информация об уроке анализ урока

АНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» требует от педагогов непрерывного повышения не только обще педагогического, но и методического уровня.

В публикуемой схеме анализа урока по ФГОС представлены основные элементы анализа урока по ФГОС. Предложенная схеме анализа урока поможет педагогу не только быстро и качественно проанализировать урок, освоить особенности ФГОС, но и повысить свой методический уровень.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ПО ФГОС

Всего учащихся на уроке____________

Постановка цели урока (выбрать)

Запишите цель урока

Задачи урока (выбрать)

Запишите задачи урока

(см. приложение 1) ЗАПИШИТЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ УРОКА

Тип урока (выбрать)

урок усвоения новых знаний

урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок)

урок контроля знаний и умений

урок коррекции знаний, умений и навыков

Другое (укажите тип урока)_______________________________________________

Какие способы мотивации применяет педагог? (напишите)________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемые технологии (выбрать)

дифференциация по интересам

информационные и коммуникационные технологии

обучение на основе «учебных ситуаций»

технологии творческого дела

другое (перечислить)_____________________________________________________ _______________________________________________________________________

Готовность к проведению занятия (выбрать)

выражена на среднем уровне

низкий уровень внешней готовности

специальная организация начала занятия

начало произошло без подготовки

актуализация предыдущего опыта

момент скрытого предъявления темы (притча, стихотворение, суждение)

Средства, использованные на уроке (запишите)

Формы организации работы обучающихся

Логика построения урока

рациональное представление материала

от частного к общему

от общего к частному

(самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание)

(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

(общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем)

(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов)

Занятие способствовало (выбрать)

реализации творческого потенциала обучающихся

формированию культуры общения учащихся, развитию навыков организации и самоорганизации, осуществлению сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

пробуждению внутренней мотивации

стимулированию механизма ориентировки учащихся, обеспечивающего целеполагание и планирование

обеспечению формирования учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации

обеспечению самооценки учебно-познавательной деятельности в ходе занятия на основе самоконтроля и самокоррекции

Этап рефлексии (выбрать) (наблюдается, отсутствовал, осуществляют самооценку собственной учебой деятельности, соотносят цель и результаты)___________________________________________________________________

Подчеркните элементы соответствия ФГОС

Диагностичность цели занятия

Описание ожидаемого результата

Урок отражает созданные учителем разнообразные игровые, учебные и иные ситуации

Дети участвуют в постановке цели занятия, планировании работы

Урок способствует формированию ценностей, в процессе его организации и проведения учитываются индивидуальные интересы и потребности обучающегося

Использование активных методов обучения

Содержание занятия включает творческие и исследовательские задания, ролевые ситуации, импровизацию

Педагог предлагает оригинальные задания, адекватные возрастным особенностям детей и соответствующие цели и задачам занятия

Задания соответствуют цели и задачам занятия

В ходе занятия отражены разнообразные формы деятельности детей

Педагогический стиль – демократичный (на основе сотрудничества)  *

Ориентировка на интересы и склонности участников

Наличие специальных приёмов, способствующих поддержанию дружественной атмосферы

Присутствие оценивания или рефлексии

Рациональное использование времени

Выводы (отметить и добавить свои выводы)

занятие проведено на хорошем уровне

занятие проведено удовлетворительно

допущены ошибки теоретического характера

допущены ошибки методического характера

допущены ошибки при выборе методов и приемов обучения

учащиеся вовлечены в творческую деятельность

учащиеся вовлечены в деятельность по интересам

приемы, использованные на занятии, способствуют формированию позитивной самооценки, самоуважения

приемы, использованные на занятии, способствовали формированию коммуникативной компетентности в сотрудничестве

наблюдались элементы, способствующие воспитанию целеустремленности и настойчивости

наблюдались элементы, способствующие формированию навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

наблюдались элементы, способствующие формированию умений самостоятельно и совместно планировать деятельность

наблюдались элементы, способствующие формированию умения решать творческие задачи

наблюдались элементы, способствующие формированию умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

наблюдались элементы, способствующие формированию и развитию индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала личности

педагог создал условия для развития и реализации задатков и способностей ребенка

педагог выстроил занятие с четким и внятным представлением о результате

не просматривалась нацеленность на результат

выстроена логика перехода от результатов одного уровня к другому

поставленная учителем цель и образовательные, воспитательные и развивающие задачи достигнуты

достигнуты практические цели, поставленные учениками

ничего из вышеперечисленного не наблюдается

Рекомендации (отметить и добавить свои рекомендации)

более обдуманное составление планов

грамотная постановка цели и задач урока

отслеживание качества получаемой информации на уроке учениками и рефлексия;

организация учебной ситуации

повышение эффективности занятия

организация достижения цели и сопоставление её с реальными результатами

использование активных форм

использование ИКТ и ТСО

включение воспитательного аспекта

продумать варианты стимулирования учащихся

продумать организацию поисковой работы

пересмотреть логику выстраивания занятия

использовать активные формы

обратить внимание на формирование мотивации

спланировать дифференцированный подход к организации деятельности

спланировать учебную (воспитательную) ситуацию

организовывать ситуацию успеха и веры в себя

Урок проанализировал(а) учитель (ФИО)

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1; Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление.

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные).

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации.

6) Обобщение и систематизация знаний.

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок)

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Структура урока контроля знаний и умений

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. ( Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока.

8. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.

Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит “открытие” нового знания.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Включение в систему знаний и умений.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

9. Урок рефлексии

: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

Обобщение выявленных затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

10. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

Реализация выбранного проекта.

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Этап рефлексии деятельности.

11. Урок развивающего контроля

: научить детей способам самоконтроля и , формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

Фиксирование локальных затруднений.

Создание плана по решению проблемы.

Реализация на практике выбранного плана.

Обобщение видов затруднений.

Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

Решение задач творческого уровня.

Образец, советы и пояснения


ИНФОРМАЦИЯ ОБ УРОКЕ АНАЛИЗ УРОКА

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу,  к которой они относятся. Например:

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Про урокцифры:  РЭШ 9 КЛАСС ХИМИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *