избранное по экономике в школе 2 тома составители и авторы

Цель урока: объяснить учащимся, насколько
важно изучение экономической теории,
рассмотреть что такое экономические блага, и
научить учащихся отличать их от неэкономических,
изучить понятия микроэкономики и
макроэкономики.

Тип урока: лекция.

Уроки экономики в школе, Книга 2, Пособие для учителя, Савицкая Е. В., Серегина С. Ф., 2000.

Пособие предназначено для учителей 10-х классов, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика» (кн. 2). Содержит не только рекомендации по организации обучения, но и готовый сценарий каждого урока: объяснение материала урока с выделением наиболее сложных моментов; набор вопросов, задач и упражнений (с решениями); комплект домашних заданий; раздаточный материал; варианты контрольных работ (с решениями); статистические приложения. Может быть использовано учителями, работающими по другим учебникам и программам.

Объяснение материала. В связи с тем, что это первый урок и школьники не смогут подготовиться к нему самостоятельно дома по учебнику, значительная часть времени данного урока должна быть посвящена объяснению материала. Особый упор следует сделать на рассмотрение такого важнейшего макроэкономического показателя, как ВНП, который недостаточно детально освещен в учебнике, но знание которого необходимо при изучении целого ряда тем из курса экономики.

СОДЕРЖАНИЕ. ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ. ТЕМА 2. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА. ТЕМА 4. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМ. ТЕМА 5. ФИРМА НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ. ТЕМА 6. МОНОПОЛИЯ И ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ. ТЕМА 7. РЫНОК КАПИТАЛА. ТЕМА 8. РЫНОК ЗЕМЛИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ТЕМА 9. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. ТЕМА 11. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.

Дата публикации: 05.11.2020 06:39 UTC

Савицкая :: Серегина :: учебник по экономике :: экономика :: пособие для учителя

Следующие учебники и книги:

Уроки экономики в школе, Книга 1, Пособие для учителя, Савицкая Е. В., 2000.

Пособие предназначено для преподавателей основ экономических знаний в 9-х классах общеобразовательных учреждений, профессионально-технических училищах и техникумах. Содержит дополнительный материал по темам учебника И. Липсица «Экономика» (кн. 1) и других современных школьных учебников по экономике. Может быть использовано всеми, кто интересуется вопросами возникновения, становления и развития экономики как науки.

Распределение учебного времени. Следует обратить внимание на то, что материал, изложенный в первой главе учебника, неравноценен с точки зрения его сложности. Первые два параграфа чрезвычайно просты для понимания. Понятие же альтернативной стоимости (цены выбора), сформулированное в третьем параграфе, тяжело усваивается учащимися. Это относится и к кривой производственных возможностей общества, которая описывается в четвертом параграфе учебника. В этой связи представляется возможным перераспределение учебного времени в пользу последних параграфов. Кроме того, данные понятия полезно закрепить на специальных задачах, что также потребует дополнительного времени.

СОДЕРЖАНИЕ. РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ. РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ. РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. Б ЕЗРАБОТИЦА. РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. И ЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ. РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ. РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. Б ЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.

Дата публикации: 04.11.2020 11:08 UTC

Савицкая :: учебник по экономике :: экономика :: пособие для учителя

Введение

Формирование основ экономической культуры
младших школьников в урочной и внеурочной
деятельности специально не исследовалось.

Повседневная действительность показывает, что
изучение экономики в начальных классах
становится реалией современной школы. Однако,
несмотря на то, что идей, методических наработок
появляется много, продуктивность работы по
экономическому образованию и воспитанию
невысока.

На мой взгляд, основная причина низкой
эффективности экономического образования и
воспитания младших школьников как основы
формирования их экономической культуры состоит
в том, что в этой работе нет системы.

Во-первых, учителя начальных классов не имеют
специальной научно-методической подготовки в
области экономики.

Во-вторых, используются традиционные подходы,
методы и способы обучения и воспитания без учета
специфики самого предмета “Экономика”.

В-третьих, отсутствует единая апробированная
программа курса “Экономика” для младших
школьников.

В-четвертых, огромное множество имеющейся
учебно-методической литературы по экономике еще
раз доказывает известную истину, что большое
количество не всегда адекватно высокому
качеству. Я считаю, что в настоящее время
недостаточно качественной учебно-методической
литературы, в которой подача экономического
материала по уровню трудности, усвоения и
методическим параметрам соответствует
психологическим особенностям младшего
школьного возраста, а по содержанию отвечает
современным требованиям и положениям
экономической науки.

Таким образом, в новых условиях
социально-экономического развития вопросы
формирования экономической культуры
подрастающего поколения становятся важной
стратегической проблемой образовательной
системы.

Раздел 1. Методические особенности
преподавания экономики для школьников младших
классов

Экономическая культура младшего школьника –
это качественная характеристика его личности,
включающая в себя первоначальные экономические
знания, умения и навыки простейшей экономической
деятельности, элементы экономического мышления
и сознания, а также экономически значимые
качества личности (бережливость, инициативность,
организованность, трудолюбие, ответственность).

Объем экономических знаний, необходимых и
доступных младшими школьникам, определяется
разработанной программой, включающей следующие
содержательные линии: “Человек и его
потребности”, “Товар, купля и продажа товаров”,
“Домашняя экономика”. Наиболее эффективными
методами формирования основ экономической
культуры младших школьников являются
практикумы, дидактические игры, конкурсы,
простейший анализ элементарных экономических
ситуаций; составление и решение задач с
экономическим содержанием; работа с цифровым
материалом и др. Урок экономики является
наиболее эффективной формой организации
экономической подготовки младших школьников.
Учитывая вышесказанное, считается возможным
определить экономическую культуру как
качественную характеристику личности,
показывающую уровень сформированности
экономических знаний, умений и навыков
практической экономической деятельности,
развитость экономического мышления и сознания,
степень реализации экономически значимых
качеств личности в сфере общественного
производства, распределения, обмена и
потребления. Авторы, изучавшие проблему
формирования экономической культуры у младших
школьников, подходят к определению этого понятия
с разных точек зрения.

М. Л. Алферова понимает под экономической
культурой младших школьников интегрированное
качество личности, включающее в себя потребности
и мотивы, экономическое сознание, совокупность
экономических знаний и умений практической
деятельности, ценностных ориентации, и
позволяющее формировать у ребенка способность
самостоятельно реализовать различные
экономические потребности, социально-ценностное
отношение к нормам культуры и обеспечивающее
дальнейшее становление экономической культуры.

Е. В. Савина подчеркивает, что экономическая
культура это совокупность достижений младших
школьников в общественно-полезной и учебной
деятельности по овладению первоначальными
экономическими знаниями, правилами и нормами
экономически грамотного поведения, по
формированию экономически значимых качеств
личности.

Учитывая все вышеизложенное, я считаю, что
экономическая культура младшего школьника
является компонентом экономической культуры
выпускника общеобразовательной школы, а затем и
общей экономической культуры человека, базой для
дальнейшего углубления и совершенствования
экономических знаний и умений, дальнейшего
экономического самоопределения личности.
Экономическая культура является неотъемлемой
частью общей культуры личности.

2 Основные цели, задачи и принципы
экономического образования младших школьников

Экономическое образование в раннем возрасте
помогает детям развить экономическое мышление,
освоить понятийный аппарат, столь необходимый
для ориентации в современном рыночном мире.

Целью экономического образования будет
приобретение элементарных навыков поведения в
условиях рынка, создание понятийной основы для
дальнейшего, более глубокого изучения экономики
в старших классах. Основными задачами
являются:

Реализация поставленных задач и цели может
идти путем:

Учителю начальных классов необходимо в своей
деятельности руководствоваться принципами
развивающего обучения:

В рамках общего экономического образования в
начальных классах акцент делается на
элементарных понятиях, связанных с жизненным
опытом детей. Содержательная часть курсов по
экономике основывается на настоящих и будущих
экономических и социальных ролях учащихся:

Для изложения теоретического материала
используются следующие методы и приемы: элементы
лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации,
видео сюжеты для размышления. В программе
экономического курса должно предусмотрены
практические работы: расчет бюджета своей семьи,
составление меню для школьника и расчет его
стоимости, изготовление сувениров из вторичного
сырья, решение задач с экономической
направленностью. Практикумы могут быть
следующими: “Паспорт домашнего хозяйства”,
“Экономические продукты и объекты”, “Твоя
будущая профессия”, “Оплата труда”,
“Собственник”, “Безотходное производство” и
другие.

Для активизации учащихся и поддержания
интереса к изучаемому материалу применяются
активные методы учения: деловые и ролевые игры
(“Мир профессий”, “Праздничный стол”,
“Робинзон”, “Путешествие на остров Бартер”,
“Строительство домов”, “Безработные и
предприниматели” и другие), компьютерные и
настольные игры (“Жизнь или кошелек”,
“Монополия”, “Банкир”), дискуссии на
проблемные экономические темы, уроки-конкурсы
(“Самая экономная хозяйка”, “Конвейер”,
“Знаешь ли ты цены”, “Аукцион знаний” и другие),
уроки-презентации с использованием возможностей
компьютерных технологий. Все это носит
познавательный и нетрадиционный характер.
Положительная эмоциональная окраска усиливает
мотивационный аспект.

Активность ученика в процессе обучения тесно
связана с его интересом к предмету. Только в этом
случае он принимает активное участие в
обсуждении поставленных учителем вопросов,
внимателен к изучаемому материалу, заданиям
учителя, формулировке выводов и правил.

Для эффективной работы важна тесная связь с
родителями. Их необходимо посвящать в то,
происходит на занятиях, вовлекать в учебный
процесс, создавая условия для их
непосредственного участия в расширении
представлений детей о различных аспектах
экономической жизни семьи, города, страны. Этому
могут способствовать и специальные домашние
задания, при выполнении которых детям
предлагается обращаться за помощью к родителям:
консультироваться, обсуждать возможные варианты
решений и способы их доказательства. При работе с
родителями предлагаются различные формы: устная
или письменная информация о содержании курса, о
результатах занятий, консультации, собрания,
конференции, участие в конкурсах, дискуссионный
клуб, обмен опытом между родителями.

4 Курс “Азбука гражданина” и курс
“Занимательная экономика”

Начальный курс экономики ставит своей целью
формирование экономического мышления и
восприятия культуры поведения в условиях
рыночного общества у младших школьников и
позволит решить следующие задачи:

В основе преподавания экономических знаний
лежат следующие дидактические принципы:

Создание доверительной атмосферы в классе,
ситуации успеха для каждого позволяют в рамках
данного курса, привлекая доступный на бытовом
уровне для каждого ребенка опыт и впечатления,
добиться раскрытия индивидуальности и развития
способностей всех детей.

Главная особенность и отличие курса – это
приоритет общечеловеческих, нравственных
ценностей. Постоянно, на различных примерах,
происходит рассмотрение морально-этических
принципов цивилизованного предпринимательства,
которые сложились в процессе исторического
развития представлений о достойном облике
бизнесмена. Нравственное воспитание
осуществляется созданием ситуаций, которые
ставят перед учеником проблемы
морально-этического плана.

Усвоение экономических понятий построено на
принципе сотворчества, преломляясь через опыт
бытия. Ученик переносит на себе возникающие
экономические, бытовые ситуации, сопоставляет
свое мнение и поступки с мнением и поступками
предлагаемых персонажей.

Главное в процессе обучения – не столько
усвоение фактов и знаний, сколько пробуждение
интереса к учебному предмету, осознание его
жизненной важности, что достигается
использованием на уроках различных форм и
методов организации учебного процесса,
способствующих развитию творческих
способностей обучающихся, на практике закрепить
полученные знания.

5 Игра, как форма проведения урока

В современных условиях непрерывное
экономическое образование и воспитание
необходимо начинать именно с начальных классов.
Процесс экономического воспитания реализуется
через различные формы его организации.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире
экономики на языке, ему понятном. Поэтому
основная форма обучения экономике в начальных
классах – игра. Именно через игру ребёнок
осваивает и познаёт мир. Сделать экономику
понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в профессии, дети постигают смысл
труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых
и одновременно “обучаются” экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются
реальные жизненные ситуации: операции
купли-продажи, производства и сбыта готовой
продукции и др. Соединение учебно-игровой и
реальной деятельности наиболее эффективно для
усвоения школьниками сложных экономических
знаний.

Одной из форм познавательно-игровой
деятельности является комплексно-тематическое
занятие.

Обогащаются занятия по математике, экологии,
ознакомлению с окружающим миром. Это даёт
возможность интегрировать задачи
экономического воспитания в разные виды
деятельности.

Новые образовательные задачи, в том числе и
экономические, решаются через математическую,
экологическую, художественную и другие виды
детской деятельности через создание и решение
проблемных задач, ситуаций, вопросов. Прежде
всего, следует учитывать, что игра как средство
общения, обучения и накопления жизненного опыта
является сложным социокультурным феноменом.

В процессе игры:

Значение игры невозможно исчерпать и оценить
развлекательно-рекреативными возможностями. В
том и состоит её феномен, что, являясь
развлечением, отдыхом, она способна перерасти в
обучение, в творчество, в терапию, в модель типа
человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра-школа профессиональной и семейной жизни,
школа человеческих отношений. Но от обычной
школы она отличается тем, что человек, обучаясь в
ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то
учиться. В игре нет легко опознаваемого
источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс
обучения развивается на языке действий, учатся и
учат все участники игры в результате активных
контактов друг с другом. Игровое обучение
ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и
желанна.

Урок, проводимый в игровой форме, требует
определённых правил, требует определённых
правил.

1. Предварительная подготовка. Надо обсудить
круг вопросов и форму проведения. Должны быть
заранее распределены роли. Это стимулирует
познавательную деятельность.

2. Обязательные атрибуты игры: оформление,
карта, соответствующая перестановка мебели, что
создает новизну, эффект неожиданности и будет
способствовать повышению эмоционального фона
урока.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Компетентное жюри.

5. Обязательные игровые моменты необучающего
характера для переключения внимания и снятия
напряжения.

Одна из форм проведения урока – это деловая
игра. Деловая игра предполагает
воспроизведение некоторой действительности.
Каждый решает задачу в соответствии со своей
ролью, зная, что его действия отражаются на общих
результатах. Такое обучение помогает
формировать навыки сотрудничества, воспитывает
ответственность за качество выполненной работы,
формирует умение делать выбор. ( Приложение 1)

Значительное место в обучении экономике
отводится сказке. Народные сказки, вобравшие
вековой экономический опыт народа, используются
для воспитания таких “экономических” качеств
личности, как трудолюбие, бережливость,
практичность. В них экономическое содержание
развёртывается перед детьми в виде проблемных
ситуаций, разрешение которых развивает логику,
нестандартность и самостоятельность мышления.

Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок
открывает для себя экономическую сферу
социальной жизни людей.

Кроме уроков в игровой форме можно
использовать отдельные игровые моменты,
например игра “Кто больше?”. На отдельных
карточках записаны определения, каждое из
которых имеет номер. Количество карточек должно
быть на 3-4 больше количества детей в классе.
Карточки раскладываются на все столы в классе.
Задача учеников состоит в том, чтобы за 5-7 минут,
передвигаясь по классу, садясь на свободные
места, ответить на наибольшее количество
вопросов.

При контроле за уровнем усвоения материала,
рекомендуется использовать вопросы, требующие
ответа “да”, “нет”, “+”, “-”. Например:

Самостоятельная игра по теме “Деньги”:

Главное – в каждом уроке должна быть
“изюминка”. Важно заинтересовать детей, увлечь
их за собой, заставить удивляться, искать ответы,
размышлять. Следует поощрять любую полезную
инициативу, подбадривать и поддерживать
сомневающихся.

Использование таких подходов в работе
позволили добиться неплохих результатов. При
проведении исследования “Мое отношение к
учению” у выпускников начальной школы
выяснилось, что отрицательного или крайне
отрицательного отношения к данному предмету нет
ни у одного ученика. У всех обучающихся
активно-положительное или положительное
отношение к предмету. Качественная успеваемость
составила 87-100%.

6 Ознакомление с экономическими
понятиями на уроках математики

Большинство задач, включенных в учебники
математики по разным программам, являются
задачами с экономическим содержанием.

Рассмотрим следующую задачу: “Рабочему было
поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но
рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за
15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает
рабочий за счет сэкономленного времени?”
(Математика, 3 класс).

Методика работы над данной задачей сводится к
поиску различных способов решения, что,
несомненно, оказывает положительное влияние на
развитие математических способностей. В задаче
хорошо представлены и экономические понятия
(производительность труда, объём работ, время
работы, норма, экономия), а экономический аспект
описываемой в задаче ситуации, остаётся вне
обсуждения. Для его усиления, возможно, провести
дополнительную работу над задачей после ёе
решения. С этой целью уместно предложить детям
вопросы, связанные с повышением
производительности труда, увеличением за счет
этого выпуска деталей, с зависимостью качества
продукции от скорости изготовления, с поощрением
рациональных способов работы, с дополнительным
заработком рабочего. Можно даже решить несколько
дополнительных задач.

При решении задач дети могут обучиться
элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той
или иной покупки или сделки, найти более выгодные
и удобные способы решения разных практических,
жизненных задач.

1. Урожайность картофеля – 20 кг с одной сотки (100
м). Какова масса картофеля, собранного с участка
длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит
фермер, если картофель был продан по 10 рублей за
кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей?
(Затраты, доход, фермерство)

2. Отец получает 8 000 рублей в месяц, а мама – 4 000
рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год?
Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 16
000 рублей и съездить в отпуск на 30 000 рублей, если
2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (Зарплата,
бытовые расходы, бюджет семьи).

Недостаток экономического воспитания нередко
проявляется и в том, что дети небрежно относятся
не только к объектам общего пользования, но и к
своим вещам. Они не всегда понимают, что даже
самая небольшая вещь стоит родителям, школе
немалых затрат. Для актуализации этой темы можно
предложить задачи, в которых говорится о
средствах, затраченных на покупку предметов,
экономии средств семейного бюджета, школы и т.п.
Учитывая возрастные особенности учащихся
начальных классов, задачи с экономическим
содержанием я часто предлагаю в занимательной
форме, для чего в содержание задачи вводятся
любимые детьми сказочные, мультипликационные,
телевизионные, литературные герои.

1. Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для
этого они взяли в аренду дом сроком на год и
внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме
того, они купили запасных частей на 300 000 рублей,
наняли охрану за 36 000 рублей. Вся стоимость
оказанных услуг по ремонту автомобилей
составила 500 000 рублей. Из них заплатили налоги 10
000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших
предпринимателей за год, за месяц?

2. Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям
стало тесно жить в старом теремке. Задумали они
построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся
строительство: фундамент заложить – 10 000 рублей,
стены поставить – 36 000 рублей. Крышу установить –
20 000 рублей, отделать изнутри – 24 000 рублей.
Половину этой суммы они взяли в банке в кредит.
Сколько денег они должны вернуть в банк, если за
использование кредита дополнительная плата 1/5
часть от суммы кредита?

При решении предложенных задач учащиеся
знакомятся с экономическими понятиями,
выполняют мыслительные операции и
арифметические вычисления.

Решение экономических задач вносит
разнообразие в урок, помогает активизировать
мыслительную деятельность, обогащает
социально-нравственный опыт, расширяет
представление об окружающем мире и словарный
математический и экономический запас,
закладывает первоначальные основы
экономических знаний и способствует развитию
качеств личности, необходимых в условиях
рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием
поможет воспитывать чувство патриотизма,
развивать способность анализировать ситуацию в
реальной жизни и принимать самостоятельные
решения.

Систематическое решение экономических задач
на уроках математики поможет преодолеть разрыв
между потребностями жизни и педагогическим
процессом.

Дети на каждом шагу встречаются с
экономической терминологией. Раскрыть для
учащихся начальных классов содержательную
сторону экономических понятий и отработать
вычислительные навыки помогают математические
задания.

Также можно использовать такие задания,
которые выступают как самоконтроль, как
подтверждение правильности выбора ответа на
поставленные вопросы экономического содержания.

При решении заданий есть большие возможности
для создания проблемных ситуаций и создания
индивидуальной, групповой работы, заданий
разного уровня сложности. Нестандартные задания
по математике с экономической информацией
способствуют осознанию содержания
экономической терминологии, но и повышают
интерес к математике, способствуют общему
развитию младших школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на
уроках математики в начальной школе
способствует получению первоначальной
экономической грамотности, вносит практическую
направленность. Например, при знакомстве с
семейным бюджетом учащиеся могут научиться
просчитывать рациональную покупку, что
необходимо семье. При изучении темы “Цена,
количество, стоимость” дети могут познакомиться
с формированием цены товаров, видами затрат,
разными профессиями в сфере торговки.

По опыту работы можно утверждать, что
интеграция экономики и математики дает
положительные результаты:

Экономические знания полезны и доступны для
усвоения учащимися 2–4 классов, интересны детям,
родителям и преподавателям.

План

Ребята, вы учитесь в школе, изучаете многие
предметы, знакомитесь с различными учебниками по
этим предметам. Там рассказывается о природе,
исторических событиях, о том как грамотно писать,
сочинять, считать.

Вокруг только и говорят об экономке, словно в
мире нет ничего интереснее ее. Газеты, радио,
телевизор переполнены словами “экономическое
положение”, “экономические трудности”.

Экономика – это о тебе, о твоей нынешней и
будущей жизни, о твоих родителях и соседях, о
городе и т.д.

Благосостояние людей, их обеспечение всем
необходимым зависит прежде всего от состояния
экономики, от ведения хозяйства. Все наше
существование тесно связано с экономикой. И твое
настоящее, и будущее также зависит от экономики.

Разве действительно все в нашей жизни есть
экономика или то, что связано с экономикой? Ведь
человеку больше всего нужно счастье, любовь,
радость? Причем здесь экономика?

Вот скажем дома, в школе, на улице – где
собственно эта экономика? Что это: деньги,
могучие заводы? Многие люди считают, что
экономика относится только к бизнесу и еще к
рынку, ее даже стали называть рыночной. Но ведь
самые разные товары покупают в магазинах, а не на
рынке. Выходит не так просто понять де собственно
экономика, или она вся в ларьках или где-то
спрятана. Давайте попробуем разобраться в этой
самой экономике.

Происхождение экономики

Само название этой науки было дано великим
ученым Древней Греции Аристотелем (384-322 гг. до
н.э.) путем соединения двух слов: “эйкос” –
хозяйство и “номос” – закон, т.е. “экономика” в
буквальном переводе с древнегреческого означает
“законы хозяйства” или “умение вести домашнее
хозяйство”.

Все дело в том, что более двух тысяч лет тому
назад древние греки вели хозяйство в основном
домашним способом. Каждый дом, двор старались
обеспечить себя всем необходимым для жизни.
Такое хозяйство историки называют натуральным.

Конечно, и в те далекие времена уже существовал
рынок, люди покупали и продавали товары,
происходил обмен. Но все же многие предметы
первой необходимости создавались в своем
домашнем хозяйстве. За многие годы существования
домашнего хозяйства люди вырабатывали правила
хозяйствования. Вот эти правила и были названы
вначале экономией, а потом – экономикой.

С тех пор очень многое изменилось. Домашнее
хозяйство еще остается, но основные средства
существования людей создаются, производятся не
дома, а на предприятиях. Хлеб пекут в пекарнях,
одежду шьют на фабриках, машины изготавливают на
заводах, даже воду и тепло доставляют на дом в
готовом виде. А вот название “экономика”
осталось. Сейчас под экономикой понимают
хозяйство в самом широком смысле этого слова. И
домашнее хозяйство, и хозяйство фирмы, и
хозяйство города, даже целого государства – все
это экономика. Экономика включает производство,
строительство, транспорт, торговлю, обслуживание
населения. А раз торговлю, то и деньги, ведь
покупать товары приходится за деньги.

Какую роль экономика играет в жизни
людей?

С хозяйством, как хорошо известно, связаны
большие хлопоты. Оно требует внимания, заботы,
ухода. Зачем же, спрашивается, человеку, людям
нужно брать на себя груз этих забот, заниматься
хозяйством, экономикой? Не проще ли жить весело и
беззаботно без экономики?

Оказывается, что так не получается и не может
получиться. человек нужны определенные условия и
среда существования, без которых невозможна сама
жизнь. Частично, как мы знаем, эти средства и
условия создает природа, окружающая нас
естественная среда. Она дарит нам воздух, свет,
тепло, воду. Поэтому наряду с экономикой надо
думать, заботиться об экологии.

Но человеку недостаточно тех средств,
жизненных благ, которые он получает от природы.
Ведь ягодами, грибами, дикими плодами все
человечество не накормишь и в шкуры диких зверей
всех людей не оденешь. В пещерах стало жить
неуютно, хочется иметь благоустроенную квартиру.
На диких лошадях ездить можно, но в автомобиле
лучше, удобней и безопасней. Греться можно у
костра, но не будешь же все время разводить
костер?

Для того чтобы выжить, человек должен
удовлетворять свои основные потребности, т.е.
людям нужна пища, одежда, жилье и т.д., чего не
может им дать в нужном виде и в достаточном
количестве природа.

Все, что нужно человеку для жизни, в чем они
нуждаются, в экономике называют потребностями.

Многочисленные потребности людей, которые
непрерывно возрастают количественно, становятся
разнообразнее, способна удовлетворить только
экономика, хозяйственная деятельность. Таким
образом, экономика есть главное условие и
основной источник обеспечения жизни людей. Набор
основных потребностей в разных географических
районах неодинаков, например, в жарких странах
потребность в калорийной пище, теплой одежде и
теплом жилище больше, чем на севере.

Нужды человека разнообразны, таким образом
знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу
предложил специальную “пирамиду потребностей”,
которая описывает все разнообразие человеческих
потребностей и желаний.

Человек удовлетворяет свои потребности с
помощью благ и услуг.

Блага – продукты питания, одежда, мебель,
автомобили – это предметы, удовлетворяющие ту
или иную человеческую потребность. Парикмахеры,
продавцы, мастера по ремонту обуви и телевизоров,
музыканты оказывают своим клиентам услуги. Они
не создают новых предметов, но их работа тоже
приносит людям пользу и удовлетворяет их
потребности.

Услуга – действие приносящие пользу, помощь
другим; бытовые удобства, предоставляемые
кому-нибудь.

Потребности людей никогда не бывают полностью
удовлетворены. Человек отличается от всех
остальных живых существ тем, что его потребности
в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет
на охоту. Сытый, обутый и одетый человек захочет:

Наши потребности всегда опережают наши
возможности, поэтому большинство благ и услуг –
редкие, или ограниченные – мы не можем получить
их в том количестве, в каком захотим. Эти блага
принято называть экономическими, т.е. товары и
услуги объем которых:

Есть блага и другого типа: например, воздух,
которым мы дышим, вода там, где ее много (река,
озеро).

Они называются свободными или даровыми или
неэкономическими, т.е. это те жизненные блага
(преимущественно природные), которые доступны
людям в объеме куда большем, чем величина
потребности в них. А поэтому их не надо
производить и люди могут потреблять их бесплатно
(воздух, солнечный свет, дожди).

В жизни отличить экономические блага или
услуги от неэкономических благ или услуг очень
просто: экономические – платные,
неэкономические – бесплатные.

4. Почему и зачем люди участвуют в
экономической деятельности?

Итак, мы уже знаем, что экономика призвана
обеспечивать жизнь людей необходимыми им
благами. Но эти блага, как известно, не падают с
неба, их надо создавать, и производить. А
производство благ требует участия людей, их
труда. Многое в экономике приносят земля,
растительный и животный мир, многое делают
машины. Но без усилий со стороны людей, без их
экономической деятельности невозможно получить,
изготовить то, что требуется для жизни. Поэтому
человек не может быть только потребителем
экономических благ, он вынужден производить их,
участвуя в экономической деятельности.

Что побуждает человека вкладывать в экономику
собственный труд? Если человек сам создает то,
что нужно ему и его семье, то он участвует в
трудовой деятельности, чтобы произвести
необходимые предметы, вещи, товары. Но чаще люди
не производят, а покупают то, что им нужно. Увы,
для этого нужны деньги, а их приходиться
зарабатывать собственным трудом. Так что участие
человека в экономической деятельности
неизбежно. Понятно, что высказанное утверждение
относится прежде всего к людям, которые способны
трудиться, ведь малые дети, престарелые не могут
участвовать в труде в полной мере.

Интересно, что многие люди приобщаются к
трудовой, экономической деятельности не только
ради производства нужных вещей и получения
денег. Интересная, творческая деятельность
приносит людям удовлетворение, многие
испытывают внутреннюю потребность в ней.

Понятие экономики как науки

С научной точки зрения выделяют два
определения экономики:

Таким образом, экономика – это общественная
наука, изучающая поведение человека в условиях
неограниченности потребностей и ограниченности
ресурсов.

В экономической жизни есть три главных
участника:

Они взаимодействуют между собой, координируя
свою деятельность как непосредственно, так и
через рынки факторов производства (т.е. ресурсов,
с помощью которых можно организовать
производство благ) и потребительских товаров
(благ, которые непосредственно потребляются
людьми).

Трудно переоценить роль, которую играют в
экономической жизни общества фирмы и
государство. И все же главный из действующих лиц
экономики – человек, семья.

Дело в том, что именно ради удовлетворения нужд
людей, их конкретных потребностей в благах и
должна осуществляться хозяйственная
деятельность в любой стране.

Рис. Устройство экономики.

Кроме того, деятельность и фирм, и
государственных организаций, равно как и события
на тех или иных рынках, определяются решениями,
которые принимают люди.

Вот почему экономика изучает не объективные
процессы наподобие природных явлений, а
поведение людей в тех или иных хозяйственных
ситуациях.

Различают экономику семьи (экономические
процессы, связанные с хозяйством, которое ведет
одинокий человек или группа близких людей), экономику
фирмы (экономические процессы, связанные с
деятельностью организаций, производящих блага
для продажи), экономику региона
(экономические процессы, связанные с
деятельностью фирм, расположенных в
определенном регионе страны, и людей которые там
живут), экономику рынков факторов производства
товаров и услуг (экономические процессы,
связанные с куплей-продажей благ,
непосредственно потребляемых людьми или
используемых для организации деятельности фирм)
и общеэкономические процессы (процессы,
которые влияют не только на экономику семьи,
фирмы, региона или определенного рынка, но и на
всю экономическую жизнь страны в целом).

Макроэкономика – исследует закономерности и
экономические взаимоотношения на уровне всей
экономики или крупных отраслей.

Микроэкономика – исследует закономерности
организаций и функционирование экономики на
уровне между отдельными фирмами и потребителями.

Экономические объекты

Экономическими объектами называют объекты
экономического назначения, то есть связанные с
экономикой, производящие экономический продукт,
товары и услуги. Наиболее важные экономические
объекты – это предприятия, использующие разные
экономические ресурсы, имеющие собственные
средства производства, производящие
значительное количество продукта, товаров.
Предприятия, производящие товары одного вида,
удовлетворяющие однородные потребности,
образуют отрасли хозяйства. Обычно в любом
городе и даже в селе представлены экономические
объекты многих отраслей.

Промышленные предприятия заняты добычей и
переработкой полезных ископаемых, производством
самых различных материалов, созданием многих
видов машин, инструментов. Они также производят
продукты питания из сельскохозяйственного
сырья, одежду, обувь, предметы домашнего обихода,
товары культурно-бытового назначения. Все, что
производят предприятия промышленности, принято
называть промышленной продукцией. Существует
несколько миллионов видов промышленной
продукции. Это разные виды топлива и энергии,
химические вещества, строительные материалы,
транспортные средства, оборудование для
производства самых разнообразных вещей:
холодильники, стиральные машины, мебель,
медицинские приборы, телевизоры, радиоприемники
и многое другое. Вооружение тоже производит
промышленность, которую называют военной или
оборонной.

Обычно промышленность сосредоточена в городах,
так как на промышленных предприятиях работает
много людей.

Еще одной важной отраслью экономики является
строительство, назначения этой отрасли понятно
из ее названия.

Сельское хозяйство – это выращивание растений
и разведение животных для обеспечения
потребностей людей в продуктах питания и в
материалах для одежды, обуви в виде тканей,
шерсти, кожи. Из самого названия отрасли ясно, что
она тяготеет к сельской местности.

Предельно ясно, что экономика и люди не могут
обойтись без транспорта, средств сообщения,
связи.

И где бы ты ни жил, тебе и всем другим людям
понадобятся объекты торговли, общественного
питания, бытового обслуживания населения.

В любом населенном пункте есть или, во всяком
случае, должны быть объекты культуры,
образования, охраны здоровья.

7. Контрольные вопросы

Задания

1. Учитель предлагает ученикам заполнить
последние две колонки самостоятельно.

2. Предложите учащимся прокомментировать
выражение “Бесплатный сыр только в мышеловке”.
Обсудите, является ли бесплатным благом –
освещение улиц.

3. Определите, какое из утверждений относится к
микроэкономике, какое к макроэкономике:

Домашнее задание

П.1 в учебнике.

Письменно в тетради: “Придумываем ситуацию”.

В качестве домашнего задания вы можете
предложить учащимся придумать примеры, которые
бы подтверждали необходимость для каждого
человека (в том числе и простого обывателя)
изучение основ экономической науки. Можно даже
попросить школьников написать маленькое
сочинение на эту тему. На следующем уроке следует
обсудить и прокомментировать наиболее
интересные варианты ответов.

Заключение

Анализ практических занятий показывает, что
экономическое образование и воспитание
школьников не только приближает ребёнка к
реальной жизни, обучая его ориентироваться в
происходящем, но и формирует деловые качества
личности.

Это подготовка подрастающего человека к
предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное
экономическое воспитание служит основой
правильного миропонимания и организации
эффективного взаимодействия ребёнка с
окружающим миром.

В завершении хотелось бы отметить, что какой бы
предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс
обучения был интересным для учащихся, ставил
перед ним конкретные задачи и помогал находить
их решения, давал простор для проявления
творческой самостоятельности, основывающейся на
полученных знаниях и умениях.

Список использованных источников

1. Журнал “Начальная школа”, № 1/2010 год.

2. Зайдель Х., Темен Р. “ Основы учения об
экономике” / Пер. с нем. – М.: Ассоциация
“Профессиональное образование”, 1992.

3. Н.А. Зайченко. “ Экономика. Задачи, упражнения,
тесты, кроссворды”. Санкт-Петербург, 1998 год.

4. Мезеляев В. “ Методика обучения основам
экономических знаний в современной школе //
Москва”. – 1994.

5. Меньшикова О., Попова Т. “ Нужны ли детям
экономические сказки // Проблемы теории и
практики управления”. -1992.

6. “ Начальная школа”. Приложение к газете
“Первое сентября” апрель № 13–15/2000 год.

7. “ Начальная школа”. Приложение к газете
“Первое сентября” апрель № 19–20/2002 год.

8. Олейник С. Н., Нестеренок Ю. В, Потапов М. К.
“Старинные занимательные игры, задачи”. – М.:
Наука, 1989.

9. Б.А. Райзберг. “ Твоя экономика”. Москва, 1996
год.

10. Н.И. Романовская. “ Экономическая игротека”.
Москва, 1994 год.

11. Самоукана Н. В. “ Игры в школе и дома” – М.:
Новая школа, 1993.

12. Сандерс Ф. и др. “ Основные экономические
понятия. Структура преподавания”. – М.:
Аспект-Пресс, 1995.

13. Т.О. Смирнова, Т. Н. Проснякова. “ Методические
рекомендации в помощь учителю экономики 2–4
классов” (ФНМЦ им. Л.В. Занкова) “Белка и компания.
Экономика в сказках, играх и задачах” – учебник,
задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация
“Федоров”, 2000 год.

14. Стандарты по курсу “Основы экономических
знаний” // География и основы экономики в школе.
-1999.

15. Стейнлек Дж. Ф. “ Экономика для начинающих” //
пер с англ. – М.: Республика, 1994.

16. Уткин Э. А. “ Сборник ситуационных задач,
деловых и психологических игр, тестов по курсам
“Менеджмент”, “Маркетинг”. – М.: Финансы и
статистика, 1996.

17. Е.Г. Фирсов. “ Интеллектуальные игры для
школьников. Экономика”. Ярославль, 1998 год.

18. Хесс Карл. “ Капитализм для детей. Как стать
предпринимателем”. – М.: Варгиус, 1994.

Про урокцифры:  ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *