Что это? Метод исследования урока позволяет проанализировать сильные и слабые стороны не столько самого педагога, сколько процесса преподавания. Ведь организовать его можно по-разному, а, значит, и получить разный отклик от учеников.
Как проводится? Существуют разные способы проведения подобного анализа. Можно использовать новаторский подход с учётом специфики учебного заведения и его воспитанников. Главное — понимать, что этот инструмент позволяет учителям помочь друг другу решить методические проблемы.
Обязательные курсы для педагогов на 2023-2024 учебный год со скидкой 40%
Купить курсы со скидкой
Как организовать и провести урок-исследование
Главная цель образования — воспитание творческой личности учащегося, способной к саморазвитию, самоусовершенствованию, поэтому в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении и воспитании я выбрала поисковый, исследовательский.
На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач. Например, для обучения предмету необходимо решить следующие задачи:
• приобретение учащимися общеучебных умений (работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д.);
• приобретение учащимися специальных знаний и умений (усвоение фактического материала по предмету);
• приобретение учащимися интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.).
Для обучения исследовательской деятельности требуется решить другую задачу — приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
• знание специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности;
• знание методики научного исследования;
• умение выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать вывод.
По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на следующие типыизучение нового материала, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний, контроль и коррекция знаний, а также комбинированные уроки.
По объему осваиваемой методики научного исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности уроки такого типа могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в исследовательской деятельности, уроки-исследования могут соответствовать начальному (урок «Образец исследования»), продвинутому (урок «Исследование») или высшему уровню (урок «Собственно исследование»).
Освоение учащимися исследовательских знаний и умений должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности ученика в его исследовательской учебной деятельности. И естественно, что начинать следует с подготовительного этапа — теоретического изучения этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следуют освоение школьниками процесса исследования на уроках «Образец исследования» (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках «Исследование», а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках «Собственно исследование» (этап 3).
В структуре урока-исследования выделяют следующую последовательность действий:
3) создание проблемной ситуации;
4) постановка проблемы исследования;
5) определение темы исследования;
6) формулирование цели исследования;
8) проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д.);
9) интерпретация полученных данных;
10) вывод по результатам исследовательской работы;
11) применение новых знаний в учебной деятельности;
12) подведение итогов урока;
составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
– выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
– определение темы и цели исследования;
– формулирование и отбор полезных гипотез;
– определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
– разграничение допущений и доказанных положений;
– планирование эксперимента для проверки гипотезы;
– анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
– конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
– составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
– систематизация фактов, явлений;
– использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
– формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
– решение задач в новой ситуации;
– написание творческого сочинения, реферата.
В современной педагогике выделяется три уровня
реализации исследовательского обучения:
Формировать навыки учебного исследования надо
начинать с начальной школы, опираясь при этом на
тягу к поиску, познанию неизвестного. Учитель
может построить такой урок, как игру. Но за этой
увлекательной формой ученики должны увидеть
глубокое научное содержание этой работы.
Урок-исследование в начальных классах включает
следующие структурные компоненты, которые
одновременно становятся этапами урока:
Сначала следует найти предмет учебного
исследования. Дети должны ясно представлять, что
они будут исследовать, что будут искать.
Предмет исследования позволит сформулировать
суть проблемы, скорее всего в виде проблемного
вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной
задачи, которую ученики будут решать на уроке.
Далее следует выработать план исследования,
определить пути решения проблемы, ход дальнейших
действий. Этот этап чаще всего наиболее труден
для учеников: они видят и понимают, что им надо
сделать. Но почти никогда не знают, как этого
добиться. Наличие проблемы предполагает
возникновение гипотезы или даже нескольких
гипотез ее решения. Поэтому и путей решения может
быть несколько. Чаще всего выдвижение гипотезы
берет на себя учитель. Необязательно произносить
слово “гипотеза” и настаивать на ее выдвижении.
