
учит доказательно и логично строить свои
высказывания о музыке.
Цифровой диктант – метод,
который позволяет за очень короткое время
проверить и оценить знание музыкального
содержания, наглядно оценить уровень достижений
учащихся.
Викторина – метод, широко
используемый в практике музыкального
воспитания. Позволяет проверить и оценить
знания, связанные с музыкальным содержанием.
Средствами являются вопросы и ответы.
Прием по отношению к методу, носит подчиненный
характер. Он представляет единичное действие,
шаг, ведущий к намеченной цели. Если метод
представляет завершенное действие, то прием
отличается незавершенностью. Он предстает как
частное проявление метода и имеет одностороннее
действие. В своем осуществлении он исходит из
правил метода, в состав которого он входит. Одни и
те же приемы могут быть использованы в разных
методах. И наооборот, один и тот же метод в
практике его реализации может включать
различные приемы.
Прием в педагогике – практический механизм
применения воспитательно – образовательных
методик и технологий в процессе формирования
сознательной, всесторонне развитой личности.
Отбирая приемы, учитель должен однозначно
понимать цель, на которую они будут направлены.
Выделим те приемы, которые позволяют учащимся
научиться понимать музыкальный текст:
Прием визуализации. Визуализировать
– значит вывести наружу, сделать видимым. Данный
прием позволяет визуализировать, перевести в
зрительную модальность не только средства
музыкальной выразительности, которые имеют
графические изображения, но и эмоциональное
состояние, впечатления. Действие осуществляется
как перенос внутреннего ощущения в зрительный
образ. Средствами визуализации являются
различные зрительные модели: спонтанное
рисование, цветовое и графическое изображение,
пластическое движение (руки, тело).
Прием “музыкальная палитра”. Палитра
– наглядная представленность всех возможных
элементов музыкальных средств (композиционных,
выразительных, ценностно-смысловых). Слушая
произведение, дети сами составляют музыкальные
палитры (индивидуальные, коллективные).
Прием “партитура прогнозов”, или “слушание
с остановками” – учит ребенка предвидеть
музыкальный текст, “думать вместе с
композитором”, учится анализировать
отдельные элементы музыкального текста. Прием
основан на активизации внимания, памяти,
представлений.
Прием “снежный ком” позволяет
учащимся найти наиболее адекватные смысловые
характеристики музыкальным средствам; выделив
одно из музыкальных средств, искать ему
адекватные вербальные истолкования (слова
подбираются на основе какого-либо одного
признака – мягкий, колючий или статичный,
окаменевший). Таким образом музыкальное средство
обрастает смысловыми характеристиками, что и
позволяет понять его предназначение в
музыкальном тексте.
Прием “пчелиные соты”. Учащимся
нужно заполнить пустые квадраты в таблице,
каждый столбец которой является контекстом, в
рамках которого можно интерпретировать значение
музыкального произведения (при работе в группе
каждая строка в таблице может принадлежать
отдельным учащимся, что позволяет увидеть
различные мнения и сопоставить их).
Прием “камень преткновения”. В
качестве “камня преткновения” выбирается
чье-либо высказывание о произведении (стихи,
слова автора и т.д.). Учащиеся включаются в поиск
тех доводов, которыми он объясняет собственное
отношение к информации, приводят доводы
соглашательского или опровергающего характера.
Выделяется еще одна группа приемов, которые
могут быть использованы в методах, связанных с
освоением способов и коллективных форм
музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое
пение, игра в оркестре). Важно, чтобы, например,
хоровое пение для детей было именно
деятельностью, а не формой, в которой учитель
развивает вокально-хоровые навыки.
Прием “музыкальные ласточки” позволяет
быстро сконцентрировать внимание на выполнение
общей задачи. Средства реализации – тетрадные
листы. Дети повторяют движения за учителем. Под
звучащую музыку листочки, находящиеся в руках у
каждого ребенка, ударяются друг о друга, по
внешней поверхности одной руки, затем по
внутренней, далее аналогично по другой руке, по
плечам и т.п.(соблюдается метрическая пульсация,
выполняется роль шуршаще-ритмического
аккомпанемента).
Прием “повторяющийся ритм” помогает
настроить учащихся на единый пульс, темп
действий, вырабатывает навык взаимодействия с
ведущим. В основе – ритмическая фраза, которую
можно повторять непрерывно. Учитель
прохлопывает этот ритм, затем дети повторяют его.
Ритмическая фраза повторяется до тех пор, пока у
каждого из детей она будет получаться легко и
произвольно. После этого ритм можно изменить.
Можно использовать разные способы
воспроизведения: ритмические инструменты, текст,
различные части тела.
Прием “музыкальное приветствие” развивает
зрительный и слуховой контакт, настраивает на
спокойный ритм, тихую динамику. Учитель
произвольно поет мелодию с текстом: “В доме моем
– тишина, в доме моем – я одна. И только тихо
шуршунчики шуршат, стукунчики стучат,
трескунчики и т.д.”. Текст сопровожлается
соответствующими звуковыми движениями. Дети
включаются в поиск звуковых изображений.
Прием “музыкальные шаги”. Содержанием
действий является любая ритмическая формула,
например, ти-ти-та. Все действия выполняются
только ногами. Дети стоят возле парт, начиная с
левой ноги выполняют движение на месте – ти-ти-та
(лева, правая, левая). Могут выполнять по цепочке,
по рядам, по парам, в движении и т.д. Главное
правило – точное соблюдение ритмической
формулы.
Прием “передай другому”
позволяет подвести детей к одному ритму и темпу,
выровнять энергетическое поле для последующих
действий, сосредоточиться на восприятие
информации. Средства – деревянная палочка для
каждого ребенка (ручка). Музыкальное
сопровождение в размере 4/4. Действия выполняются
в кругу или стоя возле парты, развернувшись к
соседу так, чтобы получились две параллельные
линии. Палочка – в правой руке. Учитель считает
до трех – дети перекладывают палочку на каждый
счет из одной руки в другую, а на счет четыре – из
левой руки передают палочку стоящему слева, а
правой рукой берут палочку из рук ребенка,
стоящего справа. У каждого палочка вновь
оказывается в левой руке. Вначале действия
выполняются под счет, затем – под музыку.
Ведущими современными педагогами были
разработаны приёмы и техники, способствующие
внедрений технологий деятельностного подхода на
уроке. Селиховой Т. Ю. был разработан конструктор
урока, позволяющий плодотворно организовать
учебную деятельность учащихся. Примеры
использования некоторых известных приёмов и
техник на уроках музыки:
Прием “Необъявленная тема” – ученики
сами определяют тему урока, учитель лишь
помогает и наводит на мысли. Данный приём
позволяет создать мотивацию для изучения темы
урока, используется для привлечения интереса
учащихся к изучению новой темы, в которой есть
непонятные термины.
а). Учитель: – Мы начинаем изучать новую тему, но
она будет загадкой. В течение урока вы сами
попытаетесь её разгадать ( вместо темы — ?)
Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят
учеников на определение темы урока. ( Тема урока:
“Музыкальные инструменты” 1 класс.)
б). Дети входят по звучание музыки (плясовые
наигрыши в исполнении оркестра русских народных
инструментов).
– Вы сейчас зашли под музыку, определив состав
ее исполнителей, вы можете назвать тему урока.
(тема урока: “Оркестр русских народных
инструментов” 2 класс.)
Прием “Угадай пропущенное в теме
урока”.
а). Тема урока: “Мелодия – душа музыки” 1 класс.
На доске запись: “ _____ – душа музыки”.
– В течение урока попытайтесь ответить, что
является душой музыки.
б). Тема урока: “Композитор — имя ему народ” 4
класс. На доске запись: “Композитор – имя ему
___________”.
– В течение урока вы должны догадаться, какое
слово пропущено.
Прием “Нестандартный вход в урок”.
Учитель начинает урок с противоречивого факта,
который трудно объяснить на основе имеющихся
знаний.
а). Тема урока: “Музыка на мольберте” 5 класс.
– Что такое мольберт? Может ли музыка звучать с
мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на
тему “Музыка на мольберте”.
Прием “Ассоциативный ряд”.
К теме урока дети называют слова — ассоциации.
Тема урока: “Балет”. (балерина оркестр танец
театр музыка).
– Дайте определение понятию балет.
Прием “Ассоциативный ряд” (наоборот).
Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме
или понятию урока, дети угадывают загаданное
понятие или тему. На доске слова: спектакль,
декорации, хор, оркестр, солист.
– Посмотрите на слова, выписанные на доске, все
они связаны с темой сегодняшнего урока, назовите
её. (“Опера”.)
– Дайте определение понятию опера. Опера —
музыкальный спектакль в котором действующие
лица поют хором или сольно в сопровождении
оркестра, управляемого дирижером.
Ученики класса стоят возле парт. Учитель просит
по цепочке каждого ученика назвать по одному
музыкальному инструменту (композитору или др.)
Тот, кто назвал верно – стоит, кто ошибся, повторил
или не смог ответить — садится. Прием можно
использовать в начале урока, как разминку.
Прием “Похлопай — потопай” или “Да —
нет”.
Учитель произносит утверждение — если ученики
согласны с ним — хлопают, не согласны — топают.
а). “ Снегурочка” Римского — Корсакова — это
балет;
б.) Иван Сусанин — герой оперы “Садко”
Римского-Корсакова;
в). Виолончель — духовой музыкальный
инструмент и т. д.
Прием “Встать — сеть – похлопать”.
Учитель договаривается с учениками, что:
а). Если они услышат от учителя инструменты
симфонического оркестра — дети встают, если
народного — садятся, если в двух оркестрах –
хлопают. Слова: скрипка, туба, виолончель,
барабан, гусли, балалайка и т.д.
б). Если учитель назовет группу струнных
инструментов – дети встают, если ударных —
хлопают, духовых — садятся.
в). Если учитель называет русских, зарубежных
композиторов – дети встают, садятся или хлопают.
Учитель или 2 ученика произносят названия
музыкальных инструментов, дети из класса
показывают как на них играют.
Прием “Выбери ответ”.
В разных концах класса вывешивается несколько
пройденных понятий. Детям индивидуально или
группе учащихся раздаются карточки с вопросами.
За определенное время дети должны подойти к
нужной надписи на стене, с правильным ответом.
а). Надписи на стенах: опера, балет, мюзикл.
Карточки у детей: П. И. Чайковский “Щелкунчик”; М.
Коваль “Волк и семеро козлят” и т. д.
б). Надписи на стенах: вокальная,
инструментальная музыка. Карточки у детей: песня,
танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.
Прием “Найди пару”.
Детям раздаются карточки на одной вопрос, на
другой — ответ. В течении определенного времени
дети должны найти друг друга. Вопросы могут быть
на знание пройденных жанров, композиторов и их
произведений, и т.д.
Прием “Светофор” или “Смайлик”.
Для этого приема дети самостоятельно дома
изготавливают карточки, с одной стороны красного
цвета с грустным лицом, а с другой — зеленого и
веселым лицом. Используются для определения лада
музыки — мажор, минор.
Прием “Создай паспорт”.
При изучении какой либо темы, можно попросить
детей создать паспорт. Это может быть паспорт
композитора, жанра музыки или музыкального
инструмента.
Синквейн – прием технологии развития
критического мышления на стадии рефлексии (от
французского слова “пять”) – это стихотворение,
состоящее из 5 строк, используемое для фиксации
эмоциональных оценок, описания своих текущих
впечатлений, ощущений и ассоциаций. Правила
составления синквейна: Первая строка – одно слово
– существительное, название стихотворения, тема;
Вторая – два прилагательных, подбираемых в 1
строчке; Третья – три глагола, подбираемых к 1
строчке; Четвертая – фраза, выражающая свое
отношение к теме, цитата, крылатое выражение,
афоризм; Пятая – слово – резюме, ассоциация к
первой строчке, дающее новую интерпретацию темы.
Например: Музыка инструментальная, вокальная.
Звучит, играет, слышится. Музыка, подобно дождю,
капля за каплей, просачивается в сердце и
оживляет его. Искусство.
Прием – Таблица “ЗХУ”.
З – что мы знаем, Х – что мы хотим узнать, У –
что мы узнали и что нам осталось узнать (музыку к
“Щелкунчику” написал композитор Чайковский;
“Щелкунчик” написан в жанре балета; в основу
положена сказка. Кто автор сказки “Щелкунчик”;
как раскрываются герои сказки в музыке.)
Выбор методов и приемов обучения зависит от
целей, задач и этапов урока, их можно
использовать в индивидуальной работе, но
эффективнее их использование в парной и
групповой работе. Приемы “Необъявленная тема”,
“Нестандартный вход в урок”, “Угадай тему
урока”, “Ассоциативный ряд” рекомендуется
применять в начале урока для заинтересованности
учащихся, вовлечения их в деятельность и
создания позитивной мотивации к учению. Для
актуализации знаний учащихся подойдут такие
приемы, как “Похлопай — потопай” или “Да —
нет”, “Найди пару”, “Цепочка”, “Выбери ответ”.
Помогут решению учебных задач приемы “Создай
паспорт”, таблица ЗХУ. “ Светофор” поможет
учителю оценить знания учащихся, они при ответах
других детей будут показать зеленый свет
светофора, если ученик согласен с утверждением
или красный — если не согласен. На этапе
рефлексии дети с удовольствием используют
творческий прием “Синквейн”. Важно помнить, что
все приемы и методы должны способствовать
созданию активной позиции учащихся на уроке, на
котором ученик – не пассивный слушатель, а
главное действующее лицо урока. Благодаря новым
приемам и методам, ученики думают, рассуждают,
делятся своими мнениями. Одно из главных условий
обучения — это доброжелательная, комфортная
среда на уроке, где учитель поддерживает
учеников и в классе присутствуют партнерские
отношения между учителем и учеником, учеником и
учеником, учеником и группой. Заинтересованность
учителя, его стремление к усовершенствованию
учебной деятельности — залог успеха!
Список использованной литературы.
1. Методика музыкального воспитания в школе.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М., М, 1998 г.
2. Оптимизация процесса обучения. Бабанский Ю. К.,
1977
3. Современный урок музыки: методика
конструирования, сценарии проведения.
Т. А. Замятина, М., “Глобус”, 2008г.
4. Общая педагогика: курс лекций.
Калининград,1996г.
5. Дидактические основы методов обучения.
Лернер И. Я.,М.,1981г.
6. Кулагина И. Е. Художественное движение. М., 1999г.