В переходный период обучения, связанный с переходом из 4 в 5 класс, важно иметь ясное представление о том, какие предметы будут входить в учебную программу. Учебный год 2023-2024 обещает внести некоторые изменения в этот список, влияя на содержание и структуру образовательного процесса для учеников пятого класса. В данной статье мы познакомимся с актуальным списком предметов, которые будут изучаться в пятом классе в грядущем учебном году, а также обсудим их роль в формировании навыков и знаний, необходимых для успешного продвижения в образовательной системе.
СТИХОТВОРЕНИЕ
«Р О С С И Я»
(1908)
История создания стихотворения Россия
Особенности изображения Родины в стихотворении А. Блока
«Россия»
Особенности изображения Родины в стихотворении А. Блока «Россия»
«Все будет хорошо, Россия будет великой».
А. Блок
16 ноября 1880 года
в высококультурной семье
(отец – профессор, мать – поэтесса).
Александр Львович Блок – юрист, профессор Варшавского университета.
Александра Андреевна Бекетова – переводчик, поэт
В 1889 году был отдан во 2 класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на историко-филологическом.
Тётя поэта вспоминала, что в детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка «Сказка о царе
Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.
Я тебя люблю.
Для тебя – то в огороде
Я капустку и коплю
В 5 лет Блок начал сочинять стихи.
Жил на свете котик милый, Постоянно был унылый, –
Отчего – никто не знал,
Котя это не сказал.
Дед, знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для Блока другом детских лет.
В 13 лет вместе с двоюродными братьями стал издавать рукописный журнал, в котором был главным редактором, и главным художником, и главным автором.
Оканчивал университет А. Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе
Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.
7 августа 1921 года поэт умер. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.
Музей-квартира А. А. Блока в
Санкт-Петербурге располагается на улице Декабристов, дом 57.
Село Шахматово – Московская Русь, бесконечные дали, поля, леса, реки были для Блока источником его поэтического вдохновения.
Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока в Шахматово
Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена (Нидерланды)
Астероиду 2540, который обнаружили в 1971 году, дали имя Александра Блока.
Александра Александровича Блока
Презентацию подготовила
Петрова Марина Михайловна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №349
с углублённым изучением английского языка Красногвардейского района
города Санкт-Петербурга
Тема Родины в живописи
А. Блок. « Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл. А. А. Блок (1880-1921)
Уметь Знать Биографию автора; Схему анализа стихотворения; Исторические прошлое России; Анализировать стихотворение (от замысла автора к средствам воплощения); 2. Аргументированно отвечать; 3. Работать с информацией различной сложности.
Цикл – несколько художественных произведений, объединённых общим жанром, темой, главными героями, единым замыслом, местом действия.
Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов, сосредоточенное в основном на выражении постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. Символисты выразили тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие вековым духовно-культурным ценностям.
Поэт жил и творил в одну из самых трагических эпох русской истории
Выход из тупика безвременья связывается в сознании А. Блока с образом Родины, России. Поэт должен пережить и познать всё то, что суждено пережить России.
Словарная работа Шлея – часть сбруи, ремень, прикреплённый двумя концами к хомуту. Нести свой крест – быть верным долгу. Чародей – волшебник, колдун. Плат – платок. Острожная песня – тюремная. Расхлябанные колеи – разбитые дороги.
Образ России становится символом веры в будущее.
«Духовный – из одного духа и души состоящий; всё относящееся к Богу, церкви и вере; все умственные и нравственные силы человека, ум и воля». ( Словарь В. И. Даля).
Россия – страна громадной, ещё не выявленной мощи и энергии. С ней и «невозможное возможно», она указывает путь вперёд, в будущее.
Тема (что?) Идея (для чего ?) Художественные особенности (как?)
К какому направлению относится творчество А. Блока? а) символизм; б) реализм; в) сентиментализм; г) романтизм.
Образ Родины – женщины в платке до бровей – это образ: а) С. А. Есенина; б) А. К. Толстого; в) Ф. И. Тютчева; г) А. А. Блока.
Как называется средство художественной выразительности, используемое А. Блоком в строке «Три стёртых треплются шлеи»?
Как называется многозначительное иносказание, играющее важную роль в воплощении авторского замысла?
Стихотворение «Россия» а ) на историческую тему; б ) о современности; в ) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.
Что объединяет первую и последнюю строфы? а) тема народа; б) мотив дороги; в) образ женщины; г) тема поэта и поэзии;
Лирический герой стихотворения А . Блока «Россия »: а) иронизирует над вечными законами жизни; б) яростно сопротивляется новым веяниям времени; в) отказывается от прежних убеждений и верований; г) должен пережить всё, что суждено пережить России.
Задание для 2 группы. Дайте связный ответ на один из вопросов в объёме 5-10 предложений. Как тема дороги получает своё развитие в стихотворении А. Блока « Россия »? Образ Родины в стихотворении « Россия ».
Изменения в перечне основных дисциплин, которые изучаются в школе, при переходе из пятого класса в шестой — минимальные. В расписании стоят все те же предметы, что и год назад, за исключением всего одного нового. Напомним, какие предметы изучаются в 6 классе российской школы в 2023-2024 учебном году согласно действующим ФГОС.
Какие предметы проходят в 6 классе
Принципиально учебный план для шестиклассников отличается от того, что был в пятом классе, двумя вещами. Во-первых, в 6 классах больше времени уделяют изучению русского языка — под эту дисциплину каждую неделю отдаётся на один час больше. Во-вторых, в расписании появляется предмет, который школьниками ещё не изучался — обществознание.
ЕГЭ по обществознанию — один из самых популярных среди экзаменов по выбору. Его результаты требуются при поступлении практически повсюду, поэтому пренебрегать новым предметом точно не стоит. Особенно если родители рассчитывают, что ребёнок будет получать высшее образование.
Полный список предметов, которые в 2023-2024 учебном году изучаются в 6 классе российской школы, выглядит так:
Кроме родного языка и литературы, а также второго иностранного языка, все эти дисциплины должны быть в расписании любого 6 класса российской школы.
Понятно, что родные язык и литературу преподают в основном в национальных республиках. В некоторых случаях им отдаётся достаточно много часов. А второй иностранный язык, как правило, преподаётся там, где хватает учителей разных языков.
В расписании могут стоять и другие предметы, на усмотрение руководства учебного заведения. Ф ГОС отдаёт под учебную программу, формируемую самой школой, несколько учебных часов в неделю.
Максимальная нагрузка на учеников 6 классов
Учебный год в 6 классе, согласно ФГОС, может длиться 34-35 учебных недель. Максимальное количество учебных часов в неделю — 33.
Каждый урок (учебный час) может длиться 40 или 45 минут, на усмотрение самой школы. Суммарная продолжительность каникул в течение учебного года — минимум 30 дней. Летние каникулы не могут быть короче восьми недель.
Что касается недельной нагрузки, то разные варианты примерного учебного плана, которые приводятся в образовательных стандартах, допускают разное количество учебных часов под некоторые дисциплины:
Что касается дополнительной части учебной программы, которую формирует школа (углублённое изучение каких-то предметов, внеурочная деятельность и т.п.), то для 6 классов под это может отдаваться до 4 часов в неделю.
Заглавное изображение: Пресс-служба Минпросвещения России
Понравился материал? Расскажите о нём друзьям!
. Блок был весь в предках — и как человек, и как поэт. Он был последний поэт-дворянин, последний из русских поэтов, кто мог бы украсить свой дом портретами дедов и прадедов. Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех ее членов, которые из поколения в поколение труженически служили наукам. Образование Блок получил тоже стародворянское, какого теперь не получить никому. В России только в пушкинскую пору поэты были так хорошо образованны. Судьба словно нарочно устроила так, что и его дед был профессор, и его отец был профессор, и его тесть был профессор, а все его тетки и мать — все были писательницы, жили книгами, молились на книги. От этой наследственной семейной культуры он не отрывался до последнего дня. В те дни под петербургским небомЖивет дворянская семья. Дворяне – все родня друг другу,И приучили их векаГлядеть в лицо другому кругуВсегда немного свысока.
Земное сердце стынет вновь,Но стужу я встречаю грудью,Храню я к людям на безлюдьи
Пускай зовут: «Забудь, поэт!Вернись в красивые уюты!Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!Уюта – нет. Покоя – нет. Революция открыла Блоку «подлинное лицо проснувшейся жизни», пробудила в нем ответственность за свое писательское дело. В октябре 1905 года он участвует в одной из демонстраций и несет во главе ее красное знамя. Поэзия Блока все больше проникается демократическим духом. В ней звучит взволнованный голос поэта. Идут века, шумит война,Встает мятеж, горят деревни,А ты все та же, моя страна,В красе заплаканной и древней. Доколе матери тужить?Доколе коршуну кружить?
Дворянская семьяС самого раннего детства —Он был заботой женщин нежнойОт грубой жизни огражденТак и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, няня, тетя Катя — не слишком ли много обожающих женщин? Вспоминая свое детство, он постоянно подчеркивал, что то было детство дворянское, — «золотое детство, елка, дворянское баловство», и называл себя в поэме «Возмездие» то «баловнем судеб», то «баловнем и любимцем семьи». Для своей семьи у него был единственный эпитет — дворянская. Настойчиво твердит он об этом в «Возмездии»:
В творчестве он отринул все благополучное и с юности сделался поэтом неуюта, неблагополучия, гибели. Всмотритесь в одну из его фотографий. Он сидит за самоваром, с семьей, в саду, окруженный стародворянской идиллией, среди ласковых улыбок и роз, но лицо у него страшное, бездомное, лермонтовское, — чуждое этим улыбкам и розам. Он отвернулся от всех, и кажется, что у него в этом доме нет ни семьи, ни угла. Таков он и был в своем творчестве: жил неуютно и гибельно. Все его творчество было насыщено чувством конца — конца неминуемого, находящегося уже «при дверях». С 1905 года Блок все двенадцать лет только и твердил о катастрофе. И замечательно, что он не только не боялся ее, но чем дальше, тем страстнее призывал. Только в революции он видел спасение от своей «острожной тоски». Революцию призывал он громко и требовательно:Эй, встань и загорись, и жги!Эй, подними свой верный молот,Чтоб молнией живой расколотБыл мрак, где не видать ни зги!Никто так не верил в мощь революции, как Блок. Она казалась ему всемогущей. Он предъявлял к ней огромные требования, но он не усомнился ни на миг, что она их исполнит. Только бы она пришла, а уж она не обманет.
Автор – Ухабина Мария Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №6 г. БалтийскаЖивой голос истории – Александр Александрович Блок
Россия, нищая Россия,Мне избы серые твои,Твои мне песни ветровые, —Как слезы первые любви!
А. А. БлокФевральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора.
Могила Александра Блока на Смоленском кладбище.
Империй власть, сходящая с ума,Ей столько раз распадом угрожала,Но распадалась все-таки сама. Поэзия, твоя столица – Пушкин,Заснежен, строг и страстен город Блок. Поэзия – великая держава. Сегодня мы будем говорить о великом поэте, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он – слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо:
Для понимания поэзии и личности Блока мало только книг, в которых дается толкование его поэтической судьбы. После Блока нам остались его дневники, статьи, письма, воспоминания современников. Читайте их. Они в большей степени, чем любая книга о Блоке, помогут вам узнать, «когда и чем жил поэт», приблизитесь к пониманию одного из величайших проявлений человеческого духа – поэзии Блока. И сегодня горит поэтическая звезда Блока, делая нас мудрее, чище и разумнее.
Благословляю все, что было, Я лучший доли не искал. О сердце, сколько ты любило! О разум, сколько ты пылал. А. А. Блок
«Мировая Душа», «Вечная Женственность», которая спасет мир, определили название сборника – «Стихи о Прекрасной Даме». Кто вдохновил Блока на создание этого цикла? «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой. Их более 800. Они принесли автору известность первого поэта России. Блок говорил, что стихи, написанные с 1898 по 1903 год, можно рассматривать как лирический дневник, так точно они отразили ощущения тех лет. Однако женитьба положила конец его «Стихам о Прекрасной Даме»: женился он в августе 1903 года. После женитьбы жизнь Блока потекла почти без событий. Блок часто бывал за границей — на немецких и французских курортах, в Испании, скитался по итальянским и нидерландским музеям — посещал Европу, как образованный русский барин, как человек сороковых годов.
Особое место в творчестве А. Блока занимает тема Родины. Однажды во время встречи с читателями поэта попросили почитать стихи о России. Он ответил: «Это все – о России». Родной простор, где история вплеталась в настоящее. Он чувствовал себя неотделимым от красоты, тишины. Это были его доли, его жизнь, его Россия. Стихи звучат как призыв и клятва:
Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире. Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом. До нас дошел его пророческий голос:О, я хочу безумно жить:Всё сущее – увековечить,Безличное – вочеловечить,Несбывшееся – воплотить!Пусть душит жизни сон тяжёлый,Пусть задыхаюсь в этом сне,-Быть может, юноша весёлыйВ грядущем скажет обо мне:Простим угрюмство – разве этоСокрытый двигатель его?Он весь – дитя добра и света,Он весь – свободы торжество!
-исследование по литературе в 8 классе.
Цель организовать действия учеников с целью ответа на вопрос, в чем особенности
– совершенствовать навыки анализа лирического произведения;
– чувство патриотизма, любовь к Родине;
– развивать аналитическое мышление, умение обобщать, сравнивать, наблюдать, умения
общаться в группе, слушать другого, высказываться самому
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, тексты стихотворений А. Блока, памятки, таблицы
1. Организационный момент
Сегодня мы с вами войдем в удивительный мир лирического произведения великого поэта
Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
– А как бы вы определили
мы будем сегодня говорить о теме Родины в творчестве А. Блока;
2) об особенностях изображения России в стихотворении Блока «Россия»)
– Да, наша цель: выявить особенности изображения родины в стихотворении
Поэтому наш урок не совсем обычный. Ведь мы будем выступать в роли исследователей,
литературоведов. А итогом нашей работы станет анализ стихотворения Блока «Россия»,
который вы приготовите дома на основе набранного на уроке материала. Чтобы
исследование шло эффективнее, вы разделились на 3 группы, выбрали в каждой группе
организатора. Представьтесь: 1 группа организатор ? ; 2 группа
организатор ?; 3 группа организатор
– Итак, как Блок шел к теме России? Как связана Родина и его судьба?
– Давайте обратимся к фактам из биографии поэта
2. Ответы по группам
Дед Блока, всемирно известный профессор, которого называли отцом русской ботаники,
ректор Петербургского университета, по совету своего друга Дмитрия Ивановича
Менделеева, в Подмосковье, в Клинском уезде, купил усадьбу Шахматово. Александр
Блок был покорён тенистым садом, вековыми елями, берёзами, липами, серебристыми
тополями. По узкому оврагу, заросшему елями и берёзами, бежал ручей. Со всех сторон
усадьбу обступал лес. Блок очень любил этот уголок России. 36 лет из 41 года жизни
поэта связано с усадьбой Шахматово. приезжал сюда ежегодноМногие знаменитые
творения выдающегося русского поэта созданы именно здесь. Удивительные по красоте
места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком.
Этот уголок средней России называют его духовной Родиной.
Возможно, от матери он слышал и о поместье Алферьевка Пензенской губернии,
принадлежавшем его деду Бекетову. Ныне в Колышлейском районе установлена стела в
2) Слово – 2 группе
Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него
жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый
реальный. К немуто я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни».
Судьба Родины очень волновала Блока переживалась им как его личная судьба.
Чувство боли и тревоги никогда не покидало поэтаОн не мыслил жизнь без России.
Россия и Блок едины. О ней он размышлял в своем подмосковном Шахматово, где и было
написано стихотворение «Россия».
3) Слово – 3 группе.
приготовили материал об истории создания стихотворения «Россия». Итогом
размышлений А. Блока о судьбе своей страны стал цикл стихов “Родина”, который
создавался с 1907 по 1916 годы. В этот цикл входит одно из наиболее известных
стихотворений “Россиянаписано 18 октября 1908г.
Появление в 1915 году сборника «Стихи о России» заставило увидеть в А. Блоке поэта
Итак, что мы запишем в тетради об истории создания стихотворения «Россия»?
(1907 цикл стихов «Родина». 18 октября 1908 года написано стихотворение
– Молодцы, ребята. Теперь предлагаю вам послушать стихотворение Блока «Россия»
актерском исполнении. А вы постарайтесь представить образ России, созданный
А. Блоком. Читает Народный артист России Виктор Татарский
( Звучит фонограмма
А сейчас обратимся к анализу стихотворения. Выясним, в чем особенности
изображения России в стихотворении А. Блока. В тетради у вас есть таблица, которую мы
и будем заполнятьОна вам поможет выполнить домашнее задание: анализ
стихотворения «Россия». В таблице 3 части: 1 – строфы, 2 основные образы и мотивы
– средства выразительности.
(На слайде –
Каждая группа анализировала по две строфы. В процессе выступления одной группы
остальные также работают. Таблица должна быть у всех заполнена.
Образ нищей России
Мотив дороги
Эпитеты: «стертые шлеи», «спицы расписныерасхлябанные
колеи», «нищая Россия»«
Сравнения: «как в годы золотые», «как слезы первые любви
Аллитерация: ( «Три сТерТых ТреплюТся шлеи», и
( обилие гласных звуков ) «спИцы распИснЫЕ», « нИщая
Олицетворение: «отдай красучародей заманит и обманет
«ты не пропадешь»
Ряды однородных членов: глаголы заманит и обманет
пропадешь, не сгинешь
женщины из народа
Мотив будущего России
Эпитеты: «узорный плат», «мгновенный взор»«
Ряды однородных членов: «лес, да поле,
Аллитерация: «оДНоЙ», «ЗаБотоЙ», «уЗоРНыЙ», «БРоВеЙ»
оксЮморон: «невозможное возможно», «дорога долгая легка».
Ответы учеников 1 группы
Чтение 1ых 2 строф.
Мы анализировали 1 и 2 строфы. В первой строфе явно прослеживаетсяОб
этом нам говорят«стертые шлеи», «спицы расписныерасхлябанные колеи
Во 2 строфе ярко представлен нищей России. Автор использует « нищая
Россия», «серые избы», Сочетание образа нищей России и мотива дороги подчеркивает,
что нищая Россия идет к будущему, преодолевая трудности и лишения. Эпитеты создают
неброский колорит, показывают нищету России. Конечно, легче любить страну за ее
богатство. Но любовь лирического героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в
нищете, и в унижении.
Ответ 2го ученика 1 группы
Мы выделили такое изобразительно-выразительное средство, как
сравнение: «как в годы золотые», «как слезы любви»
Обращаясь к прошлому, поэт намекает, что судьба России тоже была тяжелой, да и
настоящее России безрадостно. Но не смотря ни на что, Блок любит Родину. Для
лирического героя это «как слезы первые любви», а значит, раздумывать, за что любить
Россию, он и не пытается.
Мы изучали в интернете статьи об особенностях изображения России в стих Блока и
заинтересовались следующим: у Блока в соответствии с орфографией того времени «как
слезы первыя любви», что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что
любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.
Ответ 3 ученика 1 гр
Мы внимание на поэтическую фонетику и отметили
аллитерацию: «Три сТерТых ТреплюТся шлеи», ассонанс (обилие гласных звуков
спИцы распИснЫЕ», « нИщая РоссИя», «Избы»
Эти средства помогают ярче представить жизнь нищей России:
хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть,
печаль, нищета, женский плач усиливаются аллитерацией глухого согласного “т” и
ассонансом гласного звука «и»
Учитель: Итак, подведем итоги работы 1 группы. Что нужно отметить в таблице по 1ым
(Читает 1 или 2 ученика то, что в таблице – лучше из других групп)
– Слово – 2 группе.
Ответы учеников 2 группы
Мы работали с 3 и 4 строфамиВ 3 строфе есть эпитет «разбойная краса». Он, на наш
взгляд, очень важен. В нем выражается непокорность, упрямство, непредсказуемость
смелость. Не случайно автор рисует который может похитить
«разбойную красу». Этот образ у меня ассоциируется с образом колдуна, который
«заманит и обманет». А, может быть, это образ правителя, который хочет поставить
Россию на колени, сломить ее. Но автор верит, что она «не пропадет, не сгинет», а «лишь
забота затуманит» ее «прекрасные черты». Здесь, мне кажется, образ чародея с его
желанием похитить уступает место образу женщины с ее прекрасными чертами.
Через эти строки проходит . Крест обретает в данном стихотворении
дополнительный смысл. Крест – мвол тяжелой ноши, нелегкой судьбы русского
человека. И вместе с тем это святой знак, дающий право надеяться, что Бог обязательно
поможет. И Блок в это верит.
Ряды однородных членов, выраженных глаголамизаманит и обманет
пропадешь, не сгинешьНа редкость точные глаголы, которых у Блока очень много,
придают стихотворению динамичность, формируют у читателя уверенность в будущее
России, в котором не сомневался Блок.
Мы еще отметили аллитерацию звонких и сонорных « оДНоЙ», «ЗаБотоЙ»,
«уЗоРНыЙ», « БРоВеЙ»,которая также подчеркивает оптимистический взгляд поэта на
Учитель: Итак, подведем итоги работы 2 группы. Что нужно отметить в таблице по 3ей
и 4 строфам?
Слово 3 группе.
Чтение 5 и 6 строфы.
В 5 строфе мы отметили ряды однородных членов, выраженных существительными:
лес, да поле, да плат,которые рисуют необъятные просторы Родины.
образ прекрасной женщины из народа. На ней «узорный плат до бровей»
нее «мгновенный взор изпод платка». Так повязывали платок крестьянки, чтобы волосы
не мешали работать в поле, а может, чтобы лоб не загорал.
анализе 6 строфы мы также отметили
ВоЗМоЖНо», « ДоРоГа ДоЛГая», «МГНоВеННый ВЗол последнем шестистишии
очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистический взгляд, усиливает
веру поэта в светлое будущее России. Так появляется мотив будущего. И на это работает
оксЮморон. «И невозможное возможно» – считает поэт и надеется на перемены в
Учитель: Итак, подведем итоги работы 3 группы
Что нужно отметить в таблице по 5ой и 6 строфам?
Демонстрируется на слайде заполненная таблица.
Ребята, посмотрите на экран. Всё ли вы успели записать в таблицу? Дополните свои
– Вы хорошо поработали, я предлагаю вам немного расслабиться, отдохнуть и послушать
фрагмент 2 фортепианного концерта С. Рахманинова, посвященного теме Родины. Если
удобно, закройте глаза.
( Звучит фрагмент)
Перед нами – стихотворение. Поэтому давайте посмотрим, как стихотворный метр связан
с основной мыслью стихотворения
( На доске записаны 2 строчки из стихотворения. Ученик расставляет ударные и
безударные слоги и делает вывод, а остальные ученики работают в тетради
Стихотворение написано 4-х стопным ямбом, но с пиррихием, т.е. пропуском ударения.
Он придает ямбу плавность, напевность, делая его гибким и пластичным. Замедляется
Автор использует перекрестную рифмовку, женскую рифму чередует с мужской.
Мужская рифма с ударением на последнем слоге в строке. Женская с ударением на
предпоследнем слоге в строке. За счёт этого создаётся эффект движения повозки по
– Какова же основная мысль стихотворения?
– В чем же особенности изображения России в творчестве А. Блока?
Ответ учеников 1 группы
1. Россия для Блока была источником спасительной веры. Он говорил о Родине с
бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, щемящей болью и светлой
2. Образ Родины поэт раскрывает в стихотворении через любовь к женщине. Его
Россия — прекрасная женщина с сильным характером и нелегкой судьбой.
Никто до Блока не сказал таких слов о родине, которые хранятся в душе каждого русского
В Интернете нам встретилась статья Блока «Интеллигенция и революция». Мы из нее
«Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или
ничего; ждать нежданного; верить не в то, чего нет на свете, а в то, что должно быть на
свете; пусть сейчас этого нет и долго не будет. Но жизнь отдаст нам это, ибо она
Ответы учеников 3группы
И еще раз хочется вернуться к письму А. Блока К. Станиславскому, которое он написал
посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый
Думаю, теперь, после проведённой работы по анализу стихотворения «Россия», вам не
составит труда выразительно прочитать его. Кто желает?
Выразительное чтение стихотворения
( читает подготовленный ученик)
– обобщим нашу работу в виде синквейна.
Основное слово – существительное Россия
3 глагола не пропадет, не сгинет, выстоит
Предложение, характеризующее веру поэта в будущее: дорога долгая легка
к слову Россия? Будущее
Молодцы, ребята. На этой торжественной патриотической ноте мы заканчиваем урок.
Осталось подвести итоги.
Ребята, попробуйте оценить работу на уроке своих одноклассников сами
оценивает работу учеников своей группы – они оценивают его работу
1. Выразительное чтение стих. наизусть
2. Устное сочинение « Анализ стихотворения А. Блока « Россия»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Верхний Ломов
на районном методическом объединении учителей
русского языка и литературы по теме:
« Тема Родины в стихотворении А. Блока «Россия»
Подготовила: Лисицына Ю. А.
1 квалификационной категории
МБОУ СОШ с. Верхний Ломов
с. Верхний Ломов, 2015 год
Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет
– Не пропадешь, не сгинешь ты,
Умер Александр
Александрович Блок
7 августа 1921 года в
своей петроградской
квартире
от воспаления
сердечных клапанов.
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
Какие экзамены сдают в 5 классе
В 5 классе нас ожидают проверка по русскому языку, математике, истории и биологии. Эти предметы станут основой для ВПР (Всероссийская проверочная работа). Процесс оценки знаний учеников включает в себя разделы по указанным дисциплинам. Важно подготовиться к этим испытаниям, ведь они позволят понять, насколько хорошо освоены базовые знания.
Временной интервал с 15 марта по 20 мая 2023 года будет ознаменован проведением указанных ВПР. Важно помнить, что точные даты и расписание проверочных работ зависят от каждой образовательной организации. В этот период ученики смогут продемонстрировать свои умения и знания в русском языке, математике, истории и биологии, а также оценить свой уровень подготовки к новой ступени образования.
Отец, Александр Львович
Блок — профессор
варшавского университета по
кафедре государственного
права, знаток литературы.
А. Л. Блок
Символика стихотворения
В стихотворении звучит и мотив вольности, бунта.
Не случайно красота матушки Руси – «разбойная»;
не случайно ямщицкая песня «звенит тоской
острожной».
Кстати, мотив «тоски острожной» часто
появляется в лирике Блока.
Видимо, состояние гордой непокорности является
свойством характера поэта. И в этом качестве
свободолюбия, непокорности русского народа
поэт видит позитивное начало.
Какие предметы добавились
В пятом классе детей ожидают некоторые изменения в учебном плане. Окружающий мир уступает место истории, географии и биологии. Кроме того, в этом классе добавляются ещё два важных предмета – второй иностранный язык и информатика. Это, безусловно, расширит кругозор и знания учеников, но также повлечет за собой увеличение учебной нагрузки.
С ростом числа предметов увеличится и количество уроков в день. Первое время ученикам может быть тяжело привыкнуть к новому режиму и объему информации. Этот период может сопровождаться усталостью, поскольку дети, помимо учебы, часто участвуют в кружках и секциях. Более того, домашние задания станут более объемными, и важно будет уметь эффективно управлять временем, чтобы успешно справляться со всеми обязанностями.
Образ Руси в
стихотворениях русских
поэтов соединяется
с образом ветра.
Трагические события в России
он воспринимает не как
катастрофу, а как начало
долгого, тернистого пути.
Ямб — двусложный размер стиха
с ударением на чётный слог.
Тема Родины становится
сквозной в творчестве поэта.
«Этой теме я сознательно и
бесповоротно посвящаю
жизнь».
Это стихотворение —
признание в любви своей
земле, её народу, традициям и
обычаям. Поэтому оно будет
актуально всегда.
В 1944 году прах Блока
был перезахоронен
на Литераторских
мостках на Волковском
кладбище.
Во многих стихотворения Блока Россия олицетворяется
женщиной.
Эта женщина очень загадочна, и всё же некоторые её черты Блок
описывает: она красива в своей простоте, заботлива, чувственна.
Однако, помимо этих положительных качеств, у этой женщины есть
и отрицательные. С тех пор, как прошли “годы золотые”, она
обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние
“чародеев” – других стран, нахально желающих воспользоваться
богатством России.
И даже если недоброжелателям удастся поставить нищую Россию в
материальную зависимость, заманить её на край гибели (по
мнению этих “чародеев”), Россия и в этом случае не пропадёт и
“не сгинет”, ведь у неё есть бесценные природные богатства (лес
да поле) и неугасающая вера в возрождение (в будущем
“невозможное возможно”, “дорога долгая легка”).
В 1903 году Блок женился
на Любови Менделеевой.
Семья матери поэта имела
непосредственное
отношение к литературе и
науке.
А. Н. Бекетов
Анализ стихотворения «Россия» (А. Блок)
Александр Александрович Блок – один из величайших русских поэтов, символист. В родной стране он застал множество потрясений, несколько режимов, но независимо от политических условий он всегда с любовью относился к родной земле, с болью переживая все ее жертвы и потери и искренне радуясь ее победам.
Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».
Жанр, направление, размер
Произведение можно отнести к жанру гражданской лирики. Однако, несмотря на отчетливо звучащий социальный протест, стихотворение очень поэтично. Благодаря четырехстопному ямбу с перекрестной рифмовкой оно звучит светло и легко.
Стихотворение представляет собой обращение автора к родной земле, искренний, открытый разговор с ней. Текст наполнен множеством разных тропов; поэт не отступает и от принципов символизма, в стихотворении он создает загадочный и крайне индивидуальный образ своей страны.
Образы и символы
Темы и проблемы
Кончено, основной темой стихотворения является любовь к родной земле. Несмотря ни на что, автор остается верен своей Родине, всей душой поддерживая ее в трудные времена. Мотив самоотверженной любви к Родине и патриотизма звучит в блоковской «России» наиболее явно.
Тревога за судьбу России — это основная проблема стихотворения. Автор переживает за будущее и настоящее, обращает внимание на социальную незащищенность родины, которую он отождествлял с народом. Его Русь — это бедная, измученная трудом женщина. Такой поэт и видел свою страну и стремился открыть власть имущих глаза на ее лохмотья. Несмотря ни на что, он не ропщет и несет крест — то есть терпит трудности без ропота.
Лирический герой показывает пример самоотверженной любви к отечеству, со всеми его недостатками; он верит, что любовь проявляется совсем не в жалости («тебя жалеть я не умею»), а в преданности и искреннем деятельном сочувствии.
Поэт утверждает невозможность отстраниться от жизни своей страны, упрекать ее в минуты неудач и горестей. Он призывает с состраданием и любовью относится к родине, утверждая ее особую роль в жизни каждого человека: родина – мать, родина-друг, родина – возлюбленная. Каждый из нас должен нести свой крест и идти по дороге, как бы ни вязли спицы. Родина утешит нас пути и развеет тоску. Это и есть смысл и главная мысль стихотворения Блока «Россия».
Патриотизм стал сквозным мотивом в творчестве Блока, его основополагающей ценностью и идеей.
Невероятно поэтичный образ Родины рисует Александр Блок в своей «России». Он использует самые разные тропы, в том числе:
Также автор использует синтаксические приемы, например, ряды однородных членов предложения («лес, да поле, да плат», «не пропадешь, не сгинешь ты»), которые придают певучесть и плавность слогу.
Летом 1911 года Блок
едет за границу, на этот
раз во Францию.
Первые литературные
опыты маленького Саши
были встречены с особым
вниманием.
Внеклассные занятия
В школьной обязательной программе каждое образовательное учреждение должно предлагать разнообразные спортивные секции и кружки. Это может включать в себя такие направления, как рукоделие или шахматы. Кроме того, некоторые школы также предлагают факультативные занятия, которые расширяют спектр интересов учеников. Этот подход направлен на то, чтобы побудить детей к новым увлекательным занятиям и развить в них интерес к обучению.
Каждую неделю учащиеся проводят время на классных часах, во время которых классный руководитель обсуждает с ними вопросы, не связанные с учебой. Это позволяет создать более доверительную атмосферу и дать детям возможность высказаться по разным темам. К тому же для учеников пятого класса может быть рекомендованы факультативные уроки по психологии, которые помогут им лучше понять себя и развивать навыки психологической адаптации.
Список возможных факультативов:
Изобразительная система стихотворения
Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией
глухих согласных: “т” (опять, золотые, три
стёртых, треплются – в первом; обманет,
забота затуманит твои черты – в четвёртом
четверостишии), “ш” (не пропадёшь, не сгинешь,
лишь).
В последнем шестистишии, напротив, очень много
звонких согласных.
Автор использует специальный прием – аллитерацию
– повторяющийся звук «И», что создает особое
ощущение: появляется сдавленность в горле,
обычно предшествующая слезам, появившимся от
жалости к чему-либо.
Санкт-Петербург, 1917 г.
В 1909 году происходит два
тяжёлых события в семье
Блока: умирает ребёнок
Любови Дмитриевны и
умирает отец Блока.
Блок
экспериментировал в
то время с поэтическим
ритмом.
Летом 1898 г. Александр Блок
поступает в Петербургский
университет на юридический
факультет, позже переводится
на филологический факультет,
который и заканчивает в 1906
г.
Александр
Александрович
Блок
16 ноября1880 г.
Выход из тупика
связывается поэтом с
образом Родины.
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Слеза меняет свое прямое значение на
символическое. « Слёзы первые любви” очень
скоро сменяются рекой, и уже совершенно не
важно, больше ли, меньше ли в ней на одну
слезинку.
Мы встречаем крест – символ тяжёлой ноши,
нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с
тем это святой знак, дающий право надеяться,
что Бог обязательно поможет. Надежда на
светлое будущее – неотъемлемая черта русского
человека.
Композиция стихотворения кольцевая:
начинается и заканчивается образом дороги,
тройки, вечными символами Родины.
Родители маленького Саши
разошлись, и он с трёх лет жил
и воспитывался у родителей
отца.
Александр Блок был
чужд благолепных дум о
России.
В долготерпении,
в жизнестойкости народа,
которые не истребить
никакими «обманами»,
поэт видит спасение.
«Край ты мой, родимый
край»
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А. К. Толстой
(1817–1875 гг.)
Чередование богатых
мужских и женских рифм
создаёт ощущение
мелодичности и
гармонии.
И невозможное возможно, Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Мать, Александра
Андреевна, занималась
переводами стихов и прозы с
французского.
А. А. Блок
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви!
Архетип — первоначальный образ,
мотив, лежащий в основе общечеловеческой
символики.
Список предметов в 5 классе
В российских школах по общепринятой системе обучения школьники в 5 классе на 2023-2024 год проходят следующие предметы:
ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России) – это предмет, который занимается изучением культур различных народов России. Этот предмет направлен на предоставление основных знаний о истории, религиозных и культурных особенностях этих народов, а также на формирование уважения к их культурному наследию. В рамках уроков ученики будут читать народные сказки народов Севера и изучать уникальные черты этнического многообразия нашей страны.
Этот предмет ввели недавно и пока изучается не во всех школах.
Согласно новым правилам, образовательные учреждения теперь имеют возможность включать в свои учебные программы дополнительные предметы, одобренные Министерством образования. Это привело к распространению практики включения таких предметов, как краеведение и граждановедение, в расписание многих школ. Краеведение знакомит учеников с историей и географией того региона, в котором они живут, а также позволяет изучить местные особенности и полезные ископаемые. Граждановедение, в свою очередь, предоставляет учащимся ключевые сведения о законодательстве России, что приобретает особенное значение в современном мире.
Введение таких дополнительных предметов в учебный план позволяет детям расширить свой кругозор, понять и оценить мир вокруг себя более глубоко и осознанно. Ознакомление с историей и географией местного региона через краеведение способствует формированию гордости за свой край и пониманию своей роли в его будущем. В то же время, знания о законодательстве и принципах функционирования государства, которые предоставляет граждановедение, помогают подготовить молодое поколение к активному участию в общественной и политической жизни, а также воспитывают правовую культуру и уважение к правам и обязанностям граждан.
В соответствии с приказом Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г. выпущены ряд новых учебников ФГОС. Среди них – учебник по русскому языку Ладыженской (2023 год издания). Мы подготовили для вас ответы к учебнику