Достаточно того, сто сам учитель ясно понимает
суть происходящего и умело управляет процессом,
а для учеников он найдет другие слова. Важно
разбудить в учениках желание заниматься поиском
и решением достаточно сложных проблем, создать
условия для формирования умений и навыков
исследовательской деятельности как важнейших
обще учебных навыков.
Проведение собственно исследования, поисковой
деятельности, то есть некой последовательности
учебных действий, определенной совместными
усилиями всех участников. Осуществление плана
исследования – самый трудоемкий и длительный
этап.
Подведение итогов исследования заканчивается
содержательным выводом о том, каковы же
результаты работы, как решена проблема.
По основной дидактической цели
уроки-исследования можно разделить на следующие
типы, соответствующие классификации
традиционной парадигмы:
По объему осваиваемой методики научного
исследования:
На уроке с элементами исследования, учащиеся
отрабатывают отдельные ученые приемы,
составляющие исследовательскую деятельность. По
содержанию исследовательской деятельности
уроки могут быть различными:
На уроке – исследовании учащиеся овладевают
методикой научного исследования, усваивают
этапы научного познания. По уровню
самостоятельности учащихся, проявляемой в
исследовательской деятельности на уроке,
уроки-исследования могут соответствовать
начальному (урок “Образец исследования”),
продвинутому (урок “Исследование”) или высшему
(урок “Собственно исследование”).
Освоение учащимися исследовательских знаний и
умений должно проходить поэтапно, с постепенным
увеличением степени самостоятельности ученика в
его исследовательской учебной деятельности.
Исходя из этого, можно начинать с
подготовительного этапа – теоретического
изучения учащимися этапов и ступеней
исследовательской деятельности. Затем следует
освоение ими процесса исследования на уроках
“Образец исследования” (этап 1), отработка
учебных приемов исследовательской деятельности
на уроках “Исследование”, а также с элементами
исследования (этап 2) и использование
исследовательского подхода в процессе обучения
на уроках “Собственно исследование” (этап 3).
На уроках данного типа возможно использование
разнообразных форм обучения учащихся:
индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
Структура урока-исследования включает
несколько этапов:
Учебные приемы, составляющие
исследовательскую деятельность учащихся на
уроках – исследованиях:
Цели обучения: формирование и развитие
творческих способностей, развитие умения
ставить проблемы и самостоятельно их решать,
создание мотивов к обучению и самообразованию,
формирование чувств индивидуальной
ответственности за принятое решение, развитие
коммуникативных умений и навыков, развитие
методологических умений и навыков.
Деятельность учителя и учащихся определяется
уровнем урока-исследования. Так, на уроке с
элементами исследования действия учителя
определяются соблюдением следующих правил:
На уроке – исследования регламентация менее
жесткая:
На уроке собственно исследование уровень
требований к деятельности работы совсем иной:
В последнее время исследовательская
деятельность стала одним из перспективных
направлений в методике преподавания любого
предмета.
Под исследовательской деятельностью нами
понимается деятельность учащихся, связанная с
решением учащимися творческой,
исследовательской задачи, и предполагающая
наличие основных этапов, характерных для
исследования в научной сфере: выбор темы, работа
с источниками информации, выдвижение гипотезы,
сбор фактического материала, систематизация и
обобщение полученных данных, подготовка и защита
проекта.
Исследовательская деятельность, используемая
как метод (частично-поисковый, метод проблемного
обучения) или как самостоятельная деятельность,
позволяет решить многие задачи, стоящие перед
современной школой.
Во-первых, она изменяет суть преподавания:
ученик не воспринимает «готовый» материал, а
находит его и работает с ним сам; учитель же
руководит, направляет, создает условия для
реализации потенциала учащегося.
Во-вторых, доля самостоятельности ученика в
учебной деятельности увеличивается, что в сою
очередь повышает качество обучения и делает
знания учащегося более прочными.
В-третьих, результатом исследовательской
деятельности становится определённый «продукт»:
доклад, реферат, исследовательская работа,
проект, макет, изделие, выполненное руками
учащегося и т.п. Всё это позволяет исследователю
заявить о себе, представить свою работу не только
на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре,
научно-практической конференции.
Участие в подобных мероприятиях способствует
социализации школьников, реализации их
потенциала, определению профиля обучения на
старшей ступени и, как следствие, – правильному
выбору профессию.
На уроке литературы или русского языка
исследовательская деятельность может быть как
отдельным этапом (как метод на этапе объяснения
материала или выполнения домашнего задания), так
и занимать весь урок, превращая его в
урок-исследование, и даже проходить через всю
тему, охватывая целый ряд уроков.
Обучение навыкам исследовательской
деятельности осуществляется мною уже с 5 класса.
Вводится понятие исследовательской
деятельности, а также таких её составляющих, как
проблемный вопрос и гипотеза, формируются
первоначальные навыки выдвижения гипотезы,
сбора материала, его элементарного анализа:
группировки и классификации. Например, в одной из
первых исследовательских работ пятиклассникам
предлагаются вопросы: «К какой части речи
относятся слова «бег», «синева», «двойка»? Как вы
думаете, только ли предмет обозначает имя
существительное?». В качестве домашнего задания
учащимся предлагается выписать примеры имён
существительных из указанного упражнения или
самостоятельно подобранного текста (в этом
отношении хорошим подспорьем станут учебники
русского языка, входящие в УМК для 509 классов под
редакцией Львовой С. И.). На следующем уроке под
руководством учителя происходит группировка,
классификация и систематизация собранного
материала.
Продуктом является совместная
исследовательская работа, которая оформляется
учениками под руководством учителя.
В 6-м классе на уроках русского языка и
литературы вводится понятие экспрессивно
окрашенной лексики (позитивных и негативных
слов). Теперь при выписывании примеров из
упражнений или художественных произведений
учащиеся над значимыми словами ставят знак «+»
или «– ». В этом возрасте учащиеся уже
начинают работать с источниками информации,
учатся оформлять список используемой литературы
(авторские права надо уважать!). Но
исследовательская деятельность пяти-,
шестиклассников носит в основном коллективный
характер.
В 7-8 классах проводится практическое занятие
«Требования к исследовательской работе» (Приложение 1), а для
выполнения исследовательских работ уже могут
быть сформированы группы учащихся (по 3-4 или 5-6
человек, в зависимости от количества детей в
классе). Исследование же может проводиться как на
уроках, так и вне их. На уроке, узнав тему
исследовательской работы, ученики предлагают
свои варианты гипотез. Можно даже объявить
конкурс на самую лучшую исследовательскую
работу по степени проработанности темы,
содержанию, оформлению, защите. Основная же
работа выносится на домашнее задание, которое
может быть выполнено в течение 1-2-3 недель (в
зависимости от подготовленности учащихся). И
здесь главное не пропустить момент, когда
учащимся может понадобиться помощь
преподавателя, который проводит консультации,
координируя исследовательскую работу
школьников – сопровождает таким образом все
этапы исследовательской деятельности
учащихся. На итоговом уроке участники групп
сообщают о результатах своих исследований,
защищают свои творческие работы.
Через коллективный и групповой методы работы
происходит постепенное вовлечение школьников в
исследовательскую деятельность. Следующим
этапом станет индивидуальная форма
исследовательской работы. Этот процесс может
начинаться уже в 9-м классе. Но, конечно, могут
быть и приятные исключения, когда индивидуально
ученик может работать уже с 6-7 класса.
Для диагностики развития исследовательской
компетенции учащихся необходимо регулярно
проводить исследования уровня сформированности
навыков исследовательской деятельности
школьников, чтобы вовремя помочь при
возникновении проблем.
Рассмотрим некоторые примеры
исследовательской деятельности на уроках
литературы.
Если мы проводим урок-исследование, то в этом
случае меняется сама структура урока. Главные
компоненты такого урока: актуализация,
постановка проблемы, решение проблемы,
рефлексия.
1) Актуализация: например, рассказ учителя об
истории создания произведения.
2) Художественное чтение текста (это
стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка
из текста произведения (читает учитель или
подготовленный ученик) .
3) Постановка проблемы, формулировка темы
исследования (зависит от содержания
произведения, может быть связана с мнением
литературоведов о конкретном произведении).
4) Решения проблемы = литературоведческий
(лингвистический) анализ текста (сюжет,
композиция, образы, лексика,
пространственно-временная организация и т.д.).
5) Вывод по теме исследования.
6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или
домашнее контрольное сочинение, связанное с
темой исследования.
Исследование может проходить через всю тему,
охватывая ряд уроков. Примером может служить,
например, изучение комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».
Чтение учителем и подготовленными учениками
диалога городничего и Хлестакова поможет
привлечь максимум внимания к этому «ревизору».
Возникает закономерный вопрос: ревизор ли
Хлестаков? Кто же такой Хлестаков? Учитель
должен предложить ученику алгоритм
выполнения работы, в котором будут отражены
все основные этапы деятельности ученика. И далее
подробное исследование текста поможет ответить
на этот проблемный вопрос.
Кроме того, комедия даёт возможность
сформулировать и многие другие проблемные
вопросы. Например: Почему и чего так боится
городничий? Как вести себя в экстремальной
ситуации?
Если же исследование охватывает всё творчество
писателя, произведения которого изучаются в
школе, то материал для исследования должен
усложняться соответственно возрасту, а в старших
классах доля самостоятельности учащихся должна
увеличиваться многократно. К 10-11 классам ученики
уже сами формулируют проблему, выдвигают
гипотезы, подбирают необходимый материал в
энциклопедиях, Интернете. Это могут быть научные
статьи, воспоминания современников, переписка
писателя, его статьи о литературе, искусстве.
При таком подходе к изучению литературы
учащиеся лучше усваивают такие понятия как
историзм, реализм, сатира. Они учатся не только
доказывать свою точку зрения, но и опровергать
выдвинутую гипотезу.
Или, например, на уроках литературы в 10 классе
при изучении темы «Ф. М. Достоевский.
«Преступление и наказание» можно предложить
такие темы для исследования (Приложение
2):
1. Каков образ Петербурга в изображении
Ф. М. Достоевского?
2. Как созревала в Раскольникове идея
преступления?
3. Каково внутреннее состояние Раскольникова
после преступления?
Интригой к возникновению исследования по теме
«Как созревала в Раскольникове идея
преступления?» станет чтение учителем или
подготовленным учеником следующего эпизода из
романа Достоевского (текст обязательно должен
быть перед глазами у каждого учащегося!):
«Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у
него были две вещи, годные к закладу: старые
отцовские серебряные часы и маленькое золотое
колечко с тремя какими-то красными камешками,
подаренное ему при прощании сестрой, на память.
Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с
первого же взгляда, ещё ничего не зная о ней
особенного, почувствовал к ней непреодолимое
отвращение, взял у неё два «билетика» и по дороге
зашёл в один плохонький трактиришко. Он спросил
чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль
наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок,
и очень, очень занимала его».
Беседа поможет сформулировать проблемный
вопрос, выдвинуть гипотезу.
Ученики предлагают свои гипотезы:
– Услышал от других.
– Просто пришла в голову. Решил и всё.
– Прочитал в книге какой-то.
Далее необходимо определиться, с какими
эпизодами из романа необходимо более тщательно
поработать. Работа с текстами указанных
эпизодов помогает раскрыть внутреннее состояние
героя, выявить художественные детали, с помощью
которых Достоевский показывает нам процесс
развития теории Раскольникова с самого начала её
зарождения.
Составляется таблица, которая в результате
коллективной и индивидуальной работы будет
заполняться материалами наблюдений.
И в результате тщательного анализа уже
прочитанного первого эпизода появляются первые
записи:
Анализ следующих эпизодов позволяет собрать
материал для проверки выдвинутых учащимися
гипотез.
В итоге таблица приобретает следующий вид:
Конечно, данная работа не может быть проделана
на одном уроке. Но на уроке она обязательно
должна быть начата совместно с учителем. Выводы
же, к которым придут ученики, обязательно должны
быть сформулированы в письменном виде. Ученики
должны сообщить о результатах своих
исследований и получить адекватную оценку своей
деятельности. Ведь главная цель –
образовательный результат, развитие у учащихся
исследовательского типа мышления.
Конечно, исследование может и должно в итоге
быть самостоятельной творческой деятельностью
учащегося, которые должны решать
исследовательские задачи с неизвестным ранее
решением.
Таким образом, приобщение школьников к
проведению исследований художественных текстов
на уроках литературы, русского языка и во
внеурочное время способствует воспитанию
активности личности в самостоятельном обучении
и как следствие – её творческую
самореализацию.
Исследовательская деятельность в школе,
принося радость совместного поиска решения
поставленной проблемы, помогает «расти» и
учителю, и ученику.
История появления метода исследования урока
Исследование урока — технология, нацеленная на улучшение качества обучения посредством совместной работы педагогов. Цель технологии – продуктивная работа учителей и прогресс учеников. Коллеги посещают уроки друг друга и отслеживают сильные и слабые стороны процесса обучения, делают всё возможное для мотивации и побед учащихся.
Эта педагогическая технология была основана более века назад в Японии. Когда завершилась Вторая мировая война, страна восходящего солнца открылась для граждан других стран. Так методика исследования урока стала известна в США и Европе, стала осваиваться учёными. В XXI веке методология пришла и в страны бывшего СССР. Но везде имеются отличительные черты.
В связи с чем метод исследования урока популяризуется в России? В основном по причине низкой эффективности традиционных способов работы школьных методистов. Руководство методических объединений не имеет возможности с желаемой периодичностью посещать занятия из-за большой бюрократической нагрузки.
Директора и завучи также взаимодействуют с педагогами в основном по иным вопросам. Но сами учителя имеют возможность хорошо подготовить учащихся, помогая своим коллегам, комфортно работая в рамках данной эффективной технологии.
Пошаговый алгоритм исследования урока
Шаг 1. Создание группы/групп педагогов.
Методику исследования урока в Российской Федерации внедряет как школьная администрация, так и инициируют сами педагоги. Наилучшее количество участников таких групп: 3 – 5 учителей.
При организации команды педагогов, превышающей 6 человек, у некоторых учителей получится только наблюдать, но активно не включаться в работу. При задействовании 3-х учителей уже каждый сможет и преподавать, и анализировать. Можно поработать и вдвоем.
Часто спрашивают: возможно ли включение в рабочую группу представителя школьной администрации? Да, в добровольном порядке может участвовать, к примеру, заместитель директора, что добавит значимости проекту.
При подборе педагогов для проекта учитывается не его предмет, а заинтересованность. При участии в рабочей группе только коллег по преподаваемому предмету дискуссия может получиться только по особенностям учебных материалов. Помимо этого, часто в небольших школах работает лишь один педагог по определённому предмету.
Шаг 2. Предварительная встреча: выбор темы урока, согласование ценностей и правил
Изначально выбирается конкретная проблема, волнующая всех участников рабочей группы (общий интерес), затем – распределяются обязанности каждого. При наличии модератора педагог творчески раскроется, также будет своевременная фиксация всех решений. Для конструктивной работы важно поддержание одинакового статуса учителей – вне зависимости от стажа и опыта работы.
Шаг 3. Первая встреча: планирование урока № 1.
Участниками группы прописываются цели и задачи урока, его этапы; определяются три ученика с разной степенью успеваемости, их многоаспектные критерии, записываются итоговые вопросы, задаваемые ученикам по окончании урока, прогнозируются реакции, действия школьников. Отметим особую важность создания доброжелательной, конструктивной атмосферы и ситуации успеха для «отстающих» учеников, позитивных ожиданий при планировании урока.
При постановке целей педагоги отвечают на 4 вопроса:
Примеры ошибочно поставленных целей:
Основные пункты планирования урока:
Шаг 4. Проведение урока № 1.
Учитель № 1 проводит урок, а прочие представители педагогической группы, присутствуя на уроке, занимаются наблюдением и фиксацией нужных для последующего анализа по методике исследования урока (как вариант: просматривают видеозапись проведённого занятия).
После окончания урока учителя из рабочей группы проекта проводят интервью у трех заранее определённых учащихся – с высокой успеваемостью, среднего по успеваемости, «отстающего» в успеваемости по данному предмету. Им задаются заранее составленные вопросы.
Таблица для заполнения наблюдателями
Шаг 5. Обсуждение урока № 1.
Рабочая группа собирается на обсуждение и для проведения анализа в тот же день, когда было проведено первое занятие в рамках метода исследования урока. На основании выводов по ходу урока № 1 проходит планирование урока № 2 для педагога № 2.
Шаг 6. Второй и третий циклы проекта.
Аналогично проведению первого урока проводятся и анализируются уроки № 2 и № 3.
Шаг 7. Подведение итогов.
В группе сравниваются результаты планов и наблюдаемых итогов, делаются выводы.
Требования ФГОС предполагают формирование у современных учеников универсальных учебных действий, обеспечивающих способность самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
На современном этапе исторического развития общества актуализируются и приобретают значимость такие качества личности: способность мыслить творчески и самостоятельно обучаться; готовность восприятия новаторской мысли и создание условий её воплощения.
Благодаря исследовательской деятельности личность ученика приобретает всестороннее развитие и успешную социализацию, конкурентоспособность и неординарное мышление, творческий подход к выполнению поставленных задач.
Формированию у обучающихся универсальных учебных действий способствует трансформация традиционных типов и видов уроков. К примеру, в рамках поставленных задач у обучающихся происходит автономное приобретение и усвоение различных знаний. Основная цель такого урока-исследования – получение учащимися функционального самостоятельного навыка проведения исследования, являющегося универсальным способом приобретения новых знаний.
Важно понимать, что нет универсальных способов, подходящих сразу для всех школ. Поэтому о положительных и отрицательных моментах метода исследования урока в своей школе нужно подумать заранее и грамотно его спланировать.
Материал основан на следующих источниках:
Как организовать и провести урок-исследование
Наталья Сергеевна Кащенко.
МОУ СОШ №1 п. Волоконовка, Белгородской области
Исходя из основной цели образования – воспитание творческой личности учащегося, способности к саморазвитию, самосовершенствованию – в качестве приоритетного подхода в обучении и воспитании может стать поисково-исследовательский подход. Практика показывает, что без целенаправленной организации учебной, исследовательской деятельности учащихся формирование и развитие соответствующих навыков идет очень медленно.
На уроке-исследовании ставятся две цели: (дидактическая цель) и обучение (педагогическая цель). Поставленные цели достигаются в ходе решения ряда задач.
Например, с целью обучения предмету следует решать следующие задачи
Постановка цели обучения исследовательской деятельности требует решения других задач: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (знания специфики и особенностей процесса научного познания, ступеней исследовательской деятельности, методики научного исследования; умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы).
По основной дидактической цели уроки-исследования можно разделить на типы:
Допускаются и комбинированные уроки.
По объему осваиваемой методики исследования можно выделить уроки с элементами исследования и уроки-исследования.
уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности такие уроки могут быть различными, например: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявляемой в результате исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования могут соответствовать:
Освоение учащимися исследовательских умений и навыков должно проходить поэтапно, с постепенным увеличением степени самостоятельности учащихся. Исходя из этого, можно начинать с – теоретического изучения учащимися этапов и ступеней исследовательской деятельности. Затем следует освоение ими процесса исследования на уроках “Образец исследования” (этап 1), отработка учебных приемов исследовательской деятельности на уроках “Исследование”, а также на уроках с элементами исследования (этап 2) и использование исследовательского подхода в процессе обучения на уроках “Собственно исследование” (этап 3). На уроках-исследованиях возможно использование обучения учащихся: индивидуальной, парной, групповой, коллективной.
, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования.
По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся должны остаться
Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.
Как выглядит исследование урока на практике
Методика исследования урока — это широкий подход, строящийся таким образом:
Для чего проводят исследование урока
Задачи, решаемые посредством метода исследования урока в действии: