ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 9 КЛАССА

Семейный
бюджет (сюжетно-ролевая игра для школьников)

развитие мыслительной активности
учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и
социально ответственные решения; развитие способностей:

– к системному анализу проблем и принятию
целесообразных решений по ним;

– к эффективному деловому взаимодействию в ходе
коллективной работы по принятию решений;

– к ответственности перед другими членами
«семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости,
предприимчивости.

Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и
распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.

Составляют характеристику семьи, обсуждая
вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия,
пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму
доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 9 КЛАССА

Каждая «семья» знакомит других участников игры,
экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и
ее доходах.

Необходимо спланировать близко к реальной жизни
предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых
доходов. Заполняют таблицу


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ 9 КЛАССА

Каждая «семья» представляет свои расходы и
комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других
участников игры.

Каждая «семья» получает индивидуальную
ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. « Семьи»,
обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

1. К вам в гости приехала дальняя родственница
из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить
весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он
случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить
ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в
этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие
платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша
жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

4-й этап. Подведение итогов.

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого
«члена семьи». ( Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как
«семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)

Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Высказывается эксперт, который подводит итог
игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.

Конкурс «Первобытный бартер»

Время для подготовки 5 минут. Правильный ответ оценивается в 3 балла.

Задание для команды 1

В одной деревне за 6 куриц можно было получить один топор, или 3 метра холста, или 12 глиняных мисок. Сколько метров холста можно обменять на 3 топора; на сколько глиняных мисок можно обменять 1 метр холста? (9 метров холста, 4 глиняные миски.)

Задание для команды 2

Крестьянин менял зайцев на кур: брал за двух зайцев три курицы. Сколько зайцев нужно поймать крестьянину, если ему нужны 24 курицы? (16 зайцев.)

Ведущий 1. Как мы видим, люди немало перепробовали разных «денег», пока пришли к деньгам металлическим. Но и эти Деньги отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, полуколец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими можно было расплачиваться за любой товар. Они были эквивалентом (от латинского слова «равноценный») всех других товаров.

Ведущий 2. Интересно, какие же были деньги в разных странах?

Ведущий 1. В Древнем Китае, например, были широко распространены бронзовые деньги в виде ножей, рыб, колокольчиков, мечей.

В Древней Греции, в Афинах, поклонялись дочери Зевса Афине и на монетах изображали ее профиль, а на обороте монеты – сову, считавшуюся священной птицей. По ней и деньги назывались – совы.

В Древней Ольвии монеты не чеканились, а отливались из меди: дельфинчики – мелкие монеты, а ассы – крупные монеты-диски.

Свое слово в истории денег сказали арабы, объединенные во II веке в государство Арабский халифат. Начав свои завоевательные войны во имя Аллаха, арабы познакомились с деньгами разных стран и быстро приспособили их для своих нужд как арабские деньги. Позднее арабы ввели во всех подчиненных им землях единую денежную систему. Динар – золотая монета, дирхем – серебряная монета, фелс – медная мелкая монета.

Конкурс «Загадки на монетах»

Команды должны ответить, почему изображения именно этих животных – зверей, рыб, птиц – попали на монеты разных стран. Время подготовки – 7 минут. За правильный ответ – 1 балл.

1. Индия – зебу.

2. Ирландия – заяц.

3. Республика Конго – леопард.

4. Мадагаскар – буйвол.

5. Греция – сова.

(Зебу – очень распространенный в Индии вид домашнего скота, он играет большую роль в жизни индийских крестьян.

Заяц – самое любимое животное ирландцев.

В тропических лесах Конго леопард – царь зверей, самый умный и хитрый хищник.

Буйвол очень помогает крестьянам в их хозяйстве, он сильнее и выносливее лошади. Крестьяне Мадагаскара не выжили бы без помощи буйвола.

Жители Греции всегда любили и уважали сову, считая ее самой умной и мудрой птицей.)

1. Австралия – утконос.

2. Греция – дельфин.

3. Сингапур – рыба-меч.

4. Исландия – морской скат.

5. Индонезия – венценосный голубь.

(Утконос – очень интересное животное, не похожее на других. Он откладывает яйца, кормит детенышей молоком, покрыт шерстью и имеет нос, похожий на утиный клюв. Живет только в Австралии.

Греция находится на Балканском полуострове и многих островах. Греки с древности плавали по морям, и их в путешествиях сопровождали умные и веселые дельфины.

Сингапур со всех сторон окружен теплыми экваториальными водами, в которых водится много диковинных рыб, одна из самых интересных – рыба-меч.

Исландия – остров в северных водах, но благодаря теплому течению Гольфстрим около него водится очень много рыбы. Жители Исландии – опытные рыбаки и хорошо знакомы с рыбами, обитающими в их морях, в том числе и со скатами.

Венценосный голубь – очень красивая птица, водится только на островах Индонезии. Индонезию называют «птичьим раем», и венценосный голубь – основной ее житель.)

Ведущий 1. Наша игра подошла к концу. Спасибо всем участникам, которые сегодня в полный голос заявили о себе как о претендентах на бизнесменские кресла. Сейчас мы услышим оценки, вынесенные жюри, и узнаем победителей.

В качестве дополнительный материала мы предлагаем вам: Экономический кроссворд

Рекомендуем посмотреть

Кроссворд для школьников по теме: Экономика

Пословицы о деньгах

Экономическая игра для школьников

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ

Обобщение
и систематизация приобретенных знаний и умений по дисциплине, развитие критического
и творческого мышления, активности студентов и дальнейшее стимулирование к изучению курса экономики.

1. Развитие познавательной деятельности по
предмету экономика.

2. Развитие коммуникативной компетенции
студентов, ответственности за работу в творческой группе, профессиональных
интересов.

3. Развитие навыков анализа и поиска
информации в составе творческого коллектива.

ЗАДАЧИ ИГРЫ: Формирование знаний,
полученных на уроках экономики в игровой форме.

Обобщение и закрепление

повторить и
систематизировать знания по ранее изученным темам.

студенты 
развивают монологическую речь, умения публичного выступления, учатся правильно
делать выбор.

совершенствование
методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и
игровые формы, воспитание интереса к игре, предмету экономике, уметь применять
знания экономических понятий в жизни

Я объявляю область экономики, вопрос с
вариантами ответов, после чего слежу за ставками.

1. Вопрос из
области рынка ценных бумаг.

а) акция (+);

2. Следующий
вопрос из области банковского дела. Слушаем.

б) ипотечный (+);

3. Вопрос из
области рынка труда.

Материальное вознаграждение за труд

б) премия (+);

в) пенсия .

4. А вот этот
вопрос о специалистах в экономических вопросах.

б) риэлтер (+);

5. Вновь вопрос о факторах
производства.

б) предмет труда;

в) рабочая сила (+).

6. Вопрос из
раздела экономические блага и ресурсы

а) Услуга (+);

7. Знаете ли
денежные единицы зарубежных государств?

8. Вопрос о
денежных финансовых документах.

в) чек (+).

9. Вновь история
экономической теории.

а) «Капитал» (+);

б) «Благосостояние
для всех»;

в) «Теория
несовершенной конкуренции».

10. Вопрос о
финансово-экономическом аппарате страны.

а) Министерство по
налогам и сборам;

б) Министерство
финансов (+);

в) Министерство
экономики и продовольствия.

Второй раунд
усложнится. Я буду называть только область экономики. Узнать формулировку
вопроса вы сможете только после того, как будут сделаны ставки.

1. Формы
собственности. Ваши ставки!

б) частная (+);

2. Вопрос из
области международных экономических отношений. Делаем ставки, господа!

а) импорт (+);

3. Вопрос знатокам
экономических санкций. Ставки!

в) штраф (+).

4. Вопрос из
области торговли. Делайте ставки:

а) аукционная (+);

5. Вопрос тем, кто
является добросовестным налогоплательщиком.

а) на имущество;

б) на добавленную
стоимость;

в) подоходный (+).

6. Вопрос,
связанный с рыночной конкуренцией. Ставки!

в) монополия (+).

7. Вновь формы
собственности. Ставки!

8. Вопрос из
области биржевой деятельности. Ожидаю ваши ставки!

б) брокер (+);

9. Вопрос из
области рекламного дела. Ваши ставки!

а) «Тайд» (+);

б) «Просто майский
чай»;

10. Вопрос из
области рыночной экономики. Ставки!

в) маркетинг (+).

. Третий раунд. Вы
будете делать ставки вслепую, не зная ни область экономики, ни самого вопроса.

1. Кто делаем
ставки!

Про урокцифры:  КАК ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯТ КОЛИЧЕСТВО ЦИФР

2. Ваши ставки!

б) оплату квартиры;

в) питание (+).

а) незаконные
операции (+);

в) сдача в аренду
гаража.

4. Ваши ставки!

Коля получил
двойку. За это мама не разрешила ему пойти в кино. Как бы это событие назвал
знаток экономики?

а) санкция (+);

Что относится к
непредвиденным расходам в семье?

а) ремонт
телевизора (+);

б) покупка дивана;

в) покупка гаража.

6. Жду ставки!

а) во время
учебных занятий;

б) в каникулярное
время (+);

в) уходя с уроков.

7. Принимаю ставки
на следующий вопрос!

б) деньги на
сберкнижке;

в) деньги, взятые
в долг (+).

а) упаковка (+);

в) товарный знак.

9. Принимаю еще
ставки!

Что относится к
сувенирной рекламе?

а) значки (+);

а) с хорошей
рекламой и высокого качества (+);

б) высокого
качества, но с высокой ценой;

в) низкого
качества, но в красивой упаковке.

Четвертый
раунд называется «Черный ящик». На раздумье дается 30 секунд, после чего
следуют ставки. Если ответ правильный, участник получает соответствующее
количество «эк-умов». Внимание, «Черный ящик»!

1. В черном ящике
лежит документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки.
(Контракт.)

2. Здесь находится
ваше денежное поощрение за особые успехи в деятельности. ( Премия.)

3. В этом черном
ящике лежит документ – свод правил, положений, устанавливающий порядок
деятельности фирмы. ( Устав.)

4. А здесь –
допускаемый законом символ, который помещается на товаре (или упаковке) для их
индивидуализации у покупателя. ( Товарный знак.)

«Шифровка»
Вам необходимо расшифровать спрятанное слово. На раздумье дается 30 секунд,
после чего следуют ставки, выбор права ответа. Если ответ правильный, участник
получает соответствующее количество «эк-умов».

Зашифровано
слово – инфляция, читать только русские буквы

Это был
последний раунд. Подсчитайте свой доход (определяем победителей).

Спасибо всем
за игру!!!!!

Конкурс капитанов

Ведущий 1. Сейчас мы приглашаем капитанов команд. Им посвящен наш второй конкурс. Задача – назвать как можно больше экономических терминов на букву А. За каждый ответ команда получает один балл. ( Аваль, аванс, авизо, авуары, аккредитив, актив, акцепт, акциз, акция, акционер, аренда, арендатор, аудит, аукцион.)

Конкурс «Найди антоним»

В конверте командам выдаются слова, которые нужно расположить парами, подобрав антоним. На листках бумаги команды записывают получившиеся антонимы и сдают через десять минут в жюри. Побеждает команда, правильно составившая большее количество антонимов.

Банкрот – нувориш, богатство – бедность, доход – расход, импорт – экспорт, кризис производства – подъем производства, наемный рабочий – работодатель, накопление – потребление, оптовая торговля – розничная торговля, приватизация – национализация, спрос – предложение, частная собственность – общественная собственность.

Пауза «На заметку будущему экономисту»

«Ни в чем я не красавец, кроме как в моих книгах» – так однажды сказал о себе Адам Смит. И действительно, знаменитый профиль являет нам некрасивое лицо. К тому же у Смита была смешная спотыкающаяся походка, «червообразная», как выразился один из его приятелей. Он был необычайно рассеян: однажды, увлекшись спором, он упал в яму, где дубились кожи.

Смит довольно рано начал подавать большие надежды и в 16 лет получил стипендию для поступления в Оксфорд. Упорно набирая знания и преодолевая мучившие его болезни, этот молодой человек постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени. Признанием этого стало назначение его профессором философии и этики Университета в Глазго после того, как он вернулся из Оксфорда в родную Шотландию. Остались записи его лекций, в которых говорится о юриспруденции, военной организации, налогообложении и «полиции» (последнее слово обозначает управление внутренними делами, которое мы теперь бы называли экономической политикой). Считается также, что именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком в формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики. Поработав руководителем на кафедре нравственной философии, Смит заслуженно занимает должность ректора Университета Глазго.

В историю экономической мысли Адам Смит прочно и навсегда вошел своей книгой, о которой все слышали, но почти никто не читал – «Богатство народов». Она стоила ему девяти лет отшельничества и была опубликована в том же году, что и Декларация независимости США (1776). Именно эта книга принесла Смиту славу «отца экономической науки». Еще задолго до написания книги Смит просто и четко сформулировал основную ее идею: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужен лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей».

Свои последние 12 лет жизни Адам Смит провел в Эдинбурге, занимая весьма доходную должность таможенного комиссара Шотландии. Но даже став человеком обеспеченным, он не изменял своему привычному скромному образу жизни «настоящего ученого». Еще в юношеские годы он приобрел репутацию человека чудаковатого, частенько разговаривавшего с самим собой, забыв об окружающих. Несмотря на всемирную известность, Смит не мог блистать в светских салонах и не научился прилично говорить по-французски. Да разве во всем этом дело?

Конкурс «Задача для экономиста»

Инсценировку смотрят обе команды и предлагают свое решение этой задачи, на обдумывание которой дается 10 минут.

На сцену выходит, опираясь на трость, Отец, садится на стул, кашляет.

Отец. Ганс, Питер, подойдите ко мне.

На сцену выходят Ганс и Питер.

Ганс. Да, Отец, ты звал нас?

Отец. Ганс, Питер, вы знаете, что я уже давно болею, и придет день, когда я умру. Я всю жизнь честно работал и создал свое дело. И вот я решил оставить свое наследство тому из вас, кто сумеет вести созданное мною дело. И потому я хочу вас испытать. ( Достает из кармана деньги.)

Я даю каждому из вас по тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились.

Ганс и Питер берут деньги и уходят за кулисы.

Ведущий 2. Спустя год сыновья предстали перед Отцом.

Отец. Ганс! Питер! Мои сыновья, как я рад снова видеть вас. Дайте же я скорее вас обниму! Ну, теперь рассказывайте, как жили, чего добились.

Ганс. Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора. Знаешь, отец, мне сопутствовал успех. За год я продал карет на тысячу дукатов.

Отец. Хорошо, мой сын. ( Питеру.) Ну а ты чем занимался, Питер?

Питер. А я купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов.

Ведущий 1. Кому же из братьев Отец завещал свои деньги? При условии, что Ганс за год изготовил 5 карет, продав каждую за 200 дукатов. Себестоимость одной кареты 180 дукатов. Питер же изготовил 1000 горшков, продав каждый за 0,5 дуката. Себестоимость горшка 0,3 дуката.

Команды обсуждают, затем дают свои варианты ответов.

(Наследником стал Питер. Звание королевского поставщика Ганса хотя и почетно и говорит о высоком качестве товара, но само по себе еще не свидетельствует о коммерческом успехе. Чтобы решить эту задачу, следует уточнить, сколько каждый из братьев получил прибыли от продажи одной штуки своего товара – кареты и горшка. У Питера – 0,2 дуката, у Ганса – 20 дукатов. За год прибыль составила у Питера – 200, а у Ганса – 100 дукатов. Бизнес Питера можно сравнить с работой пчел – каждая приносит крохотную порцию пыльцы, но поскольку пчел очень много, то в итоге набирается целый улей душистого меда.)

Ведущий 2. Так что самые большие деньги зарабатывает не тот, кто делает самые дорогие товары, которые и купить-то могут немногие, а тот, кому удалось выпустить большое количество товаров, пусть даже и дешевых.

Отец. Питер, тебе достанется все мое наследство. Поручив тебе мое дело, я могу быть уверен, ты будешь действовать правильно.

Актеры уходят. Жюри подводит итоги конкурса.

Ведущий 1. Предлагаем небольшую музыкальную паузу. Послушайте песни, где встречаются слова «деньги» или «золото».

Ведущий 2. Вы, конечно, поняли, что речь дальше пойдет о деньгах.

Ведущий 1. Обмен, или бартер, – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что нужно. У бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой и скотоводством. Давайте и мы с вами мысленно перенесемся на далекий живописный остров Бартер и понаблюдаем за жизнью его обитателей. Вот кто-то предлагает свежую рыбу за иголки с нитками, кто-то – бананы за одежду, кто-то – ракушки за стеклянные бусы.

Входят актеры и кричат.

Торговка 1. Кому клубнику? Меняю клубнику на курицу! (Торговке 2.) Эй, хозяйка, предлагаю обменять твою курицу на мою замечательную клубнику.

Торговка 2. Ну нет, моя курица стоит дороже. Она каждый день несет крупные и вкусные яйца. А потом, мне не нужна клубника. Мне нужны три кувшина и одна глиняная миска. Кому нужна курица? Меняю курицу на кувшины и миску! У кого есть глиняная посуда?

Ведущий 2. Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было менять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как всегда были уверены, что смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют «товароденьги».

Про урокцифры:  Цифры в цифровой среде

ХОД УРОКА

Цель урока: обобщение знаний по
экономике, развитие мышления, воспитание
взаимопомощи и взаимовыручки, корректирование
связной речи.

Урок-игра будет состоять из 7 туров.
Класс делится на 2 группы. Оценивание будем
проводить друг друга вместе. За правильные
ответы – жетоны. Кто наберет больше жетонов тот и
победит.

Актуализация ЗУН.

Тур 1. Девиз: “Желаний никогда своих не
умеряем; имея что-нибудь мы лучшего желаем”
(М. М. Херасков)

Каждая команда получает по 2 карточки с
заданиями. Напишите правильный ответ и объясните
его. Время на выполнение 3-5 мин.

1. Какие потребности людей выполняли следующие
предметы:

а) горшочек каши – потребность в пище;
б) живительный порошок – потребность в медицине;
в) золотая антилопа – потребность в деньгах;
г) цветик –семицветик – исполнение любых
желаний;
д) золотая рыбка –исполнение желаний.

2. Без каких потребностей невозможно
прожить:

а) в классе – дружбы и взаимовыручки;
б) на необитаемом острове – пищи, одежды, жилища,
орудий труда;
в) в лесу – воды, пищи, одежды, жилища;
г) в семье – любви, дружбы, уважения,
взаимопомощи;
д) в горах – воды, специального снаряжения, пищи,
одежды.

3. Почему нельзя удовлетворить все
потребности человека – потому что потребностей
много, а ресурсы ограничены.

4. Какой вред могли принести человеку
следующие волшебные предметы и почему:

а) шапка-невидимка – можно
безнаказанно совершать безнравственные
поступки, так как никто не видит;
б) молодильные яблоки – нарушают закономерность
развития человека: каждому  возрасту свое
время;
в) сапоги-скороходы – не развиваются другие виды
транспорта, человек становится ленивым;
г) скатерть-самобранка – развивается лень и
обжорство;
д) волшебная лампа – человеку не надо стремиться
к чему – либо, так как лампа  выполняет все его
желания.

5. Какие потребности есть у учеников
–потребность в знаниях, умениях, навыках.

Проверка ответов. За правильный ответ
– жетон.

Тур 2. Девиз: “Что написано пером – не
вырубишь топором”.

Необходимо придумать название
предприятию или учреждению и написать, какие
товары и услуги они производят или продают.

Время выполнения задания 5 мин.
Учитывается оригинальность задания.

МЕТАЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД, МАСТЕРСКАЯ ПО
РЕМОНТУ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ, АПТЕКА, ХЛЕБОКОМБИНАТ,
МОЛОКОЗАВОД, МАГАЗИН ОДЕЖДЫ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
МАГАЗИН, ПАРИКМАХЕРСКАЯ, РЕСТОРАН, КАФЕ, ЗАВОД
КОНСЕРВОВ ИЗ ФРУКТОВ.

Варианты выполнения данного задания:

Металлургический завод “Металлист”
производит: листовое железо, чугун, сталь,
катанку, литье металлоконструкций.

Мастерская по ремонту бытовой техники
“Электрон” оказывает услуги по ремонту:
телевизоров, холодильников, пылесосов,
магнитофонов, компьютеров.

Аптека “Доктор Айболит”; продает:
лекарственные средства, шприцы, вату, средства
первой необходимости, лечебную косметику.

Хлебокомбинат “Пышка” производит:
булочки хлеб ржаной, пшеничный, кондитерские
изделия.

Молокозавод “Сметанка” производит:
молоко, сметану, творог, кефир, масло.

Магазин одежды “Золушка” продает:
одежду для подростков, футболки, школьную форму,
головные уборы и т.д.

Хозяйственный магазин “Хозяюшка”
продает: посуду, мыло, порошок, краску, самовары,
утюги.

Кафе “Уралочка” угощает посетителей:
вкусными обедами, легкими завтраками, пирожками,
различными пирожными.

Парикмахерская “Лада” оказывает
услуги: по стрижки, завивки, укладке и завивке
волос, маникюр, выполнение причесок на торжества.

Завод консервов из фруктов “Ассорти”
производит: компоты, повидло, пюре фруктовое для
детского питания, желе, джемы.

Ресторан “Анастасия” угощает
посетителей: обедами, сладостями к чаю,
устраивает корпоративные вечера и приемы.

Проверка задания. За каждый правильный
ответ – жетон. Также отдельный жетон за
оригинальность.

Тур 3. Девиз: “Думай, дерзай,
выигрывай!”

Нужно разгадать ребусы.

Каждая команда получает по 5 ребусов и
разгадывает их. Необходимо разгадать ребус и
объяснить значение слова.

Время для разгадывания 5 мин.

Проверка задания: жетон вручается
только в том случае, если дано объяснение
отгаданному слову.

Тур 4. Девиз “Сказка ложь, но в ней
намек, добрым молодцам урок!”

Необходимо решить задачу с
использованием старинных денежных единиц.

ПОЛУШКА – 1/4 КОПЕЙКИ

АЛТЫН – 3 КОПЕЙКИ

ГРИВЕННИК – 10 КОПЕЕК

ПОЛТИНА –50 КОПЕЕК

Время выполнения задания 10 минут.

Проверка выполнения: за правильный
ответ – жетон.

Тур 5. Девиз “По лесенкам поскачи,
правильный ответ найди!”

Отгадай кроссворд и впишите ответы в
“лесенку”.

Время выполнения 5 мин.

Проверка выполнения задания: за
правильные ответы – жетоны.

Тур 6. Девиз “Без букв и слова нету!”

Необходимо подумать и расшифровать
слова, добавив буквы.

Время на обдумывание 3 мин. Необходимо
назвать слово и объяснить его значение. За
правильный ответ – жетон.

Тур 7. Девиз “Не подумаешь – не
победишь!”

Составить как можно больше слов из
слов “СЕБЕСТОИМОСТЬ” и “КОНКУРЕНЦИЯ”.

Итог урока.

Цель: расширение экономических знаний и круга интересов учащихся.

1. Класс делится на две команды.

2. Заранее готовятся аудиокассеты (CD, DVD-диски) с записями песен, где есть слова «деньги», «золото».

Ход мероприятия

Ведущий 1. Рождение экономической науки покрыто тенью веков, как и рождение самой экономики, которое, впрочем, произошло многими тысячелетиями раньше. Примитивное хозяйство не требовало особых научных знаний.

Уже давно люди пытаются понять секреты устройства экономики. Миру известны имена великих экономистов Адама Смита, Дэвида Рикардо, Антуана Монкретьена и др. Может быть, скоро и ваше имя будет стоять в числе великих?!

Ведущий 2. Но сначала проверим ваши начальные знания по экономике, без которой любой бизнес невозможен. А вы знаете, что такое бизнес? (Ответы команд. Ответы оцениваются по пятибалльной системе, при этом учитываются не только фактические знания, но и чувство юмора, находчивость, смекалка игроков.)

Правильно, бизнес – это хозяйственная деятельность, приносящая доход или дающая другую выгоду. Бизнесмен выходит в зону риска и приключений, где смелость нужна не меньше, чем доскональное знание конъюнктуры рынка. И нашим участникам нужно проявить все эти качества, ведь, возможно, сегодня они сделают первый шаг в большой мир экономики и бизнеса. Итак, представляем команды и наше многоуважаемое жюри.

Ведущий 1. Одна из заповедей бизнесмена гласит: «Удача сопутствует образованным». Ведь сегодня настоящий коммерсант – это высокообразованный специалист. Итак, наш первый конкурс – разминка.

Экономическая азбука

Ведущие по очереди задают вопросы командам, за правильные ответы выдаются жетоны. Если команда не знает правильный ответ, вопрос переходит другой команде.

1. Как называется передача земли, зданий, имущества внаем их хозяином, владельцем на определенный срок за плату? (Аренда.)

2. Выпущенная акционерной компанией ценная бумага. Купивший такую бумагу становится одним из хозяев, собственников этой компании и приобретает право на получение части дохода от ее деятельности. ( Акция.)

3. Специальное учреждение, заведение, призванное осуществлять самые разные операции, действия с деньгами. Очень часто эти учреждения лопаются (Банк.)

4. Это слово в переводе с английского означает дело. А вообще это деятельность человека или группы людей, проводимая за собственный счет, под свою ответственность. ( Бизнес.)

5. Как называется профессия человека, содействующего совершению сделок между продавцом и покупателем? (Брокер.)

6. Денежная единица любой страны, используемая и узаконенная в стране. ( Валюта.)

7. Как называется ценная бумага, содержащая безусловное денежное обязательство об уплате определенной суммы в определенный срок? (Вексель.)

8. Денежное вознаграждение, выплачиваемое авторам литературных и музыкальных произведений, опубликованных в печати. ( Гонорар.)

9. Добровольное соглашение двух или нескольких лиц, каждое из которых принимает на себя определенные обязательства. ( Договор.)

10. Ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров или других ценностей для их употребления. ( Импорт.)

11. Повышение цен на товары, приводящее к уменьшению количества товаров, которое можно купить, приобрести на одну денежную единицу. ( Инфляция.)

12. Имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности. ( Инвестиция.)

13. Документ, официальная расписка, выдаваемая человеку для подтверждения факта получения от него денежных платежей, товаров или других ценностей. ( Квитанция.)

14. Хранилище, в которое можно заложить имущественные ценности, вещи и получить на время денежную ссуду, величина которой зависит от стоимости заложенных вещей. Для получения своих вещей надо вернуть ссуду и оплатить хранение вещей и процент за предоставление ссуды. ( Ломбард.)

15. Комплексная система мероприятий по управлению производственно-сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей. ( Маркетинг.)

16. Служащий компании, фирмы, который управляет людьми, трудом, производством и продажей товаров. ( Менеджер.)

17. Устанавливаемые законом обязательные платежи, которые граждане и организации (физические и юридические лица) обязаны периодически, обычно ежеквартально или ежегодно, вносить государству. ( Налоги.)

19. Доход, получаемый владельцем за счет использования другими лицами принадлежащей ему земли, имущества, капитала или другой собственности. Получение такого дохода не требует от владельца приложения трудовых усилий. ( Рента.)

20. Предоставленные в долг денежные средства или материальные ценности, подлежащие возврату в установленный срок. За пользование ею получивший ее заемщик обязан выплатить вознаграждение, которое называется процентами. ( Ссуда.)

21. Государственная служба, контролирующая ввоз и вывоз товаров через границу страны. Она еще взимает пошлины. ( Таможня.)

22. Компания, выполняющая доверительные функции для частных лиц и организаций. ( Трастовая компания.)

23. Денежные средства в самом широком понимании этого слова – как все наличные и безналичные деньги и чеки, так и все виды ценных бумаг. ( Финансы.)

Про урокцифры:  Урок цифры личный кабинет вход в личный кабинет

24. Денежный документ установленной формы, который играет роль денег и может быть использован вместо денег в качестве средства платежа. ( Чек.)

25. Взаимоотношение, взаимодействие человека с окружающей его природной средой, рациональное экономическое использование природных ресурсов. ( Экология.)

Ведущий 1. А пока жюри оценивает наш первый конкурс, мы хотим узнать у вас, какие вы знаете пословицы и поговорки о деньгах. За каждую пословицу команда получит один балл.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки.

Аукцион

Каждой команде мы открываем условный счет на одну тысячу рублей. Наши торги будут необычные. Вы выкупаете вопрос и отвечаете на него правильно, тогда на ваш счет поступает сумма, за которую куплен вопрос. Если ответ неверный, то на ваш счет поступает лишь половина суммы вопроса. Приступаем к торгам!

Первоначальная цена первого вопроса 100 рублей. Делайте ставки, господа!

1. Когда в России появились бумажные деньги? (В 1768 году, их ввела Екатерина II взамен громоздких медных денег, и назывались они ассигнациями.)

Выкупаем второй вопрос. Первоначальная цена 80 рублей.

2. В 1776 году издатель Уильям Стрэхеи выпускает в Лондоне «Исследование о природе и причинах богатства народов» – крупнейшую работу классической политической экономики. Назовите автора книги. Маленькая подсказка – по происхождению он шотландец. ( Адам Смит.)

Выкупаем третий вопрос. Первоначальная цена 120 рублей.

3. Чьим указом и когда впервые официально была учреждена в России должность бухгалтера? (Указом Петра I в начале 1700-х годов. Слово «бухгалтер» пришло к нам из немецкого языка вместе с реформами Петра I.)

Выкупаем четвертый вопрос. Первоначальная цена 100 рублей.

4. Почему копейку назвали копейкой? (Первые легкие деньги – копейки – выпускались с рисунком всадника с копьем. От слова «копье», которое было в руках у всадника на монете, и названа она копейкой.)

Выкупаем пятый вопрос. Первоначальная цена 100 рулей.

5. От какого слова произошло слово «рубль»? (На Руси для расчетов использовали тяжелые серебряные слитки – гривны, которые имели форму брусков. Если целый кусок для расчетов был слишком велик, то его рубили. Именно от глагола рубить произошло слово «рубль».)

Выкупаем шестой вопрос. Первоначальная цена 200 рублей.

6. На Руси профессия скотника была очень уважаемой. Чем занимались скотники? (Деньгами раньше на Руси был скот – овцы, коровы, быки. Чем большим стадом ты владел, тем богаче считался. Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в значении «хранитель денег», «сборщик подати» и «скотница» в значении «сокровищница» еще долго сохранялись.)

Игра проводится в актовом зале школы. Для
начала игры каждой команде необходимо иметь
начальный капитал, для этого все участники игры
при входе в актовый зал получают карточки с
вопросами, ответив на которые могут получить
деньги определенного номинала. Также любой
зритель может взять карточку, ответить на вопрос
и, получив деньги, отдать их той команде, за
которую он болеет.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые знатоки
математики! Мы рады вас приветствовать в нашем
математическом казино, которое называется “Что?
Где? Сколько?” (Слайд № 1). Сегодня у вас
имеется возможность заработать собственный
капитал своим интеллектуальным трудом. Дорогие
предприниматели, вы уже образовали свои
компании. У вашего кассира находится
первоначальный капитал в рублях, который в
течение вечера будет изменяться. Контроль за
вашим пакетом акций ведет Банк (Представление
членов жюри).

Прослушайте, пожалуйста, внимательно правила
игры (Слайд № 2):

Ведущий. Наше казино начинает работу.
Царство математики — это весь мир, люди,
общество. А в обществе, среди людей нужно уметь
себя вести. Давайте вспомним некоторые правила
этикета, то есть правила поведения в обществе. ( Слайд
№ 3)

Ведущий. Очень приятно, что в нашем
казино собрались воспитанные и вежливые люди.
Итак, приступаем к игре. Казино проводит
беспрецедентную акцию “Щедрость”, которая
позволит вам увеличить ваш первоначальный
капитал за минимальное время и без особых усилий.
Вам будут предложены 10 вопросов, за ответ на
каждый из которых казино выдает по 10 рублей. ( Слайд
№ 4)

Ведущий. Просим вас ответы сдать в
Бюро учета и контроля. Внимание на экран:
правильные ответы. Теперь пусть ваши кассиры
получат заработанный капитал у главного банкира.
Наше казино продолжает работу. Следующая тема
“Экономика и национальный вопрос”. Делайте ваши
ставки. Ставки сделаны. ( Слайд № 5)

Математик, оказавшись случайно в небольшом
городе и желая как-то убить время, решил
постричься. В городе имелось лишь два мастера.
Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что
в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и
небрежно пострижен. В салоне другого мастера
было идеально чисто, а владелец был
безукоризненно одет и пострижен. Поразмыслив,
математик отправился стричься к первому
парикмахеру. Не могли бы вы объяснить причину
столь странного, на первый взгляд, поведения
математика?

Ведущий. Делаем ставки.

Деньги присутствуют на страницах многих
литературных произведений. В левом столбике
названы книги, знакомые с детства. В правом
столбике – наименование валют: крупных и мелких,
реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из
книг какие деньги упоминаются.

Можно ли заплатить 16 коп. с помощью пяти монет
по 1к., 3к., 5к.?

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши
ответы на проверку в Бюро учета и контроля.
Внимание на экран: правильные ответы (Слайд № 6).
Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный
капитал у главного банкира.

Следующая тема “Жилищно-коммунальное
хозяйство”. ( Слайд № 7) Делайте ваши ставки.

Почему крышки уличных люков делают круглыми, а
не квадратными?

Решение: Жена – его половина, дети – их
произведение. Ответ: 27 пудов.

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши
ответы на проверку в Бюро учета и контроля.
Внимание на экран: правильные ответы. Теперь
пусть ваши кассиры получат заработанный капитал
у главного банкира. Наше казино продолжает
работу.

Следующая тема “Архитектура и строительство”.
Делайте ваши ставки. ( Слайд № 8)

Ведущий. Делаем ставки. “ Черный ящик”
(Слайд № 9)

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши
ответы на проверку в Бюро учета и контроля.
Внимание: открываем черный ящик. ( Слайд № 10) Теперь
пусть ваши кассиры получат заработанный капитал
у главного банкира.

Наше казино продолжает работу. Следующая тема
“Бизнес”. Делайте ваши ставки. ( Слайд № 11)

Ведущий. Делаем ставки. ( Слайд № 12)

А. Вложить 40 тыс. руб. и получить 50 тыс. р.

Б. Вложить 10 тыс. р. и получить 15 тыс. р.

В. Вложить 50 тыс. р. и получить 70 тыс. р.

Б. Банка. ( Банка – скамья, лавка менялы.)

А. 200 р.

В. 1000 р.

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши
ответы на проверку в Бюро учета и контроля.
Внимание на экран – правильные ответы. ( Слайд №
13) Теперь пусть ваши кассиры получат
заработанный капитал у главного банкира. Просьба
кассиров, с заработанным капиталом, подойти в
Банк.

Слово предоставляется Главному банкиру

Главный банкир: Сегодня в нашем банке
курс (Слайд № 14) иностранных валют
составляет: тугрик – 1: 2; экономка – 1: 3; рубль – 1:
1”.

Ведущий. Пока в банке идет обмен
валюты, вашему вниманию предлагается блок свежих
математических новостей. ( Приложение
№ 2)

Ведущий. Слово предоставляется
Главному банкиру (объявляет заработанную сумму и
команду-победительницу).

Ведущий. ( Слайд № 15) Перед вами на
экране список призов, которые вы можете
приобрести за выигранные деньги. Проводится
аукцион призов.

Ведущая. Наше математическое казино
“Что? Где? Сколько?” заканчивает свою работу.
Всем большое спасибо за внимание.

Памятки для работы экономических ведомств

Уважаемые представители Банка, вы после каждого этапа, начиная со второго, выставляете результаты команд (из Центра статистики) в бланки их лицевых счетов. Представители команд могут разместить свою прибыль на любой вклад.

Бланк регистрации вкладов

Перед 3-м этапом вы объявляете о том, что Ваш банк прошел проверку мирового сообщества, которое потребовало наложить штраф на всех вкладчиков вклада «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ».

Все данные вклады обнуляются.

Перед 4-м этапом вы объявляете о том, что все вкладчики вклада «СОЦИАЛЬНЫЙ» поощряются мировым сообществом. Процентные ставки по их вкладу увеличиваются до 50%.

БИРЖА ЦЕННЫХ БУМАГ

Биржа работает 3 этапа. После 3-го этапа все государства, продающие свои ценные бумаги, должны предоставить в БИРЖУ информацию о своих доходах

Уважаемые представители Биржи, ваша работа заключается в приеме заявок на выпуск ценных бумаг от государств и продаже на их условиях ценных бумаг другим государствам.

Для этого вы заполняете следующие бланки:

Бланк выпуска Ценной бумаги

Бланк покупки Ценной бумаги

Уважаемые представители Центра, пред 4-м этапом вы объявляете проверку. Все страны – налоговые должники – подвергаются штрафу – 10% от прибыли.

Список налоговых выплат

ВНИМАНИЕ! Налоговый представитель должен расписаться в вашем бланке лицевого счета при оплате налога

ЦЕНТР МИРОВОЙ СТАТИСТИКИ

Уважаемые представители Центра, от вашей работы зависит своевременность подведения итогов и ход всей игры. Для вас специально разработана база обработки результатов (Excel).

Пример карточки Базы обработки результатов

После каждого этапа вам нужно:

Обработать результаты голосования команд.

Ввести баллы наблюдателей в соответствующую колонку, баллы жюри и результат голосования команд (по 1, 2 и 4 заданиям).

Подвести итог баллов команд и сообщить его в Мировой банк. Для этого вы заполняете Бланк.

Бланк результатов команд за этап №_